Описание картины девочка в клетчатом платке. Картина А

Картина «Девушка в платке» была написана Алексеем Гавриловичем Венециановым, выдающимся русским мастером портретной живописи, в поздний период его творчества. С 1819 года художник отказывается от коммерческой деятельности и перестает продавать свои работы. А.Г. Венецианов отрешается от шума больших городов, поселившись в крестьянской глубинке родной страны, художник изображает открытые, светлые лица простых людей.

С полотна Венецианова «Девушка в платке» огромными, широко распахнутыми серо-зелеными глазами наивно смотрит совсем молоденькая крестьянская девчушка. Поверх аккуратно уложенных на прямой пробор темных волос наброшен синий платок в крупную клетку. Девушка из простой рабочей семьи, юная красавица ничуть не уступает в миловидности изнеженным городским барышням.

Во всем облике девушки присутствует нечто духовное, сокрытое от постороннего взгляда. Чувствуется, что она добропорядочна, скромна и хорошо воспитана. Признанный мастер своего жанра, А.Г. Венецианов так умело размещает блики и тени на портрете, что возникает ощущение, будто девушка дышит, вот-вот озорно улыбнется, а тонкая ручка поправит сползающий с головы платок.

Пальчики девушки нежные и хрупкие, тяжелая жизнь в крестьянском селе того времени будто не коснулась тонкой персиковой кожи. Немного бледное личико украшает легкий румянец, пухлые губки через мгновение расцветут в невинной девичьей улыбке.

Кажется, будто юная натурщица устала позировать, девчушке, еще не знающей, насколько она красива, непривычно столь пристальное внимание художника к ладным чертам ее личика.

Чуть затемненные веки придают девушке в платке задумчивый, чуть-чуть печальный вид. Взгляд блестящих глаз из-под тонких изящных бровей тих, прям и спокоен. Он пока еще лишен отголосков жизненных драм, каких-либо внутренних надломов. А может быть, знаменитому портретисту Венецианову просто хотелось верить, что в такой юной жизни еще все хорошо, и никакая трагедия не заставила наполниться слезами доверчивые глазки.

Красно-желтые полосы на темной ткани платка заметно осветляют портрет, их отсутствие придавало бы полотну замкнутый, возможно даже траурный оттенок, а изображенная на картине молодая девушка показалась бы зрителю на несколько лет старше. С поразительной четкостью изображены волосы, что является одним из важных критериев в оценке портретных работ. Благодаря мастерству живописца блики света будто соскальзывают по гладким, возможно, убранным назад и заплетенным в шикарную толстую косу прядям. Возникает чувство, что над каждым волоском великий мастер трудился отдельно.

Изображенная А.Г. Венециановым девушка также обладала на редкость четким овалом лица. В повороте головы натурщицы присутствует некая застенчивость, ясный взгляд говорит о не по возрасту развитом уме. В картине «Девушка в платке» нет ничего лишнего, она полностью соответствует своему названию. Вот только скромная, неприметная на первый взгляд девушка с каждым просмотром картины становится все красивее и загадочнее, символизируя чистоту и духовность простого русского человека, образ только начинающей расцветать женской красоты.

Наверное, красивые люди всегда привлекали внимание художников. Благодаря своей силе, красота руководила миром, целыми цивилизациями и культурой. Но есть красота высшего сорта. Когда не пропорции лица и форм привлекают особое внимание, а качества личности приковывают взгляд. Я думаю, что именно поэтому и возникла идея у А.Г. Венецианова написать портрет «Девушка в платке». Кто была эта девушка? Какую роль портрет играет в наше время?

Девушка, изображенная на картине А.Г. Венецианова, на первый взгляд небогатая, но ее внутренний мир полон таинственности и нежности, чуткости и чувственности. Волосы, нехитро уложенные с пробором посередине, обычная одежда, кроткий взгляд, все в ней говорит о простоте и принадлежности ее к скромному сословию. Но не на этом концентрирует внимание художник. Выражение ее красивых глаз, вот, что первое бросилось мне в глаза. Она как будто смеется, глядя на меня, и в то же время, взгляд ласковый. Платок не завязан, а просто наброшен на голову. Понятно, что так она только позирует перед художником. И действительно, обычный платок настолько украшает внешность этой неизвестной девушки, что сразу как повзрослела она. Снять с нее платок, так будет ей на вид тринадцать-пятнадцать лет. Совсем еще юная. Но платок делает ее образ женственным и очаровательным. Губы тоже слегка подернуты в улыбке, чистой и приветливой. В общем, образ получился каким-то светлым и приятным, как солнышко в теплый майский день!

Мне сразу показалось, как только портрет «Девушка в платке» попался на глаза, что передо мной славянская копия «Джоконды». Та же загадочная улыбка, одинаково повернута головка, нежные губы, которые не знают до конца, присоединиться ли им к глазам в улыбке. Только рука, которая держит платок показывала на неопытность натуры, в отличии от ее итальянской прабабушки.

В картине изображена
Красавица из русской сказки -
И непорочна, и скромна.
Глубок, таинственен и ласков,

И искренен девичий взор;
Припухлость губ нас умиляет;
А волосы прямой пробор
Причёски гладкой разделяет;

И по спине бежит коса
С нарядной ленточкой, вплетённой.
Крестьянка - юная краса!
И зритель, ею поражённый,

Надеется,что обойдут
Сторонкой беды и печали,
Что девушку дни счастья ждут,
А дни несчастия едва ли!..

Ещё не ведала тревог! -
Мы это видим на картине,
Где синий клетчатый платок
Рукой на голову накинут.

Лицо сияет теплотой,
Улыбка требует порыва,
Но скромностью и чистотой
Она прикроется стыдливо!..

Рецензии

Большое спасибо, милая Леночка! О ссылке на стихотворение. Когда его открываешь, то вверху появившуюся ссылку можно просто скопировать и вставлять в текст. После выхода из режима ввода текста или его редактирования эта ссылка позволит кликированием сразу выйти на стихотворение. Всего доброго! С любовью и нежностью,

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Девушка в клетчатом платке - Алексей Гаврилович Венецианов. Холст, масло. 40,4 x 31,1 см


Всю свою жизнь Венецианов посвятил изображению простого народа. В 1819 художник покидает и селится в своем небольшом имении - селе Сафонково в Тверской губернии. Он больше не пишет портретов на заказ, а изображает крепостных крестьян: мужчин, женщин, детей, и делает это с любовью и уважением. Среди таких работ есть целый ряд полотен с удивительными женскими образами. Одним из них является и описываемая картина.

Этот небольшой этюд оставляет неизгладимое впечатление. Художник изобразил юную девушку, почти девочку. Ее образ занимает почти все пространство холста. У девушки светлое, одухотворенное лицо. Она представляет собой классический типаж русской красавицы. Ясные серые глаза смотрят на зрителя, на пухлых губах застыла полуулыбка, щеки слегка порозовели от смущения. Русые волосы, разделенные на пробор, спрятаны под большим темно-синим клетчатым платком, который она поддерживает рукой, чтобы не соскользнул с головы.

Платок имел большое значение в русском народном костюме. Его носили женщины всех сословий и возрастов. А замужняя женщина обязательно должна была покрывать волосы головным убором. Платок считался хорошим подарком. Он являлся неотъемлемой частью приданого, которое готовилось задолго до свадьбы. Возможно, этот платок подарил девушке сам художник в благодарность за позирование, а может быть это была ее личная вещь. В любом случае, платок оттеняет природную красоту юной крестьянки и фокусирует внимание зрителя на ее сияющем лице.

Только руки выдают статус девушки - видно, что она не понаслышке знает, что такое тяжелый деревенский труд, ведь тогда дети рано начинали помогать родителям.

Задний план этюда художником намеренно не проработан. Мастер пишет женскую фигуру на коричневом фоне. Он не отвлекает внимание зрителя от самой девушки. Ее чистый образ невольно привлекает взгляд и остается в памяти.

Венецианов в своих работах оставил нам немало ярких типажей крепостных крестьян. За каждым из них стоит личность, живой человек. Художник показывает, что крепостные, которые тогда находились на рабском положении, способны к возвышенным чувствам. Они сильны духом, красивы, с широкой, как русское поле, душой и большим сердцем.

Его женские образы крестьянок изображают женщин и девушек с ранних лет знающих, что такое тяжелый труд, но прекрасных своим внутренним миром, привлекательных естественной, природной красотой.

Неудивительно, что далеко не все современники оценили масштаб дарования провинциального художника. Изображение деревенской жизни, а тем более крепостных крестьян без прикрас в лучших традициях реализма, считалось «низким» жанром. Венецианов так и не стал академиком и преподавателем в Императорской академии художеств, несмотря на то, что в своем имении ему удалось обучить живописи многих талантливых крестьянских ребятишек.

Художник умер в безвестности, но творения его до сих пор радуют людей, воспевая русский народ и русскую землю.



Творчество и игры