О йоге и прочих восточных практиках. Восточные оздоровительные системы

Допустимо ли христианину заниматься йогой и если нет, то почему? В настоящем сборнике читатель найдет аргументированный ответ на эти вопросы. Авторы материалов знакомы с йогой не понаслышке – один отдал ей в молодости семь лет жизни, а другая, будучи индианкой, происходящей из касты брахманов, практиковала йогу с детства. Во вступительной статье приводится также обзор высказываний других православных авторов.

На Западе – в Европе и Америке, – йога уже давно не чувствует себя «гостьей с Востока», в адаптированном и упрощенном виде она прочно заняла свое место в современной массовой культуре. В последние годы это коснулось и нашей страны. Появилось много центров йоги, в одних она подается как древняя духовная традиция, ведущая к внутреннему совершенству, а в других – как комплекс физических упражнений для оздоровления тела.

Среди посетителей этих центров оказались и люди, называющие себя православными христианами. Многие из них считают занятия йогой не противоречащим своей вере, и болезненно реагируют на слова священнослужителей и богословов, которые говорят о недопустимости увлечения йогой для христианина. Причины столь резкой позиции для них остаются непонятными.

Для того, чтобы обозначить и объяснить православное отношение к йоге, и был составлен настоящий сборник. Поскольку среди многих апологетов йоги распространено мнение, что будто бы критику йоги позволяют себе только люди, толком не знакомые с ней и потому их суждения не могут быть компетентны, в настоящем сборнике представлены работы таких православных авторов, которые знакомы с йогой не понаслышке.

Далее отец Михаил специально останавливается на разоблачении некоторых мифов о йоге, распространяемых ее западными приверженцами: «Мне не раз доводилось слышать или читать утверждения российских адептов йоги, что, дескать, индийские йоги живут долго и счастливо, при этом не болеют тяжелыми хроническими заболеваниями, на них не давит груз стрессов и нерешенных проблем. Это ложь, миф… Всеобщая диспансеризация, которая была в Индии (первый и последний раз) в 1980-х годах, показала, что йогины, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают, к тому же, массой заболеваний. Например, катарактой глаз, потому что постоянно концентрируются на солнце, вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости… Не смотря на то, что все они, за исключением женатых шиваитов, дают обет безбрачия, подавляющее большинство йогинов оказались больны хроническими венерическими заболеваниями. Те же йогины, которые не хотят поддаваться блудной страсти, весьма часто оскопляют себя изуверскими способами…»

Отец Михаил делает следующий вывод: «Говоря о духовной опасности от занятий йогой, можно кратко сказать так: если будешь заниматься настоящей индуисткой или буддисткой йогой – впадешь в самообольщение – будешь считать себя «богом», а если будешь заниматься ньюэйджевской йогой также впадешь в прелесть… От занятий фитнес-йогой серьезных духовных последствий нет, впрочем, как правило, фитнесом занимаются люди, которые вообще не живут никакой духовной жизнью… По моему мнению, правильнее сказать, что любой фитнес, не только с элементами йоги, сам по себе не душеполезен. Люди, которые слишком заботятся о своем внешнем виде и здоровье тем самым свидетельствуют, что они не живут духовной жизнью» .

Стоит также привести мнение иеромонаха , который в молодости, до принятия Православия, также немало времени занимался восточными медитативными практиками: «Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец Дешане написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение… Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения, узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути… То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения…»

В заключение хотелось бы процитировать запись разговора, сделанную митрополитом , – по его просьбе один из афонских старцев кратко обозначил основные отличия православной Иисусовой молитвы от индийского типа йоги и медитации:

«Во-первых, в молитве решительно выражается вера в Бога, Который сотворил мир, управляет им и любит его. Он – нежный Отец, Который заботится о спасении Своего творения. Спасение совершается в Боге, поэтому в молитве мы просим Его: «Помилуй мя». От делателя умной молитвы далеко отстоит самоспасение и самообожение, в котором и состоял грех Адамов, грех падения… Спасение совершается не «в себе и через себя», как утверждают человеческие учения, но в Боге.

Во-вторых, в молитве мы стремимся встретиться не с безликим богом. Мы не ставим цель подняться до «абсолютного ничто». Наша молитва сосредоточивается на личностном Боге – Богочеловеке Иисусе. Отсюда и молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий»… Мы любим Христа и храним Его заповеди. Мы подвизаемся в их осуществлении. Он сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (). Любя Христа и храня Его заповеди, мы соединяемся с Пресвятой Троицей.

В-третьих, при умной непрестанной молитве мы не впадаем в состояние гордости. Учения, о которых ты говорил мне ранее, изобилуют гордостью. Нашей же молитвой приобретается блаженное состояние смирения. «Помилуй мя», – говорим мы и считаем себя хуже всех. Не превозносимся ни над каким братом. Любая гордость чужда делателю молитвы. Имеющий ее безумен.

В-четвертых, как уже отмечалось, спасение – не абстрактное состояние, но единение с Триипостасным Богом в лице Господа нашего Иисуса Христа. Но это единение не устраняет человеческого фактора. Мы не ассимилируемся, поскольку каждый из нас – особая личность…

В-пятых, при прохождении молитвы приобретается способность различать искушения. Мы видим и понимаем движения сатаны, но вместе с тем и действие Христово, то есть распознаем дух лести, который столь часто преобразуется в Ангела света, отделяем добро от зла, нетварное от тварного.

В-шестых, борьба за молитву связана с очищением души и тела от разрушительного влияния страстей. Мы стремимся достичь бесстрастия не стоического, но динамического, то есть не умерщвления страсти, а преображения ее. Вне «бесстрастной страсти» нельзя любить Бога и спастись… Мы боремся за очищение от обезображенных состояний, которые создает диавол. Без этой личной борьбы, которая совершается по благодати Христовой, невозможно спастись.

В-седьмых, молитвой мы не стремимся привести ум к абсолютному ничто; мы хотим обратить его в сердце и стяжать благодать Божию в душе, откуда она распространяется и на тело. Царствие Божие внутрь вас есть (). Тело, по учению нашей Церкви, – не зло; злом является плотской разум. Оно не «одеяние души» как говорят философские учения, и его нужно стремиться не сбросить, но спасти. Ибо под спасением всего человека подразумевается и его душа, и его тело. Следовательно, мы не стремимся к гибели тела, но воюем против служения ему. Не хотим гибели жизни. Не стремимся впасть в такое состояние, чтобы ради прекращения страданий не иметь желания жить. Мы упражняемся в молитве потому, что жаждем жизни и стремимся вечно пребывать с Богом.

В-восьмых, в нас нет безразличия к окружающему миру. Те учения, о которых ты упоминал, избегают углубляться в человеческие проблемы с целью сохранить свой мир и безмятежие. Мы же стремимся к иному – непрерывно молимся за всех. Плачем о всем мире. Хотя спасение – это единение со Христом, мы состоим в общении с другими людьми. Не можем спасаться сами по себе. Радость, которая существует только для нас, но не для мира, не является действительной радостью.

В-девятых, мы не придаем большого значения психотехническим методам, а также различным положениям тела, хотя и считаем, что некоторые из них помогают сосредоточить ум в сердце. Но, повторяю, мы стремимся не к апатии (это отрицательное состояние), а к стяжанию Божественной благодати» .

О восточных духовных практиках

«На переломе созревавшей молодости я совершил великий грех: в безумном движении невежественной гордости я «оставил» Его ради иного, воображаемого Сверх-личного Абсолюта. Преодолев добрый навык молиться моему детскому Богу, я в часы медитации стремился к абсолютному Бытию. Я совлекался, как мне казалось, всего относительного, что связано с различными формами: видимыми или невидимыми, чувственными или мысленными. Я упорно уходил во мрак неведения, чтобы чрез совлечение всего преходящего достичь Того, Что или Кто трансцендирует грани всего изменяемого, колеблемого. Случалось, я испытывал некий «покой» и не чувственно-плотски услаждался этим состоянием. При более полном порыве к неименуемому, все-трансцендирующему Бытию-Небытию я видел мой ум как свет. Я не гнался ни за чем на этой Земле, кроме как к вечному. Параллельно с этим я напряженно искал выражения в картине красоты, свойственной едва ли не всякому природному явлению.

Тот период моей жизни кто-либо мог бы счесть полным вдохновения, но я вспоминаю его далеко не с любовью: я понял, что я предавался своеобразному «упокоению», которое было по существу своему самоубийством в метафизическом смысле. Из этого ложного положения я никогда бы не вышел своими силами, но Господь пожалел меня и настиг, быть может, в последний момент. Сотворил Он сие чудо милосердия, посетив мое сердце, которым немалое время я пытался пренебрегать. Не вижу путей рассказать последовательно о духовных событиях того времени. Как бы вдруг – мне стало ясным до очевидности, что мое искусственное погружение в отвлеченную умную сферу не приведет меня к достоверному познанию о Перво-Начале всех начал. Чрез мои аскетические совлечения всего относительного – я не достигал реального единения с Искомым мною. Мои мистические опыты носили негативный характер. Не «чистое Бытие» представало предо мною, но смерть для всего меня, включая мое персональное начало» .

«Медитации приводили к покою от рассеянности заботами земной жизни, – давали мне часы интеллектуального наслаждения, – возносили меня в мнимые духовные сферы, – поставляли меня выше окружающей меня среды. Философски я не мог мыслить Абсолютное Начало – персональным. Причиною тому было отчасти мое следование общему заблуждению тех кругов, в которых я вращался: смешение понятия персоны с понятием индивидуума, тогда как философски они диаметрально противоположны. Ребенком я был научен молиться Бессмертному Отцу Небесному, к Которому ушли все мои деды и прадеды. Тогда, в детской вере (ср.; ), Персона и Вечность легко сочетались. Итак, с младенческого возраста воспринятый мною христианский персонализм в какой-то момент стал самым существенным вопросом: Бытие, абсолютное, может ли быть персональным? Мой искренний «восточный» опыт носил, скорее, интеллектуальную – оторванную от сердца – форму: аскеза умного совлечения со всего относительного. Постепенно я убеждался, что стою на неправильном пути: ухожу от истинного реального Бытия в не-бытие» .

«По моем новом обретении Христа, мой «восточный» опыт, длившийся приблизительно семь или восемь лет предстал моему духу как самое страшное преступление пред любовью Бога, Которого знала моя душа с раннего детства» .

«Наиболее недопустимым является смешение ее [Иисусовой молитвы] с йогой, с буддизмом и даже «трансцендентальной медитацией» и подобное сему. Радикальное различие всех этих уклонений с христианством состоит в том, что в основе нашей жизни лежит Откровение о Боге личном: АЗ ЕСМЬ. Все другие пути отводят ум человека от личных взаимоотношений между Богом и молящимся в область отвлеченного трансперсонального Абсолюта, в имперсональную аскетику. Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу. Это может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым» .

«В этом устремлении к универсальному, трансцендентальному, сверхличному человек, как живая личность, должен исчезнуть. Параллельно с этим и на Востоке ум людской искал слияния с абсолютным Бытием, трансцендирующим все, что характерно миру преходящих явлений. Создавался разрыв между реально сущим и отвлеченным созерцанием человеческого рассудка… Во всех этих случаях мы находимся перед расслоением целостного человека, кончающимся его полным уничтожением» .

«Путь наших отцов требует крепкой веры и долготерпения, тогда как наши современники пытаются схватить все духовные дары, включая даже непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом в короткий срок. Нередко среди них встречается склонность провести параллель между молитвою Именем Иисуса и йогой, или «трансцендентальной медитацией», и подобное сему. Полагаю нужным указать на опасность такого заблуждения – опасность смотреть на молитву как на простейшее и легкое «техническое» средство, приводящее к непосредственному единению с Богом. Считаю необходимым категорически подчеркнуть радикальное различие между Иисусовой молитвой и всеми иными аскетическими теориями.

Заблуждаются все те, что стремятся мысленно совлечься всего преходящего, относительного, чтобы таким образом перешагнуть некий невидимый порог, осознать свою безначальность, свое «тожество» с Истоком всего сущего; чтобы возвратиться к Нему, безымянным трансперсональным Абсолютом; чтобы растворить в океане сверхмысленного и свою персональность, смешивая сию последнюю с индивидуализированною формою природного существования. Аскетические усилия подобного рода дали некоторым возможность подняться до металогического созерцания бытия, испытать некий мистический трепет, познать состояние молчания ума по выходе сего последнего за пределы временных и пространственных измерений. В подобных опытах человек может ощущать покой совлечения непрестанно меняющихся явлений видимого мира; раскрыть в себе свободу духа и созерцать умную красоту. Конечное развитие такой имперсоналистической аскетики многих привело к усмотрению божественного начала в самой природе человека, к тенденции самообожению, лежащей в основе великого Падения; прозреть в себе некую «абсолютность», которая по существу есть не что иное, как отражение Божией Абсолютности в созданном по образу; испытать влечение к возврату в то состояние покоя, в котором человек был, якобы, до явления своего в этот мир; во всяком случае, после опыта совлечения может родиться в уме этот род мысленной аберрации.

Я не ставлю в данном случае пред собою цели перечислить все вариации умственных интуиций, но скажу из моего собственного опыта, что Бога Истинного, Живого, т. е. Того, Который есть «Сущий», – во всем этом НЕТ. Это есть естественный гений человеческого духа в его сублимированных движениях к Абсолюту. Все созерцания, достигаемые на этом пути, суть самосозерцания, а не Богосозерцания. В этих положениях мы раскрываем для себя красоту еще тварную, а не Перво-Бытие. И во всем этом нет спасения человеку» .

Христина Мангала Фрост

Йога и христианская вера

Я родилась в индийской семье, стала христианкой в 22 года и являюсь православной христианкой в течение десяти лет. Воспитана я была в духе йоги. Мой дед был другом одного из основоположников современной йоги Свами Шивананды, который обычно вместе со сладким, травяным, богатым витаминами варевом, которое нам очень нравилось, присылал свои книги по йоге. В детстве родителями поощрялось выполнение определённых поз и дыхательных упражнений, всегда с чётким предупреждением, что существуют различные способы дыхания для мужчин и женщин, так как их тела различной формы.

Когда я вышла замуж и у меня появились дети, я научила их некоторым вещам, которые посчитала полезными и взяла из моих детских уроков йоги, например, выполнять некоторые позы и извлекать пользу из этих упражнений. Мои дети были воспитаны в христианской семье и находились вне опасности впасть в заблуждение индуистских эзотерических духовных идей, таких как, например, «самореализация», которые часто сопровождают современную йогу. Во время поездки в Индию они столкнулись с подобными идеями в ашраме, но быстро отвергли их, как принадлежность идолопоклоннической, культовой атмосферы, царившей в этом ашраме.

Я излагаю всё это, главным образом, для того, чтобы подчеркнуть, что йога – это больше, чем просто упражнения, и что мы сейчас, как никогда, нуждаемся в даре проницательности при знакомстве с йогой. Нам необходимо иметь чёткое представление о том, с чем мы имеем дело.

К йоге когда-то относились с благоговением в Индии, как к таинственной ветви индуистской духовной дисциплины, которая требует большой физической и психологической отваги. К ней обращались искатели, стремящиеся достичь высот индийского представления о духовном совершенстве. Такой искатель должен был придерживаться сурового режима физической и умственной деятельности под строгим руководством почитаемого мастера – гуру. Конечной целью йоги было не что иное, как ощущение божественного в себе.

С девятнадцатого века, во многом благодаря усилиям неустанной пропаганды индийских гуру-миссионеров, таких как Свами Вивекананда, йога лишена своей мистики и сложности. Внешне это выразилось в форме американских школ самопомощи и позитивного мышления и преподносится массам как безопасный и лёгкий путь к блаженству, доступный каждому. Слово «Йога» теперь хорошо известно и на Востоке, и на Западе; пользующаяся большой популярностью определённая программа регулярных упражнений изучается и практикуется большим количеством людей в школьных залах и на спортивных площадках. Пока одни учителя йоги продвигают её как простую технику для обеспечения физического благополучия человека, другие выступают за то, что это универсальный ответ на основные вопросы жизни. Некоторые преподаватели и студенты йоги преуменьшают важность индийского этоса, в котором закреплён духовный язык йоги, другие с готовностью вбирают в себя тот самый этос, особенно те, кто находят православное вероисповедание, его обряды и требования утомительными. Многие христиане занимаются йогой, не обращая внимания на её духовный багаж, в то время как другие чувствуют из-за этого некоторое беспокойство и часто встречают неодобрение со стороны своих священников и епископов.

Характерный случай в англиканской церкви

В газете «Таймс» от 31 августа 2007 года была опубликована статья, которая наделала много шума. «Священники запрещают нехристианскую йогу для малышей» гласил заголовок, и далее говорилось: «Была запрещена детская группа, проводившая занятия йогой в двух помещениях церкви. Группа была разогнана священниками, которые описали Йогу как нечто мошенническое и нехристианское». Точка зрения, представленная в статье, казалось, позволяет предположить, что священники повели себя как неразумные и чрезмерно фанатичные паникёры. Из статьи также известно, что учительница йоги мисс Вудкок была «возмущена» их запретом на её «Юм-Юм йогу для малышей и их мам». Она утверждает, что объяснила церкви, что её «йога носит совершенно нерелигиозный характер». Она, однако, была вынуждена признать, что «некоторые виды взрослой йоги основаны на индуистских и буддийских медитациях».

Употребляя слово «упражнение», а не «медитация», учительница обращает наше внимание на два основных типа йоги, распространённых сегодня: современная физическая йога и современная медитативная йога. Понимая, что медитативная йога часто углубляется в духовные сферы и ставит цели, несовместимые с христианством, мисс Вудкок стремится сохранить «упражнение», без «медитации». Может ли такой отказ сделать йогу «безопасной»?

Священники не согласны: «Философия йоги не может быть отсоединена от её практики, и любой учитель йоги (даже для малышей) должен разделять точку зрения этой философии. Йога может показаться безвредной или даже полезной, но таким образом люди могут начать думать, что есть способ достижения целостности тела и души с помощью человеческих методов, в то время как единственно верный путь к целостности – это вера в Бога, через Иисуса Христа».

Любая надежда исключительно на «человеческий метод» для достижения целостности в отрыве от веры в Иисуса Христа, безусловно, подвергается осуждению со стороны священнослужителей – в том числе англиканских и баптистских.

Но при этом среди мирян есть такие, кто задается вопросом о том, нельзя ли рассматривать методы йоги как средство «для настройки» нашего тела и души, чтобы мы стали лучше воспринимать Божью благодать? Прежде чем попытаться ответить на эти вопросы, мне необходимо вкратце рассказать о видах йоги, которые можно сегодня встретить, и о том индо-буддийском этосе, неотъемлемой частью которого они являются.

Что такое йога

1. Голливудская Йога, как это следует из названия, направлена на достижение внешней привлекательности, хорошей физической формы и долголетия.

2. Гарвардская Йога нацелена на ясность ума, концентрацию и душевное равновесие.

3. Гималайская Йога не укладывается в рамки двух предыдущих и направлена на достижение особого состояния, известного как самадхи (погружённость).

4. Культовая Йога в центр внимания ставит харизматических гуру. Считается, что просвещённость нисходит только одним прикосновением гуру к ученику, который поклоняется ему или ей, как Богу.

Чистые индийские техники утверждают, что нужно следовать указаниям оригинального санскритского текста, «Йога Сутры» Патанджали. Индийская традиция предполагает «восьмиступенчатую» йогу, для которой выполнение физических упражнений – относительно незначительный пункт программы, а основной упор сделан на умственное и нравственное очищение и использование психических сил для самосовершенствования. «Восемь ступеней» – это:

      1. «пять ограничений» (яма),

2. «пять дисциплин» (нияма),

3. «физические упражнения» (асана),

4. «расширение жизненной энергии» (пранаяма),

5. «внутренняя сфокусированность» (пратьяхара),

6. «концентрация» (дхарана),

7. «медитация» (дхьяна),

8. «погружённость» (самадхи).

Прохождение первых двух «ступеней» направлено на развитие таких нравственных качеств, как правдивость, самоотверженность и ненасилие. Некоторые индийские учителя йоги сожалеют, что третья ступень, «физические упражнения», в настоящее время широко преподаётся без какого-либо отношения к нравственному совершенствованию. Они настаивают на том, что равновесие, достигаемое практикой поз, это, то, что, прежде всего, направляет йога на путь, конечной духовной целью которого является состояние постоянного блаженства, известное как самадхи, или «погружённость».

Погружённость во что? Можно встретить множество ответов на этот вопрос – всё зависит от того, во что вы верите.

Если вы индус, который верит, что нет никакой разницы между его сущностью (атманом) и Верховной сущностью (Брахманом), «погружённость» означает достижение опыта неразделимого единства с Брахманом. Такой индус видит конечную духовную реальность как Безликую и решительно утверждает, что вера в Безликого превосходит любую веру в Личного Бога.

Если вы индус-теист, который развивает личные любовные отношения со своим богом или богиней и стремится к освобождению по милости божества, то «погружённость» означает утопление себя в данном конкретном боге.

Если вы буддист и не верите в Бога-Творца (что часто повторяет Далай-лама), «погружённость» означает наступление нирваны, «угасание», окончательное исчезновение себя.

Хотя амбициозная духовная программа йоги Патанджали превратилась в упражнения для поддержания физической формы в западных руководствах по йоге, она всё ещё встречается в несколько изменённой форме даже на Западе.

В основе всех традиционных подходов к йоге лежит точка зрения философской системы, известной как санкхья. Согласно ей, наше обычное психосоматическое «я» является побочным продуктом физических процессов, и с помощью тренировок человек будто бы очищается, как луковица, добираясь до того центра, где находится «чистое сознание». Вот как объяснил это один учитель йоги: «однажды личность осознаёт, что она, в сущности, есть чистое сознание, отличное и отдельное от психофизических процессов, от своих ложных представлений» .

Однако утверждение, что систематический разрыв контактов с внешним миром создаёт единство в человеке, кажется весьма сомнительным. Напротив, как показал Р. Д. Лэйкг в своём «Разделённом Я», начало радикального выхода из внешней реальности вполне может привести к шизофрении. Мало того, что, пускаясь, согласно йоге, в путешествие в себя, человек рискует заболеть психически, так ещё и такая цель поднимает ряд серьёзных проблем для христианина. Иисус призывает нас искать внутри Царство Божие, а не «чистое сознание». Даже в христианской монашеской традиции, которая рекомендует удаление от мира, от объектов чувственного опыта, монах находится в поисках «внутреннего царства». В этом «внутреннем царстве» – Божественная Святая Троица, Господь наш. Мы познаём Христа и общаемся с Ним в Духе Святом и силою этого же Духа мы называем Бога «Отче наш». «Чистое сознание» – это лишь далёкий отзвук того, чем является христианское состояние «Царства Божия».

Влиятельные индийские миссионеры, как Вивекананда и его последователи, приводят в действие определённые методы йоги для продвижения поп-мистики, основанные на понятии «самореализации», которое стало крылатым словом йоги. Путь к «самореализации» с помощью йоги представлен как всеобщий призыв, свободный от догм и строго светский. Тем не менее, тщательное изучение сочинений Вивекананды показывает сильный уклон в сторону одной конкретной индийской традиции, из которой Вивекананда убрал тонкую метафизику индийской недуалистичности (адвайты) и то, что осталось, стал поддерживать на рынке со всем пылом. Случайные цитаты из его работ иллюстрируют его безрассудный синкретизм и опрометчивые, часто нелепые утверждения того, что он сделал для метода «самореализации».

«Всё есть Я. Говори это непрестанно». «Иди в свою комнату и получи Упанишады из самого Себя. Ты есть величайшая книга, которая когда-либо существовала или когда-либо будет, бесконечное хранилище всего, что есть». «Я сущность блаженства». «Не следуй за идеалом, ты содержишь их все в себе». «Христы и Будды просто случаи, в которых олицетворяются твои внутренние силы. В действительности это мы отвечаем на каши собственные молитвы». «Мы можем называть это Буддой, Иисусом, Кришной, Иеговой, Аллахом, Агни, но это только Я». «Вселенная – это мысль, и Веды – слова этой мысли. Мы можем создавать и уничтожать, пересоздавать целую вселенную» .

Когда Вивекананда понял, что ему нужно нечто большее, чем несвязные философские разговоры о его бренде «самореализации», он написал работу о Раджа-Йоге, которая является практическим пособием для тех, кто ищет так называемую «самореализацию».

Несовместимость йоги и христианства

Существует множество причин, почему духовные основы современной йоги несовместимы с христианством, главной из которых является чрезмерный акцент на себе. Эгоцентризм с христианской точки зрения есть корень зла. В нем – падение человека, его отклонение от Бога в сторону ошибочной, мятежной зависимости от себя. Это разрыв общения с Богом, который заканчивается грехом и смертью.

Наверное, уже можно назвать аксиомой утверждение, что тело- это зеркало нашей души. Могут лгать слова, мысли и даже чувства, единственное, что не лжет, это - сны и наше тело, утверждали древние славяне.

В теле отражаются все наши переживания, оно чутко, как индикатор, отразит малейшее внутреннее напряжение через изменения характера дыхания, осанки и напряжения мышц. Язык тела есть основной язык Земли. Все люди говорят на нем, даже если этот факт не всегда осознается ими. Причем большинство современных людей носят в себе знание языка тела в латентной, скрытой, форме. А ведь он, этот язык, принадлежит к тем неисчислимым сокровищам Знания, которое дремлет в нас с древнейших времен и ждет часа своего пробуждения.
Наука понимать свое тело жизненно необходима.

Что следует делать, готовясь к разговору с собственным телом? Славяне советовали: перед тем как приступить к работе с целительной практикой, перевести свой взгляд наверх. И это не случайно. Приглядитесь повнимательнее к детям. Ребятня в ситуациях так называемой "эмоциональной накачки" часто начинает что-то рассматривать на потолке. И делают они это не просто ради забавы. Таким образом они эмоционально ускользают от нас. Дело в том, что за переживания - а переживаем мы постоянно, буквально на каждом шагу - ответственность несет правое полушарие головного мозга. И оно активно в тот момент, когда мы захлебываемся эмоциями, переживаем, "бьемся головой" о стену проблем и болячек. Для того чтобы контролировать свое внутреннее состояние, достаточно научиться активизировать в нужный момент левое полушарие.
Один из способов такой активизации - включить свою зрительную систему восприятия, то есть перевести взгляд наверх, а далее задать себе вопрос. "Что происходит?* и начать описывать происходящее. Здесь важно просто описание, без разделения увиденного на "хорошее и плохое". Отведите на это несколько минут. Начать "перечисление" лучше всего с того, что происходит с вашим телом.

Отследите свою позу. Тело на своем языке начнет рассказ о глубине и качестве ваших переживаний. Часто мы еще не осознали того, что с нами происходит, а тело уже сигналит о внутреннем дискомфорте. Малоизвестный, к сожалению, в России писатель Петер Альтенберг сказал: "Болезнь - это крик оскорбленной души".
Дискомфорт - это тоже одна из составляющих этого крика. При этом голова непроизвольно опускается вниз. Сутулятся и напрягаются плечи. Если вы неподвижны в данный момент, то ваши ноги или руки перекрещиваются, принимая защитную позу. Как вернуться в состояние радости и легкости? Славянин опускал и распрямлял плечи, выпрямлял спину. Здесь существует не только прямая зависимость эмоции-реакция тела, но и обратная связь: изменение позы, тонуса мышц нашего тела вызывает изменение эмоционального состояния, а следовательно, "граница" для болезни будет "на замке".
Наблюдайте за тем, как дышите. Наверное, вам доводилось в ситуации стресса или острой боли выслушивать совет: "Дышите глубже". Это не совсем верно. Дыхание отслеживает наше духовное и физическое состояние, более того, оно влияет на все физиологические и психические процессы в организме.

У славян во время "разговора" со своим телом была придумана самая простейшая дыхательная практика, которая за 5-10 минут позволит и вам, сегодняшним, успокоить раскричавшуюся от оскорбления душу.

Для этого славянин сам начинал отслеживать процесс дыхания. Ничего не нужно делать, достаточно, просто наблюдать за вдохом и выдохом, а затем сознательно удлинять выдох.

В ситуации стресса (а болезнь и есть стресс) выдох становится короче вдоха. Удлиняя свой выдох, делая его длиннее вдоха, славянин всякий раз возвращался в состояние глубокого покоя.
Возможно, такой способ разговора с собственным телом вам уже знаком. Да, все это очень просто. Но, если этот разговор еще не стал вашим маленьким помощником, предлагаю начать. Знать и делать - это не одно и то же.

Но осторожно! Физическая болезнь нередко возникает в результате чрезмерного внимания к своему материальному и физическому телу. Если мы отдаем своему физическому состоянию слишком много энергии, то можем тем самым усугубить болезнь. Тело не должно господствовать над другими аспектами нашей жизни. И не залечивайте себя после диалога с собственным организмом! В наше время многие страдают от неумеренного лечения. Мы пьем очень много лекарств (это мы повторяем вновь и вновь!), слишком часто ходим к врачам и целителям.

Слушать организм в разумных пределах - это здорово, понимать его язык - еще лучше, потому что тогда можно совершенно безвозмездно пользоваться открытиями, средствами и практиками, созданными когда-то в далеком мире, который принято называть славянским.

Здрава

По-нашему, по-современному, древнеславянскую Здраву можно было бы назвать искусством здоровой жизни. Создавая Здраву, славяне имели своей целью не продолжение жизни плотного (то есть "физического") тела и избавление его от различных недугов, а поддержание Духа, души и тела в природной гармонии друг с другом, а также созвучие сознания с Богами, Миром и Природой.
В славянской философии здоровья личная сила человека, определяющая крепость тела, зависит от здоровья Духа. Поэтому излечение любого телесного недуга должно начинаться с работы над гармонизацией сознания.
Во всех древнеславянских практиках прослеживается эта мысль: Богов и себя познавать - вот лекарство, универсальное от всех недугов.
Плотное ("физическое") тело для славянской Здравы - не только сумма клеток и органов, но проявление Духа, слепленное индивидуальным потоком сознания. А это значит, что тело может быть изменено по воле человека: мы вправе и в состоянии менять содержание личного потока сознания, подчинение его началу духовному.
Славянская Здрава учит, что в исцелении всегда нуждается не недуг конкретный, а сам человек. Именно поэтому во всех целительных практиках славянства лечение рекомендовалось проводить следующими методами:
- Правь (Дух), то есть работать с причиной недуга на уровне сознания;
- Навь (Душа), то есть работать, гармонизируя энергетические потоки в теле;
- Явь (Тело), то есть работать с телом.

Человек, пожелавший приступить к изучению славянских целительных практик, должен соблюдать следующие незыблемые правила.
- Целительными практиками ни в коем случае нельзя заниматься только ради забавы. В них содержится страшная сила, которую не следует будить без особой на то необходимости, дабы не навлечь на себя беду.

Помните, что во все древнеславянские целительные практики непременно входит заговорное слово, с которым необходимо обращаться с большой осторожностью.
- Эффективнее всего целительные практики, которыми занимаются рано утром, обратившись лицом на восток. Если вы занимаетесь ими днем, то должны обратиться лицом на запад, к заходящему солнцу.

Приступая к изучению целительных практик, отучитесь лгать ни во имя добра, ни во имя зла, ни для красного словца! Тогда вы зарядите свои ритуальные действия дополнительной программой: все, что вы скажете во время исцеляющего ритуала, все, что сделаете, "привыкнет" исполняться после произношения, привыкнет быть правдой.
- Воспитывайте в себе волю. Для этого выберите занятие, которое сложнее всего выполнить, и решайте поставленную задачу каждый день, несмотря на препятствия. Древние славяне учили: чтобы покорить мир, нужно прежде всего покорить свои немощь и лень.
- Верьте в себя и в то, что сможете достичь цели, обрести здоровье! Исполняя исцеляющий ритуал неуверенно, человек заранее предопределяет его несбыточность.
- Тренируйте не только волю, но и воображение. Только так можно научиться чувствовать события, предметы и людей информационно и энергетически.
- Будьте настойчивы! Для того чтобы укрепить веру в свои силы, оставайтесь скромным человеком и не теряйте голову при первых же положительных результатах, которых достигнете, пользуясь славянскими целительными практиками. Древние славяне говорили: всегда есть что постигать и над чем работать.
- Накапливайте энергетику.

Описание методов Прави, Нави, Яви
Методы Прави представляют собой глубокое осознание внутренних причин возникновения у человека недуга. Что это? Отклонение от пути само- и богопостижения, уклонение от выполнения своего предназначения в Мире, попрание законов Прави, то есть потеря духовных ориентиров и полное забвение своей собственной природы, самого себя.

Методы Нави в славянской Здраве означают сознательное ограничение страстей души и восстановление гармонического распределения энергетических потоков в теле. Что понимается в Здраве под гармоническим распределением потоков? Все в общем-то просто: это - пост. Воздерживайтесь от пищи, а иногда и воды ("сухой пост") - и телу станет легче. Закаляйтесь холодом: взбодрится тело, возрадуется душа.
Методы Яви- работа с телом - являются методами сознательного развития тела и увеличения его энергетического потенциала. Современные люди чаще всего вялые и усталые, энергия перестает искриться в них очень быстро - та самая энергия, что подталкивает на дела, на творчество и созидание.

Как обрести энергию? Правильно питаться, закаливать себя жаром (от русской бани до хождения по углям - впрочем, последнее - не для слабонервных), не лениться заниматься утренней гимнастикой или каким-либо видом борьбы.
Методы Прави, Нави и Яви не только исцеляюще воздействуют на человека, но и являются чисто профилактическими и поэтому для максимальной эффективности должны практиковаться без значительных перерывов.

Славянская Здрава учит, что факторами, непосредственно нарушающими природную гармонию души и тела, являются семь навей, терпеть которые преступно, а также семь явей, предаваться которым тоже преступно, если человек не хочет рискнуть здоровьем и души, и тела.

К семи навям древние славяне причисляли то, с чем каждый человек знаком, к сожалению, и сейчас не понаслышке: боль, голод, .жажда, холод, недосыпание, естественная нужда и обида.

Семь же явей, от которых следует отречься раз и навсегда, иначе попадешь в полную зависимость от них. тоже известны каждому из нас: наслаждение, переедание, пристрастие к питию, зависимость от тепла, сонливость, бесконтрольность естественных позывов и влечений, лесть.

Яви и Нави (тело и душа) не противоречат друг другу и не враждуют друг с другом сами по себе. Только человек виновен в собственном разладе: он не слушается Духа.

Если тело и душа, утверждалось в славянской Здраве, не контролируются Духом, сам человек становится подобен ездоку телеги, у которой заклинило колесо на ухабах (тело подверженное недугам), а везущие ее лошади (душа) не слушаются управления, что считалось оскорблением богов.

Накапливайте энергетику - "Ярилин урок"
Да-да, накапливайте энергетику. Иначе - беда.
Мы умудряемся настолько выжимать себя, настолько не умеем отдохнуть и восстановиться, что большая часть наших заболеваний возникает на почве хронической усталости.

Так не пора ли пожалеть себя? Вот наши древние предки умели не только работать до "седьмого пота", но и восстанавливать утраченную энергию, "подправлять" свою ауру.

Накапливание энергии в организме
Сядьте или лягте так, чтобы вам было удобно и ничто не отвлекало от занятия - накапливания энергии в организме. Только ни в коем случае не перекрещивайте руки и ноги, если выбрали сидячее положение. Положите руки на колени ладонями вниз и закройте глаза.

А теперь представьте золотой шарик, наполненный красивым, теплым светом. Он несет в себе покой и умиротворение. Когда шарик появляется, исчезает напряжение, в ногах возникает ощущение тепла, золотой жар, и наступает полнейшее расслабление.
Позвольте световому шару подняться по вашим ногам и торсу, затем перескочить на руки к пальцам, подняться по шее и войти в голову. Лицо сразу же обдаст теллом, и вы почувствуете покой. Отдохните, раскройтесь навстречу золотому шару, Яриле.
Когда будете готовы расстаться с золотым шаром, просто сделайте три глубоких вдоха. Не пугайтесь, когда вместе с потоком воздуха в ваше тело устремится поток энергии - холодной, бодрящей и свежей.

Защита от злого воздействия
"Ярилины уроки " - это уроки накопления энергии и защиты от злого воздействия. Как правило, мы живем среди людей, а люди - они разные, и радоваться вместе с нами могут, и завидовать по-лютому.

В таком случае недобрая энергия "зависает" на энергетических центрах человека, располагающихся в промежности, на лобке, на 10 см выше пупка, в солнечном сплетении, в межключичной впадине, на переносице и на темени. Один из "Ярилиных уроков" - это целительная практика защиты от злого воздействия.

"Урок" этот следует проделывать перед зеркалом со всеми вышеперечисленными энергетическими точками, начиная с верхней - темени.

Подержите восковую свечу над головой в течение 5-10 секунд, затем сделайте ею три круговых движения по часовой стрелке напротив энергетической точки, задержите свечу у данной точки и потяните на себя. Если за свечкой останется шлейф копоти, то чистку - "Ярилин урок" - необходимо повторить. Затем проведите маленький "тест": вновь поднесите свечу ко всем энергетическим точкам поочередно: если они очистились, то пламя свечи не должно измениться. Если свеча коптит, "стреляет" или резко меняет свою форму, то чистку надо повторить заново.

Ничто не исчезает бесследно. Оно, это самое Ничто, имеет обыкновение затаиться в непостижимых глубинах. Когда же настанет его время, оно очнется от "зимней спячки" и появится вновь. Вот так и с мудростью славянской Здравы.
Христианство по "идейным соображениям" требовало забыть ее, отказаться от нее. Но забыть не удавалось, целительные практики славянства пробивались даже сквозь толщу апостольских запретов.

"Апологеты" же этих практик не перевелись на Руси и с принятием христианства, они сохранялись даже во времена Петра Первого. Одного из них, "волхва Дорофейку", безвинно замучили в 1689 году в Приказе розыскных дел за то, наверное, что давал пить людям богородицкую траву от сердечных болезней, зубную боль лечил да щепоту и ломоту "уговаривал"...

Казалось бы, должно было сгинуть его имя со страниц склеротичной истории, ан нет: сохранилось вместе с древними славянскими целительными практиками "на свечу".

Целительные практики на свечу
Загадочно горящие свечи... Да, это уже исцеление! Свечи удивительны сами по себе: их тоненький, чуть потрескивающий фитилек обеспечивает нам огненно-интенсивный контакт с небесами.

С древних пор люди считали, что свечи - не только примитивный источник света в темное время суток...

Наши предки были твердо уверены в том, что свечи, зажженные во время исцелительно-го ритуала (тогда они устанавливались следующим образом: одна свеча - в самом дальнем левом углу очерченного обережного круга, а вторая - в самом дальнем правом углу), даруют человеку ясный, гибкий и изворотливый ум, очищают воздух от присутствия злых духов и дезинфицируют пространство от чада недобрых помыслов.
Даже "окрас" свечей языческих славянских времен был глубоко символичен:
- зеленая свеча означала любовь;
- голубая - богатство, успех;
- белая - безопасность, спокойствие, здоровье и гармонию;
- черная (к сожалению) - воздействие черных сил зла, порчу;
- красная - символ ярко выраженного сексуального, оргиастического начала.

Древнеславянские женщины каждое воскресенье сжигали по белой свече, тем самым стараясь оградить родной кров и свою семью от недоброго глаза и сил зла. При этом они возносили свече молитву - ритуальное заклятие: умоляли даровать дому сему покой, просили о ладе в семье.

В христианские времена ритуалы со свечами сохранились. Так, в Чистый четверг, после "священного стояния", русичи приносили из церкви горящие восковые свечи и выжигали ими на дверях и потолках своих домов кресты. Таким образом христианские всенощные свечи отгоняли злых языческих духов. А если "страстная" свеча была зажжена во время грозы, то она надежно защищала дом от жуткого громового удара. Если же ставили такую свечу в пчельнике она обязательно даровала изобилие меда.

Горящую страстную свечу давали в руки тяжелобольным, а также во время болезненных приступов. И точно такой же ритуал со свечой существовал для помощи роженицам при муках разрешения от бремени. Возвращавшиеся из церкви в Чистый четверг приносили свечи домой и прятали их "за стрехи" - опять же для того, чтобы охранить здания от грозы, а домашний скот - от порчи. "

Вот некоторые целительные практики со свечами.
"Свещи здоровья"

Были у древних славян крученые (из семи закрутов) восковые свечи, назывались они "свещами здоровья". Желание избавиться от той или иной болезни следовало записать на куске бересты и подложить под свечу. После этого "свещу", конечно же, зажигали. Человек ждал, пока догорит до конца последний из закрутов свечи, и осторожно доставал из-под огарка бересту. Затем этот кусочек бересты с заветным желанием здоровья он предавал огню на пламени свещного, седьмого (всегда счастливого), закрута.
Во время исполнения сего ритуала непременно следовало помнить, что самому человеку задувать свечу нельзя (иначе жизнь свою прежде срока задуешь).

Заговор от бессонницы
Каждого из нас время от времени мучает бессонница. Иногда отсутствие сна перерастает в самый настоящий недуг.

Причем никакие снотворные не помогают: сна "ни в одном глазу", сердце бьется, словно бешеное, а утром встаешь совершенно разбитым. Помочь в таком случае может только древняя славянская исцеляющая практика.

Перед тем как лечь спать, зажгите восковую свечечку.

Замкните ею кровать в Обережный Круг и произнесите следующий заговор:
"Храните, Все-Боже, а боле Велесе, мой сон-почиванье. Лодьею быстрою, легкою мыслию, в отдохновение от трудов праведных перенесите мя в ино заречное. Мару, а морока страхи-притороки, чары, кикиморы, навии, иновы, узы, а наузы смойте-отведите. В ладе, в усладе со мною пребудьте, чтоб в здравье проснуться, в явь возвернуться! Гой! Сон да мне в очи, да во сей ночи, а за дня дела поклоном чела богам родным многим, чьи пути-дороги со мною вместе, а иного несте. Тут сну достаток, нову дню початок в ладу со мной! Гой! Сон да мне в очи, да во сей ночи, стани до утра оберег чела. Тут сну достаток, нову дню початок, а боле всего оберег добро! Гой!"

По-видимому, свеча и ее горящий фитилек действительно таили в себе глубинный, сакральный смысл.

Маленький скромный огонек сливался с космической магией Огня, магией богов. И недаром в копилке мудрости славянских целительных практик значился потрясающий ритуал:

Сядьте поудобнее перед свечой, во тьме горящей. Медленно вдохните и выдохните из легких воздух.
Сосредоточьте все ваше внимание на огоньке свечи. Представьте, что вся ваша жизнь напрямую зависит от этого слабого огонька. Его лучи поддерживают все существа земные.

Растения впитывают сей свет, зверье дикое им кормится. Огонек свечи трансформирует самого себя в другие тела. Даже смерть человеческая есть огненная дорога, великая энергия Жизни Вечной.
Огонек этот способен обратить наши тела в дым и пепел, расщепить на миллиарды атомов нашу плоть.

Смотрите же на пламя свечи, вбирайте в себя силу и динамику этого живого огня. Ощутите жизнь как пламя живое: иногда трепещет оно еле-еле, иногда ввысь вздымается, горит приветно и согревает окружающих своим теплом. Огонь свечи - вечно живая сила!

Снятие отрицательных программ
Свечи исцеляют. Расплавленный воск свечей напоминает слезы. Эти слезы помогают лечению человека, снимают боль, испуг, сглаз и порчу.

Воск вбирает в себя все отрицательное, как чужое, направленное на человека, так и его собственное, идущее изнутри.

Восковая отливка служит щитом, отражает, согласно древним целительным практикам славян, все недуги.

С помощью отливок из воска можно снять порчу, сглаз, головные боли, нервозность.

Отливки из воска
Древнеславянский метод довольно прост, как, впрочем, и вся древняя мудрость. Нужны 150 г воска, холодная вода, в которой предварительно находился серебряный предмет. Воду следует брать до восхода солнца, приговаривая:

"Предки-дедичи! Позвольте воды набрать от всякой нечисти, от всякого колдовства злого, от всех тварей, от всех болей, на доброе здоровье такого-то (имярек). Гой! Слава!"

Набирая воду в чистом ручье или реке, черпать надо против течения, в колодце же - с запада на восток, против захода солнца. И, возвращаясь с водой к себе домой, никогда нельзя оглядываться назад.

Расплавляют воск и затем выливают в холодную воду. Прежде чем совершить отливку, необходимо задумать, что именно вы хотите увидеть: чужое влияние, или того, кто навредил, чем навредил, или же, например, болезнь. И уж тут смотрите, что за отливка получится у вас. Впрочем, признаки болезни, порчи и прочих отрицательных воздействий в воске довольно схожи между собой. Лучше всего сделать три отливки, поставив каждый раз вполне определенные цели:

Головная отливка (злые мысли, порча, внушение со стороны, головные боли и т.д.);

Сердечная отливка (сердце, эмоции, порча);

Отливка на половую сферу

Практика «Цветок лотоса» существует столько же, сколько существует и человек. Это духовная практика не только работы над собой, над своими мыслями, но и, что очень важно, над пробуждением души. По отношению к жизни ее можно сравнить с динамической медитацией, поскольку она является постоянно действующей, вне зависимости от того, где бы человек ни находился и что бы ни делал.

Часть этого человека постоянно находится в этом состоянии, контролирует все то, что происходит внутри и вокруг.Смысл ее...

Внутреннее развитие - первый шаг на пути к счастливой жизни. Обращаясь к духовным практикам, человек укрепляет свое биополе, восполняет энергетические ресурсы и находит свое истинное предназначение.

Следовать по пути духовного совершенствования проще, если придерживаться нескольких духовных практик, которые преображают человека.

Они помогут вам достигнуть просвещения, стать ближе к Богу, познать себя и узнать уровень развития своей души. Вы можете ежедневно применять некоторые духовные...

Сейчас существует очень много различных практик на притяжение того или другого. Интернет пестрит практиками притяжения мужчины, притяжения денег и исполнения всех желаний сразу))). И мы делаем эти практики, четко записывая последовательность выполнения шагов (изучаем алгоритм), говорим нужные слова, 10-15 минут отводим на это каждый день (в лучшем случае), "притопываем, прихлопываем " и... воз и ныне там.

Что же происходит и почему многие практики не работают?

Мне такие вопросы задают очень...

Вопрос: Западные люди, которые к вам приезжают, встречаются с одной необычной трудностью. Им неизвестно само понятие освобождённого человека, реализованного, познавшего себя, познавшего Бога, человека за пределом этого мира. В их христианской культуре есть только понятие святого – добродетельного человека, законопослушного, богобоязненного, любящего ближних, предающегося молитвам, иногда склонного к экстазам и заверенного несколькими чудесами. Сама идея о джняни незнакома западной культуре и...

Зачем вы едете в Ашрам? Только ли для того, чтобы увидеть Учителя или побывать в том месте, где жил Мастер? Скорее всего, это не просто любопытство и ваша цель гораздо серьезнее. Учитель и его Ашрам - это отличный от привычного, «другой» мир со своими ценностями и миропониманием, который дает главное - импульс для самопознания и движения к самому себе.

Для того, чтобы понимать координаты этого движения и научиться слышать самого себя, существуют приемы, которые позволяют, как при...

Сахадж Марг, в переводе с санскрита «Естественный путь»- это система духовного обучения раджа йога (йога ума), в основании которой лежит медитация на сердце. Практика основана на принципе, что Бог - вездесущий и поэтому наполняет собой сердце каждого человека. Цель практики - исключительно духовная: достижение цели человеческого существования- единение с Богом, или, другими словами, реализация своей божественной природы, своего высшего «Я».

Медитация – это постоянная мысль, направленная на...

Цогял, необходимо практиковать учение, которое даёт Освобождение от сансары! Если этого не делать, будет чрезвычайно трудно снова обрести такое же тело, наделённое свободами и достоинствами.

Трудно ли обрести подобное человеческое тело? Найти его столь же трудно.

Как горошине, бросаемой в стену храма, прилипнуть к ней; столь же трудно, как черепахе просунуть голову в ярмо, плавающее в океане; столь же трудно, как бросить горчичное зерно сквозь ушко стоящей иглы.

Причина такой трудности...

Эту статью я хочу посвятить важному вопросу: с какой позиции восприятия себя и духовных практик мы можем получить реальные результаты? “Ведь не все работает, не все получается, не все подходит”, – думаем мы. На самом деле работает все.

Но к разным практикам мы подходим в разное время своей жизни и на разном уровне сознания, а значит – они имеют для нас разный эффект. Я четко разделю два разных подхода и охарактеризую их, хотя всегда есть переходные варианты. Где сейчас находитесь Вы...

Слишком много книг? Вы можете уточнить книги по запросу «Восточные практики» (в скобках показано количество книг для данного уточнения)

Переключить стиль отображения:

Кармический менеджмент: эффект бумеранга в бизнесе и в жизни

Есть люди, истории которых меняют наше представления о возможностях человека. Майкл Роуч провел более 20 лет в тибетском монастыре, став первым западным человеком, получившим степень «Геше», или доктора буддийской философии. Без опыта, денег и связей, опираясь лишь на буддийские знания об устройстве…

Есть люди, истории которых меняют наше представления о возможностях человека. Майкл Роуч, доктор буддийской философии, без опыта, денег и связей, опираясь лишь на буддийские знания об устройстве мира, основал одну из самых успешных компаний в Нью-Йорке. В этой книге автор подробно описывает, как ему…

Порой нам кажется абсурдным факт, что буддийская мудрость и практика способна помочь людям, выросшим в западной философской традиции, осознать свой путь в жизни и создать доверительные партнерские отношения. Ответы древних порой могут показаться неожиданными, так как имеют дело со скрытым уровнем ре…

Что такое счастье по-японски? Это синрин-йоку, или «лесные ванны», – практика прогулок по лесу, которая способна преобразить жизнь каждого из нас. Автор этой книги доктор Цин Ли, эксперт в области лесотерапии, предлагает легкий и приятный способ восстановить утраченную связь с природой, который уже …

Отсутствует

У каждой женщины есть свой неповторимый рецепт ее собственной сексуальности. Не имеет значения сколько вам лет, какой у вас объем груди или цвет глаз, сексуальность – это нечто гораздо более глубокое и чувственное, чем просто внешняя привлекательность. Кто она – сексуальная женщина? Какой нужно быть…

Современный мастер йоги, Шри Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар получил всемирное признание за глубину понимания искусства и науки йоги, а также за создание уникального способа обучения этому искусству. Преподавая йогу более 70 лет, он сделал ее понятной и доступной для каждого, вне зависимости о…

В книге описываются внешняя форма и внутреннее содержание уданского Ци-Гун Пяти зверей, представляющего собой чрезвычайно простую и столь же эффективную систему восстановления и поддержания здоровья. Книга разделена на две части, первая из которых представляет собой инструкцию, как надо делать этот …

Правильное питание должно приносить пользу телу, ясность уму и увеличивать жизненные силы человека. Не этого ли хочет каждый? Легендарная тибетская система питания, с которой вы познакомитесь, поможет вернуть здоровье и значительно улучшить качество вашей жизни. Книга написана известным практикующим…

Отсутствует

Тайны Восточной оздоровительной любви, изложенные современным языком: упражнения, техники, массажи.Восточные легенды, пантеон Богов. Просто, практично с пользой для здоровья, как бороться с грустным, и с юмором.ISBN 978-5-00122-214-9 Издательство "Перо" Москва 2018…

Внешнее счастье не продлится долго без внутреннего, а материальные блага сами по себе не могут сделать человека счастливым, говорит Далай-лама. В этой книге он дает практические советы о том, как обрести ясность ума и преобразовать негативные эмоции, сделав счастливее и себя, и окружающих. Его Святе…

Эта книга – для родителей, которые хотят для своих детей лучшего и готовы изучать и пробовать новое. Реальные истории, лайфхаки и рекомендации от сертифицированного преподавателя йоги для детей, блогера и мамы со стажем Анастасии Кокеевой помогут вам не только познакомить своего ребенка с практикой …

В этой книге Анодея Джудит, специалист мирового уровня и автор нескольких бестселлеров, подробно рассказывает о системе чакр – семи энергетических центрах, расположенных внутри человеческого тела, и делится секретами практической работы с ними. Вы не только узнаете, как чакры влияют на наше физическ…

Перед вами – полное пошаговое руководство по использованию силы ума для исцеления тела от знаменитого Дипака Чопра! В основе авторской методики – тысячелетняя мудрость Аюрведы, древней индийской медицины, и самые современные научные исследования в области медицины. С помощью подробного теста определ…

Китайскую гимнастику Цигун используют в самых разных целях – снижение веса, обретение бодрости, исцеление духа, оздоровление организма. Цигун применяют при лечении целого комплекса заболеваний: от гипертонии и язвы желудка до бесплодия и рака. Новая книга серии «Главные секреты медицины Востока» рас…

Еще совсем недавно и восточная медицина, и восточные оздоровительные практики не воспринимались материалистическим Западом всерьез. Однако постепенно люди стали понимать, что передаваемые из поколения в поколение древние знания, пренебрежительно называемые чепухой и обманом, не менее эффективны, че…

Отсутствует

Вы узнаете о том, как с помощью приятной душе и телу йогической практики можно похудеть, сделать свое тело стройным, гибким и более привлекательным. Ресурс молодости, красоты и здоровья, данный каждому от природы, с годами истощается. Кожа увядает, обменные процессы замедляются, набирается лишний в…

Отсутствует

Восточная медицина лечит не болезнь, а человека в целом, восстанавливая его энергетический баланс, направляя движение энергии в ослабленный орган. Мы предлагаем читателю освоить эффективные энергетические практики, дошедшие до нас сквозь века. Данное издание предназначено для тех, кто хочет быть зд…

Вам кажется, что йога – занятие для молодых и стройных? Вовсе не так! Эксперт по йоге Мира Патриша Керр считает, что йогой может заняться любой, вне зависимости от веса или строения тела. Мира разработала уникальную программу занятий йогой для «больших людей» с акцентом на оздоровление и релаксаци…

В книге опубликованы материалы бесед Далай-ламы с известным японским антропологом Нориюки Уэдой. Далай-лама даёт ясные и беспристрастные ответы на вопросы о самом главном: о сострадании и его роли для будущего общества, о гневе и его использовании для достижения благих целей, о любви и привязаннос…

Отсутствует

Искусству мудр уже более двух тысяч лет. Известно, что при помощи различных сложений пальцев рук можно восстановить нормальную циркуляцию энергии ци в теле человека и, таким образом, лечить болезни, восстанавливать пораженные органы, замедлять процессы старения… Но у мудр есть еще одно удивительно…

Отсутствует

После десяти лет непрерывной жизни и работы в Азии автор возвращается в Россию и переносит самоисследования в Европу. Автобиографический сборник содержит интервью автора для масс-медиа, репортажи об исконной западной культуре и осмысление преподавания восточных практик в европейской реальности. Дан…

Чтобы в пятьдесят выглядеть на сорок без пластических операций, дорогостоящей косметики и изнуряющих диет, нужно совсем немного – позитивный взгляд на мир, всегда хорошее настроение и сияющий взгляд. И достигнуть этого так просто! Найдите всего 10 минут в день, сделайте 10 шагов навстречу самой себ…

Обе представленные здесь работы – как емкая и проникновенная биография Шри Ауробиндо, написанная его учеником, так и Глоссарий терминов, составленный на основе цитат из произведений самого Шри Ауробиндо, – являются неотъемлемым дополнением к настоящему собранию сочинений. Мы надеемся, что они будут…

Отсутствует

Предлагаемая книга посвящена рассмотрению смысла и практики медитации внимательности в соответствии с наставлениями Будды по сатипаттхане. В своем изложении данной темы автор – почтенный Аналайо Бхиккху – следует главным образом «Сатипаттхана-сутте», раскрывая и комментируя ее положения на основе с…

В новой книге Сан Лайта читатели найдут собрание волшебных жестов, которые используют люди всего мира, чтобы призвать удачу, восстановить здоровье, обратиться к высшим силам. Мы каждый день используем разнообразные положения рук, сопровождая свою речь или выражая эмоции, но не придаем им особо знач…

Живете, как и большинство ваших современников, крутясь как белка в колесе и беспрерывно бегая по кругу «дом-работа-дом»? Чувствуете, как слабеют мышцы, кожа становится дряблой, растет лишний вес и боли в позвоночнике становятся почти привычными? Но в то же время вы считаете, что у вас «нет времени»…

Самый простой способ познакомиться с йогой и понять, подходит ли вам эта система, – начать заниматься дома по данной книге. Подробные объяснения и описания позволят вам лучше понять, как правильно выполнять позы, на какие процессы в организме они влияют. Большой выбор последовательных упражнен…

Калу Ринпоче (1915–1989)– известный учитель тибетского буддизма. «Основы буддийского пути» – четвертая книга из серии «Устные наставления». Здесь содержатся краткие, но глубокие объяснения основополагающих терминов, главным образом, первой Колесницы буддизма – Хинаяны. Большое внимание уделяется по…

Стивен Рассел, автор 15 книг, большинство из которых стали бестселлерами, создатель популярного документального сериала для Би-би-си, продолжает лучшие традиции босоногих докторов, которые бродили по странам Древнего Востока, исцеляя людей от физических и душевных недугов. Книги Стивена Рассела до…

Отсутствует

"Небольшая, но очень толковая книга, написанная двумя авторами, которые дополняют друг друга так называемой саногенной системой Ю. Орлова и техникой шести целительных звуков китайского цигун. Книга ёмкая, ясная, простая, и, очевидно, очень полезная. Стоит прочитать всем, кто интересуется оздоровлен…

Калу Ринпоче (1905–1989) – известный учитель тибетского буддизма, один из высочайших лам традиции Кагью. «О природе ума» – шестая книга из серии «Устные наставления». Она посвящена взгляду и практике буддизма Алмазного пути (Ваджраяны). Автор проясняет понятие природы ума – сути Учения Будды – и ук…

Отсутствует

Record No. 79—14 of scientific-and-trial approbation of December 25, 2014. Research objective: Comprehensive assessment of influence on the recipient’s functional status of a revitalizing procedure carried out by the evaluated specialist. The approbated health improvement method is the propri…

Отсутствует

Цзю-терапия – древний восточный способ лечения путем теплового воздействия на особые точки нашего организма. Такой же эффективный, как иглоукалывание, но более простой и не травмирующий кожу. С помощью этой книги вы узнаете многое об энергетических точках и их лечебных свойствах, научитесь воздейс…

Отсутствует

Доктор Ильчи Ли показывает, как можно использовать энергию ци, чтобы достичь благородного просветления и вытащить мир из темной пучины всяческих кризисов. Для широкого круга читателей. …

Отсутствует

Очень часто в книгах Просветленных Мастеров описываются определенные духовные стадии и состояния, которых должен достичь человек, вставший на путь Освобождения. На страницах данной книги искатель духовного Освобождения найдет описание процессов, которые ведут к достижению духовных целей, а также п…

Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут. Дыхание – это полуавтономная функция: при желании мы…

Если ты ищешь альтернативу западной медицине, обратись к Аюрведе: это наука не о болезнях – это наука о Жизни. Применение этой древней медицинской системы даёт фантастические результаты. Она не обходит вниманием повседневную жизнь, питание, психологические отношения, карьеру, состояние духа и, нако…

«Восемь кусков парчи» – одна из самых распространенных оздоровительных систем, которая обычно рассматривается только на внешнем уровне. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что «начинка» этого комплекса значительно более объемна, чем просто упражнения в оздоровительных целях. Это первая …

Отсутствует

Итак, если вы держите в руках этукнигу, значит, вас заинтересовала восточная магия. Ведь именно о ней и пойдет здесь речь! В первой части книги речь пойдёт о древнеегипетской магии. Здесь будут рассмотрены амулеты, масла, основы древней египетской нумерологии. Во второй – краткий обзор магии древн…

Эта уникальная книга, в которой соединены самые таинственные и эффективные практики даосов и тибетских лам. Вы спросите, какой смысл соединять разные системы? Смысл в том, чтобы с первых шагов пользоваться для тела и духа лучшими методами. Практика тибетских лам «Око возрождения» направлена на акт…

Аюрведа – знание о человеке и его здоровье, которому более 5000 лет! Базовые процедуры Аюрведы (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран. Но Аюрведа хранит еще множество рекомендаций и наставлений, которые еще станут частью м…

Everything related to Tibetan singing bowls wrapped in an aura of mystery and myths today, among which there are stories, and there are real-world phenomena. Some of them can be explained scientifically, and some cannot be explained yet. Tibetan singing bowls is a very powerful therapeutic tool and…

Мудра – символический жест, направляющий энергетические потоки в организме человека и вокруг него. Комбинации пальцев активируют различные виды энергии и соединяют человека с высшими планами бытия. Мудра действует сильнее слова, исцеляет быстрее лекарства, придает бодрости и вдохновляет на творчест…

Отсутствует

В книге представлены основы восточной созидательной, духовной терапии, цель которой – жизнь в гармонии с собой и окружающим миром, наиболее полное раскрытие своих способностей. Это медицина тела, разума и души, для ее применения требуется лишь упорная и самостоятельная работа над собой. Для бескон…

Сквозь призму современных анатомических, физиологических и клинических данных автор рассматривает принципы йогатерапии и построения практики хатха-йоги для людей, страдающих различными заболеваниями. Руководство предназначено для преподавателей хатха-йоги, специалистов по физической реабилитации и…

Свагито Либермайстер – известный психотерапевт, имеющий 30-летний опыт работы. В этой книге он рассказывает о методе «семейных расстановок», который дает нам понимание семейных переплетений и помогает разрешить проблемы в отношениях. Этот метод был создан немецким ученым Бертом Хеллингером, но Сваг…

Это набор историй, главной темой и главным героем которых является Тай-Цзи-Цюань. Несмотря на «сказочность» этих историй, в них просто и понятно изложены секреты внутренней работы, без знания которых Тай-Цзи-Цюань превращается в простую гимнастику. Отметим, что эту книгу будет интереснее читать со…

В этом руководстве собраны рекомендации по использованию растений, способных оптимизировать различные направления йогической практики. Рассматриваемые травы в основном произрастают на территории средней полосы России и легкодоступны. Книга содержит подробные описания всех классических очистительных…

В своей новой книге «Радостная мудрость» Йонге Мингьюр Ринпоче, автор бестселлера «Будда, мозг и нейрофизиология счастья», учит нас тому, как преодолеть проблемы и страхи современной жизни и обрести глубокое чувство спокойствия и благополучия. Основное внимание уделяется весьма актуальной в совреме…

Отсутствует

В книге американского писателя Роберта Кольера собраны тайные знания великих мудрецов Востока и мотивирующие истории восхождения на вершину успеха основателей финансовых и промышленных корпораций, а также великих открытий и творческих озарений. Вдохновленный Священным Писанием и «Йога-сутры» гуру П…

Искусству мудр уже много тысяч лет. При помощи несложных комбинаций пальцев обеспечивается особая циркуляция энергии в теле, которая помогает лечить болезни, замедляет старение. Но мало кто знает, что существуют мудры, которые дают также власть над судьбой. До сих пор информация о том, что мудры п…

Наши глаза – бесценный дар, которым надо дорожить и который необходимо поддерживать в здоровом состоянии. Но повседневная жизнь, наполненная непосильными нагрузками, стрессами, приводит к тому, что глаза все чаще реагируют на наш неправильный образ жизни серьезными заболеваниями. А ведь нарушения р…

Издательский Дом «Ганга» выпустил в свет книгу Михаила и Марии Роттер «Разноцветное Рэй-Ки» – большое и достаточно серьезное методическое пособие, в котором описаны традиционное Рэй-Ки и «вариации на тему», а именно современные «Рэй-Ки-подобные» системы. Книгу, которую читатель держит сейчас в рук…

Современный стиль питания «не знаком» генам человека, вызывает у них протест и приводит к серьезным нарушениям здоровья и раннему старению. Применяя древнюю тибетскую формулу составления рациона, вы сможете обновить 90% клеток тела и снизить биологический возраст на 10–15 лет. Вы читаете книгу дома…

Отсутствует

В книге Романа Доли «Техника и практика медитаций» изложены методики и практики которые являются уникальными инструментами самопознания. Помимо познавательного аспекта они имеют прикладную – чисто практическую сторону: исцеляют от глупости и невежества, расставляют точки над «i», реально показывают…

Китайская система цигун учит накапливать жизненную силу, правильно распределять ее, устраняет отрицательные воздействия внешнего мира, охраняет человека от старения. Благодаря этой книге, вы буквально за несколько дней постигнете азы цигун и научитесь управлять своим здоровьем и настроением. …

Около ста лет назад японский доктор Микао Усуи создал удивительный целительский метод, который обозначил как «искусство достижения счастья, чудодейственное средство от всех болезней». Название ему – Рэйки. Это не просто способ освобождения тела от многочисленных заболеваний, это – духовная терапия.…

Отсутствует

Прежде чем начать освоение йоги, ответьте себе на один простой вопрос: «Для чего мне нужны занятие этим видом духовной практики?» Ведь йога – это сложнейшая система, без понимания основ которой простое копирование асан не принесет желаемого результата. Чтобы разобраться в действии и смысле каждого …

Желание улучшить свое здоровье – основная причина, по которой люди обращаются к йоге. И на ранних этапах, чтобы получить эффект от занятий, совсем не обязательно изучать индийскую философию или санскрит. Систематическая практика асан помогает улучшить здоровье, и вам решать – использовать свое окре…



Творчество и игры