Роман толстого хождение по мукам описывает события. Хождение по мукам

Новая экранизация романа в год столетия революции вызывает особый интерес. Разберемся, о ком же писал советский классик.

Впервые фильм был экранизирован в 1957 году, вышли три серии (режиссер Григорий Рошаль); затем, в 1977 году, сняли 13-серийную версию (режиссер Василий Ордынский). В новом сезоне свое прочтение романа предложит канал НТВ: фильм Константина Худякова на суд телезрителей представят в октябре. И в связи с этим кажется важным вспомнить тех, кто, собственно, стал прообразами знаменитых героев знаменитого романа Алексея Толстого.

Вадим Рощин

Блистательный офицер, перешедший на сторону красных, был списан Алексеем Толстым с Евгения Александровича Шиловского (1889–1952), его...зятя. Увы, имя этого человека исключительной порядочности сегодня знакомо немногим. И более того - про Шиловского говорилось немало гадостей. Безусловно, описание его жизни достойно романа, но попробуем передать хоть что-то вкратце.

Лейб-гвардеец Шиловский, представитель небогатого тамбовского дворянского рода, никогда не был кровавым масоном, как написал когда-то «Наш современник». Его отец избирался в Госдуму, а Евгений после военного училища стал офицером-артиллеристом, воевал на Первой мировой, за храбрость награждался именным оружием, аккурат перед революцией окончил военную академию...

Почему он перешел на сторону красных - трудный вопрос. Возможно, виной тому идеализм, очарование некоторыми иллюзиями того времени, желание быть «вместе с народом»...

Как бы там ни было, свой выбор Евгений Александрович сделал и оставался ему верен. Все досужие разговоры о нем были связаны с личной драмой. В 1921 году Шиловский, тогда - помощник начальника штаба Западного фронта, недолго, кстати, командовавший 16-й армией, влюбился в жену своего заместителя, и Елена Нюренберг-Неелова стала его женой. Он продолжал делать карьеру, родился сын. В 1929 году он уехал в командировку, а томившаяся неясными сомнениями относительно своего семейного счастья Елена Шиловская отправилась в гости, где встретила Михаила Булгакова. Любовь свела обоих с ума.

Дальше была измена, мучительные попытки остаться с мужем - детей было уже двое, но затем - окончательный уход к писателю и болезненная «дележка» сыновей. Шиловскому инкриминировали какие-то сцены, которые он якобы закатывал писателю; коли и так - как его не поймешь? Однако в итоге он отпустил жену почти спокойно. Почему? Сдается, исключительно из благородства: постоянно находясь, как и многие его коллеги, под «дамокловым мечом», Евгений Александрович вполне мог «отпустить» пару, отводя таким образом удар и от писателя, автора весьма сомнительного с точки зрения советской власти романа «Дни Турбиных»...

Как он пережил удар? Бог знает. Но жил после ухода Елены одиноко, растил сына. А в 1935 году преподаватель Академии Генштаба Евгений Шиловский познакомился в санатории «Узкое» с очаровательной и умненькой аспиранткой, приехавшей поправить здоровье после неудачных опытов по биохимии. Звали девушку Марианной Алексеевной Толстой. Случился роман, он завершился хорошо - и Евгений Александрович обрел счастье, хотя был старше жены на двадцать один год. Толстой «возрастного» зятя принял - он сам переживал в этот момент развод, уходя к молодой. Потом они крепко дружили, благо в Москве жили рядом.

Образец офицерской чести, работяга, друживший со многими видными военными, не раз вульгарно «пинался» за то, что якобы стрелял в Булгакова; его не стеснялись называть даже Дантесом! Как далеко все это было от истины... 27 мая 1952 года Евгений Александрович умер от инфаркта - в своем служебном кабинете. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.

Поэт Бессонов

Под именем Алексея Бессонова в романе выписан Александр Блок. Он не единожды занимался сатирой на поэта: в «Приключениях Буратино», например, Блок без труда узнавался в образе трагического Пьеро. В «Хождении по мукам» все сочится намеками на поэта - у Бессонова даже инициалы те же, «А.А.Б.» Что любопытно, Толстой задевает Блока во множестве произведений. Оскорбивший Петра Первого голландец, получивший оплеуху, носил фамилию Блок. Убитый в провинции губернатор - Блок. Совпадение? Нет, конечно. Анна Ахматова трактовала это как сведение счетов! Но за что и почему? Ведь Блок ничем не обижал Толстого! Предположений по этому поводу было много, от тривиальной ревности - Блок восхищался Натальей Крандиевской, женой Толстого, до еще более тривиальной - зависти. Но, скорее, в Блоке Толстой видел некий символ ушедшей эпохи. Уже после выхода романа в свет Толстой прочел изданную переписку Блока и Белого и сожалел, что намекал на поэта так откровенно.

Катя Рощина

Едва окончив первую часть романа, «Сестер», Толстой признавался: «Катя - это все Наталья Васильевна». Да, это была она, его «Туся» - в непростой, но счастливый период жизни, когда Толстой был рядом.

Наталья Васильевна Крандиевская (1888–1963) выросла в «литературной» семье и была невероятно одарена. Писать стихи она начала в семь лет, ее еще полудетскую прозу читал Горький, а стихи - Иван Бунин, который стал ее литературным учителем и критиком. Бунин научил ее запредельной строгости к себе, отчего Крандиевская выпустила не так много книг. После первой встречи с Толстым Крандиевская тонко высмеяла его откровенно слабые стихи, писателю «шпильку» передали, чем дело и кончилось. Но потом Наташа волей случая оказалась за соседним столиком со второй женой Толстого, Софьей Дымшиц: они учились живописи. Она уже была замужем, Толстой находился в стадии предразвода; так странно и вопреки всему завязался их роман. Пережив непростые расставания, они соединились и прожили вместе двадцать лет - с 1914 до 1935 года. Надо признать, что Толстой был вполне прагматичен: он понимал, что Крандиевская, для которой любовь означала самоотречение и полное растворение в любимом, обеспечит ему быт и комфорт на высоте. Так и было.

В трудные времена в эмиграции, например, Крандиевская выучилась на портниху, чтобы обеспечивать семью. Она обшивала русских эмигранток, что еще были при деньгах, а затем капризных француженок и не роптала. Летом 1923 года они решили вернуться: пароход «Шлезиен» доставил всю семью в Советскую Россию.

Тяготы эмиграции были позади: Толстого встречали с триумфом. Прежде не изданные романы обрели союзную славу, Крандиевская находилась в глухой монументальной тени мужа, вела его дела, от переписки до вычитки корректуры, а стихи написала лишь единожды, откликнувшись на просьбу любимого сочинить «Песенку Пьеро». Тем временем приближается беда: Толстой заявляет, что у него осталась лишь работа, никакой личной жизни нет. В своих воспоминаниях Крандиевская констатирует: «События развивались с быстротой фильма. Нанятая мной для секретарства Людмила через две недели окончательно утвердилась в сердце Толстого и в моей спальне...» Притом что она любила его больше жизни, Наталья Васильевна была едва ли не единственной из тех, кто пытался... оправдать мужа: «Таков свирепый закон любви. Он гласит: если ты стар - ты не прав и ты побежден. Если ты молод - ты прав и ты побеждаешь». Не сойти с ума ей помогли осознание долга - надо было поднимать детей, да творчество. В октябре 1935 года 52-летний Алексей Толстой женился на 29-летней Людмиле Баршевой, заявив, что прежде никогда не любил.

«Туся» осталась в Ленинграде, он уехал в Москву, где был осыпан благами. Во время войны она город на Неве не покинула. Выжила на пайке хлеба в 125 граммов. Хоронила близких. Ее стихи о блокаде уникальны...

Известие о смерти Алексея Толстого пришло в 1945 году. Это был непереносимый удар... А вскоре в издательстве «зарубили» ее книгу, что было еще одним ударом. Наталья Васильевна скончается в 1963 году, и книга эта увидит свет лишь спустя двадцать лет после ее ухода.

Даша Телегина

Сестра Наташи, Надежда Крандиевская (1891–1963), «Дюна», также была одарена. Ее учителем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества был Сергей Волнухин - автор памятника Ивану Федорову, а потом - знаменитый скульптор Бурдель. Ярчайшая женщина, Надежда Крандиевская - автор множества изумительных скульптурных портретов, среди которых колоритные Буденный и Чапаев. Ее руками создан и образ подруги - Марины Цветаевой, и удивительная маска Пушкина, и надгробный памятник Короленко, установленный в Полтаве, и другие чудесные работы.

Иван Телегин

Неудивительно, что и образ мягкого, интеллигентного Телегина был подсмотрен Толстым в ближнем окружении. Его черты он увидел в муже Надежды Васильевны, Петре Петровиче Файдыше (1892– 1943). Горько, но и его имя сегодня можно услышать очень редко. Петр Файдыш был превосходным архитектором, живописцем и скульптором. После смерти его отца, Петра Степановича, управляющего предприятием Саввы Морозова, меценат положил вдове приличную сумму «пенсии» из благодарности отличному работнику, а также понимая, что одна она семерых детей поднять не сможет. Деньги Морозова помогли Анастасии Ивановне дать детям образование. Талантливый Петр окончил Школу живописи, ваяния и зодчества.

Грянувшая революция изменила ход событий, но Файдыш без работы не остался: он, в частности, трудился над костюмами к постановкам Художественного театра, а позже вместе с коллегами разрабатывал проект Библиотеки имени Ленина и некоторых станций метро.

На Первую мировую Петр Файдыш отправился добровольцем. Георгиевский крест и тяжкое ранение в бедро были его «трофеями»... От мамы, происходившей из духовенства, чистейший человек Петр Файдыш унаследовал и смирение, и духовную силу. А внешняя красота ему была дана от Бога. В Надежду Крандиевскую он влюбился с первого взгляда. Их первый ребенок, Миша, погиб от пневмонии - привезенные Файдышем из Румынии детские вещички не пригодились... Горе семья переживала вместе.

Увы, Петр Файдыш ушел очень рано - в 1943 году, попав под репрессии. В 1914 году он попал в плен, это припомнили. Но главное было не в этом... В тот страшный год он поехал навестить жену и дочь в Тарусе. В этот момент в город вошли немцы. Вернувшись в Москву, он посидел вечер с двумя друзьями-соседями по кооперативному поселку «Сокол», заметив вскользь, что немцы в Тарусе не особо свирепствуют. Забрали его на следующий день, показательно проведя через поселок. Так все и кончилось.

Свои таланты родители передали детям. Дочь Файдыша и Крандиевской, Наталья Петровна Навашина-Крандиевская, в 1947 году с отличием окончила Суриковку. Ее работы украшают Третьяковку и другие музеи, за ее плечами - огромное количество выставок. А сын, Андрей Петрович, был скульптором-монументалистом, членкором Академии художеств, но скончался очень рано, в 47 лет, в 1967 году. Вот так переплелись в романе частички правды и художественного вымысла, реальность и фантазии. Нам остается лишь перечитывать его, оценивая вновь и вновь минувшее столетие.

СПРАВКА

Трилогия Алексея Толстого «Хождение по мукам» состоит из р оманов «Сестры» (1921–1922), «Восемнадцатый год» (1927–1928), «Хмурое утро» (1940–1941).

АКТЕРЫ И РОЛИ

ФИЛЬМ 1957 ГОДА

■ Иван Телегин - Вадим Медведев

■ Вадим Рощин - Николай Гриценко

■ Дарья - Нина Веселовская

■ Катя - Руфина Нифонтова

СЕРИАЛ 1977 ГОДА

■ Иван Телегин - Юрий С оломин

■ Вадим Рощин - Михаил Ножкин

■ Дарья - Ирина Алферова

■ Катя - Светлана Пенкина

СЕРИАЛ 2017 ГОДА

■ Иван Телегин - Леонид Бичевин

■ Вадим Рощин - Павел Трубинер

■ Дарья - Анна Чиповская

■ Катя - Юлия Снигирь

Текущая страница: 1 (всего у книги 69 страниц) [доступный отрывок для чтения: 17 страниц]

Алексей Толстой
Хождение по мукам
Трилогия

«Хождение по мукам»
Вступительная статья В. Щербины

А. Н. Толстой – выдающийся советский писатель, один из крупнейших современных художников слова. В его лучших произведениях реалистическая правдивость, широта охвата явлений жизни, крупные масштабы исторического мышления сочетаются с ярким словесным мастерством, способностью воплощать материал в монументальных художественных формах. Трилогия «Хождение по мукам», а также ряд других произведений писателя получили заслуженное признание, стали любимыми книгами миллионов читателей, вошли в классику, в золотой фонд советской литературы.

Яркое и широкое воспроизведение жизни нашей страны на рубеже двух эпох, резкие изменения под влиянием революции духовного мира людей составляют основное содержание эпопеи.

А. Н. Толстой писал трилогию «Хождение по мукам» более двадцати лет. Когда он в 1919 году в эмиграции приступил к работе над первой книгой трилогии – романом «Сестры», он не думал, что произведение развернется в монументальную эпопею. Бурное течение жизни привело его к убеждению в необходимости продолжить работу. Нельзя было поставить точку и оставить своих героев на бездорожье.

В 1927–1928 годах выходит в свет вторая книга трилогии – роман «Восемнадцатый год». 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, была дописана последняя страница романа «Хмурое утро».

А. Н. Толстой прожил со своими героями более двадцати лет, прошел с ними большой, сложный путь. За это время произошли перемены не только в судьбах героев, но и в судьбе автора, многое перечувствовавшего и передумавшего.

Уже в процессе работы над романом «Сестры» писатель, стремящийся к истинности воссоздания истории, несмотря на свои временные заблуждения, осознал обреченность и лживость бытия правящих классов старой России. Стремление разобраться в причинах, вызвавших очистительный взрыв социалистической революции, помогло писателю сделать верный выбор, пойти вместе с Родиной.

По словам Толстого, работа над трилогией «Хождение по мукам» была для него процессом познания жизни, «вживания» в сложную, полную противоречий историческую эпоху, образным осмыслением драматического опыта своей жизни и жизни своего поколения, обобщением исторических уроков грозных лет революции и гражданской войны, поисками верного гражданского и творческого пути.

Характерные поучительные особенности формирования творчества А. Н. Толстого и других выдающихся советских писателей старшего поколения подчеркнул К. А. Федин. «Советское искусство, – говорил К. А. Федин, – рождено не в кабинете начетчика и не в келье отшельника. Старшие и тогда не старые русские писатели в грозные годы гражданской войны очутились перед выбором: на какую сторону баррикады стать? И они делали свой выбор. И если ошибались в выборе и находили в себе силы исправить заблуждение, исправляли его. Замечательный советский, писатель Алексей Толстой оставил нам сурово-восторженное свидетельство в рассказах о таких мучительных заблуждениях. И он же в начале двадцатых годов исторгнул гимн обретенному новому своему читателю: „Новый читатель это – тот, кто почувствовал себя хозяином Земли и Города. Тот, кто за последнее десятилетие прожил десять жизней. Это тот, у кого воля и смелость – жить…“ Толстой утверждал, что писатель в тайнике сердца слышал зов этого нового читателя, гласивший так: „Ты хочешь перекинуть ко мне волшебную дугу искусства, – пиши: честно, ясно, просто, величаво. Искусство – это моя радость.

…Всякий опыт складывается из плюсов и минусов. Опыт Судеб старших писателей, опыт трагедий, как уроки жизни, усваивался советскими писателями наряду с тем величайшим историческим уроком, который черпали они в клокотавшей гуще своего революционного народа“.» 1
«Правда», 1963, 22 июня.

Реалистическое изображение жизни русского общества в предреволюционный период в первом, романе трилогии «Сестры» представляет поразительную по убедительности картину продажности, растленности, лживости, фальши всего бытия социальной верхушки. Все это способствовало нарастанию и предельному обострению общественных противоречий, неминуемо ведущих к революционному взрыву. Для общего настроения романа «Сестры» характерны мотивы обреченности буржуазно-интеллигентской среды, исторической закономерности гибели старого строя, предчувствия неизбежности «страшной мести», «жестокой расплаты», «мирового пожара», «конца мира». Мотив неизбежности распада царской империи в первой редакции романа носил во многом неопределенный характер. Предчувствие «конца мира», как известно, в предреволюционной русской литературе носило весьма различный, чрезвычайно дифференцированный характер. Если писатели революционного лагеря видели в обреченности буржуазно-интеллигентского уклада следствие реальных общественных процессов, непримиримости и обострения классовых противоречий, то декадентские литературные течения провозглашали «конец мира» с реакционных мистических позиций, затушевывавших подлинные конфликты бытия. А. Н. Толстой был далек от мистических концепций, утверждавших обреченность мира, неизбежность его конца. Писатель, вначале еще смутно понимая цели социалистической революции, тем не менее образно показал ее причины, кроющиеся в реальных социальных условиях, в ненависти народных масс к разложившимся привилегированным кругам общества. В последних романах трилогии мотив предопределенности конца старого мира получает последовательно реалистическое звучание; причины, вызвавшие революционный взрыв, крушение царской империи, здесь выяснены более глубоко и точно, в соответствии с исторической истиной.

Первая часть трилогии привлекает читателей пластичностью картин, словесным искусством. Художественные достоинства этого чудесного русского романа огромны. Как живые, стоят перед нами его главные герои – Катя, Даша, Телегин, Рощин. Однако сила этого произведения не только в его художественном, реалистическом мастерстве. Роман «Сестры» отличается глубоким реализмом в изображении распада старого дворянско-буржуазного общества и кризиса путей интеллигенции. Правдиво, в широких типических обобщениях показано здесь лицо верхушки царской России, чуждость народу декадентской разложившейся интеллигенции. Здесь образы и картины в полной мере реалистически убедительны. Роман создает ощущение грандиозности и решительности исторических преобразований, заставляет с волнением переживать мучительные судьбы его героев. Судьба героев особо интересна и поучительна благодаря тому, что роман проникнут пафосом решения основного исторического вопроса – вопроса о смысле революционного преобразования и дальнейшей судьбе нашей страны, с огромной силой и искренностью поставленного художником. Именно в этом один из источников значительности романа «Сестры». Во время создания этого произведения автор не имел ясного представления о дальнейшем пути России, еще не решил трудную задачу – верно увидеть эпоху и найти в ней самого себя. Мучительные размышления и искания пронизывают роман, создают его основной тон.

На фоне огромных общественных событий, в предчувствии грядущих перемен А. Н. Толстой рисует своих героев одинокими и беспомощными. Смятение царит в их сознании, еще бессильны они решить поставленные жизнью вопросы. Включение в борьбу раздвигает границы их мировоззрения, поднимает их до осознания общих связей личности и общества, до понимания движения времени как истории, то есть приводит к целостному познанию закономерностей эпохи. А. Н. Толстой много раз подчеркивал, что «Сестры» – роман не исторический. Писатель создавал его как произведение о судьбе своего поколения. В последних книгах трилогии вырисовывается уже конкретный образ живой истории. Жизненный опыт героев трилогии становится безмерно богаче, обобщает не только наблюдения одной социальной прослойки, а умножается опытом истории, борьбы народа, опытом революционной эпохи.

Постижение сущности Великой Октябрьской социалистической революции, героика строительства социализма произвели решительный перелом в литературной жизни А. Толстого. Революционное мировоззрение, идеи советского патриотизма несоизмеримо возвысили его творчество, одухотворили новым пафосом и целями. Совершенно в ином свете предстают перед писателем казавшиеся известными ему ранее исторические события, глубже вникает он в смысл борьбы народа за новую жизнь. Теперь он по-другому смотрит на мир, ставит перед собой другие творческие задачи, прежде всего – воплощение величия революционного народа.

Смелее, шире, значительнее становятся творческие замыслы А. Н. Толстого. Он предъявляет к себе все более строгие требования, стремится создать обширную эпопею, посвященную русскому обществу в годы революции и гражданской войны. Писатель отлично понимал сложность и ответственность этой задачи. «Революцию одним „нутром“ не понять и не охватить, – писал он. – Время начать изучать революцию, – художнику стать историком и мыслителем. Задача огромная, что и говорить, на ней много народа сорвется, быть может, – но другой задачи у нас и быть не может, когда перед глазами, перед лицом – громада Революции, застилающая небо». 2
А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 13, стр. 296.

Создавая последующие книги трилогии – романы «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро», А. Н. Толстой уже ставил перед собой новую цель – «оформить, привести в порядок, оживотворить огромное, еще дымящееся прошлое», 3
Там же, стр. 563.

художественно запечатлеть грандиозные события социалистической революции и гражданской войны.

В романах «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» писатель обращается к широкому воплощению жизни всего народа в переломный момент его развития, определяющий будущую историю всей страны. Другой, несоизмеримо более широкий смысл, в единстве с последующими частями трилогии, приобрел и роман «Сестры», ставший органической частью монументального эпического произведения.

Романы «Восемнадцатый год», «Хмурое утро» показывают, что именно социалистическое искусство обновило реализм, воскресило способность воссоздания всеобъемлющей картины общества в его разнообразных противоречиях, интересах, событиях и характерах. Для первых двух романов трилогии характерно восприятие социалистической революции как могучей разбушевавшейся стихии. Безусловно, оно явилось следствием неясности представлений определенных кругов старой интеллигенции о движущих силах и смысле свершившегося переворота. Тем не менее «стихийнические» представления о революции в годы зарождения советской литературы были далеко не однородными, выражали различные, нередко противоречивые тенденции. У одних писателей стихийничество выражало непонимание подлинного характера революции, неприятие ее классового характера, склонность «растворить» его во всеобщих внесоциальных определениях. У других писателей, в частности и у А. Н. Толстого, представление о революции как могучей разбушевавшейся стихии изменялось в своем содержании. В романе «Восемнадцатый год» оно уже является формой утверждения величия, исторической закономерности, неизбежности и неодолимости революции, ее народного характера. В романе «Хмурое утро» автор стремится показать организованные, направляющие и активные силы революционной эпохи.

Широкое введение темы народного движения как главной силы истории определило не только своеобразие идейной концепции, но и всей композиционно-сюжетной структуры трилогии. Содержание «Хождения по мукам» воплощено в емких и свободных формах современной реалистической литературы. Сложная многоплановая структура этого произведения вызвана широтой изображаемых исторических событий, остротой классовых конфликтов, богатством характеров.

Обращение А. Н. Толстого и других советских писателей к емкой монументальной форме романа-эпопеи определялось самой жизнью, грандиозностью событий, требованием широкого и правдивого воплощения коренного исторического перелома в жизни народных масс, ставших главной, определяющей общественной силой.

Прежде всего выделяются в трилогии две важнейшие, тесно связанные между собой темы. Первая и главная – повествование о событиях гражданской войны; вторая, тесно связанная с духовной биографией писателя, – история русской интеллигенции, ее путь к революции. «Дело в том, – рассказывал писатель, – что ощущение родины на рубеже первой мировой войны и даже в первую мировую войну в среде интеллигенции было ослаблено. И только за эти 25 лет новой жизни, и в особенности в преддверии ко второй мировой войне, стало вырисовываться перед каждым человеком глубокое ощущение связи, неразрывной связи со своей родной землей. Мы пришли к ощущению родины через глубокие страдания, через борьбу. Никогда на протяжении, может быть, целого века не было такого глубокого и острого ощущения родины, как сейчас. Всего этого я не мог бы понять в 1927 году, когда писал „Восемнадцатый год“.

„Хождение по мукам“ – это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам – ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны». 4
А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 14, стр. 378.

Последнюю книгу трилогии – роман «Хмурое утро» – художник создавал накануне Великой Отечественной войны. Это произведение проникнуто стремлением осмыслить исторический опыт жизни народа, глубочайшие преобразования, совершенные в нашей стране; во весь голос сказать о неисчерпаемости творческих сил, непобедимости социалистической Родины.

Писался роман в предчувствии больших мировых событий. «Я думаю, – высказывал А. Н. Толстой свои мысли в то время, – что этим летом Европа будет ареной неизъяснимых ужасов, а если втянется Америка, то затрещит весь мир. Ясно одно, старый мир кончен, он переходит огромную кровавую реку со всеми последствиями такого мифического перехода… Я много работаю над третьей частью „Хождений по мукам“, идет хорошо, но туго: первое – увеличенные требования, которые я предъявляю к этому роману, второе – трудность темы, третье – смена грандиозных событий, вторгающихся в жизнь…» 5
А. Н. Толстой, Письмо к Н. В. Крандиевской, 1940, архив ИМЛИ.

Дыхание этих грандиозных событий пронизывает роман, делает его глубоко созвучным священной борьбе советского народа против немецкого фашизма.

В романе «Хмурое утро» снова перед нами проходят картины боев, крупных побед Красной Армии, развала белогвардейщины. Гражданская война еще не закончена, но контуры побед уже ясны. «Жить победителем или умереть со славой» – эти слова поставлены эпиграфом к третьей части трилогии.

До создания трилогии «Хождение по мукам» и после появления ее в печати было написано немало крупных литературных произведений о революции и гражданской войне. И все же трилогия А. Н. Толстого принадлежит к числу лучших. Впервые тема гражданской войны была представлена с такой эпической широтой, с такой остротой постановки «русского вопроса», проблемы интеллигенции и народа. Трилогия так убеждала и волновала людей потому, что тема и идея выражены в ней не отвлеченно, а в живых образах, в живых человеческих судьбах.

Писатель нарисовал многокрасочную панораму родной страны, охваченной огнем гражданской войны. Он воспроизвел главнейшие исторические факты, боевые эпизоды. Действие стремительно переносится на громадные расстояния. Быстрая смена фактов, событий, людей, иногда создающая впечатление разорванности композиции, продиктована самим характером эпохи. При создании двух последних книг трилогии А. Н. Толстой широко пользовался архивными материалами и документами. Это придает трилогии большую познавательную ценность. Но писатель не хотел создавать историческую хронику. Все время он старался подчинить обильный и многообразный документальный материал строго продуманному творческому плану, отразить историю в ее наиболее характерных процессах, в живых образах.

Жанр трилогии нередко характеризуют как роман-исповедь. Бесспорно, подобное определение является узким, не учитывает огромного эпического содержания произведения. Вместе с тем читатель все время чувствует субъективность автора. Эта исповедь связана с автобиографической линией произведения, прежде всего с темой потерянной и возвращенной Родины. В полемике Телегина и Рощина мы чувствуем столкновение различных точек зрения. Отсюда следует сделать вывод о неоправданности попыток представить кого-то из названных героев воплощением исканий писателя. Взгляды А. Н. Толстого не персонифицированы в воззрениях какого-либо одного из героев трилогии. Они представлены в целостной концепции произведения, в борьбе различных мировоззрений, в уроках жизни героев.

Правдивость воссоздания истории в трилогии А. Н. Толстого слита с творящей силой искусства, с яркостью изображения индивидуальной жизни.

С поисков личного счастья начинают свой путь основные персонажи трилогии. В первой книге трилогии Телегин, Даша, Рощин и Катя во многом напоминают старых положительных героев Толстого. Они так же честны и отзывчивы, в такой же степени уповают на всемогущую силу любви. История здесь лишь фон, на котором развертываются личные судьбы и переживания героев романа, аполитичных, еще наивно надеющихся, что буря революционного движения пройдет стороной, мимо них. Приобщение их к борющемуся революционному народу уничтожает противоречия между личным и общественным, гармонично сливающимся в понятии и чувстве Родины.

Расширение духовного диапазона героев трилогии, социалистическое преобразование их внутренней сущности отчетливее всего видно в безмерном обогащении восприятия самого дорогого для них понятия «Родина». В свете социалистической революции понятие «Родина» у Телегина и Рощина предстает неизмеримо более ярким и глубоким, приобретает новый смысл. Для них становится ясной ограниченность их прежних представлений о Родине: слово это пополняется новым, высоким гуманистическим содержанием, включает в себя безмерные просторы страны, одухотворяется идеалом революционного служения народным массам. Наиболее рельефно этот процесс обогащения сознания человека в огне революции и гражданской войны выражен во внутренней биографии Рощина, человека чистого, искреннего, но много заблуждавшегося. Ранее для него, офицера, выходца из небогатой дворянской семьи, понятие о Родине, любви к ней ограничивалось узким кругом привычных традиционных представлений. «Ты ответь, для чего тебе родина, – спрашивает сам себя Рощин в напряженнейшее время своих исканий, предельно обостренных непримиримостью классовых боев революционной эпохи. – Июньский день в детстве, пчелы гудят на льне, и ты чувствуешь, как счастье медовым потоком вливается в тебя. Разве я не любил это?»

Движение истории, развитие революции и гражданской войны, горький жизненный опыт раскрыли Рощину узость его привычного представления о Родине, навсегда слили его с жизнью народа. Суровые уроки борьбы привели Рощина к выводу: «Оказалось, родина это не то, родина – это другие… Это они. Они – трудовой народ, начавший с оружием в руках творить свое будущее».

Поразительно правдиво, с убедительнейшей достоверностью в трилогии воспроизведен драматизм столкновения иллюзий героев с суровой действительностью грозных лет революции и гражданской войны, преображение в жестоких социальных конфликтах всего строя их чувств. Непосредственно втянутые в водоворот классовой борьбы, чувства дружбы, любви, гуманности, стремление к добру преобразуются, пополняются новым содержанием. Органическое вхождение истории в души не только преображает сознание, но и вносит новые черты в общечеловеческие чувства и стремления.

Развитие сознания героев трилогии – Телегина, Рощина, Кати и Даши – проходит в мучительных размышлениях, во внутренних противоречиях и конфликтах. Преодоление отживших представлений под влиянием действительности у них зачастую проходит в острой внутренней борьбе, в столкновениях противоречивых точек зрения. Первоисточником таких переживаний героев А. Н. Толстого всегда служат реальные факты, неумолимо разбивающие их прежние хрупкие камерные представления и мечты.

Революция затронула все стороны человеческого существования. Наивные мечты Кати и Даши о счастье сбываются не скоро. На протяжении многих лет личная жизнь их складывается неудачно. Не скоро они находят место в обществе. Порой представлялось, что все рушится, и тогда наступали минуты отчаяния, но опять воля к жизни брала верх и заставляла Катю и Дашу – слабых и беззащитных – пробивать себе дорогу. Часто кажутся они жалкими листьями, оторванными от дерева – Родины, дома, семьи, – уносимыми вихрем страшных и непонятных им событий. Однако искренность и стремление к правде побеждают все, и они отыскивают выход из самых безнадежных на первый взгляд положений.

Как показала жизнь, иллюзорной оказывается мечта героев об изолированном от общества маленьком личном счастье, счастье вопреки всем войнам, революциям, вопреки всем потрясениям человечества. Маленькое замкнутое благополучие не могло сохраниться в грандиозной революционной ломке общественных отношений, противостоять историческим бурям. Личное счастье Телегина и Даши, Рощина и Кати оказывается под ударом. Они принуждены на длительное время расстаться. Лишь найдя свою дорогу в жизни, находят они и свою любовь.

Чувства героев трилогии обогащаются, становятся глубже и сильнее. Раньше любовь заставляла их изолироваться от людей, бояться бурь и волнений казавшейся им такой беспощадной и неприветливой жизни. Теперь их чувства окрылены уверенностью в будущем.

Личное в представлении героев трилогии уже не противостоит общественному, а, напротив, личное – любовь – еще более расцветает, озаренное патриотическим чувством граждан свободной страны.

Сила таланта А. Н. Толстого во всей полноте сказалась и в широких эпических картинах, и в воспроизведении тончайших интимных переживаний. История любви Телегина и Даши проникнута подлинной поэтичностью. Писатель заставляет нас живо ощущать тонкость и сложность самых сокровенных человеческих чувств. По глубине передачи духовной жизни героев роман Толстого принадлежит к числу лучших произведений советской литературы. А. Н. Толстой, раскрывая несостоятельность попыток своих героев-интеллигентов в суровую революционную эпоху укрыться от бурь истории, замкнуться в пределах своего скромного личного счастья, показывает органическую взаимосвязь человека со временем. Драматическое развитие биографий основных героев трилогии наглядно, с тонким проникновением в глубины человеческой души раскрывает сложный процесс приобщения человека к истории, раскрепощения тем самым его духовных возможностей. Жизненный опыт Телегина, Рощина, Даши и Кати зримо свидетельствует о том, что именно включение истории в душу человека обогащает духовное содержание личности, дает возможность наиболее полно выявлять индивидуальные свойства.

Трилогию «Хождение по мукам» можно воспринять как своеобразный творческий синтез на основе нового опыта революционной эпохи всех прежних исканий автора, как итог его художественной биографии. Совершенно новое решение находят проблемы, всю жизнь волновавшие писателя. А. Н. Толстой и прежде никогда не разделял декадентских воззрений, утверждавших обреченность человека, его неспособность к духовному развитию и совершенствованию. Тема духовного обновления, очищения, возвышения человека – одна из основных в его дореволюционном творчестве. Если писатели-декаденты концентрировали внимание на падении, темных сторонах, болезненных патологических инстинктах личности, то Толстому присуще стремление к воплощению внутреннего возрождения, нравственного очищения героев. Тем не менее изображение духовного обновления человека в дореволюционных произведениях писателя носило характер отвлеченного, замкнутого, внутреннего самоусовершенствования. Постоянная для А. Н. Толстого тема совершающегося духовного прогресса личности получает в трилогии новое, исторически обоснованное освещение. Приобщение писателя к идеям социализма, художественное воплощение опыта революции и гражданской войны дали прочную, жизненную почву для всестороннего обновления, преображения и совершенствования героев. Их жизнь проникнута подлинно великими, возвышенными, в то же время реальными идеалами, одухотворяется великими целями.

В связи с темой всестороннего «обновления» и прогресса личности во многих произведениях А. Н. Толстого широкое развитие нашла классическая тема поисков героями правды, достойных устоев и целей жизни. Мотив «правдоискательства», получивший широкое воплощение в русской классической литературе прошлого века, нашел свое развитие в творчестве А. Н. Толстого. Однако в романе «Сестры» он еще носит умозрительно-отвлеченный характер, еще остается в стороне от реальных, исторически обоснованных общественных идеалов, не совпадает с подлинной высшей социалистической правдой эпохи, движущей миллионы людей на борьбу.

Мотив поисков правды, достойных основ и целей бытия получает в трилогии новое решение, органически сливается с борьбой всего народа за новую жизнь. Настойчивые искания героями произведения подлинной справедливости увенчиваются успехом, получают незыблемую жизненную основу, сливаясь с реальным ходом развития общества, с идеями революции и утверждения социализма.

Художник в живых образах нарисовал небывалое по размаху столкновение сил старой и новой России.

Глубоко почувствовал и передал А. Н. Толстой героический пафос эпохи, остроту общественных конфликтов этого переломного времени, невиданный взлет человеческого героизма, переплавку человеческих характеров в огне революции. Отличительная черта этого периода состоит в том, что он ломает сложнейшие порядки и отношения, перестраивает убеждения и характеры многих людей, заставляет их по-новому смотреть на действительность, искать новое место в жизни и борьбе. В этом свете переход интеллигентов – героев романа А. Н. Толстого – на сторону революции представляется обоснованным и закономерным.

Одна из основных тем трилогии «Хождение по мукам» – человек и народ, взаимоотношения личности и общества. В характере ее художественного освещения наиболее отчетливо раскрывается новаторство советской литературы.

Современная буржуазная литература и эстетика всячески стараются обострить конфликт личности и общества, возвести его в вечный закон человеческого бытия. По этим воззрениям, лишь в изоляции от общества человек получает внутреннюю свободу, возможность полного выявления своей индивидуальности. Человек и история представляются извечно враждебными, всегда противостоящими друг другу.

А. Н. Толстой, художественно утверждая революционную действительность, дает новое, принципиально иное освещение проблеме взаимоотношения человека и общества.

История человека, выбирающего свою жизненную дорогу в суровые годы революции, получила чрезвычайно широкое воплощение в литературе. Общая идейно-художественная концепция выдающихся произведений советской литературы состоит в пафосе достижения единства личности и общества, в приходе человека к своему народу. Такова, например, жизненная дорога основных героев «Хождения по мукам», «Тихого Дона» и «Поднятой целины» М. Шолохова, «Севастополя» А. Малышкина, «Городов и годов», «Первых радостей» и «Необыкновенного лета» К. Федина, «Страны Муравии» А. Твардовского и многих других.

Пути героев советской литературы к единству с народом различны. Если многие из них вышли из толщи трудящихся масс, неотделимы от них или сразу заняли свое передовое место в жизни, то другие приходят к народу дорогой длительных, иногда очень сложных исканий. Для них путь к гармонии интересов личности и общества совсем не легок и прост. Для ее достижения нужны борьба, мужество, умение выбрать верный ориентир. У некоторых это исторически и биографически достигается в итоге драматической внутренней борьбы или ряда жизненных уроков и испытаний.

Судьбы интеллигенции в революционную эпоху занимают большое место в трилогии «Хождение по мукам». Но это не единственная, всеопределяющая проблема, как утверждается в ряде критических работ.

В центре всего произведения находится всеобъемлющая и всепроникающая тема обогащения, расширения духовного горизонта людей в бурях революции, в борьбе за ее завоевания. Слияние героев трилогии – интеллигентов – с жизнью народа дает прочную основу для их духовного возвышения. Более емким и широким становится внутренний мир также и героев – представителей народной массы. Общая основа идейного роста, преобразования и возвышения сознания всех героев произведения А. Н. Толстого – их органическое приобщение к истории, включение в решение основных проблем эпохи, в сознательное созидание новой жизни.

Выдвижение в заключительной части трилогии – романе «Хмурое утро» – героев-коммунистов, революционных рабочих и крестьян, характеров цельных, целеустремленных, творящих в борьбе новую историю своей страны, внесло в творчество А. Н. Толстого новые черты: в трилогию широким потоком врывается, как безбрежный океан, все заполняет деятельность народных масс.

В дореволюционных произведениях А. Н. Толстого образы активных деятелей революции не находили воплощения. Как известно из биографии писателя, людей такого типа он ранее по-настоящему не знал. В романе «Сестры» выведены образы большевиков. Но писатель в это время был далек от верного представления об облике людей, творивших революцию. Поэтому образы людей из революционного лагеря в первой книге трилогии оказались однолинейными, менее убедительными, нежели другие персонажи: большевики здесь были показаны однобоко, только как сила разрушения старого, олицетворение ненависти к буржуазному миру. Героика всенародного созидания последующих лет раскрыла перед писателем новые грани облика советского человека.

Движение истории, новое мировоззрение внесли в творчество А. Н. Толстого обогащенное воссоздание характера передовых людей эпохи – революционеров. Более глубокое и верное воспроизведение образов героев-творцов революционной истории – было обусловлено тем, что советская действительность, во второй половине двадцатых годов развернувшая созидание новой жизни, многограннее раскрыла для писателя сущность героических характеров, рожденных революцией. Условная, схематическая фигура Василия Рублева отошла на задний план, когда в трилогии появились образы Ивана Горы, Чугая, Агриппины Чебрец, Шарыгина, Латугина, Анисьи Назаровой. Большевики уже предстают воплощением наиболее последовательного, действенного социалистического гуманизма, воплощением созидательного пафоса, богатства эмоций.

А. Н. Толстого особенно интересовало – создание типических образов людей, свершивших социалистическую революцию, отстоявших ее завоевания, строящих новую жизнь. Прежде всего о них хотел рассказать миру художник: «А те новые типы, кому еще в литературе нет имени, кто пылал на кострах революции, кто еще рукою призрака стучится в бессонное окно к художнику, – все они ждут воплощения. Я хочу знать этого нового человека» 6
А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 13, стр. 285.

Действие романа начинается с беспокойных времен первой мировой войны. Юная прелестная Булавина прибывает в Петербург, чтобы обучаться на курсах по юриспруденции и поселяется у старшей сестры, которая была замужем за Смоковниковым. В доме у них всегда бывают гости разных взглядов, в том числе и творческие личности. Один из них был Алексей Бессонов. Послушав его революционные речи, Даша прониклась симпатией к Алексею Алексеевичу, не ведая о том, что ее сестра давно была в близких отношениях с ним. Николай догадывался, конечно, об этом, и упрекал жену в измене. В ссору вмешалась Даша, пытаясь доказать, что все это неправда. Вскоре она узнает, что родственница на самом деле обманывала супруга. Катерина и Николай решают пожить отдельно друг от друга.

Девушка же знакомится с добропорядочным инженером Телегиным. Особенно тесно их отношения стали после встречи на теплоходе, где волей случая девушка ехала к отцу в гости. Папа Дарьи Дмитриевны дает совет съездить в Крым, что она и делает. Девушка хочет помирить свою сестру с мужем, однако, во время своего пребывания там она видит Бессонова и Телегина. Иван Ильич примчался к ней по причине отъезда на фронт и объяснения ей в любви.

Во время боевых событий 1914 года женщины работают в госпитале. В газетах они узнают, что Телегин пропал без вести. Однако известия оказались ложными. Прапорщик некоторое время был в плену, но затем удачно бежал и вернулся в Москву, где совсем ненадолго встречается с любимой и отправляется вновь в Петроград.

А в это время в доме Смоковниковых появляется неожиданный гость капитан Рощин, который безумно влюбился в Булавину - старшую. Даша же принимает предложение Телегина стать его женой, и они едут на постоянное место жительства в Петроград. Супруг Катерины был убит в окопах недовольными солдатами, и в знак утешения с ней находится Вадим Петрович. Накануне революции капитан признается ей в любви.

Книга II. Восемнадцатый год

Наступила революция. Но после этого было страшно находиться в Петрограде. Повсюду совершались разбойные нападения, все вокруг было разгромлено. Свирепствовал голод.

Даша была беременна и должна была родить, однако ночью на нее напали грабители, и в итоге страшного испуга, она разрешилась раньше положенного срока. Ребенок прожил лишь всего три дня. Отношения между супругами разлаживаются, и Телегин уходит воевать к красноармейцам. Катерина же с Рощиным уезжают в Самару, чтобы там спокойно переждать волнения. Они надеялись, что большевистская власть закончится уже весной. Но молодожены ругаются из-за политических разногласий. После конфликта капитан уходит с добровольцами на юг, где потом переходит к белогвардейцам. Мужчина мужественно воюет, но его сердце неспокойно из-за ссоры с Катериной Дмитриевной.

Женщине же приходит письмо с ложной информацией о том, что Рощин погиб. Она вынуждена отправиться в Ростов, но не попадает туда, так как оказывается в банде махновцев. И возможно бы ее судьба у бандитов была бы трагической, если бы там не оказался друг мужа Красильников, который оберегает ее.

Вадим же, оправившись после ранения, и получив долгожданный отпуск, едет в Ростов, но не находит ее там. На перроне он замечает Телегина, переодевшегося в белогвардейца, но не предает его, зная, что тот служит у красноармейцев.

В это же время Даша в мрачном и холодном Петербурге совершенно запутывается в своих идейных решениях. Она вступает в сомнительную организацию Савинкова, где проводит подпольную работу. Присутствуя как-то на митинге трудящихся и слушая речь вождя пролетариата, она принимает решение порвать со всем этим и уезжает к отцу. Ее муж прибывает к доктору Булавину и интересуется, где находится его младшая дочь. Однако Дмитрий Степанович вызывает контрразведчиков, чтобы те его арестовали. Супругу удается бежать, но он случайно замечает в доме свою жену. Они успевают сказать друг другу лишь несколько слов. Вскоре, когда город был освобожден от белых, инженер обнаружил дом Булавиных опустевшим и разоренным, но его супруги там не было.

Книга III. Хмурое утро

Далее мы видим, что Дарья с попутчиком направляются в Царицын. Поезд, в котором она ехала, был обстрелян белыми казаками. Через некоторое время она попадает к чекистам, которые считают ее шпионкой. Ей посчастливилось, что ее муж был знаком с командиром полка Мельшиным.

Иван Ильич в это время доставлял боеприпасы. Во время обороны города Ивана Ильича ранят, и когда он приходит в сознание, то видит около себя свою жену, работавшую в госпитале медсестрой.

Рощин же, полный разочарования в политике белого движения, хочет переметнуться в войска Красной Армии. Однако он узнает, что его любимая Катерина находится в руках бандитов под предводительством Махно. Он решает пробраться в штаб руководителя шайки, но попадает к начальнику контрразведки махновцев Задову. Рощина подвергают пыткам, и Махно берет его с собой на переговоры с большевистскими гонцами, для того, чтобы ввести красных в сомнение. Однако Вадим побывал на месте, где держали Катю, но ее там не было, и он не знал, где находится его супруга. Позже он участвует в обороне города Екатеринослава, где получил ранение и подобран большевиками. Выписавшись из больницы, Рощин принимает участие в разгроме бандитов, где убивает Красильникова, который долгое время добивался любви Кати. Вадим долго разыскивает жену, но безрезультатно.

Катерина Дмитриевна приезжает в разрушенную столицу и там происходит встреча с Телегиным, который обвиняет Вадима в предательстве. Однако она ему все объясняет. В скором времени неожиданно она видит на митинге перед выступающими людьми Рощина.

Позже к ним прибывают Дарья и Иван Ильич. И они идут все на доклад Кржижановского об электрификации в Большой театр. Они сидят на пятом ряду верхнего яруса и Иван Ильич, показывая на Владимира Ильича и Сталина, говорит Даше о том, что выступление было замечательное и ему хочется вновь работать. А Рощин объясняет Кате, что народ, и он в том числе, готов отдать жизнь во имя Отчизны

Роман учит нас достойно переносить все тяготы жизни, поддерживать близких в трудную минуту.

Картинка или рисунок Хождение по мукам

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Случай из практики

    К тяжелобольной дочери фабриканта приглашают профессора. Вместо себя доктор присылает ординатора Королева. Родившийся и выросший в Москве

  • Краткое содержание Пришвин Таинственный ящик

    В начале рассказа заходит разговор о волках. Бывалый охотник утверждает, что человеку нечего бояться волков. Ведь волк – это всего лишь животное, а человек – существо разумное и потому может легко справиться со зверем при помощи оружия или же своего ума

  • Краткое содержание Рид Белый вождь

    В одном из городов солнечной Мексики Сан-Ильдефонсо празднуют день Св. Иоанна. Веселятся все, несмотря на социальное положение. Как всегда, в романе есть главная героиня это дочь одного богатого аристократа

  • Краткое содержание Драгунский Третье место в стиле баттерфляй

    Произведение является составной частью детского сборника под названием «Денискины рассказы», повествующего об историях из жизни одного мальчика, являющегося главным героем по имени Дениска.

  • Краткое содержание Портер Поллианна

    Полианна - 12-летняя девочка, у которой умерли родители. На всем свете у нее осталась только тетя Полли. Кстати имя девочки составлено из имен двух сестер: той самой тети и имени матери - Анны. Мама маленькой героини умерла несколько лет назад

«Хождение по мукам» представляет собой трилогию романов известного советского писателя А. Толстого. Первый роман «Сёстры» был написан в начале 1920-х годов в период пребывания писателя в эмиграции, именно поэтому произведение проникнуто тоской по родине.

Вторую книгу «Восемнадцатый год» Толстой создаёт в конце 1920-х. Настроение вернувшегося из эмиграции автора заметно меняется. Третья книга «Хмурое утро» была написана в начале 1940-х. Это были последние годы жизни писателя.

Трилогия Толстого была дважды экранизирована в Советском Союзе: в 1957-1959 годах (художественный фильм, состоящий из трёх серий) и в 1977 году (сериал, состоящий из тринадцати серий).

Сестры

Петербург, 1914 год. Дарья Булавина приезжает в столицу, чтобы поступить на юридические курсы. Девушка останавливается у своей замужней сестры Екатерины Дмитриевны. Супруг старшей сестры – известный в Петербурге адвокат Николай Смоковников. Дом адвоката часто посещают революционно настроенные гости, среди которых самым прогрессивным считается Алексей Бессонов.

Дарья неожиданно для себя влюбляется в развратного и порочного Алексея. Молодой чистой девушке и в голову не приходит, что её сестра уже успела изменить супругу с поэтом. Муж догадывается об измене и делится своими сомнениями с Дарьей. Однако старшая сестра уверяет и Николая, и Дарью, что их подозрения неоправданны. В конце концов, младшая сестра находит подтверждения того, что Катя действительно обманула мужа. Дарья умоляет Екатерину рассказать Смоковникову правду. В результате, муж и жена разъезжаются: Николай уехал в Крым, а Екатерина – во Францию.

Дарья знакомится с инженером Иваном Телегиным. Часть квартиры инженер сдаёт подозрительным молодым людям, любителям футуристических вечеров. На одном из таких вечеров оказалась и Дарья Булавина. Девушке не понравился вечер, но хозяин квартиры вызывает у неё симпатию. Некоторое время спустя Телегин находит Дашу, чтобы объясниться ей в любви, а затем отправляется на фронт. Катя вернулась из Франции. Сёстры вместе работают в московском лазарете. Адвокат Смоковников помирился с женой. Вскоре становится известно, что поэт Бессонов погиб на фронте, куда был мобилизован. Телегин пропал без вести.

В Катю влюбляется капитан Рощин. Он пытается объясниться ей в любви, но не находит взаимности. Тем временем Иван Телегин приезжает в Москву, чтобы встретиться с Дарьей. Как оказалось, молодой человек попал в концлагерь, из которого бежал. Через некоторое время влюблённые смогли пожениться и переехать в Петроград. Смоковников отправляется на фронт, и вскоре Катя становится вдовой. Рядом с Екатериной остаётся Рощин.

Семейная жизнь Ивана и Даши не ладится. У пары родился первенец. На третий день после рождения мальчик умер. Иван решает уйти в Красную Армию. Рощин и Екатерина поссорились. Капитан поддерживает белых и выступает против большевиков. Между Катей и капитаном происходит разрыв. Рощин добивается своей цели и попадает к белогвардейцам. Однако расставание с Екатериной заставляет его страдать. Катя получила ложное известие о смерти капитана и решила отправиться в другой город. По дороге на поезд напали махновцы. Рощин, получив отпуск, отправляется за любимой, но узнаёт, что она давно покинула Ростов, где они расстались. Капитан встречает Ивана Телегина в белогвардейской форме. Очевидно, красноармеец стал шпионом. Но Рощин не выдаёт старого знакомого.

Дарью втягивают в подпольную работу, и она переезжает в Москву. Девушке приходится следить за выступлениями Ленина, ходить на митинги рабочий и проводить время в компании анархистов для прикрытия. Искренность вождя пролетариата заставляет Дарью отказаться от подпольной работы и общения с анархистами. Девушка едет к отцу в Самару. Тем временем Иван разыскивает свою жену и отправляется к своему тестя. Несмотря на то, что Телегин был одет в белогвардейскую форму, доктор Булавин догадался, что перед ним красноармеец. Отец Даши не поддерживает революцию. Отвлекая внимание зятя старым письмом от дочери, Булавин вызывает контрразведку. Спасаясь бегством, Телегин встречает жену, которая всё это время была в доме. Через некоторое время Иван возвращается в дом тестя, но находит его пустым.

Хмурое утро

Супруги Телегины вновь встречаются в лазарете. Во время обороны Царицына Иван был серьёзно ранен. Придя в себя в госпитале, он видит возле своей постели жену. Рощин успел разочароваться в белых. Теперь его единственной целью становится поиск Кати. Узнав, что любимая попала в плен к махновцам, капитан отправляется её выручать, а затем и сам становится пленником. Вместе с приверженцами Махно Рощин участвует во взятии Екатеринослава. Раненный капитан попадает в руки красных. Покинув госпиталь, куда его отвезли, Рощин отправляется на поиски Кати. Судьба вновь сводит его с Телегиным. Иван принимает знакомого за шпиона, зная, что капитан поддерживал белых, но вскоре понимает, что ошибся.

Екатерина Дмитриевна вернулась в свою московскую квартиру, которая к тому времени уже успела стать коммунальной. Вскоре Катя встречает Рощина, которого всё это время считала погибшим. Влюблённые воссоединяются. К Екатерине и капитану Рощину приезжают Иван и Дарья.

Написание трилогии растянулось на 20 лет. За это время автор успел пересмотреть свои взгляды. Несмотря на то, что Толстой вернулся из эмиграции, он до конца так и не смог смириться с тем, что страна, которую он так любил, успела измениться до неузнаваемости. Возможно, писатель не поддерживал белогвардейцев, но и к большевикам он относился крайне подозрительно и осторожно. Это нетрудно заметить в первой книги трилогии. Толстой не уверен, что новые хозяева страны изменят жизнь народа к лучшему.

Во второй книге уже заметны сомнения автора. Роман «Восемнадцатый год» был написан через 10-11 лет после Октябрьской революции. За это время жизнь действительно не стала лучше: страна нуждалась в восстановлении после гражданской войны. Тем не менее, Толстой понимает: улучшения в такой короткий срок просто невозможны. И помехой этому становятся не только разрушения, но и неуспевший перестроиться менталитет его сограждан.

Многие представители интеллигенции по-прежнему не доверяют большевикам. Пользуясь этим, бывшие участники белого движения периодически напоминают о себе. Сам Толстой уже сделал свой выбор. Его окончательное мнение о новой власти сформировано. Неслучайно один из главных положительных героев романа – Иван Телегин – уходит в Красную Армию. Однако автора начинают терзать другие сомнения: долго лишь продержится новый режим, ведь сторонники старого не хотят отступать? 1920-е годы действительно были очень неспокойными.

Вера автора в благо большевизма
В третьей книге читатель не увидит ничего, кроме уверенности Толстого в том, что новая власть принесла народу только благо. Большевики одержали, в первую очередь, нравственную победу над своими противниками. Почти 30 лет спустя после революционных потрясений автор трилогии перестаёт сомневаться в том, что русский народ сделал правильный выбор, поддержав большевиков.

Сталинская премия

Уже в разгар Великой Отечественной войны А. Н. Толстой был отмечен за свою трилогию Сталинской премией, получив денежное вознаграждение, составлявшее 100 тысяч рублей. Для 1943 года это была более чем значительная сумма. Писатель, не задумываясь, передал денежное вознаграждение в Фонд обороны. Деньги пошли на строительство танка «Грозный».

Роман «Хождение по мукам» Толстого был окончательно завершен в 1941 году. Книга представляет собой трилогию романов, повествующих о судьбе русской интеллигенции непосредственно перед, во время и после событий 1917 года. Трилогия состоит из романов «Сестры» (1922 год), «Восемнадцатый год» (1928 год) и «Хмурое утро» (1941 год).

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Хождение по мукам» по частям и главам. Проверить знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Екатерина Булавина (Смоковникова, затем Рощина) – красивая молодая женщина, умная и утонченная, хозяйка модного петербургского салона.

Дарья Булавина (Телегина) – младшая сестра Екатерины, юная красавица, честная, чистая девушка.

Вадим Петрович Рощин – второй супруг Екатерины, дворянин, офицер, воспитанный в монархическом духе.

Иван Ильич Телегин – супруг Дарьи, молодой инженер, честный и порядочный, встретивший революцию на стороне большевиков.

Другие персонажи

Николай Иванович Смоковников – первый муж Екатерины, богатый, известный в Петербурге адвокат.

Алексей Бессонов – представитель революционно настроенной интеллигенции, любовник Екатерины.

Дмитрий Степанович Булавин – любящий и заботливый отец Дарьи и Екатерины, доктор.

Книга 1. Сестры

Главы 1-4

В 1914 году Петербург « жил словно в ожидании рокового и страшного дня ». Новая жизнь, страшная в своей неизвестности, лезла из всех щелей. В прошлом году юная чистая девушка Дарья Булавина приехала в Петербург, чтобы поступить на юридические курсы. Она поселилась у старшей сестры Екатерины Смоковниковой – « муж ее был адвокат, довольно известный; жили они шумно и широко ».

В доме Смоковниковых часто бывали яркие, интересные личности. Среди них оказался и Алексей Бессонов, чьи революционные речи пришлись по душе Дарье. Она не знала, что Екатерина была его любовницей. Николай Иванович догадывался об измене жены, и устроил ей форменный скандал, назвав « уличной женщиной ». Даше было горько слышать эти слова – она боготворила старшую сестру. Супруги решили пожить отдельно друг от друга: Николай Иванович – в Крыму, а Екатерина – во Франции.

Главы 5-15

Дарья познакомилась с молодым добропорядочным инженером Иваном Ильичом Телегиным, который сразу почувствовал интерес к юной красавице. Летом Дарья отправилась в Самару навестить отца. Неожиданно на волжском пароходе она встретила Ивана Ильича, и между молодыми людьми вспыхнула искра страсти.

« Доктор Дмитрий Степанович Булавин, отец Даши », узнав об испорченных отношениях четы Смоковниковых, велел Даше отправиться в Крым, отыскать Николая Ивановича, и уговорить его отправиться в Париж, к жене. В Евпатории, куда поехала Дарья, она пользовалась большим успехом среди местных кавалеров. Смоковников же « был польщен таким успехом «своей Дашурки»». Это были чарующие, полные неги « последние дни старого мира ». Получив тревожное письмо от Екатерины, Николай Иванович и Даша решили вдвоем ехать в Париж сразу же, как только им сделают заграничные паспорта. В Крыму Дарью успел найти Иван Телегин, который специально приехал проститься с ней – его призывали на фронт, и он не мог уехать, не признавшись девушке в своих чувствах.

Главы 16-38

На фронте нелепой смертью погиб Бессонов. Даря и Екатерина в Москве устроились на работу в госпиталь. Сестры чувствовали, « что на них, да и на каждого теперь человека, легла, как жернов, тяжесть ». Обезумевшие от войны мирные жители Москвы принялись громить « квартиры немцев и немецкие магазины ». Николай Иванович бы на стороне народа, который, как он считал, « через такие штуки получит вкус к чему-нибудь посерьезнее ».

Из газет они узнали, что Телегин пропал без вести, однако эта информация оказалась ложной. Прапорщик находился в плену, но ему посчастливилось сбежать. Первым делом он отправился в Москву, чтобы встретиться с Дарьей. Даша была поражена неожиданной встречей – « ждала два года, а дождалась - слова не нашла сказать ». Услышав страшную историю побега своего возлюбленного, Дарья сказал, что более никуда его не отпустит. Телегин же был уверен, что его вновь призовут, и надеялся лишь, что его « отчислят куда-нибудь на военный завод ».

Спустя пять дней Телегин « из Петрограда казенный пакет с назначением немедленно явиться на Балтийский завод » . Перед отъездом Иван Ильич сделал Даше предложение, но она « ответила только взглядом на вопрос его - будет ли она его женой », и в дальнейшей переписке никогда не затрагивала эту тему.

В Петрограде Телегин стал свидетелем того, как заговорщики сбросили в реку тело убитого ими Григория Распутина. На его глазах начиналась февральская революция. Иван Ильич поспешил в Москву, к Даше. Она согласилась стать его женой, и молодожены вернулись в Петроград.

Главы 39-43

Тем временем комиссар Временного правительства Николай Иванович Смоковников с большим энтузиазмом выехал на фронт. Он выкрикивал лозунги, подбивая солдат на активную борьбу. Однако уставшие от беспросветной войны солдаты, не желая более умирать в окопах, убили комиссара.

Кате было сложно пережить это известие, но еще тяжелее было перенести панихиду и « похороны останков Николая Ивановича ». После лицемерных речей об утрате великого человека у нее было только « одно желание - вымыться и заснуть ». В эту тяжелую для Екатерины минуту ее поддержал давний ее поклонник, капитан Вадим Петрович Рощин.

Катя переехала в Петроград, и « поселилась неподалеку от Даши, в деревянном домике, у двух старушек ». Она вела скромную жизнь, и каждый день писала письма Вадиму Рощину, « бывшему все это время в командировке, на фронте ». Вскоре приехал и сам Рощин, который вез весьма неутешительные известия военному министру – к осени « Россия перестанет существовать как суверенное государство ». Вадим Петрович решился, и признался в любви Екатерине.

Книга 2. Восемнадцатый год

Главы 1-6

Произошла революция. В Петрограде стало « страшно, непонятно, непостигаемо» . Повсюду совершались разбойничьи нападения, свирепствовал голод. В это тяжелое, смутное время Даша ждала ребенка. Она родила мальчика раньше положенного срока – роды « случились после страшного потрясения ». На улице на Дарью напали грабители, сильно напугав ее. Она едва добралась домой, где в ту же ночь родила. Ребенок прожил только три дня, и его смерть стала настоящим потрясением для Даши. Телегин бегал « в рваных калошах по городу в поисках подсобной работишки, продовольствия, дровишек и прочего ». Он был очень нежен и заботлив по отношению к жене, которая все больше отдалялась от него.

Екатерина с мужем, Вадимом Рощиным, перебралась в Самару, к отцу, « где можно было спокойно переждать до весны, не дрожа за каждый кусок хлеба ». Супруги не сомневались, что большевистская власть не продержится до лета. Из-за политических разногласий они сильно повздорили, и капитан Рощин отправился с добровольцами на юг, где вскоре примкнул к белогвардейцам. Перед ним стояла одна задача, которая не давала ему спокойно жить – « отомстить большевикам за позор ». Рощин показал себя мужественным бойцом, но душа его не находила покоя из-за ссоры с любимой женщиной.

Главы 7-12

Екатерина получила письмо с ложной информацией о смерти Рощина. Ей было невыносимо тяжело от того, что так « грустно и ненужно прожита жизнь ». Она распродала все вещи, оставив себе на память « только одну вещицу - изумрудное колечко », которое ей подарили на день рождения.

Екатерина села в поезд до Ростова. Когда состав резко остановился, « без слов было ясно, что влипли в историю ». Так Катя оказалась в банде махновцев, где ей пришлось бы совсем худо, если бы там не оказался товарищ мужа, который всячески оберегал ее. Вадим Рощин, оправившись после полученного ранения, поспешил в Ростов на поиски жены, но не нашел ее там. На перроне он заметил Телегина в форме белогвардейца. Рощин знал, что Иван Ильич воевал на стороне большевиков, но не выдал его.

Когда Телегин отправился на фронт воевать за большевиков, Даша осталась одна. Она едва сводила концы с концами, и была вынуждена продать почти все ценные вещи. По улицам города бродили « страшные люди, каких раньше никто и не видывал ». Они обходили дома и грабили беззащитных жителей. Даша старалась реже выходить на улицу и даже « меньше есть, чтобы меньше было хлопот ».

В холодном Петербурге Даша, окончательно запутавшись в своих идейных решениях, вступила в сомнительную организацию. Однажды она оказалась на митинге трудящихся, где услышала речь вождя пролетариата. После этого Даша решила переехать к отцу. Вскоре в Самару добрался и Телегин, который хотел узнать у Булавина хоть какие-то известия о Даше. Однако Дмитрий Степанович, заподозрив в нем большевика, вызвал контрразведчиков. Телегину лишь чудом удалось бежать. Когда Самара была освобождена от белогвардейцев, он вновь вернулся в город, но застал дом Булавиным разоренным.

Книга 3. Хмурое утро

Главы 1-10

Даша « без памяти убежала от той жизни ». Она попала в расположение красных войск, где ее приняли за шпионку. На счастье Даши, командир полка был лично знаком с Телегиным, с которым он прошел германскую войну и бежал из плена.

« После военных операций под Самарой » Иван Ильич получил новое назначение. Ему было поручено доставить пушки и боеприпасы в Царицын. Во время обороны города Телегин был тяжело ранен. Когда он очнулся в лазарете, то увидел перед собой любимое лицо Даши, которая работала там сестрой милосердия.

Главы 11-20

Вадим Рощин глубоко разочаровался в белом движении, и собирался дезертировать из армии. Случайно он узнал, что Катя искала его, и попала в плен в банду батьки Махно. Рощин отправился на поиски супруги, которая к тому времени уже сбежала из плена и устроилась на работу учительницей в деревне.

Волей судьбы Рощин и Телегин встретились еще раз, и теперь они воевали на одной стороне. Иван Ильич служил командиром бригады, а Рощин был у него начальником штаба. Тем временем Катя вернулась в Москву, в свой дом. Большой, неожиданной радостью стало для нее известие о муже, которого она давно считала мертвым.

Телегины вскоре вернулись в Москву, « Дашино желание сбылось, - они все были снова вместе ». Супруги отправились в Большой театр, чтобы выслушать доклад об электрификации новой страны. Герои были уверены, что « прошла жизнь – преступление и ложь », и теперь они хотели только одного – работать на благо отечества, за которое они воевали и проливали свою кровь.

Заключение

В произведении Толстого затрагиваются многие важные вопросы: любовь, порядочность, верность отчизне, предательство. С судьбой России неразрывно связаны и личные трагедии главных героев, которым было суждено пройти через безжалостные жернова революции.

После ознакомления с кратким пересказом «Хождение по мукам» рекомендуем прочесть роман в полной версии.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 39.



Творчество и игры