Произведения о войне мужество и героизм. Героизм что такое героизм героизм

В душе русского народа ВОВ живет как урок беспримерной стойкости, преданности своему Отечеству. Поэтому литература возвращается и будет возвращаться к этой неисчерпаемой теме, чтобы вновь раскрыть секреты нашей победы, объяснить «русское чудо», показать как перед лицом страшной опасности в людях раскрываются самые высокие душевные качества.

Литература о ВОВ огромна: романы- эпопеи « Жизнь и судьба Василия Гросмана», «Война Ивана Стаднюка», трилогия Константина Симонова, повести и романы Юрия Бондарева(«Батальон», «Горячий снег», «Выбор»), повести Григория Бакланова, художественно- документальный роман Алеся Адамовича и Даниила Гранина «Блокадная книга», «А зори здесь тихие», «В списках не значился» Бориса Васильева и многие другие.

И во всех произведениях о войне разными художественными средствами решаются вечные проблемы жизни и смерти, мужества и героизма, трусости и предательства, любви и дружбы. Тема войны по истине неисчерпаема, и чем дальше от нас отходят те страшные и героические дни, тем все больше новых фактов мы узнаем. И старые, известные события трактуются по – новому.

Война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем.

Великая Отечественная война оказала на общественное сознание огромное влияние. Влияние это было неоднозначным. С одной стороны, великая победа в жестокой войне воспринималась как свидетельство нерушимости идей социализма и коммунизма, верности избранного пути, мудрости вождя и превосходство советского строя. С другой стороны, чувство ответственности за судьбу родины, раскрепощение и свобода перед лицом опасности и смерти позволили посмотреть правде в глаза и увидеть, что не все так хорошо и справедливо в стране.

Годы Великой Отечественной войны - это годы тяжелых испытаний для нашей страны. Великая Отечественная война оставила множество шрамов в душах людей, как прошедших через нее, так и родившихся после. Нет семьи, которая не потеряла бы мужа, брата, сына.

Вряд ли можно это измерить, нет на свете тех слов, которыми бы можно было это оценить. Как можно описать, измерить подвиг женщины, воевавшей вместе с мужчинами, девчонок и мальчишек, умирающих во имя победы, во имя будущей жизни? И сейчас сколько ветеранов не могут уснуть по ночам, вспоминая годы войны, заново теряя своих друзей, близких, родных. В литературе тема Великой Отечественной войны - одна из самых распространенных тем.

Много писателей обращалось к ней не один раз. Бондарев, Некрасов, Васильев, Быков Симонов и многие другие писатели о Великой Отечественной войне для того, чтобы нам, ради которых совершались воистину героические подвиги, уже никогда не забыть об этой войне.

Например в романе Ю.Бондарева “Горячий снег” показан маленький эпизод, часть Сталинградской битвы. Он описывает группу людей разных характеров, с различной жизнью до войны. И поступки этих людей, поставленных в крайние, нечеловеческие условия, столь же различны в экстремальной ситуации, сколь различны и они сами. Но все эти люди (от комбата Дроздовского до лейтенанта Кузнецова, медсестры Зои, простого рядового) - простая боевая единица, винтик в машине, выполняющей свою маленькую, но незаменимую роль. Всем своим произведением автор утверждает, что все просчеты высшего руководства солдат закрыл на этой войне своим героизмом, свои телом. Вспомним, как люди лейтенанта Кузнецова вгрызались в мерзлую землю, не имея нужного снаряжения, а затем, усталые, измученные, героически отражали танковую атаку. Разве прочтя эти строки, можно когда-нибудь забыть о чудовищности и героизме этой войны?Разве можно захотеть воевать снова?

Та же тема затрагивается и в произведении Некрасова “В окопах Сталинграда”. Автор ведет рассказ от имени главного героя Юрия Серженцова.В повести затрагиваются такие нравственные вопросы, как вопрос о причинах того, почему многие люди становились предателями. Главное в повести - это вопрос о том, что нашим люди порой из-за без ответственного, даже, можно сказать, преступного, отношения начальства приходилось сражаться порой без еды, без оружия и медикаментов. Я удивляюсь, как можно было не то что воевать, а даже просто выжить в таких условиях. Во всех произведениях о войне мы видим подвиги, видим смерти благороднейших, честнейших людей. Они отдавали свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили.

Какая же огромная ответственность лежит на каждом из нас перед ними. Почему он, чистый, прекрасный душой, должен был отдавать жизнь, чтобы жил негодяй, склочник, хулиган, вор, убийца? Это неправильно! Вечная память и благодарность павшим - это не только цветы на могилах, красивые речи на праздниках в их честь, это прежде всего стремление каждого из нас стать лучше, а следовательно, и мир станет лучше и чище. Я думаю, что цель литературы, что значение произведений о Великой Отечественной войне, что итог нашей памяти о павших и живых в эти годы - это и есть стремление каждого человека быть достойным тех подвигов и не повторять таких же страшных событий, как война. Если бы наши политики хорошо изучали в школе литературу и историю, то, я убеждена, наши мальчики не гибли бы в Чечне, не было бы ни Афганистана, ни атомного оружия, не было бы никогда никаких войн.

Тема героизма в русской литературе если не самая популярная, то, как минимум, является одной из ведущих тем. Наверное потому, что Россия за всю свою историю провела в войнах порядка пятисот лет и писатели не могли не освятить тему героизма на войне. А может потому, что издревле русский человек был склонен к героическим, смелым поступкам. Рассуждать о теме героизма я хотел бы на примере двух известных русских произведений: рассказ М. Шолохова "Судьба человека" и произведение М. Горького "Старуха Изергиль".

Почему выбор пал именно на эти две книги? Потому что в обеих книгах поднимается тема героизма, но героизма разного: на войне и в обществе. Начнем с рассказа "Судьба человека" и сразу обратимся к главному персонажу Андрею Соколову.

Ведь именно через его образ раскрыта проблема героизма. Он попал на войну и практически сразу попал в плен. Вспомним сцену, как его забрали немецкие солдаты: он был сильно ранен и видел приближающихся к нему немецких солдат. Но он не струсил, не подался в бега, а гордо привстал и был готов принять свою смерть. Заметьте, он не боялся, а был готов к ней. Разве это не героизм? Попав в плен, он думал лишь об одном: сбежать из тюрьмы и вернуться на Родину. В первый раз побег был неудачным. И он опять был близок к смерти, но не боялся ее. Он лишь прикрыл лицо руками, чтобы собаки не растерзали. Этот человек для вас еще не герой? Момент, который меня впечатлил больше всего, это диалог с немецким командиром. За неподобающие слова, Соколов был приговорен к расстрелу, но перед этим его вызвали на беседу к генералу. Ни одной частичкой своего тела Андрей не испугался, а лишь сохранял свою гордость. Ему прямо говорят о том, что его поведут на расстрел, а Соколов с ухмылкой пьет за свою смерть! За такую смелость немецкий командир отменил его казнь, потому что, я считаю, просто испугался расстреливать такого морально сильного человека. Таким образом, мы понимаем, что тема героизма в данном рассказе раскрыта через образ Андрея Соколова, который за все годы ужасной войны ни разу не потерял свою гордость и свое достоинство, и ни в одной, даже самой жуткой ситуации, не струсил и не потерял хватку. Это, я считаю, и есть героизм!

Но не только лишь на войне встречаются люди герои и не все они закаленные и мужественные, как Андрей Соколов. Встречаются в русской литературе примеры героев-романтиков. Например, Данко - герой произведения М. Горького "Старуха Изергиль". Героизм его заключается в его безграничной смелости и упорстве. В милосердии и доброте к черствым и трусливым людям. Данко единственный набрался храбрости и решился повести своих односельчан через лес к новой земле, чтобы спастись. Но во время похода их настигла страшная гроза и люди просто испугались, струсили! Они бесцеремонно набросились на Данко. Еще бы чуть-чуть, и они бы растерзали его. Пейзаж в данный момент олицетворяет то напряжение, которое было между людьми и Данко. Но он вырвал свое отважное сердце и осветил людям путь из леса. И свалился замертво. Он пожертвовал собой ради других! А люди просто взяли и равнодушно раздавили его сердце, искры которого будут вечно пылать над долиной и напоминать о безграничной смелости и милосердии главного персонажа. Данко - олицетворение настоящего героя в русской литературе!

Таким образом, мы понимаем, что тема героизма в русской литературе рассматривалась с разных сторон: героизм на войне и героизм людей-романтиков во имя высшей цели!

Подошел к концу учебный год. Для учеников 11 классов настала пора экзаменов. Как известно, для того чтобы получить школьный аттестат, необходимо сдать два основных экзамена: по математике и русскому языку. Но и еще несколько предметов на выбор.

Нюансы сочинения по русскому языку на ЕГЭ

Чтобы получить максимальные баллы за сдачу, необходимо грамотно написать сочинение, то есть третью часть. В части "C" тем для сочинений много. Организаторы экзамена предлагают письменные работы о дружбе, любви, детстве, материнстве, науке, долге, чести и так далее. Одна из самых сложных тем - проблема мужества и стойкости. Аргументы к ней вы найдете в нашей статье. Но это ещё не всё. Вашему вниманию также предлагается план, по которому необходимо писать сочинение на экзамене по русскому языку в 11 классе.

Много авторов писало о войне. Только, к сожалению, эти произведения, как и многие другие, не задерживаются в памяти детей. Мы предлагаем вспомнить самые яркие произведения, в которых можно найти примеры мужества и подвига.

План выпускного сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Проверяющие педагоги выставляют большое количество баллов за сочинение, которое имеет правильную композицию. Если вы воспользуетесь нашим планом по написанию текста по проблеме мужества, учителя высоко оценят ваш труд. Но не забывайте о грамотности.

Помните, что сочинение по русскому языку на едином государственном экзамене значительно отличается от письменных работ по обществознанию, истории и литературе. Оно должно быть композиционно правильно оформлено.

А мы с вами переходим к плану будущего сочинения по проблеме мужества и стойкости. Аргументы будут приведены ниже.

1. Введение. Как вы думаете, зачем оно нужно? Всё дело в том, что выпускнику необходимо подвести проверяющего к основной проблеме, которая рассматривается в тексте. Как правило, это маленький абзац, состоящий из 3-5 предложений по теме.

2. Постановка проблемы. В этой части выпускник пишет о том, что выявил проблему. Внимание! Когда вы будете ее указывать, то внимательно подумайте и найдите в тексте аргументы (во фрагменте их около 3).

3. Комментарий выпускника. В данном пункте обучающийся объясняет читателю проблему прочитанного текста, а также характеризует ее. Объем данного пункта - не более 7 предложений.

5. Собственная точка зрения. В этом пункте ученик должен написать - согласен ли он с автором текста или нет. В любом случае, свой ответ нужно обосновать, в нашем случае по проблеме мужества и стойкости. Аргументы приводятся в следующем абзаце.

6. Доказательства из художественных произведений или аргументы из жизни. Большинство учителей настаивают на том, чтобы выпускники приводили 2-3 аргумента из произведений художественной литературы.

7. Заключение. Как правило, состоит из 3-х предложений. В данном пункте задача выпускника состоит в том, чтобы он сделал вывод всему сказанному выше, то есть подвёл некий итог. Заключение будет звучать эффектнее, если вы завершите сочинение риторическим вопросом.

Многие экзаменуемые отмечают, что сложнее всего им даётся пункт аргументирования. Поэтому мы подобрали для вас примеры мужества в литературе.

Михаил Шолохов. Повесть «Судьба человека»

Проявить стойкость можно и в плену. Советский солдат Андрей Соколов попадает в плен. Затем он оказывается в лагере смертников. Однажды вечером его вызывает комендант лагеря и предлагает ему поднять стакан водки за победу фашистского оружия. Соколов отказывается это делать. Среди них был пьяный Мюллер. Он предлагает пленнику выпить за собственную погибель.

Андрей согласился, взял стакан и тут же его выпил, при этом не закусив. Тяжело выдохнув, он сказал: «Распишите меня». Компания пьяных немецких офицеров оценила мужество и стойкость. Аргумент №1 для вашего сочинения готов. Надо отметить, что данная повесть закончилась для пленного солдата Соколова успешно.

Лев Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

Рассматривалась не только в литературе второй половины ХХ века, но и веком раньше. Когда на уроках литературы мы читали данный роман, то невольно становились свидетелями мужества и стойкости русских людей. Лев Толстой писал, что во время боя командование не указывало солдатам что делать. Всё шло само собой. Раненых солдат доставляли в пункты медицинской помощи, тела убитых относили за линию фронта, а ряды бойцов снова смыкались.

Мы видим, что люди не хотели прощаться с жизнью. Но они преодолевали страх, сохраняли боевой дух под летящими пулями. Именно в этом и проявлялись мужество и стойкость. Аргумент №2 готов.

Борис Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»

Продолжаем рассматривать На этот раз урок мужества читателям продемонстрирует храбрая девушка в годы Великой Отечественной войны. В данной повести Борис Васильев пишет об отряде девушек, которые погибли, но всё равно сумели победить, потому что не пропустили ни одного вражеского воина на родную землю. Эта победа состоялась, потому что они беззаветно и искренне любили Родину.

Комелькова Евгения - героиня повести. Юная, сильная и мужественная девушка из бойцов повести. С ее именем связаны комические и драматические эпизоды. В ее характере проявляются черты доброжелательности и оптимизма, жизнерадостности и уверенности. Но самая главная черта - это ненависть к врагу. Именно она привлекает внимание читателей, вызывает у них восхищение. Только у Жени хватило смелости вызвать на себя вражеский огонь для того, чтобы отвести смертельную угрозу от раненой Риты и Федота. Такой урок мужества сможет забыть не каждый.

Борис Полевой. "Повесть о настоящем человеке"

Вашему вниманию представляем ещё одно яркое произведение, повествующее о Великой Отечественной войне, героизме и твердости характера советского летчика Маресьева.

Вообще в арсенале Бориса Полевого много произведений, где автором рассматривается проблема мужества и стойкости.

Аргументы к сочинению:

В данной повести автор пишет о советском пилоте Маресьеве. Так случилось, что он выжил после авиакатастрофы, но остался без ног. Это не помешало ему вернуться к жизни. Мужчина встал на протезы. Маресьев снова вернулся к делу всей своей жизни - к полетам.

Мы с вами рассмотрели проблему мужества и стойкости. Аргументы мы привели. Удачи на экзамене!

На протяжении всей истории человечества, люди воевали друг с другом. Эти сражения часто воспламеняли юношеские сердца, дети с горящими глазами были готовы помогать своей стране, несмотря на страх и усталость. Именно проблему детского героизма на войне поднимает А.П.Гайдар в приведенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, писатель показывает пятнадцатилетнего Якова, который ищет любые боеприпасы, чтобы помочь партизанам. Для него это важно, потому что так мальчик будет знать, что он «не путался под ногами, не сидел сложа руки». Мальчик с горящем сердцем хочет помочь своей стране в борьбе с ненавистным фашизмом, и ради этого Яков готов врать, недоговаривать и рисковать своей жизнью: «И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, уверток...»

Гайдар говорит, что дети так же пострадали от войны, как и взрослые. Но при этом они куда острее воспринимают события Великой Отечественной войны. Эти дети ничуть не меньше взрослых переживают за свою страну и готовы трудиться, чтобы помочь ей в это нелегкое время: «И повсюду я видел у них (детей) огромную жажду дела, работы и... подвига...»

Писатель не выражает свою позицию прямо, но весь текст пронизан мыслью, что победа пришла благодаря не только взрослым, но и детям, которые были готовы забыть о собственных желаниях ради благополучия родной страны.

В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним произведение В.П.Катаева «Сын полка». В нем рассказывается о мальчике по имени Ваня Солнцев, который лишился семьи и живет теперь на линии фронта с солдатами. В один из дней Ваня пошел с разведчиками в лес, где они должны были

перед боем разведать расположение немецких резервов и найти хорошие позиции для огневых взводов. Солнцев во время операции попал в плен к фашистам, но не предал своих и не рассказал о планах русских солдат. Таким образом Ваня Солнцев сохранил секретность операции, подвергнув свою жизнь риску.

Следующий литературный пример является еще одним аргументом. Произведение Е. Еврейской «Три девочки» рассказывает читателю о трудной жизни детей в тылу во время войны. Три девочки - это школьницы Наташа, Катя и Люся. Перестав ходить в школу - ее разбомбило, - девочки учатся другим вещам. Они умеют тушить зажигательные бомбы, отличать шум двигателей советских и вражеских самолетов и радоваться черствому хлебу. Эта повесть о жизни в тылу - пережить самые трудные моменты жителям квартиры помогает забота друг о друге.

Подводя итог, можно сказать, что дети, действительно, часто помогали стране пережить тяжелые времена. Они трудились в тылу, защищали друг друга, заботились о слабых, они трудились на линии фронта. Дети - истинные герои войны.

В этой статье вам предложены проблемы, найденные в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, и литературные аргументы к ним. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце страницы.

  1. Подлинный и ложный героизм раскрывается перед нами на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир» . Народ несет в себе настоящую любовь к Родине, он грудью ее защищает, умирает за нее в войну, не получая орденов и чинов. Совсем иная картина в высшем свете, который только прикидывается патриотичным, если это модно. Так, князь Василий Курагин ездил и в салон, прославляющий Наполеона, и в салон, выступающий против императора. Также вельможи охотно начинают любить и прославлять отечество, когда это приносит выгоду. Так, Борис Друбецкой пользуется войной ради продвижения в карьере. Именно благодаря народу с его истинным патриотизмом Россия и освободилась от французских захватчиков. А вот ложные его проявления чуть не погубили страну. Как известно, российский император не щадил войска и не хотел оттягивать решающего сражения. Положение спас Кутузов, который с помощью промедления извел французскую армию и сохранил тысячи жизней простых людей.
  2. Героизм проявляется не только на войне. Соне Мармеладовой, героине романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , пришлось стать проституткой, чтобы помочь семье не умереть от голода. Верующая девушка преступила заповеди и пошла на грех ради мачехи и ее детей. Если бы не она и ее самоотверженность, им бы не выжить. Зато Лужин, кричащий на каждом углу о своей добродетели и великодушии, и выставляющий свои начинания героическими (особенно женитьбу на бесприданнице Дуне Раскольниковой), оказывается жалким эгоистом, который готов идти по головам ради своих целей. Разница в том, что героизм Сони спасает людей, а фальшь Лужина губит их.

Героизм на войне

  1. Герой – это не человек без страха, это тот, кто может преодолеть страх и идти в бой ради своих целей и убеждений. Такой герой описан в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» в образе Андрея Соколова. Это вполне обычный человек, который жил как все. Но когда грянул гром, он стал настоящим героем: вез снаряды под обстрелом, потому что нельзя иначе, ведь свои в опасности; перенес плен и концлагерь, никого не предав; вынес смерть близких, возродившись ради судьбы подобранного им сироты Ваньки. Героизм Андрея в том, что он поставил спасение страны главной задачей своей жизни и ради этого боролся до конца.
  2. Сотников , герой одноименной повести В.Быкова , в начале произведения кажется совсем не героическим. Более того, именно он стал причиной своего плена, вместе с ним пострадал и Рыбак. Однако Сотников пытается искупить свою вину, взять все на себя, спасти случайно попавших под следствие женщину и старика. Зато бравый партизан Рыбак трусит и старается лишь спасти свою шкуру, донося на всех. Предатель выживает, но навсегда покрыт кровью невинных страдальцев. А в нескладном и неудачливом Сотникове открывается настоящий герой, достойный уважения и неугасимой исторической памяти. Таким образом, на войне героизм особенно важен, потому что от его проявления зависят другие жизни.

Цель героизма

  1. Рита Осянина, героиня повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» , потеряла любимого мужа в первые дни войны, оставшись с маленьким сыном. Но молодая женщина не смогла остаться в стороне от всеобщего горя, пошла на фронт, надеясь отомстить за мужа и защитить десятки тысяч детей от врага. Настоящим героизмом было пойти на неравный бой с фашистами. Рита, ее подруга по отделению Женя Комелькова и их начальник старшина Васков выступили против отряда нацистов и готовились к смертному бою, и девушки действительно погибли. Но иначе нельзя, за спиной не просто разъезд, за спиной Родина. Таким образом, они пожертвовали собой, спасая отечество.
  2. Иван Кузьмич Миронов, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , проявил героические качества при обороне Белогородской крепости. Он остается стойким и не колеблется, его поддерживает долг чести, воинская присяга. Когда коменданта захватили бунтовщики, Иван Кузьмич остался верен присяге и не признал Пугачева, хотя это грозило смертью. Воинский долг заставил Миронова пойти на подвиг, несмотря на то, что пришлось заплатить за это жизнью. Он пожертвовал собой, чтобы сохранить верность своим убеждениям.
  3. Нравственный подвиг

    1. Остаться человеком, когда прошел через кровь и пули, крайне сложно. Андрей Соколов, герой рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова , не только воевал, но и попал в плен, в концлагерь, бежал, а потом потерял всю семью. Именно семья была для героя путеводной звездой, лишившись ее, он махнул рукой на себя. Однако после войны Соколов встретил мальчика-сироту Ваньку, судьбу которого война также искалечила, и герой не прошел мимо, не предоставил государству или другим людям заботится о сироте, Андрей стал отцом для Ваньки, дав себе и ему шанс на обретение нового смысла жизни. То, что он открыл свое сердце для этого мальчика – нравственный подвиг, который дался ему ничуть не проще, чем отвага в бою или выдержка в лагере.
    2. В ходе военных действий иногда забывается, что враг тоже человек и, скорее всего, послан войной на твою Родину необходимостью. Но еще страшнее, когда война гражданская, когда врагом может оказаться и брат, и друг, и односельчанин. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» , в новых условиях противостояния власти большевиков и власти казачьих атаманов постоянно колебался. Справедливость звала его на сторону первых, и он воевал за красных. Но в одном бою герой увидел бесчеловечный расстрел пленных, безоружных людей. Эта бессмысленная жестокость отвратила героя от его прошлых воззрений. Окончательно запутавшись между сторонами, он сдается победителю, лишь бы увидеть детей. Он понял, что семья для него важнее собственной жизни, важнее принципов и взглядов, ради нее стоит пойти на риск, сдаться, чтобы дети хотя бы увидели своего отца, вечно пропадавшего в сражениях.
    3. Героизм в любви

      1. Проявление героизма возможно не только на поле боя, иногда не меньше его требуется в обычной жизни. Желтков, герой рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» , совершил настоящий подвиг любви, возложив жизнь на ее алтарь. Лишь раз увидев Веру, он жил только ею. Когда муж и брат любимой запретили Желткову даже писать ей, он не смог жить и покончил с собой. Но даже смерть он принял со словами к Вере: «Да светится имя твое». Он совершил этот поступок ради того, чтобы возлюбленная обрела покой. Это – настоящий подвиг ради любви.
      2. Героизм матери отражен в рассказе Л.Улицкой «Дочь Бухары» . Аля, главная героиня, родила дочь Милочку с синдромом Дауна. Женщина посвятила всю жизнь воспитанию дочери с редчайшим тогда диагнозом. Муж оставил ее, приходилось не только ухаживать за дочерью, но и работать медсестрой. А позже мать заболела, не лечилась, а устраивала Милочку получше: работа в мастерской по склейке конвертов, замужество, образование в спецшколе. Сделав все, что можно было, Аля уехала умирать. Героизм матери каждодневный, незаметный, но не менее важный.


Творчество и игры