Роль и значение эпиграфа в повести «Капитанская дочка. Контрольная работа по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри Роль эпиграфа в произведении

Возникновение замысла написания поэмы П. А. Висконтов, один из первых биографов М. Ю. Лермонтова, связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Там М. Ю. Лер-монтов (по свидетельству его родственников) встре-тил монаха, который рассказал ему историю о том, как еще ребенком он был взят в плен генералом Ермо-ловым. В дороге пленник тяжело заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре. Выздоровев, мальчик долго не мог привыкнуть жизни в монасты-ре, не раз пытался убежать. Во время очередного побе-га он тяжело заболел и едва не умер. В конце концов он смирился и провел оставшуюся жизнь в монасты-ре. Прообразом монастыря, описанного М. Ю. Лер-монтовым в поэме, стал монастырь Джвари.

К данному сюжету поэт обращался не раз: сначала он написал поэму «Исповедь», главный герой кото-рой — монах, полюбивший монахиню, нарушивший обет и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 го-дах была написана поэма «Боярин Орша». В ней рассказывается об Арсении, рабе боярина, воспитанном в монастыре. Он влюбился в дочь боярина и тоже был осужден на смерть, но ему удалось бежать. Но полно-стью замысел о монахе, рассказавшем М. Ю. Лермон-тову свою историю, воплотился в поэме «Мцыри», на-писанной в 1839 году.

Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об из-раильском царе Сауле и его сыне Ионафане, которого отец в пылу гнева назвал «негодным и непокорным». Однажды Саул «заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим». Ионафан же самовольно напал на врагов и, разгромив их, измученный, утолил голод, обмакнув палку в сот медовый и обратив «рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, посчитав, что сын на-рушил клятву, решил умертвить его. Ионафан ска-зал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть». Но израиль-ский народ сказал царю: «Ионафану ли умереть, кото-рый доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого!». И Ионафан остался жив.

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Мцыри не просто стремится на волю, его страстная мечта — оказаться среди родных, вернуться в родные края. Первоначально эпиграфом к поэме М. Ю. Лер-монтов избрал французское изречение «Родина быва-ет только одна». Но впоследствии он заменил его высказыванием из Библии: «Вкушая, вкусил мало меда и се аз умираю».

Мед — это те «три блаженных дня», которые Мцы-ри провел на воле. Он увидел кавказскую природу во всем ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал ра-дость общения с ней, сразился (и победил!) с барсом. Он понял, насколько этот мир прекрасен, как сладок воздух свободы. Мцыри говорит старику:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Идея произведения заключается в том, что три дня жизни на воле лучше, чем многолетнее безрадостное существование в заточении. «Се аз умираю» — для ге-роя, который познал настоящую жизнь, смерть луч-ше, чем жизнь в монастыре. Гибель героя вызывает чувство грусти, но не жалости. Смерть Мцыри — не поражение, а победа: судьба обрекла его на рабство, но юноша сумел узнать свободу, испытать счастье борь-бы, радость слияния с природой. Сам герой восприни-мает смерть как освобождение от плена.

(Поэма — крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэму обычно относят к лироэпическим произ- ведениям, так как, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мыс пи, чувства, переживания.)

  1. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из 1 главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал ро-мантический пейзаж. Какие художественные средства использо-вал Лермонтов?

(Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична - горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока - «груды темных скал», снежные верш ины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме - олицетворение и сравнение. В основе метафо- ры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж: показан глазами героя и передает его мысли чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) - одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) - непреодолимое стремле- ние на родину).

  1. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

(Поэма написана 4-стопным ямбом. Рифмы только мужск и e . Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественно сть, чеканность, красоту стихам.)

  1. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя про-явились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

(Эта сцена прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке побе- дить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставля- ют юношу вступить в смертельную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).

  1. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

б) Библии;

в) древнерусских летописей;

г) стихотворения Горация.

  1. В чем заключается смысл эпиграфа?
    а) восстание против судьбы;

б) раскаяние, безнадежное смирение;

в) защита права человека на свободу.

  1. К какому литературному направлению можно отнести поэму?

а) сентиментализм;

б) реализм;

в) романтизм;

г) классицизм.

  1. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

а) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;

б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;

в) природа обманывает героя, вновь направляя его к мона-стырю;

г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, слу жит развитию сюжета.

  1. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

а) побег из монастыря;

б) встреча с девушкой;

в ) бой с барсом ;

  1. В исповеди Мцыри звучит:

а) гнев, негодование;

б) смирение, покаяние;

в) грусть, размышления;

г) утверждение своей правоты;

  1. В чем заключается основная идея произведения?

а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

б) тоска по воле;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

Эпиграф к «Мцыри» взят Лермонтовым из Библии – «Первой книги Царств». По библейской легенде во время одной из битв Саул строго-настрого запретил своим воинам прикасаться к еде, пока враг не будет сломлен.

Но сын царя не слышал приказа и поел мёда. За непокорность правитель велел лишить юношу жизни. Ионафан возмутился и печально произнес: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Эти слова и послужили эпиграфом к поэме.

Мёд можно рассматривать как некое благо, сладостное для души, счастье, за которое не страшно и умереть. Ионафан – сын непослушный, возмущен несправедливостью, ведь мед придал ему сил, которые так были необходимы в ходе боя. Он готов умереть ради капли меда, но не покорно, а с гордо поднятой головой.

Эпиграф к «Мцыри» их объединяет сильная воля, дух борьбы за свободу. Но судьба героя поэмы более трагична. У него даже нет имени, ведь мцыри означает «послушник».

В силу обстоятельств маленьким мальчиком он попадает в монастырь, ставший для него тюрьмой. Он не смирился со своим положением, думая о побеге. Сердце Мцыри, как сосуд, переполнено горечью и тоской по далёкому аулу, по милым сестрам, гордому отцу.

Автор показывает нам неординарную личность, героя, для которого философский вопрос – для чего мы живём на этой земле – не пустые слова. Мы видим юношу, полного решимости вернуть себе свободу во что бы то ни стало. Не случайно Лермонтов изображает бегство Мцыри из монастыря в одну из страшных ночей, полную опасностей, когда гремит гроза, содрогается земля. Это говорит о силе драматизма поэмы.

Три прекрасных дня, проведённых на воле, это благо, радость, озарившая душу юного пленника. Ради этих «блаженных» дней, краткого мига свободы, сладостного, как мёд, он готов и умереть.

Вкусив свободы, слившись с природой, испытав счастье борьбы с сильным соперником - барсом, Мцыри покидает эту землю. Его смерть мы воспринимаем не как поражение, а избавление от оков, победу духа над рабской покорностью. Ведь за минуты свободы в родном краю он готов был пожертвовать целой жизнью.

Итак, смысл эпиграфа «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю» в том, что герой лишь на миг познав счастье свободы, красоту природы, не успев насладиться всеми благами жизни, умирает. Библейская фраза наводит на размышления о человеческой жизни, о её кратковременности.

Можно провести параллель жизни М.Ю. Лермонтова и героя поэмы. Автор мечтал о свободе, справедливости, другой судьбе. Он, как и Мцыри, скитается, не понятый обществом. Лермонтов не успев насладиться всей полнотой жизни, умирает в расцвете сил.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ пьесы Пушкина Каменный гость

    Пьесу «Каменный гость» А. С. Пушкин написал по сюжетам легенд, созданных в средние века, а первым, кто придал этим легендам литературную окраску, был испанский драматург Тирсо же Молина.

  • Сочинение по картине Осенний пейзаж Нестерова
  • Искусство - это нечто возвышенное и прекрасное, что помогает человеку познавать всю красоту этого мира. Это и картины, и скульптуры, и архитектура, и кинофильмы, и особенно музыка и литература.

  • Образ и характеристика Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого

    Он не затерялся среди множества остальных героев романа. Можно сказать, что он тоже любимый герой Толстого. Вместе с автором можно увидеть процесс становления человека

  • Война - самое страшное, самое жуткое слово, какое только есть в мире. От одного его произношения бегут мурашки по коже и становится не по себе.

Эпиграф – цитата, выбранная из какого-либо источника и помещенная в начале произведения, обычно имеет большое значение для его понимания и анализа. Эпиграф передает смысл, который автор вкладывал в текст, напоминает нам о других эпохах и культурах, в которых уже происходило нечто подобное. В 19 веке в России эпиграфы получают особенное распространение, их использование стало модным, потому что могло подчеркнуть начитанность автора. Наиболее известны эпиграфы Пушкина и Лермонтова, например, эпиграф «Мцыри».

Изначально эпиграфом для своей поэмы Лермонтов выбирает французское высказывание «Родина бывает только одна» – оно встречается в черновиках «Мцыри». Это изречение подчеркивало любовь Мцыри к его родине, объясняло стремление во что бы то ни стало вернуться домой. Но позже поэт решает, что смысл поэмы не сводим к одной теме любви к родине. Он зачеркивает французское предложение и изменяет эпиграф, расширяя тем самым проблематику поэмы. В нее вносятся новые темы, и она по праву может называться философской.

Окончательный эпиграф к поэме Лермонтова «Мцыри» взят из Библии, из 14-й главы 1-й Книги Царств. Это слова:

«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

Выбор именно Библии не случаен – для современников Лермонтова эта книга являлась одной из наиболее значимых. В то время с текстом Библии были знакомы все, ее учили в школе на уроках Закона Божьего. Поэтому понять смысл эпиграфа мог каждый.

В чем же смысл эпиграфа «Мцыри»? Слова «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» в Книге Царств произносит сын библейского царя Саула, Ионофан. Его словам предшествует следующая история. Однажды, во время битвы с врагами войско Саула выбилось из сил и нуждалось в пище и отдыхе. Но Саул, ослепленный яростью битвы, заклял своих подданных. Он велел никому не «вкушать хлеба, доколе я не отомщу врагам моим». Никто из подданных Саула не рискнул ослушаться царя. Ионофан же не знал о заклятии своего отца, поэтому он обмакнул в мед палку, бывшую у него в руках, и съел немного меда.

Бог рассказал Саулу о нарушенном его сыном запрете. Тогда Саул пришел к Ионофану и спросил его: «Расскажи мне, что сделал ты?». Ионофан рассказал отцу о своем поступке и возмутился несправедливостью запрета: «Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду». За это Саул приговорил его к смерти: «… ты, Ионафан, должен сегодня умереть!». Ожидая смерти, Ионофан и произносит известные слова, послужившие эпиграфом к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

В них звучит не смирение, а печаль. Сожаление не о нарушенном запрете, а о непрожитой жизни, которая скоро оборвется из-за нелепого решения Саула. Казни все же не состоялось: народ вступился за Ионофана и отменил несправедливое решение царя.

Из библейского повествования ясно видно, что симпатия рассказчика здесь полностью на стороне сына Саула. Юноша, сумевший показать всю глупость запрета царя и не устрашившийся при этом смерти, в результате заслуживает народную любовь. Мед рассматривается в широком смысле как земные блага и вольности, которых людей пытаются лишить. Здесь начинает звучать тема бунта, бунта против власти и даже против бога – за свободу человека. Отчего человек, достойный счастья и свободной жизни, должен гибнуть? – вот основной смысл эпиграфа.

Интересно, что Ионофан неоднократно упоминается в Писании как «сын негодный и непокорный». Его протест против отца носил постоянный характер. Ионофан сводит дружбу с другим библейским персонажем, Давидом, неугодным Саулу. И ради него он готов отдать и жизнь, и свой престол. Ионофана называют юношей смелым – это и действительно так, ведь он был отважным военачальником, а в своем споре с отцом не раз рисковал жизнью. В конце концов он, еще молодым, погибает на поле сражения.

Как видим, Ионофан может рассматриваться как герой-бунтовщик вполне в духе романтических традиций. Выбор именно такого персонажа глубоко символичен, ведь, во-первых, в протесте Ионофана против царя Саула легко прочитывается протест и против бездумного самодержавия в целом. А во-вторых, Ионофан является примером истинно свободного человека. За несколько капель меда он готов положить свою голову – «за несколько минут между крутых и темных скал» своей родины готов отдать душу Мцыри. Их решимость одинаково высока и заслуживает восхищения.

Через эпиграф в «Мцыри» вводится образ «медовой тропы», как тропы запретной, но желанной. Эта тропа является для человека важнейшей (недаром у Ионофана, вкусившего меда, «просветлели глаза»). Но в то же время, если за героем нет силы, могущей его защитить (как народа за Ионофаном), то эта тропа неизбежно приведет его к гибели. Этот образ может быть назван лейтмотивным, поскольку он появляется и в более ранних произведениях Лермонтова. Например, в его лирике («Бульвар»), а также в поэме «Боярин Орша». В ней о медовой тропе упоминают судящие монаха.

Параллель между Ионофаном и Мцыри проводится легко, но Мцыри – герой еще более трагический. Все романтическое доведено в нем Лермонтовым до предела: таким образом поэт переосмысляет и углубляет суть использованного им эпиграфа. Мцыри, в отличие от библейского персонажа, догадывается, куда приведет его эта тропа. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» – ранняя смерть ждет и Мцыри, и Ионофана. И все же именно их образ будут вызывать восхищение у грядущих поколений, потому что «мед», выбранный ими, это путь сладкой свободы, без которой жизнь лишена смысла.

Тест по произведению

Эпиграфом к роману «Смерть Вазир - Мухтара» взято восьмистишие Е. А. Баратынского «Надпись».

Взгляни на лик холодный сей.

Взгляни: в нем жизни нет;

Но как на нем былых страстей

Еще заметен след!

Так ярый ток, оледенев,

Над бездною висит,

Утратив прежний грозный рев,

Храня движенья вид.

После прочтения романа, строки эпиграфа ассоциировались у меня с портретом Александра Сергеевича Грибоедова, который дал Ю.Н. Тынянов в своём произведении. Это чопорный, сдержанный, честолюбивый, внешне очень холодный, одинокий человек. Но это был и страстный человек. Он был писателем, поэтом, дипломатом. Его «Горе от ума» было запрещено к печати. Это было болью его души, причиной постоянных переживаний.

Грибоедов думает о России, о её благополучии. Он составляет проект преобразования Закавказья, зная, что край этот очень богат, и пытается заинтересовать Нессельроде, Родофиникина, но опять терпит неудачу.

Александр Сергеевич неравнодушен к женщинам. У него роман (может быть точнее – связь) с балериной Катей Телешовой. близкие отношения с женой Булгарина Леночкой. В романе упоминается о его прежних любовницах в Москве. Мне показалось, что он искренне любит Нину Чавчавадзе, грузинскую девочку с чудными глазами. И он женится на ней, думает о ней, скучает, если её нет рядом.…

Но эпиграф представляется мне и сжатым описанием жизни и смерти Грибоедова. О нем после смерти говорили, как о живом человеке, ему слали письма и эпиграммы, барышни говорили о нем с придыханием, его жена Нина не получала от него писем и думала, что порывистый Вазир – Мухтар забыл её. Он завис в этом мире, в этой жизни, подобно заледенелому водопаду. И, если Вазир-Мухтар погиб, то Грибоедов жив. Потому что живёт его «Горе от ума».

Если же после прочтения эпиграфа обратиться к вступлению, то строки «Так ярый ток, оледенев, над бездною висит…» ассоциируются со временем, которое наступило после декабря 1825 года. Леденящее время… Страстное поколение двадцатых годов с их прыгающей походкой, любовью к девчонкам, тайными обществами, дуэлями было сломлено. Они пригнулись, кровь отлила от этого поколения. Но ведь они были! Просто их души оледенели.



Творчество и игры