Театральная деятельность в школе. Театральная деятельность в коррекционной школе

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление, обусловленное рядом социально-культурных и образовательных факторов. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования.

На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому принцип интеграции в организации внеурочной деятельности по предмету выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий.

Цель школьного театра состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы. Школьный театр предстаёт как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребёнком.

Разработка методики школьного театра, органично включённого в учебный процесс, сегодня становится актуальной педагогической потребностью.

Театрализованная деятельность может быть на любом уроке, в любом школьном деле. Основные функции театральной педагогики:

  • использование театральных форм и методов на уроках и на внеурочных занятиях (включая предметы естественно-научного цикла);
  • организация театральных постановок и праздников силами одного класса или параллели (по истории, литературе, языку, в том числе по иностранному, МХК);
  • организация разовых представлений праздников (приуроченных к юбилейной дате, событию);
  • организация школьного театра или детской театральной студии;
  • посещение профессиональных театров и театральных музеев для получения яркого эстетического, эмоционального опыта, приобщения к культуре и истории;
  • приглашение профессиональных актёров, специалистов театра в школу;
  • просмотр фрагментов театральных постановок, спектаклей на уроках (история, МХК, литература и др.)

Театр – искусство синтетическое. Постановка спектакля – это работа не только с актёрами. Одни ребята больше склонны к рисованию, другие – к пению, третьи – к поэзии, сохраняя при этом общую тенденцию к многообразию форм эстетического отражения действительности и самовыражения. Школьный театр даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя начинающим актёром, декоратором, сценаристом, музыкантом, костюмером, стилистом, режиссёром, фотографом и оператором.

Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.). Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трёх аспектах:

  • в создании драматического содержания, т. е. в интерпрета­ции, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочине­нии вариативного либо собственного сюжета;
  • в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адек­ватно воплощать художественный образ с помощью разных средств вырази­тельности: интонации, мимики, пантомимики, движения;
  • в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального со­провождения, афиш, программок.

Школьный театр рассматривается как методика введения ребёнка в мировую культуру, которая совершается по возрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественно-научного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра может рассматриваться как универсальный способ интеграции.

Основные приёмы театральной педагогики:

  • активные действенные формы подачи и усвоения материала;
  • сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия;
  • эмоциональная значимость материала для ученика и учителя;
  • сюжетное построение урока. Движение от неизвестности к обретению знания;
  • ролевая игра;
  • целостное включение личности. Методы социоигровой и интерактивной педагогики;
  • раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления современности;
  • ориентация на коллективное творчество. Для детей очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе созидания общественных ценностей;
  • ориентация на достижение конечного творческого результата.

Основные виды театральной деятельности, используемые при работе с учащимися:

  • театрализация и ролевая игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • сценические движения;
  • сценография;
  • хореография;
  • вокал;
  • основы театральной культуры;
  • основы актёрского мастерства;
  • создание спектакля.

Подготовительная работа по созданию театральной постановки не только может стать инструментом для развития творческих способностей или одним из профильных направлений, но и может повлиять на достижение высоких образовательных результатов каждого ребёнка.

Алгоритм работы создания театральной постановки

Выбор произведения и обсуждение его с детьми. Изучение истории этого произведения, биографии автора. Посещение театров, просмотр театральных постановок по выбранному произведению. Создание сценария. Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.

Репетиционный процесс требует взаимодействия педагогов различных направлений для юных актеров – это актёрское мастерство, ритмопластика, риторика, сценические движения, культура и техника речи.

Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов, их изготовление. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным и световым оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за фото и видео съёмку, за смену декораций, реквизита. Премьера спектакля. Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.

Таким образом, театральную деятельность реализуют как в основной образовательной программе – через учебные занятия и внеурочную деятельность, так и через широкий спектр программ дополнительного образования, что позволяет обеспечить максимальное вовлечение учащихся и создание как краткосрочных, так и долгосрочных проектов.

Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:

– вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого, в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения;

– профессия учителя имеет много общего с профессиями актёра и режиссёра. Публичность – специфика педагогической и актёрской профессиональной ситуации. Как актёр, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей – учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссёр в процессе репетиций, так и учитель на уроке должен обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актёров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссёр также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.

Задача педагога – помочь ребёнку овладеть различными методами познания естественно-научной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

Дети в школьном театре попадают в особую эмоциональную зависимость от руководителя.

Риски и опасения:

  • небрежность, нетребовательность руководителя по отношению к себе и детям;
  • дурновкусие руководителя;
  • неуважение руководителя к личности ребёнка;
  • неудовлетворённое собственное тщеславие руководителя, неумение прислушаться к законам и стилям жанра, которые диктуются возможностями и интересами исполнителей.

Мастер-классы в области детской театральной педагогики с целью развития деятельностного, компетентностного подхода, средовой педагогики и педагогики искусства через обогащение театральными методами, которые можно организовать для участников школьной театральной педагогики:

Темы

Театральные игры.

Техника речи.

Сценическая речь.

Ритмодекламация.

Сценическое движение.

Пантомима.

Ситуативные этюды.

Актёрское мастерство.

Искусство сценографии.

Движение и звук.

Преображение пространства.

Звукопись.

Импровизация

Учителя школ, педагоги дополнительного образования – руководители и педагоги детских театральных коллективов, учителя-предметники, применяющие театральные методики на уроках, педагоги-организаторы, учителя литературы, истории и образовательной области «Искусство», классные руководители

Воспитанники детских театральных коллективов, учащиеся гуманитарных классов, педагогических классов.

Учащиеся начальных, средних и старших классов, интересующиеся театральным искусством, учащиеся средних и старших классов художественных школ и школ с углублённым изучением предметов эстетического цикла

Педагоги и руководители детских театральных студий, хореографы, специалисты в области пластики и движения, старшие воспитанники детских театральных студий, хореографических коллективов, студий пантомимы и пластики

Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы – это действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

Начиная работу по созданию театральной педагогики, коллективу школы следует отчётливо понять возможности и место школьного театра в конкретной школе, с её собственными традициями и способами организации учебного процесса. Тогда предстоит выбрать и выстроить систему, именно в системном подходе театральная деятельность позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов.

Главной задачей было вовлечь как можно больше учащихся в творческую деятельность. По образованию я профессиональная актриса и мне не составило особого труда сделать спектакль. Первый опыт получился удачным. Спектакль на школьном конкурсе театральных работ занял первое место. Мне предложили поработать в школе в качестве педагога дополнительного образования.

С 2002 по 2005 учебные года были поставлены спектакли:

  • по стихам Б. Заходера,
  • по сказке А. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»,
  • русская народная сказка «Лубяная избушка»,
  • по стихам Д. Хармса «Цирк Принтипрам»,
  • спектакль по рассказам Е. Клюева «Сказки простого карандаша», который стал лауреатом окружного фестиваля школьных театров.

Постепенно я увлеклась и втянулась в школьную жизнь. Параллельно с репетициями я стала обучать детей актерской технике, разыгрывались этюды на беспредметные действия, изучалась пластика, проходили занятия по сценической речи. Классный руководитель стала с удивлением отмечать, что дети, занимающиеся театром, стали лучше читать, говорить и даже логически мыслить, успеваемость и дисциплина у этих детей значительно отличалась от их сверстников. Мне предложили создать школьную театральную студию. В студии появились и новые спектакли и новые актеры-ученики как младшей школы, так и основной, и старшей.

Интересным был опыт работы с 9 «А» классом. Ко мне пришла группа учащихся и попросила принять всех их в студию. Они были готовы участвовать в любой постановке, все равно какой, лишь бы вместе и лишь бы сейчас. Пришлось объяснить, что для начала мне нужно их узнать, понять их индивидуальность, а для этого надо начать с этюдов. Я задаю предлагаемые обстоятельства, и прошу ребят существовать в них, ничего не выдумывая, вести себя так, как они повели бы себя в реальных ситуациях. И тут выяснилось, что дети к девятому классу обросли комплексами, потеряли искренность и наивность восприятия, не могут вести себя естественно, а о фантазии и говорить не приходится. В сжатые сроки пришлось ознакомить их с театральной лексикой, отсмотреть и обсудить ряд театральных работ известных мастеров сцены, ввести их в мир театра, перевоплощения, выполнения задач, поставленных режиссером. А тем временем я присматривалась к ним и искала пьесу, чтобы каждому была роль по его способностям и как говорят в театре «на его индивидуальность».

К сожалению, театром в большинстве хотят заниматься девочки, а пьесы рассчитаны на мужской состав труппы, и я их уговорила на постановку сказки А. Усачева «Страсти по Насте», где каждому нашлась подходящая роль. Жанр мы определили как «балаган с Петрушкой», и началась работа.

Нужно было сохранить жанр и стиль существования на сцене в костюмах. Кое-что ребята шили сами, что-то подбиралось из «бабушкиных сундуков», Ребята знакомились с книгами по истории костюма, слушали народную музыку, научились понимать, что соответствует нашему спектаклю, а что не совсем подходит, искали музыкальные темы для линии влюбленных, для поддержки комичности смешных персонажей, долго и мучительно искали трагическую музыкальную тему.

Репетируя спектакль, мы продолжали работу над этюдами, занимались сценическим тренингом (пластика и речь), постепенно мои актеры начали делать первые шаги на сцене и уже играли почти как профессионалы. Спектакль вышел к концу учебного года и был сыгран 11 раз. К последнему спектаклю ребята признались, что перестали быть скованными, думать о руках, ногах, а у всех было ощущение, что они и есть эти персонажи, и удовольствие от игры на сцене наконец-то пришло. Удивительно и то, что никто из них не собирается связать свою жизнь с профессией актера, но с завидной настойчивостью они каждый новый учебный год приходят на собрание студии и ждут новых работ.

С этой группой были поставлен спектакль «Играем классику» включавший сцены из пьес А. Грибоедова «Горе от ума», Н. Гоголя «Ревизор» и «Женитьба», инсценировка рассказа А. Чехова «Хористка». К слову сказать, и этот спектакль был дан 10 раз. В этом году с этой группой выпускается 3-ий спектакль по пьесам А.П. Чехова. Ребята признавались мне, что после работы над спектаклями им стало интересней читать программные произведения, и они стали их лучше понимать. «Мы как будто выросли», — говорили мне мои студийцы, а родители сообщали по секрету, что давно с таким рвением дети не читали заданного по литературе.

Сегодня театральная студия насчитывает 90 человек, а это 6 групп по 15 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Каждая группа — это маленький коллектив со своим расписанием и укладом (как правило, все учатся в классах одной параллели). Многие дети открывают для себя новые профессии, научаются работать руками, с удовольствием работают декораторами, гримерами, звукорежиссерами, рабочими сцены.

Работа в театральной группе помогает каждому участнику лучше понять свои возможности, осознать собственный потенциал, реализовать себя в различных формах деятельности. Процесс подготовки и выпуска спектакля с каждой театральной группой разрабатывается как проект. Каждая группа выбирает драматургию, определяют этапы работы, распределяют обязанности, а сам спектакль выступает как представление проекта.

Если раньше весь процесс обучения театральному искусству подготовки спектаклей лежал на моих плечах, то сегодня, несмотря на большую занятость учебой, ребята с удовольствием дополнительно занимаются с педагогами пластикой и вокалом, сценической речью.

Основным условием набора в студию является мотивация ребенка — «я очень хочу этим заниматься». Поэтому ни отбора, ни предварительных прослушиваний при поступлении в студию нет. Да и кто может заранее сказать, что может получиться при большом старании и создании условий для выявления их творческих возможностей. Да и я не ставлю своей задачей превратить их в актеров. Важно, что ребята, приобретая навыки в процессе актерских тренингов и сценического опыта, значительно отличаются от большинства своих сверстников умением говорить, держаться на публике, и даже логически мыслить и рассуждать.

Моей главной задачей является воспитание гармоничной личности, умеющей творчески жить и мыслить, знающей этику поведения, умеющей выходить из конфликтной ситуации, а главное умеющей отличить добро от зла, чему учит великая русская литература, драматургия и театр. Театр учит работать в коллективе, объединяться ради идеи спектакля, умению управлять своей волей, видеть и слышать другого, понимать природу поступка и поведения, управлять своими эмоциями и главное понять себя и оценить свои возможности.

Первый спектакль мы играем для родителей и друзей, а после его просмотра родители с удивлением и восхищением говорят, что они узнали о своих детях много нового, неожиданно раскрылись новые грани их личности. Оказалось, что талантом к сценическому творчеству обладают все занятые в спектакле дети. Эти встречи и обсуждения затягиваются допоздна, расходиться никто не хочет, всех объединяет теплая дружеская атмосфера внутри студии и радость.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость

При студии создан родительский комитет, который собирается на заседания раз в месяц. В работу комитета входит родительская помощь по оформлению спектаклей и изготовления костюмов, а также обсуждение после спектакля работ детей — маленький худсовет. Это нужно и детям и родителям, теперь у всех есть общее дело, объединяющее интересы детей и интерес родителей к своим детям. В наше время много развлечений и мало дел и, которые могут объединить детей и родителей, и времени, которое родители могут посвятить своим детям и собственным примером серьезного отношения к делу помочь в воспитании ответственной личности. Затем мы играем для школы, где присутствуют и педагоги и ученики, после приглашаем школы-соседи, и наконец, представляем спектакль жителям нашего района

Опыт моей работы показывает огромные возможности школьной театральной деятельности в воспитании молодых людей и решении сложных проблем их адаптации к жизни в современном обществе.

Почти всех поступающих в студию детей отличает неуверенность, зажатость, чувственно-эмоциональная незрелость. Приходится тратить много усилий, чтобы научить ребенка правильно говорить, свободно держаться, раскрыть его индивидуальные и творческие способности. В работе с вновь пришедшими в студию я ставлю задачу раскрепостить их, снять психологические и физические зажимы, для этого подбирается материал, приближенный к клоунаде, где дети в радости и свободе творят вдохновенно, надевая смешные костюмы и гримируясь соответственно образу клоуна, забывают робость и неуверенность.

Театр позволяет выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, способствует выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику ; содействует самореализации личности ребенка и педагога. Театр помогает укрепить взаимоотношения в коллективе. Элементы совпадения в художественном творчестве ускоряют развитие эмпатии и положительных чувств; усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную и социальную компетентность.

Театр — ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, поскольку с ребенком намного легче наладить контакт с помощью игр.

Занятия в театральной студии позволяют успешно преодолевать тревогу, раздражительность, страх, неуверенностью в себе, сниженную самооценку, трудности в общении, помочь уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности.

Театр позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру, а так же помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Сама атмосфера театра безопасная и воодушевляющая, поэтому действует для зрителей и актеров исцеляюще.

За прошедшие годы я стала понимать значимость театра в жизни школы и каждого ученика в отдельности. Мои наблюдения открыли мне огромные возможности театра в воспитании и формировании личности учащихся, а опыт показал необходимость театра для детей.

Деятельность педагога дополнительного образования, как и педагогическая деятельность, является управленческой, регулирующей взаимодействие между учащимися и родителями, учащимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных сфер. Сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

Внеурочная половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся; углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам; стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников; повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Во-вторых, школьный театр как дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в работе театральной студии способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Жаль, что воспитательные возможности школьного театра как дополнительного образования до сих пор не осознаются педагогами в достаточной мере. Как показывает опыт, школьные учителя тогда начинают по-настоящему ценить внеурочную деятельность детей, когда она позитивно сказывается на их учебных достижениях.

Таким образом, школьный театр способен решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы. Это лишь первый шаг на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Главное — сделать его. Дальнейшее будет зависеть от нашего желания, настойчивости и способности увлечь за собой всех тех, кому небезразлично, какое развитие получат наши дети в современной школе и какими мы их подготовили для будущего профессионального самоопределения.

Подводя итог, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных компетентностей подростков.

Ноябрь 2009 г.

Об авторе: Кольчугина Елена Константиновна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ №648 САО г. Москва закончила ГИТИС им. А.В. Луначарского, Режиссёрский факультет, курс А.В. Эфроса и А.А. Васильева.

Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности, представляет, богатейшие возможности для становления личности ребенка. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа, путь к себе. Жизнь театрального искусства в школе (урок театра, факультатив по театральной культуре или любительский театральный коллектив) - это всегда основание для межличностного общения учеников, возможность размышлений об искусстве и жизни. На сегодняшний день школьный театр остается востребованным современными детьми. Потому что он «развивает», «находит таланты», «учит преодолеть стеснение»,«дети в чем - то откровеннее, чем взрослые; «на детей интереснее смотреть, чем на взрослых»; «Иногда дети не понимают игры взрослых»; «В детском театре актер и зритель находятся наравне». За этими высказываниями скрывается чуткость детской души к фальши «взрослого», профессионального театра. Прочитывается в них протест против «притворных» чувств, потребность в искренних, а не суррогатных эмоциях, которые предлагает массовая культура.

Цель детского театра в первую очередь - развитие самого участника детского театра, раскрыть его способности мыслить тоньше и глубже, обогатить его духовный мир, умение слушать, и восхищаться работой, возможность обменяться впечатлениями и опытом другого актера.

Прежде всего, надо учитывать особенности театра, то есть, он должен быть по - настоящему детским, в котором играют дети, его отличия от взрослого и профессионального. Учитывать каждый возраст и способности каждого ребенка индивидуально. Кроме того, надо принять во внимание различия в целях и ценностном результате. А как зрители дети должны научиться ощутить прекрасное все ярче и острее, эстетически, уметь оценивать отраженные на сцене явления, конфликты, характеры, идеи, своеобразие их трактовки и художественного воплощения и на этой основе воспитывать у ребенка эстетического чувства, вкус, эстетическое отношение к действительности.

«Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами…» Л.Н. Толстой. Театр требует большой самоотдачи и времени. Дети творят, создают, они всё делают от души. Каждый ребенок хочет показать себя, несмотря на внешность, дефекты речи, дети без способностей к сценической игре, но их театр превращает в замечательных артистов или в зрителей, тонко чувствующих и умеющих оценивать творческую работу актера.

Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Так же как детство ценно само по себе, а не как подготовка к взрослой жизни, так и творчество детей во время спектакля является ценностным результатом. Недаром детский театр будет воспринят не всяким человеком, а только таким, кому интересен и важен внутренний мир ребенка, его живое и непосредственное проживание художественного материала, кто способен чувствовать радость от этого проживания, разделенную с публикой.Пьеса для детей должна иметь художественную ценность, быть свободной от назойливой дидактики: быть театральной, увлекательной и доставлять пищу для развития фантазии ребенка.

Процесс включения детей в совместную деятельность требует предоставления разнообразных форм, развивающих умение взаимодействовать с другими, социальную компетентность, чувство ответственности за общее дело, волю к преодолению препятствий. Только в практико-ориентированных формах взаимодействия учеников между собой и с педагогом формируются навыки работы в команде, уважение к собственной и к другой личности, понимание значимости каждого в общем деле. В области развития навыков театрально-исполнительской деятельности: развитие навыков исполнительской деятельности, освоение средств выразительности театрального искусства, навыки коллективной работы при подготовке театрального спектакля (или сцен и фрагментов).

Особое место в театральных занятиях занимает работа с баснями как драматургическим и чтецким материалом. Для расширения диапазона выразительных средств можно предложить ученикам читать басню от лица каждого из действующих в ней персонаже. Этой же задаче служит работа в роли ведущего, от лица автора или героя, при этом прием чтения басни от лица персонажа обогащается серьезным пафосом спектакля. Для обучающей и творческой работы над инсценированием басен театральные педагоги используют вариативность трактовки и оформления басни в разных жанрах: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фантастика, реализм, аллегория и.п. Так перед учениками возникают и осваиваются первоначальные понятия о жанре, а главное - решаются вопросы о герое в комедии, трагедии, драме. Формируется представление о конфликте, событии, поступке в их конкретном, исполнительском значении.

Хотим обратить внимание на особое место радиотеатра в театральном образовании. У радиотеатра имеются специфические выразительные средства, которые накладывают определенные обязательства и на драматургический материал, и на технику исполнителей, и на техническое оформление спектакля. С другой стороны, жанр радиотеатра позволяет скрыть от зрителя резкий разрыв между внешним развитием девочек и мальчиков. Учащиеся, упражняясь в записи диалогов, монологов, ремарок, осваивают особый стиль коллективной работы перед микрофоном, а также получают возможность прослушать, оценить, исправить свою работу. В работе над радио-спектаклем у исполнителя формируется стремление говорить красивым голосом и уметь слышать голосовые характеристики. В радиотеатре существуют повествовательные и описательные фрагменты, при исполнении которых школьники осваивают новую ступень художественного чтения. Навык видеть за словом картину обогащается стремлением работать с текстом так, чтобы активизировать воображение слушать.

В жизни школьного театра не малую роль играет значение музыкального театра, в педагогическое значение музыкального театра состоит в обеспечении ситуации успеха, без которого невозможна ни позитивная самооценка, ни самореализация ребенка в любой деятельности, в том числе и певческой. С одной стороны, самореализация ребенка осуществляется, как правило, в результате активной творческой деятельности, с другой стороны, высокий уровень самореализации обусловливает дальнейшее развитие творческой активности детей. Музыкальный театр позволяет практически воспроизвести человеческую деятельность как систему с ее «взаимно превращающимися единицами, или составляющими» - потребность, мотив, цель, условия и соотносимые с ними - деятельность, действия, операции. Здесь важно, что потребность, мотив, цель являются «взаимно превращающимися единицами», а все составляющие деятельности переходят друг в друга.

Другой важный аспект взаимодействия театра связан с недраматической литературой - прозой и поэзией. Через репертуар реализуется самостоятельный творческий продукт, который создают учащиеся. Театральная драматургия формирует творческую активность школьников, а все составляющие деятельности переходят друг в друга.

Изобразительное искусство в спектакле имеет не меньшее значение, чем драматургия, элементы живописи - линия, цвет, мазок, пятно, объем и др. - формируют эмоциональную композицию спектакля, так же как и элементы словесного действия - речевой звук, мелодика, ритм, интонация.

Один из видов театральной студии кукольный театр, воспитывает у детей, чувство красоты, умение воспринимать краски, ощутить прекрасное, познания окружающей действительности. Под воздействием у ребят побуждается фантазия и возникает желание самому стать героем этих сказок, «оживить» художественный образ.

В известной мере средства музыкальной выразительности используются в каждом спектакле, если даже в нем и не звучит музыка. Музыка подчеркивает идейно - эмоциональный смысл, служит созданию эмоциональной атмосферы спектакля, ее контрапунктом, способствует ритмизации сценического действия. В художественных спектаклях сама речь актера, характер его движения подчиняются музыкальным ритмам. Помимо целостной музыкально - драматургической партитуры музыка раскрывает душу спектакля роли. Она становится способом материализации невидимого поэтически преобразованного и закодированного на сцене внутреннего действия, которое открывает смысл происходящего, обнажает суть вещей. Музыка является способом связи явлений, их сопоставление, сцепление важно в строении целостного замысла.

Оформляя спектакли, школьники осваивают мастерство театрального художника, который является соавтором режиссера и создает зрительный образ произведения. Каждая постановка обогащает ученикам новыми впечатлениями и знаниями. Нужно изучит драматургию пьесы, почувствовать эпоху, понять характер литературных героев. Чувство драматургического материала диктует безошибочный выбор фактуры и пространственное решение. В процессе работы с учащимися становится, очевидно, что главное в работе театрального художника - найти изобразительный эквивалент литературному образу авторской мысли.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что каждый ребенок, «свободный артист от природы», развивается, прежде всего, личностно, а не профессионально в зависимости от собственных потребностей, приобретает жизненно необходимые умения. Конечным продуктом детского театра является само творчество детей, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Так же как детство ценно само по себе, а не как подготовка к взрослой жизни, так и творчество детей во время спектакля является ценностным результатом.

Резеда ЮСУПОВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии № 125

Зухра ХАБИБУЛЛИНА, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории гимназии № 125

Велика и неисчерпаемая сила воздействия художественных и декоративных произведений на человека. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившиеся в образах героев многих сказок, этнокультурный колорит, народная мудрость, веселый юмор – все это открывает путь к сердцу маленького слушателя, читателя, актера, сказывается на формировании его взглядов, привычек и поведения.

Дети младшего школьного возраста очень любят сказки. Они и слушают их с наслаждением, и с удовольствием рассказывают их сами, и даже инсценируют. Прививая любовь к чтению, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, необходимо прививать любовь и к народному творчеству, а работая со сказкой, этого легко добиться. Необходимо настроить детей на эмоциональный лад, объяснить, что нет одинаковых русских и татарский сказок. Каждая из них интересна по-своему.

В нашей гимназии на протяжении многих лет создан и работает театральный кружок « Оле Лукойе». За это время в тесном сотрудничестве на базе нашего класса мы подготовили и провели ряд кукольных спектаклей по русским и татарским сказкам: «Теремок», «Колобок», «Аленький цветочек», «Заячьи слёзы», «Болтливая утка». На занятиях декоративного искусства дети знакомятся с росписью народных мастеров, изготавливают своими руками, используя национальный колорит, театральные куклы и декорации к спектаклям.

Театральная деятельность в начальной школе помогает нам быстро и успешно сплотить детский коллектив, объединяя общим делом, психологически помогая скованным, замкнутым детям; развивает речь, память, воображение; даёт широкий спектр для развития творческих способностей школьников, знакомит их с особенностями росписи в декоративном искусстве; содействует формированию патриотизма, прививает любовь к родному краю.

Театр – искусство коллективное. Дети постигают здесь то, чего не всегда может добиться от них стандартный общеобразовательный процесс обучения в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость. Театральная деятельность объединяет трудовое и художественное воспитание школьника. Занятия в театральном кружке помогают решить многие задачи: это работа над текстом литературного произведения, формирование литературных представлений, обогащение духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, взаимосвязь всех видов речевой деятельности. Кроме того, ощутимо развивается личность ребенка, формируется интеллект и уровень общей культуры, происходит развитие памяти, совершенствуются навыки чтения, формируется представление о многообразии мировой и отечественной литературы.

Таким образом, театральное искусство содействует:

Формированию личности как носителя языка с ее этническими особенностями, способной ощущать язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность языка;

Развитию способности восприятия, понимания, интерпретации духовного содержания этнокультуроведческого текста как условие формирования национального самосознания и декоративного искусства;

Изучению системы родного языка как средство развития этнокультуроведческой компетенции школьников;

Совместной работе детей и родителей;

Приобщает учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, запечатленного в образцовых текстах устной и письменной речи, в произведениях народного декоративно-прикладного искусства;

Воспитывает детей на традиционной культуре русского и татарского народа.

Кукольный театр дает большую возможность развития творческих способностей детей, развивает речь, навыки коллективной работы и приобщает к культуре народа.



Творчество и игры