Афанасьев Александр Николаевич — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. А

§  Биография

✓  Юность

Афанасьев родился 11 (23) июля 1826 года в городе Богучар Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям. Очень рано лишился матери.

Александр Николаевич Афанасьев сначала обучался в воронежской гимназии, затем прибыл в Москву и поступил в Московский университет, где учился на юридическом факультете (1846-1849) и, в то же время, дополнительно слушал лекции Степана Шевырёва, Осипа Бодянского и Тимофея Грановского. Ещё будучи студентом, начал сотрудничать в лучших в то время российских литературных журналах (Современник, 1847 г. и «Отечественных записках», 1848 г.), в которых были напечатаны его первые литературоведческие статьи.

✓  1849-1862 годы

Окончив обучение в университете, в 1849 году А. Н. Афанасьев поступил на службу в московский главный архив Министерства иностранных дел, где в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности он работал до 1862 года.

Любитель старины, Афанасьев часто приобретал старинные рукописи и книги на толкучем рынке у Сухаревской башни; из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой Афанасьев черпал сведения по истории русской культуры.

В журналах «Современнике» (1849-1852), «Отечественных записках» (1850-1860), «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачовым, и некоторых других изданиях им было опубликовано более 68 статей; среди его работ:

  • «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1);
  • «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851);
  • «Языческие предания об острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения);
  • «Зооморфические божества у славян» («Отечественные записки», 1852 г., № 1 - 3);
  • «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.);
  • «Русские сатирические журналы 1769-1774 г.» (в «Отечественных записках», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).

В 1858-1859 годах он издавал не нашедший достаточной поддержки журнал «Библиографические записки», где опубликовал:

  • «Сатиры Кантемира»;
  • «Н. И. Новиков»;
  • «Литературная полемика прошлого столетия»;
  • «Русская книжная торговля» и другие.

В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды» (Москва), однако сборник был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал 33 рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви, вследствие чего он вскоре был запрещён по настоянию Святейшего Синода.

Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу. Этот или другой вариант рукописи сейчас хранится в институте русской литературы РАН.

✓  После 1862 года

В 1862 году в квартире Афанасьева был произведён обыск. После этого он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это время Афанасьев продолжал свои исследования и труды; в «Библиотеке для чтения» (1864) появились его статьи:

  • «М. С. Щепкин и его записки»;
  • «Поэтические предания о светилах небесных»,

в «Филологических записках» (1865 год) он поместил:

  • «Народные поэтические представления радуги»;
  • «Сказка и миф».

Сотрудничал в это время он и в «Книжном вестнике».

В эти же тяжёлые для него годы, при самых неблагоприятных условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865−1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё, написанное им прежде, и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. «Поэтические воззрения славян на природу» - фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Книга Афанасьева является попыткой выявить живые связи языка и преданий.

✓  Последние годы

В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последние труды:

  • «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2-е изд., Москва, 1886), изданные также за рубежом;
  • «Русские заветные сказки», русские народные сказки эротического содержания; впервые изданы в Женеве в конце XIX века. Вместо реального наименования издателя на ней значилось: «Валаам. Типарским художеством монашеской братии. Год мракобесия» и имелась пометка: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров». В России эта книга впервые издана лишь в 1997 году. Эпиграфом к ней вынесена цитата (правда вырванная из контекста) из сказки «Странные имена»:

Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

§  Семья

  • Сестра А. Н. Афанасьева была замужем за Германом Фёдоровичем Аммоном; в браке у них родился сын Александр.
(1826-07-23 )

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев (11 июля - 23 сентября [5 октября ] ) - русский собиратель фольклора , исследователь духовной культуры славянских народов , историк и литературовед.

Биография

Юность

Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу. Этот или другой вариант рукописи сейчас хранится в институте русской литературы РАН

После 1862 года

В 1862 году в квартире Афанасьева был произведён обыск. После этого он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это время Афанасьев продолжал свои исследования и труды; в «Библиотеке для чтения» (1864) появились его статьи:

  • «М. С. Щепкин и его записки»;
  • «Поэтические предания о светилах небесных»,

В эти же тяжёлые для него годы, при самых неблагоприятных условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу » (3 т., Москва, 1865−1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё, написанное им прежде, и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. «Поэтические воззрения славян на природу» - фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Книга Афанасьева является попыткой выявить живые связи языка и преданий.

Афанасьев Александр Николаевич славится в мире как русский сказочник. Но этот человек также был ученым-историком, литературоведом, исследователем народного фольклора, чье творчество и до сегодняшнего дня еще не издано в полной мере. Его ставят в один ряд со знаменитыми филологами и лингвистами мира, такими, как братья Гримм, Шарль Перро и др.

Афанасьев родился в 1826 году в Воронежской губернии, в маленьком городе Богучар. Когда умер дед мальчика, семья перебралась в соседний город Бобров, и поселилась в имении, где имелась хорошая библиотека. Маленький Александр увлекся чтением, ему нравилось читать исторические книги, в этот период у него пробудился живой интерес к истории и культуре.

В 1837 году будущий фольклорист поступил в Воронежскую гимназию, обучение в которой продолжалось семь лет. В гимназии преобладали грубые меры воспитания, имели место телесные наказания, учителя заставляли детей зубрить предметы. Общая атмосфера недоброжелательства в коллективе могла и вовсе убить высокие стремления Афанасьева , но все же он нашел в себе силы проучиться там. По окончании заведения в возрасте восемнадцати лет юноша уехал в Москву.

В Москве он поступил в Московский университет, где проучился 4 года на юриста, с 1846 г. по 1849 г., несмотря на то, что его больше увлекала история, литературная наука и этнос. Во время обучения на юрфаке, он стал учиться у таких ученых, как Н.И. Крылов, К.Д. Кавелин и др. В университетские годы он разместил в журнале «Современник» свою первую публикацию «Государственное хозяйство при Петре Великом» (1847). В.Г. Белинский одобрительно оценил ее, указав на ее научные аспекты.

Афанасьеву предрекали карьеру профессора, но один случай не дал этому осуществиться. В 1848 году в университет прибыл министр просвещения – граф С.С. Уваров, целью его визита было определение общественных настроений профессорского состава, в связи с событиями в Западной Европе, для этого он посещал лекции. Некоторые из лекций, пробного характера, читали сами студенты, в том числе и Афанасьев. Его лекция о том, как влияла самодержавная власть на уголовное право в 16-17 веках, не понравилась министру. При этом студент позволил себе не согласиться с замечаниями Уварова, и стал отстаивать свою точку зрения. После случившегося по окончании Московского университета молодой человек не смог найти работу среди государственных учреждений образования и был вынужден работать в частной школе.

В 1849 году при поддержке Н.В. Калачева, Афанасьев поступил на службу в Главный архив при Министерстве иностранных дел в Москве, где и отработал 13 лет. В течение этого времени он проходил повышения по службе: с 1856 года начальствовал в отделении, а по истечении некоторого времени стал правителем дел комиссии при архиве, которая курировала печатание договоров и грамот на государственном уровне. На этой должности он пробыл до 1862 года.

Работая в архиве, ученый был счастлив, он смог творчески раскрыться. В эти годы Афанасьев сотворил часть своих многочисленных трудов, статьи публиковались в журналах, таких как, «Современник», и в специализированных научных сборниках, но многие работы претерпевали «роковое действие цензуры», как писал в сам Афанасьев.

В пятидесятых годах он трудился в сфере истории русской литературы. Это и статьи о русской сатире 18 века, и заметки о литературе России 19 века. В 1859 – 1860 г.г. он работал, как библиограф и печатался в журнале «Библиографические записки».

Но приоритетным занятием Афанасьева оставались сказки и легенды, благодаря этому, он стал популярным и прославился во всем культурном мире. В сравнении с научной работой, которая сейчас потеряла свое значение, созданные им сборники русского творчества составляют гордость нации и в сегодняшние дни.

Возведение фольклора к первобытным мифам было методом многих фольклористов. Его использовал и Афанасьев, о том говорят такие статьи, как «Дедушка домовой», «Ведун и Ведьма» и др. Эти и другие публикации, а также иные труды стали основой солидного трехтомника «Поэтические воззрения славян на природу» (1866-1869г.г.), а уже в 1851 году он стал готовить к выпуску собрание сказок. В период с 1866 г. по 1863 г. были выпущены восемь сборников под названием «Народные русские сказки».

В 1860 году он смог отправиться за границу и посетить такие страны, как Италия, Германия, Франция. В 1862 году ученый и фольклорист был лишен службы в архиве. По незначительному обстоятельству – встреча Афанасьева с эмигрантом В.И. Кельсиевым – в го доме был произведен обыск. Затем последовало увольнение и запрет занимать должности на госслужбе.

После этого Афанасьев не мог найти постоянный заработок, материальное положение ухудшалось. Поэтому он стал распродавать свою библиотеку. В 1865 году он работал чиновником в Московской думе, в 1867 году был секретарем при съезде мировых судей. Здоровье его слабело, он был болен туберкулезом.

Но перед смертью в 1870 году он успел издать специальный сборник для детей – «Русские детские сказки». Это собрание было сложено именно для чтения дома. Издательство этой книги было последним моментом, который утешил Афанасьева.

В 1871 г. 23 октября Александр Николаевич скончался от чахотки. Смерть этого великого сказочника почти не была освещена в печатных изданиях. Второй сборник сказок вышел уже после его кончины. С того времени, это собрание – одно из самых любимых и популярных произведений, а имя А.Н. Афанасьева всегда упоминается с почитанием.

Афанасьев (Александр Николаевич) - исследователь народной поэзии; родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губ., где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим.
Образование получил в воронежской гимназии и московском университете, где учился на юридическом факультете и в тоже время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского.

Окончив курс в 1848 г., Афанасьев в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям - в московский главный архив министерства иностранных дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров.
В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности.
За это время Афанасьев, который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах ("Современник" 1847 г. и "Отечественных Записках" 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в "Современнике" (1849 - 52 гг.), "Отечеств. Записках" (1850 - 60 гг.), "Архиве историко-юридических сведений о России", издав. Калачёвым, и некоторых др. изданиях. Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: "Дедушка домовой", первое его мифологическое исследование (в "Архиве" Калачёва, ч. 1); "Ведун и ведьма" (в альманахе "Комета", изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); "Языческие предания о острове Буяне" (во "Временнике общ. ист. и древ. росс.", 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил во всей полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения); "Зооморфические божества у славян" ("Отеч. Записки", 1852 г., № 1 - 3); "Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями" (в "Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности", 1853 г.); "Русские сатирические "журналы 1769 - 1774 г. " (в "Отеч. Зап.", 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).
В 1858 - 59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: "Библиографические Записки", где поместил ряд своих статей, именно: "Сатиры Кантемира", "Н. И. Новиков", "Литературная полемика прошлого столетия", "Русская книжная торговля" и др.

В 1860 г. он издал - "Русские народные легенды" (Москва), вскоре изъятые из продажи. В 1862 г. в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принуждён был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи.

С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

В "Библиотеке для чтения" (1864) г. появились его статьи: "М.С. Щепкин и его записки", "Поэтические предания о светилах небесных", в "Филологических Записках" (1865 г.) он поместил: "О радуге", "Сказка и миф", сотрудничал он в это время и в "Книжном Вестнике", изд. Ефремовым и Ростовцевым.

В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: "Поэтические воззрения славян на природу" (3 т., Москва, 1866 - 69), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное прежде им, и всё, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

Последний труд Афанасьева - на пользу русских детей, это "Русские детские сказки" (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. Афанасьев умер от чахотки, 45 лет от роду.

Исследователь народного творчества; историк литературы и фольклора.


Родился 11 (23) июля 1826 г. в г. Богучаре Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям.

Александр Николаевич Афанасьев сначала обучался в воронежской гимназии, затем прибыл в Москву и поступил в Московский университет, где учился на юридическом факультете и, в то же время, слушал лекции С. П. Шевырева, О. М. Бодянского и Т. Н. Грановского. Ещё будучи студентом, начал сотрудничать в лучших в то время российских литературных журналах («Современник» 1847 г. и «Отечественных записках» 1848), в которых были напечатаны его первые литературоведческие статьи.

1849 – 1862 гг.

Окончив обучение в университете в 1848 году, Афанасьев в 1849 году поступил на службу в московский главный архив Министерства иностранных дел, где в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности он работал до 1862 года.

Любитель старины, Афанасьев часто бывал на толкучке у Сухаревской башни - там он приобретал старинные рукописи и книги. Из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой Афанасьев черпал сведения по истории русской культуры.

Он продолжал сотрудничество с литературными журналами, опубликовав 68 более или менее значительных статей в «Современнике» (1849-1852 гг.), «Отечественных записках» (1850-1860 гг.), «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачёвым, и некоторых других изданиях. Среди его работ:

«Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1);

«Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851);

«Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения);

«Зооморфические божества у славян» («Отечественные записки», 1852 г., № 1 - 3);

«Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.);

«Русские сатирические журналы 1769-1774 г.» (в «Отечественные записки», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).

В 1858-1859 гг. он издавал не нашедший достаточной поддержки журнал «Библиографические Записки», где опубликовал:

«Сатиры Кантемира»;

«Н. И. Новиков»;

«Литературная полемика прошлого столетия»;

«Русская книжная торговля» и другие.

В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды» (Москва), однако сборник был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал 33 народных рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви. За это сборник вскоре был запрещён по настоянию Святейшего Синода.

Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу.

После 1862 года

В 1862 году в жизни Афанасьева произошёл крутой переворот, отрицательно сказавшийся и на его учёной деятельности, и на здоровье. В квартире Афанасьева был произведён обыск, хотя и никакого официального обвинения предъявлено не было. Он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды.

В «Библиотеке для чтения» (1864) появились его статьи:

«М. С. Щепкин и его записки»;

«Поэтические предания о светилах небесных»,

в «Филологических Записках» (1865 год) он поместил:

«О радуге»;

«Сказка и миф».

Сотрудничал он в это время и в «Книжном вестнике», издаваемом П.А. Ефремовым и Я.А. Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865 − 1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное им прежде и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.

Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. «Поэтические воззрения славян на природу» - фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того, воскрешает основы русского мышления. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Ему значительно уступают известные у нас «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная культура» Э. Тэйлора.

К этой книге не раз обращались русские поэты и писатели: А. К. Толстой и Блок, Мельников-Печерский и Горький, Бунин и Есенин.

В советское время попытки издания «Поэтических воззрений славян на природу» также встретили ряд препятствий. В сильно сокращённом варианте эта книга вышла в начале 1980-х годов после личного указания Ю. В. Андропова.

Последние годы

В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последний труды:

«Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886), изданные также за рубежом

«Русские заветные сказки», русские народные сказки эротического содержания; впервые изданы в России лишь в 90-х годах XX века.

Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Семья

Сестра А. Н. Афанасьева была замужем за Германом Фёдоровичем Аммоном; в браке у них родился сын Александр.

Критика

Критики-демократы, рассматривающие литературу исключительно с точки зрения демократических представлений и народных тягот, не могли оценить сугубо научную теоретическую деятельность, оторванную от практических социальных идей. Направление, взятое А. Н. Афанасьевым и Ф. И. Буслаевым, резкой критике подвергли Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Они указали на оторванность их теоретических построений от жизни и интересов народа, на недопустимость механических сопоставлений совершенно разнородных явлений, на шаткость и неубедительность выводов.

Есть мнение, что в исследовательских трудах Афанасьева поэтизировалась искусственно сконструированная мифология древних славян.



Материнский капитал