Как научиться читать быстро и запоминать прочитанное надолго? Как освоить скорочтение.

В современных потоках письменной информации скорочтение играет важнейшую роль в познании и развитии.

Многие люди спрашивают: Как научиться быстро читать, какова методика скорочтения, какие упражнения для увеличения скорости чтения необходимо выполнять?

Сегодня на сайте сайт вы узнаете, не просто как научить себя и своих детей быстрому чтению, но и как при скорочтении правильно воспринимать текст, развивая восприятие, память и внимание.

Как научиться быстро читать — методика скорочтения

Обычная быстрота чтения взрослого человека — это 120-180 слов в минуту, если выше, то как правило, это уже просмотр текста, а не чтение с нормальным восприятием, пониманием и запоминанием прочитанного.

Если вы сознательно поймете суть того, как быстро научиться читать печатный и письменный текст не для беглого просмотра, а для понимания и запоминания необходимого материала, то выполняя простые упражнения по скорочтению вы довольно быстро обучитесь технике чтения со скоростью от 600 до 1000 слов в минуту ,т.е. в 3-5 раз быстрее обычного.

Однако следует понимать, что научиться быстро читать, это еще не значит, что научиться мгновенно понимать смысл и быстро запоминать прочитанное, например в художественной литературе.

Но для офисной работы и деловых бумаг скорочтение очень подойдет, при условии, что вы четко разбираетесь в сути рабочего вопроса.

Например , если вы банковский служащий, разбирающийся в терминологии, то ваше умение быстро читать договоры и прочее вам подойдет, в отличие от обычного человека, который используя методику скорочтения не поймет сути договора, скажем кредитного…

Вообще, развитое периферическое зрение вам подойдет не только в скорочтении, но и в восприятии любой визуальной информации (например, мгновенное восприятие приборов автомобиля и ситуации на дороге для мгновенного принятия решения), т.е. там, где одновременно поступает много информации для мозговой переработки.

Таблица Шульте — упражнения для скорочтения

Одна из методик для упражнения скорочтению — это таблица Шульте. Вам следует взять стандартный книжный лист бумаги и нарисовать на нем квадратную таблицу Шульте, состоящую из пяти рядов и пяти столбцов — цифры в разном порядке от 1 до 25. (при упражнении на мониторе компьютера и на экране смартфона — подогнать таблицу под весь размер и не использовать курсор)

Как проводить упражнения скорочтения по таблице Шульте, чтобы научиться быстро читать:

  • Держать расстояние от глаз также, как при обычном чтении;
  • Зафиксировать свой взгляд на центре таблицы Шульте и не сдвигать его;
  • Искать числа по очереди в возрастающем порядке от 1 до 25 как можно быстрее, и главное при этом не двигать глазами (смотреть периферическим зрением) и не проговаривать цифры вслух или про себя;
  • Не упражняться в скорочтении с таблицами до переутомления;
  • По мере возрастания навыка быстрого чтения цифр (или букв в порядке алфавита), можно расширять таблицы по количеству рядов и столбцов (6х6, 7х7 и т.д.)

Другие методики скорочтения

Потренировавшись скорочтению на таблицах Шульте, вы можете перейти непосредственно к тексту.

Вначале, для выполнения упражнений по быстрому чтению, стоит брать тексты в колонках газет, т.к. там строчки меньше обычного книжного листка. Потом переходить на более широкие тексты.

Важно научиться видеть (воспринимать) почти всю строчку текста, чтобы было как можно меньше дивжений глазами по строке.

Также, для быстрого чтения важно научиться улавливать основные понятия и тезисы в читаемом тексте и отбрасывать «воду» (слова, не несущие особой смысловой нагрузки).

Как научить детей быстро читать

Чтобы научить детей периферическому зрению и быстрому восприятию информации, например, в таблице Шульте можно вместо цифр использовать рисунки (картинки).

Родителям следует понимать, что у ребенка предметно-образное мышление, а не как у взрослого — словесно-логическое, поэтому ему может быть сильно утомительны упражнения по скорочтению букв (слов) и цифр в обычном виде.

Лучше для обучения детей быстрому чтению сначала использовать картинки и предметы (например, буквы, слова в виде картинок и предметов)

Проблемы, которые мешают научиться быстро читать

В процессе упражнений скорочтения вы избавитесь от этих проблем:

  • Неумение видеть периферически (научение воспринимать как можно больше слов, чуть-ли не все предложение)
  • Внутреннее проговаривание текста (восприятие текста визуально)
  • Возвращение глаз к уже прочитанному (развитие быстрой памяти)
  • Концентрация внимания (снижение автоматического восприятия внутренних и внешних помех)
  • Неумение быстро находить ключевые понятия и тезисы (научение быстрого понимания смысла на основе скорочтения)

Читайте другие

Секрет прост: нужно не только тренировать скорость чтения, но и работать над качеством понимания. Скорочтение – это совокупность данных качеств, которая и позволяет нам быстро читать текст и представлять полную картину прочитанного. Рассмотрим 6 факторов, без которых сложно достичь огромной скорости чтения.

Когда начинаете чтение книги, Вы уже заранее должны решить, что читать ее будете быстро. Конечно, «быстро» - для всех разное и поэтому у Вас оно будет свое, но настраиваться надо на большую скорость чтения, чем она на самом деле. Нормальное количество знаков в минуту во время чтения у человека – 700-1000, и свою скорость Вам нужно знать.

Для начала выберите неизвестную Вам книгу, но не научного стиля, чтобы не мучиться с терминологией и возможными неизвестными словами, а еще лучше выбрать что-нибудь из классики. Засеките время от 1 до 3 минут, но только чтобы ровно одну или две или три. И по окончании процесса, постарайтесь вспомнить все, что прочитали, если количество фактов/событий превышает отметку 20 – то все в порядке с запоминанием. Затем определите среднее значение символов в строках и посчитайте количество строк. Полученные величины умножьте и поделите на количество минут, затраченных на чтение. Итогом станет количество знаков в минуту.

Соревнуйтесь с собой, сравнивайте результаты чтения регулярно. Когда человек видит результат – появляется стимул, потому что у него получается.

Нахождение сигнальных слов

Сигнальные слова можно сравнить с картиной. При просмотре картины мы не рассматриваем ее по полоскам/строкам, а видим целиком и сразу понятно, что на ней изображено. Сигнальные слова играют такую же роль в скорочтении. Если слова определены правильно, то это дает возможность выявить структуру предложения, то есть существует слова, после которых начнется то, что Вы ожидаете: какая-то ветка сюжета или обыкновенное описание. Например, музыкант никогда не смотрит на ноты, которые исполняет в данный момент, он смотри чуть дальше.

Примеры сигнальных слов:

  1. Разряд времени: после, сначала, до, во время, в начале, в конце, перед, раньше, позже, когда, тогда.
  2. Дополнение: к тому же, помимо, а так же, более того, например, еще.
  3. Альтернатива: с другой стороны, наоборот, однако
  4. Итог: в заключении, одним словом, итого, таким образом

Сигнальные слова находить сразу далеко не у всех получится, для этого нужно тренировать навык. Напишите все эти слова один столбик, закройте чем-нибудь, а затем по очереди открывайте на минимальные доли секунды и пытайтесь понять это слово.

Используйте ускорители

Может это станет неожиданной, но у Вас имеется отличный ускоритель собственного чтения! Пользуясь им, скорость чтения возрастет, а также поможет меньше нагружать глаза.

Палец – вот он главный ускоритель. Водите пальцем по тексту, чтобы облегчить себе задачу. Подчеркиваю, что глаза должны двигаться за пальцем, а не палец за глазами.

Первоочередной задачей станет развитие скорости, а вот после – качество чтения. Если не получается улучшить качество, то снижайте немного скорость, а затем снова повышайте. Тренировке ускорителя нужно уделять в день до получаса.

Если хотите развить скорость чтения до 3-5 тысяч знаков в минуту, то тренировки должны проводиться на скорости, превышающей в 3 раза! Известно легкое упражнение, которое даст возможность ощутить эту тройную скорость.

Отметьте начало, откуда будете читать, засеките 3 минуты и читайте, затем поставьте отметку в конце. Далее читайте данный отрывок за 2 минуты, а последним этапом станет – 1 минута. Не забывайте использовать палец, польза которого будет заметна. После регулярных тренировок, мозгу станет намного привычнее читать на высокой скорости.

Научитесь понимать смысл абзаца

Абзац – важный компонент текста. Абзацы выделяют предложения по смыслу, а значит, умение определять правильно смысл абзаца (то есть его предложений в целом) – позволит поднять уровень понимания текста. Уделите время для тренировок этого навыка, и он внесет значительный вклад в развитие скорочтения. Важно, чтобы тренировки проводились и со сложными по смыслу текстами.

Подробнее о тренировке: Подберите какую-нибудь книгу и прочтите быстро абзац, а затем за минимальное время определите смысл. После нескольких тренировок навык улучшится, и за одну минуту сможете узнать больше новой информации.

Не воспринимайте лишнее

Невероятно полезное умение – опустить лишнюю информацию по ходу чтения.

Читая текст с целью добыть определенную информацию – отбрасывайте не нужную, мешающую информацию.

Например, Вы зашли на сайт Сепии и перед Вами большой выбор статей. Выбор пал на первую попавшуюся статью, но важна ли она вам будет через неделю или месяц? Может просто забудется и все. Спрашивайте себя всегда: «А потребуется ли мне эта информация в будущем?», так вы определите для себя ценность статьи. Но не переживайте, мы пишем полезные статьи.

Если информация пригодится в будущем, то задайте себе вопрос, что именно хотели бы Вы запомнить, что хотели бы узнать? Эти вопросы зададут скорость вашего чтения, потому что будет опускаться лишняя информация, что значительно укоротит время чтения.

После прочтения текста – постарайтесь восстановить сюжетную линию по абзацам. То есть была цель определить смысл абзаца, а теперь более сложная. Главное строить линию не заглядывая в текст.

Стройте линию сюжета на основе дерева. Пусть первый абзац станет полоской (веткой) и подпишите основную мысль. Далее постройте ответвление (если оно имеется по смыслу) и подпишите основную мысль и так далее. Так образом, может получиться целая цепочка или древо из абзацев (в зависимости от текста). Древо проглядывается в основном в художественной литературе.

Выглядеть данное упражнение будет примерно так:

Навык помогает запоминать информацию в каждом абзаце и вспоминать ее по первому требованию. Тренируя скорочтение – запоминание прочитанного и скорость усвоения значительно увеличатся, что облегчит жизнь и позволит читать за то же самое время, что и раньше - в разы больше книг!

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, упражнения на запоминание прочитанного, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым читающим до 5000 слов в минуту.

Другие развивающие курсы

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Выполняйте легкие и простые упражнения для тренировки памяти понемногу в течение дня. Тренируйте память на десятках упражнений, которые пригодятся в повседневной жизни.

Устный счет

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Секреты фитнеса мозга

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в суперкомпьютер.

Заключение

В заключении хочу напомнить важные навыки, которые позволят достичь огромной скорости чтения:

  1. Осознание собственной скорости чтения и желания читать быстрее
  2. Нахождение сигнальных слов
  3. Использование ускорителя
  4. Умение понимать смысл абзаца
  5. Невосприимчивость лишней информации
  6. Наблюдение за развитием сюжета

Состоит из нескольких упражнений, которые следует освоить. Все упражнения «работают» самостоятельно, но взаимосвязаны общей идеей - изменением отношения к процессу восприятия и усвоения информации.

В рамках одной статьи невозможно раскрыть содержание всех упражнений.

Каждое упражнение имеет разную весовую долю в увеличении скорости чтения. Можно выделить два основных упражнения решающих вопрос - как научиться быстро читать.

Для контроля достигаемых успехов необходимо сразу завести дневник.

В начале дневника надо определить и отметить начальную Она определяется по формуле: Число знаков в тексте делится на затраченное для его прочтения время в минутах и умножается на коэффициент понимания смысла прочитанного.

Коэффициент, который определяет понимание содержания прочитанного, определяется путем анализа ответов на вопросы по тексту. Каждому правильному ответу присваивается 0,1 балла. Правильные ответы на все 10 вопросов составят 1 балл.

Первая запись в дневнике, будет первым шагом в решении вопроса - как научиться быстро читать.

Первое и самое трудное упражнение - научиться подавлять артикуляцию при чтении.

Артикуляция - главная проблема «скорочтения». Подавление артикуляции - это самое трудное упражнение из всех.

При выполнении упражнения надо помнить, что исключается не только проговаривание слов (бормотание или шептание), но создается новый способ внутренней речи. Он воспринимает текст только за счет зрительного опознавания. Компоненты речи и слуха при этом исключаются полностью.

Для исключения артикуляции при чтении надо постоянно отвлекать себя ритмичными движениями пальцев рук, счетом цифр вслух любыми репликами, т.е. любым способом, который больше нравится. Главное - это отвлечь внутреннего диктора от повторения вслух увиденного глазами текста.

Избавиться от артикуляции можно после 20-25 часов тренировок. Как получится, но не стремитесь к рекордам, главное получить нужный результат.

Когда упражнение будет освоено и будет получен ожидаемый результат, т.е. чтение без артикуляции, проверьте свою скорость чтения и запишите результат в дневник.

Перед началом второго упражнения и после его освоения также занесите данные о вашей скорости чтения в дневник.

Суть упражнения можно пояснить на примере скоростной печати на пишущей машинке или клавиатуре ПК. Особенно там, где клавиатура как бы разделена на две части. При этом пользователь работает каждой рукой отдельно только на «своей» части клавиатуры, без дублирования.

Так и с чтением. Каждый глаз может и должен приносить «свою» часть печатных образов в мозг, отдельно. Глаза смотрят параллельно в общем направлении, но каждый охватывает только «свою» часть, не фокусируя в одной центральной точке в общем центре.

За счет параллельности взгляда, расширяется боковое или периферийное видение. Можно увидеть большую площадь с текстом, не делая лишних движений глазами. Тем самым увеличивая скорость «съема» информации или скорость чтения.

Научившись работать с расширенным периферийным зрением, скорость чтения вслух увеличится автоматически за счет того, что в мозге всегда будет «оперативный запас» слов, которые еще небыли произнесены, но уже были увидены глазами и переданы в мозг.

Без разработанного периферийного зрения в мозге часто нет запаса «лишних» слов для их произнесения, т.к. глаза их еще не увидели и не передали ему.

Все просто и сложно, одновременно. Просто в понимании, но сложно в освоении.

Тем не менее, осознанное желание и упорство обязательно дадут ожидаемый результат.

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

Раньше люди читали не торопясь, размеренно, при неровном свете свечи. Быстрота чтения не была необходима. Но мы живем в стремительное время, нам нужны довольно большие объемы информации, уже со школы дети должны читать не только художественную литературу, но и учебники, технические описания к разным гаджетам, статьи и так далее.


Если читать медленно, времени учиться в хорошем темпе может не хватить. Как же быть? Неужели придется с утра до вечера сидеть над книгами и учебниками? На самом деле есть несколько секретов, которые помогут научиться читать быстро с полным пониманием прочитанного. Сегодня мы ими поделимся.

1. Определяем скорость.

Вы читаете медленно или считаете, что можете быстрее? Определите вашу скорость. Включите таймер и прочитайте полстраницы текста. Запишите ваш результат. Это нужно для того, чтобы следить за прогрессом обучения и правильно подбирать упражнения, которые помогут улучшить навыки.


Не старайтесь ускоряться до предела, важно достичь равновесия скорости и понимания прочитанного. Контролируйте ваше чтение, чтобы точно знать, что вы движетесь.


Стремитесь стать быстрее, но при этом не терять в понимании текста.

2. Читаем слова группами.

Причина замедлений в чтении по слову, остановках на каждом слове, движении взгляда обратно, чтобы прочитать строчку еще раз. Часто нам кажется, что так мы лучше поймем смысл. Но это не так. Читая отдельными словами, а не конструкциями, мы просто замедляем темп. Старайтесь читать словосочетаниями, цепляйте взглядом группы слов.


Обратите внимание, что даже сложные предложения в русском языке разделены на смысловые единицы – простые предложения, причастные и деепричастные обороты, обособления. Все эти конструкции обычно отделяются от остальной части предложения запятыми. Попробуйте охватывать кусок текста от запятой до запятой, затем следующий. Потихоньку вы привыкнете сразу замечать интонационные паузы и впитывать информацию блоками.


Установите для себя правило: каждое предложение делить на 2-3 части.

3. Без остановок.

Почему мы останавливаемся? Вероятно, потому что не очень уверены, что правильно поняли смысл. Так тоже бывает, если читать сложную теоретическую литературу, но вряд ли смысл ускользнет от вас в процессе чтения художественных произведений.


Приучите себя читать без остановок. Скользите глазами по строчкам, не спотыкайтесь о каждое слово. Если вам сложно побороть привычку, возьмите себе в помощники карандаш и водите по строкам. Пусть глаза двигаются за указкой, так вы понемногу привыкнете читать подряд, без топтания на месте.


Вот увидите, ваши страхи потерять смысл скоро останутся позади. Наоборот, концентрация внимания повысится, а скорость чтения увеличится (напоминаем про пункт 1, следите за вашим прогрессом).


Тренируйте себя. Чтение – это почти как спорт. Чем больше тренировок, тем больше результат.

4. Знакомимся с терминами.

Художественная литература обычно не требует знания каких-то особых слов. Конечно, в ней встречаются незнакомые, устаревшие, диалектные слова, но не очень часто, поэтому всегда можно быстро понять их значение по контексту или остановиться и использовать словарь.


Но что делать, если вы читаете учебники или другую обучающую литературу? Здесь встречаются не просто незнакомые слова, но терминология, причем, для каждого предмета и направления она своя.

Совершенно не важно, изучаете вы курс биологии за 7 класс или проходите курс маркетинга, постарайтесь сначала познакомиться с особыми словами, которые будут вам встречаться в тексте. Не бросайтесь в омут понятий с головой, вы быстро устанете разгадывать смысл и остановитесь.


Но как же выяснить, какие слова требуют особого знакомства? Возможно, первую-вторую главу вашего трактата нужно прочитать медленно, найти научные термины и профессионализмы, посмотреть в словаре их значение. Теперь, если вы встретите их снова, вам не нужно будет останавливать чтение. Добавляйте в свой словарный запас новые слова и скоро вы привыкнете к особому языку научных и обучающих изданий.


Познакомьтесь с новыми словами и терминами заранее, иначе быстрое чтение превратится в неприятную поездку по плохой дороге, от которой останутся только синяки.

5. Не проговариваем!

Еще одна популярная ошибка читателей – проговаривание слов про себя .


С одной стороны, артикуляция важна, особенно если вы читаете стихи или классическую прозу. Артикуляция помогает почувствовать звучание речи, ритм и стиль текста. Поэтому полностью отказываться от нее не нужно. Но мы часто читаем тексты, где нужно понять смысл, а не вдохновиться красотой слова. В этих случаях проговаривание нам не нужно.


Если вы уже попробовали читать не по слову, а словосочетаниями, избавиться от артикуляции будет легче. Мы переходим на зрительное восприятие, образное. Чтобы добиться переключения на такое восприятие, попробуйте несложное упражнение. Читайте любой текст (допустим, газетную статью), одновременно “мешая” самому себе артикулировать. Произносите не те слова, которые видите, а что-то другое. Можно считать до десяти, можно говорить “лалалала”, можно крутить в голове популярную песню. А потом, после того, как ваши глаза закончат считывать информацию, спросите себя – вы поняли содержание статьи? Скорее всего, да, возможно, не целиком. Потренируйтесь еще, и вы увидите, что начали впитывать текст и быстрее, и четче.


Обманите свой мозг: пойте песню, пока читаете книгу.


Способов увеличить скорость чтения немало. Можно заниматься самостоятельно, можно отправиться на курсы скорочтения.

Оптимальный вариант достичь скорости – 150-200 в минуту . Но, стремясь, читать быстрее, не забывайте, что некоторые произведения все же требуют медленного, вдумчивого чтения, понимания художественного языка.



Творчество и игры