Презентации по литературе салтыков щедрин. Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин

Биография Салтыкова- Щедрина Михаила Евграфовича Биография Салтыкова- Щедрина Михаила Евграфовича ()


Отец, Евграф Васильевич Салтыков 2 «Отец был по тогдашнему времени порядочно образован... Вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах. В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство». М.Е.Салтыков-Щедрин


Мать, Ольга Михайловна Забелина Мать, Ольга Михайловна Забелина, воспитанием детей не утруждал себя, все её силы были направлены на приобретательство. «Она являлась между нами только тогда, когда, по жалобе гувернанток, ей приходилось карать. Являлась гневная, неумолимая, с закушенною нижнею губою, решительная на руку, злая». М.Е.Салтыков-Щедрин 3




Впечатления о детстве Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. 5














Возвращение из ссылки Разрешение о возвращении из ссылки Салтыков получил только после смерти Николая I. В начале января 1856 года он вернулся в Петербург, и уже через несколько месяцев прогрессивная Россия узнала имя «нового» писателя – бесстрашного обличителя самодержавно- крепостнического государства. 12


«История одного города» В «Истории одного города» Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. М.Е.Салтыков - Щедрин убежден, что бюрократическая власть является следствием «несовершеннолетия», гражданской незрелости народа. 13







Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Очерк жизни и творчества. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я люблю Россию до боли сердечной… Литературный критик Редактор журнала «Современник»,«Отечественные записки» (вместе с Некрасовым) Писатель-сатирик

Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол. Детство в окружении «всех ужасов крепостного права».

Мать писателя Ольга Михайловна Отец писателя Евграф Васильевич

Дворянский институт в Москве Царскосельский лицей Образование

«Вятский плен» Повести «Противоречия», «Запутанное дело» «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших всю Западную Европу» (Николай I) Ссылка в Вятку

Дом в Вятке, в котором жил Салтыков-Щедрин Вятский плен Обилие впечатлений «Губернские очерки» Внимание автора к «одному из далеких уголков России» с целью «обнаружения зла, лжи и порока», но верой в будущее, в «полную жизнь».

Принципиальная позиция писателя. Вице-Робеспьер. Рязань середина 19 века. Тверь конец 19 века. 1860-е государственная служба

Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»

Жена писателя Е. А. Болтина Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней.

Дочь писателя Сын писателя

Юмор – мягкий смех, усмешка. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков. Сарказм – язвительная жестокая насмешка. Гипербола - сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.

«История одного города» Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти. Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут». Условный рассказчик – архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII - XIX века, которому многое известно, что происходило позднее. Композиция повести. Историческая монография: Предуведомление общий очерк глуповской истории главы-персоналии

Роман «Господа Головлевы» Идея Салтыкова-Щедрина: разрушение общества начинается с разрушения семьи. В романе показана деградация и смерть целого рода Головлевых – Арина Петровна «цепенеет в апатии власти».

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 18 69 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить ») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Заключение Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Домашнее задание. Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.


Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Родился 15 января 1826 в селе Спас - Угол Калязинского уезда Тверской губернии. - 1826-1836 гг. - получено первоначальное домашнее образование в родовой вотчине. - 1836-1838 гг. - учеба в Московском Дворянском институте. - 1838 г. - за отличные успехи переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя. - 1841 г. - в журнале "Библиотека для чтения" опубликовано стихотворение "Лира". - 1844 г. - зачислен в штат канцелярии военного ведомства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества. - 1847 г. - опубликованы рецензии на новые книги в журналах "Современник", "Отечественные записки". - 1848 г. - повесть "Запутанное дело" опубликована в "Отечественных записках". Первые повести Салтыкова своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя. - 1855 г. - освобожден из ссылки, причислен к министерству внутренних дел.

Слайд 21

Описание слайда:

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 - 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 - 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. - 1856 г. - женитьба в Москве на 17-летней дочери вятского вице-губернатора Елизавете Аполлоновне Болтиной. - 1856-1857 гг. - в журнале "Русский вестник" опубликован сатирический цикл "Губернские очерки". Подписано "Н. Щедрин". - 1858 г. - назначен вице-губернатором в Рязань. - 1860 г. - назначен вице-губернатором в Тверь. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. В эти годы появились рассказы и очерки ("Невинные рассказы", 1857? "Сатиры в прозе", 1859 - 62), а также статьи по крестьянскому вопросу. - 1862 г. - уволен в отставку. - 1862 г., декабрь - писатель переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х. - 1864 г. - исключен из состава редакции "Современника". Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу. Назначен председателем Пензенской казенной палаты. - 1866 г. - управляющий Тульской казенной палаты. - 1867 г. - переезд в Рязань, служба в качестве управляющего казенной палатой. - 1868 г. - отставка. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869? пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.

Слайд 22

Описание слайда:

1869 г. - в журнале "Отечественные записки" опубликованы сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик". - 1869-1870 гг. - в "Отечественных записках" опубликован роман "История одного города". - 1872 г. - рождение сына Константина. - 1873 г. - рождение дочери Елизаветы. В 1875 - 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя. - 1878 г. - утвержден редактором "Отечественных записок". В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 - 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883?). В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы". - 1887-1889 гг. - в "Вестнике Европы" напечатан роман "Пошехонская старина". В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 - 86); "Мелочи жизни" (1886 - 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 - 89). - 1889 г., март - резкое ухудшение здоровья писателя. За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...". - 1889 г., 28 апреля - смерть М. Е. Салтыкова Щедрина. - 1889 г., 2 мая - похороны на Волковом кладбище в Петербурге рядом с могилой И.С. Тургенева - по завещанию Салтыкова.

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

Михаил

Евграфович Салтыков-Щедрин

1826 – 1889

Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал…

В. Короленко



Родители

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Мать – Ольга Михайловна Отец – Евграф Васильевич

Всеми делами в доме заправляла мать, женщина малограмотная, происходившая из купеческой семьи, но умная и властная. Отец, образованный, но безвольный человек, не мог оказывать на семью заметного влияния


Московский дворянский институт

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года.


Царскосельский лицей

В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.


В 1845 г. после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства.

"...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," -

такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу.

Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.


Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении..


Елизавета

Аполлоновна

жена

Константин

Дочь Елизавета


В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери.

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник«.

Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.


За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах:

"совесть, отечество, человечество... другие там еще...".

Умер М. Салтыков-Щедрин

Слайд 1

Слайд 2

М.Е.Салтыков-Щедрин Художник И.Н.Крамской

«Я писатель, в этом моё призвание».

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Родился 15 января 1826 в селе Спас - Угол Калязинского уезда Тверской губернии. - 1826-1836 гг. - получено первоначальное домашнее образование в родовой вотчине. - 1836-1838 гг. - учеба в Московском Дворянском институте. - 1838 г. - за отличные успехи переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя. - 1841 г. - в журнале "Библиотека для чтения" опубликовано стихотворение "Лира". - 1844 г. - зачислен в штат канцелярии военного ведомства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества. - 1847 г. - опубликованы рецензии на новые книги в журналах "Современник", "Отечественные записки". - 1848 г. - повесть "Запутанное дело" опубликована в "Отечественных записках". Первые повести Салтыкова своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя. - 1855 г. - освобожден из ссылки, причислен к министерству внутренних дел.

Слайд 21

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 - 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. - 1856 г. - женитьба в Москве на 17-летней дочери вятского вице-губернатора Елизавете Аполлоновне Болтиной. - 1856-1857 гг. - в журнале "Русский вестник" опубликован сатирический цикл "Губернские очерки". Подписано "Н. Щедрин". - 1858 г. - назначен вице-губернатором в Рязань. - 1860 г. - назначен вице-губернатором в Тверь. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. В эти годы появились рассказы и очерки ("Невинные рассказы", 1857? "Сатиры в прозе", 1859 - 62), а также статьи по крестьянскому вопросу. - 1862 г. - уволен в отставку. - 1862 г., декабрь - писатель переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х. - 1864 г. - исключен из состава редакции "Современника". Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу. Назначен председателем Пензенской казенной палаты. - 1866 г. - управляющий Тульской казенной палаты. - 1867 г. - переезд в Рязань, служба в качестве управляющего казенной палатой. - 1868 г. - отставка. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869? пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.

Слайд 22

1869 г. - в журнале "Отечественные записки" опубликованы сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик". - 1869-1870 гг. - в "Отечественных записках" опубликован роман "История одного города". - 1872 г. - рождение сына Константина. - 1873 г. - рождение дочери Елизаветы. В 1875 - 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя. - 1878 г. - утвержден редактором "Отечественных записок". В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 - 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883?). В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы". - 1887-1889 гг. - в "Вестнике Европы" напечатан роман "Пошехонская старина". В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 - 86); "Мелочи жизни" (1886 - 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 - 89). - 1889 г., март - резкое ухудшение здоровья писателя. За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...". - 1889 г., 28 апреля - смерть М. Е. Салтыкова Щедрина. - 1889 г., 2 мая - похороны на Волковом кладбище в Петербурге рядом с могилой И.С. Тургенева - по завещанию Салтыкова.

Слайд 23

СКАЗКИ. 1869-1886 гг «Сказки для детей изрядного возраста». Особенности: фантастика, реальность, комическое + трагическое, гротеск, гипербола, эзопов язык. Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей. 1869, 1880-1886 гг. Первые три сказки опубликованы в 1869 году, остальные - на протяжении 1880-1886 годов. Создавались в эпоху реакции. «Для детей изрядного возраста»: дети эти - взрослые, нуждающиеся в поучении. Форма сказки отвечала задачам писателя. В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов. Особенности: писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудренного горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения. Фантастика - форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной жизни конкретным содержанием. И фантастика, и эзопова речь служат для реализации поставленной им перед собой задачи.

Слайд 24

Общие черты сказок: а) В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки. б) Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях. В одних сказках действующие лица - представители животного мира, нарисованные зоологически верно, но в то же время являющиеся аллегорическими персонажами, олицетворяющими определенные классовые отношения в обществе. В других сказках героями являются люди, но и здесь сохраняется иносказание. Поэтому сказки не теряют своего аллегорического смысла. в) В сказках умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках.

Слайд 25

г) Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов (генералы и мужик, помещик и мужики…). д) Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках преобладает комическое, в других комическое переплетается с трагическим. е) Язык сказок в основном народный, с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов. ж)Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX в.

Слайд 27

Разберите по схеме 2 любые сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Слайд 28

Презентацию подготовила: Крикун Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУСОШ № 7 г. Чебаркуля



Творчество и игры