Основные проблемы античной философии. Основные проблемы античной философии (общая характеристика)

Этапы развития.

Первый период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским.Период натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает вопрос об основании вещей. Появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся например в смене дня и ночи, в движении звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества , из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются.

Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи.

Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира.

Проблемы античной философии.

1космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»;

2мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;

3метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного;

4методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления;

5 эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе;

6. проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Ф илософия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Школы античной философии.

По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений. В Афинах существовало четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).

Ионийская (или милетская , по месту возникновения) школа – древнейшая натурфилософская школа. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм…, наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма(наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий), пантеизма(учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу), отсутствие собственно философской терминологии, представление физических процессов в контексте моральной проблематики». Но ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно, оно вещественно, но также разумно, даже божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий.

Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название элейской. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают направления, которые понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей.

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии.

Древних греков возникла в 6-7 вв. до н.э. Она внесла исключительную роль в развитие миро-вой цивилизации. Благодаря античной философии зароди-лась европейская культура и цивилизация, западная фило-софия и ее последующие школы. До сих пор европейская наука, культура, философия возвращаются к античной фи-лософии как своему первоисточнику и образу мышления.

Сам термин «философ» возник в противоположность «софосу» - мудрецу-пророку обладающему божественной мудростью. «Философ» - человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ - это че-ловек, любящий истину, стремящийся к мудрости:

Цель философа - понять, в чем первопричина всего су-щего, первопричина бытия; понять мир, используя разум, аргументацию, логику, опыт. Надо объяснить мир как це-лое, избегая мифов, веры в фантазии как это делает искусство и религия.

Греки считали, что начало философии - в удивлении человека перед, миром и самим собой. Философствование свойственно человечеству, это не просто процесс поиска истины, но и способ жизни, присущий свободной личности.

Античная философия развивалась поэтапно, и в ней можно выделить следующие периоды:

Раннюю классику (натуралисты, досократики) объясняли явления природы, сущности Космоса, окружающего ми-ра, поиски первоначала всего сущего.

Античная философия выдвинула ряд идей и проблем, которые актуальны и сегодня.

Проблемы бытия и небытия, материи и ее форм: идея о противоположности формы и материи, о главных элемен-тах, о тождестве и противоположности бытия и небытия, структурности бытия и его противоречивости; как возник Космос и какова его структура. (Фалес , Анаксимандр , Анаксимен , Зенон , Демокрит).

Проблема человека, его познания, его отношения с дру-гими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и дости-жима ли она человеческим разумом (Сократ , Антифонт, Эпикур).

Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремле-нии к свободе, к познанию с этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека. (Сенека , Эпиктет).


Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский др.)

Проблема чувственного и сверхчувственного - идея синтетических основных философских проблем. Проблема поиска рационального метода познания (Платон, Aристотель и ученики).

Античная философия имеет следующие особенности: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освобождены от физического труда и претендовали на духовное руководство обществом.

Главной идеей античной философии был космоцентризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые был близки к человеку. Человек признавался частью природы.

В античной философии были заложены два направления в философии - идеалистическое (учение Платона) и материалистическое - (линия Демокрита).

Тема 2. Античная философия и круг ее проблем

Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VII-VI вв. до н.э.). Испытав период блестящего расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжает развиваться в эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала VI в. н.э.

Периоды античной философии:

· натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала бытия) - милетская школа, пифагорейцы, физики-эклектики.

· классический (проблемы определения сущности человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали) - софисты, Сократ

· период большого синтеза (Платон и Аристотель) - открытие идеального бытия, формулировка основных философских проблем, построение первых крупных метафизических систем.

· эллинистические школы эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры - кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Основные черты античной философии:

1. Синкретичность, т.е. нерасчлененность, слитность важнейших проблем, распространение этических категорий на весь Космос.

2. Космоцентризм. Античная философия пытается выработать универсальные категории, охватывающие проблемы взаимосвязи человека и Космоса, дать осмысленное представление сущности человека как микрокосма.

3. Пантеистичность, понимаемая как Космос умопостигаемый и как абсолютное божество.

4. Добродетельность и функциональность. Античная философия призвана помочь людям в их жизни.

Проблемы бытия. Были заложены Милетской школой. Фалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника.

Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества.

Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы - «огонь». Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения.

Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то конкретное материальное вещество, а «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается.

Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом» всего сущего считали микроскопические частицы - «атомы». Весь материальный мир состоит из атомов. Атом - «первокирпичик» всего существующего. Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей.

Материалистическому решению проблем бытия в натурфилософии древних греков Платон противопоставил идеалистическое решение. Он создал учение об идеях – бестелесных сущностях вещей и явлений. Материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы

Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи. Форма - ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает предмет тем, чем он является.

Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в иерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов - растительная форма - животная - форма (душа) человека - Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля - совершенный Ум, источник всякого движения - Перводвигатель, хотя он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не принимает участия в делах людей. Бог - как абсолютное совершенство, та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.

Проблема человека в античной философии. Данная проблема в философской мысли античности представлена в различных подходах:

· натуралистический подход - человек как малое подобие Вселенной (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит);

· антропологический подход – в центре внимания человек, его психология, устройство социальной жизни (софисты, Сократ, Эпикур);

· социоцентрический подход – общество играет активную роль в воспитании человека (Платон, Аристотель).

Проблемы социального устройства. В античной философии складываются две основные тенденции в понимании общества:

· общество как искусственное образование, результат соглашения между людьми (софисты);

· общество как естественное образование, правовые нормы основаны на естественном и всеобщем человеческом праве (Платон, Аристотель). Платон рассматривает общество как сложную социальную систему, включающие в себя различные сферы (производства, управления, создания духовных ценностей), основанную на разделении труда. Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в этике) «умеренное и среднее наилучшее»,т.е именно среднее сословие, владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую форму правления. В отличие от Платона, Аристотель - защитник частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие». Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющих действовать в интересах общего блага. Именно служение общему благу является критерием правильных форм.

2. Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии.

Этапы развития.

О периодизации античной философии пишут многие видные философы, это Чанышев А.Н. (Курс лекций по древней философии, М.,1981г.), Смирнов И.Н., Титов В.Ф. («Философия», М.,1996г.), Асмус В.Ф. (История античной философии М., 1965г.), Богомолов А.С. («Античная философия», МГУ, 1985г.). Для удобства анализа необходимо привлечь более лаконичную периодизацию, представленную Смирновым И.Н. Так, он отмечает, что при анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый – от Фалеса до Аристотеля, второй – греческую философию в римском мире и, наконец, третий – неоплатоновскую философию.

История греческой философии представляет собой общий и вместе с тем живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что этот период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются.

Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона.

Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира.

Проблемы античной философии.

Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир философски теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то ее «обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще не вполне ясно.

Школы античной философии.

По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение киников и киренских философов. В Афинах существовало четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).

Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа – древнейшая натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская философия – это протофилософия. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм…, наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии, представление физических процессов в контексте моральной проблематики». Но ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле ионийские философы – монисты), оно вещественно, но также разумно, даже божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Фалес – основатель милетской, или ионийской школы, – первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540 годы до н.э.) считал началом всего бесконечную природу – нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс. Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и землей. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Независимо от этих древних малоазиатских ионийцев в нижне-италийских колониях греков выступают мыслители, проникнутые той же идеей мирового единства. К ним относятся прежде всего Пифагор и его ученики, которые исследовали мировое целое. Они замечали прежде всего правильность в движении небесных тел и от них пытались перенести эту правильность на земные явления, явления физического и морального миров. Пифагорейская школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это было религиозно-философское аристократическое братство, оно имело большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавшее порядок, украшение». Если задать себе вопрос «философской направленности Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это была прежде всего философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)».

Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка. Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.

Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом италийском городе Элея, а третий – Мелисс – был уроженец далекого от Элеи Самоса. Но так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название элейской. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают направления, которые подобно древним ионийским мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей.

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой: «Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней, находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа.

Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял искусство математики и идею создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах. Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика – Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной окраине города. Знаменитая философская школа просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же, как и он, называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильных мира сего. У Сократа Платон научился и сомнению, и иронии, и искусству беседы. Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную школу – Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского. На развалинах Великой Империи возникли Эллинистические государства и новые философы.

Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы стоиков. Эта школа, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, то есть согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это рок или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.

Полный отказ от социального активизма в этике встречается у знаменитого материалиста Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы н.э.). Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид – первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах он основал школу. В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична: целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, он был привержен идеалу меры. Высшим удовольствием считалось, как и у стоиков, невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научиться умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму. Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией.

Обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, т.е. религиозного постижения мира. ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Генезис философии: переход от мифа к логосу Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления. ...

В разложении вещественный элемент сущего. А это - гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения сущего. Глава 3. Возникновение и особенности софистики 3.1 Софистика и философия софистов В 5 в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие созданных ее...

Фалес- «архэ(первопричина)», - вода, влажное начало. Гераклит- архэ, огонь, пифогарейцы – архэ число, атомисты – архэ, атом. Свойства атомов- неделимость, неизменность, непроницаемость, постоянство массы. Парменид – архэ- бытие. Функции: идеологическая (любая философская система дает идеал мира или его фрагментов, философская наука не о сущем, а о должном), методологическая (путь, способ деятельности для достижения результатов), формально- логический метод, законы логики Аристотель 1закон логики- закон тождества нельзя менять в процессе рассуждения смысл применяемых понятий, 2 закон противоречия не может быть одновременно истинно «А» и не «А», 3 закон исключенного третьего из 2 противоречивых суждений 1-истина, 2 –ложь, 3 –нет, 4 закон достаточного основания -Лейбниц (каждое суждение должно быть обосновано), герменевтический искусство интерпретации какого либо текста, диалектический(всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность- берем объект в развитии и показываем возможные пути развития объекта.)

Основными проблемами античной философии были:

Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур);

Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур);

Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга;

Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира, а идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи).

Характерные черты античной философии.

1. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира.

2. Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний.

3. Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

4. В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм: суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

Софисты и Сократ.

Софисты первоначально были учителями риторики, учителями мудрости. Главная особенность-первая школа бравшая плату за обучение, первые профессиональные философы. Появилась возможность делать карьеру. На первый план выходит проблема человека. Основные особенности: брали плату за обучение, обвинялись в бродяжничестве(несли знания об обычаях и традициях из одного полиса в другой, носители пан-эллинистического начала), первые греческие просветители, впервые несли систематизированные знания, движение софистов не было однородным

1. мастера старшего поколения, сохранявшие моральный контекст.

2.софисты-эленисты(спорщики), главное для них выиграть спор любой ценой.

3. софисты-политики. Основатель Протогор «человек есть мера всех вещей, где мера это норма суждения, все относительно не существует абсолютных истин и моральных ценностей, все истины относительны.» релятивизм- есть философское направление, которое абсолютизирует момент относительности, в процессе осознания мира. Любой изм есть всегда преувеличенное, абсолютизация какой-либо грани стороны познания.

«Да любые высказывания полезны, но можно выделить наиболее полезные» Мудрец тот, кто выделяет прогматизм – философское направление, которое абсолютизирует момент полезности, в процессе познания мира.

Горгий. Сложность выражения результатов нашего познания в языке. «Если мир познаваем, то все равно.»

Создатель методологии третьего пути. пройти в познании между крайними познаниями. Слова нашего языка никак с нашим бытием не связаны. Техника софизма: один из основных приемов нарушение законов тождества.

Философия Сократа. Жил в эпоху упадка Афинской демократии, мораль стала потребительской. «Овод, который будет стадо» Первый диссидент в истории европейской цивилизации. В чем сущность человека. Это его душа, в термин душа он вкладывал разум, ментальность…. Новая трактовка добродетели, теперь добродетель приобреталось, главное –знание, отвергал богатство, силу, славу, сдержанно относился к жизни к здоровью, духовные ценности- главные,

Новое поколение добродетели и ценностей. Добродетель приобретенное качество, главная добродетель стремление к знаниям и познание мира. Высшие ценности: духовные, внешние: богатство, сила, власть. Этический рационализм Сократа, человек творит зло по незнанию. Античность не знала понятия свободы воли

1. Опровержение а) притворство в незнании б)ирония Сократа

Платон и Аристотель

Платон. Характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию.. бытие представляется как множественное, рассматривает его как идеально, бестелесное образование-идею. Материю мыслит как начало иного, изменчивого, текучего, непостоянного. Лишена определенности и поэтому непознаваема.материя бесформенна может принять любую форму, неопределенна, есть как бы возможность а не действительность, отождествляет с пространством.В человеке различает душу и тленное тело, душа по платону едина и неделима, тело делимо, тк состоит из материи. Сущность души в ее единстве, самодвижении, состоит из двух частей высшей-разумной, и низшей-чувственной., сторонникик теории переселения душ. Познание как припоминание. Делит людей на три разных типа разумная, эмоциональная и чувственная. 1. Мудрецы или философы(правители в госве), 2 войны, стражи(заботятся о безопасности государства), 3 физический труд(крестьяне ремесленники). Ничего свер меры. Человек живет ради гос. Противопоставление материалистическому атомизму идеалистическому понимания «бытие- бестелесная идея, все что имеет части изменчиво»Принцип удвоения мира. В онтологии, гносеологии, антропологии. Помимо вещей, должны существовать идеи вещей. Как связаны эти 2 мира

Идеи присутствуют в вещах

Идеи подражают вещам

Идеи участвуют в вещах

Создает теорию познания как теорию «припоминания». Диалектика искусство правильно задавать вопросы и получать правильные ответы - логическая теория сверхчувственного знания. Учение души. Что первично отдельное или общее? Общее первично, отдельное вторично.

Аристотель 1. Критика Аристотелем идей Платона «идея вещи в самой вещи» назвал бытием индивидуум-неделимое. Сущность- это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличии от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени места и тд. Силлогистика- первая система логики, сущность первичнее отношений, сущность предмет науки.материю должна ограничить формам, материя телесный состав, форма-душа, обеспечивает единство и целостность. Материя пассивное начало, форма активное начало жизни. Материя бесконечно делима, она лишена всякого единства и определнности, форма тождественна с сущностью вещи.высшие чистые формы и нисшие сущности состоящие из материи. Наивысшая сущность лишенная материи форма-вечный двигатель. Природа-живая связь всех единичных субстанций

2.учение о 4 принципах сущ. М.о.

Формальное(чтойность вещи=идеи)

Материальная

Движущая причина

3. 3 вида души

Растительная функции питания роста размножения, общими для всех живых существ

Животная прибавка ощущения, стремление к приятному и избегание неприятного

Разумная высшая способность рассуждения и мышления

Философия эпохи эллинизма

- падения Египта

- падение Греции338 до н.э на большой территории устанавливается режим военной диктатуры. Вопрос о свободе и счастье в режиме тоталитарного общества.

Киринаики- счастье в удовольствии. Мыслитель Феодор. Мудрецу доступны: кража, блуд, святотатство. Феодор-сверхчеловек.

Эпикур помещал богов между мирами, они не вмешиваются в соц.жизнь. Свободомыслие. Мысленно ограничивает его от жизни, жизнь и смерть никогда не встречаются, мудрец не должен стремиться к власти, человек частной жизни

Киники- первые представители контркультуры, рассчитывали получить внутреннюю свободу от

Аскетизм, опора на здравый смысл и практический разум (Диоген)

Не надо ни чему учиться, «днем с огнем не сыскать добродетельного человека»

Мудрец должен быть:

Женщины общие, ничего не просить у богов, космополит. Свобода есть осознанная необходимость. Апатия это не депрессия, высшая направление, от силы а не от слабости.


Похожая информация.




Творчество и игры