Как венера милосская потеряла руки. История и этнология


Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.

1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение


Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера - римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена


8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому


Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру


Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту - морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции


Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов


Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480-323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов


Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой


Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали



К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали


Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей


Высота Венеры Милосской - 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения


Отсутствующие руки Венеры Милосской - гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

Случайно найденная в поле греческого крестьянина, «Венера Милосская» стала настоящим гимном достижениям человеческого творчества и синонимом красоты и грации. Эту статую знают все. «Венера Милосская» - известнейшее произведение древнегреческого искусства и звезда коллекции Лувра. Ежегодно посмотреть на нее приезжают около шести миллионов человек со всего мира. Однако эта статуя имеет и свои тайны, о которых и пойдет речь в статье…

Несоответствие деталей

От внимательного глаза не укроется некоторое несоответствие верха и низа статуи. «Венера Милосская» как бы составлена из двух частей: бюст статичен, а ноги изображены в движении. И действительно, ведь статую нашли частями. Сначала были обнаружены бюст и голова, а через пару дней неподалеку нашли ноги и фрагмент пояса с застежкой.

При еще более внимательном изучении выясняется, что вообще вся статуя собрана из взаимозаменяемых деталей (ноги, стопы, бюст). Причем каждая такая деталь ваялась отдельно.

Куда делись руки?

Была ли когда-нибудь «Венера Милосская» с руками? По сему поводу дебаты не утихают до сих пор. Доподлинно известно, что во Францию шедевр прибыл безруким.

Скульптор Ланж в 1822 году сделал богине недостающие конечности, но затем отказался их продемонстрировать из-за неоднозначных мнений, которые вызвала его работа. До сих пор остается загадкой, была ли Венера на презентации в Лувре с руками или без.

Путешественник Жюль Дюмон Дюрвилль сообщал, что через несколько дней после открытия он осмотрел статую «Венера Милосская». Параметры ее составили в высоту 6 футов, она изображала женщину, чья правая рука держала драпировку и пояс, а левая - поднятое вверх яблоко.

Кроме того, ходят легенды, что руки Венеры были потеряны во время драки между турками и французами, произошедшей из-за желания каждой стороны владеть ею. Утверждалось также (в 1874 году), что статуя была найдена целой и даже стояла на постаменте.

А при чем здесь любовь?

Действительно ли статуя «Венера Милосская» изображает богиню любви? Это имя она получила с легкой руки французского моряка Оливье Вутье, который, увидев ее сразу после находки, воскликнул: «Моя Венера!». По самой же статуе ничего определенного сказать нельзя, и виной тому, опять же, отсутствие рук.

Принято считать, что статуя изображает Афродиту (Венеру). Связано это с тем, что фигура изображена полуобнаженной: в полуобнаженном и обнаженном виде часто изображают Афродиту. У скульптуры нет никаких атрибутов, поэтому с уверенностью говорить о том, что она изображает именно эту богиню, нельзя.


Самых известных античных изваяний Венеры — семь. Справа налево: Милосская (II-I вв. до н.э., Париж); Капитолийская (II в., Рим); Книдская (IV в. до н.э., подлинник не сохранился); Медицейская (I в. до н.э., Флоренция); Капуанская (IV в. до н.э., Неаполь); Венера Мазарини (II в., Лос-Анджелес); Венера Счастливая (II в., Рим). Иллюстрация из архива Библиотеки Конгресса США.

Греческих богинь можно идентифицировать только по атрибутам, которые они держат в руках, а без них это может быть кто угодно. Если в руках яблоко, корона, зеркало или щит, то это Венера, если лук или амфора, то Артемида, и так далее. Пока загадка остается неразгаданной.

Переделки имели место

Нос богини идеален. Но все, кто видел статую сразу после находки, утверждали, что он был поврежден. Оказывается, в 1822 году все тот же реставратор Ланж изготовил и закрепил на лице Венеры гипсовый нос. Когда этот протез Ланжа попытались убрать, то, посмотрев, что получается нечто несуразное, передумали и водрузили его на место.
Кроме носа, переделкам в разное время подверглись левая грудь, стопа и щиколотка.

Хорошо, что Венера Милосская создана из мраморных монолитов. Будь она полой, сейчас ей, вероятно, не хватало бы не только рук.

А кто творец?

Некоторое время считалось, что автором скульптуры является знаменитый древнегреческий скульптор Пракситель, живший в IV веке до н. э. Венера Милосская действительно напоминает Афродиту Книдскую — известную статую, созданную мастером. Но сейчас авторство Венеры Милосской приписывают некоему Александру Антиохийскому. Его имя упоминалось в едва различимой надписи, обнаруженной позднее на постаменте.

Некоторые исследователи полагают, что статуя является копией работы конца IV века до н.э. Копирование было обычной практикой в то время. Так, например, известная статуя Афродиты из Капуи (Венеры Капуанской) была скопирована с греческой бронзовой скульптуры, предположительно, работы Лисиппа.

В статуе Венеры Милосской прослеживаются традиции классического периода, однако в то же время в ней можно увидеть черты, свойственные для конца II века до н.э. Отчужденность, гармоничные черты лица, спокойствие — все это характерно для эстетики V века до н. э. Прическа, проработка деталей сближает скульптуру с работами Праксителя.

В то же время динамичность, вытянутое тело указывают на то, что статуя была создана в эллинистический период, в III-I веках до н. э. Некоторые специалисты называют более точную дату — 130-100 годы до н. э. Один из коллекционеров предметов античности Клод Тарраль в свое время высказал мнение, что автором Венеры Милосской является живший в II-I веках до н. э. Агесандр с Родоса, который выполнил скульптуру «Лаокоон и его сыновья».

Браслет и серьги

Венера Милосская в древности была раскрашена. Были найдены следы краски в складках ее одежды. Сейчас краска поблекла, но в то время цвета, в которые была раскрашена скульптура, были очень яркими.


В районе плеча Венеры Милосской имелся браслет. До сих пор сохранились отверстия от браслета на ее правой руке. Кроме того, у статуи были серьги. Еще в Античности грабители отломали ей мочки ушей, чтобы их достать. У скульптуры имелось и ожерелье: сохранились отчетливые бороздки на шее в том месте, где оно находилось.

Случайная слава?

Популярность Венеры Милосской, возможно, связана не только с ее красотой, ведь на свете много других не менее изящных скульптур. Сыграли свою роль и «PR-технологии». Ореол таинственности вокруг нее и связанный с этим ажиотаж создавались намеренно французскими властями.


В 1815 году Франция была вынуждена вернуть Италии Венеру Медичи, после того как она была похищена Наполеоном Бонапартом. Эта скульптура воспринималась как один из шедевров классического периода. Французы решили сделать Венеру Милосскую более известной, чем Венера Медичи.

7 мая 1821 года скульптура была впервые выставлена в Лувре на всеобщее обозрение. Были приглашены послы Англии, Голландии, Турции. В Греции в то время отсутствовал закон об охране ценностей, поэтому они вывозились без разрешения.

Она безупречна. Движение ткани сложно детализировано, а линии тела просто идеальны. Созданная более двух тысячелетий назад, она кажется современной. Фигура удивляет соразмерностью и гармонией. Чаще всего её отождествляют с богиней любви, и называют Венерой, хотя греческое имя этой богини не Венера, а Афродита. А Милосской её называют по имени места, где её обнаружил около двухсот лет назад греческий рыбак - острова Милос.

предп. Александр Антиохийский
Венера Милосская. Около 130-100 до н. э.
Мрамор. Высота 2,02 м
Лувр, Париж. Викисклад



«Безрукая, обрубок правды голой,
Весь в брызгах пены идол божества,
Ты людям был необходим, как голод,
И недоказан был, как дважды два...»

Павел Антокольский


С произведением связано много загадок, одна из них касается утерянных рук богини. Существует несколько предположений о том, каково было их положение и что держала Венера.

Одно из самых распространенных и обоснованных предположений гласит, что в одной руке она держала яблоко, а другой удерживала спадающие одежды. В доказательство приводятся слова крестьян, обнаруживших статую, которые подтверждают, что в кисть руки Венеры был вложен этот плод. Предположение имеет мифологическое обоснование. Богиня любви получила яблоко с надписью «прекраснейшей» от Париса, который предпочел её Афине и Гере.

Но не все с этим согласны. Популярна и версия, что расположение тела Венеры, в частности, разворот плеч и торса, говорит о том, что богиня пряла. Соответственно, в одной руке она держала пряжу, а другой - управляла нитью и веретеном.

Свою гипотезу они подтверждают цифровой реконструкцией статуи, доказывающей, что поза изваяния соответствует той, которую принимает тело пряхи. Действительно, положение туловища скульптуры очень похоже на позу прядущих женщин. Такая композиция часто изображалась на античных сосудах.

Еще одна версия предполагает, что скульптор изваял богиню победы Нику. В одной руке она держит щит бога войны Марса, а другой пишет имена воинов, прославившихся победами в сражениях. Эта трактовка дает объяснение гордому взгляду богини.

Есть еще гипотеза об изначальной парности скульптуры. Левая рука Венеры якобы опиралась на плечо Марса, бога войны. Есть и менее популярные предположения: богиню снабжают зеркалом или лавровым венком.

История находки

Знаменитую статую обнаружили 8 апреля 1820 года в руинах древнего города на острове Мило фермер по имени Йоргос Кентротас вместе с французским моряком Оливье Кутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

Кентротас нашел скульптуру вместе с руками, а точнее с фрагментами рук, Их попытались реконструировать, но руки получились «слишком грубыми и неизящными». Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, просто они были сильно повреждены. При транспортировке статуи в Париж в 1820 году и руки, и оригинальный постамент были утеряны.

Есть версия, что постамент Венеры пропал не случайно

Создание статуи приписывают Александрову Антиохийскому - полагают, что он вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой было выбито имя создателя. Впоследствии постамент загадочно пропал.

Возможно, разгадка его исчезновения кроется в том, что искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

Существуют многочисленные реконструкции, на которых Венера Милосская изображена с руками в различных вариантах. Как бы то ни было, но руки Венеры что-то держали. Что?

Пять тайн богини

Эту статую знают все. «Венера Милосская» - известнейшее произведение древнегреческого искусства и звезда коллекции Лувра. Ежегодно посмотреть на нее приезжают около шести миллионов человек со всего мира. Случайно найденная в поле греческого крестьянина, «Венера Милосская» стала настоящим гимном достижениям человеческого творчества и синонимом красоты и грации. Однако эта статуя имеет и свои тайны, о которых пойдет речь в статье.

Несоответствие деталей

От внимательного глаза не укроется некоторое несоответствие верха и низа статуи. «Венера Милосская» как бы составлена из двух частей: бюст статичен, а ноги изображены в движении. И действительно, ведь статую нашли частями. Сначала были обнаружены бюст и голова, а через пару дней неподалеку нашли ноги и фрагмент пояса с застежкой. При еще более внимательном изучении выясняется, что вообще вся статуя собрана из взаимозаменяемых деталей (ноги, стопы, бюст). Причем каждая такая деталь ваялась отдельно.

Куда делись руки?

Была ли когда-нибудь «Венера Милосская» с руками? По сему поводу дебаты не утихают до сих пор. Доподлинно известно, что во Францию шедевр прибыл безруким. Скульптор Ланж в 1822 году сделал богине недостающие конечности, но затем отказался их продемонстрировать из-за неоднозначных мнений, которые вызвала его работа. До сих пор остается загадкой, была ли Венера на презентации в Лувре с руками или без.
Путешественник Жюль Дюмон Дюрвилль сообщал, что через несколько дней после открытия он осмотрел статую «Венера Милосская». Параметры ее составили в высоту 6 футов, она изображала женщину, чья правая рука держала драпировку и пояс, а левая - поднятое вверх яблоко. Кроме того, ходят легенды, что руки Венеры были потеряны во время драки между турками и французами, произошедшей из-за желания каждой стороны владеть ею. Утверждалось также (в 1874 году), что статуя была найдена целой и даже стояла на постаменте.

А при чем здесь любовь?

Действительно ли статуя «Венера Милосская» изображает богиню любви? Это имя она получила с легкой руки французского моряка Оливье Вутье, который, увидев ее сразу после находки, воскликнул: «Моя Венера!». По самой же статуе ничего определенного сказать нельзя, и виной тому, опять же, отсутствие рук. Греческих богинь можно идентифицировать только по атрибутам, которые они держат в руках, а без них это может быть кто угодно. Если в руках яблоко, корона, зеркало или щит, то это Венера, если лук или амфора, то Артемида, и так далее. Пока загадка остается неразгаданной.

Переделки имели место

Нос богини идеален. Но все, кто видел статую сразу после находки, утверждали, что он был поврежден. Оказывается, в 1822 году все тот же реставратор Ланж изготовил и закрепил на лице Венеры гипсовый нос. Когда этот протез Ланжа попытались убрать, то, посмотрев, что получается нечто несуразное, передумали и водрузили его на место.
Кроме носа, переделкам в разное время подверглись левая грудь, стопа и щиколотка.

А кто творец?

Это главная загадка богини. Вначале общее мнение специалистов приписывало ее руке Праксителя, величайшего древнегреческого скульптора IV века до н. э. Однако некоторые художественные приемы (легкий поворот корпуса, маленькая грудь и удлиненный торс) относятся к более поздней школе, к концу эллинистической эры (II и I век до н. э.).
Таким образом, личность автора «Венеры Милосской» так и остается тайной. Точно известно лишь одно - это был великий мастер.

Что держала в руках Венера Милосская? February 25th, 2018

Она безупречна. Движение ткани сложно детализировано, а линии тела просто идеальны. Созданная более двух тысячелетий назад, она кажется современной. Фигура удивляет соразмерностью и гармонией. Чаще всего её отождествляют с богиней любви, и называют Венерой, хотя греческое имя этой богини не Венера, а Афродита. А Милосской её называют по имени места, где её обнаружил около двухсот лет назад греческий рыбак - острова Милос.

С произведением связано много загадок, одна из них касается утерянных рук богини. Существует несколько предположений о том, каково было их положение и что держала Венера.

Одно из самых распространенных и обоснованных предположений гласит, что в одной руке она держала яблоко, а другой удерживала спадающие одежды. В доказательство приводятся слова крестьян, обнаруживших статую, которые подтверждают, что в кисть руки Венеры был вложен этот плод. Предположение имеет мифологическое обоснование. Богиня любви получила яблоко с надписью «прекраснейшей» от Париса, который предпочел её Афине и Гере.

Но не все с этим согласны. Популярна и версия, что расположение тела Венеры, в частности, разворот плеч и торса, говорит о том, что богиня пряла. Соответственно, в одной руке она держала пряжу, а другой - управляла нитью и веретеном.

Свою гипотезу они подтверждают цифровой реконструкцией статуи, доказывающей, что поза изваяния соответствует той, которую принимает тело пряхи. Действительно, положение туловища скульптуры очень похоже на позу прядущих женщин. Такая композиция часто изображалась на античных сосудах.


Еще одна версия предполагает, что скульптор изваял богиню победы Нику. В одной руке она держит щит бога войны Марса, а другой пишет имена воинов, прославившихся победами в сражениях. Эта трактовка дает объяснение гордому взгляду богини.

Есть еще гипотеза об изначальной парности скульптуры. Левая рука Венеры якобы опиралась на плечо Марса, бога войны. Есть и менее популярные предположения: богиню снабжают зеркалом или лавровым венком.

История находки.

Знаменитую статую обнаружили 8 апреля 1820 года в руинах древнего города на острове Мило фермер по имени Йоргос Кентротас вместе с французским моряком Оливье Кутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

Кентротас нашел скульптуру вместе с руками, а точнее с фрагментами рук, Их попытались реконструировать, но руки получились «слишком грубыми и неизящными». Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, просто они были сильно повреждены. При транспортировке статуи в Париж в 1820 году и руки, и оригинальный постамент были утеряны.

Есть версия, что постамент Венеры пропал не случайно.

Создание статуи приписывают Александрову Антиохийскому - полагают, что он вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой было выбито имя создателя. Впоследствии постамент загадочно пропал.

Возможно, разгадка его исчезновения кроется в том, что искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

Существуют многочисленные реконструкции, на которых Венера Милосская изображена с руками в различных вариантах. Как бы то ни было, но руки Венеры что-то держали.

источники



Творчество и игры