Биография куприна презентация для начальной школы. Презентации по Куприну А.И
Александр Иванович Куприн (26.08.1870 - 25.08.1938)
Презентация разработана учителем
русского языка и литературы
ГОУ СОШ №690 г. Москвы
Мокшиной Татьяной Михайловной
Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион). Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, "обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством". В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой". Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: "Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике". Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. В кадетском корпусе появились первые склонности к литературе. Будучи курсантом, Куприн впервые опубликовал первый рассказ «Последний дебют»(1889) Четырнадцать лет длилась военная жизнь Куприны с дочерьми Ксенией и Зиночкой Тяжелая болезнь (рак) помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался. Музей А. И. Куприна, филиал Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, открыт 6 сентября 1981 года. С пензенским краем А.И. Куприн связан рождением и ранними годами жизни. До четырех лет он жил в городе Наровчат Пензенской губернии. Музей расположен в одноэтажном, деревянном здании. Экспозиции музея посвящены: рассказу о жизни и творчестве А.И. Куприна Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку. Там находится 4 года. Этот период отражен в повести «Поединок». Это произведение принесло автору всероссийскую известность. Тема: кризис России, всех сфер русской жизни, т.к. проблемы армии всегда отражают жизнь общества
Повесть «Поединок» (1905)
Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой создания повести. «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, размах русской природы…» Тема: социальное неравенство людей, приводящее к печальным последствиям.
Повесть «Олеся» (1898)
Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. Он писал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность. «…прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к нему. Тот обещал не писать больше и принял браслет. Этим все и кончилось». А.И.Куприн
«Гранатовый браслет» (1910)
1 слайд
(1870 – 1938) Цель: 1. познакомиться с этапами жизни писателя; 2. проследить влияние жизненных этапов на творчество.
2 слайд
3 слайд
4 слайд
Кроссворд 1 8 4 3 6 5 7 П К М Ж И В О Т Н Ы Е Р Е Ш О С Е Р Г Е Й О Р К М 2 Ц Г А А М А О И А Л М А З О В В О В Ы
5 слайд
6 слайд
Родился 8 сентября 1870 г. в городке Наровчатове Пензенской губернии. Отец умер от холеры. С 7 лет учеба в сиротском училище. Затем в кадетском корпусе в Москве. «Все серо, казарменно… Товарищи грубы, начальство недоброжелательно.» А.И.Куприн.
8 слайд
В 1896 году, Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первого крупного произведения - повести «Молох». Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы. «Прапорщик армейский» (1897), «Олеся» (1898) и затем, уже в начале XX столетия, - «В цирке» (1901), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903) и повесть «Поединок» (1905).
9 слайд
Февральскую революцию Куприн встретил восторженно. . В его художественных произведениях этой поры (рассказы "Храбрые беглецы", "Сашка и Яшка", "Гусеница", "Звезда Соломона") нет прямых откликов на бурные события, переживаемые страной. Во время Октябрьской революции Куприн публикуется в буржуазных газетах "Эра", "Петроградский листок", "Эхо", "Вечернее слово». Критикует планы Ленина по преобразованию России. Летом 1920 года он оказывается в Париже. Там его литературное творчество практически прекращается
10 слайд
Очень скучал по Родине. Писатель твердо решил вернуться в Россию. Александр Иванович очень волновался. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде. Тяжелая болезнь (рак языка) помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался. Похоронен в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.
11 слайд
12 слайд
Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой создания повести. «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, размах русской природы…» Тема: социальное неравенство людей, приводящее к печальным последствиям.
13 слайд
14 слайд
Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку. Там находится 4 года. Этот период отражен в повести «Поединок». Это произведение принесло автору всероссийскую известность. Тема: кризис России, всех сфер русской жизни, т.к. проблемы армии всегда отражают жизнь общества.
15 слайд
Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. Он писал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность. «…прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к нему. Тот обещал не писать больше и принял браслет. Этим все и кончилось». А.И.Куприн
Мать – Любовь Алексеевна
Из рода татарскихкнязей
Кулунчановых. У неё
не остаётся средств к
существованию, и
она переезжает с
детьми в Москву,
дочерей помещает в
закрытые заведения,
а сама вместе с сыно
поселяется во
Вдовьем доме
Разумовский пансион
В шесть лет Сашуотдают в Разумовский
пансион (сиротское
училище), начинается
подготовка к
поступлению в
военную гимназию
1889-1890
Поступает вМосковский
кадетский корпус. О
своей учёбе в
кадетском корпусе
Куприн вспоминал в
повести «Кадеты»:
«воспоминание о
розгах в кадетском
корпусе осталось у
меня на всю жизнь»
Александровское училище
Из Александровскогоучилища выходит
через 2 года в чине
поручика.
Служба в армии
Служит в 46-омпехотном
Днепровском полку,
квартировавшем в
заштатных городках
Подольской
губернии.
В это время созревает
твёрдое убеждение
заниматься
литературой
Начало литературного творчества
В 1893-1894 годах впетербургском журнале
«Русское богатство»
вышли его повесть
«Впотьмах», рассказы
«Лунной ночью» и
«Дознание». На
армейскую тему у
Куприна несколько
рассказов: «Ночлег»
(1897), «Ночная смена»
(1899), «Поход».
Отставка
В 1894 году выходит вотставку, имея, по
свидетельству своего
биографа Ф.
Батюшкова, 4 рубля
в кармане.
Странствия по России
В целях приработкаисколесил пол-России,
освоил десятки
профессий:
Изучал зубоврачебное
дело
Открыл свой цирк
Был управляющим
имением
Актёром бродячей
труппы
Основная черта его натуры - страстность
Основная черта его натуры страстностьСтрастен в своих
увлечениях, в
житейских
ситуациях, страстно
писал. Но отсюда и
недостаток его
таланта: часто
благодаря своей
страстности не
оттачивал фразу
Главное направление творчества Куприна
«Меня влечёт кгероическим
сюжетам. Нужно
писать не о том, как
люди обнищали духом
и опошлели, а о
торжестве человека, о
силе власти его».
Кумиры Куприна
Пушкин, Толстой, ЧеховВ Пушкине ценил чувство
истории. Любимая мысль
из Пушкина:
Когда народы, распри
позабыв,
В единую семью сольются
О Толстом:
Он говорил нам,недоверчивым и
скупым, о том, что
каждый человек
может быть добрым,
сострадательным,
интересным и
красивым душой».
«Смотрите, как
лучезарно прекрасен
и велик человек!»
Чехов и Куприн
У Чехова Куприн ценил мысль, что будущаягармоничная культура облагородит человечество.
Раннее творчество
Торжествуетсамоотверженное
чувство или
утончённое
влечение к
Прекрасному
«Лолли»
«Олеся»
«Сентиментальный
роман»
«Осенние цветы»
Более позднее творчество
Всё большепроизведений,
передающих
угасание или гибель
гуманных ценностей
в мрачной,
противоречивой
атмосфере
«К славе»
«Погибшая сила»
«Светлая любовь»
Куприн и революция
После захвата властибольшевиками писатель не
принял политику военного
коммунизма и сопряжённый
с ней террор. В 1918 году
ходил к Ленину с
предложением издавать
газету для деревни -
«Земля». Работал в
издательстве «Всемирная
литература», основанном
Горьким. Был арестован, три
дня просидел в тюрьме, был
выпущен и внесён в список
заложников.
Эмиграция
Жил в Гатчине. Осенью 1919 года, сприходом белых, поступил в
чине поручика в СевероЗападную армию, получил
назначение редактором
армейской газеты «Приневский
край», которую возглавлял
генерал Краснов.
После поражения Северо-Западной
армии эмигрировал за границу.
Семнадцать лет, которые писатель
провёл в Париже, вопреки
мнению советского
литературоведения, были
плодотворным периодом
Возвращение на родину
Главное качество
Везде, даже в ограниченном, заблудшемчеловеке, Куприн раскрывал природные,
«вытесненные» порочным миропорядком
возможности. Он смотрит на своего героя со
стороны и изнутри, постоянно переключаясь
с внешних событий на внутреннее состояние
личности.
Гранатовый браслет (1910)
Рассказ автобиографичен:мать писателя получала
письма от анонимного
влюбленного. Он писал, что
разница в социальном
положении не позволяет ему
рассчитывать на
взаимность.
«…прислал моей матери
гранатовый браслет. Мой
дядя и отец отправились к
нему. Тот обещал не писать
больше и принял браслет.
Этим все и кончилось».
«Гранатовый браслет», 1910 год
Рассказ посвящен одной из главных тем творчестваКуприна – теме любви.
В основе рассказа лежит реальный факт – история
любви скромного чиновника к светской даме – матери
писателя Л. Любимова.
Куприн опоэтизировал частный случай, несколько
изменил финал рассказа, придав ему трагическое
звучание.
В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из
Второй сонаты Бетховена.
Главные герои рассказа
Вера Николаевна ШеинаГ.С. Желтков
Жена предводителя дворянства, «холодная и свы-сока
любезная», «с холо-ным и
гордым лицом»; деликатная и
самоотвер-женная, она изо
всех сил помогает мужу
сводить концы с концами,
«хотя жить приходилось
выше средств».
Бедный телеграфист,
«маленький человек» со
смешной фамилией, тихий,
незаметный, НО
Силой своей любви он
встает выше мелочной суеты,
любовь возвысила его:
«Меня не интересует в
жизни НИЧТО»