Ф м достоевский и петрашевцы. М.В

Сочинение на тему: Лето.

Вот и пришло долгожданное лето!
После холодной зимы так хочется тепла, ласкового солнца.
Наконец можно проводить свое свободное время на природе и наслаждаться окружающим миром.
В теплые солнечные дни так и хочется оставить шумный город и поехать на природу, чтобы набраться сил.
Очень хорошо летом в парке или лесу.
Именно там можно забыть на время о проблемах и заботах.
Гуляя по парку или по лесу можно снять нервное напряжение, позабыть про все обиды и восстановить силы.
Именно природа помогает человеку восстанавливать силы,
поэтому очень важно проводить как можно больше свободного времени летом на природе.
Лес летом особенно интересен. Если Вы гуляете в лесу, то старайтесь прислушиваться ко всему, что происходит вокруг.
Слушайте пение птиц, особенно в начале лета.
Особенно прекрасна природа ранним утром, когда солнечные лучи начинают скользить по сонной земле.
Они попадают расу и весь луг переливается, словно по нему кто-то рассыпал миллионы маленьких бриллиантов.
Так и хочется упасть в эти бриллианты и ощутить их прохладу.
Но через пару часов солнце подымается выше и луговые бриллианты не выдерживают напора жарких солнечных лучей и исчезают.
Наступил еще один теплый летный день, полный хороших неожиданностей и сюрпризов.


Сочинение на тему: Музыка лета.

Лето полно звуков и красок.
Я думаю, что это самое яркое время года, когда жизнь везде бьет ключом.
Ну, разве что еще весна может сравниться с летом.
У лета есть своя музыка. Это, во-первых, шелест листвы на деревьях.
Такого нет ни весной, когда листья еще только распускаются, ни осенью, когда они уже опадают.
У весны и осени своя симфония звуков, а у лета – своя. И она прекрасна.
Во-вторых, пение и щебет птиц тоже становятся летней музыкой.
Кричат чайки над морем, щебечут ласточки, носясь туда-сюда за кормом для птенцов.
Тихой ночью поют сладкоголосые соловьи.
Курлычут голуби, пищат воробьи, каркают вороны, стрекочут сороки, стучит дятел на стволе дерева.
Птичий щебет и гам, шум ветра и шелест листвы сливаются в общий хор летней природы.
В-третьих, в летнюю пору насекомые играют нескончаемые партии в своем «насекомьем» оркестре.
Жужжат жуки, стрекочут кузнечики, зудят мухи.
Мне нравится, как дрожат крылышки волшебных стрекоз где-нибудь над речной водой.
Лето таит в себе множество чудесных звуков. Музыка лета – и в раскатистом звуке грома во время весенней грозы, когда он раскалывает небо над головой, будто молотом.
Она и в шуме прибоя, и в тихом плеске волн на солнечном пляже.
Она в лягушачьем концерте на пруду, как раз во время вечерней зорьки.
Она в звонких голосах мальчишек, которые рвут спелые яблоки в летнем саду.
Оно в веселом смехе малышей, которые бегают по двору, и которых не загоняет в дом плохая погода.
Ну, и то, как барабанит по стеклам теплый летний дождь – это тоже музыка.


Сочинение на тему: Летом на речке.

Один из лучших способов отдохнуть летом – это поехать или пойти на реку.
Здесь, около воды, прохладно даже в самую жару. Как хорошо пойти купаться, освежиться в воде!
А потом отдыхать на солнечном берегу!
Река несет свои воды от истока к устью, а жизнь бьет ключом в воде и на берегах.
Плещется рыба, сверкают над водой стрекозы с прозрачными крыльями, шумно прыгают в ряску лягушки.
А вечерами эти же лягушки устраивают по берегам громкие концерты!
На берегу реки можно бесконечно наблюдать за живыми существами.
Вот городок стрижей: они выдолбили несчетное количество норок на обрывистом берегу.
Получилось несколько «этажей» с отдельными «квартирами».
Есть так много развлечений для отдыха на речке! Можно устраивать на берегу пикники и жарить шашлыки на мангале.
А еще хорошо привязать к дереву на берегу "тарзанку" и прыгать с нее в воду с шумом и брызгами!
Только место должно быть проверенным, чтобы ничего опасного, твердого или острого не валялось на дне.
Придешь на речку и посмотришь кругом: вот сидит рыбак с удочкой, а вот рыбаки закинули сети.
Кто-то ловит возле берега раков, умело вытаскивая их голыми руками из норок. Каждый найдет себе занятие на речке.
И конечно, лучшее занятие на реке – это плыть по ней на лодке, на катере, а если река большая – то на маленьком теплоходе. Только немного попутешествовав по летней реке, можно по-настоящему понять ее красоту.
А если кататься на маленькой лодочке без мотора, то можно услышать звуки природы, увидеть спокойную красоту ее водной глади и зеленых берегов и по-настоящему отдохнуть в тишине.

Когда мне было 10 лет, мы с дедом пошли на речку искупаться, она находилась недалеко от нашего поселка. День был ясный, и ничего не предвещало беды. Вода была как парное молоко, я скорей разделся и зашел в воду. Купаться я всегда любил, но после этого случая желание пропало. Так вот, я зашел по плечи, опустился с головой в воду и решил поплавать. Поплыл чуть дальше вперед, утонуть не боялся, потому что в свои 10 лет довольно хорошо плавал, дед стоял на берегу и наблюдал за мной. В общем, я поплыл вперед, как вдруг где то невдалеке увидел, что что-то плывет. Дерево, наверное, какое-нибудь или бревно, в наших краях это не редкость. Поплыл чуть дальше, вроде не бревно, пригляделся и ужаснулся. Человек!! Это был человек!!! Естественно, не живой, мутного оттенка, и от него тянулся неприятный запах…
Я очень быстро поплыл к берегу, к деду, тот спокойно стоял и невозмутимо улыбался, но увидев мое встревоженное лицо, он немедленно напрягся.
-Дед! Там человек! Мертвый!
Спрашивать меня он больше ни о чем не стал, велел мне одеваться, потом мы пошли назад в поселок.
Уже через 30 минут у реки собрался весь поселок. Водолазы вытаскивали на берег труп. Всем велели отойти, потому что зрелище было просто ужасное, да и запах не лучше. На этом все и разошлись по домам.
Некоторое время спустя мы с дедом узнали, что трупом оказался неопознанный 20-летний парень, и личность его пока не установлена.
Прошло лето. Я уехал домой в город, естественно, про тот случай я успел забыть. Но позже я о нем вспомнил.
Как то я возвращался домой из школы, поднялся на свой этаж, иду к своей квартире и ненароком обратил внимание на стену. Там была моя тень. Тень как тень, ну ничего особенного, только вот напугала она меня почему-то. Позвонил в дверь, чтобы мама мне открыла, стою, жду, как вдруг моя тень машет мне руками, так машут, когда внимание привлечь хотят, типа сигнала СОС. Я стою как вкопанный, понять ничего не могу, и тут мама открывает дверь. Я захожу и смотрю на стену.. Я иду, а тень стоит. Вы когда-нибудь подобное видели??? Мне стало страшно, жутко страшно, ночью я не мог заснуть, когда было 2 часа ночи, мне это наконец-то удалось. Снится мне сон, что передо мной стоит паренек с испуганным лицом, машет руками и говорит:”Помоги мне!”
Проснулся я весь в поту, долго думал, сидя в кровати. И тут-то меня осенило! Тот утопленник, на которого я наткнулся!! Это был он! Лицо было то же самое, но я его еле узнал из-за выступающих разбухших вен.
Что делать, я не знал. Мама мне все равно не поверит, скажет, что я все выдумал, у кого попросить помощи?
Дедушка!! Вот кто мне поможет! С хорошими мыслями я лег спать и решил дождаться утра, а там и деду позвонить.
Я встал в 10:00 утра. Была суббота, я вскочил с кровати и побежал за телефоном. Дозвонился деду, объяснил ему все, дедушка меня понял и сказал, что нужно идти к знахарке, у них в поселке есть такая, которая сможет мне помочь. Только вот лета дождаться нужно…
Я расстроился, но делать нечего. Как я и предполагал, тень преследовала меня везде, но со мной никуда не заходила, ждала меня, я вроде даже к ней привык, а во снах снился тот парень и просил помощи.. Лето пришло, я еле дождался отъезда к деду… Когда же приехал к нему, был рад, что вскоре это все закончится. Как и обещал дед, мы пошли к знахарке, она сказала мне, что бороться с неупокоенным будет долго и трудно. Но я сказал, что буду ждать и буду терпеть. Так и ходил я к бабульке целых 5 лет, каждое лето, как приеду в поселок. Только через 5 лет парень и его тень исчезли из моей жизни, но с тех пор я на речку не ходил и мне было как-то не по себе……….

Петрашевцы история создания, их взгляды, лидеры

Возникновение

В середине XIX века в России прогрессивная мысль стала находиться под контролем разночинцев. Это были представители купцов, мещан, духовенства, отставных солдат, мелких чиновников и богатых крестьян.

Эти люди не проходили государственной службы, поэтому им было тяжело войти в социальную систему Российской империи.

Они зарабатывали на жизнь в основном умственным трудом. Разночинцы стали новой социально-культурной группой с прогрессивными идеологиями - либеральной, социалистической, революционной, анархической.

Костяк революционного движения составляла интеллигенция. И если представителями декабристов были в основном дворяне, то их преемниками уже становились разночинцы. Одни из ранних разночинных кружков считались петрашевцы, названные в честь М.В. Буташевича-Петрашевского. По методам борьбы петрашевцы были расколоты. Были среди них и реформаторы, которые составляли большинство, и революционеры.

Каждую пятницу в доме Петрашевского зачитывались доклады, посвящённые вопросам деятельности организации. На их идеологию и методы борьбы оказали влияние мировоззрения Герцена и Белинского. Организационно и идейно кружок оформиться не успел: в 1849 году, когда он был близок к этому, он был прикрыт царским правительством.

Род деятельности и идеология

Идеи и цели петрашевцев были такими же, как и у любых российских прогрессистов середины XIX века. Главной целью кружка была, конечно же, отмена крепостного права. В число других целей петрашевцев включались судебная реформа, свобода печати, а ряд петрашевцев были склонны к восстанию. Многие петрашевцы отрицательно относились к религии, отрицали существование Бога и относили себя к выраженным материалистам.

Религия, по мнению многих челнов кружка, огрубляла и подавляла человека. Религия, по мнению петрашевцев, выражена в боге, который потворствует сильным и победителям. Как и любые прогрессисты, петрашевцы были поборниками науки и просвещения. Они противопоставляли их суевериям, мистицизму и религии. Петрашевцы относились критически к идеалистам из Германии, считая их взгляды оторванными от реальности.


Петрашевцы поддерживали утопический социализм как альтернативу порокам феодальной и капиталистической систем. На их идеи оказали влияние взгляды Шарля Фурье. Они выступали против патриархальной семьи и поддерживали эгалитарную семью из-за того, что в эгалитарной модели отсутствует угнетение женщины. Личный эгоизм, по мнению петрашевцев, должен поглощаться групповым эгоизмом. Таким образом, этот кружок выступал за преобразование общества через естественную природу человека.

Социализм петрашевцев носил далеко не социалистический характер. Но в России все революционные движения того времени назывались социалистическими. Если многие либералы выступали только за права русского крепостного крестьянства и были реформистами в целом, то почти все социалисты выступали за научное мировоззрение, против религии и суеверий, за свободу личности и общества, боролись против феодализма и капитализма.

Известные лидеры

Конечно же, самым известным деятелем организации считался Буташевич-Петрашевский, санкт-петербургский дворянин, создатель "Карманного словаря иностранных слов". После ареста оставшуюся жизнь он провёл в Сибири, где и умер в 1866 году (в Енисейской губернии).

Известным членом петрашевского кружка был и , который тоже оказался в числе 20 арестованных в 1849 году. В отличие от многих членов кружка, он положительно относился к религии и придерживался позиций христианского социализма, который уже был влиятелен в ряде европейских стран. Атеистический социализм Фёдор Михайлович ставил в один ряд с буржуазностью, а многие петрашевцы противопоставляли эти понятия. Достоевский успел побывать и в более радикальных сообществах Дурова и Спешнева.

Сергей Фёдорович Дуров был более аполитичным; кружки, которые он организовывал, носили литературный характер. А Николай Иванович Спешнев в романе Достоевского " " стал прототипом Ставрогина. Он одним из первых называет себя коммунистом. В ссылке он при поддержке восточносибирского губернатора Н.Н. Муравьёва-Амурского возвращается на государственную службу.

Достоевский и кружок Петрашевского

В 1846 году после разрыва отношений с Белинским и его соратниками Достоевский вошел в философско-литературный кружок братьев Бекетовых, членами которого были друзья Достоевского – А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович. Весной 1847 года Достоевский познакомился с социалистом-утопистом М. В. Буташевичем-Петрашевским. Сторонник утопического социализма Фурье, организатор первого социалистического кружка в России, замечательный оратор, ученый-пропагандист, поражавший своей эрудицией в социальных вопросах, Петрашевский быстро завоевал симпатию Достоевского. Сверстник писателя, он после окончания Петербургского «бывшего Царскосельского лицея» служил в МИД, имел библиотеку из запрещенных книг, которыми охотно делился с друзьями. Брал книги у Петрашевского и Федор Михайлович. Главным образом это были труды о так называемом христианском социализме и о коммунизме. Вскоре молодой писатель начал посещать «пятницы» Петрашевского, а зимой 1848/49 года – кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев (так, по имени организатора кружка, называли себя члены общества, которое в Петербурге 40-х гг. XIX века было одним из известных).

Члены кружка читали на своих собраниях труды социалистов-утопистов (особенно Ш. Фурье), статьи А. И. Герцена, обсуждали идеи социализма и критиковали существующий в российском государстве строй. Главными темами обсуждений были в то время крепостное право, реформы суда и печати.

Общество Петрашевского наследовало идеи декабристов. Но состояло оно уже не только из дворян, но и из разночинцев. Какое же место занимал среди них Достоевский? Русский географ и ботаник П. П. Семенов-Тян-Шанский писал, что «революционером Достоевский никогда не был и не мог быть». Слишком мало общего было у писателя с петрашевцами. Не исключено, как предполагают некоторые исследователи, что, если бы не арест, писатель со временем отошел от петрашевцев, как он отошел от Белинского. Он был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой, но, в отличие от остальных петрашевцев, являлся ярым противником насильственного свержения существующей власти. Уже после ареста, на допросе в Следственной комиссии по делу петрашевцев, Достоевский об учении социалиста-утописта Ш. Фурье сказал так: «Фурьеризм – система мирная: она очаровывает душу своей изящностью… Привлекает к себе она не желчными нападками, а воодушевляя любовью к человечеству. В системе этой нет ненавистей… Реформы политической фурьеризм не полагает: его реформа – экономическая. Она не посягает ни на правительство, ни на собственность…» Тем не менее, в 1848 году Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым, «имевшим уклон к коммунизму». Среди членов кружка он был одним из самых выдающихся. Поэт Плещеев признавал его «самой замечательной личностью из всех наших». Революционная программа спешневской организации включала в себя создание распорядительного комитета из самых влиятельных членов кружка и организацию тайной типографии.

Из книги Как далеко до завтрашнего дня автора Моисеев Никита Николаевич

Кружок Гельфанда Со стороны могло показаться, что я, в своих попытках сделаться комсомольцем, все время старался прорваться в какое-то запретное место, старался пробиться в люди и делать карьеру, а меня какая-то сила, восстанавливая справедливость, всё время отбрасывала

Из книги Портреты словами автора Ходасевич Валентина Михайловна

Кружок Когда родители вечером уходили, а я спрашивала: «Куда?» – мне отвечали: «В „Кружок“. – „А что это такое?“ – „Это клуб для взрослых. Подрастешь – узнаешь“. – „А что такое клуб?“И вот наконец-то я «подросла» – бросила гимназию, опять хожу к Рербергу, и мы втроем

Из книги Петрашевский автора Прокофьев Вадим Александрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. В. БУТАШЕВИЧА-ПЕТРАШЕВСКОГО 1821, 1 ноября - В семье доктора медицины и хирургии Василия Михайловича Петрашевского родился первый сын - Михаил.1832–1839 - Учеба Петрашевского в Царскосельском лицее.1840–1841 - Петрашевский - переводчик

Из книги Воспоминание о России автора Сабанеев Леонид Л

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК» Многие ли теперь помнят московский «Литературный кружок» на Большой Дмитровке, в просторном особняке Вострякова? Я сам не помню даты его возникновения, но помню годы его расцвета и его кончину. Он скончался в годину Октябрьской революции,

Из книги Моя жизнь в искусстве автора Станиславский Константин Сергеевич

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово». Заголовок в оригинале: «Мои встречи. Московские артистические клубы». В доме размещался Московский комитет РКП(б), ныне - Прокуратура РФ.Литературно-художественный кружок был

Из книги Ф. Достоевский - интимная жизнь гения автора Енко К

Алексеевский кружок ОпереткаВ то время, о котором идет речь, была в большой моде оперетка. Известный антрепренер Лентовский собрал прекрасные артистические силы, среди которых были подлинные таланты, певцы и артисты всех амплуа. Энергией этого исключительного

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

Кем был Достоевский Федор Михайлович Достоевский был гением русской литературы, великим писателем, человек с «содранной кожей», т. е. с обнаженными нервами, проживший неповторяемую фантастическую жизнь любви и страстей, полную неожиданностями и мучительными

Из книги Тайная страсть Достоевского. Наваждения и пороки гения автора Енко Т.

Достоевский и Ко На одной из демонстраций нашей т.н. патриотической оппозиции я увидел замечательный лозунг. Выглядел он так: огромными буквами, черным по белому - «Жиды погубили Россию!» И внизу подпись: Ф.М.Достоевский.Не знаю, писал ли это Федор Михайлович - чтобы такое

Из книги Гончаров автора Мельник Владимир Иванович

Кем был Достоевский Федор Михайлович Достоевский – гений русской литературы, великий писатель. Это – человек с «содранной кожей», то есть с обнаженными нервами, проживший неповторяемую фантастическую жизнь любви и страстей, полную неожиданностями и мучительными

Из книги Гаврила Державин: Падал я, вставал в мой век... автора Замостьянов Арсений Александрович

Достоевский и мы Достоевский и мы – современные люди человеческого общества конца XX века. В какой связи идеи Достоевского действуют на нас, современных людей? Живем ли мы «по Достоевскому», испытываем ли те же чувства, имеем ли те же мысли, что и его герои XIX века?Можно

Из книги Повесть о художнике Федотове автора Шкловский Виктор Борисович

Достоевский Среди литературных современников Гончарова главное место принадлежит двум гигантам: Л. Толстому и Ф. Достоевскому. С Толстым автора «Обломова» многое сближает, в то время как с Достоевским они кажутся полной противоположностью. Существенные различия между

Из книги Достоевский без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

КРУЖОК В первом поколении русских поэтов приятелей не было: Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков враждовали непримиримо. Не прощали друг другу успеха, то и дело обменивались пасквилями. Державин избегал литературной вражды. Если отвечал на пасквили - всегда колебался:

Из книги Заметки о русском (сборник) автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

ВЕЧЕРА У ПЕТРАШЕВСКОГО Один швейцар уже смотрит генералиссимусом: вызолоченная булава, графская физиономия, как откормленный, жирный мопс какой-нибудь; батистовые воротнички, канальство!.. Н, В. Гоголь, Повесть о капитане Копейкине. Академия еще недавно была школой,

Из книги Римский-Корсаков автора Кунин Иосиф Филиппович

В кружке Петрашевского Степан Дмитриевич Яновский:Его любовь, с одной стороны, к обществу и к умственной деятельности, а с другой - недостаток знакомства в других сферах, кроме той, в какую он попал, оставив Инженерное училище, были причиной того, что он легко сошелся с

Из книги автора

Достоевский В Ленинграде произошел следующий интересный случай. Стоял вопрос о создании в нашем городе скромного памятника-знака Достоевскому. И вот ответственное лицо говорит: «У Достоевского нет положительного героя». И ведь верно! Кого мы можем назвать из

Из книги автора

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУЖОК В истории России 1861 год - переломный. В истории русской музыки - это канун больших событий. Пройдут немногие месяцы, и Антон Рубинштейн откроет в Петербурге консерваторию, а Милий Балакирев - Бесплатную музыкальную школу. Уже создано, действует,

(1827-1866) и связанных с ним кружков, существовали в период 1844- 1849 гг. Члены кружков на собраниях обсуждали различные философские учения, предполагали организовать подпольную типографию и заняться пропагандой социалистических идей. Под руководством чиновника, особых поручений Министерства внутренних дел И. П. Липранди была предпринята слежка за петрашевцами, и 23 апреля 1849 г. все посещавшие собрания у Петрашевского были арестованы. Суду были преданы 22 человека.

Петрашевцы и русская литература. Кружок, руководимый М.В.Буташевичем-Петрашевским (1821-1866), был одним из центров общественно-литературного движения 40-х годов 19 века. В.Г.Белинский и А.И.Герцен, стоявшие во главе демократического и антикрепостнического движения, оказывали идейное влияние на все направления русской мысли, в том числе на кружок петрашевцев. Участников кружка объединяли ненависть к крепостничеству и угнетению человека, понимание социализма как всеобъемлющего учения, призванного «согласовать» общественное устройство с потребностями человеческой природы (при этом петрашевцы разделяли представление о близости социализма к христианству с его проповедью любви и братства), глубокая вера в силу знания («Знание есть основа могущества человека», - писали петрашевцы в «Карманном словаре иностранных слов», 1845), уверенность, что фундаментом познавательной деятельности человека является природа. В поисках путей изменения социального уклада Петрашевский и его единомышленники обращались к социально-утопическим теориям Ш.Фурье и А.Сен-Симона, а также к материалистической философии Л.Фейербаха. Фурьеристская проповедь «всеобщего счастья», как нельзя лучше отвечавшая стремлениям петрашевцев к отмене рабства, к общинному устройству деревни, в русских условиях приобретала революционный характер. Социально-утопические теории, а также влияние Белинского, особенно его «Письма к Гоголю», прочитанного Ф.М.Достоевским на одной из «пятниц» Петрашевского (15 апреля 1849 года), сказались на формировании литературно-эстетических взглядов участников кружка. Они исходили из признания общественной роли искусства и высокой миссии писателя, учителя общества, призывали к демократизации литературы, стремились сблизить ее с народной жизнью. Они хотели подчинить литературу задачам пропаганды науки, просвещения, социалистических теорий. Петрашевец В.Н.Майков утверждал, что целью беллетристических произведений является популяризирование идей, важных для общества. Ради этой цели критик допускал и дидактику в искусстве, и прямое обращение к науке в поисках тех истин, какие литература должна внушать читателю, лишь бы эти истины были справедливы. При этом петрашевцы нередко смешивали научную и художественную формы познания, против чего возражал Белинский, писавший в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года», что «… искусство прежде всего должно быть искусством, а потом уже оно может быть выражением духа и направлений общества в известную эпоху» и что «… в сфере искусства … никакое направление гроша не стоит без таланта…» (Полн.собр.соч., т. 10, 1956, с. 303, 312).

В литературно-эстетических взглядах петрашевцев не было полного единства, они не успели сложиться в стройную систему, ибо в них отразился переходный характер этого движения. Расхождения намечались и на собраниях кружка, и в позднейших выступлениях его участников. Некоторые из них ощущали односторонность взглядов Петрашевского, против них возражал, например, Достоевский. С.Ф.Дуров, несколько утрируя, отмечал, что Петрашевский «… уперся в философию и политику; он изящных искусств не понимает…» («Дело петрашевцев», т. 3, 1951, с. 273). Идеи петрашевцев нашли достаточно полное выражение в их литературном творчестве. Первым поэтом кружка явился А.Н.Плещеев, автор сборника «Стихотворения» (1846), поэтического манифеста петрашевцев. Тогда же В.Майков разъяснил в «Отечественных записках» значение лирики Плещеева, связанной с лермонтовской традицией в разработке темы поэта-пророка, темы странника, узника; в ней обнаруживались и фурьеристские мотивы (проповедь всеобщего счастья, осуждение неравенства, противоречий богатства и бедности, «неравного брака» и т.д.). Стихотворение Плещеева «Вперед! без страха и сомненья На подвиг доблестный, друзья!» содержало лозунги и формулы («любви ученье», союз «под знаменем науки» и др.), наполнявшиеся конкретным смыслом для социалистов того времени; их позднее оценили деятели 60-х годов (Н.А.Добролюбов, М.Л.Михайлов). Лермонтовское влияние характерно и для стихов петрашевца А.А.Пальма, соединявшего социально-утопические мотивы с обращением к фольклорной тематике. Фурьеристские взгляды отразились в стихотворных набросках Д.Д.Ахшарумова. В многочисленных переводах С.Ф.Дурова (из О.Барбье, В.Гюго и др.), проникнутых гражданским пафосом, воплощены его демократические идеалы. Идейное влияние кружка петрашевцев сказалось и в творчестве некоторых поэтов, в целом далеких от передового движения 40-х годов: А.Н.Майкова - автора поэм «Две судьбы» и «Машенька», А.А.Григорьева, написавшего в период недолгого общения с кружком цикл революционно-патетических стихов («Прощание с Петербургом», «Когда колокола торжественно звучат» и др.).

С участием в кружке связаны социальные мотивы ранней прозы Достоевского («Бедные люди» и др.), первых повестей М.Е.Салтыкова («Противоречия», «Запутанное дело»), считавшего, что участие в кружке и «школа идей» Белинского были самыми важными в его творческом развитии. Социалистические идеи 40-х годов сыграли немалую роль в формировании взглядов Н.Г.Чернышевского, который в студенческие годы был участником одного из кружков, связанных с петрашевцами. Активный деятель кружка А.В.Ханыков впервые познакомил его с учением Фурье, с взглядами Фейербаха. Представления Петрашевцев (главным образом В.Майкова) о природе и назначении искусства нашли отражение в работе Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Веяние пропаганды петрашевцев с их стремлением к «общему благу для всего человечества» коснулось и молодого Л.Н.Толстого (см. записи в дневнике 1847 года), которому приходилось встречаться с некоторыми участниками кружка; мир социальных утопий, увлекавший передовую молодежь 40-х годов, оказался во многом близок интересам и нравственным поискам Толстого в эти же годы. Исследователи (Т.И.Усакина) отмечают также, что идейный замысел романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история» (1847) складывался не без влияния критики В.Майковым романтизма и «положительной» философии, критики, тесно связанной с эстетикой и философией петрашевцев.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.5, М., 1968.

Издания:

Философские и общественно-политические произведения петрашевцев, М., 1953;

Поэты-петрашевцы, Л., 1957.

Литература:

Сакулин П.Н., Русская литература и социализм, ч. 1, М., 1922;

Семевский В.И., М.В.Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, ч. 1, М., 1922;

Семевский В.И., М.Е.Салтыков-Щедрин - петрашевец, «Русские записки», 1917, № 1;

Семевский В.И., Петрашевцы С.Ф.Дуров, А.И.Пальм, Ф.М.Достоевский и А.Н.Плещеев, «Голос минувшего», 1915, № 11, 12;

Смиренский Б.В., Поэт-петрашевец С.Ф.Дуров в Сибири, «Сибирские огни», 1958, № 1;

Смиренский Б.В., Стихотворения поэтов-петрашевцев, «Вопросы литературы», 1959, № 7;

Бельчиков Н.Ф., Достоевский в процессе петрашевцев, М.-Л., 1936;

Зельдович М.Г., К характеристике литературно-эстетических взглядов М.В.Петрашевского, «Ученые записки Харьковского университета», 1956, т. 70, № 3;

Деркач С.С., О литературно-эстетических взглядах петрашевцев, «Вестник ЛГУ», 1957, № 14, в. 3;

Жданов В.В., Поэзия в кружке петрашевцев, в сборнике: Поэты-петрашевцы, Л., 1957;

Эйхенбаум Б.М., Толстой и петрашевцы, «Русская литература», 1965, № 4;



Творчество и игры