Деструктивная критика является корнем множества личностных проблем и враждебных отношений между людьми. Конструктивная и деструктивная критика – как реагировать на них

Критика

Наряду с приемами обоснования тезиса искусство аргументаций предполагает также овладение рациональными приемами критики .

Критика - это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации .

По форме выражения критика бывает неявной и явной .

Неявная критика - это скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места. Сомнение в этом случае выражают примерно в такой форме: «Ваши идеи мне представляются сомнительными», «Я отношусь к Вашим утверждениям весьма скептически» и т.п. Просьбу об уточнении и конкретизации такой критики обычно оставляют без ответа.

Явная критика - указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации пропонента.

По направленности явная критика может быть трех видов: деструктивная, конструктивная и смешанная .

Деструктивной будем называть критику, направленную на разрушение аргументативного процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.

(1) Критика тезиса - весьма эффективная по разрушительной силе операция, цель которой - показать несостоятельность тезиса. Такая критика называется опровержением тезиса . Тезис расценивают как заведомо ложный , если пропонент заранее знал об этом , но тем не менее отстаивал его, создавая видимость аргументации. Ошибочным тезис будет в том случае, если пропонент заблуждался относительно действительного логического статуса своего утверждения.

Рассмотрим прямое опровержение тезиса , которое строится в форме рассуждения, получившего название «сведение к абсурду ». Аргументация в этом случае протекает в следующем виде. Вначале делают апагогический шаг, т.е. условно допускают истинность выдвинутого пропонентом положения и выводят логически вытекающие из него следствия. Рассуждают при этом примерно так: допустим, что пропонент прав и его тезис является истинным, но в этом случае из него вытекают такие-то и такие-то следствия.

Если при сопоставлении следствий с фактами окажется, что они противоречат объективным данным, то тем самым их признают несостоятельными. На этой основе заключают о несостоятельности самого тезиса, рассуждая по принципу: ложные следствия всегда свидетельствуют о ложности их основания .

Опровержение методом «сведения к абсурду» можно представить на схеме, где вводятся следующие обозначения: Т - тезис пропонента; С - вытекающие из тезиса следствия; F - фактические данные:

В итоге «сведение к абсурду» означает следующее: поскольку выведенное из Т следствие С находится в противоречии с фактом F , тем самым оно признается ложным - |С. На этой основе опровергается также условно допущенный тезис - .



В процессе аргументации прямое опровержение выполняет разрушительную , или деструктивную , функцию. С его помощью демонстрируют несостоятельность тезиса пропонента, не выдвигая никакой идеи взамен. Несмотря на чисто критическую функцию, опровержение «сведением к абсурду» часто оказывается полезным. В науке оно служит средством проверки на надежность различного рода гипотез и теорий. В процессе судебного разбирательства с его помощью можно показать несостоятельность выдвинутого обвинителем тезиса.

(2). Критика аргументов . Поскольку аргументация - это обоснование тезиса с помощью ранее установленных положений, то следует пользоваться доводами, истинность которых не вызывает сомнений. Если оппоненту удается показать сомнительность или ложность аргументов, то существенно ослабляется позиция пропонента, ибо такая критика показывает необоснованность его тезиса .

Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность процедуры обобщения статистических данных, выражает сомнения в авторитетности эксперта, на заключение которого ссылается пропонент, и т.д. С такого рода критическими замечаниями пропонент не может не считаться. Он должен либо подтвердить свои аргументы, либо отказаться от них.

Сомнения в правильности доводов переносятся и на тезис, который логически следует из аргументов и тоже расценивается как сомнительный. В случае установления ложности аргументов тезис безоговорочно считается необоснованным и нуждается в новом, самостоятельном подтверждении .

(3) Критика демонстрации - третий способ деструктивной критики. В этом случае показывают, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между аргументами и тезисом. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным . Начальный и конечный пункты рассуждения оказываются вне логической связи друг с другом.

Для создания видимости логической связи между аргументами и тезисом искушенные полемисты с целью воздействия на слушателей в публичной дискуссии прибегают иногда к языковым уловкам вроде следующих: «Со всей определенностью можно сказать, что в данной ситуации можно сделать лишь один вывод...», «Факты убедительно подтверждают идею о том, что...» и т.п.

Успешная критика демонстрации предполагает отчетливое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений: дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса.

Как критика аргументов, так и критика демонстрации сами по себе лишь разрушают аргументацию и показывают необоснованность тезиса. В этом случае о тезисе можно сказать, что он не опирается на доводы либо опирается на недоброкачественные доводы и требует нового обоснования .

Указанные способы критики применяются не только в качестве самостоятельных операций, но и в различных сочетаниях. Так, прямое опровержение тезиса может быть дополнено критическим разбором аргументов; наряду с ошибками в доводах могут быть выявлены нарушения в самом процессе рассуждения и т.д.

По своей познавательной функции деструктивная критика служит действенным средством выявления недостатков в рассуждениях пропонентов. В одном случае это ложный или ошибочный тезис, в другом - неубедительно или неверно подобранные аргументы, в третьем - неряшливая либо специально запутанная демонстрация.

Вместе с тем в адрес деструктивной критики, которая не несет в себе явного позитивного начала, можно услышать упреки в односторонности, поскольку оппонент лишь развивает критику и не предлагает ничего взамен.

Такие упреки бывают уместны в адрес оппонентов, ограничивающихся деструктивной критикой в области политики, бизнеса, идеологии или культуры. Односторонне критическая позиция может здесь обернуться критиканством.

Однако существуют и такие аргументативные процессы, где деструктивная позиция оказывается единственно возможным способом критики . Примером этому может служить уголовное судопроизводство, которое строится на состязательной основе с разделением функций обвинения и защиты. В процессе судебных прений защитник может лишь деструктивно критиковать позицию обвинения. Установка же на обнаружение позитивных идей, объясняющих существо дела, не входит в обязанности защитника и не практикуется в судопроизводстве.

Сходной является позиция оппонента при обсуждении диссертации на соискание ученой степени либо при защите дипломного проекта. Оппонент может сколь угодно критически анализировать выдвинутые в диссертации или дипломе положения, однако он не обязан предлагать позитивного решения вопроса.

Регулярное использование деструктивной критики в политике, идеологии и других областях - явный показатель того, что оппонирующая сторона встает на путь деструктивной оппозиции.

(Брайан Трейси, Достижение максимума, отрывок из книги)

Деструктивная критика - одна из наиболее опасных линий поведения. Она снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность того дела, которым человек занимается. Деструктивная критика расшатывает уверенность человека в себе, он начинает заниматься, самоуничижением, приходит в напряженное состояние и постоянно совершает ошибки в той самой области, в которой был подвергнут критике. Он может вовсе отказаться от повторения попыток и забросить данное занятие.

На каждый случай похвалы среднего родителя, в адрес собственных детей приходится восемь критических замечаний. Родители не задумываясь критикуют детей в попытке заставить их исправить собственное поведение. Но происходит обратное. Из-за того что деструктивная критика подрывает самоуважение ребенка и расшатывает его Я-концепцию, эффективность скорее падает, чем повышается. Ребенок становится не лучше, а хуже. Деструктивная критика заставляет человека чувствовать себя некомпетентным и неполноценным. Он начинает злиться, обороняться, упорствовать или вовсе пытается устраниться. Результаты падают до нуля. Появляются всевозможные отрицательные последствия. И особенно страдают отношения родителя и ребенка.

Дети, критикуемые за школьные отметки, скоро вырабатывают негативные ассоциации от школьных занятий и собственных ощущений. Они начинают ненавидеть все это и по мере возможности избегать. Они рассматривают школу как источник боли и разочарований. По законам притяжения и соответствия, они начинают водить дружбу с детьми, разделяющими тот же подход.

Люди зачастую делают ошибку, полагая, что занимаются «конструктивной критикой», в то время как рвут другого человека на части. Они называют эту критику конструктивной, пытаясь рационально объяснить собственное поведение. Истинная конструктивная критика должна приводить к добрым чувствам, к ощущению способности сделать что-то лучше. Если критика не приводит к улучшениям в результате повышения самооценки и представлений об уровне собственной эффективности, значит, она является не чем иным, как деструктивным актом самовыражения, предпринятым против того, кто не в состоянии дать отпор.

Деструктивная критика является корнем множества личностных проблем и враждебных отношений между людьми. Она оставляет след в виде сломленного духа, деморализации, злости, негодования, сомнений в себе и ряда негативных эмоций.

Если начать критиковать детей с самого раннего возраста, они скоро обучатся критиковать самих себя. Они унижают сами себя, недооценивают свои способности, негативно интерпретируют свой опыт. Они постоянно чувствуют, что недостаточно хороши, вне зависимости от того, насколько упорно трудятся и насколько хороши их результаты.

Основная цель критики, если в ней появляется необходимость, - добиться улучшений. Она должна привести к результатам более высокого качества. Конструктивная критика не основана на мести. Она не может использоваться как инструмент выражения недовольства или гнева. Ее цель - помочь, а. не причинить боль. В противном случае лучше вовсе воздержаться от ее использования.

Следующие семь способов помогут вам обеспечить «конструктивную обратную связь» вместо деструктивной критики.

Во-первых, всеми силами постарайтесь защитить достоинство другого человека. Рассматривайте его в виде надутого шарика, а свои слова - в виде иголок. Обращайтесь с ним мягко. Я всегда начинаю процесс коррекции со своими детьми со слов: «Я тебя очень люблю». Затем я продолжаю говорить, обеспечивая обратную связь и руководство, в котором они нуждаются, чтобы стать лучше.

Во-вторых, сконцентрируйтесь на будущем, а не на прошлом. Не плачьте о пролитом молоке. Поговорите о том, что можно сделать теперь. Используйте слова типа «Почему бы в следующий раз…».

В-третьих, концентрируйтесь на поведении или на результате, но не на человеке. Замените слово «ты» на описание проблемы.

Не говорите «Ты делаешь недостаточно». Скажите так: «Твои показатели ниже того, что мы ожидали. Что можно сделать для их повышения?»

В-четвертых, говорите о себе как об источнике чувств. Вместо слов «Ты меня злишь» скажите «Я очень сержусь, когда ты это делаешь» или «Я недоволен ситуацией и хотел бы обсудить то, как ее можно изменить».

В-пятых, точно договаривайтесь о том, что собираетесь менять, когда и насколько. Будьте конкретны, ориентируйтесь на будущее и на поиск решения. Скажите так: «На будущее очень важно, чтобы вы вели аккуратные записи и дважды проверяли все до завершения отгрузки».

В-шестых, предлагайте помощь. Спросите: «Чем я могу помочь вам в этой ситуации?» Будьте готовы продемонстрировать человеку, что и как делать. Когда вы выступаете в роли родителя или руководителя, одной из ключевых ваших задач является обучение. Вы не должны ожидать, что кто-то станет делать что-то раньше, чем вы покажете, как именно это следует делать.

В-седьмых, исходите из предположения о том, что человек хочет хорошо выполнить работу, что он сделал что-то не так по ошибке, а не намеренно. Проблема заключается лишь в недостатке навыков, неполной информации или непонимании.

Будьте спокойны, терпеливы, ободряйте, оказывайте поддержку, рассуждайте ясно и конструктивно, без злости и де-структивизма. Старайтесь возвысить человека, а не порвать его на части. Нет более быстрого способа повысить уровень самоуважения и самооценки собственной эффективности, чем отказ от всякой деструктивной критики. Вы немедленно заметите разницу в ваших взаимоотношениях.

ЧТО такое деструктивная критика?

1.Любое пренебрежительное или оскорбительное суждение о личности человека (так называемые «Ты-высказывания», например,- «Ну,ты гад!»)
2.осуждение или осмеяние дел, поступков («у тебя руки не из того места растут»)
3.осуждение или осмеяние значимых людей («Твои дети всегда отличались невоспитанностью», «У тебя не дети, а потомки Дракулы»)
4.осуждение, поношение или осмеяние социальных общностей («МГУшники чванливые», «все журналюги – пройдохи и сволочи!»)
5.осуждение или осмеяние идей («Ну, да, вы же - радикал!», «Здравствуй, наша фрейдиста!»)
6.осуждение, поношение или осмеяние значимых произведений искусства («И ты эту фигню читаешь!», «Я и позабыл, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс –твои кумиры!»)
7.осуждение или осмеяние материальных объектов («Да, сдалась тебе эта дача!»)

  1. риторические вопросы, направленные на обнаружение и исправление недостатков («Тебе не приходит в голову, что это глупо!»)
    9.упоминания о фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить или повлиять (например, национальная, социальная, расовая принадлежность – «Ну, ты - чукча!»), упоминания о городском или сельском происхождении (« Смотрите-как, гараадская» или «А, ты ж немееестный»), упоминание о противоправном поведении кого-то из семьи («Все вы - уголовники»), высмеивание конституции («Дылда», «У кого четыре глаза, тот похож на водолаза», «Глухой, как пень»)
    10.безобидные ссылки и намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные человеком в прошлом, шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн. («Пришёл наш семейный ловелас. Где шлялся, сколько юбок посчитал?»)

Деструктивная критика

  • способна пошатнуть или разрушить веру в себя
  • не позволяет человеку самому определиться, что ему реально следует делать и как поступать
  • снимает личную ответственность
  • вызывает отрицательные эмоции (растерянность, беспомощность, смятение, боль etc)
  • вызывает желание защититься (словом или делом) и (или) дать сдачи

Деструктивная критика может быть

  • непреднамеренной
    (по недомыслию, бестактности, под вилянием сильных чувств, недоразумению),
  • осознанной
    (направленной на получения определённых выгод, как психологических, так и иных, в том числе и материальных).

ПОЧЕМУ трудно справится, когда мы оказываемся под гнётом деструктивной критики?

Любое высказывание - эмоционально-содержательно.
Деструктивная критика всегда имеет гипертрофированный эмоциональный элемент.
Если сравнить с ударом – это резкий сокрушительный удар, поэтому вызывает разный спектр переживаний и чувств, как правило, негативных.
Деструктивная критика - одна из форм агрессии.

Вопрос"s:

Есть среди нас такой счастливчик, который не попадал под сечу деструктивной критики?
Как часто Вы сталкиваетесь с деструктивной критикой в жизни, на сайте профи.ру?
Если не жалко, напишите несколько примеров деструктивной критики (мои примеры – ниже).

Многие люди с трудом принимать критику. Кто-то обижается, кто-то злится, а у кого даже понижается самооценка и он может отказаться от начатого, боясь снова столкнуться с критикой. Но стоит иметь в виду, что критика носит и позитивный момент, особенно конструктивная критика.

Наш мир устроен так, что в нем есть, была и будет присутствовать всегда критика со стороны окружающих, чтобы вы не сделали, потому что любые поступки, слова, достижения в других людях всегда вызовут тот или иной отклик, который и будет выливаться как деструктивная или конструктивная критика, или восхищение.

Критика может быть направлена на продукт творчества, результат работы человека, его поступки и личность.

Как уже говорилось, критика бывает конструктивная и деструктивная. Конструктивная критика — это анализ деятельности человека, продукта этой деятельности, его личности, указание уязвимых мест в том, что сделал человек или слабых черт его характер, последствие его поступков. Конструктивная критика объективна, является констатацией фактов, изначально не высказывается в негативном аспекте и всегда обосновывается, почему человек так или иначе считает. И только, если человек не умеет принимать критику в свой адрес и реагирует негативно, то может получить также негативный отклик от критика на свою неадекватную реакцию. И тогда критика может перейти в конфликт, спровоцированный человеком, не умеющим принимать критику, а значит не умеющим быть объективным к самому себе и своим делам.

Конструктивная критика может помочь увидеть себя со стороны, глазами окружающих, увидеть реальные недостатки или недочеты продукта своей деятельности, другие варианты решения ситуаций или задач, увидеть давно старое и привычное с новой стороны, позиции и т.д. И благодаря всему этому человек может усовершенствовать свой продукт творчества или результат работы, прояснить непонятные другим людям моменты, или изменить некоторые качества своего характера, изменить к чему-то свое отношение. То есть умея принимать критику, человек самоусовершенствуется и улучает свою жизнь. От того конструктивная критика не только нужна, но и полезна. Поэтому если друзья боятся высказывать свое объективное мнение, чтобы не обидеть дорого человека, они несут ему вред, так как показывая другу свою позицию, отличную от его собственной, вы помогаете человеку узнать что-то новое, увидеть в себе что-то новое, изменить что-то или найти решение трудной для него ситуации. Но помните, что важно то, как вы высказываете критику, от этого человек ее примет или отвергнет. Позитивно высказанная критика и обоснованная воспринимается другим человеком легче, а значит больше шансов, что он вас услышит и предпримет какие-то действия. Негативно высказанная критика, воспринимается как обвинение и вызывает в человеке обиду или (и) гнев. И вместо того, чтобы вас услышать, он начнет защищаться или обвинять вас.

Деструктивная критика субъективна, не имеет отношения к реально обстоявшим делам. Высказывается обычно в агрессивной манере, так как человеком движет не желание понять собеседника, его позицию или понять предоставляемый его обозрению объект, а желание самоутвердиться, показать самого себя с лучшей стороны, возвысится, почувствовать свою значимость, авторитет в данной области. Он всегда воспринимает ревностно других людей, кто в данной области достиг результатов или вызвал интерес окружающих, так как привык быть в собственных глазах непоколебимым авторитетом, и его ранит, если кто-то привлек внимание к себе больше, чем он сам или предложил идею или продукт, о которых он не имел ранее представление и т.д., то есть поколебалась его вера в то, что он он все знает, что он лучше всех, что только он прав. И чтобы преодолеть возникшее неприятное для него чувство, он начинает критиковать того, человека, который стал причиной, что в нем взыграли его комплексы неполноценности. Критикуя он стремится обесценить личность и результат деятельности этого человека, чтобы почувствовать себя лучше него, важнее его, выше его. При данном виде критики всегда переходят на личности. То есть, как видите, таким критиком движут его комплексы неполноценности, а не желание найти истину или что-то усовершенствовать. По той же причине некоторые люди, критикуют более успешных людей, чужие достижения только потому, что хотели бы сами оказаться на их месте.

Высказывая деструктивную критику, человек стремится не столько принизить того, кому направлена критика, сколько возвысить самого себя в собственных глазах. Обычно такие люди не умеют вести конструктивный диалог и часто переходят на личности и оскорбления, принижение и обесценивание своего собеседника или его деятельности. Поступают они так, потому что в данный момент почувствовали себе в чем-то хуже — менее умным, менее успешным, менее красивым, менее разбирающимся в данном вопросе, менее реализованным как личность или специалист и т. д., в зависимости какой комплекс неполноценности у данного человека наиболее силен. И, критикуя другого человека и его деяния, он на самом деле рассказывает о самом себе, приписывая все эти качества другому человеку, а порой даже и собственные поступки. Или же представляет самого себя на месте более успешного, по его ощущениям, в чем-то человека, хотя в большинстве случаев он боится в этом признаться даже самому себе, он рассказывает как бы он сам поступил, что бы он сделал, если бы у него были бы такие же возможности, способности или достижения, то есть говорит о своих скрытых желаниях, которые часто отрицаются, подавляются, и из-за этого и его комплексов неполноценности не могут быть реализованными.

Поэтому деструктивную критику не стоит брать в расчет, лично вас и результатов вашей деятельности она никак не касается. Но тем не менее, деструктивная критика также может принести пользу. И как минимум при деструктивной критике вы многое узнаете о самом критике. Возможно некоторая информация вам может пригодиться или позволит его понять. Благодаря данному виду критики вы можете развить в себе терпимость, толерантность к другим людям, их недостаткам, комплексам. Постарайтесь не принимать данную критику на своей счет, представьте, что вы внутренне как бы отодвинулись от нее, она не имеет никакого отношения к вам. Постарайтесь понять человека почему он начал критиковать, чего ему не хватает в жизни, от чего он так несчастен. Мысленно посочувствуйте ему.

Если вы не можете понять деструктивная это критика или конструктивная, то представьте, что вы смотрите на себя, свои поступки или результат своего труда со стороны, и попробуйте «примерить» все то, что говорит критик. Что видите? Это соответствует, вы увидели что-то новое, узнали то, чего ранее не знали? Или же это беспочвенные обвинения?

Также стоит учитывать, что если вы создали что-то, то это рассчитано на определенную аудиторию, и не все это поймут и тем более примут, и соответственно будет критика со стороны людей, не принадлежащих на рассчитанную аудиторию в таком случае, если вы хотите расширить границы своей аудитории, то пересмотрите свое творении и соответственно усложните или упростите. Как в прочем, не все ваши жизненные ценности, взгляды, а значит и дела будут приниматься всеми людьми, а только теми, кто их разделяет. И в данном случае задайте себе вопрос стоит ли тогда принимать критику людей, которые вас не понимают и при всем желании даже не смогут понять, поскольку живут совершенно другими ценностями, взглядами, целями? И критика в данном случае вызвана только тем, что вы отличаетесь от них, не такой как они, живете не так, как они. Поэтому при данных обстоятельствах критика может быть как конструктивной: в случае если вы недовольны качеством своей жизни, а критик видится более счастливым, то есть смысл прислушаться и что-то изменить в самом себе или в своей жизни. Так и деструктивной, если вы довольны своей жизнью, вы воспринимаете свою жизнь и окружающих позитивно, то данная критика вас не касается, а говорит только о неумении критика понимать, принимать, учится, развиваться, о его некоторой ограниченности.

Поэтому не бойтесь критику какой бы она не была, а принимайте ее с благодарностью.

То же самое касается и самокритики. Она может быть как конструктивной , то есть позволяющей человеку увидеть себя, свои поступки, следствие своих поступков, продукт своего творчества и т. д. объективно, со стороны, найти ошибки, если они были, то сделать выводы, исправить или усовершенствовать то, что есть, или же наоборот, оценить свой успех и закрепить его. При конструктивной самокритике человек не испытывает к себе негативных эмоций, он контактирует факт наличия ошибки: например, он не правильно на что-то среагировал и его реакция повлекла те или иные последствия. Его цель найти причину своей ошибки, понять ее, далее сделать выводы, научится чему-то новому. Простить себя за ошибку. И уже в будущем при подобных обстоятельствах уже не повторять данную ошибку, реагировать по другому. То есть конструктивная самокритика всегда ведет к самоусовершенствованию.

Деструктивная самокритика — разрушительна, человек себя занижает, обесценивает себя и свои достижения, завышает требования, ставить невыполнимые задачи. И чего бы он не добился в жизни, он всегда будет собой недоволен. Он не умеет ценить то, что у него уже есть. Склонен себя обвинять, часто чувствует вину. Он не способен радоваться жизни, от этого несчастен и жизнь его приходит в некоторой гонке за «недостижимым» и сопровождается внутренним конфликтом. Что довольно часто приводит к депрессии или потери смысла жизни, чувству внутреннего одиночества и т. д. Поэтому не будьте слишком требовательны к себе, оставайтесь реалистом, ставьте себе только те цели, которые вы можете достичь. И, конечно же, цените то, что имеете, благодарите себя за свои достижения. Критика хороша в меру и только если она объективна, а не переходит к самобичевание, самообвинение. Это только вас разрушит, но никак не изменит в лучшую сторону сложившиеся обстоятельства или вас самого.

Не существует ни одного человека, который бы не подвергся критики, так стоит ли так близко все брать к сердцу? Обижаться? Злиться? Попробуйте направить критику, какой бы она не была, во благо себе. Посмотрите на то, что критикуют со стороны, как сторонний наблюдатель, попробуйте применить услышанную критику в свой адрес, но только как конструктивный момент, а не деструктивный, то есть посмотрите как вы можете усовершенствовать результат своего труда, самого себя, увидев что-то новое в самом себе, найти новое решение возникшей ситуации, улучшить свой продукт творчества. И тогда вы не будете боятся критика, она не будет вас обижать или задевать, а будет только помогать, независимо в какой форме она была высказана и какая у нее была цель. Главное, что она вам помогла, сделала лучше, сильнее, а не разрушила. Помните, что важно именно ваше отношение к критике и ее применение на пользу себе, а не те слова, которые были произнесены.

Будьте терпимы и цените себя!

Наталья Дефуа

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на

Не всякое истинное утверждение может быть строго доказано. В указанном смысле это наиболее характерно для утверждений философии, так как по самому характеру этой науки ее высказывания носят весьма общий характер. Поэтому доказательства их в строгом виде просто невозможны.

К наиболее распространенной форме аргументации относится критика тех или иных утверждений.

Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.

По форме выражения критика может быть:

  • а) неявной – это скептическая оценка позиций одной из сторон, принимающей участие в аргументативном процессе, без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места;
  • б) явной – указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации противника.

По направленности явная критика может быть:

  • а) деструктивной, направленной на разрушение аргумснта– тивиого процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации;
  • б) конструктивной – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения нро– понепта;
  • в) смешанной , сочетающей конструктивный и деструктивный подходы.

Деструктивная критика и ее виды

В диалоге, споре, деловой беседе мы отстаиваем свои собственные взгляды и одновременно опровергаем позицию собеседников. Без этого не может быть продуктивного делового общения. Поэтому необходимо быть готовым не только обосновывать истинные положения, но и опровергать ложные.

1. Критика тезиса направлена на показ ложности или сомнительности: 1) путем опровержения фактами, 2) сведения к абсурду, 3) через доказательство антитезиса – такая критика называется опровержением.

Опровержение – это логический прием, обосновывающий ложность выдвинутого положения. Он направлен на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.

Как и доказательство, структура опровержения имеет три элемента: тезис опровержения, аргументы опровержения и демонстрацию.

Тезис опровержения – это суждение, которое требуется опровергнуть.

Аргументы опровержения – это истинные суждения, при помощи которых опровергается тезис.

Демонстрация – это логическая форма построения опровержения.

Рассмотрим способы опровержения тезиса:

  • 1) опровержение фактами (лишние основания) – наиболее распространенный способ опровержения, когда тезис непосредственно подвергается сомнению с помощью фактов, событий, имеющих место в действительности;
  • 2) сведение к абсурду – это установление ложности (противоречивости) следствий, вытекающих из тезиса;
  • 3) доказательство антитезиса (опровержение от противного) – способ, когда самостоятельно обосновывается новый антитезис, который является суждением, противоречащим опровергаемому тезису. Если в процессе рассмотрения антитезиса установили, что он верен, то по закону исключенного третьего делаем вывод, что тезис ложен.

Доказательство антитезиса (косвенное опровержение) имеет следующую структуру:

  • а) необходимо опровергнуть тезис А;
  • б) формируем антитезис не-A (обратное утверждение);
  • в) прямо доказываем истинность антитезиса не-A ;
  • г) истинность не-A означает ложность A , что и требовалось доказать.

Например, требуется опровергнуть тезис, что ни один невиновный не осужден судом. Выдвигаем антитезис: "Некоторые невиновные являются осужденными". Опыт свидетельствует, что такие факты имели место. Десятки тысяч невиновных граждан России были осуждены в сталинское время и реабилитированы впоследствии. Следовательно, антитезис истинен. В таком случае исходное положение о том, что ни один невиновный не осужден судом, ложно.

2. Критика аргументов направлена на показ несостоятельности доводов, используемых оппонентом для обоснования тезиса. Осуществляется тремя способами: путем прямого или косвенного опровержения аргументов, через закон достаточного основания, через указание на сомнительный источник получения информации.

Прямое или косвенное опровержение аргументов – это показ их несостоятельности при помощи обращения к опыту, к фактам. Например, тезис о том, что Юпитер имеет спутники, можно попробовать доказать путем построения простого категорического силлогизма: "Все планеты имеют спутники. Юпитер – планета, следовательно, Юпитер имеет спутники". Формально дедуктивный вывод сделан правильно. Но фактически большая посылка (все планеты имеют спутники) является ложной, так как Венера не имеет спутников, т.е. для обоснования тезиса (Юпитер имеет спутники) нужно привлечь другие аргументы.

Ложность и сомнительность аргументов часто показывают через закон достаточного основания . Этот способ применяется тогда, когда не хватает аргументов для доказательства тезиса, когда собеседники применяют сомнительные аргументы, имея смутное представление о предмете спора, когда остается место для недоуменных вопросов типа: ну и что?

Убедительное подтверждение такой ситуации мы встречаем у А. П. Чехова в "Письме к ученому соседу": "Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимой оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночью от возжжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается". В данном рассуждении нарушено требование закона достаточного основания, согласно которому всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана. Здесь же применяются аргументы, которые сами нуждаются в доказательстве, а потому они не могут быть признаны достаточным основанием.

Иногда недостаточность аргументов для обоснования того или иного тезиса пытаются преодолеть с помощью не всегда корректных высказываний: "я уверен, что это событие имело место"; "у меня нет уверенности в существовании этого факта"; "я считаю и думаю, что со мной согласятся" и др. Уверенность сама по себе вовсе не означает действительной истинности высказывания, как и неуверенность не говорит о его ошибочности. Истинность аргументов определяется не субъективным чувством уверенности и не заверениями выступающего, а объективными показателями их достоверности: предшествующим опытом, научными данными, непосредственной проверкой соответствующих суждений.

Опровержение аргументов может быть осуществлено через указание на сомнительный источник информации – к ним относятся слухи, сплетни, домыслы и т.п. Они порождаются недостаточной информацией и чаще всего дают искаженное отражение действительного состояния дел. Такие источники информации не могут быть надежной основой получения истинных аргументов. Это особенно недопустимо, непозволительно в науке.

При опровержении аргументов устанавливается их ложность или недостаточность для доказательства тезиса. Нужно отметить, что ложность аргументов не означает ложности тезиса, однако указывает на некорректность операции опровержения.

3. Критика демонстрации показывает ошибки в форме доказательства, отмечает отсутствие необходимой логической связи между доказываемым тезисом и аргументами. Так как опровержение всегда проходит в форме дедукции, индукции или аналогии, с помощью которых критикуется тезис, то необходимо внимательно следить, чтобы не нарушались правила умозаключения. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным.

Опровержение демонстрации также не означает ложности тезиса. Однако очевидно, что правильность демонстрации влияет па корректность опровержения в целом. В мышлении значение опровержения чрезвычайно велико, так как с помощью данной логической операции удается сократить количество ложных высказываний и заблуждений.



Творчество и игры