Разучиваем простые мелодии. С устройством флейты разобрались и теперь

Свирель ученическая применяется для обучения музыке в школах. Занятия на сайте составлены по «Научно-методическому руководству игры на свирели» доктора искусствоведения Марины Львовны Космовской. Обучение музыке испокон времен начиналось с практики — пения и игры на простейший свистящих-звучащих музыкальных инструментах: гудочках, дудочках, свирелях. Шестидырочная свирель ученическая на сегодняшний день самый доступный духовой музыкальный инструмент для массового обучения музыке.

Приобрести инструмент можно по контактам справа —>

Легкость и простота игры на этой дудочке позволяет освоить её даже четырехлетнему ребенку. Поэтому, если хотите быстро получить результат в обучении музыкой, используйте её. В дальнейшем на сайте будем называть эту дудочку свирелью ученической, чтобы выделить её из всего разнообразия народных духовых инструментов. Подробную информацию о других народных духовых инструментах можно найти в разделе сайта .

Обучение игре на свирели ученической разделим на две ступени:

  • первая ступень — — уроки с 1 по 5
  • вторая ступень для продвинутых — уроки с 6 по 9

Желательно проходить все уроки последовательно и выполнять задания для закрепления знаний/умений и активно участвовать в обсуждении каждого урока. Так вы ещё лучше научитесь играть на свирели. Если заниматься будет ребенок, пусть взрослые помогут ему.

По мнению специалистов игра на свирели ученической способствует:

  • интенсивному развитию музыкальных задатков (координация слуха и голоса и отработка исполнительского дыхания),
  • осознанию собственных творческих возможностей и значимости в мире искусства звуков,
  • а также оздоровлению организма (гипервентиляция легких и мозга).

Свирель ученическая. Плюсы и минусы инструмента

Из плюсов отметим:

  • качественный пластик;
  • очень легкий инструмент и в прямом смысле и по легкости обучения игре на нем: чем меньше отверстий, тем легче запомнить какие и когда закрывать-открывать;
  • замечательный учебник, разработанный высококвалифицированным педагогом ученым искусствоведом.

Из минусов: простота конструкции определяет небольшой диапазон инструмента и, мягко скажем, не самый качественный звук. В общем-то, звук такой свирели ученической это граница ниже которой уже не следует опускаться. Ниже нет музыки … и там можно получить «музыкальную травму».

Выступление школьного ансамбля на свирелях ученических:

Свирель ученическая. Об авторе методики обучения

Марина Львовна Космовская.

Курский Государственный Университет.
Заведующая Кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства.
Доктор искусствоведения. Профессор.

Преподаваемые дисциплины:

  • Актуальные проблемы музыкознания и музыкального образования
  • Инструментальное музицирование на свирели
  • История музыки (зарубежной, отечественной)
  • История зарубежной музыки
  • История отечественной музыки
  • История русской музыки
  • Источниковедение музыкальной культуры
  • Методология и методы научного исследования
  • Музыка внеевропейских цивилизаций
  • Музыка и современность
  • Музыка разных стран и народов
  • Музыкальная историография
  • Музыкальная критика
  • Слушание музыки
  • Теория музыки в нотных редакторах

Пройдите все девять уроков обучения игре на свирели ученической на этом сайте.
Для более быстрого и качественного обучения рекомендуем использовать компьютерную программу «Свирелька», которая покажет ноты разучиваемой мелодии, проиграет мелодию в удобном вам темпе и отобразит аппликатуру (состояние отверстий: открыто/закрыто) свирели, чтобы вы сразу могли понять, что и как у вас должно получиться при игре:

bgcolor="#fffffcc">

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Облегченная "Свирелька"

только для свирели ученической

Проверьте как написан Ваш e-mail,
чтобы "Свирелька" к Вам точно дошла!

У Свирельки есть специальная облегченная версия, которая предназначена для маленьких пользователей и сделана так, чтобы разные настройки не отвлекали от обучения. В облегченной версии оставлен только русский интерфейс и один инструмент — свирель ученическая 6-тидырочная. Именно для этой свирели предназначены уроки игры по материалам «Научно-методического руководства игры на свирели» Марины Львовны Космовской. В дальнейшем, если захотите продолжить обучение на других флейтах, программу «Свирелька» можно будет обновить до полной версии.

И ещё, если есть возможность, начинайте обучение музыке с другой флейты. Например, с блокфлейты. Блокфлейта сопрано не намного сложнее, чем свирель ученическая, но заметно качественнее и на годы перспективнее. Впрочем, если в школе предлагают занятия на свирели ученической, так тому и быть. Для обучения музыке на начальном этапе свирель ученическая вполне приемлемый вариант.

Споры о свирели, очевидно, не закончатся никогда. Вот одно из мнений опубликованное в Сети о пластмассовой свирели . Мое мнение: даже самое маленькое действие лучше самых длинных разговоров. Хотите учиться музыке? Учитесь! Хоть и на свирели с шестью дырочками… Результат будет лучше, чем если только языком ля-ля-ля.

Даже, если в будущем человек никогда не будет заниматься музыкой, он навсегда запомнит свои упражнения с этой простенькой пластмассовой дудочкой. И будет благодарен учителям, что такие занятия в его жизни были.

Все занятия, представленные на сайти, совершенно бесплатны. Поэтому просьба — поделитесь с друзьями возможностью заниматься игрой на свирели и поддержите проект:

Напишите в комментариях, чего вы хотите достичь начиная обучение игре на свирели.

Перед тем, как рассказать, что такое игра на блокфлейте позвольте несколько простых и, в тоже время, очень важных рекомендаций. Рекомендации эти касаются методов игры на любой продольной свистковой флейте.

Ведь, ? Это обыкновенная дудочка. Музыканты их называют так: продольная свистковая флейта из группы деревянных духовых. Такие дудки издавна известны многим, а может и всем, народам мира. К ним относятся, например, свирель и сопилка, а также многие другие музыкальные инструменты, принцип игры на которых одинаков. Между прочим, игра на блокфлейте становится очень модной, потому, что это легко и увлекательно, и ещё очень красиво.

Свирели популярны и сейчас

Итак, научиться достаточно просто. Даже без специального музыкального образования за несколько занятий можно начать играть на такой дудочке. Что надо знать, приступая к занятиям?

При игре на продольных флейтах есть несколько простых правил, которые пригодятся вам независимо от того будете вы играть на блокфлейте, или играть на свирели, или играть на сопилке.

Постановка тела для игры на блокфлейте

1. Учиться играть на блокфлейте лучше стоя. Но можно и сидя. Никто не запрещает. Держите блокфлейту под углом примерно 45 градусов, как показано на рисунке. В этом случае звук от инструмента будет направлен прямо на слушателя. Поэтому количество градусов можете не запоминать, главное чтобы свистковое отверстие было направлено на слушателя, а не в потолок или в пол.

так держать блокфлейту правильно

2. Голову держите прямо и чуть приподнято. Нельзя зажимать горло! Все-таки, блокфлейта это духовой инструмент и вам придется в неё дуть… Запрокидывать голову тоже не следует. Устанете. Да и глаза пялить в ноты с запрокинутой головой это ещё то занятие… В общем, как вы уже начинаете понимать, при игре на блокфлейте, главное, это удобство музыканта. Вам должно быть комфортно и приятно играть . Ведь, своему любимому занятию вы будете посвящать свое время.

Если поняли как держать голову, при игре на духовых инструментах, поставьте лайк:

Как держать кончик свистка губами при игре на блокфлейте

3. Сейчас поднесите блокфлейту ко рту. Плотно обхватите губами кончик свистка. Кончик свистка блокфлейты похож на клюв. Так его иногда и называют. Так вот, обхватите губами клюв блокфлейты. Правильно сделать это так: нижнюю часть клюва кладем на середину нижней губы и накрываем верхнюю часть клюва верхней губой.

Кончик клюва должен быть достаточно близко к зубам, но не касаться их. Делайте это без напряжения, чтобы вы могли свободно вдыхать и выдыхать воздух ртом. Вдох через уголки губ чуть растянув губы в улыбке. По поводу вдыхания воздуха через нос при игре на блок-флейте разные авторы дают разные рекомендации. Некоторые авторы допускают такой вдох, другие категорически против. В любом случае, основной вдох делается через уголки губ.

В зависимости от мелодии вдох может быть быстрым или медленным, но всегда глубоким. Одновременно, не старайтесь набрать воздуха «полную грудь» — это затруднит выдох, ускорит его и ухудшит звучание блокфлейты. Положение клюва во рту должно быть таким: кончик клюва не касается зубов

4. Пока никаких отверстий на блокфлейте не закрывайте. Плавно извлеките из блокфлейты звук произнеся слово «ту». Некоторые произносят слово «та». На самом деле, все равно, что вы будете «произносить». Главное здесь, — произносить «ту» без голоса, соблюдая артикуляцию для «т». Язык следует отводить назад, чтобы освободить проход для воздуха. Никогда не извлекайте звук, просто выдыхая воздух. Помните об участии языка при звукоизвлечении. Язык закрывает и открывает поток воздуха. Звук вы должны прекращать языком. Звук не должен прекращаться сам по себе, например, когда закончился воздух для выдоха.

Извлекаем первые звуки

5. Потренируйтесь извлекать звук плавно без рывков и срывов. Вдувать воздух в блокфлейту следует спокойно, плавно, ровно, полным потоком как при пении. От скорости струи воздуха зависит звук блокфлейты. Медленно меняйте силу воздушной струи. Не выдыхайте весь воздух из легких, так как это затруднит дыхание из-за чего вы быстро утомитесь и качество звучания блокфлейты будет плохим.

Извлеките подряд несколько звуков «ту, ту, ту, ту». Звучание каждого «ту» прекращайте закрытием языком отверстия блокфлейты. На этом этапе постарайтесь понять как меняется звучание блок-флейты в зависимости от того с какой силой вы дуете. Почувствуйте, когда блокфлейта начинает звучать, а когда просто издает противный свист. Не делайте резких «вдувов», будто вы разгневанный футбольный судья.

Флейта это ваша подруга и вам лучше поскорее привыкнуть друг к другу. Некоторые флейтисты уверяют, что они сразу чувствуют, если вдруг на их блокфлейте поиграет посторонний. Как извлекать ноты и играть мелодии на блок флейте подробно рассказано на страницах этого самоучителя игры на блокфлейте, а сейчас ещё одно важное общее правило при игре на блокфлейте:

Блокфлейта это индивидуальный инструмент. Поэтому самоучитель «Игра на блокфлейте» рекомендует: вымойте руки и, при возможности, почистите зубы перед игрой. И вам будет приятно и блокфлейте полезно… Содержите свою блокфлейту в чистоте. Протирайте её снаружи мягкой тканью. Внутри блокфлейту протирайте специальной щеткой или тканью на палочке-протирке. Некоторые духовые инструменты, например деревянные, требуют дополнительного ухода в виде смазки. Пластмассовые инструменты можно мыть, а затем вытереть и просушить. В общем случае, соблюдайте правила ухода за инструментом, рекомендованные его производителем. Серьезные производители музыкальных инструментов кладут при продаже блокфлейты палочку.

Теперь пора правильно взять блокфлейту в руки, чтобы начать играть на блокфлейте. Посмотрите короткое (всего 1 минуту) видео, как играет ребенок. На видео есть крупные планы и хорошо видно как располагать пальцы на отверстиях блокфлейты. Выступление Софии Куренной на международном фестивале-конкурсе «Звездный Олимп»:

На этом первое занятие самоучителя завершено.

После отработки упражнения и усвоения материала на странице Самоучитель игры на блокфлейте переходите ко второму занятию:

Второе занятие:

или ознакомьтесь с историей этого удивительного музыкального инструмента ниже на этой странице.

Немного из истории продольной флейты

Костяной дудочке из рога оленя, найденной археологами возле села Молодове Черновицкой области примерно 20 тысяч лет.

У свистковой флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, в отличие от других духовых инструментов в которых используется язычок. Продольные свистковые флейты включают целое семейство духовых музыкальных инструментов: сопилка, свирель, блокфлейта, дводенцивка, флояра, дудка, вистл это далеко не полный перечень продольных флейт.

Слово «свирель » очень древнее. Оно встречается ещё в древнеславянском языке и существовало даже до разделения этого языка на восточную, западную и южную ветви.

Конструкция этих инструментов настолько проста, что некоторые музыканты играют на собственноручно изготовленных флейтах. Наверное, отсюда родилась пословица «каждый хозяин в свою дуду дудит». Кстати, тот кто играет на флейте обычно называется флейтист. Играющий на сопилке называется сопилкарь. Музыка флейты звучит в разных стилях от народного до самых современных.

Долгое время продольные флейты изготовлялись в основном в диатоническом строе, когда полное открытие и закрытие отверстий приводило к звучанию нот без диезов и бемолей. Для извлечения таких звуков надо было прибегать к дополнительным приемам. Игра на диатонических инструментах чем-то напоминала игру исключительно на белых клавишах фортепиано.

Современная ситуация

В последнее время стали широко распространяться инструменты хроматического строя. Этому, в частности, способствовало изобретение в Украине в семидесятых годах двадцатого столетия Дмитрием Деменчуком десятидырочковой хроматической сопилки. По своим исполнительским и техническим возможностям она стоит значительно выше своих предшественниц.

Несмотря на то, что продольная флейта наиболее приспособлена для самостоятельного виртуозного исполнительства, она становится ведущим мелодийным инструментом в оркестрах и ансамблях народной музыки. И с успехом используется как основной, так и как дополнительный инструмент в музыкально-образовательных заведениях. Используется она, конечно же, и в домашнем музицировании и музыкальном образовании детей.

разные блокфлейты и сопилки

Переходите ко второму занятию.

Флейта для начинающих может показаться каким-то волшебным инструментом, на котором играют только особенные люди. Все гораздо проще. Игра на флейте это всего лишь навык. Но люди, играющие на флейте, действительно особенные, потому что они проявили прилежание и стали музыкантами. Продолжаем обучение игре на флейте для начинающих.

Занятие 3. Флейта для начинающих. Начнем с ноты си первой октавы.

Игра на флейте левой рукой

Нота си первой октавы — самая простая нота:

  • большой палец левой руки нажимает на клавишу си (1), указательный палец нажимает клапан до (2) ;

Возьмите флейту двумя руками, как вы это делали на втором занятии. Закройте пальцами левой руки клапана до и си, а также правым мизинцем нажмите рычаг 10.

Пробуйте извлечь ноту си первой октавы. Выдувайте ноту деташе — с атакой языка (произносите беззвучное «ту»). Как правило эта нота получается сразу. Вы уже достаточно потренировались на первом и втором занятиях извлекать из флейты звук. Поэтому и теперь нота си получится достаточно быстро и легко.

Теперь требуется обратить внимание на чистоту звука .

Нота должна быть чистой и красивой. Для получения красивого тембра соблюдайте следующие рекомендации:

  • губы излишне не напрягайте. Конечно, для управления струей воздуха, губы надо держать в определенной форме, но это должно быть естественным напряжением. Губы должны быть живыми и напряжены ровно на столько, чтобы струя воздуха выдувала звук. Не делайте губы «деревянными» — ни звука не получите и ни играть долго не сможете;
  • растянутость губ также должна быть всего лишь достаточной. Излишняя растянутость не требуется. Игра должна приносить удовольствие, поэтому сразу избавляйтесь от скованности;
  • это же касается и пальцев рук. Пальцы держите свободными. Прикладывайте только такое усилие, которое требуется для закрытия игровых клапанов. Не давите на клапана изо всех сил. Ни к чему это. Только силы потратите и инструмент можете повредить;
  • струя выдуваемого воздуха должна быть ровной и направлена точно в отверстие дульца флейты. При этом, чтобы получилось это самое «точно» подгонять надо дульце под струю. То есть стоя перед зеркалом и выдувая ноту губы должны быть, все-таки, в удобном положении и, при необходимости, можно сдвинуть флейту вправо/влево, чтобы найти правильное положение инструмента для чистого красивого звука. Ловить красоту изменяя губами форму воздушной струи ошибка, потому что замучаетесь ловить. Поэтому найдите правильное положение дульца у губ и всегда держите флейту в этом положении.
К занятию 3 вы уже знаете и умеете достаточно, чтобы теперь начать просто играть на флейте.

Программа, конечно, играть вместо вас на флейте на будет, но даст вам возможность воспользоваться набором нот мелодий для обучения игре на флейте. Кроме того, Свирелька проиграет мелодии в удобном для обучения именно вам темпе и покажет аппликатуру каждой ноты мелодии в реальном времени.

В общем, берите и пользуйтесь:

Свирелька для флейты

Проверьте как написан e-mail, чтобы
Свирелька к Вам точно дошла!

Попробуете сыграть первую мелодию? Всего на одной ноте!
Вот, пожалуйста, припевка «Андрей-воробей, не гоняй голубей!»

Вот так она звучит:

К пальцам нажатым для ноты си добавляется нажатие средним пальцем левой руки на клапан ля (3):

  • большой палец левой руки нажимает на клавишу си (1), указательный палец нажимает клапан до (2), средний палец нажимает клапан ля (3) ;
  • мизинец правой руки нажимает рычаг 10;
  • остальные пальцы находятся на своих клапанах и НЕ нажимают их — клапана остаются открытыми.

Выдуваем ноту деташе — с атакой языка (произносим «ту»). Нота ля не намного сложнее предыдущей ноты си, поэтому и теперь у вас все получится.

Не напрягайте губы и пальцы. Сейчас не требуется длинных нот. Научитесь извлекать чистый красивый тембр и избавьтесь от страхов и излишних напряжений в теле. Стойте ровно, чуть наклонившись вперед, горло свободно (не наклоняйте и не запрокидывайте голову).

Все, о чем говорилось для ноты си про напряженность и растянутость губ, состояние пальцев, воздушную струю, примените и к ноте ля.

Сыграйте мелодию из двух нот (флейта для начинающих):

Звучит мелодия «Ой, весна-весна» на флейте так:

Это еще одна нота по игре похожая не предыдущие.

К пальцам нажатым для ноты ля добавляется нажатие безымянным пальцем левой руки на клапан соль (4):

  • большой палец левой руки нажимает на клавишу си (1), указательный палец нажимает клапан до (2), средний палец нажимает клапан ля (3), безымянный палец нажимает клапан соль (4) ;
  • мизинец правой руки нажимает рычаг 10;
  • остальные пальцы находятся на своих клапанах и НЕ нажимают их — клапана остаются открытыми.

И положение пальцев у ноты соль, и все остальное похоже на предыдущие ноты. Все также выдуваем ноту соль приемом деташе — с атакой языка (произносим «ту»). И по-прежнему учимся играть на флейте без напряжения и ступора в теле. Нота соль получится также легко как и си и ля.

Поздравляем вас! Вы научились играть на флейте левой рукой.

Этого достаточно, чтобы сыграть первое подготовительное упражнение из Школы игры на флейте Н.Платонова. Кажется это лучшая школа, по которой обучают сейчас в музыкальных заведениях.

Если не успеваете (все-таки, это флейта для начинающих ), можно замедлить на обучающей Свирельке темп игры, чтобы вам было комфортно.

Бонус. Играем на флейте ноту до второй октавы.

В завершение занятия 3 разучим еще одну ноту для левой руки. Нота до второй октавы. Это позволит значительно расширить ваш репертуар 🙂

Итак, возьмите флейту как для ноты си первой октавы и отпустите клапан си (1), то есть больше на нажимайте клапан большим пальцем левой руки. Все остальное оставляем нажатым:

  • указательный палец левой руки нажимает клапан до (2) ;
  • мизинец правой руки нажимает рычаг 10;
  • остальные пальцы находятся на своих клапанах и НЕ нажимают их — клапана остаются открытыми.


Играем деташе! Каждую ноту отделяем атакой языка. Звучит нота до второй октавы так:

И теперь вы можете сыграть подготовительное упражнение № 2 Школа игры для флейты Н.Платонова:

Как видите флейта для начинающих вполне доступный инструмент и, если вы продолжите так же настойчиво заниматься, то вскоре сможете играть бегло и уверено.

Для проверки, как вы освоили материал занятия 3 попробуйте самостоятельно сыграть эти ноты:

получиться должно так:

это упражнение поможет вам прочувствовать движение пальцев левой руки.

На первом занятии самоучителя «Блокфлейта для начинающих» мы подробно рассмотрели основы игры на блокфлейте и вы готовы уже схватить свою блокфлейту и задать ей жару. Похвально! И, перед тем как взять блокфлейту в руки, давайте пронумеруем пальцы на руках.

Ничего сверхъестественного делать не будем. Пальцев на руках останется, по-прежнему, десять.
Но номера им дадим как на рисунке:

нумерация пальцев для расположения на дудочке

На сайте «Свирельки» будем придерживаться такой нумерации пальцев потому, что «Свирелька» подходит для обучения игре на разных продольных флейтах. И в игре на этих флейтах участвуют разное количество пальцев. На блокфлейте, например, играют девять пальцев — мизинец левой руки (пятый палец) в игре не участвует. На хроматической сопилке задействованы все десять пальцев. В общем, пальцы мы пронумеровали и теперь берем блокфлейту в руки.

Блокфлейта для начинающих. Расположение рук

Левая рука располагается сверху, правая снизу (если не указано по другому, то берем так все продольные флейты):

руки на блокфлейте

Располагаем пальцы на блокфлейте:

  • Первым пальцем закрываем единственное отверстие снизу блокфлейты.
  • Второй, третий и четвертый пальцы располагаются на трех верхних отверстиях.
  • Пятый палец отдыхает во всякое время, когда вы играете на блокфлейте.
  • Шестой палец поддерживает блокфлейту снизу. Ему, хоть, отверстий и не досталось, но без него блокфлейта имела бы неустойчивое положение или, вообще, выпала бы из рук …
  • Седьмой, восьмой, девятый и десятый пальцы закрывают оставшиеся четыре отверстия блокфлейты.

На некоторых блокфлейтах два нижних отверстия сделаны сдвоенными. То есть, вместо одного отверстия для девятого и десятого пальцев сделаны по два отверстия разного диаметра. Вот и хорошо! Плотно закрываем их все как показано на рисунке:

расположение пальцев на блокфлейте

Обратите внимание на положение локтей. Локти разводим в стороны, не прижимаем, отводим их от туловища, чтобы можно было свободно двигать руками при игре на блокфлейте.

Теперь важная информация для раздела «блокфлейта для начинающих»!

Закрывать отверстия на блокфлейте следует подушечками слегка согнутых пальцев. Не надо ставить пальцы «молоточками» как на клавишах фортепиано. На блокфлейте пальцы распрямлены. Поэтому разогните свои пальцы! И никакого напряжения. Держать пальцы следует свободно. Главное, это полное закрытие отверстия. Если отверстие закрыть пальцем не плотно, в него будет проходить воздух и звук блокфлейты изменится. Это вы услышите немедленно. Кстати, даже, если давить на отверстия блокфлейты изо всей дури, но, при этом отверстия закрыть не полностью, игры не получится. Поэтому перечитайте этот абзац ещё раз и поймите — пальцы держим свободно, чуть сгибаем и «подушечками» плотно закрываем нотные отверстия блокфлейты.

Никакой сложности в закрытии отверстий на дудке нет.

Нужна всего лишь тренировка. Тренировка слаженности дыхания и пальцев. Дыхание плавное, пальцы слегка согнуты (распрямлены) без напряжения плотно закрывают отверстия. В моменты, когда пальцы закрывают или открывают отверстия, дыхание замирает. Иначе ноты будут смазаны. Появится противный шипящий/свистящий звук.

На самом деле, это дольше объяснять. На первом занятии нашего самоучителя было продемонстрировано видео, где можно было увидеть правильное расположение пальцев юной блокфлейтистки. Теперь посмотрите как это делает блокфлейтист — профессионал. Запись смотрите до конца. Она короткая. Все внимание на пальцы блокфлейтиста и на его рот. Смотрите как он располагает пальцы и как от вдыхает воздух на паузах:

Если поняли как правильно ставить пальцы на блокфлейте, поставьте лайк:


Берите в руки дудочку и начинайте практиковаться. С самых простых мелодий. «Свирелька» тут просто незаменима.

И помните, что пальцы на блокфлейте ставят вот так:

пальцы на отверстии блокфлейты

На блокфлейте, на сопилке, на свирели и на других продольных флейтах пальцы ставим так!
Обратите внимание на большие пальцы рук. Если они располагаются на нотных отверстиях блокфлейты, то их тоже ставят прямо (под углом 45 градусов), а не «молоточком». Молоточек на блокфлейте, это всегда брак в игре!

Все, без исключения, профессиональные музыканты играют гаммы. Всегда. И вы так поступайте. Даже, когда вам покажется, что вы само совершенство в игре на блокфлейте, продолжайте играть гаммы. И диатонические и хроматические. Обязательно!

Резюме урока «блокфлейта для начинающих »:
1. Пальцы свободно располагаются подушечками на отверстиях блокфлейты полностью закрывая их.
2. Регулярно (лучше каждый день) играем гаммы, даже, если вам кажется, что блокфлейта для начинающих это пройденных этап. Ноты гамм найдете на сайте «Свирельки».

Для самых нетерпеливых, кто хочет играть на блокфлейте немедленно посмотрите урок от проекта ««Музыка для всех»» из Якутии. На этом уроке показано как держать блокфлейту и извлекать из нее музыкальные звуки.
Урок ведет Лена:


Спасибо Лена! Ждем новых уроков!Просим обратить внимание, что на видео пальцы, которые не закрывают отверстия на блокфлейте сильно подняты над инструментом. Здесь это вполне допустимо, чтобы было лучше видно положение тех пальце, которые участвуют в игре. Вам же, при обучении и в дальнейшем при игре необходимо придерживаться метода — пальцы располагаются над своими отверстиями и лишь немного приподняты над ними.

И ещё, на видео показаны первые ноты на блокфлейте. Это немного опережает наш самоучитель, но вполне допустимо, чтобы вы их пробовали сыграть. Они простые. У вас получится!

Теперь начинаем извлекать из блокфлейты первые звуки.

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Музыкальная пауза.

Пете 4 года. Посмотрите для вдохновения. Блокфлейта для начинающих:

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Блокфлейта для начинающих

Оставьте свой комментарий:

Занятие 2 : 19 комментариев

  1. Наталья

    Здравствуйте, посоветуйте, пожалуйста,модель инструмента для девочки,левша,7 лет,только начинает

  2. Дмитрий

    Хотел бы научиться играть на духовых инструментах, хотя бы на уровне начинающего.
    Не знал как подступиться. Самоучитель для начинающих самое то!

  3. Василий

    А у вас подобная программа для обучения на флейте Пана есть?

  4. Ольга

    Начали пользоваться программой.
    Вообще учится играть ребенок (6 лет), а заодно и я (мама). Играем на блокфлейте сопрано (не барочная) если я ничего не путаю.
    Программа очень понравилась, сначала ребенок играл просто по нотам потом на небольшом темпе включили и исполнение в программе, сейчас оттачиваем мастерство и наращиваем постепенно темп. Очень-очень здорово.

Учимся играть на свирели левой рукой.
В первом уроке звуки записывались цифрами. Сейчас мы познакомимся еще с одной системой записи звуков – нотной.

Вы научились играть по цифровой системе, а теперь добавим еще и нотную запись, которая так же проста. Сыграйте попевки, ориентируясь на цифры над нотным станом:

Надо следить за тем, чтобы отверстия были полностью закрыты и звук был тихим, но без присвиста. На каждый звук как бы проговариваем слог. Этот прием игры называется non legato.
Играем по цифровой и нотной записи.

1. Дождик . Русская народная детская попевка

2. Дождик . Русская народная закличка

3. Лесенка

Для повторения одинаковой мелодии в музыке используют такие знаки:

4. Белка

Предыдущие песни игрались поочередным закрыванием-открыванием отверстий на стволе свирели. Следующие более сложные, требуют большего внимания, так как изменения в мелодии будут проходить скачками, а не поступенно.

5. Вставала ранёшенько . Русская народная песня

Можно ли в этой песне поставить репризу? Вот второй куплет:

Найдите правильный ритм для исполнения следующих куплетов, не меняя общей структуры мелодии:

  • Я медведя испугалася, за ракитов куст бросалася:
  • «Уж ты батюшка, медведушко, задери мою коровушку
  • Задери мою коровушку, развяжи мою головушку».

Реприза в этой песне несколько условная, поскольку слова вызывают ритмические вариации, не меняя мелодическую структуру: следуйте при исполнении словам так, как это делается при исполнении русских народных песен.

6. Солнышко . Русская народная закличка

7. Уж, как зоренька-заря . Русская народная песня-считалка

8. Звоны . Украинская народная песня

9. Серые гуси . Детская песенка

bgcolor="#fffffcc">

Заказать облегченную версию Свирельки, которая содержит всё для обучения игре
на инструменте свирель ученическая шестидырочная можно в форме ниже

Облегченная "Свирелька"

только для свирели ученической

Проверьте как написан Ваш e-mail,
чтобы "Свирелька" к Вам точно дошла!

Вопросы для закрепления материалов урока

1. Что такое legato?
2. Сыграйте non legato:


Придумайте слова к этой мелодии и подпишите их.
По правилам записи мелодии со словами, этот ритм должен выглядеть следующим образом:

В чем разница?
Как вы думаете, почему именно так записываются инструментальные мелодии, а со словами – иначе?
3. Определите мелодию. С какими словами она поется? Сыграйте ее в характере песни:

4. Используя мелодические обороты урока, придумайте мелодию к пословице и запишите ритм над словами:
НЕ ХВАЛИ СЕБЯ – ЕСТЬ УМНЕЙ ТЕБЯ.
5. Сочините и запишите ритм и мелодию к загадке:

(Отгадка – голова человека)
6. Запишите попевку «Василек» по цифровой системе для инструментального исполнения:

7. Запишите русскую народную песню «Как под горкой под горой» по цифровой системе для инструментального исполнения:

Урок игры на свирели № 2 завершен

Свои вопросы, замечания и предложения оставьте в комментариях внизу страницы



Творчество и игры