Витамин Кальций: польза и вред. Роль семьи в жизни человека в произведениях художественной литературы Семейное счастье в произведениях русской литературы

Классическая отечественная литература всегда охотно поднимала общечеловеческие темы. Это и понятно: читателю интереснее и легче всего сопереживать именно тем героям, которые чем-то похожи на них. Самые сильные чувства у людей пробуждают те персонажи, которые живут тем же, чем и они. Антон Павлович Чехов в своей небольшой пьесе «Вишневый сад» поднимает несколько тем: жадность, семейные перипетии.

Философские аргументы, проблема счастья и вопросы воли

Но самой важной темой, которая красной линией проходит через все произведение и «склеивает» его части, выступает именно тема счастья. Проблема человеческого счастья, как ни странно, поднимается в не так часто. Казалось бы, что может быть важнее? Ведь если человек несчастлив, он не ценит жизнь, а это является самой серьезной проблемой, которая только может прийти к человеку. Дело в том, что проблема счастья человека - это не решенный вопрос, потому что все трактуют само понятие счастья по-разному. Для кого-то это - обилие денег, для кого-то - радостные лица родных за праздничным столом. У Чехова же это - вишневый сад.

Внутренний конфликт на фоне внешнего

Но почему же литературоведы считают, что «Вишневый сад» - произведение о счастье? Какие они приводят аргументы? Проблема счастья в пьесе связана практически с каждым персонажем. Например, Раневская считает, что лишится последней радости в жизни, если вырубят ее любимый вишневый сад, в котором прошла почти вся ее жизнь. Ее дочь Аня мечтает выйти замуж - в этом она видит счастье для себя. Старый Фирс рад и тому, что может заботиться о своих господах, и это приносит искреннюю радость ему. Лопахин же является прекрасным образцом человека, который находится в поисках меркантильного счастья. Итак, проблема счастья в «Вишневом саде» - это не только внутренний конфликт каждого персонажа. Это еще и главная мысль, которая одновременно остается довольно неуловимой. Среди литературных критиков распространено такое мнение, что сам по себе вишневый сад символизирует то недостижимое, о чем мечтает каждый персонаж, но в итоге эта недостижимая мечта уходит от них. Уходит она потому, что мало кто приложил достаточно усилий, чтобы ее удержать. Таковы основные аргументы. Проблема счастья - тема очень широкая, и Чехов сумел мастерски раскрыть ее, вложив в уста героев всего несколько удачных реплик.

Человечность - превыше всего

Интересно, что каждый персонаж ведет себя очень человечно. В «Вишневом саде» нет ни одного героя, который мог бы называться слишком картинным или шаблонным. Например, старенький Фирс встречается в каждой третьей семье - такой себе пожилой сердобольный мужчина, который готов отдать последнюю рубашку, пусть даже и у самого ничего нет. Автор показывает его как бы мельком, но именно этот персонаж вызывает больше всего сострадания. Читатель не знает, чего хочется Фирсу, и он видит только безграничную заботу и любовь, которую тот выказывает своим господам. А вот Лопахин вызывает раздражение. Человек, который изначально пытался поддержать семью, в итоге наносит им удар в спину. Видно, что он немного раскаивается, но большая часть его раскаяния все-таки напускная. Лопахин - идеальный бизнесмен, поэтому у него такие мелочные аргументы. Проблема счастья кажется ему нелепой, ведь у него на первом месте - материальные блага, а разве сравнишь их с эфемерным счастьем?

Трагедия Раневской

Каждому хочется урвать свой небольшой кусочек в жизни, но не у каждого это получается гладко. Проблема счастья в произведениях русской литературы поднимается с помощью изображения обычных русских людей, которые живут простой жизнью. Неудачливая Раневская пытается отыскать свое счастье в другой стране, куда она бежит после трагической смерти сына. Но она не может найти там долгожданный покой, потому что ведь и туда она повезла свои предубеждения и наивный характер. Она все равно возвращается в Россию, оставшись практически без средств к существованию. Поразительно, но ее вишневый сад просуществовал без нее целых пять лет, и она не вспоминала о нем заграницей. Однако когда появилась реальная угроза уничтожения этого сада, символа ее былой счастливой жизни, она запаниковала. Человек слаб, потому что привязывается не только к другим людям, но и к территории и вещам, а Раневская не может представить себе, что символ ее прошлого счастья вдруг куда-то денется.

Любовь, которая спасает мир

Многие российские писатели поднимают тему поиска собственного места в жизни и удовлетворенности этой самой жизнью. Поэты же акцентируют гораздо больше внимания на Например, проблема счастья в «Поэме без героя» Анны Ахматовой и в стихотворении под названием «Ты выдумал меня» вырастает именно из осознания лирическим героем своего несчастья на поприще любви.

В «Вишневом саде» тема любви также поднимается, и она точно также связана со счастьем. Дочь Раневской Аня мечтает выйти замуж и создать собственную семью, поэтому потерю вишневого сада она переживает гораздо легче матери. Ей не понять, как дорог и символичен для Раневской этот участок земли, засаженный деревьями, потому что в ее возрасте приоритеты совсем другие. Она молода и смотрит в будущее, а Раневская уже отжила свои лучшие годы, поэтому прошлое для нее значит так много. Возможно, этим Чехов пытается намекнуть читателю, что хорошее ждет нас только впереди, а тужить о прожитых годах глупо.

Такое разное счастье для всех

Литературоведы не зря приводят свои неопровержимые аргументы: проблема счастья в «Вишневом саду» - очень противоречивая тема. Критики до сих пор обсуждают это произведение, и к единому мнению так и не пришли. Когда это произведение рассматривается в школе или университете, лучше всего предоставить ученикам и студентам возможность свободно рассуждать и не заключать их в какие-то рамки. Наверное, Чехову бы даже понравилось то, с каким жаром молодое поколение рассуждает о проблеме счастья - вопросе, на который человечество не может вот уже который век найти единодушного ответа. Если когда-нибудь и будет раскрыт, то первооткрыватель ни за что не поделится открытием, ведь счастье - это что-то очень индивидуальное и локальное. То, что Раневской кажется драгоценным, практически не имеет никакой цены в глазах ее дочери, а разница между ними всего лишь в одно поколение. Главное - чтобы люди никогда не уставали искать ответ на этот важный вопрос: «Что я должен сделать, чтобы стать счастливым?»

Разделы: Литература

Тип: повторительно-обобщающий урок в 9 классе.

Урок проводится после изучения творчества А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

Общая тема: проблема счастья.

Цели: обобщить и систематизировать знания по изученным произведениям; познакомить с высказываниями о счастье; научить делать выводы, находить главное; познакомить с толкованиями слов; выяснить позицию критиков по отношению к героям; понимать литературно-художественное произведение и персонажи не только как “отражение жизни”, но и как воплощение особенностей авторского видения мира и человека; прийти к пониманию философского понятия “счастье”; выявить степень усвоения материала; развивать творческое мышление; научить ставить жизненные цели, воспитывать нравственные качества личности учащихся.

Заранее класс поделен на 4 группы, в соответствии с автором и его произведением каждая готовила свое домашнее задание.

План.

1. Вступительное слово учителя.
2. Основная часть урока.
2.1. А. Н. Островский “Свои люди – сочтемся!”.
2.2. Н. А. Некрасов “Кому не Руси жить хорошо”.
2.3. Ф. М. Достоевский “Бедные люди”.
2.4. Л. Н. Толстой “Юность”.
3. Вывод. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы обобщим знания по изученным произведениям авторов, живущих в одно время (II половине XIX века), в одной стране (России), но освещавших жизнь разных слоев населения: купечество, крестьянство, мелкое чиновничество, дворянство; творивших в разных родах литературы: эпосе, лирике, драме. Мы поговорим о самом главном, объединявшем не только творчество А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, живущих в позапрошлом веке, но и нас с вами, поговорим о понятии, волнующем во все времена.

Посмотрите на доску, на ней записаны афоризмы, выражения известных людей, определите тему урока, о чем будем рассуждать. (О счастье. )

“Перед лицом иных несчастий невозможно быть счастливым”.
Ж. Лабрюйер

“Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть”.
Л. Н. Толстой

“Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь”.
Б. Паскаль

“Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”.
Русская народная пословица

Запишите тему урока в тетрадь.

Что значит жить счастливо? (Ответы учеников )

На другой половине доски вы видите слова, имеющие отношение к счастью: любовь, благовоспитанность, достижение цели, счастье. Свяжите их между собой, что у них общего? (Счастье не может быть без любви, благовоспитанности, достижения целей ).

Несмотря на то, что у этих слов много общего, каждое из них является ключевым изученных нами произведений.

2. Основная часть урока.

Сегодня вы исследователи творчества драматурга А. Н. Островского, поэта Н. А. Некрасова, писателей Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Каждая группа выбирает себе одно из понятий, близкое исследуемому произведению. (Островский – достижение целей, Некрасов-счастье, Достоевский – любовь, Толстой – благовоспитанность.)

2.1 А. Н. Островский. Каждый герой комедии защищает свои интересы, идет к достижению своей цели. Все ли достигли ее? Кто добился своего? (Своего добился Подхалюзин, обманув хозяина Большова, и всех, кто ему помогал, обещая деньги, и женился на Липочке. ) Посмотрим эпизод из этой пьесы. (Инсценировка.)

Счастлив ли Подхалюзин? По-своему, да, но он сделал несчастными других, пусть даже нечестных, грубых и невежественных, как он. Но невозможно быть счастливым, если кто-то страдает. Из афоризмов, записанных на доске, найдите подходящий и запишите в тетрадь. (“Перед лицом иных несчастий невозможно быть счастливым” Ж. Лабрюйер. )

2.2 Н. А. Некрасов. Кто же может быть счастлив? При анализе “Пролога” поэмы Н. А. Некрасова мы выяснили, что счастливого среди крестьян, по мнению мужиков, быть не может. А что о слове “счастье” говорится в словаре? (Ответ подготовленного ученика. ) Но о “мужицком счастье” автор размышляет в главе “Счастливые”. К мужикам подходили люди говорили, что они счастливы. Кто они? (Один ученик зачитывает портрет этих людей, а другой – в чем счастье. )

Некрасов показал крестьян, безропотно принимающих жизненные законы, “народное счастье” оказывается мимолетным. Но вместе с тем в поэме автор рисует другие крестьянские типы, с которыми связан мотив протеста. Кто они? (Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Тимофеевна, Савелий. ) Именно их народ прославил счастливыми, почему? Что в основе народного представление о счастье? Богатство, о котором мечтал Подхалюзин и другие? (Умение сострадать, человеколюбие, добро, правда, честность. ) Какой афоризм подходит этой теме? (“Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть” Л. Н. Толстой. )

2.3. Ф. М. Достоевский . В чем заключалось счастье для героя романа Достоевского “Бедные люди” Макара Девушкина? Стремился ли он быть полезным? (Да, ведь он очень любил Вареньку, и в этой любви есть известная жертвенность. ) Дома исследователи произведения Достоевского должны были подобрать высказывания критиков о любви Макара Девушкина и крылатые выражения известных людей. Что вы нашли? (Звучат ответы учащихся. ) Докажите, что Макар Девушкин любил Вареньку примерами из текста. (Учащиеся зачитывают отрывок из последнего письма. )

Макар Девушкин вызывает у нас жалость, мы не можем назвать его счастливым, скорее несчастным. Какой подойдет афоризм? (“Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь”,– Б. Паскаль. ) Почему не состоялось счастье Девушкина? (Ответ ученика словами Гроссмана “...это чистая и самоотверженная душа, пламенеющая любовью и состраданием, но обреченная на гибель в окружающем ее бессердечном мире насилия и всеобщей купли-продажи”. )

2.4. Л. Н. Толстой. Любовь Макару Девушкину дает понятие о самоуважении, средство духовного прозрения, но он не поднялся на новую ступень духовного развития. Л. Н. Толстой в своих произведениях поднимает проблему стремления к усовершенствованию героя, его нравственных поисков.

Герой повести “Юность” Николай Иртеньев однажды достал лист бумаги с тем, чтобы расписать свои обязанности на год. Разделил их на три рода: к самому себе, к ближним, к Богу. Но их оказалось много, поэтому сшил тетрадь и написал сверху: “Правила жизни”. Домашним заданием группы исследователей повести Л. Н. Толстой было составить эти правила, опираясь на произведение и собственное мнение. (Звучат и комментируются ответы учащихся. ) Какой афоризм запишем в тетрадь? (“Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”, – русская народная пословица. )

3. Вывод. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. На примере произведений писателей II половины XIX века мы поговорили о важнейшей проблеме занимавшей все человечество, – счастье. Размышлять можно долго, так как тема нескончаемая и обширная.

Когда же человек может быть счастлив, что для этого он должен делать? (Бороться за счастье, любить, стремиться к самосовершенствованию, трудиться во благо, не желать зла другим и т. д.)

4. Домашнее задание. Дома напишите сочинение-рассуждение о счастье, взяв за основу один из афоризмов, записанных во время урока, на примере одного из произведений.

Спасибо всем за работу, урок окончен, будьте счастливы!

Кальций – основной и самый распространенный минерал в нашем организме. 99% кальция содержится в костях и зубах, а оставшийся 1% - в крови и мягких тканях. Ежегодно 20% содержащегося в костях взрослого человека кальция обновляется и замещается. Для поглощения кальция в организме должно содержаться достаточное количество витаминов А, С и D, а также магния, лизина и белков. Кальций вместе с фосфором способствует здоровью костей и зубов, а в сочетании с магнием кальций благоприятно воздействует на сердечно-сосудистую систему.

Малоподвижный образ жизни, гормональный дисбаланс, избыток белков, большое количество жиров, кофе, алкоголя, мочегонных средств и антацидов - все это может привести к снижению уровня содержания кальция в организме.

Почему он нам необходим?

Кальций необходим для того, чтобы кости и зубы были крепкими. Он играет важную роль в процессе свертывания крови и помогает кровеносным сосудам расслабляться и сжиматься. Кальций также жизненно необходим для сокращения мышц и функционирования нервной системы, он принимает участие в секреции гормонов. Он может помочь при бессоннице и помогает организму усваивать железо, способствует снижению артериального давления и предохраняет от рака кишечника.

Кальций участвует в синтезе белков РНК и ДНК и может защитить от развития преэклампсии во время беременности.

Симптомы дефицита

Симптомы могут включать рахит и замедленное развитие у детей и остеопороз у взрослых. Беременные и женщины во время менопаузы, а также люди, страдающие болезнью Крона и другими расстройствами пищеварения, подвержены дефициту кальция в организме.

Симптомы могут включать мышечные судороги и спазмы, высокий уровень холестерина и спазмы мышц спины. Кости становятся пористыми и хрупкими, ногти ломаются, волосы выглядят жесткими и безжизненными, а зубы подвержены кариесу.

Люди, испытывающие нехватку в организме кальция, страдают от бессонницы, имеют бледный цвет лица, неустойчивы к простуде. Гипертония, конвульсии, гиперактивность и сильные менструальные боли также могут свидетельствовать о нехватке этого элемента.

В чем он содержится?

Много кальция содержится в семенах чиа. У нас вы можете попробовать пудинг из семян чиа

Если вы не получаете необходимое количество кальция из употребляемой пищи, ваш организм автоматически берет кальций из костей. Однако чрезмерное употребление кальцийсодержащих добавок (более 996 мг в день) может повысить риск перелома костей тазобедренного сустава, поэтому лучше черпать кальций из пищи.

Умеренные физические нагрузки способствуют усвоению кальция, а чрезмерные нагрузки могут ему мешать, поэтому тем, кто очень активно занимается спортом, необходимо большее количество этого минерала.

Если принимать кальций вместе с железом, то при их взаимодействии процесс усвоения не происходит должным образом. Белок фисвитин, содержащийся в яичном желтке, также может связываться с кальцием, препятствуя его усвоению.

Если вы принимаете лекарства от болезней сердца, гипертонии, заболеваний щитовидной железы, антибиотики, антиконвульсивные, мочегонные средства или стероиды, проконсультируйтесь с врачом, прежде чем принимать кальцийсодержащие добавки, так как кальций может снизить эффективность подобных лекарств.

Нужно также заметить, что когда щавелевая кислота соединяется в кишечнике с кальцием, то образуются нерастворимые соли, препятствующие усвоению данного элемента. Оксалаты содержатся в миндале, кешью, мангольде, капусте кале, ревене и шпинате. Умеренное употребление этих продуктов не создает проблем, однако чрезмерное их количество может препятствовать усвоению кальция. Щавелевая кислота в соединении с кальцием может образовать камни в почках.

Исследования

Проводилось множество исследований, посвященных изучению вопроса о влиянии кальция на организм, которые показали, что кальцийсодержащие добавки могут быть полезны страдающим алкоголизмом, аллергией, сердечными заболеваниями и сахарным диабетом.

Нехватка в организме кальция может также считаться фактором риска развития таких заболеваний, как атеросклероз, болезнь Крона, рассеянный склероз, остеопороз, периодонтит, предменструальный синдром и язвенный колит.

Кальций является единственным минералом, употребление которого в период беременности рекомендуется удваивать. Исследования показали, что подобные добавки могут предотвратить преждевременные роды, рождение с низкой массой тела и преэклампсию.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность проекта Семья – это маленькая ячейка общества, которая несет огромное значение в социальном и нравственном становлении каждого человека. Актуальность проекта в том, что анализируя художественные произведения, можно оценивать, какую роль играет семья в жизни человека. Как сказал один классик, любовь к родине начинается с семьи. И это абсолютно верное высказывание, так как именно в семье мы получаем первые навыки общения с социумом.

3 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проекта Цель проекта: Осознать роль семьи в жизни человека. Анализировать значение семьи в жизни человека на примерах из произведений художественной литературы. Воспитывать заботливое отношение к близким людям, оценить значимость семьи в своей жизни Задачи проекта: Изучить художественную литературу, выбрать примеры на тему значение семьи в жизни каждого человека Сформулировать выводы о своеобразии воплощения темы семейного счастья в литературных произведениях Совершенствование коммуникативных навыков обучающихся

4 слайд

Описание слайда:

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. (Л.Н. Толстой)

5 слайд

Описание слайда:

Семья – важная ценность человеческой жизни Семья объединяет, скрепляет родственными и нравственными узами людей. Каждый человек любит и ценит дом, который является «семейной» крепостью, где можно укрыться от любых жизненных невзгод, а люди, которые в нем живут, всегда поймут, выслушают и поддержат в трудную минуту. Вот поэтому роль семьи для человека огромна.

6 слайд

Описание слайда:

«Мысль семейная» Мне вспоминается “Война и мир” Л.Н.Толстого. Рассказывая про разные семьи, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. В этой семье искренне радуются и искренне плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого члена семьи. Эта семья всегда готова гостеприимно принять любого человека. В их доме приятно находиться, там спокойно на душе, так как в их семье царит счастье и любовь

7 слайд

Описание слайда:

В семье Обломовых Вспомним семью Ильи Обломова из романа Гончарова. Семья Обломовых была большой, в их доме жило множество родственников. В этой семье была тёплая, дружеская атмосфера. Илью любили и ласкали все родственники. Все члены семьи жили сонной, ленивой и тихой жизнью. Они не любили трудиться. В этой семье редко грустили и задумывались над жизнью. Всем жилось весело и беззаботно. Семья Обломовых жила в лени и апатии. Но эту апатию они любили. Они наполняли апатичную жизнь праздниками и обрядами. Можно сделать вывод о том, что все семьи разные, у всех разные законы в семье, разные стили жизни, но самое главное-это семейный очаг.

8 слайд

Описание слайда:

Одиночество человека, потерявшего семью в рассказе Андрея Платонова «На заре туманной юности» В романе Андрея Платонова «На заре туманной юности» 14-летняя девочка Оля остается сиротой. Ей хочется, чтобы кто-нибудь взял ее к себе. Действительно, не каждый способен взять на себя ответственность за воспитание чужого ребёнка. Но что же говорить о чужих людях, ведь и родные не всегда возьмут детей-сирот. Так вышло и с Ольгой. Её желание иметь семью было сильным, но никто не понял её, не сжалился над ней. Ребёнок в отчаянии. «Ольга пошла мимо домов по чужому большому городу, но смотрела она на все незнакомые места и предметы без желаний, потому что она чувствовала сейчас горе от своей тетки, и это горе в ней превратилось не в обиду или ожесточение, а в равнодушие; ей стало теперь неинтересно видеть что-либо новое, точно вся жизнь пред ней вдруг омертвела» . Человек, оставшись один, бессилен, слаб. Как найти силы жить?

9 слайд

Описание слайда:

Тема семьи в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» А вот в рассказе М.Шолохова "Судьба человека" Андрей Соколов ценил свою семью, в довоенное время много работал, чтобы жена и дети ни в чем не нуждались Однажды, когда Андрей был на фронте, в дом попала бомба, и жена с двумя дочками погибли, старший сын в это время находился в городе. Узнав о смерти близких, Андрей был потрясён

10 слайд

Описание слайда:

Одиночество Андрея Соколова А после войны некуда было возвращаться герою, потому что погибли все: жена и трое детей. Все выдержал в лютую годину этот человек, пройдя нечеловеческие испытания, но самой страшным горем оказалась потеря семьи. Одинокий человек быстро растрачивает силы, и потому ему нужна семья.

Данная публикация составлена на основе доклада кандидата филологических наук, ректора Курской православной духовной семинарии архимандрита Симеона (Томачинского) на Знаменских чтениях в Курском государственном университете, прошедших 17 марта 2015 года. Автор обращается к теме счастья, рассматривает придаваемые ему значения и его отражение в русской литературе.

Русская литература является одним из главных хранителей тех ценностей, которые составляют нашу православную цивилизацию. Я подробно рассказывал об этом в своем докладе на пленарном заседании Знаменских чтений. Сегодня мне бы хотелось затронуть тему счастья, поскольку от толкования этого термина во многом зависит, к какому типу цивилизации принадлежит та или иная общность.

Понятие «счастья» в обывательском сознании, как правило, связывается с материальными благами, деловыми успехами, избытком развлечений и удовольствий. Однако в жизни все складывается совсем не так, и порой богатые и успешные люди оказываются самыми несчастными, а иногда даже кончают жизнь самоубийством. Многочисленные социологические опросы в разные годы и в разных странах выявили, что жители бедных государств часто ощущают себя гораздо более счастливыми, нежели граждане «благополучных стран». В чем же здесь причина?

О том, что такое счастье, много рассуждали еще в античную эпоху. Стоики, например, считали, что счастье состоит в аскетическом образе жизни и свободе от страстей. Скептики к бесстрастию добавляли бесстрашие перед смертью. Эпикурейцы видели счастье в удовольствиях и наслаждениях, однако и они считали высшим благом разум, который должен управлять человеком. Известно высказывание Эпикура о том, что следует избегать удовольствий, приносящих впоследствии вред.

«Счастье - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека», - повествует «Новая философская энциклопедия» , изданная Академией наук. Итак, счастье - это «общепризнанная конечная цель деятельности человека», то есть признаваемая всем человечеством безусловная ценность, разница только в интерпретациях.

В христианской традиции аналогом слова «счастье» выступает «блаженство», то есть полнота бытия. В евангельских «заповедях блаженства» раскрывается, в чем она состоит: «Блаженны нищие духом», «Блаженны алчущие и жаждущие правды», «Блаженны милостивые» и так далее (см. Евангелие от Матфея, 5 глава).

Само русское слово «счастье» своей внутренней формой раскрывает значение этого понятия: «быть с частью», «быть причастным». В Псалтири говорится: «Часть моя еси, Господи» (Пс 118:57) и «Ты еси упование мое, часть моя на земли живых» (Пс 141:5). «Часть» в данном случае означает не какой-то фрагмент - половину или четверть, - а значит: Ты, Господи, моя участь, мой удел, мой жребий, мое богатство и слава. Счастье человека - это Сам Бог. И не случайно поэтому главным Таинством Православной Церкви является Причастие Телу и Крови Христовым, Евхаристия.

Как же описывает счастье русская литература, что вкладывали наши поэты и писатели в это слово?

На ум сразу приходят знаменитые пушкинские слова:

На свете счастья нет,

Но есть покой и воля...

(из стихотворения 1834 года «Пора, мой друг пора»).

Конечно, полнота счастья, полнота блаженства, полнота общения с Богом возможна только в иной жизни, а на земле к ней всегда примешивается горечь от человеческого несовершенства, от собственных недостатков, от нашей ограниченности и греховности. В этом смысле с Пушкиным можно только согласиться. Но в то же время сам Александр Сергеевич дал в своем творчестве примеры простого человеческого счастья.

Например, в повести «Метель» главные герои обретают счастье в результате многих поисков и страданий. Казалось бы, Марья Гавриловна потеряла свое счастье, когда ее избранник-жених не смог из-за непогоды доехать до церкви и ее второпях по ошибке обвенчали с незнакомцем, которого потом и след простыл. В свою очередь, гусарский полковник Бурмин, «по непростительной ветрености», как он сам выразился, обвенчавшись с неизвестной ему девушкой и тут же ее покинув, не может теперь связать себя узами брака с той, которую любит.

Счастье невозможно? Казалось бы, да. Но вдруг выясняется, что главных героев та самая метель и соединила в Таинстве Венчания, хотя они не знали друг друга. И только их верность друг другу, их доверие Богу, Который устроил все так неожиданно, загадочно и непонятно, - только это сделало возможным их общее счастье. И только благодаря их терпению и вере они нашли друг друга и соединились вместе навсегда...

Похожее отрицание земного счастья и в то же время утверждение его возможности, но только при определенных условиях, мы находим и в творчестве Антона Павловича Чехова. Как правило, в произведениях Чехова слово «счастье» используется скорее в ироническом ключе - как торжество самодовольной пошлости и примитивного мещанства. Это мы встречаем, к примеру, в рассказе «Крыжовник».

В рассказе «Черный монах» «счастье», наоборот, играет другими огнями - иллюзорными, обманчивыми, ведущими к разрушению своей и чужих жизней .

Оба этих понимания: как грубой страсти и обманчивого призрака - соединились в чеховском рассказе, который так и называется - «Счастье». Два главных героя и воплощают две стороны этой медали: «Первого не отпускали мысли о счастье, второй же думал о том, что говорилось ночью; интересовало его не самое счастье, которые было ему не нужно и непонятно, а фантастичность и сказочность человеческого счастья» .

Но самое яркое и жизнеутверждающее понимание счастья как своей принадлежности к Божественному миропорядку и причастности к Божией любви выразил Чехов в рассказе «Студент». Известно, что это было его любимое произведение . Главный герой, студент духовной академии Иван Великопольский, неожиданно для себя прикасается к глубинной тайне бытия, обнаруживает «дней связующую нить».

«Он думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только двадцать два года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла» .

Для Чехова, как и для Пушкина, счастье состоит не в совокупности земных благ, а в прикосновении к вечности, в хранении своей совести и в общении с Богом.

Но, наверное, ярче всех из русских писателей такое понимание счастья выразил Федор Михайлович Достоевский.

В его романе «Братья Карамазовы» старец Зосима прямо рассуждает о человеческом счастье. В записках старца Зосимы говорится: «Для счастия созданылюди , и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: "Я выполнил завет Божий на сей земле"» .

Вспоминая своего умершего брата, старец Зосима рассказывает, как изменила его болезнь и как приоткрыла для него подлинный смысл жизни. Вот что говорил брат старца Зосимы, будучи уже смертельно больным: «И одного дня довольно человеку, чтобы всё счастие узнать. Милые мои, чего мы ссоримся, друг пред другом хвалимся, один на другом обиды помним: прямо в сад пойдем и станем гулять и резвиться, друг друга любить и восхвалять, и целовать, и жизнь нашу благословлять» .

Романы Достоевского, которые переполнены людским горем, страданием, тяжелейшими жизненными коллизиями, в то же время рисуют оптимистичную картину мира, дают человеку надежду на преображение этого мира. Даже в таком, на первый взгляд, депрессивном произведении, как «Преступление и наказание», в эпилоге мы видим и светлый финал, и новую перспективу жизни, жизни с Богом.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого... Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия!» Так говорится о любви Сони и Раскольникова, который через страдания обрел для себя Бога и новое понимание жизни в свете Евангелия.

Итак, мы рассмотрели лишь несколько примеров из русской литературы. Разумеется, эта тема заслуживает более глубокого и детального исследования. Но даже из краткого обзора становится понятным, что проповедь счастья является одной из магистральных тем для русских писателей. И счастье предстает в русской литературе как полнота бытия, достигаемая через гармонию с самим собой, примирение с ближними и жизнь в Боге.



Творчество и игры