Творческая биография а н островского.  Островский А.Н

Островский Александр Николаевич появился на свет 31 марта 1823 года. В большом городе - Москва. В купеческой семье. В возрасте 8 лет умирает его мать. Мечтой его отца было видеть сына юристом, однако он начал проявлять интерес к литературе. Окончив гимназию, он поступает в университет на юридический факультет, но из-за любви к театру и литературе его не бросает. По указке отца он работает писарем в суде.

Творческая деятельность

Произведение «Свои люди – сочтемся!» принесло известность начинающему писателю Это творение по достоинству оценили великие писатели того времени. Несмотря на цензуру, в то время было выпущено много книг и пьес под его авторством.

Сам писатель очень любил театр. Он даже создал Артистический кружок (1866), который помог развиться многим перспективным артистам. он очень любил театр и все, что с ним связано.

Островский являлся главой сообщества русских драматических и оперных писателей (1874).

Островский был руководителем театрального училища, а также управлял репертуаром театров в Москве.

Смерть

Всю жизнь Островский прожил в нехватки финансов. Он хотел возродить актерское мастерство, но не успел.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Александр Васильевич Колчак

    Александр Васильевич Колчак неординарная личность в истории государства российского. Родился 16 ноября 1874 г. в семье потомственных дворян. Отец, потомственный военный, воспитал в сыне глубокий патриотизм к Отчизне

  • Тютчев Федор Иванович

    Появился на свет писатель 23 ноября 1803 года в Орловской губернии. Семья была дворянская. У Тютчева был его любимый учитель-наставник Егор Ранч

  • Иван Федорович Крузенштерн

    Иван Крузенштерн – русский мореплаватель, совершивший первое в России кругосветное плавание. Иван Фёдорович Крузенштерн появился на свет 8 ноября 1770 года в маленьком поселении Хаггуд

  • Надежда Константиновна Крупская

    Крупская Надежда Константиновна (1869-1939 гг.) является участником русского революционного движения, государственным, партийным деятелем, а также женой Ульянова В.И., всемирного известного под псевдонимом Ленин.

  • Князь Святослав Игоревич

    Великий полководец и человек с неимоверной силой характера князь Святослав Игоревич. Святослав Храбрый. Всего 30 лет, если верить древним летописям, с 942 года по 972

  1. «Глубокое понимание русской жизни»: экспедиция на Волгу и театральные премьеры
  2. Интересные факты из жизни

А лександра Островского называли основоположником национального театра. Он сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин , Грибоедов , Гоголь ».

«Разговоров о банкротстве наслушался бог весть сколько»: детство и юношество драматурга

Александр Островский. Около 1859. Библиотека Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Александр Островский родился в Москве , в купеческом районе Замоскворечье. Его отец, Николай Островский, окончил духовную академию, но выбрал светскую профессию и служил чиновником в суде. Мать, Любовь Островская, следила за хозяйством и воспитывала четверых детей. В 1826 году отец получил чин титулярного советника и прибавку к жалованию, и семья из небольшой квартиры переехала в дом. Помимо основной работы Николай Островский занимался частной адвокатской практикой. Друг будущего драматурга, поэт Николай Берг писал: «В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости. Иное, в особенности хлесткое и меткое, записывал (как сам мне признавался)» .

Мать много времени уделяла образованию детей. Александр Островский занимался танцами и пением, учил французский и немецкий языки, а из домашней библиотеки отца часто брал книги Василия Тредиаковского, Василия Жуковского , Александра Пушкина . В 1831 году скончалась мать, и спустя пять лет отец женился во второй раз. Его супругой стала дочь шведского дворянина Эмили фон Тессин. Она продолжила обучать детей: рассказывала им историю европейского искусства и наняла учителя по греческому и итальянскому языкам.

В 1835 году Александр Островский поступил в Первую Московскую гимназию. Там он увлекся литературой и театральным искусством, в свободное время играл в драматическом кружке. Актер Федор Бурдин вспоминал: «Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина , Львовой-Синецкой» . Островский мечтал о карьере писателя, однако отец считал, что это не прибыльно. В 1840 году будущий драматург поступил на юридический факультет Московского университета . Учился неважно: вместо лекций ходил на спектакли, несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву. Весной 1843 года Островского отчислили. Существует также версия, что он оставил университет сам.

«Самое начало жизни его [Островского] поражает своей нелепостью. Окончивши гимназию и поступивши в Московский университет на юридический факультет, Островский вдруг очутился в положении студента, не способного воспринять высшие знания. Чем вызвано было такое мнение, для нас осталось неизвестным, потому что Островский уклонялся говорить о щекотливом для него вопросе, но стороной мы узнали, что знаменитый драматург был уволен начальством за «непонятие наук»

«Пьеса обидна для русского купечества»: первое известное произведение

В 1843 году отец устроил Островского в канцелярию Совестного суда, где, в основном, рассматривали семейные имущественные споры. Будущий драматург вел протоколы заседаний. Самые интересные дела он втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков. В 1845 году Островский перешел на ту же должность в Коммерческий суд и принимал жалобы от просителей.

Вечерами он пробовал сочинять и к 1847 году закончил свой первый очерк «Записки Замоскворецкого жителя». В предисловии литератор писал: «Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам» . Произведение удалось опубликовать в газете «Московский городской листок». В 1847 году там же напечатали его первую пьесу «Картина семейного счастья» о браке по расчету. Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание» . Это был день, когда драматург прочитал свою пьесу на вечере у профессора Московского университета Степана Шевырева.

«С большим одушевлением вспоминал он свои первые литературные шаги, а особенно отзыв профессора Шевырева о его одноактных сценах «Семейная картина». И в самом деле, как не закружиться было голове, когда бывшему студенту и чиновнику Сиротского суда, получавшему шесть рублей в месяц жалованья, предрекал славу один из самых выдающихся профессоров, друг Гоголя: «Работайте, у вас большой талант»

Петр Невежин, драматург. «Воспоминания об Островском»

В 1849 году Александр Островский написал комедию «Свои люди - сочтемся» или «Банкрот». По сюжету, купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманула дочь Липочка и ее мужем, и отправился в тюрьму. Первое публичное чтение пьесы прошло в доме историка Михаила Погодина, где среди слушателей был Николай Гоголь. Поэт Николай Берг писал: «Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном <...> Никто не видал его постепенного развития, робких, отроческих статей. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда!» . В 1850 году «Свои люди - сочтемся» напечатал журнал «Москвитянин»: до публикации у издания было 500 подписчиков, а после число читателей увеличилось до 1100 человек. Тираж «Москвитянина» с пьесой стал дефицитным. Беллетрист Сергей Максимов вспоминал: «Давно уже мы бегали по трактирам <...>, где выписывались журналы. Понапрасну мы съели много пирогов в двадцать пять копеек ассигнациями и выпили несколько пар чаю, пока добились книжки для прочтения второпях, так как настороженные половые трактира стояли над душой, выжидая, когда отложена будет книжка в сторону, схватить и унести ее к более уважаемому посетителю» .

Летом 1856 года Александр Островский поехал в этнографическую экспедицию по Волге . Ее организовало Морское министерство. Он побывал в Твери , Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. В самом начале экспедиции с Островским произошел несчастный случай: лошади понесли, и тарантас перевернулся. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место».

Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму «Гроза» . Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист отмечал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны» . В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.

В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок - общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте». Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе <...> эта возможность сближения составляет немалую заслугу» . В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.

«Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов <...> у русского драматического искусства один только я. Я - всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, начиная от великого Мартынова, пользовались моими советами и считали меня авторитетом»

Александр Островский. «Автобиографическая записка»

Личная жизнь: возлюбленные писателя

Со своей первой возлюбленной, Агафьей Островской, драматург познакомился в 1846 году. Она снимала небольшие комнаты недалеко от дома писателя . Вскоре они стали жить вместе, однако церковный брак не заключили.

В 1847 году в семье родился сын Алексей. Вскоре появилось еще трое детей. Журналист Михаил Семевский вспоминал: «По темной и грязной лестнице я поднялся в мезонин, где живет гениальный комик. Едва я отворил дверь (по обычаю московскому, незапертую), две собачонки бросились мне в ноги. За собачонкой явился мальчик с замаранной мордочкой и с пальцем во рту; за мальчиком виднелся другой, за другим с вытаращенными глазами смотрела на меня кормилица с грудным младенцем» .

Островская не умела писать и читать, и в свободное время литератор обучал ее грамоте. Однако когда он создавал комедии, советовался именно с ней. Друг семьи Сергей Максимов вспоминал: «Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь в ее частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался ее мнений и отзывов, но охотно шел к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в ее присутствии» .

В начале 1850-х годов, когда Островский работал в театре над постановкой «Не в свои сани не садись», он увлекся актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. Артистка не ответила драматургу взаимностью, но дружба между ними продолжалась до самой смерти Косицкой. Она играла в девяти постановках Островского: Катерину в «Грозе», Анну Ивановну в комедии «Бедность - не порок», Вышневскую в «Доходном месте» и других. Косицкая писала: «Я горжусь любовью вашей, но должна потерять ее, потому что не могу платить вам тем же, но потерять дружбу вашу - вот что было бы тяжело для меня, не лишайте меня этого приятного и дорогого для меня чувства» .

В 1862 году Александр Островский познакомился с актрисой Малого Театра Марией Васильевой (урожденной - Бахметьевой). Они часто встречались в театре, много времени проводили вместе на репетициях. В 1864 году у пары родился ребенок. Островский и Васильева летом уезжали в поместье Щелыково Костромской губернии. Там они принимали гостей и устраивали творческие вечера: драматург читал свои пьесы, Васильева - играла на фортепиано и пела романсы. В 1867 году, когда умерла Агафья Островская, писатель женился на актрисе. В браке родилось четыре сына и две дочери.

«Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы»: знаменитые произведения Островского

В конце 1860-х годов Островский увлекся периодом Смутного времени и написал несколько исторических драм: «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева». В 1868 году в Александринском театре в Петербурге прошла премьера его комедии «На всякого мудреца довольно простоты». По сюжету, молодой человек Егор Глумов добивался карьерного роста через знакомства, а в дневнике высмеивал своих покровителей. Журналист «Вестника Европы» Евгений Утин писал: «Островский почувствовал совершившуюся в обществе перемену: <...> взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы, презирающего всем и всеми для достижения своей цели, которая сводится к одному слову - карьера» . Историю Глумова драматург продолжил в следующей пьесе «Бешеные деньги», в которой герой не смог построить карьеру и уехал за границу с богатой пожилой барыней в надежде унаследовать ее состояние. Произведение опубликовали в 1870 году в журнале «Отечественные записки».

В 1871 году Александр Островский закончил комедию «Лес» о пожилой деспотичной помещице Раисе Гурмыжской, которая хотела выдать племянницу замуж за нелюбимого человека. Вскоре драматург сочинил еще два произведения: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Не все коту масленица». В 1873 году по просьбе комиссии управления императорскими московскими театрами Островский написал сказку «Снегурочка» . Малый театр закрыли на ремонт, а труппа объединилась с коллективом Большого . Поэтому нужна была пьеса, в которой вместе участвовали артисты балета, драмы и оперы. Музыку к произведению заказали молодому композитору Петру Чайковскому . О работе с Островским музыкант вспоминал: «Весна стояла чудная; у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета <...> Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное настроение, которым я тогда был проникнут» .

В 1875 году в журнале «Отечественные записки» опубликовали пьесу драматурга «Волки и овцы». Спустя несколько месяцев ее поставили на сценах Александринского театре в Петербурге и Малого театра в Москве. Вскоре после премьеры актеры приступили к новым репетициям: писатель создал комедии «Правда - хорошо, а счастье лучше» и «Последняя жертва». Островский вспоминал: «Драму написать может и юноша; в драме столкновение личных, индивидуальных страстей; их легче наблюсти и изобразить драматично. В комедии иное: там выводится взаимодействие индивидуальных и общественных течений, коллизия личности и среды, которую поэтому нужно хорошо знать наперед, чтобы изобразить правдиво» .

В 1879 году Островский написал пьесу «Бесприданница» о молодой незамужней девушке Ларисе Огудаловой. По сюжету, в город спустя год вернулся ее возлюбленный, богатый барин Паратов, однако он уже обвенчан с другой. Обманутая Огудалова решила выйти замуж за чиновника Карандышева. История закончилась трагедией: будущий супруг из ревности убил невесту. Островский позаимствовал фабулу из уголовной хроники. Незадолго до начала работы над пьесой в Кинешемском уезде Костромской губернии муж в порыве чувств выстрелил в жену.

«Бесприданницу» поставили на сцене Малого театра в 1878 году. Премьера прошла неудачно. В газете «Русские ведомости» писали: «Драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей» . Пьеса Островского была новаторской для своего времени: главный акцент в произведении был не на действии, а на характере героини.

Параллельно Островский занимался общественной работой. Он был председателем «Общества драматических русских писателей» и автором его устава. Кружок помогал литераторам защищать права и требовать наказания для театров, которые ставили пьесы без разрешения драматургов. В 1881 году Александра Островского пригласили на заседание комиссии в Петербург по пересмотру Положения о театрах. К собранию писатель подготовил «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время» и письмо «О нуждах императорского театра». Он вспоминал: «Я всю зиму работал день и ночь: готовился к каждому заседанию. Я главным образом заботился о школе, потому что без нее нет артистов <...> сознание, что я работаю для общего дела не дозволяло мне жалеть себя» . Предложения Островского выслушивали, однако к реальным изменениям доклады драматурга не привели. Спустя полгода писатель вернулся в Москву и назвал комиссию «обманом надежд и ожиданий» .

«Не успокоился на лаврах»: поездка на Кавказ и переводы пьес

Зимой 1881 года Островский написал пьесу «Таланты и поклонники» о бедной начинающей актрисе, которая мечтает о театральной славе и деньгах. Комедию опубликовали в журнале «Отечественные записки». Параллельно драматург переводил итальянские произведения: «Великий банкир» Итало Франки, «Заблудшие овцы» Теобальдо Чикони, «Кофейня» Карло Гольдони. Летом 1883 года Островский вместе с братом Михаилом отправились в путешествие на Кавказ . Там писатель начал работать над пьесой «Без вины виноватые». В книге «О театре. Записки, речи, письма» он вспоминал: «Это чуть ли не пятидесятое моё оригинальное произведение и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии; <...> Мне хотелось показать русской публике, что чтимый ею автор не успокоился на лаврах, что он хочет еще работать и давать ей художественные наслаждения» . Премьера прошла в 1884 году в Александринском театре.

Несмотря на то, что Островский много работал, денег не хватало: журналы часто задерживали гонорары, а за спектакли платили мало. В 1884 году император Александр III назначил писателю пенсию в три тысячи рублей. Вскоре государь определил драматурга «заведующим репертуарной частью московских театров» : Островский подбирал пьесы к постановкам и занимался с актерами.

«Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть несомненно - общенародным в самом широком смысле писателем»

Лев Толстой . Письмо Островскому от 22 мая 1886 года

Однако проработал там литератор недолго. В 1886 году Александр Островский скончался от болезни сердца в имении Щелыково. Писателя похоронили рядом с отцом на церковном кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии. Деньги на погребение выделил Александр III.

Василий Перов. Портрет драматурга Александра Островского (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

1. Александр Островский знал семь языков : французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь.

2. В 1850 году Островского обвинил в плагиате соавтор первой пьесы «Свои люди - сочтемся» актер Дмитрий Горев-Тарасенков - заявил, что драматург украл у него идею. Островский писал другу Федору Бурдину в 1853 году: «Во время моей болезни кто-то распространил по Москве дикие слухи, что пьесы пишу не я, а кто-то за меня; благомыслящие люди не верят, а злонамеренные им очень рады <...> как они ни нелепы, а все-таки для меня неприятны» . Он написал Гореву-Тарасенкову письмо и просил его сознаться в обмане. Однако актер отказался. Тогда писатель решил сочинить новую пьесу, так появилась комедия «Бедность - не порок».

3. Образ Катерины из драмы «Гроза» Островский писал с актрисы Любови Косицкой. В рукописи напротив монолога Катерины есть пометка писателя: «Слышал про Л.П. про такой же сон» .

4. Александру Островскому часто присылали произведения начинающие авторы. Несмотря на занятость, драматург каждому писал письмо-рецензию - иногда на 10-15 страниц.

5. По пьесе Островского «Воевода» Петр Чайковский создал свою первую оперу. Драматург сам написал для нее либретто. Премьера прошла 30 января 1869 года в Большом театре.

Александр Николаевич Островский - русский драматург и писатель, творчество которого сыграло немаловажную роль в развитии русского национального театра. Его перу принадлежит несколько известнейших произведений, некоторые из которых входят в литературу для школьной программы.

Семья писателя

Отец Островского, Николай Федорович - сын священника, служил судейским стряпчим в столице и жил в Замоскворечье. Оканчивал он московскую духовную семинарию, а также семинарию в Костроме. Его мать была из довольно бедной семьи и скончалась, когда Островскому исполнилось семь лет. Помимо Александра, в семье родилось еще три ребенка. Когда их мать умерла, спустя пару лет отец женился повторно, а его избранницей стала баронесса Эмилия Андреевна фон Тессин. Она и заботилась далее о детях, возложив на себя хлопоты по их воспитанию и получению должного образования.

В 1835 году Александр Островский поступил в Московскую гимназию, а спустя 5 лет - в университет столицы на юриспруденцию. Как раз в этот период времени он начинает испытывать повышенный интерес к театральным постановкам. Молодой Островский часто посещает Петровский и Малый театры. Его обучение внезапно прерывается несдачей экзамена и ссорой с одним из учителей, и он уходит из университета по своему желанию, после чего устраивается на работу писцом в московский суд. В 1845 он находит работу в коммерческом суде, в отделе канцелярии. Все это время Островский накапливает информацию для своего будущего литературного творчества.

В ходе своей жизни писатель был женат два раза. С первой женой, Агафьей, фамилия которой не сохранилась до наших дней, он прожил около 20 лет. Его дети от этого брака, к сожалению, умерли, будучи еще совсем маленькими. Вторая супруга - Мария Бахметьева, от нее детей у него было шесть - две дочки и четыре сына.

Творческая деятельность

Первая литературная публикация - «Ожидание жениха», появляется в 1847 году в «Московском городском листе», с описанием сцен из купеческого быта тех времен. В следующем году Островский заканчивает написание комедии «Свои люди - сочтемся!». Она была поставлена на театральной сцене и получила немалый успех, послуживший стимулом тому, что Александр окончательно пришел к решению - посвятить все свои силы драматургии. Общество тепло и с интересом отнеслось к этому произведению, но оно же стало и причиной гонений со стороны власти, из-за слишком откровенной сатиры и оппозиционного характера. После первого показа, пьесу запретили для постанови в театрах, а писатель около пяти лет состоял под надзором у полиции. В итоге, в 1859 пьеса существенно переделывается и переиздается с абсолютно другим финалом.

В 1850 году драматург посещает кружок литераторов, где получает негласное звание певца нетронутой фальшью цивилизации. С 1856 года он становится автором журнала «Современник». Тогда же, Островский с коллегами едет в этнографическую экспедицию, задачей которой является описание народов, проживающих на берегах рек России, в ее европейской части. В-основном писатель изучал быт народов, живущих на Волге, в связи с чем и написал большой труд «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода», отразив в нем главные этнические черты людей из тех мест, их жизнь и обычаи.

В 1860 году свет увидела самая известная пьеса Островского - «Гроза», действия которой происходят именно на берегах Волги. В 1863 году он получает премию и почетное членство в Петербургской академии наук.
Умер Островский в 1886 году и похоронен в селе Николо-Бережки.

  • Концептуальный взгляд Островского на театр - это построение сцен основанных на условности, с использованием богатств русской речи и грамотного ее использования в раскрытии персонажей;
  • Театральная школа, которую основал Островский, в дальнейшем получила развитие под руководством Станиславского и Булгакова;
  • Не все актеры хорошо отнеслись к нововведениям драматурга. Например, основоположник реализма в русском театральном искусстве - актер М. С. Щепкин, ушел с генеральной репетиции «Грозы», проходящей под руководством Островского.

Свою судь-бу име-ют не толь-ко кни-ги и их твор-цы - пи-са-те-ли, но и жё-ны пи-са-те-лей. Сре-ди жён рус-ских пи-са-те-лей ХIХ ве-ка, ве-ро-ят-но, са-мой горь-кой бы-ла судь-ба Ага-фьи Ива-нов-ны, пер-вой же-ны дра-ма-тур-га Алек-сан-д-ра Ни-ко-ла-е-ви-ча Ос-т-ро-вско-го.

Свою судьбу имеют не только книги и их творцы - писатели, но и жёны писателей.

Среди жён русских писателей ХIХ века, вероятно, самой горькой была судьба Агафьи Ивановны, первой жены драматурга Александра Николаевича Островского . Собственно женой юридически и законно мы не имеем права её назвать, так как Александр Николаевич Островский и Агафья Ивановна - (а фамилии её мы не знаем!) - были не венчаны и в законном браке не состояли, хотя прожили вместе 20 лет и родили четырёх детей. Трое детей умерли ещё при жизни матери, а старший сын Алексей, не имевший фамилии отца (он был Алексеем Александровичем Александровым ), умер спустя несколько лет после её кончины в возрасте около 27 лет. Как видим, загадок уже довольно, но они только начинаются.

Казалось бы, всё должно быть известно исследователям жизни и творчества великого русского драматурга (1823-1886), но и они стояли в недоумении перед некоторыми фактами и событиями жизни Островского.

Уже в детстве мальчика постигло горе: его мать умерла после тяжёлых родов, когда ему исполнилось восемь лет. Безоблачное счастливое время оборвалось. Отец, уже известный в Москве юрист, остался один с шестью детьми на руках; родившиеся близнецы умерли вслед за матерью.

Лермонтов, Некрасов, Лев Толстой, Достоевский, как и Островский, потеряли своих матерей в раннем детстве. И это сделало их восприимчивыми к чужой боли больше, чем обычных людей. У Пушкина, Тургенева, Салтыкова-Щедрина матери были равнодушны к своим сыновьям, что наложило, несомненно, особую печать на силу их прозорливости в понимании окружающей жизни. Лишь в конце века Александр Блок и Антон Чехов показали всему миру образы сыновней любви - то, что в старину называли «любовь до гроба», но не к женщине, а к матери. Возможно, что раннее сиротство, испытанное корифеями русской литературы, и взрастило мощь и глубину созданных ими произведений.

Детские лишения давали и особый взгляд на людей. Заглянувший в могилу матери ребёнок - это крушение мира. Это случилось и с Островским.

В 1847 году, когда предположительно произошло знакомство 24-летнего Островского с Агафьей Ивановной, оба переживали личную неустроенность. Александр Николаевич к этому времени, поступив по настоянию отца и проучившись три года на юридическом факультете Московского университета, оставил его и поступил на службу в Московской Совестной суд в должности младшего канцелярского служителя - или попросту писца. Только что начавшая выходить в Москве газета «Московский городской листок» магистра математики В.Драшусова уже опубликовала сочинения Островского: «Сцены из комедии «Несостоятельный должник», «Картина семейного счастья» и прозаические «Записки замоскворецкого жителя». Однако отец относился к литературным работам сына скептически и не мог простить ему, что тот не окончил университета. Семья жила на берегу реки Яузы в одном из древнейших урочищ города, у подножия одного из семи московских холмов.

По преданию, здесь пролегал торговый путь по реке, на берегу шла сухопутная дорога на Коломну и Рязань. В ХVII веке здесь располагалась стрелецкая слобода полковника Воробина, поддержавшего Петра I, когда начался стрелецкий бунт. Памятником этим событиям стала церковь Николая Чудотворца, что в Воробине, а вся местность получила имя сподвижника царя. Здесь же была и слобода мастеров царского серебряного денежного двора - «серебряников». В то время там стояли в приходах церкви Троицы в Серебряниках и Николы в Воробине - богатые дворы купцов и знати, двор князя Юсупова, адмирала, в Николо-Воробинском переулке в 1775 году - двор и сад «артиллерии капитана и архитектора В.И. Баженова ».

В 1847 году в Николо-Воробинском переулке поселилась и молодая (возраста её тоже никто не знал точно) Агафья Ивановна, приблизительно ровесница Александра Николаевича, вместе со своей 13-летней сестрой, без семьи, без родных, будто осколок какого-то крушения. Поселилась рядом с домом, где жил Островский.

Мы не знаем, где и как состоялась их первая встреча. Можно предположить, что не в церкви, ибо молодой Островский зачитывался статьями Белинского и романами Жорж Санд . Однако уже или в конце 1847, или в 1848 году у молодых людей родился сын Алексей. Условий для воспитания ребёнка не было никаких, и его пришлось поместить временно в воспитательный дом.

Можно себе представить, как был разгневан отец Островского, получивший с детьми не так давно дворянство (1839) и женатый на баронессе Эмилии Тессин из обедневшего шведского рода, предки которой переселились в Россию, что его старший сын не только бросил университет, но и «спутался» с мещанкой по соседству.

Весь 1847, 1848 и половину 1849 года Островский работал над своей пьесой «Банкрот, или Свои люди - сочтёмся». Отец всячески пытался разорвать отношения Александра Николаевича и Агафьи Ивановны, но Островский проявил твёрдость: весной 1849 года, когда отец с мачехой и их малыми детьми выехал в недавно купленное поместье в Костромской губернии Щелыково, он привёл в свой деревянный домик, стоявший рядом с отцовским, Агафью Ивановну, и они поселились вместе на 18 лет, что отпустила им судьба.

Может быть, к решительным действиям молодого литератора подвигли и суровые события русской жизни: в апреле власти, напуганные революцией 1848 года во Франции, разгромили кружок Петрашевского, среди арестованных был и Ф.М. Достоевский. Даже, казалось бы, отдалённые катастрофы порой приводят к подвижке льдов, и человек легко совершает то, на что не мог решиться вчера.

В ноябре этого же года пьеса Островского была запрещена цензурой. Цензор написал: «Все действующие лица пьесы… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». С не меньшей суровостью расправился со своим сыном и отец Островского: он лишил его всякой материальной помощи.

Мы не знаем, когда молодые родители смогли взять своего сына Алексея из воспитательного дома, но жизнь началась у них трудная. Отец с мачехой всячески противились их церковному браку. Однако Островский остро нуждался в любви своей Гаши, как он называл Агафью Ивановну. Заботы Агафьи Ивановны, видимо, носили и материнский характер, были необходимы молодому человеку, рано потерявшему мать, росшему с суровым отцом и холодной мачехой.

Одной из загадок жизни Островского является пропажа всех его писем к брату Михаилу Николаевичу, который дослужился до чина министра государственных имуществ. Письма Михаила к Александру целы - их около 400, письма же драматурга к брату пропали. Переписка между братьями велась интенсивно всю жизнь, и там, конечно, погибли и все сведения о личной жизни Островского. Невозможно сомневаться в том, что он подробно описал и Агафью Ивановну, и то, как они сблизились и стали необходимы друг другу.

Из какой семьи происходила Агафья Ивановна? Какова была её фамилия? Где она родилась? Сколько ей было лет? Кто были её родители? Почему она оказалась одна вместе с малолетней сестрой? Вопросов много - ответов нет.

Агафья Ивановна числилась московской мещанкой. В мещане можно было попасть из крестьян, выкупившись из крепостной зависимости, а можно было и «выписаться в мещане» из купеческого сословия, не оплатив вовремя «гильдейский капитал», то есть купеческое свидетельство, которое давало право производить торговлю. Такой скандал в московской купеческой среде описывает известный литератор А.П. Милюков в своих воспоминаниях «В Москве 1820-1830-х годов», когда купца «выписали в мещане» («Очерки московской жизни».Сост. Б.С. Земенкова, М., 1962. С. 76, 356). Известно и ядовитое письмо С.П. Шевырёва А.Н. Верстовскому о спектакле «Гроза»: «Островский записал русскую комедию в купеческую гильдию, начал с первой, довёл её до третьей - и теперь она, обанкрутившись, со слезами выписывается в мещанки. Вот результат «Грозы»…» («Литературное наследство». А.Н. Островский. Новые материалы и исследования. Книга первая. М., Наука, 1974. С. 600).Такое могло случиться и с семьёй Агафьи Ивановны. Об этом заставляют задуматься свидетельства друзей драматурга.

С.В. Максимов, писатель и этнограф, назвал Агафью Ивановну «первой спутницей его жизни в суровой нужде, в борьбе с лишениями». Агафью Ивановну, по свидетельству С.В. Максимова, они «шутя приравнивали к типу Марфы Посадницы». Но ведь Марфа Посадница в Великом Новгороде во время завоевания его Иваном III в 1470-е годы потерпела страшные потери: детей, дома, имущества. Все богатства её были конфискованы московским государем, сыновья погибли, а сама она увезена из родного города.

Знал ли С.В. Максимов что-то о прошлом Агафьи Ивановны?

Видимо, знал. Он пишет: «Агафья Ивановна, простая по происхождению, очень умная от природы и сердечная по отношению ко всем окружавшим, поставила себя так, что мы не только глубоко её уважали, но и сердечно любили». Он же утверждает, что она хорошо понимала не только мещанскую жизнь со всеми её нравами, обычаями, языком: «Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь, в её частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался её мнений и отзывов, но охотно шёл к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в её присутствии, и когда она сама успевала выслушать разноречивые мнения разнообразных ценителей. Большую долю участия и влияния приписывают ей вероятные слухи при создании комедии «Свои люди - сочтёмся!», по крайней мере относительно фабулы и её внешней обстановки. Сколь ни опасно решать подобные неуловимые вопросы положительным образом с полною вероятностью впасть в грубые ошибки, тем не менее влияние на Александра Николаевича этой прекрасной и выдающейся личности - типичной представительницы коренной русской женщины идеального образца - было и бесспорно и благотворно» (Там же. С. 463).

Поразительное признание С.В. Максимова заставляет нас многое пересмотреть: например, мнение, что Островский не только на службе в суде черпал свои находки в языке и сюжетах пьес. Агафья Ивановна влияла на Островского и помогала ему, нисколько не робея высказывать прилюдно своё мнение! Участвовала в обсуждении пьесы! Обращают на себя внимание и слова Максимова об Островском как «своём избраннике» Агафьи Ивановны.

Особо все отмечают необычайные способности Агафьи Ивановны как хозяйки, которая при скудости средств могла создать в доме тепло и уют. Максимов пишет: «Нижний этаж дома отдавался жильцам, а сам хозяин ютился сначала и долгое время наверху. Борьба с нуждой велась незримо для посторонних глаз, но ясна была для окружающих, а от близких и доверенных лиц в крайних случаях и не скрывалась», но «её искусному хлопотливому уряду обязана была семейная обстановка нашего знаменитого драматурга тем, что, при ограниченных материальных средствах, в простоте жизни было довольство быта. Всё, что было в печи, становилось на стол с шутливыми приветами, с ласковыми приговорами».

Максимов рассказывает, что Агафья Ивановна обладала жизнерадостным и общительным характером: «Беззаботное и неиссякаемое веселье поддерживалось её деятельным участием: она прелестным голосом превосходно пела русские песни, которых знала очень много».

Ссылаясь на друзей Островского, об Агафье Ивановне так же пишет и П.Д. Боборыкин: «Ей он - по уверению этих приятелей - был многим обязан по части знания быта и, главное, языка, разговоров, бесчисленных оттенков юмора и краснобайства обитателей тех московских урочищ». А.Писемский, актёр Ф.Бурдин, П.Якушкин, брат Михаил - все передавали приветы Агафье Ивановне, благодаря её за гостеприимство и заботу. С Агафьей Ивановной познакомился и Лев Толстой, который говорил в старости об Островском: «Я его за то выбрал и предложил ему на ты, что он самостоятельный, простой, и жена его простая» (Владимир Лакшин. А.Н. Островский, М., 2004. С. 418).

Однако церковный брак с Агафьей Ивановной драматург не оформил даже после смерти своего отца в 1853 году (22 февраля). Почему? Можно лишь строить догадки. Месяцем раньше 14 января на московской сцене Малого театра в спектакле «Не в свои сани не садись» - первой поставленной пьесе драматурга - прогремела актриса Любовь Павловна Косицкая-Никулина . «Вся Москва бегала смотреть на Косицкую в «Не в свои сани не садись», - вспоминал П.Д. Боборыкин.

Знакомство драматурга с актрисой состоялось давно. Как и Агафья Ивановна, она прекрасно пела народные русские песни и знала их множество. Увлечение Островского Косицкой, видимо, назревало исподволь и вспыхнуло глубокой страстью. Премьера «Грозы» с Косицкой в роли Катерины в 1859 году имела оглушительный успех: считается, что рассказы её о своём детстве драматург использовал в монологах героини.

Вскоре произошёл личный разрыв: актриса влюбилась в своего поклонника молодого купчика Соколова, который бросал деньги на дорогие подарки, и написала прощальное письмо Островскому.

Не зря Агафью Ивановну звали друзья Марфой Посадницей: она знала о чувстве Александра Николаевича к Косицкой, но душевные муки перенесла достойно и не потеряла ни его уважения, ни нежного его к себе отношения. Знала она и о скоро возникшей у него связи с молоденькой артисткой Малого театра Марией Васильевной Васильевой-Бахметьевой, и о двух родившихся у них детях. Всё это ей пришлось пережить, но когда Агафья Ивановна тяжело заболела, Островский не отходил от её постели. Она скончалась 6 марта 1867 года. А через год умерла и Косицкая, в полной нищете, обобранная и брошенная своим разорившимся купчиком.

Островский обвенчался с Марией Васильевной лишь спустя два года после смерти Агафьи Ивановны. Существует письмо внучки драматурга М.М. Шателен в июне 1960 года, адресованное исследователю творчества Островского А.И. Ревякину, где она причину неоформленного брака его с первой женой видит в ней самой: «Она не соглашалась на законный брак, чтобы не мешать ему, не осложнять взаимоотношений с его родными. Кроме того, она считала, что она, «простая женщина», ему не пара».

Поясняя это и соглашаясь, Ревякин, автор единственной статьи об Агафье Ивановне «Первая жена Островского», пишет: «Стесняясь своей «простоты», Агафья Ивановна ни в какие общественные собрания (в купеческий или дворянский клуб, театры) не выезжала, всегда хоронилась от мало знакомых людей, навещавших драматурга. Она появлялась и во всей своей непосредственности раскрывалась лишь перед ближайшими друзьями Островского» (Там же. С. 465). Однако с этим трудно согласиться.

Ревякин приводит записи в исповедных книгах церкви Николы в Воробине, где она исповедовалась. Но никакой священник не мог бы признать внецерковный брак, и то, что её допускали к исповеди и, следовательно, к причастию, доказывает, что жизнь без венчания была не по вине и не по желанию Агафьи Ивановны, что она была скорее подневольная сторона, и священник шёл ей навстречу, сострадая. Тем более что дети Островского и Агафьи Ивановны умирали (у невенчанных родителей?), и только старший Алексей пережил мать.

Что же касается посещения купеческого и дворянского клубов, то женщины допускались туда большей частью лишь на балы и торжественные обеды. Невенчанные, Островский и Агафья Ивановна, даже если бы захотели, не смогли бы появиться без публичного скандала ни в клубах, ни в театрах, ни у графини Ростопчиной . В своей статье об Островском и Агафье Ивановне я высказала даже гипотезу, что, возможно, она побывала замужем в купеческой семье и отсюда её такое тонкое знание этого быта и невозможность выйти замуж за Александра Николаевича («А.Н. Островский. Материалы исследования». Шуя, 2010, С. 35-36).

Знаменитый «неравный брак» крепостной актрисы Параши Ковалёвой-Жемчуговой с графом Шереметевым был известен всей России (Косицкая до 10-летнего возраста тоже была крепостной).

И вряд ли Параша, венчаясь со своим хозяином, чувствовала себя большей парой ему, чем Агафья Ивановна, которую любили и почитали все друзья Островского, включая будущего строгого министра брата Михаила. Ради жизни детей пошла бы под венец Агафья Ивановна!.. Может быть, неслучайно, что героиня пьесы «Горячее сердце» (1869) названа Парашей. В.Я. Лакшин считал, что это имя для автора «рифмовалось с именем Гаши, Агафьи Ивановны, умершей незадолго в 1867 году, первой жены Островского… Можно предположить, что Параша - это и воспоминание о ней, о её молодых летах - род запоздалой эпитафии… Роль Параши не слишком получалась на сцене. Возможно, виною тому поэтико-риторический налёт, лежащий на этом образе, чрезмерная идеальность, что ли, характера героини, народно-песенный склад её речи, парящий над стихией густого быта. А может быть, для исполнения этой роли - горячего, страстного сердца - ещё не нашлась актриса такой искренности, открытого, заразительного темперамента» («Театр». 1987. № 6). Когда писалась пьеса, Косицкой уже тоже не было в живых. Думается, что и мысль драматурга о Параше Жемчуговой, которую взял же в супруги Шереметев (а вот он не взял в жёны Агафью Ивановну), каким-то отдалённым крылом могла здесь пройти собственным сожалением и запоздалым раскаянием.

Могила Агафьи Ивановны, похороненной на Пятницком кладбище, давно затерялась. Не осталось никаких следов и переписки её с Островским. В.Я. Лакшин высказал предположение, что вторая жена Марья Васильевна «подвергла селекции эту часть архива как неприятное напоминание о прошлой жизни Островского».

Горькая судьба Агафьи Ивановны давно меня поражала своей несправедливостью: ведь даже фамилии её никто не знает. Я поняла, что сохранить о ней память могла только церковь. И вот размышления привели меня в ЦГИАМ - Центральный государственный архив Москвы. Говоря об исповедных книгах, Ревякин указал другой архив - ГИАМО, Государственный исторический архив Московской области, причём никаких шифров не было сообщено. Мне это казалось каким-то недоразумением, ошибкой. Вспоминая свои прежние архивные разыскания, я знала, что исповедные и метрические книги церквей Москвы находятся в её архиве.

Как узнать, сохранилась ли до наших дней метрическая книга церкви Николы в Воробине, рядом с которой в своём домике жил Островский с Агафьей Ивановной и где она умерла?

Замечательный архивист Галина Михайловна Бурцева меня обнадёжила: метрическая книга церкви Николы в Воробине за 1867 год есть в архиве Москвы, но находится в таком ветхом состоянии, что её сейчас микрофильмируют. Мне предстояла поездка, но я её отменила: даже подумать не могла, что уеду из Москвы прежде, чем загляну в эту книгу. Вместе с тем я понимала, что надежд найти Агафью Ивановну у меня очень мало: её активно искали и до меня.

Поиски в архивах, конечно, сродни азарту охотника: вот ты напал на след, но волнуешься - а вдруг там нет именно того дня, который тебе нужен, вдруг пятно чернил или повреждение… Словом, трудно передать моё состояние, когда наконец долгожданная плёнка микрофильма была вставлена в катушку, проектор, повороты ручки… Январь, февраль, наконец март 1867 года. 6 марта - день смерти. Есть… Не верю своим глазам, но это правда!

Итак, передо мной «Метрическая книга Московской Духовной Консистории Ивановского сорока в Николаевскую что в Воробине Церковь для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших». Часть третья - это умершие. В графе «день смерти» стоят два числа: 6-9 марта. День смерти и день похорон: ровно через трое суток. В графе «умершая»: «Московская мещанка девица Агафья Иванова ». Почему - девица? Ведь родила четверо детей, видимо, потому что невенчанная… Лета умершего - 42. Значит, Агафья Ивановна 1825 (или 1824) года рождения, на два года моложе Островского. От чего умер - «От водяной болезни». Кто исповедовал и причащал - «Николаевской, что в Воробине Церкви священник Пётр Фёдоров Таболовский, при нём был дьячок Иван Цветков ». (Отчество дьячка не указано). Кто совершал погребение и где погребены - «Николаевской, что в Воробине, Церкви Священник Пётр Фёдоров Таболовский, с диаконом Ильёю Соловьёвым, дьячком Иваном Цветковым и пономарём Алексеем Дьяконовым - на Пятницком кладбище».

Подлинные свои подписи поставили в книге все, кто совершал погребение.

Итак, фамилия Агафьи Ивановны - Иванова . Прав оказался В.Я. Лакшин, когда писал: «Вероятно, родители первой жены Островского были крестьяне, выкупившиеся из крепости и записавшиеся в мещанство. В таком случае её должны были звать Агафьей Ивановной Ивановой. Однако всё это лишь догадки» (Владимир Лакшин. А.Н. Островский. С. 119).

И тут неминуемо встают два вопроса: почему нет отчества? И почему «девица»? Ответы нашлись неподалёку в соседних записях. Под 20 апреля в Метрической книге записаны родившиеся мальчики Георгий и Александр у «московской девицы Ксении Еремеевой православного вероисповедания незаконнорожденные». Значит, если женщина рожала вне брака, её всё равно считали «девицей».

Почти рядом с записью об Агафье Ивановне 3-6 февраля обозначена смерть «московской мещанки вдовы Стефаниды Егоровой», скончавшейся «от старости» в 75 лет и отпетой теми же, что и Агафья Ивановна, и так же похороненной на Пятницком кладбище. Отчества у неё нет, как и у Агафьи Ивановны. Однако отчества стоят у женщин купеческого звания: «московского купца дочь младенец Любовь Михайлова Жучкова», «московская купчиха Агриппина Иванова Рысакова» (умерла в 54 года от тифозной горячки 9-12 мая).

В записях о браке то же правило: у мещан и крестьян отчества не указываются («невеста крестьянка вдова Елена Петрова вторым браком 30 лет», жених - «костромской мещанин Павел Иванов первым браком 32 лет» и т.д., отчеств нет). Как мы видели, даже диакон, дьячок и пономарь были записаны в Метрической книге без отчества.

Что стало с могилой Агафьи Ивановны? Ухаживать за ней было некому, о судьбе сестры её, жившей вместе с ней у Островского, мы ничего не знаем, кроме того, что она самоотверженно помогала Агафье Ивановне. Достоверно можно сказать только то, что в 1907 году, когда составлялся Великим князем Николаем Михайловичем Романовым с помощниками «Московский некрополь» - надписи на надгробных памятниках всех московских кладбищ - её уже не существовало.

Мир душе Агафьи Ивановны! Православная церковь сохранила для нас то, что могло уцелеть. Скажем спасибо нашим замечательным архивам и архивистам, которые берегут сокровища.

Светлана КАЙДАШ-ЛАКШИНА

1823 , 31 марта (12 апреля) – родился в Москве на Малой Ордынке в семье Островского Николая Фёдоровича, судебного стряпчего, занимавшегося имущественными и коммерческими делами, коллежского асессора, в 1839 году получившего дворянство.

1835–1840 – учёба в Московской губернской гимназии, окончил девятым из одиннадцати учеников в своей группе.

1840 – зачислен студентом юридического факультета Московского университета. По настоянию отца поступает на нелюбимый юридический факультет вместо желанного историко-филологического.

1843 – стал чиновником Московского совестного суда.

1845 – переходит на службу в Московский коммерческий суд. Переписывая и разбирая сначала дела в Совестном суде гражданские дела, а потом в Коммерческом суде дела финансовые, чиновник-переписчик не столько продвигался по службе, сколько собирал материал.

1847 – в "Московском городском листке" публикуются первые произведения Островского – "Записки замоскворецкого жителя", отрывки из комедии "Несостоятельный должник" и одноактная комедия "Картина семейного счастья".

1848 – первая поездка в имение отца Щелыково (Костромская губерния). С 1868 года Островский проводит здесь каждое лето.

1849 – закончена первая большая комедия – "Банкрот" ("Свои люди – сочтемся"). В процессе работы «Несостоятельный должник» превратился в «Банкрота». Эту четырехактную пьесу восприняли уже не как первый шаг начинающего таланта, а как новое слово в русской драматургии. [ ]

1849–1850 , зима – Островский и П. Садовский читают пьесу "Банкрот" в московских литературных кружках. Пьеса своей обличительной силой и художественным мастерством производит на слушателей, в особенности на демократическую молодежь, огромное впечатление.

1851 , 10 января – Островский уволен в отставку ввиду установленного за ним полицейского надзора. (В 1850 г. секретное отделение канцелярии московского генерал-губернатора начало "Дело о литераторе Островском" в связи с запрещением его комедии "Свои люди – сочтемся".)

1853 – закончена и впервые поставлена на сцене Малого театра комедия "Не в свои сани не садись", в бенефис Никулиной-Косицкой. Представление прошло с большим успехом. Это была первая пьеса Островского, сыгранная на театральной сцене. Начало февраля – Островский находится в Петербурге, руководит постановкой комедии "Не в свои сани не садись" в Александринском театре.
Ноябрь – в любительском спектакле, в Москве, в доме С. А. Пановой, Островский сыграл роль Маломальского в комедии "Не в свои сани не садись". Островский закончил комедию "Бедность не порок".
Конец декабря – Островский находится в Петербурге, наблюдает за репетициями пьесы "Бедность не порок" в Александринском театре.

1854 , январь – в Петербурге Островский присутствует на обеде у Н. А. Некрасова . Встречается с И. С. Тургеневым .
Состоялось первое представление комедии Островского "Бедность не порок" в Малом театре. Представление прошло с огромным успехом.
9 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Бедность не порок" в Александринском театре в бенефис режиссера Яблочкина. Представление прошло с большим успехом.

1856 , 18 января – состоялось первое представление комедии Островского "В чужом пиру похмелье" в Александринском театре в бенефис Владимировой.
Апрель–август – поездка по верховьям Волги. Написана комедия "Доходное место".

1858 , 17 октября – дозволено цензурой печатание Собрания сочинений Островского в двух томах, в издании гр. Г. А. Кушелева-Безбородко (на титульном листе издания стоит дата – 1859 год).
7 декабря – закончены сцены из деревенской жизни – пьеса "Воспитанница".

1859 , 10 марта – Островский в Петербурге произнес речь на обеде в честь великого русского артиста А. Е. Мартынова; он встретился здесь с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым.
Переведена "Гецира" Теренция. Написана драма "Гроза" .
2 декабря – состоялось первое представление драмы Островского "Гроза" в Александринском театре в бенефис Линской.

1860 , январь – в № 1 "Библиотеки для чтения" напечатана драма Островского "Гроза".
23 февраля – в Петербурге на литературном вечере в пользу Литфонда Островский читает отрывок из комедии "Свои люди – сочтемся".
Октябрь – в № 10 журнала "Современник" напечатана статья Н. -бова (Н. А. Добролюбова) "Луч света в темном царстве".

1861 , январь – Островский в Петербурге руководит постановкой комедии "Свои люди – сочтемся" в Александринском театре.
16 января – состоялось первое представление комедии Островского "Свои люди – сочтемся" в Александринском театре в бенефис Линской.
Декабрь – окончена работа над драматической хроникой "Козьма Захарьич Минин-Сухорук".

1862 , 9 января – Островский в Петербурге у председателя Литфонда Е. П. Ковалевского прочитал свою драму "Козьма Захарьич Минин-Сухорук".
Февраль – Островский отказался поставить свою подпись под протестом группы петербургских реакционных и либеральных писателей против демократического журнала В. Курочкина "Искра", резко критиковавшего реакционные статьи Писемского в "Библиотеке для чтения".
Конец марта – перед отъездом за границу Островский в Петербурге встретился с Н. Г. Чернышевским .

1863 , 1 января – состоялось первое представление комедии Островского "За чем пойдешь, то и найдешь" ("Женитьба Бальзаминова") в Александринском театре.
Январь – состоялось первое представление драмы Островского "Грех да беда на кого не живет" в Александринском театре.
27 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Доходное место" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
22 ноября – состоялось первое представление пьесы Островского "Воспитанница" в Александринском театре в бенефис Жулевой.

1864 , 15 апреля – дозволен цензурой № 3 (мартовский) журнала "Русское слово", в котором напечатана статья Д. И. Писарева о творчестве Островского "Мотивы русской драмы".


1865 , конец февраля – начало марта – Островский в Петербурге хлопочет о разрешении учредить Московский артистический кружок.
23 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Воевода" в Мариинском театре, в присутствии автора.
25 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "На бойком месте" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.

1866 , 6 мая – состоялось первое представление драмы Островского "Пучина" в Александринском театре в бенефис Васильева 1-го.

1867 , 16 января – дозволено цензурой либретто оперы В. Кашперова "Гроза", написанное Островским.
25 марта Островский в Петербурге в зале Бенардаки выступает с публичным чтением в пользу Литфонда драмы "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский".
4 июля – Островский посетил Н. А. Некрасова в Карабихе.
30 октября – состоялось первое представление оперы В. Кашперова "Гроза" одновременно в Мариинском театре в Петербурге и в Большом театре в Москве.
Островский и его брат Михаил Николаевич купили у мачехи, Эмилии Андреевны Островской, имение в Щелыкове, где драматург проводил впоследствии летние месяцы.

1868 , 1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "На всякого мудреца довольно простоты" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Ноябрь – в № 11 журнала "Отечественные записки", выходившего с начала 1868 года под редакцией Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина , напечатана комедия Островского "На всякого мудреца довольно простоты". С этого времени Островский сотрудничает в "Отечественных записках" постоянно, вплоть до закрытия журнала царским правительством в 1884 г.

1869 , 29 января – состоялось первое представление комедии Островского "Горячее сердце" в Александринском театре в бенефис Линской.
12 февраля – Островский вступает в церковный брак с артисткой М. В. Васильевой (Бахметьевой). (От этого брака у Островского было четыре сына и две дочери.)

1870 , февраль – в № 2 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Бешеные деньги".
16 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Бешеные деньги" в Александринском театре.

1871 , январь – в № 1 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Лес".
25 января – Островский выступает с публичным чтением в пользу Литфонда комедии "Лес" в зале Петербургского собрания художников.
Сентябрь – в № 9 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Не все коту масленица".
1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "Лес" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
3 декабря – в Петербурге Островский на обеде у Н. А. Некрасова читал комедию "Не было ни гроша, да вдруг алтын".

1872 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын".
13 января – состоялось первое представление комедии Островского "Не все коту масленица" в Александринском театре.
17 февраля – состоялось первое представление драмы Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" в Мариинском театре в бенефис Жулевой; присутствовавшему на спектакле Островскому преподнесены от труппы вызолоченный венок и адрес.
27 марта – московские купцы, почитатели таланта драматурга, чествуют Островского обедом и преподносят ему серебряную вазу с изображениями Пушкина и Гоголя.
20 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын" в Александринском театре в бенефис Малышева.

1873 , конец марта – апрель – Островский окончил пьесу "Снегурочка" .
Сентябрь – в № 9 журнала "Вестник Европы" напечатана пьеса Островского "Снегурочка".
21 декабря – в Петербурге Островский заключил договор с Н. А. Некрасовым и А. А Краевским на издание собрания своих сочинений.

1874 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Поздняя любовь".
21 октября – в Москве состоялось учредительное собрание Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, организованное по инициативе Островского. Драматург единогласно был избран председателем Общества.
Выходит из печати собрание сочинений Островского в восьми томах, в издании Некрасова и Краевского.

1875 , ноябрь – в № 11 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Волки и овцы".
Состоялось первое представление комедии Островского "Богатые невесты" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
8 декабря – состоялось первое представление комедии Островского "Волки и овцы" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1876 , 22 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "Правда – хорошо, а счастье лучше" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1877 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Правда – хорошо, а счастье лучше".
2 декабря – состоялось первое представление комедии Островского "Последняя жертва" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1878 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Последняя жертва".
17 октября – Островский окончил драму "Бесприданница".
22 ноября – состоялось первое представление драмы Островского "Бесприданница" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Декабрь – вышел из печати IX том сочинений Островского в издании Салаева.

1879 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана пьеса Островского "Бесприданница".

1880 , февраль – Н. А. Римский-Корсаков начал оперу "Снегурочка", самостоятельно составив либретто по тексту одноименной пьесы Островского.
24 апреля – Островский посетил И. С. Тургенева, приехавшего в Москву в связи с подготовкой пушкинских торжеств.
7 июня – во время обеда, устроенного Московским обществом любителей российской словесности в Благородном собрании для литераторов-участников пушкинских торжеств, Островский произнес "Застольное слово о Пушкине".
12 августа – Н. А. Римский-Корсаков закончил оперу "Снегурочка".

1881 , апрель – Островский руководит постановкой комедии "Свои люди – сочтемся" в первом частном театре Москвы – Пушкинском театре А. Бренко.
1 ноября – в Петербурге Островский участвовал в заседании комиссии по пересмотру Положения о театрах и представил комиссии "Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время". Островский принимал участие в работе этой комиссии в течение нескольких месяцев, однако "комиссия была в действительности обманом надежд и ожиданий", как писал потом о ней Островский.
6 декабря – Островский окончил комедию "Таланты и поклонники".

1882 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Таланты и поклонники".
Состоялось первое представление комедии Островского "Таланты и поклонники" в Александринском театре в бенефис Стрельской.
Состоялось первое представление оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" в Мариинском театре.
12 февраля – И. А. Гончаров в своем письме поздравил Островского с 35-летним юбилеем его литературной деятельности и высоко оценил творчество драматурга.
19 апреля – Александр III разрешил Островскому учредить в Москве частный театр.

1883 , 28 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Невольницы" в Александринском театре с участием М. Н. Ермоловой в роли Евлалии.
Лето – Островский начал работу над пьесой "Без вины виноватые".
17 декабря – в Петербурге Островский посетил М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1884 , 20 января – состоялось первое представление пьесы Островского "Без вины виноватые" в Александринском театре.
В № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана драма Островского "Без вины виноватые".
5 марта – Островский был принят Александром III в Гатчинском дворце в связи с пожалованием ему пожизненной пенсии в размере трех тысяч рублей (вместо просимых шести тысяч).
20 апреля – правительство закрыло журнал "Отечественные записки", в котором Островский с 1868 года поместил 21 пьесу, в том числе две написанные в сотрудничестве с другими авторами и одну переводную.
28 августа – Островский закончил "Автобиографическую заметку", в которой подвел итог своей многолетней литературно-театральной деятельности.
19 ноября – в Петербурге Островский подписал договор с издателем Мартыновым об издании собрания своих сочинений.

1885 , 9 января – состоялось первое представление пьесы Островского "Не от мира сего" в Александринском театре в бенефис Стрепетовой.
С января по май вышли тт. I–VIII Собрания сочинений Островского в издании Н. Г. Мартынова.
4 декабря – в Петербурге Островский продал Н. Г. Мартынову право на второе издание своих драматических переводов.

1886 , 1 января – Островский вступил в должность заведующего репертуарной частью Московских императорских театров.
19 апреля – Общество любителей российской словесности избрало Островского своим почетным членом.
23 мая – Л. Н. Толстой обратился к Островскому с письмом, в котором просил разрешить издательству "Посредник" перепечатать некоторые пьесы Островского в дешевом издании. В этом письме Л. Н. Толстой называет Островского "несомненно общенародным в самом широком смысле писателем".
2 июня – в 10 часов утра от сильного припадка грудной жабы (стенокардии) скончался в своей рабочей комнате в Щелыкове великий русский драматург Александр Николаевич Островский.



Творчество и игры