Что изображено на картине дюрера трава. Презентация к уроку чтения поход в «музейный дом».иллюстрация а

Разделы: Начальная школа

Чуракова Н.А., Литературное чтение: учебник для 3 класса: В 2 частях. Часть вторая, страницы: 41 – 42.

Цель урока:

  • образовательная: вести линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир (понимание Поэтом красоты и хрупкости мира; стремление Поэта сохранить, защитить мир от разрушения: на материале стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…», работ А. Дюрера «Заяц», «Травы»); формировать умение сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирая цитаты и образные выражения для описания картины; продолжать формирование навыков выразительного чтения;
  • развивающая: развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства и умения воспринимать красоту поэтического слова, связно выражать свои впечатления;
  • воспитывающая: воспитывать интерес к литературному творчеству, бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю.

Оборудование: литературное чтение, учебник для 3 класса; портрет И. Бунина; слова благодарности.

Мультимедийное оборудование: репродукции с изображением природы; название темы «Мир нуждается в нашей защите»; портрет И. Бунина; словарно-лексическая работа, репродукции с изображением ельника и оленя; графическая работа над стихотворением; домашнее задание.

Ход урока.

Открывается 1 слайд (Урок литературного чтения Приложение 1)

1. Организационный момент.

Добрый день. Я рада встрече с вами. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Мне приятно начинать урок.

– Надеюсь вы будете активными. Жду от вас красивых ответов.

2. Актуализация опорных знаний.

Открывается 2 слайд презентации (3 – 4 репродукции о природе)

– О чём бы вы хотели поговорить сегодня на уроке, глядя на эти пейзажи?

(о природе, о растениях, о животных, о реках и т. д.)

– Как вы думаете, этот удивительный мир природы нуждается в нашей защите? А почему?

– Вы правы: МИР НУЖДАЕТСЯ В НАШЕЙ ЗАЩИТЕ.

Открывается 3 слайд (название темы урока)

– Мы с вами отправимся в мир, который нуждается в нашей защите.

– Я считаю, что сделала правильный выбор, отправившись с вами в дорогу.

– А что возьмём с собой в дорогу?

(Достаю из рюкзака разные предметы: рогатка, блокнот, лупа, ручка, кисточка, книга, бинокль, воздушный шарик, сачок…. Ребята выбирают то, что необходимо для наблюдения за природой.)

– Какой человек способен быть защитником природы?

(Добрый. Внимательный. Сильный. Любящий природу. Имеющий сердце и душу.)

– Вот такой человек, который любит природу всем сердцем и душой, который умеет защищать природу, способен написать прекрасные стихи и удивительные картины.

3. Подготовка к восприятию.

Я приглашаю вас познакомиться с замечательными произведениями искусства…

4. Работа с «Картинной галереей».

Работа с картиной А. Дюрера «Заяц» (зал 8).

Открывается 4 слайд (Картина А. Дюрера «Заяц»)

– Давайте навестим «Картинную галерею» и рассмотрим репродукцию с картины в технике акварель немецкого художника Альбрехта Дюрера.

– Рассмотрите внимательно зайца.

– Что подметил художник и изобразил, какие особенности его внешнего вида, повадок, состояния?

(Какие ушки, усики, коготки и т. д.)

– Что ты слышишь?

(бьётся сердце, шумит ветер, дышит заяц…)

– Где художник увидел зайца и изобразил?

– Художник изображает зайца на нейтральном фоне (то есть не в комнате, не на травке, а на «пустом месте»). А почему?

– А как вам кажется в какой обстановке зайцу будет уютнее всего, где он будет чувствовать себя спокойно, «как дома»?

(Конечно же, в траве)

Работа с картиной А. Дюрера «Травы» (зал 8).

Открывается 5 слайд (Картина А. Дюрера «Травы»)

– Рассмотрите внимательно травы на репродукции с картины Дюрера.

– Какие растения вы узнали?

(Одуванчики, уже облетевшие, с ярко жёлтыми стебельками и вырезными листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метёлку; мясистые листья подорожника, освещённые солнцем; порей, узкие, тончайшие и длинные листочки которого напоминают лук.)

– Почему вы узнали эти растения?

– (Эти растения растут в нашей местности.)

– Молодцы ребята, что так хорошо знаете растения своего края.

– Представьте на миг, что наступило лето, и мы с вами очутились на этом лугу.

– Какие услышали звуки?

(Стрекочут кузнечики. Шелестит трава. Поют птички.

– А вы можете почувствовать особенности воздуха?

(Пахнет травами. Воздух тёплый, летний.)

– Ощущаете близость воды?

(Растения высокие, сочные)

– Это раннее утро, день или начинающиеся сумерки?

(Это сумерки. Одуванчики закрылись)

Открывается 6 слайд (2 картины вместе)

Обобщение по картинам.

Любит ли художник мир природы, если судить по двум его репродукциям?

(Альбрехт Дюрер очень любил природу.)

– Представляете, как надо любить и ценить мир природы, чтобы с таким вниманием написать каждую былинку травы, каждую шерстинку на заячьей шкурке?

–Что хотел показать нам художник?

(красоту природы)

– Над чем заставляют задуматься эти репродукции?

(О бережном отношении к природе. О любви к животным.)

– Дюрер считал, что в мире нет ничего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни одухотворена и полна смысла.

5. Тематическая физкультминутка «Путешествие в лес»

Текст Описание движений
Здравствуй, лес – необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – Мы свои.
Широко разводим руки в стороны.
Повороты вправо – влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполняем покачивающие движения вправо – влево.
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями,
Поворачиваясь при этом в правую и левую стороны.
Широко разводим руки в стороны.
Прижимаем обе ладони к груди.
Широко разводим руки в стороны.

6. Чтение и анализ стихотворения И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» (с. 42.)

Природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами.

Открывается 7 слайд (Портрет и годы жизни И.А. Бунина)

– Ребята! То произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта написавшего их.

– Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле.

– Откройте учебники на странице 42.

– Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения.)

– Вам понравилось это стихотворение? Почему?

– Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

(радость, чувство восхищения)

– Что вызывает в вас эту радость?

– Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!

– Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно-лексическая работа.

(работа в парах)

– Соедините слово и его значение.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Открывается 8 слайд (1-я, 2-я,3-я,4-я строфы в порядке очереди)

Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога

Зубом скрёб – зубом грыз
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки

Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота

– Кто из вас выполнил задание без ошибок? - Придумайте название этому стихотворению.

(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

Беседа.

– Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

– Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.

Открывается 9 слайд (появляется пейзаж ельника)

– Как вы думаете, действительно ли герой – рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

– Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

– Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

– Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)

– Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

– Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)

– Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?

(Словесное рисование детей.)

Открывается 10 слайд (олень)

– Чем закончилась погоня?

(Олень спасается.)

– В чём красота оленя?

(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)

– Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

– Любит ли он природу?

– Где и почему происходит перелом настроения? Где кульминация этого стихотворения? Укажите точно строчку.

(«И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)

– Есть мнение, что в лирическом герое уживаются два человека: поэт и охотник.

– Кто такой лирический герой? (Определение)

Открывается 11 слайд (определение «лирический герой»)

Лирический герой - это герой-рассказчик или художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста произведения, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира.

– Лирический герой стихотворения, герой рассказчик не назван, но постоянно присутствует. Ведь если внимательно перечитать текст, то окажется, что тонконогий красавец с тяжкими рогами, этот могучий, белозубый олень, существует лишь в воображении лирического героя, ибо всю картину происходящего он представляет себе по следам.

– Ты можешь это обнаружить в тексте?

– Кто же побеждает в душе лирического героя: поэт или охотник?

Работа в группах .

(Раздаю карточки слова-настроения.)

(Грусть, любование, ожидание, печаль, радость, покой, тревога, обида, восторг, восхищение, лёгкость, азарт, наблюдательность, удовольствие, знание, разочарование…)

– Распределите эти слова каждому человеку.

По одному человеку выходят к доске и прикрепляют слова.

(Идёт разбор слов, которые попали и поэту и охотнику.)

– Действительно, побеждает поэт. Поэт выразил свое отношение к спасению оленя в последних строках: «Он красоту от смерти уносил!». В спасении оленя он видит больше, чем в сохранении жизни животного,- СПАСЕНИЕ КРАСОТЫ.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения.

– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

Выразительное чтение стихотворения с расставленными паузами.

Открывается 12 слайд (стихотворение с расставленными паузами)

7. Рефлексия (итог урока)

Что особенно заинтересовало каждого из вас на уроке?

(Мне очень понравились картины Альбрехта Дюрера. Мне понравилось стихотворение И. А. Бунина.)

(Художник и поэт любят мир природы и учат нас этому.)

– Что вас взволновало? О чём задумались?

(Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

–Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?

– (Стремление спасти красоту от гибели по – прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

– Я благодарю вас за работу на уроке. В память об этом уроке мне хотелось бы вам подарить эти блокноты с изображением природы и ручки. И когда в ваших душах будет просыпаться поэт или художник – обязательно занесите свои чувства в блокнот.

8. Домашнее задание.

Открывается 13 слайд (домашнее задание)

Чтецам: Выразительное чтение стихотворения И. Бунина.

Художникам: Сделать в блокноте две иллюстрации к этому стихотворению.

Поэтам: Найти или сочинить стихи о природе.

Открывается 14 слайд (Благодарность)

* * *
Густой зелёный ельник у дороги, I
Глубокие пушистые снега . II
В них шёл олень ,I могучий , I тонконогий , I
К спине откинув тяжкие рога. II

Вот след его. II Здесь натоптал тропинок ,I
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб – II
И много хвойных крестиков , I остинок +
Осыпалось с макушки на сугроб . II

Вот снова след , I размеренный и редкий, I
И вдруг II прыжок ! III И далеко в лугу +
Теряется собачий гон II и ветки , I
Обитые рогами на бегу… III

О , I как легко он уходил долиной!III
Как бешено , I в избытке свежих сил , I
В стремительности радостно-звериной +
Он красоту от смерти уносил! III

Альбрехт Дюрер появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 году. Его отец перебрался из Венгрии в середине ХV века и слыл лучшим ювелиром. В семье было восемнадцать детей, будущий художник родился третьим.

Дюрер с самого раннего детства помогал папе в мастерской по ювелирной работе, и он возлагал на сына большие надежды. Но сбыться этим мечтам не судилось, потому что талант у Дюрера младшего проявился рано, и отец смирился, что ребёнок не станет ювелирным мастером. В то время мастерская Нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута пользовалась большой популярностью и имела безупречную репутацию, именно поэтому туда был направлен Альбрехт в возрасте 15 лет. Вольгемут был не только отличным художником, но и искусно работал над гравированием по дереву, меди и прекрасно передал свои знания старательному ученику.

Закончив учиться в 1490 году, Дюрер написал свою первую картину «Портрет Отца» и отправился в путешествие, для того чтобы перенять навыки у других мастеров и набраться новых впечатлений. Он побывал во многих городах Швейцарии, Германии и Нидерландах, повышая свой уровень в изобразительном искусстве. Оказавшись в Кольмаре, Альбрехт имел возможность работать в мастерской знаменитого живописца Мартина Шонгауэра, но он не успел повстречаться с известным художником лично, потому что годом ранее Мартин скончался. Но удивительное творчество М. Шонгауэра сильно повлияло на молодого художника и отразилось в новых картинах в несвойственном ему стиле.

Находясь в Страсбурге, в 1493 году Дюрер получает письмо от отца, где тот сообщал о договоренности женитьбы своего сына на дочери друга. Возвратившись в Нюрнберг, молодой художник сыграл свадьбу с Агнессой Фрей, дочерью медника, механика и музыканта. Благодаря женитьбе, Альбрехт повысил свой социальный статус и мог теперь иметь собственное дело, так как семья жены была уважаема. Художник нарисовал в 1495 году портрет супруги под названием «Моя Агнесса». Счастливым брак назвать нельзя, потому что жену не интересовало искусство, но жили они до самой смерти вместе. Супруги были бездетны и не оставили после себя потомство.

Популярность за пределами Германии пришла к Альбрехту с помощью медных и деревянных гравюр в большом количестве копий, когда он вернулся из Италии. Художник открыл свою собственную мастерскую, где издавал гравюры, в самой первой серии его помощником был Антон Кобергер. В родном Нюрнберге мастера имели большую свободу, и Альбрехт применил новые техники в создании гравюр и начал их продавать. Талантливый живописец сотрудничал с известными мастерами и выполнял работы для знаменитых нюрнбергских изданий. А в 1498 году Альбрехт выполнил ксилографии к изданию «Апокалипсис» и получил уже европейскую известность. Именно в это период художник влился в круг нюрнбергских гуманистов, который возглавлял Кондрат Цельтис.

После в 1505 году в Венеции Дюрера встретили и приняли с уважением и почестью, и художник исполнил для немецкой церкви алтарный образ «Праздник четок». Познакомившись здесь с венецианской школой, живописец изменил свою манеру работы. Творчество Альбрехта было очень высоко оценено в Венеции, и совет предлагал деньги на содержание, но талантливый художник все же уехал в родной город.

Слава Альбрехта Дюрера возрастала с каждым годом, его работы были уважаемы и узнаваемы. В Нюрнберге он приобрёл для себя огромный дом в Циссельгассе, в котором можно побывать и в наши дни, там находится Дом-музей имени Дюрера. Встретившись с императором Священной Римской империи Максимилианом I, художник показал нарисованные заранее два портрета его предшественников. Император был в восторге от картин и сразу сделал заказ своего портрета, но не смог расплатиться на месте, поэтому стал выплачивать ежегодно Дюреру приличную премию. Когда скончался Максимилиан, премию перестали платить, и художник отправился в путешествие, чтобы восстановить справедливость, но ему это не удалось. И в конце поездки Альбрехт заболел неизвестной болезнью, возможно малярией, и мучился от приступов оставшиеся годы.

Свои последние годы жизни Дюрер трудился как живописец, одной из важных картин считается преподнесенная городскому Совету «Четыре апостола». Исследователи работ известного художника приходят к разногласиям, кто-то видит в данной картине четыре темперамента, а кто-то отклик Дюрера на разногласия в религии. Но Альбрехт унес в могилу свои мысли по этому поводу. Через восемь лет после заболевания А. Дюрер скончался 6 апреля 1528 года в городе, где и появился на свет.

«БОЛЬШОЙ КУСТ ДЁРНА» Акварель

Альбрехт Дюрер написал много прекрасных акварелей. В основном это пейзажи, полные лирической созерцательности. Пейзаж Дюрера романтичен - это декорация для средневековых поэм, полных неожиданных приключений. В эти ущелья хочется заглянуть, в рощах спрятаться, в домиках и бургах отдохнуть...

Акварель «Большой куст дёрна» - это взгляд снизу, как будто художник, а вместе с ним и зрители, внезапно уменьшились и оказались в мире гигантских трав. Маленький кусочек луга, длиной всего в один человеческий шаг, вдруг стал целой Вселенной. Тысячелистник, одуванчик и подорожник превратились в настоящих великанов; их запах, почти незаметный в обычной жизни, превратился в одурманивающий аромат.

Но чтобы дойти до этих трав, чтобы иметь возможность прикоснуться к их высоким стеблям и широким листьям, нужно преодолеть полосу свежевскопанной земли, в которой будут утопать ноги. И неизвестно, закончится ли удачно этот поход, или уставший крошечный путешественник так никогда и не достигнет этого кусочка луга.

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, пропагандировавший необходимость разностороннего развития художников. Основоположник сравнительной антропометрии. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое - Альбрехт, Ханс и Эндрес.

Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó - «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Учёба в 1490 году по традиции завершилась странствиями (нем. Wanderjahre), во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауэром , художником, творчество которого сильно повлияло на юного художника, прославленным мастером гравюры на меди. Шонгауэр умер 2 февраля 1491 года. Дюрера с почётом приняли братья покойного (Каспар, Пауль, Людвиг), и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской художника. Вероятно с помощью Людвига Шонгауэра он освоил технику гравюры на меди, которой в то время занимались преимущественно ювелиры. Позднее Дюрер переехал в Базель (предположительно до начала 1494 года), бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра - Георгу. Примерно в этот период в книгах, отпечатанных в Базеле, появляются иллюстрации в новом, несвойственном им ранее, стиле. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494, художнику приписывается 75 гравюр для этой книги). Считается, что в Базеле Дюрер работал над гравюрами для издания комедий Теренция (осталось незаконченным, из 139 досок было обрезано всего 13), «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр). (Однако искусствовед А. Сидоров считал, что приписывать все базельские гравюры Дюреру не стоит).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

А. Дюрер. Автопортрет в возрасте 13 лет. Серебряный карандаш. 1484.

Я восхваляю великое мастерство Альбрехта Дюрера… Эразм Роттердамский
Альбрехт Дюрер принадлежит к числу величайших художников всего мира. В своей книге «Диалектика природы» Ф. Энгельс называет Дюрера непосредственно рядом с Леонардо да Винчи как одного из лучших представителей эпохи Возрождения.
Время, когда жил и работал Дюрер, было во многом противоречивым, сложным, тяжелым для его родины - Германии. Страна распадалась на ряд отдельных маленьких государств. В городах нарастало народное движение против неограниченной власти богачей.

А. Дюрер. Автопортрет с цветком. Масло. 1943

И Дюрера мы особенно ценим за то, что в искусстве и жизни он был верен гуманистическим идеалам.
Он родился в 1471 году в городе Нюрнберге, который являлся одним из наиболее передовых городов. Отец Дюрера был простым рабочим и хотел обучить сына тому же ремеслу, но мальчика тянуло к живописи, и только к ней. Дюреру пришлось прислуживать своему хозяину-живописцу, бегать для него за угощением, подметать полы в мастерской; терпеть помыкательства старших подмастерьев.
Он оставил свой портрет этого времени в возрасте 13 лет. Исполнен он серебряным штифтом на бумаге, покрытой особым грунтом. Несколько робкий рисунок вполне художественно удачен. Мальчик на нем внимателен и серьезен.
Дюрер научился растирать краски, грунтовать для рисования бумагу, делать кисти, наблюдал, как работает мастер. Свободное время уходило на копирование попадавшихся ему на глаза произведений искусства. Сам Дюрер отчетливо понимал все недостатки такого художественного образования. Будучи уже знаменитым художником, он стал составлять «Учебное руководство для мальчиков, обучающихся живописи», одно из первых в истории искусства.
Дюрер стал живописцем, и неплохим. Девятнадцати лет, окончив длительное учение в мастерской Вольгемута, он отправляется в «странствие подмастерья». Обычай этот был тогда широко распространен по всей Европе. Переходя из города в город, работая то в одной, то в другой мастерской, молодой ремесленник осваивал разнообразную технику, учился мастерству в разных странах и у разных лиц. Дюрер работал в Швейцарии, в Эльзасе, в 1495 году побывал и в Италии.

А. Дюрер. Меланхолия. Фрагмент. Гравюра на меди. 1514.

Он рисует непрестанно. Пером, карандашом, углем. Его внимание привлекает все то, что потом может быть перенесено в гравюры. Охотнее и больше всего он рисует человека. Солдат, наемников-ландскнехтов, которые переходили из страны в страну, предлагая свои услуги за недорогую плату; лица современников, простых и знатных людей. В 1493 году, возвратившись из странствий, он выполнил живописный автопортрет: у Дюрера внимательный взор, серьезное выражение лица, а в руке цветок, может быть, имеющий какой-то смысл.
Конечно, многое в раннем искусстве Дюрера еще несовершенно. Но он страстно стремится узнать, есть ли какие-нибудь правила, позволяющие достигать в искусстве воспроизведения правды и красоты.
Первая большая серия гравюр Дюрера - «Апокалипсис». Они пронизаны чувствами неудержимого гнева, страсти и пафоса борьбы. Образы этой серии созвучны настроениям беспокойной, противоречивой эпохи, в которую жил художник.
Дюрер выполняет гравюры и более простые. Он рисует «блудного сына» - батрака, кормящего свиней на дворе зажиточной фермы, типы горожан и фигуры крестьян. В своем творчестве Дюрер выявляется как мастер, постепенно овладевающий умением передавать реальный мир как он есть. Штрихи в его гравюрах и во многих сохранившихся рисунках становятся определенными, смелыми, сильными. В портретах он яркими, несколько жесткими красками запечатлевает образы своих друзей - нюрнбергских граждан, известных ученых того времени.

А. Дюрер. Святой Иероним в келье. Гравюра на меди. 1514.

Дюрер усердно работает над своим художественным и научным образованием. Его жизнь проходит в упорном труде. Он создает необычайно тщательные по выполнению рисунки акварелью, изображающие животных, растения. Маленький зайчик, прижавший уши, кустик травы, букет фиалок, крыло птицы передаются с совершенством, которое трудно превзойти.
В 1506-1507 годах дела или, может быть, жажда самосовершенствования уводят его в новое путешествие, опять в Италию. Дюрер живет в Венеции, где впервые почувствовал себя свободным человеком, полным собственного достоинства. Он знакомится с выдающимися мастерами Италии. Старый венецианский художник Джованни Беллини навещает Дюрера в его мастерской. Об этом сохранился такой рассказ.
Из Венеции Дюрер вернулся на родину обогащенный многим. Его живопись стала сочнее, мягче, красочней. В рисунках и гравюрах еще вернее и правдивее изображает Дюрер окружающую действительность, людей своего времени - их характер, костюмы, занятия. С особым интересом к психологическому выражению старческого лица Дюрер выполнил углем портрет своей матери.

А. Дюрер. Заяц. Акварель, гуашь. 1502.

Дюрер - один из немногих художников-философов. В искусстве его странно уживаются глубокая реалистическая правда и фантастические вымыслы, подсказанные художнику мировоззрением его эпохи. Он часто пользуется сложными аллегориями-иносказаниями и тут же рядом, в других рисунках, несколько шутливо показывает пляску крестьян. Внимательно рисует внутренность озаренной солнцем комнаты, где спокойно работает Иероним, легендарный святой, писатель- философ, про которого рассказывали, что он приручил льва.
В постоянном труде, художественном и научном, проходит жизнь Дюрера. Дело его народа было всегда и его собственным делом. Показанные Дюрером в «Четырех апостолах» образы простых людей, борцов за правду, воплощены художником строго и сильно.
Образ ученого и писателя, гуманиста и мыслителя запечатлен в одной из самых последних работ - в гравированном на меди портрете знаменитого деятеля его эпохи Эразма Роттердамского.
Он - за писанием, с пером в одной руке, чернильницей в другой, в простой домашней одежде. На переднем плане гравюры Дюрер мастерски изобразил книги и не забыл на столе ученого поставить вазочку с цветами.



Творчество и игры