Автор прославляет святых создавая идеальные образы. Повесть о Петре и Февронии презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Турочакская средняя общеобразовательная школа»

Манеева Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Урок на тему: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.

Цели урока:

1. Образовательная : ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»; показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии; раскрыть образы святых Петра и Февронии; помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков; показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая: формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;· развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;· совершенствовать навыки характеристики героев.

3. Воспитательная: · воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;· воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;· посредством музыки воспитывать эстетический вкус учащихся.

Словарная работа: святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.

Структура урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

II. Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы

Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи – Слайд

Как вы думаете, изображение на иконах - это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.

Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. Слайд

III. Сообщение темы урока.

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония. Слайд

Тема нашего урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.

С этим произведением мы с вами уже познакомились на прошлом занятии.

Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

IV. Работа с эпиграфом. Слайд

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил:

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?

(Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги мы можем многое найти для себя)

Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, кто же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория? Слово учащимся. Слайд

V. История создания повести. Индивидуальные сообщения уч-ся.

А)ХVI век… - время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария (Слайд)по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (Слайд) (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. (Слайд)Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. (Слайд) Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Слайд Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Б)- Петр и Феврония – реальные исторические личности. Слайд 18 Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в в один день и час 25 июня 1228 года.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Слайд 20Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Ребята, в речи наших русичей встретились слова Слайд: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.

Давайте вспомним, что они означают?

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)

VI. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в пр-и

Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Слайд

Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения. Слайды

Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)

Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)

Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

Дайте определение повести.

Повесть - эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.

Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)

Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)

Назовите виды житий. (Виды: -«мученичество», описывающее мученичество и смерть святого;

Житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)

Какую структуру имели жития?

Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки и жития вы нашли в произведении?

Перечислите сказочные элементы этой повести.

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).)

Какие черты повести присутствуют в произведении?

Исторически точны названия мест;

Рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров/. Слайд 23-3

-Назовите черты жития в этом произведении.

* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.

Что означают слова «блаженный», «преподобный»и «смиренный»?

Блаженный – благой, добрый.

Преподобный - святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями). - Слайд

В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? Слайд (Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. (Слайд)

VII. Характеристика образов главных героев.

Перейдем к анализу худ. образов. Цель нашей беседы - составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии (Слайд), что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием - творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

Откройте тетради. Запишите тему урока. Разделите тетрадный лист на 2 равные части. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

Обратимся к образу Петра.

Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

Что мешает ему поступить иначе?

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии.)

Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)

Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

Обладает ли ими Петр? Запишем их.

Какие еще черты раскрываются в характере Петра? (Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Верность заповедям Божьим,

вера в Бога

(благочестие, религиозность)

Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…» -

Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»

Мудрость

Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.»

Любовь и верность близким

Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.»

Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром».

Умение прощать

Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

«Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.»

Справедливый правитель

«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.»

IX. Характеристика Февронии

Т. О., мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

Заглянем в дом к Февронии.

Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок).Не помазала ему один струп.

Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде?

(В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

О чем это говорит? (О какой черте характера это говорит?) (О добросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

2. Переказ фрагмента

Так почему же женился Петр на Февронии? (Потому что полюбил ее).

За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки.

Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна).

Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?

(Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.)Запишем.

Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались

через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского х-ра- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.

Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

Характеристика Февронии

Подтверждение из текста

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде». –

Чудесный дар

Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Верность

Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

Кротость, смирение

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии?

* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.

VIII.Работа с предметами-символами (Слайд)

Так закончилась жизнь Петра и Февронии. Мы уже многое знаем о наших героях. Давайте попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами три предмета: лестница, тропа и круг.

Что такое лестница? (Это приспособление, придуманное людьми для того, чтобы подниматься вверх ступенька за ступенькой.)

Как вы думаете, жизнь какого человека можно сравнить с подъемом по лестнице? (Человека, который преодолевает трудности, преграды, но все-таки добирается к вершине)

Как мы с вами поднимаемся по лестнице, чтобы что-нибудь достать, сделать или просто оказаться в нужном месте, точно так же и человек идет по символической лестнице, преодолевая препятствия, преграды, чтобы достичь вершины - совершенства.

А что такое тропа? (Тропа́ (тропи́нка) - узкая протоптанная дорожка).

Каким будет жизненный путь человека, если его представить в виде тропы?

Тропа символизирует сравнительно спокойную, ровную жизнь человека, в которой встречаются незначительные препятствия, заставляющие человека сворачивать то в одну, то в другую сторону.

А вот круг –это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов.

С помощью какого из этих предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Аргументируйте ответ. (Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.)(Слайд)

Если мы с вами сравним жизненный путь Февронии с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?

(Круг. Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима.)(Слайд)

IX. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.(Слайд)

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

Мужество

Добросердечие

Кротость

Смирение

Верность заповедям Божьим (благочестие, религиозность)

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

А какими нравственными качествами обладает Феврония?

Мудрость

Добросердечие

Трудолюбие

Милосердие

Способность самоотверженно любить

Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность)

Чудесный дар

Верность

Кротость, смирение

X.Домашнее задание. Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание, чтобы нам с вами не возвращаться к нему.

Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.) (Слайды)

Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью. Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)(Слайд)

Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. (слайд)

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. Слайд 31 В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. (Слайд) Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

XI. Итог урока.

Вернемся к нашему эпиграфу. Слайд 33

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

В чем основная ценность книги?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.)

Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

А в современное время эти качества ценятся?

Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

Какова же основная идея повести? (. Любовь, верность, доброта могут победить любое зло.)

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей. А помочь в этом смогут книги, которые вы видите на нашей выставке. В них вы найдете не только повесть о Петре и Февронии, но и рассказы о жизни других святых православной церкви.

XII.Выставление оценок.

Слайд 1

Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Гимн любви и верности»
Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской литературы, памятником агиографической литературы. Создана в середине 16 века

Слайд 2

Оригинальное название:
«Повесть от жития святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии.»

Слайд 3

«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.» Д.С.Лихачёв
Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п.

Слайд 4

муромо-рязанский цикл Ермолай –Еразм выдающийся писатель и публицист 1547 год
Князь Пётр убивает змея. Рукопись 17 века

Слайд 5

Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых - Петре и Февронии, которые действительно правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

Слайд 6

Словарь урока
Митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.
Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху). «Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви. Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди. Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах. Канонизация – причисление к лику святых.

Слайд 7

Проверь себя Тест-контроль

(+) 1. Змей поведал о своей смерти жене Павла. (–) 2. Петр убил лукавого змия топором. (+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы. (–) 4. Феврония была из села Майского. (из Лаского.) (–) 5. Брат Февронии был скалолазом. (+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один струп, чтобы проверить его. (–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены. (+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию. (+) 9. Петр и Феврония заранее заказали себе гроб. (+) 10. Их причислили к лику святых. (+) 11. У них не было детей. (+) 12. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. (–) 13. Души Петра и Февронии отошли в разное время. (+) 14. Сразу после смерти их положили в разные гробы. (+) 15. После смерти их пытались разлучить два раза.

Слайд 8

Слайд 9

В своём произведении автор показывает, что зло в мир приходит от дьявола - носителя зла, но также и от корысти, глупости, властолюбия людей. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно.

Слайд 10

Слайд 11

СКАЗКА? ЖИТИЕ? ПОВЕСТЬ?

Слайд 12

Вывод:
Сказка Житие Повесть

Слайд 13

Мы выявили следующие черты сказки:
1.Сказочный зачин. 2.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. 3.Есть сказочный герой змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея

Слайд 14

5. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок 6. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена) 7. Волшебные предметы (например, Агриков меч) 8.Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

Слайд 15

«Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Композиция жития: Рождение святого. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. Уход из родительского дома. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря. Прижизненные чудеса. Смерть святого. Посмертные чудеса.

Слайд 16

образец поведения человека
Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса Заключение – похвала святому
«Житие» - жизнеописание святых
Композиция
Христос

Слайд 17

«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:
Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии

Слайд 18

Чудеса, которые творят герои Необычная смерть и посмертные чудеса Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Слайд 19

В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности: 1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2.Герои повести – реальные люди
Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть»

Слайд 20

«…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…»
3.Детали

Слайд 21

4.На первый план выдвигается личность крестьянки 5.Тема социального неравенства 6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице

Слайд 22

Житийная повесть с элементами народно- сказочного характера

Слайд 23

СКАЗКА ЖИТИЕ ПОВЕСТЬ
Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру. По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
- Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел» - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- Есть волшебные вещи: агриков меч. - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. - Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- Добро побеждает зло (Пётр победил змия). - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- Загадки и хитроумные испытания. - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- Загадки и хитроумные испытания. - Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов). - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА - В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Слайд 24

К каким эпизодам повести вы бы сделали рисунки? Почему именно к этим? Что бы вы хотели сказать своими иллюстрациями?

Слайд 25

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал он у вас осуждения?
- Так почему же автор делает Петра главным героем?
- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?

Слайд 26

Слайд 27

Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм? любовь – самоотречение; любовь – самопожертвование; любовь – труд; любовь требует мудрости; если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды; любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей; настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности; истинная любовь продолжается и на небесах; «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

Слайд 28

«…Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  …  по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Андрей Рублёв. «Троица».

Слайд 32

Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «…это повесть о любви – сильной, непобедимой, «до гроба». Буря страстей. . . сменяется в «Повести…» тишиной умиротворённого самоуглубления, эмоциональностью. Феврония подобна «тихим ангелам» Андрея Рублёва. Она мудрая дева. Она готова на подвиг самоотречения. Между её чувством ума и волей нет конфликта: отсюда та необыкновенная «тишина» её образа…»

МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Урок литературы

« Нам сердце сохранит любовь и верность»

(по «Повести о Петре и Февронии Муромских»)

С.Бессоновка

Тема урока : «Нам сердце исцелит любовь и верность» (по "Повести о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма»)

Цель : показать значимость «Повести о Петре и Февронии Муромских» в формировании нравственных семейных ценностей

1. Образовательная:

определить проблематику повести;

определить приемы создания художественного человека Древней Руси;

совершенствовать навыки характеристики героев.

2. Воспитательная:

воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;

воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку.

3. Развивающая:

развивать логическое мышление, устную и письменную речь, коммуникативные способности (работа в группах);

формировать навыки исследовательской работы.

Тип урока: урок – исследование (с использованием интерактивных приемов)

Словарная работа: блаженный, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Домашнее задание (предварительное): задания для групп,индивидуальные.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией

Приложение 1

Ход урока

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.

    Подход к теме урока. Интрига.

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остаётся неизменным?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни?

А вот что думают об этом столь разные люди, жившие в разные эпохи – блаженный Августин (4-5 вв. н.э.) и академик Д.Лихачёв (20 в.)

Эпиграфы:

Все добродетели ни что иное, как любовь в разных видах.

(блаженный Августин)

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

(Д.Лихачёв )

Обратите внимание на тему нашего урока. Она звучит так: «Нам сердце исцелит … и …». Запишите её в тетради.

Ребята, что значит глагол «исцелять» и кого называют «исцелителем»? Заглянем в словарь В.Даля

*Исцелить – освободить кого – либо от болезней, вылечить, возвратить здоровье.

Исцелитель – исцеляющий кого – либо. (В. И. Даль)

Что может исцелить сердце человека?

Расскажите друг другу в парах.

Напишите варианты ответов на лепестках.

Мы с вами вернемся к вашим ответам чуть позже и сможем восстановить тему сегодняшнего урока: «…Нам сердце исцелит…..и ……». Произведение, которое поможет нам ответить на эти и другие вопросы, - одно из самых любимых и самых читаемых произведений древнерусской литературы 16 века – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая – Еразма.

Цель урока: Сегодня на уроке мы поговорим о человеческих отношениях, попытаемся понять, что же хотел сказать нам автор, какие проблемы волновали писателя далёкого прошлого, определим каков жанр этого произведения.

III . Учебное исследование. Выступления групп.

Для решения намеченных задач позвольте открыть заседание Ученого совета. Членами Ученого совета являются литературоведы, лингвисты, историки, искусствоведы. Каждая группа получила свою тему для исследования. С результатами нас познакомит каждая группа.

Повесть является одним из шедевров древнерусской литературы, она вошла в сокровищницу мировой культуры и имя автора её должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.

Кто же написал это произведение? Какова его предыстория?

Слово нашим историкам.

1.Выступление «историков».

Перенесемся в далекий ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи". Минеи от mineos (греч.) – месяц.

А четьи - ежемесячные чтения. В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие о муромских святых Петра и Февронии.

Кто они такие – князь Петр и княгиня Феврония? Знает ли история такие имена?

Мы выяснили, что летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Ермолай – Еразм литературно обработал местные предания о Петре и Февронии и легенды о летающем змее – оборотне и мудрой деве. Однако кроме названия, г. Муром встречаются другие исторические реалии.

Давайте мы с вами вспомним, какие же исторические объекты встречаются в повести? Я говорю название, а ваша задача вспомнить, с каким героем связано или в каком эпизоде встречается:

Село Ласково Рязанской земли

Церковь Воздвижения честного и животворящего креста

Соборный храм Перечистой Богородицы

Городская соборная церковь Рождества Святой Богородицы.

Таким образом, рассмотрев исторические реалии, мы убеждаемся в том, что автору было важно подчеркнуть достоверность тех событий, о которых он говорит в своем произведении.

IV .Выступление «литературоведов».

Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в изборник «Великие Четьи – Минеи». Почему?... Ответ – в исследованиях творческих групп учащихся – литературоведов, которые работали над выявлением особенностей жанра данного произведения: «Сказка? Житие? Повесть?»

1 группа литературоведов – сказка

Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:

Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.

Но необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

2 группа литературоведов – житие

Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых.

Жития имели определенную структуру:

Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых.

В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:

Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).

Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал – классический образец жития).

3 группа литературоведов – повесть

Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

Герои повести – реальные люди.

Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым.

Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

На первый план выдвигается личность крестьянки

Тема социального неравенства

История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести!

Итак, каков жанр этого произведения? Это фольклорное или литературное произведение?

Запишите вывод в тетрадях: «Для создания образов Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие».

V . Анализ повести.

1. Возвращение к теме урока.

Ребята, вы внимательно, вдумчиво прочитали повесть. Как вы думаете, о чём она?

Давайте мы восстановим слова, пропущенные в названии темы. Сделать это вы сможете, решив кроссворды, которые лежат у вас на партах. (Решение кроссвордов).

Готовы? Какие ключевые слова у вас получились? (любовь и верность).

2. Образы Петра и Февронии .

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

Какими же качествами характера надо обладать человеку, чтобы память о нём жила в веках?

Из предложенных черт характера выберете те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подберите те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.

Смелость, храбрость

Религиозность

Кротость и верность заповедям Божьим

Мудрость

Любовь и верность близким

Умение прощать

Итак, мы выяснили, характер Петра раскрывается в поступках, в отношении к другим людям.

С помощью каких предметов мы с вами можем представить жизненный путь Петра?

* Круг, лестница, тропа.

Н. С. Деменкова считает, что «развитие сюжета – это ступени, этапы нравственно прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей мир в вечных истин». Я соглашусь с этой точкой зрения, потому что Петр проходит путь физического и духовного исцеления благодаря Февронии. Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.

Кто же помогает герою исцелиться от этого недуга?

В чем заключается загадка Февронии? Характер главной героини многогранен. Характеристика Февронии Подтверждение из текста

Чудесный дар

Верность

Нравственная чистота

Способность самоотверженно любить

В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Что увидел гонец, когда вошёл к ней в дом?

В этом эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей. Феврония Муромская не единственная в истории христианства святая дева, имевшая ручного зайца. (выступление искусствоведа об иконографии Февронии и Св. Милленгелы Уэльской).

Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии – она сидит за ткацким станком и ткет холст. Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не богов, а богинь, сидящих за прялкой или ткацким станком. В фольклоре многих народов нить символизирует человеческую судьбу. Отсюда выражение – «нить судьбы». Перед смертью Феврония вышивала для храма Богородицы «воздух» для святой чаши. Но «нить судьбы» должна была прерваться, так как Петр и Феврония умирают в один день.

Феврония также характеризуется через поступки. Одним из средств создания художественного образа Февронии становится деталь. Эта ещё одна особенность этого произведения, ведь в традиционном житии нет деталей, автор избегает определенности, точности.

Как вы думаете, что символизирует чудесное возрождение срубленных для костра деревьев?

* Во – первых, подтверждается чудодейственный дар святой девы Февронии, во – вторых, изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула.

Академик Д. С. Лихачев отмечал: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра”

Если мы с вами сравним её жизненный путь с теми же предметами, то какой предмет вы выберете?

*Он учил ценить людей не по происхождению, а по их поступкам.

Как отвечают супруги на козни бояр, не взлюбивших новую княгиню за низкое происхождение?

* И Петр, и Феврония уходят из города. Для Петра верность таинству брака оказывается выше княжеских привилегий.

Какие человеческие пороки заставляют бояр так поступить с правителем?

* Зависть, злоба, лживость, мстительность.

Последовало ли за черными делами наказание бояр?

Да. «… Многие вельможи в городе погибли от меча, каждый хотел править, и сами себя погубил…»

А раскаяние?

* «…Не оставляй нас беззащитными, но вернись в свое отечество!.. Если прогневали тебя и рассердили…теперь же …рабы мы ваши, хотим, и любим, и умоляем, не оставьте нас…»

3. Выступление лингвистов.

* Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.

Что означают слова «блаженный», «благочестивый», «преподобный»?

Какие приемы создания художественного образа помогли нам постичь образы святых?

* Характер персонажей, который раскрылся в поступках, в отношении к другим людям, художественная деталь, сопоставление героя с другими героями, авторская оценка.

Какой эпизод в тексте подтверждает неиссякаемую силу любви Петра и Февронии?

* Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти. - На московском церковном соборе в 1547 году Петр и Феврония были канонизированы, то есть причислены к лику святых. Есть две чудотворные иконы Петра и Февронии – в Спасо – Преображенском монастыре в Муроме и в храме Малого Воздвижения в Москве. Икону святых попыталась постичь наш искусствовед.

4.Выступление искусствоведа: анализ иконы.

Итак, завершаем заседание нашего Ученого Совета. Все исследования были представлены.

VI . Заключительное слово учителя.

Среди всех житий русских святых «Повесть о Петре и Февронии Муромских» сияет особым светом. Нет у русского народа другого столь же поэтичного и поучительного рассказа о супружеской любви и верности. Муромское предание о любви князя и крестьянской девушки, расцветшее под пером церковного писателя Ермолая-Прегрешного, стало самым любимым чтением русских людей. Повесть, отразившая идеал христианского брака, названа «жемчужиной древнерусской литературы» и вошла в сокровищницу мировой культуры.

VII . Итог урока. Выводы.

В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Выводы запишите в тетради: Основная идея повести- торжество веры, мудрости,разума, добра и любви. Основные человеческие ценности, утверждаемые в повести- любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Что же, по вашему мнению, помогает исцелить сердце человека? (чтение записей)

Что помогло Февронии исцелить сердце Петра? (Любовь и верность).

А что вы написали на своих лепестках? (Чтение записей).

Давайте соберем ваши лепестки в один цветок – ромашка. Как вы думаете, имеет ли этот обычный полевой цветок какое – то отношение к нашему уроку?

VIII . Сообщение о Дне семьи, любви и верности.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

Летом этого года икона святых Петра и Февронии побывала во многих русских городах. Один из ваших одноклассников видел эту икону и скажет несколько слов о своих впечатлениях. (Выступление ученика).

IX . Рефлексия.

К помощи святых прибегают, чтобы обрести семью, сохранить любовь, вырастить детей. Глядя на огонёк свечи, горящей перед иконой святых Петра и Февронии, вы можете мысленно попросить о настоящей любви, о здоровье и благополучии своих родных и близких.

Поклоняемся вечным святыням,

И любовь наша к миру чиста.

Сердце русское верит и ныне-

Мир жестокий спасет красота.

Какая красота? (Духовная)

О духовной красоте говорит Ермолай – Еразм в «Повести о Петре и Февронии Муромских», о духовной красоте поется в песне.

Слушание песни «Петр и Феврония» (исполняет хор «Пересвет»)

X . Домашнее задание.

Сочинение – рассуждение «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития?»

«ПОВЕСТЬ

О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ »

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Задачи:

образовательные :

дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях;

раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образы главных героев Петра и Февронии;

формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

совершенствовать навык осознанного чтения.


Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно .


XI – XVII века


Жанры древнерусской литературы разнообразны: молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы – сказания, наставления, легенды.






Словарная работа:

Литературовед - специалист, изучающий науку о художественной литературе

Вязь соединение смежных букв в один сложный знак

Златокузнец, среброкузнец, сканный мастер – ювелиры, украшавшие оклад книги

Оклад – декоративное на книжном переплёте из тонких листов золота, серебра, меди


«Повесть

о Петре и Февронии Муромских».

Нравственные идеалы

и заветы Древней Руси




Историческая справка

  • Время создания – XVI век
  • Автор - Ермолай-Еразм
  • Прототипы – исторические лица, княжившие в Муроме в нач. XIII в. Умерли в 1228г
  • Место действия –с. Ласково,

г. Муром


История создания

Написана «Повесть писателем-публицистом Ермолаем. Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал протоп о пом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.


  • Тема – история любви.
  • Идея произведения заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.

Пётр и Феврония –исторические личности. Княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году.

Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть


Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

сказка

- сказочный зачин

  • добро побеждает зло

-загадки

-задания-испытания

-волшебные предметы

- постоянные эпитеты

житие

- рассказ о жизни святых

-прославление святых

-любовь героев к Богу

-чудеса святых

повесть

- несколько сюжетных линий

-исторически точны названия мест

-детали быта

Житийная повесть с элементами народно-сказочного характера

СКАЗКА

ЖИТИЕ

Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

ПОВЕСТЬ

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.

Сказочный зачин: « Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

Жития имели определенную структуру.

По́весть - прозаический жанр, тяготеющий

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

  • Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день»,

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

«на следующее утро».

Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

Есть волшебные вещи: агриков меч.

Добро побеждает зло (Пётр победил змия).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

Загадки и хитроумные испытания.

Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

  • Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева);
  • повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ

С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНО-СКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА


Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

ВЫВОД:

В «Повести о Петре и Февронии Муромских» есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.


Композиция повести.

ПЛАН

1.Подвиг князя Петра

2.Мудрая дева Феврония

3.Поединок Петра и Февронии с боярами

4.Кончина святых и посмертные чудеса


Работа с текстом произведения

основные эпизоды повести:

  • 1.Проделки дьявола
  • 2.Отчего смерть змея приключится.
  • .3.Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
  • 4.Агриков меч найден.
  • 5. Змей убит.
  • 6.Мудрая девушка из села Ласково.
  • 7.Условие Февронии и исцеление.

  • 8. Заговор против княгини Февронии.
  • 9. «Дайте то, что я прошу!»
  • 10. Прозорливость Февронии.
  • 11. Возвращение в Муром и счастливое княжение.
  • 12. «Приспело время преставления».
  • 13.Чудеса с телами Петра и Февронии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

«Соколиный глаз».

1.В какое село отправился слуга в поиске лекаря?

2.Где находился Агриков меч? Каково его назначение?

3.Какое условие поставила Феврония перед лечением князя?

4.За что бояре невзлюбили девушку?

5.Зачем приказала не все струпья помазать?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

«Соколиный глаз».

6.Что оказалось в ладони Февронии после обеда?

7.Что предлагали бояре Февронии вместо мужа?

8.Почему бояре перебили друг друга?

9.Чьей была дочерью Феврония?

10.Что вышивала Феврония пред смертью


Духовный мир главных героев. Характеристика Петра

В нём есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово, стал её испытывать, когда жёны бояр стали наговаривать на неё.


Характеристика Петра

- Что мешает ему поступить иначе?

- Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?


Характеристика Петра

  • Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте.
  • Быть невысокомерным,

значит быть каким?

- Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает?


Характеристика Петра

- Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии?

- Обладает ли ими Петр? Запишем их.

- Какие ещё черты раскрываются в характере Петра?

  • - Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Характеристика Петра

-Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом.

Характеристика Петра

1.Верность заповедям Божьим, вера в Бога

(благочестие, религиозность)

  • Петр молится в церкви. «Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…»
  • Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»
  • Мудрость
  • Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.» - с.55
  • Любовь и верность близким
  • Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.» -с. 55
  • Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром». –с.60
  • Умение прощать
  • Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.
  • «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.» -с.61
  • Справедливый правитель
  • «И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.» - с.61-62

Характеристика Петра

2. Мудрость

  • Догадался, что змей –не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел.»

Характеристика Петра

3. Любовь и верность близким

  • Ради брата своего думает, как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать, как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч.»
  • Был верен Февронии. «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром».

Характеристика Петра

4. Умение прощать

Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром. «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.»

  • Справедливый правитель

«И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа.»


Характеристика Февронии

Он учит ценить людей по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные .


Характеристика Февронии

-В чем заключается загадка Февронии?

Кто такая Феврония?

- Когда мы впервые знакомимся с Февронией?

- Заглянем в дом к Февронии.


Характеристика Февронии

Порассуждаем:

  • О чем свидетельствуют загадки Февронии?
  • Что автор намеренно хочет подчеркнуть в ней?

-Прочитайте в повести загадки Февронии .

- Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.


Характеристика Февронии

  • С какой целью автор использует их здесь?

(Для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).


Характеристика Февронии

  • За что же полюбил Пётр Февронию?
  • Он убедился в уме, душевной красоте девушки.
  • Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна.

Характеристика Февронии


Характеристика Февронии

- Почему Феврония полюбила Петра, не видя его, т.к. они общались через слуг?

(Он обладает качествами настоящего мужского характера- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением).


Характеристика Февронии

1.Благочестивость (верность заповедям божьим, религиозность, вера в Бога)

  • Успокаивает Петра. Укрепляет в нем веру. «Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде».

Характеристика Февронии

2. Чудесный дар

  • Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Характеристика Февронии

3. Верность

  • Уходя из Мурома Берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

4.Кротость, смирение

  • Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

Порассуждай:

  • Почему автор не рисует портретов героев повести?

Не внешность, не красота главное для него. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки.


Порассуждай:

  • Какими эпитетами автор награждает героев?

Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный.

Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная.


Словарная работа:

  • Блаженный – благой, добрый.
  • Преподобный - святой из монашествующих.
  • Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1 . Как жили молодые после замужества?

2. Как вы понимаете выражение «благочестиво и праведно»?

3. Какой выбор делает Петр между женой и троном? Как это его характеризует?

4. Почему его попросили вернуться?

5. Как княжили после возвращения? Чего не любили в общественном укладе?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

6. Какой пример подавали своим правлением?

8. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности?

9. Как завершается жизненный путь Петра и Февронии?

10. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти?


Духовный портрет святых

Феврония

-мудрость

-добросердечие

-милосердие

-способность любить

-благочестие

-чудесный дар

-верность

-кротость, смирение

Петр

- мужество

-добросердечие

-кротость, смирение

-верность заповедям Божьим (благочестие)

-мудрость

-любовь и верность близким

- умение прощать

Образец нравственных и духовных ценностей



Всероссийский день семьи, любви и верности




Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Провести словарную работу: задание №2, стр. 82.
  • Подготовить чтение «Повести…» по ролям .

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм Автор-составитель Андреянова И. Э., учитель русского языка Карповской СОШ

Повесть создана в середине XVI в. писателем Ермолаем-Еразмом. Священник получил задание написать сочинение о муромских святых – князе Петре и его супруге. Это житие должно было войти в полное общерусское собрание житий – «Великие Минеи Четьи» (ежемесячные чтения)

Герои повести – исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII в. Но в «Повести…» историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд. На соборе 1547 г. Пётр и Феврония были канонизированы, т. е. причислены к лику святых. Но произведение не было включено в сборник

Автор пытается решать современные ему проблемы: 1. как правитель должен относиться к своим подданным; 2. кто такие бояре и крестьяне; 3. как приходит в этот мир зло, можно ли с ним бороться; 4. есть ли у зла свои служители?

Жанровое своеобразие повести Сказка? Житие? Повесть?

СКАЗКА - жанр устного народного творчества, рассказ о вымышленных событиях, где изображается победа добра над злом, воплощаются народные представления о красоте, справедливости, достоинствах человека.

ЖИТИЕ - жизнеописание людей, объявленных христианской церковью святыми.

ПОВЕСТЬ - средний между рассказом и романом эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).

Сказочный зачин. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Есть сказочный герой змей-искуситель. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). Волшебные помощники (например, Агриков меч). Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). Сказочные черты

Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр - благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. Чудеса, которые творят герои. Необычная смерть и посмертные чудеса. Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д. ЧЕРТЫ ЖИТИЯ

1. Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2 . Герои повести – реальные люди. 3. Детали. 4. На первый план выдвигается личность крестьянки. 5. Тема социального неравенства. 6. История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице. Черты повести

Жанр «Повести…» не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с житием. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умения автора обобщать различные явления жизни, позволяет рассматривать «Повесть…» как начальную стадию развития жанра ВЫВОД: Бытовой повести

Храмом Петра и Февронии, где хранятся мощи святых, является Троицкий собор в Свято-Троицком монастыре города Мурома. В этот собор со всей России и даже из-за границы приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Петра и Февронии и испросить у святых благоверных супружеского счастья, истинной любви и верности.

Рака с мощами

В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб.

Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на Первомайском бульваре между Казанским женским монастырем и ярославским ЗАГСом. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Ярославле представляет собой трехметровую бронзовую скульптурную композицию с фигурами святых Петра и Февронии, держащих в руках голубя – символ семейного очага и мира. Памятник в Ярославле установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». ЯРОСЛАВЛЬ

Дата открытия: 14 октября 2009 г. Место установки: в Преображенском парке Абакана рядом с Преображенским собором. Скульптор: Константин Зинич. Памятник Петру и Февронии в Абакане установили недалеко от металлического дуба, на который молодожены, по местной традиции, вешают замки с именами своей пары, а ключ от замка бросают на дно рядом расположенного водоема. Теперь это традиционное свадебное место Абакана дополнилось памятником Петру и Февронии – в день бракосочетания новобрачные могут попросить святых сделать их брак счастливым. Скульптор Константин Зинич постарался не просто изобразить святую княжескую чету, а показать торжество духовного начала в супружестве. Памятник Петру и Февронии отлит из бронзы, высота бронзовых фигур достигает 2,6 метра, вместе с постаментом – около 4 метров. АБАКАН

Дата открытия: 8 июля 2008 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: перед зданием муромского ЗАГСа. Скульптор: Николай Щербаков. Памятник Петру и Февронии в Муроме носит название «Союз любви - мудрый брак». В этой скульптурной композиции святые Петр и Феврония изображены как две коленопреклонённые фигуры, нежно протягивающие друг к другу руки. МУРОМ

АРХАНГЕЛЬСК Дата открытия: 28 июня 2009 г. Место установки: на пересечении улицы Логинова и набережной Северной Двины рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Архангельске выполнен из бронзы и в высоту достигает 3,3 метра. Скульптор изобразил сцену возвращения князей Петра и Февронии из изгнания обратно на княжение в Муром. Памятник в Архангельске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». По замыслу организаторов проекта, они хотели создать местную традицию для молодоженов – в день бракосочетания или венчания приезжать к памятнику Петру и Февронии, чтобы поклониться святым покровителям брака и обратиться к ним с просьбой о благополучии семейной жизни.

Дата открытия: 5 июля 2009 г. Место установки: перед зданием Ульяновского Государственного Университета. Скульпторы: Олег Клюев и Николай Анциферов. Памятник Петру и Февронии в Ульяновске выполнен из бронзы и представляет собой молодых князей Петра и Февронию с голубем, символизирующим любовь и верность. Памятник в Ульяновске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». УЛЬЯНОВСК

Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на площади перед зданием сочинского ЗАГСа. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Сочи представляет собой Петра и Февронию в монашеских одеждах под деревьями, в кроне деревьев в гнезде расположилось семейство голубей, а под деревом сидит заяц, друг Февронии еще с девических времен. Памятник отлит из бронзы, его вес 3 тонны, высота – 3,2 метра. Памятник в Сочи установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». Уже сейчас в Сочи складывается традиция среди молодых людей делать предложение руки и сердца у памятника Петру и Февронии. СОЧИ

ОМСК БИЙСК ИРКУТСК САМАРА

Использованные источники 1.Энциклопедия для детей. Е. 9. Русская литература. Ч. 1./ Главн. Ред. М. Д. Аксёнов. – М.: Аванта+ , 1998. 2. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М.: Высш. шк., 1998. 3. www.petr-fevronia.ru 4. www.zlatoriza.ru




Творчество и игры