Проблема тщеславия аргументы из литературы. Аргументы на тему "Литература, чтение, книги" к сочинению ЕГЭ

Аргументы для сочинения по русскому языку.
Чтение. Книги. Литература.
Проблема чтения, роли чтения, роли литературы, отношения к литературе, выбора книг, вытеснения книг, влияние книг на человека, языка, восприятия литературы и языка.


Какова роль чтения в жизни человека? Какова роль литературы в жизни человека?

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной способ своего интеллектуального развития – чтение.

Как полюбить чтение?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно. «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Как правильно выбирать книги?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Составлять для себя программы чтения нужно, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.
Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Как правильно читать?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания. Произведения, прочитанные в спокойной атмосфере, производят большое впечатление.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор вытесняет книгу?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Что значит книжный бум?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление – книжный бум. Книжный бум – это же прекрасно! И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, – это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъеме нашего общества. Но мне могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплетов и т. д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдет того, кому она нужна. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя.

Как правильно составлять личную библиотеку?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Что касается личной библиотеки, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Свою библиотеку не надо делать слишком большой. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.
Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздерживаться от приобретения таких книг.

Как книги могут повлиять на человека?
Аргумент из романа-антиутопии Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"
Ярким примером, который показывает ценность книг, является роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Главный герой Гай Монтег работает пожарником, но не в привычном для нас понимании: вместо того чтобы тушить пожары, он сжигает дома в которых есть книги. Книги в этом обществве находятся под строжайшим запретом, потому что правительству легче управлять людьми, не обладающими знаниями и свободным умом. Все меняется в жизни Монтега, когда он знакомиться с миром книг: он начинает критически мыслить, у него появляется свое мнение. Так герой превращается в агента сопротивления. В конце романа остается надежда на то, что, возможно, именно он и подобные ему люди изменят жуткую реальность.

Как литература влияет на жизнь человека?

Литература делает человека духовно развитым. В антиутопическом рассказе М. Гелприн рисует читателю страшную картину действительности, в которой литература не смогла ужиться с прогрессом и совсем угасла. Литература была тем, что формировало умы, она определяла внутренний мир человека, его духовность. «Дети растут бездуховными, вот что страшно» - восклицал один из немногих оставшихся учителей литературы Андрей Петрович. Большинство людей не осознавало проблемы. Исключением оказался робот-гувернер, который осознал, что дети растут бездуховными, и втайне от своих хозяев пришел к одному из немногих преподавателей литературы, чтобы научиться основам. Его целью было обучение детей. Робот по имени Максим, соприкоснувшийся с миром литературы, «поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий». В итоге его утилизировали, но его жертва не стала напрасной, он научил Аню и Павлика, детей хозяев, любить литературу. А это означает, что еще не все потеряно.

Что такое литература?
Аргумент из рассказа Майкла Гелприна " ".
Главный герой рассказа « на столе» М. Гелприна, обучая робота Максима, рассуждает о том, что такое литература. «Литература - это не только о чём написано… Это ещё и как написано. Язык… тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты». Другими словами, в литературных произведениях важен не только замысловатый сюжет, но еще и богатство языка, который становится инструментом, пробуждающим жизнь в читателе. Язык – это гармония. Назначение литературы – это воспитание умов, а красота литературного языка помогает добиться этой главной цели.

Как научиться воспринимать красоту художественного слова?
Аргумент из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Искусство слова – самое сложное искусство, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта. Перевести это греческое по происхождению слово можно так – «любовь к слову». Но в действительности филология – шире. В разное время под филологией понимались разные области культуры: именно культуры, а не только науки. Поэтому ответ на вопрос о том, что такое филология может быть дан только путем детального, кропотливого исторического исследования этого понятия, начиная с эпохи Ренессанса.
Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения – наиболее сложной области литературоведения. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной эпохи, эстетических представлений своего времени, истории идей и т. п.
Приведу примеры того, как важно филологическое понимание значения слов. Новое значение возникает из сочетания слов, а иногда и из их простого повторения. Вот несколько строк из стихотворения «В гостях» хорошего советского поэта, и притом простого, доступного – Н. Рубцова:
И все торчит.
В дверях торчит сосед,
Торчат за ним разбуженные тетки,
Торчат слова,
Торчит бутылка водки,
Торчит в окне бессмысленный рассвет!
Опять стекло оконное в дожде,
Опять туманом тянет и ознобом…
Если бы не было в этой строфе двух последних строк, то и повторения «торчит», «торчат» не были полны смысла. Но объяснить эту магию слов может только филолог…
Дело в том, что литература – это не только искусство слова, это искусство преодоления слова, приобретения словом особой «легкости» от того, в какие сочетания входят слова. Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста. Подобно тому как в танце преодолевается тяжесть человеческого тела, в живописи преодолевается однозначность цвета благодаря сочетаниям цветов, в скульптуре преодолеваются обычные словарные значения слова. Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, которых не найдешь в лучших исторических словарях русского языка.
Совершенно ясно, что нельзя заниматься литературой, не будучи хоть немного лингвистом, нельзя быть текстологом, не вдаваясь в потаенный смысл текста, всего текста, а не только отдельных слов текста.
Слова в поэзии означают больше, чем они называют, «знаками» чего они являются. Эти слова всегда наличествуют в поэзии – тогда ли, когда они входят в метафору, в символ или сами ими являются, тогда ли, когда они связаны с реалиями, требующими от читателей некоторых знаний, тогда ли, когда они сопряжены с историческими ассоциациями.
Каждый интеллигентный человек должен быть хотя бы немного филологом. Этого требует культура.
Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем специалистами в области гуманитарных наук? Быть специалистами, профессионалами-гуманитариями я не призываю. Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но… каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.

Какую роль играют книги в нашей жизни?
Аргумент из романа Л. Улицкой "Зеленый шатер"
Книга – это друг человека. С помощью книг дети познают мир, а взрослые возвращаются к своим детским воспоминаниям. В романе Л.Улицкой книга занимает исключительное место в жизни главных героев: Михи, Сани и Ильи. Еще в школе ребята вступают в кружок любителей русской словесности, увлекаются Пушкиным и Толстым, перечитывают письма декабристов и сочиняют свои первые стихи. Любовь к чтению не угасает в них с годами: в студенческие годы они пытаются достать запрещенные книги, бережно передают из рук в руки, переписывают и фотографируют отрывки. Мысли и теории, почерпнутые из книг, становится пищей для долгих ночных разговоров. В них ребята узнают о новых веяниях и «знакомятся» с альтернативной позицией, запрещенной официальной литературой. Можно сказать, что книги определяют их жизнь. Илья становится диссидентом и занимается распространением самиздата, а Миха печатается в запрещенных литературно-политических журналах. В заключительной главе романа уже пожилой Саня, находящийся в эмиграции, идет в гости Иосифу Бродскому, чтобы в последний раз послушать его стихи.

Доктор Старцев, молодой талантливый врач, приезжает в город С., где знакомится с семьёй Туркиных. В начале повествования он бодр, трудолюбив и тянется к прекрасному, поёт романсы, слушает музыку Котика и роман матери семейства. Он понимает, насколько примитивно «искусство» в этом доме. Но ему так удобно в кресле, из кухни доносится запах жареного лука. Жажда комфорта заглушает естественное желание сказать, как плохо играет дочка, как бездарен «роман» Веры Иосифовны. Так духовная лень становится причиной постепенной деградации личности. Несколько лет спустя встретив Екатерину Ивановну, он чувствует, как на мгновение в его душе загорается огонёк душевных переживаний, но вспомнив, как вечерами пересчитывает денежные купюры, огонёк тухнет. Постепенно богатея, разживаясь домами, он становится важным и грубым, напоминает языческого божка, в его жизни остаётся одна страсть - деньги.

2. Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Власть наживы, обогащения лишает человеческого облика Степана Плюшкина, скупого помещика, образ которого олицетворяет полное омертвение человеческой души. Из простой бережливости вырастает громадная страсть к накопительству. Жизнь Плюшкина становится пародией. Чичиков не может узнать в корявой ключнице с прорехой на халате на спине ниже талии, хозяина богатейшего поместья. Он сам питается по домам у своих крестьян, а на хозяйском дворе гниют тонны хлеба, пропадает снедь, которую он и сам не употребляет и крестьянам не даёт. Он разрушил все отношения с родными детьми, обрек их на голодное существование. В итоге, Плюшкин просто потерял человеческий облик.

3. А.С. Пушкин «Пиковая дама»

Главный герой повести – военный инженер Германн. Он постоянно вращается в среде золотой столичной молодёжи, видит, как каждый вечер молодые люди выигрывают и проигрывают сотни, тысячи рублей. Владея отцовским наследством (кстати, очень приличным), он мечтает разбогатеть. Узнав, что бабушка его приятеля Томского знает тайну трёх карт, решает добыть эту тайну любыми средствами. В итоге становится невольным убийцей старой графини, причиной страданий Лизаветы Ивановны, её воспитанницы. Но карты, как полагается, не сделали счастье Германна: старуха в виде пиковой дамы выпала ему в последней ставке, и неудачник проиграл все деньги. Сумасшествие стало карой для него за жажду наживы.

4. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Богатый фабрикант из США, накопив, по его мнению, достаточно денег, решает совершить престижный круиз по Европе. Его деньги не заработаны в том смысле, в каком принято считать, автор иронично пишет: «Он работал не покладая рук, - китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит!» Но вся его жизнь окружена блеском и роскошью. Весь его мир – мир дорогих вещей: они ему давят, жмут, но он с силой запихивает свои ноги в чулки, затем в туфли, изо всех сил пытается закрепить запонку шейную. Он буквально сражается с ней, она его кусает, словно сопротивляется. В итоге, инсульт накрывает господина, не считаясь ни с его богатством, ни с тем пафосом, которым окружил себя в этой жизни. Так заканчивается судьба человека, потратившего все свои силы на стяжательство и накопительство.


Что такое бедность? Что страшнее: духовная бедность или материальная? Может ли человек, не имея за спиной ни гроша, быть по-настоящему богатым?

Эти вопросы возникают при прочтении текста Ивана Александровича Ильина, а также он размышляет о проблеме духовной и материальной бедности. В наше время эта проблема очень часто встречается и привлекает к себе все больше внимания.

Автор считает, что есть два вида бедности: духовная, когда человек беден душой, но при этом может считать себя выше других, и материальная, когда человек может переживать финансовые трудности, но при этом не падать духом и все равно оставаться счастливым.

Я поддерживаю позицию автора. Человек, по природе своей, ненасытен. Он всегда будет желать большего в материальном плане, и если это не остановить, то материальные потребности могут "задавить" духовные. Тогда человек, возможно, обретет богатство, но потеряет свой богатый внутренний мир. Чтобы такого не допустить, следует развиваться в разных планах и не давать волю жадности.

Порой, занимаясь материальными накоплениями человек теряет свою сущность, он может даже потерять свой внешний вид, как например, произошло с персонажем произведения Н.

В. Гоголя "Мёртвые души" - Степаном Плюшкиным. Его фамилия даже стала нарицательной для обозначения болезненной скупости. Он является настоящим примером того, как человек деградирует имея практически все, в материальном плане, но не имея абсолютно ничего в душе.

Типичные и похожие ситуации мы видим и в реальной жизни, но все же остались люди, которые не пали морально и сохранили богатства души. В пример можно привести паралимпийцев. Это люди, которые имея физические недостатки не сломились, не обеднели душой, не опустили руки. И пусть они слабы физически, но морально они могут быть сильнее любого другого человека.

Таким образом, человек, приобретая материальные ценности для развития и благополучия своей жизни, также не должен забывать и про развитие своего внутреннего мира.

Текст из ЕГЭ

(1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать… (4)Читать надоело ещё в незапамятные времена, в театр ещё рано, кататься лень ехать… (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?

- (7)Барышня какая-то пришла! - доложил Егор.

- (8)Вас спрашивает!

- (9)Барышня? Гм… (10)Кто же это?

(11)В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась.
- (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом.
- (14)Я, знаете ли… (15)Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов…

(16)Я… я… дочь надворного советника Пальцева…

- (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!

- (20)Я пришла к вам с просьбой… - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - (21)Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даёте… (23)Я хочу ехать, а у меня… я небогата… (24)Мне от Петербурга до Курска…

- Гм… (25)Так-с… (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?

- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была… (31)Мама, пишут, больна…
- Гм… (32)Вы здесь служите или учитесь?

(33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы…

- (34)Служили… (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико…

(36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка… (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж… (45)А кто он?

- (46)В чиновниках.

- (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск… (49)Говорят, что уже в ста вёрстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы… (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!

(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приёма, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения… (54)Она рассказала, что у неё есть брат-чиновник, кузены-гимназисты… (55)Егор подал чай.

(56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать…

(57)Милостивый государь глядел на неё и ухмылялся… (58)Он уже не чувствовал скуки… - (59)Ваш жених хорош собой? - спросил он. - (60)А как вы с ним сошлись?

(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала… (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов.
- (65)А у вашего отца неплохой почерк… (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе…
:
(68)Но, однако, мне пора… (69)В театре уж началось… (70)Прощайте, Марья Ефимовна!
- (71)Так я могу надеяться? - спросила барышня, поднимаясь.
- (72)На что-с?
- (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет…

- (74)Билет?.. (75)Гм… (76)У меня нет билетов! (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня…

(78)Хе-хе-хе… (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живёт какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семёновна! (82)Очень рад… рад очень…

(83)Барышня оделась и вышла… (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

(По А.П. Чехову)

Введение

В жизни мы часто сталкиваемся с несправедливостью, с пренебрежительным отношением людей, обладающих какой-либо властью над другими. Люди, материально обеспеченные, не понимают бедняков, не считают нужным учитывать их мнение, попросту не воспринимают их как равных. Простые, «маленькие» люди становятся предметом насмешек и оскорблений со стороны власть имущих.

Комментарий

В представленном тексте поднимается тема взаимоотношений людей различных сословий – молодой бедной девушки, просящей денег, и скучающего «милостивого государя», не знающего, чем же занять себя в предстоящий день.

Девушке нужно срочно ехать домой, и она, услышав где-то, что барин раздает бесплатные билеты всем нуждающимся, пришла к нему за помощью. Тот выпытывает все подробности ее личной жизни, причины, по которым она так спешит в Курск. «Барышня», по наивности своей, делится надеждами и мечтаниями, радуясь столь теплому приему. Однако в конце концов выясняется, что она ошиблась подъездом, а «милостивый государь» всего лишь от скуки разговаривал с ней.

Вместо того, чтобы как-то помочь собеседнице, он уезжает прочь. Она выступала в роли своеобразной игрушки для банковского работника, и его нисколько не беспокоит ее дальнейшая судьба.

Вскоре девушка узнает, что железнодорожника из соседнего подъезда уже нет дома. Так она остается у разбитого корыта.

Тема, проблема, идея

В русской литературе тема маленького человека стала классической. Об этом много размышляли писатели-сатирики, обличающие несовершенства общественного устройства нашей Родины. Не исключением стал и А.П. Чехов, который много думал об общественном порядке, рассматривал вблизи множество типичных для своего времени образов – чиновников различных рангов, помещиков, крестьян, бедняков, нищих.

В тексте поставлена проблема социального неравенства, другими словами, проблема маленького человека.

Авторская позиция

Чехов явно негативно относится к «милостивому государю». Это видно уже из первой фразы текста, рассказывающей о «сытой, лоснящейся физиономии». Девушка же, напротив, вызывает у автора сочувствие. Описания ее приятны, без карикатурности: «хорошенькая брюнетка», «теребя дрожащими руками свои пуговицы». Можно сказать, что Чехов стоит на стороне «маленьких людей», боящихся всего в жизни, и осуждает бесчеловечность высших кругов.

Своя позиция

Очень хочется согласиться с автором, так как, зная все жизненные сложности молодой брюнетки, банковский работник мог хотя бы денег ей дать, если уж не получалось с билетом. В том и беда, что люди богатые во всем ищут выгоду только для себя, а окружающее их не беспокоит. Они словно мертвы внутренне. Чехов, на мой взгляд, поднимая эту проблему, хочет всколыхнуть общество, заставить людей высоко ранга взглянуть на себя со стороны.

Аргументы и примеры

В литературе неоднократно поднималась тема социального неравенства, отношений бедняков с богачами, людей бесправных с людьми высокого положения.

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» представляет галерею людей, находящихся за гранью бедности. Основное сюжетное действие завязывается как раз в столкновении бедного студента и старухи-процентщицы, наживающейся на несчастьях других бедняков.

Нищета доводит Раскольникова до мыслей об убийстве. Этим действием он словно пытается сам себе доказать, что он не простой «маленький человек», который ни на что не способен повлиять, а «имеющий право» — вершащий судьбы людей.

Я думаю, что столь ужасный поступок Раскольникова вызван изначально его желанием избавить окружающих людей от социальной несправедливости в лице бабки-процентщицы.

Много примеров и в реальной жизни. По статистике больше половины населения России существует в очень тяжелых жизненных условиях, часто без работы, без денег и, собственно, без прав. Вспомните, сколько бездомных людей прошедшей зимой замерзло на улице, сколько больных бабушек и дедушек живут на свалках. Самое страшное, что им очень сложно выбраться из нищеты, потому что остальные не уважают их, считают людьми без будущего.

Заключение

К несчастью, пока люди в обществе делятся на бедных и богатых, пока процветает социальное неравенство, в нашем социуме найдется место черствости, безнравственности, равнодушию. Однако хотелось бы верить, что люди станут добрее и терпимее друг к другу, ведь все мы равны перед Богом!



Творчество и игры