Богородская резная. Музей богородской игрушки

Привет, друзья! Не секрет, что начальная школа - дополнительный источник творческого вдохновения не только для детей, но и для их родителей (по крайней мере, для тех родителей, которые не прочь помастерить-порукодельничать на досуге). Разнообразные конкурсы и творческие задачи (например, по оформлению класса к празднику) заскучать не дадут. А порой они подталкивают к весьма интересным экспериментам, которым в собственном графике вряд ли нашлось бы место.

Наш сын Володя учится в третьем классе, и сейчас в школе проходит конкурс на тему изготовления славянской игрушки своими руками из любых материалов. Конкурс — для учащихся, но участие родителей подразумевается. :)

Миссия поддержать честь класса в этом конкурсе выпала нам. С темой мы как-то сразу определились — знаменитая богородская игрушка"Кузнецы", та самая, где мужик и медведь кувалдами стучат по наковальне.

Кстати, собирая материал для нашей затеи, заодно почитала про историю богородской игрушки. Так вот, родиной этого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур является старинное подмосковное село Богородское. В конце XVI века село было передано Троице-Сергиеву монастырю, который являлся одним из крупных центров художественных ремесел Руси.

Считается, что именно благодаря влиянию Троице-Сергиева монастыря зародился и получил развитие Богородский промысел. Игрушке «Кузнецы» насчитывается уже более 300 лет, и она по праву является символом промысла.

Согласно упоминаниям в старинных документах Пётр I дарил «Кузнецов» своему сыну царевичу Алексею. А французский скульптор Огюст Роден, рассматривая эту богородскую игрушку, произнёс: «Народ, который создал эту игрушку, - великий народ.»

При желании Вы найдёте в сети много интересной информации об истории и современном развитии Богородского промысла.

А мы пока пойдём дальше. Конечно, о том, чтобы сделать игрушку «Кузнецы», как положено, из дерева, мы даже не помышляли. А вот выполнить её из более мягкого и податливого материала — гофрокартона — эта идея показалась нам вполне осуществимой.

Как оказалось впоследствии, в своих прогнозах мы не ошиблись, игрушка получилась что надо! Характерную особенность богородской игрушки — подвижность элементов — удалось воплотить на все сто: мужик и медведь весело колотят по наковальне, и звук при этом издаётся, почти как при стуке по дереву.

И вообще изделие вышло достаточно прочным благодаря многослойной конструкции.

Но давайте перейдём к самому процессу изготовления, и вы сами увидите все нюансы.

Мастер-класс: богородская игрушка «Кузнецы» из картона

Материалы и инструменты:

— листы офисной бумаги формата А4 (для печати шаблонов);
— микрогофрокартон;
— деревянные шпажки;
— канцелярский нож;
— ножницы;
— металлическая линейка;
— пробойник и молоток либо шило;
— клей «Момент Кристалл»;
— двусторонний скотч;
— акриловые краски и кисти.

Началось всё вот с этого рисунка игрушки «Кузнецы», найденного в сети.

На его основе были подготовлены шаблоны для вырезания из картона, и дело пошло. Шаблоны можете сразу скачать здесь:

Хочется отдельно остановиться на основном материале для изготовления игрушки. Мы использовали микрогофрокартон (это одна из разновидностей упаковочного гофрокартона). Он трёхслойный (два плоских, один гофрированный), его толщина 1,5-2 мм.

Почему именно микрогофрокартон? Помимо того, что с гофрокартоном у нас вообще давние тёплые отношения, этот материал очень удобен в обработке. Он легко режется, а при склеивании нескольких слоёв получаются довольно плотные и прочные детали.

В принципе в качестве альтернативы можно использовать, к примеру, переплётный картон толщиной 1,5 мм. Но резать его тяжелее. Особенно сложно будет вырезать головы мужика и медведя.

К тому же микрогофрокартон гораздо дешевле. А если использовать б/у коробки, то он вообще обойдётся бесплатно. В коробки из микрогофрокартона обычно упаковывают кондитерские изделия, посуду, косметическую и фармацевтическую продукцию и многое другое.

Найти подходящие коробки не составит труда. А с учётом масштаба деталей, потребуется картона совсем не много.

1. Подготовка деталей игрушки «Кузнецы».

Вырезаем из картона по шаблонам все детали. Для удобства количество шаблонов равно количеству деталей.

Технология проста: вырезаем шаблон или группу шаблонов с небольшими припусками и прикрепляем к изнаночной стороне картона кусочками двустороннего скотча, после чего вырезаем детали. Более подробно и наглядно этот процесс продемонстрирован .

При размещении шаблонов на картоне обратите внимание на рекомендуемые направления волн гофрированного слоя (в файле есть соответствующие обозначения). От этого зависят и внешний вид, и механические характеристики деталей.

Вот вырезаны все детали наковальни:

Две трапециевидные детали (они нужны для заполнения зазоров между частями наковальни и планкой) необходимо сплющить.

Вырезаем детали кувалд. Ну, здесь вообще всё предельно просто.

В качестве рукояток будут отрезки деревянной шпажки длиной 30 мм . В данном случае лучше использовать шпажку потолще.
Далее вырезаем детали планок. Здесь для повышения жёсткости в среднюю деталь каждой планки на всякий случай вставлены кусочки деревянной шпажки (эта шпажка меньшего диаметра, чем шпажка для кувалд).

В принципе это делать не обязательно. Просто детали узкие и длинные, поэтому легко гнутся (особенно с учётом поперечного расположения волн гофрированного слоя). Не хотелось рисковать — на всякий случай укрепили.

Когда склеите слои планок даже без шпажек, прочность и жёсткость их заметно повысится. А поперечные усилия на планки при функционировании готовой игрушки «Кузнецы» прилагаться не должны. Думаю, в любом случае всё должно быть в порядке.

Но если всё же хочется большей надёжности, Вы знаете, как поступить. :)

На внешних деталях нижней планки сразу поставьте кончиком ножа небольшие отметки, где должна быть наковальня.

На всех деталях планок проделываем отверстия. Мы использовали пробойник из набора «Зубр».

Если же такого инструмента нет в наличии, то просто проколите отверстия шилом, а затем расширьте их шпажкой, кусочки которой будете использовать в качестве стержней при сборке игрушки.

Важный момент: шпажка должна свободно вращаться в отверстиях планки.

Переходим к самому сложному и ответственному этапу — вырезанию деталей мужика и медведя.

Здесь по 2 группы деталей в зеркальном отражении. Это сделано для того, чтобы у готовой фигуры с обеих сторон внешние детали располагались лицевым слоем наружу.

Поначалу мы даже прорисовали пальцы на лапах медведя и руках мужика. Но вырезать это слишком уж муторно. Хотя вроде даже получилось.

Итоговые шаблоны в этой части были упрощены, так что Вам будет чуть-чуть полегче. :)

Для тех, кто будет вырезать подобные фигурки из картона впервые, подсказка : сложные мелкие контуры (например, лицо мужика или морду медведя) следует прорезать короткими надавливающими движениями самым кончиком лезвия ножа. Сначала продавите таким образом контур участка, потом уже прорежьте линию на всю толщину картона.

И ещё на некоторых деталях сразу нужно проделать отверстия для стержней, на которых фигурки наших «кузнецов» будут крепиться.

Важный момент: а в этом случае шпажка должна входить в отверстие плотно.

2. Сборка игрушки «Кузнецы».

Склеиваем детали всех элементов игрушки.

В отверстие кувалды капаем чуть-чуть клея (для этого удобно использовать зубочистку) и вставляем рукоятку.

Склеиваем блоками детали наковальни, как показано на фото.

Затем склеиваем блоки. Прижмите рабочую поверхность наковальни к столу, чтобы она получилась ровной.

Склеиваем детали верхней и нижней планок.

Заодно подготовим 4 стержня. Длину определяем в зависимости от количества слоёв и толщины картона.

Наносим клей на трапециевидные детали наковальни и приклеиваем к нижней планке. Верхнюю планку тоже вставьте, чтобы удостовериться, что она двигается свободно.

Склеиваем детали мужика. Здесь соберите всю среднюю часть, приклейте к ней одну собранную сторону. Вторую сторону пока не присоединяйте.

Аналогично подготавливаем части медведя.

Ну вот, осталось только прикрепить наших «кузнецов» к подвижным планкам.

Вставляем в отверстия на ноге медведя и приклеиваем 2 стержня, как показано на фото.

Вставляем стержни в отверстия планок.

Смазываем клеем поверхность средней части медведя, а также отверстия на второй ноге. И приклеиваем оставшуюся часть фигуры так, чтобы стержни попали в отверстия.

Вставляем и приклеиваем кувалду.

Если планируете окрашивать игрушку, то кувалду можно пока не приклеивать. Даже лучше сначала окрасить части игрушки «Кузнецы», а потом уже приступать к сборке.

Аналогичным образом прикрепляем к планкам мужика.

Вот теперь всё. Наша картонная копия богородской игрушки «Кузнецы» готова!

Смешно сказать, но мы сами испытали детский восторг, когда опробовали её в деле. :) Работает ведь! Всё двигается, молоточки стучат — просто чудо))

Что и говорить про наших третьеклассников, которые, когда мы наконец предъявили результат, тоже рады были подвигать планочки и послушать звонкий перестук картонных кувалд.)

Кстати, в процессе подготовки описания появилась мысль, как сделать так, чтобы картонный «окрас» игрушки на торцах был более равномерный. Сейчас, как видите, одна половинка темнее, другая — светлее. Мелочь, конечно, но всё же...

Так вот, можно чередовать зеркальные слои: 1 слой из одной группы деталей, затем слой из второй группы и т.д.

На этом наша работа по созданию русской народной игрушки «Кузнецы» была завершена. Но точку пока ставить рано. Предстояло ещё игрушку раскрасить.

За выполнение этой задачи взялась артель художниц из нашего класса. А Володя взял на себя, скажем так, координационные функции. :)

Окрашивали игрушку акриловыми красками.

Девочки взялись за дело серьёзно, даже изучили образцы народных костюмов.

В итоге получилась вот такая нарядная и весёлая подвижная игрушка с традиционным сюжетом.

Теперь ждём итогов конкурса. :)

Друзья, как вам такое воплощение богородских «Кузнецов»? Мне кажется, такая игрушка вполне достойна того, чтобы использовать её по прямому назначению — для игр малышей.

Ультра-бюджетный вариант. Но это, конечно, не самое главное. Важнее всего то, что вы легко можете сделать игрушку своими руками и даже привлечь к этому занимательному процессу детей. Если в силу возраста вырезать-склеивать картонные детали ещё рановато, то уж для раскрашивания никаких возрастных ограничений нет.

* * *

PS. В преддверии праздника 8 Марта Оля Качуровская разработала новые тематические шаблоны для вырезания в продолжение серии праздничных шоколадниц.

Если Вы ещё не успели скачать бесплатные шаблоны в магазине Картонкино, забирайте наш подарок к празднику прямо сейчас:

С наступающим праздником, дорогие читательницы! Солнечного вам настроения! Пусть наступившая весна наполняет вас свежими силами, энергией, вдохновением! Пусть будет побольше поводов для радостных улыбок! Любви, счастья, семейного благополучия все вам!

До новых встреч на КАРТОНКИНО!

Ваша Инна Пышкина.

Раньше она была во многих детских садах, а заказы на изготовление поступали даже сверху. Сейчас Богородской игрушке очень трудно. Государству на промысел пофиг. Совсем умереть ей не дают мастера, работающие на фабрике за копейки. Даже на частных заказах по дереву далеко не уехать, они больше поднимают настроение, чем дело. Работники фабрики до сих пор вспоминают, как однажды пришёл новый русский и попросил изготовить в подарок тёще ступу. С намёком)

Сегодня — фабрика Богородской игрушки.
Игрушке около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали инокостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло — игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься «игрушечным бизнесом».

1. Изготавливают игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки

2. После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке

3. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону

4. Потом обрабатывают инструментами — стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая — готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами, осталось только название

5. У работника с опытом на вырезку одной заготовки тратится 15-20 минут. Впрочем, рабочий день мастера на фабрике короткий — до обеда. Дальше многие идут домой на частную работу или выполнять заказ фабрики. Мы приехали как раз обеду, и все мастера уже разошлись. Пришлось всё показывать сопровождающей

6. В месяц по норме положено сдать 130-140 изделий. Порезы и ссадины — обычное дело при работе, но люди не унывают

7. Работают здесь. Внутри пахнет деревом

9. После обработки игрушку собирают по частям

10. А это — будущие Карлсоны. Ниже будут раскрашенные

11. Хотя традиционно игрушку не расписывали, сейчас от этого правила иногда отступают. Получается не хуже)
Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком

12. Раньше на фабрике дела шли отлично и работало несколько сотен человек. Теперь рабочих становится всё меньше и меньше, некоторые цеха даже пустуют. Говорят, что за 12 лет коллектив уменьшился в 2 раза и сильно постарел

13. Однако игрушка до сих пор замечательная. Смотрите, какие крутые Карлсоны

14. Добрые и весёлые

15. Просто класс. Игрушка держится в руках, шарик вращается — Карлсон двигает рукой и ест варенье, банку с которым ему ещё не прикрепили

16. Но ложку уже выдали

17. И он доволен)

18. Есть игрушки и с героями других сказок. Здесь шарик крутится, а бабка с дедом пекут колобок

19.

Встречаются разные подвижные сюжеты — кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Такая игрушка развивает воображение и руки

20. Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, «помогают» которому звери. Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера. Есть тоже подвижные, как эта — самая известная — «Кузнецы»

21. Так и просто игрушки с животными

22. В основном с медведями

23. Или панно

24. В музее при фабрике попадаются композиции на сказочные темы

25. Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы «Северная война». Пётр и Карл XII со своими королевами

Большой проблемой фабрики являются новые кадры. Молодёжь после окончания местного художественного училища или уезжает, или занимается частной резкой. Иначе — не выжить. Вот и создаются мастерские на дому. Многим рабочим тоже выгоднее работать дома и получать процент с заказа фабрики, чем идти на неё за смешную зарплату в несколько тысяч.
Портят положение и «мастера», продающие подделки. Таких, по словам рабочих, много. Качество их низкое, а клиента можно легко обмануть.
Помогает фабрике тоже расположенная в Богородском Загорская ГАЭС. Отремонтировали музей и часть помещений, проводят фестивали промыслов, не дают традициям окончательно забыться.

Кроме игрушки мастера фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных. С сырьем проблем нет. В селе торговцы продают липу с машин. Цены доступные — один кубометр стоит несколько тысяч, а хватит его на год работы.

Кто-то говорит, промысел погубило ещё создание единой фабрики. Изготовление игрушки — дело творческое, и сажать мастера в кабинет на рабочий день, требуя с него месячную норму — издевательство. В таких условиях никто не вспомнит про вдохновение, работать придётся для плана, а не для души. Что-то правдивое в этом есть.

А ещё вспомнилась недавно гуляющая по интернету Маша. Жаль, таким производителям сейчас лучше, чем доброму промыслу


Фото из интернета

Богородская игрушка не попала в символы Олимпиады в Сочи, её не обозвали наверху красивым, а на деле пустым набором телевизионных слов вроде «гордости края, с помощью чего Россия продолжает возрождаться». Её не дарят иностранцам на приёмах. На сегодня — времена высших и массовых заказов прошли. Но игрушка жива. Оставшиеся мастера, в основном женщины — фанаты своего дела.

При фабрике есть магазин. Цены — от нескольких сотен рублей, есть выбор. В московских магазинах наверняка будет дороже. Да и вообще, можно ли купить эту игрушку в Москве?

Богородская резьба, богородская игрушка - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиево-Посадский район Московской области).

История

Зарождение

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву. Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли, которые также опираются не на архивные документы, а на исследования И. Е. Забелина. Однако последний допустил ошибку: о покупке деревянных игрушек указывается в книге расходов Екатерины Алексеевны - жены Петра I, в записи 1721 года. Но, как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…».

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII-XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII - началу XIX веков.

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры - посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников - живописцев.

Развитие

Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Период 1840-х - 1870-х годов, по мнению ряда специалистов, - время расцвета богородского резного кустарного промысла.

Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890-1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом. Несколькими годами раньше в Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу. В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

Профессиональный художник, коллекционер, и, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Н. Д. Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить старинные традиции. Однако, видя, что старые работы не увлекают кустарей, он начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А. Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла.

Можно много говорить о том, чего больше - вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров - резчиков.

В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Инициаторами создания артели стали уже достаточно известные в то время резчики А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров. Вновь вступающих в артель резчиков ставили сначала на самую легкую работу, если молодой мастер справлялся с изготовлением простой игрушки, ему усложняли задачу: выполнение фигур животных, многофигурных композиций.

В том же 1913 году в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе.

В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно из ведущих мест. Изменение общественного уклада стимулировало мастеров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время возникает наметившаяся ещё в «земский период» проблема «станковизма». В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и её раскрытия.

Следующее два десятилетия (1930-е - 1950-е годы) в дела промысла вновь вмешиваются художники-профессионалы и художественные критики - в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах начинается откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг стало развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализовалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. Этот процесс иногда метко называют «офабричиванием» промысла. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия. Через полтора десятка лет по злой иронии судьбы село Богородское с его своеобразным ландшафтом и особенности реки Куньи привлекли внимание энергетиков. Ситуация на промысле усугубилась. Сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционные богородские посиделки, простота сельского общения. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома на верхние этажи, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Г. Л. Дайн еще в 1984 году писала в журнале «Декоративное искусство СССР»: «…маленькой, жалкой кажется деревня рядом с наступающими на нее новостройками. Вероятно не спасет её теперь и охранная зона. Неизбежно будет меняться быт людей, их духовно-нравственный облик, значит будет трансформироваться и Богородское искусство.»

В 1970-х - 1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера-исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х - начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось ещё больше. В настоящее время богородский промысел находится в бесконечном процессе борьбы за выживание. Положение его нестабильно: утрачены традиционные рынки сбыта, подорожавшее сырье, высокие цены на энергоносители - все эти факторы не способствующие улучшению положения. Богородская фабрика художественной резьбы за последнее десятилетие столько раз сменила название, что по словам нынешнего главного художника этой организации «едва успеваем менять вывески и штампы».

В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее. За примером далеко ходить не надо. Один из ведущих мастеров, по сей день работающих на промысле, С. Паутов с горькой иронией сказал: «Морозы погубили французов под Москвой в 1812 году, немцев в 1941, погубят в скором времени и богородских резчиков». Художник имел ввиду деревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза - любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам-надомникам пресловутого медведя. На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что еще делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости.

Современность

В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию.

Среди советских мастеров богородской резьбы - Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие.

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

ЛЕГЕНДЫ И ТРАДИЦИИ СЕЛА БОГОРОДСКОЕ

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию.

С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.

ФАБРИКА ДЕРЕВЯННЫХ ИГРУШЕК

В начале прошлого столетия в селе Богородское появилось первое производство - кустарно-игрушечная артель Андрея Чушкина. Позже артель получила название “Богородский резчик”. В советское время промысел процветал, в артели, ставшей в 1960 году фабрикой художественной резьбы, работали 300 человек, были крупные государственные и зарубежные заказы. Сейчас ситуация изменилась. Пройдя по фабричным цехам, я поразилась - в каждом из них работало не более пяти мастеров, а большинство помещений попросту пустовало.

По словам начальника отдела продаж Андрея Лунева, в последнее десятилетие штат сотрудников фабрики уменьшился ровно вполовину. И заказов стало гораздо меньше, в основном - выставки и столичные вернисажи. Да еще столичные конкуренты-кустари замучили. “Режут грубую подделку и толкают ее перекупщикам за копейки. Естественно, что она будет стоить дешевле, чем наши работы. Вот люди и покупают, по незнанию”. Андрей показал фабричный и кустарный варианты игрушки “Кузнецы”. Разницу видно сразу. В игрушке, сделанной руками богородских резчиков, соблюдены пропорции, вырезаны мельчайшие детали фигурок мужика и медведя. А подделка больше похожа на неуклюжую работу школьника младших классов.

В последнее время не хотят люди идти работать на фабрику. Зарплата - более чем скромная. Некоторые “мастера-эксклюзивщики” работают на дому, выполняя сложные, оригинальные заказы фабрики, и получают процент от их стоимости. Рядовой резчик на потоке получает на фабрике не больше полутора тысяч рублей, живописцы - около тысячи. Резчики в творческих мастерских “богаче”, оклад дотягивает до 2500, да и работа у них интереснее. Раз в месяц они должны представить на художественный совет фабрики две игрушки для выпуска на потоке, плюс - эксклюзивные заказы. В этом случае можно заработать еще и проценты с каждого. Остальные сотрудники не видели ни премий, ни “13-й зарплаты” с начала 90-х. Коллектив заметно “постарел”, молодые, окончив местное художественнопромышленное училище, либо уезжают на заработки в Сергиев Посад, либо занимаются резьбой на дому, а свои изделия сдают перекупщикам.

“РОЖДЕНИЕ” ИГРУШКИ

Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые “чураки” самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на фабрике - женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами - стамесками и богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров - дело привычное: заклеят пластырем ранку - и снова за работу. Надо норму вырабатывать, в месяц каждый резчик должен сдать 120 - 130 изделий.

Платят нам мало, - пожаловалась мне резчица Тамара, пожилая женщина, проработавшая на фабрике 42 года. - Если скульптура в готовом виде стоит около тысячи, то мастер получает из них рублей сто. А в день таких изделий много не сделаешь, от силы одно - два, хотя все от опыта зависит. От резчика изделия попадают на сборку, роспись или сразу на склад. В цехах я видела множество заготовок, будущих “медведей”, “зайцев”, “барышень” и “собачек”. Но получить представление о знаменитой богородской игрушке смогла только в музее фабрики.

ДЛЯ ЗАБАВЫ И КРАСОТЫ

Оказавшись в фабричном музее-магазине, я вновь почувствовала себя ребенком. Стеллажи за прилавком заполнили игрушки и деревянные скульптуры. Вот знакомые с детства расписные курочки на подставке, под ней - круглый баланс. Раскрутишь его, и курочки дружно начинают стучать клювами. Вот кот-рыбак с лукавой мордашкой - тоже подвижная игрушка. А еще множество различных зайчиков, мишек, мышат. Все куклы расписаны яркими красками, так и хочется взять в руки. Я постучала молоточками кузнецов, “поклевала” курочками, “покормила” зайчика морковкой... Наш фотокорреспондент долго раскачивал баланс “кота-рыбака”, а когда деревянная лапка с удочкой начала движение, залился счастливым смехом. За развлечениями журналистов с улыбкой наблюдала методист музея Наталья Вьюнник.

У нас многие “впадают в детство”, - рассказала Наталья. - А когда приходят школьники, их невозможно оторвать от прилавка. Выбрать - проблема, хочется купить сразу все. Для маленьких детей наши игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и грызть можно - дерево все-таки. Мы расписываем гуашью, а потом покрываем масляным лаком, он безвреден.

КАК “ОЖИВАЮТ” ИГРУШКИ

Дети предпочитают в основном яркие токарные игрушки. На фабрике их можно купить за 70 - 80 рублей, в магазинах - дороже раза в три. А вот игрушки и скульптуры ручной работы стоят гораздо дороже, около тысячи рублей. Одни из них неподвижны, у других с помощью вставленной внутрь пружинки “оживает” только определенная деталь. Качает головой “русская красавица”, дрожат листья на березке и зонтики в руках “дам”... Есть и композиционные игрушки, где движется каждый персонаж.

На “Крестьянском дворе” все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Наталья объяснила, что детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки “оживают”. Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены “Кузнецы” и “Солдаты на разводе”.

РАБОТЫ МАСТЕРОВ

Кроме традиционной игрушки мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники. Эти работы я видела на фабричном складе и в творческих мастерских резчиков. Хотела купить часы, в обрамлении фигурок пингвинов - оказалось дороговато, около пяти тысяч.

Иногда “веселые” заказчики попадаются, - рассказывает резчик творческой мастерской Сергей Паутов. - Однажды пришел мужик, из крутых, и заказал резную ступу, в подарок теще. С намеком, так сказать. А работник русского музея в Германии попросил выполнить несколько скульптур в откровенных эротических позах. Я так и не понял, зачем русскому музею такие экспонаты. Заказывают резных чертей, и даже деревянные ботинки. Несколько лет назад приходилось делать панно - портрет Лужкова, такой подарок хотел преподнести столичному мэру бывший губернатор Подмосковья Тяжлов. Теперь вот поступил заказ на Путина и Громова.

НАСТОЯЩИЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Поговорив с местным населением, я узнала, что фабричные заказы - не основное средство заработка для резчиков. Большинство работают на дому, а изделия сдают перекупщикам. Иначе не выжить. Многие - люди верующие, многодетные. А как прокормишь семью на нулевой, по сегодняшним ценам, оклад! Поэтому у каждого дома своя маленькая мастерская. Есть постоянные заказчики из перекупщиков, бывает и разовая работа, к примеру, резная мебель для бани или загородного дома. С сырьем у “индивидуальщиков” тоже проблем не бывает. В село приезжают торговцы и продают липу кубометрами, с машин. Цены - вполне доступные, один кубометр можно приобрести за полторы тысячи рублей. Такого количества дерева хватает мастеру на целый год работы.

На фабрике к подработке своих сотрудников относятся неодобрительно. Только все продолжают “кустарить”. Прибыль очевидна, как рассказала мне одна из селянок: семья ее дочери всего за пять лет смогла заработать на двухкомнатную квартиру и машину, а сейчас строят загородный кирпичный дом. Кроме резчиков по дереву есть в Богородском еще один народный умелец - старичок-кузнец. В свои семь десятков лет дедуля до сих пор единственный в селе мастерит инструменты для резьбы по дереву - богородские ножи и стамески. Наборчик из десяти предметов продает за полторы тысячи рублей, свой товар приносит прямо на фабрику или в ПТУ. Правда, в последнее время резчики приноровились мастерить инструменты самостоятельно, но лишь немногие. Так что бизнес старичка процветает.

Источник - Газета "Солидарность"



Творчество и игры