Анри Тулуз-Лотрек: «Я не стал бы рисовать, если бы мои ноги были длиннее! Анри де Тулуз Лотрек, биография или импрессионизм, вино, путаны и сифилис Тулуз лотрек средства создания картин.

Картины Анри де Тулуз Лотрека — это путаны и актрисы, канкан, шуты и танцовщицы. Творчество Тулуз Лотрека — наследство настоящего художника импрессиониста, писавшего жизнь такой, какая она есть.

Если и можно охарактеризовать картины Анри де Тулуз Лотрека каким то одним словом — то это слово будет «кабаре». Именно артисты, интерьеры, шлюхи и завсегдатаи кабаре запечатлены чуть менее, чем на всех картинах художника.

Вы не увидите здесь ангелочков порхающих вокруг мадонны. Как большинство импрессионистов, Анри изображал действительность без прикрас, заостряя внимание на индивидуальности. Лотрек скорее подчеркивал своеобразные черты натуры, чем идеализировал ее, как художники академисты.

» content=»«/>

Анри де Тулуз Лотрек, творчество художника.

Творчество Лотрека отличается лаконичностью и глубоким психологизмом. Анри не особо интересовали правильность анатомических пропорций, как художников академистов или цветовая и световая составляющие, как остальных импрессионистов. У него нету такого разбора цвета, как у Моне. Что присутствует в картинах Анри де Тулуз Лотрека — так это хАрактерность персонажа, настроение, даже некоторая гротескность изображения. Точными экспрессивными мазками и линиями Лотрек чудесно отображает характер человека, его эмоциональное состояние. Недаром его называют мастером наброска и психологического портрета.

Анри де Тулуз Лотрек, картины художника с названиями, персонажи.

Картины Анри де Тулуз Лотрека изображают персонажей, которые не менее интересны, чем сами работы. К примеру, Ла Гулю (обжора) — известная танцовщица кабаре «Мулен Руж», которая имела обыкновение пить из бокалов посетителей и угощаться за их счет. «Королева Монмартра» — так ее называли. Она закончила свою жизнь не менее трагично, чем Тулуз Лотрек. Алкоголь сломил ее, в конце жизни Ла Гулю жила в нищете, зарабатывая на пропитание и бухло продажей спичек и сигарет.

Джейн Авриль, также танцовщица канкана, полная противоположность Ла Гулю. Утонченная, меланхоличная натура, перипетиями судьбы попавшая в кабаре. Изгой среди коллег, которые называли ее «Безумная Джейн». Авриль стала близкой подругой художника и часто позировала ему в мастерской.

Ивет Гильбер, актриса, чей вычурный, оригинальный образ так импонировал Анри. Рыжая Роза, девица легкого поведения, та самая, которая и заразила его сифилисом. Тысячи их.

Плакаты Анри де Тулуз Лотрека.

Лично мне графика Анри даже более по душе, чем его живописные картины. Плакаты Анри де Тулуз Лотрека отлично делали то, для чего и предназначались — рекламировали лоск и порок парижского полусвета, алкоголь, порок и канкан. Именно плакаты принесли художнику желанную известность. Несмотря на то, что Анри написал более чем десятки плакатов, в интернете выудить их довольно тяжело, ибо особо «умные» особи человека путают их с графикой другого известного художника — Жюля Шере (настоящий плакатный монстр, кстати, тоже очень интересный художник).

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec Monfa, Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа) — великий французский художник-импрессионист, постимпрессионист . Родился 24 ноября 1864 года в Альби — умер 9 сентября 1901 года в замке Мальроме, Жиронда.

Родился будущий художник в аристократический семье. Его родителями были самые настоящие графы. Известна очень трагическая история, которая случилась с художником в 13 и 14 лет. Когда ему было 13 лет, случайным образом, вставая с кресла, он сломал бедренную кость левой ноги; в 14 лет, после падения в канаву, Анри де Тулуз-Лотрек сломал правую ногу. После этого его ноги перестали расти и до конца жизни оставались длиной всего 70 сантиметров. Многие, кто поначалу замечал этот дефект, скоро о нём просто-напросто забывал. Анри Тулуз-Лотрек был замечательным человеком, а о своём недостатке всегда отзывался с большим чувством самоиронии. После того, как в 1871 году Анри покинул родную землю и переселился в Париж, его жизнь изменилась кардинально и навсегда.

В Париже он поселился на Монмартре. Здесь же и прожил всю свою жизнь. Его любимыми художниками, в картинах которых он черпал вдохновение, являлись , и другие французские художники-постимпрессионисты. В начале своей карьеры художника он занимался литографией, созданием афиш. Часто рисовал уличную жизнь Франции, увеселительные заведения. Его моделями становились танцовщицы, клоуны, поэты, театральные актёры, певицы.

Всё же проблема с ногами и рост 152 см, не могли дать ему настоящего счастья в жизни. Несмотря на его старания, многие люди посмеивались над его недостатками, любовные романы заканчивались разрывом. Критики живописи часто относились к его картинам плохо. В результате всего этого Анри де Тулуз-Лотрек вёл разгульный образ жизни, много пил и не дожив 37 лет умер от алкоголизма. Слава великого художника-постимпрессиониста Франции и мировое имя пришли к нему спустя несколько лет после смерти.

Художник Анри де Тулуз-Лотрек картины:

Читальный зал в замке Мелрум

Чтение газеты в саду

Цыганка де Ришепен

Девушка в корсете

Жанна Авриль

Кабаре Японский Диван

Модистка

Начало кадрили в Мулен Руж

Обучение танцу в Мулен Руж

Биография и знаковые работы модерниста.

Японский диван

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)

Парижская жизнь

Тулуз-Лотрек происходил из богатой аристократической семьи, он с детства страдал врожденной болезнью костей, которая сделала его в конце концов калекой. В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж. Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование. Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником. Близкое знакомство с членами группы «Наби» - Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche».

Несмотря на то, что Тулуз-Лотрек был состоятельным человеком, он поселился в студии на Монмартре, бедном и небезопасном, зато дешевом парижском районе, где жили или снимали мастерские многие художники. Жизнь на Монмартре стала для художника неисчерпаемым источником сюжетов, связанных с посетителями кафе и публичных домов невысокого пошиба, с той странной ночной жизнью, которой здесь жили многие. Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям. Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями. Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет.

«Мулен Руж»

Мулен Руж

Творчество Тулуз-Лотрека чрезвычайно индивидуально, хотя следует отметить определенное влияние, которое оказали на него работы и Боннара. В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu - обжора) и Валентина Дезоссе. Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре стало известным ночным клубом. Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. Вероятно, люди приходили посмотреть и на Ла Гулю, получивших свое прозвище по причине чудовищного аппетита. Лотрек испытывал отвращение к лицемерию и неискренности буржуазного общества, компанию людей из рабочего класса он ценил гораздо больше. Из-за своей внешности - неряшливо одетого человека маленького роста, часто пьяного, Тулуз-Лотрек походил на представителя низшего класса. Подобно тем девушкам из кабаре, с образами которых этот художник ассоциируется в пашем представлении, он никогда не избегал любопытных взглядов и на публике становился весьма бойким и развязным.

Рекламный плакат для кабаре

Афиша Аристид Брюан в кабаре

Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» - ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году. Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре - «Эльдорадо» и «Амбассадор». Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу, и вскоре они стали друзьями. Ко времени создания афиши для Брюана Тулуз-Лотрек достиг известности благодаря своей деятельности в сфере печатной графики. Хотя он был человеком состоятельным, художник гордился тем, что получает деньги за свое искусство и даже имеет отдельный банковский счет для гонораров. Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon & Cie». Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку. Более широко творчество Тулуз-Лотрека было показано в 1898 году на выставке его печатной графики и станковых произведений в Лондоне, которую устроила и профинансировала фирма, связанная с галереей Гупиль.

Жанна Авриль

Жанна Авриль

Вероятно, самым известным из всех персонажей Тулуз-Лотрека была танцовщица Жанна Авриль. Впервые она появилась на его афише кабаре «Японский диван». Здесь Авриль наблюдала за ночным представлением. Затем Тулуз-Лотрек изобразил её танцующей в «Мулен Руже». Грациозная фигура Жанны Авриль с осиной талией вполне соответствовала стилю модерн и составляла заметный контраст с Ла Гулю. Большую часть рекламных плакатов танцовщица заказывала сама.

Нередко рекламные плакаты воспроизводились как литографии, отпечатанные ограниченным тиражом на высококачественной бархатистой либо на японской бумаге, и продавались как дорогие коллекционные вещи. Такая практика была обычной для арт-дилеров эпохи, которые спешили воспользоваться высоким спросом на искусство подобного рода. Жанне Авриль, как и другим близким людям Тулуз-Лотрека, было хорошо известно о его пристрастии к алкоголю, к тому же художник заразился сифилисом. Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение. Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе. Хотя алкоголизм сократил его жизнь, он успел создать почти тысячу живописных полотен и акварелей, а также около 300 эскизов рекламных плакатов и другой печатной продукции.

Анри де Тулуз-Лотрек. Жизнь и творчество. обновлено: Май 11, 2018 автором: Глеб

Портрет поэта
Наверху — Иветт Гильбер (1 893).
Внизу — Портрет поэта Поля Леклерка (1 897, Париж,
Музей Орсе).
На портрете в костюме денди изображен поэт, ставший основателем знаменитого журнала Revue Blanche, с которым Тулуз-Лотрек поддерживал отношения с 1 894 года.

Ha судьбу и творчество Анри де Тулуз-Лотрека, безусловно, повлияли его семейные обстоятельства и болезнь, хорошо известные и обсуждавшиеся уже его современниками. Они способствовали созданию образа упадочнического художника, склонного к провоцированию скандалов. Родившийся в 1864 году в Альби, на юге Франции, в старинной аристократической семье, он был единственным выжившим сыном от брака его родителей. С детства он знакомится с миром искусства: его отца и дядю посещали модные художники того времени, а предки были художниками-любителями.

Отношения родителей, графа Альфонса де Тулуз-Лотрека-Мон- фа и его двоюродной сестры Адель Тапье де Селейран, расставшихся в 1868 году, словно отражают схему романа XIX века: отец — человек безудержного темперамента, спортивный, почти не уделявший внимания семейным делам, и мать, полностью посвятившая себя семье, но при этом не пренебрегавшая и обязанностями светской жизни, накладываемыми на нее происхождением и воспитанием.
Подобное сочетание противоположностей, возможно, дает ключ к пониманию того, как, не будучи шизофреником, Тулуз-Лотрек перешел от прилежного изучения избранных им по призванию академических дисциплин к регулярному посещению «дурных компаний»: балерин, актеров, проституток и других сомнительных личностей, типичных для мира Монмартра.
Другой важный момент в жизни художника — постоянные перемещения между Парижем и многочисленными поместьями, которые принадлежали его семье на юге Франции и стали предметом вдохновления в ряде его произведений.
Формирование совсем еще юного художника началось как раз в усадьбе, где Тулуз-Лотреку приходилось проводить большую часть времени из-за унаследованной им редкой болезни. Вынужденный находиться все время в абсолютном бездействии, он мог наблюдать сцены каждодневной жизни, видя многочисленных членов своей семьи (родителей, дедов, бабушек, дядей, теток и кузенов). Его привлекала и жизнь животных на лоне природы.
Для формирования его творческой индивидуальности немалую роль сыграло знакомство с Рене Пренсто (1843-1914), другом его отца, частым гостем замка в Альби. Пренсто был посредственным художником, посвятившим себя жанровой живописи; однако высокопоставленные клиенты ценили его работы, и поэтому они пользовались спросом на рынке. Именно благодаря Пренсто и страсти отца к лошадям и охоте Анри выбирает темы первых картин: Персидский шах верхом на коне, Охота на вальдшнепов, Граф де Тулуз-Лотрек правит четверкой лошадей. Эти темы характерны для живописи и рисунков мальчика-художника, выполненных в энергичной и острой манере, которая затем станет отличать все его творчество.
В это же время маленький Анри увлекся миром цирка, куда отец часто его водил и где его особенно привлекали укротители и экзотические животные. Страсть к цирку занимает заметное место в его искусстве зрелого периода, найдя отражение в целом ряде картин и рисунков художника.

Умиротворенный портрет
Выполненный на доске в гамме приглушенных тонов, этот портрет Элен Вари (1 889, Бремен, Кунстхалле) подчеркивает красоту модели и придает всей обстановке (мастерской художника) умиротворенную сосредоточенность.

К сожалению, из-за ослабленного физического состояния самая обычная жизнь представляла для него угрозу: два падения в течение одного года привели к перелому обеих бедренных костей. Это повлекло за собой длительное пребывание в постели, после чего он навсегда остался инвалидом. Его внешность после несчастного случая изменилась, приобретя гротескные черты. Существующие свидетельства подтверждают, что он стал похож на обезображенного карлика с неправильными чертами лица.
Жизнелюбивый характер помогал художнику преодолевать его физические недостатки, часто он с острой самоиронией
изображал самого себя в карикатурном виде.
В семье самыми близкими ему и его творчеству людьми были, прежде всего, его мать, — и неслучайно он так любил ее изображать (см. с. 48), а также дяди — Раймон де Тулуз-Лотрек, двоюродный брат отца и основатель музея в Альби, и Шарль де Тулуз-Лотрек, младший брат отца, изображенный на некоторых рисунках, к тому же, самый близкий поверенный Анри, о чем свидетельствует интенсивная переписка между ними. Дяди и кузены по материнской линии также были запечатлены художником. В апреле 1878 года, незадолго до падения, явившегося причиной последующих несчастий, Тулуз-Лотрек посетил Париж и Всемирную выставку, где на него произвели впечатления произведения художников-анималистов: Пренсто, Жоржа Гранжана, Ришара Губи, Жоржа Бюссона.
Одновременно, по рекомендации семьи, особенно отца, он посещает самые модные художественные и литературные кружки, такие, как «Волни» и «Мирлитон», близко знакомится с академической живописью, очень доходной и «доступной», поскольку она была далека от авангарда тех лет.
В 1879 году палитра Тулуз-Лотрека становится все более свободной и светлой, а после неоднократных посещений Ниццы среди предметов его изображения начинает фигурировать и море.
В ту пору он во многом опирался на копии с произведений художников, работавших в мастерской Пренсто, которую он стал посещать с 1881 года, когда принял решение стать профессиональным художником. В следующем году Тулуз-Лотрек сообщил семье о своих планах: он хотел переехать в Париж, чтобы заниматься в мастерской Александра Кабанеля (1832-1889) при Школе изящных искусств.

Студия Кормона
Эта групповая фотография была сделана в 1 885 году в мастерской Фернана Кормона, где Тулуз-Лотрек провел более четырех лет с 1 882 по 1 886 год. Маэстро расположился за мольбертом, Тулуз-Лотрек — на первом плане слева, сидя спиной. Можно узнать его близких друзей: Франсуа Гози, крайнего, стоящего справа, Эмиля Бернара, стоящего слева в последнем ряду. Когда Тулуз- Лотрек перешел в мастерскую Кормона в 1 882 году, он, описывая отцу свой новый выбор, характеризовал Кормона, как принявшего участие в Салоне 1 880 года знаменитой картиной Бегство Каина и его семьи, подчеркивая этим значимость своего учителя. На странице в центре — Фернан Кормон Бегство Каина и его семьи (1 880, Париж, Музей Орсе).

Художественная жизнь Парижа
В 1886 году, после восьмой и последней парижской выставки импрессионистов, их движение распадается, уступив место менее однородным поискам отдельных художников, или тех, кто был связан с дивизионизмом, символизмом, и чье творчество позднее объединили термином «постимпрессионизм». Тогда же в Париже прошли три другие значительные выставки, привлекших во Францию таких живописцев, как Ван Гог: Салон французских художников, на котором была представлена академическая живопись, в том числе работы Пюви де Шаванна; V Всемирная выставка, при участии Ренуара и Моне, и, наконец, — Второй Салон Независимых, где выставлялись произведения некоторых импрессионистов, и среди них картина Воскресная прогулка на острове Гранд Жатт Сёра, оказавшая немалое влияние на Тулуз- Лотрека и его друзей.
До этого времени в художественной и литературной жизни Парижа преобладал натурализм, о чем свидетельствовала организованная в 1884 году Школой изящных искусств ретроспективная выставка Мане; предисловие к ее каталогу было написано Золя. В этот же год, Сёра, Синьяк и Редон, не принятые официальным Салоном, основали Салон Независимых под девизом: «Никакого жюри, никаких премий». Они не признавали никакого общего направления для художников. После выставок импрессионистов, устраиваемых с 1874 года, Салон Независимых стал следующим прорывом в сети официальных выставок.
Но Тулуз-Лотрек пока еще стремился именно к академическому образованию, иначе бы он не мечтал, подобно многим начинающим, попасть в мастерскую Кабанеля, уровень преподавания в которой позволял ученикам рассчитывать на получение Римской Премии. Следуя советам Пренсто и другого альбийского художника, Анри Рашу (1855-1944), он поступает в 1882 году в мастерскую Леона Бонна (1833-1922), законченного художника-академиста, чьи картины отличались фотографической точностью. В мастерской Бонна, строго следовавшего правилам, Тулуз-Лотрек проходил обычный «тренинг» академического художника, изучая классическое искусство: произведения мастеров Возрождения, как Леонардо и Поллайоло, античную скульптуру. В ту пору ему было восемнадцать лет
Через несколько месяцев преподавателя назначили профессором Школы изящных искусств (поэтому ему пришлось закрыть свою частную мастерскую), что положило конец полезному, но довольно нудному обучению Лотрека у Бонна. В ноябре 1882 года Тулуз-Лотрек вместе с несколькими друзьями, также посещавшими Бонна, перешел в мастерскую Фернана Кормона (1854-1924). Ученик Кабанеля, он также был академическим живописцем, но более раскованным и терпимым.
Кормон, широко известный в кругах крупной буржуазии, добился определенного успеха у публики, а после получения медали в официальном Салоне 1880 года за картину Бегство Каина и его семьи он становится особенно популярным; с 1884 года его выбирают в жюри Салона. Именно он предложил Лотреку участвовать в Салоне 1883 года; тот представил портрет друга, Гюстава Деннери, который был отвергнут. Вместо того, чтобы расстроиться, художник, верный своему характеру, предпринял через несколько лет еще одну попытку, но уже с явно провокационными целями: он представил натюрморт с рамкой намного более ценной, чем сама картина. Картина была послана анонимно, под псевдонимом; к чести жюри и на этот раз она была отвергнута.

Певица в черных перчатках
Знаменитая певица Иветт Гильбер, узнаваемая по длинным черным перчаткам, показана здесь исполняющей популярную песенку Linger, Longer, Loo. В произведении использована техника живописи темперой: Иветт Гильбер поет «Linger, Longer, Loo»
(1 894, Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Иронический и провоцирующий подход почти постоянно присутствует у Тулуз-Лотрека: достаточно посмотреть, как откликнулся он на картину Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898) Священная роща Искусств и Муз (около 1884 года), написав на нее пародию.
Формальные поиски этого академиста, далекого от опыта импрессионизма, окажут влияние на художников символистского направления. Но иконография его композиций носила классицизирующий характер, и пародия Тулуз-Лотрека, изобразившего себя со спины во главе процессии художников в мизансцене, абсолютно идентичной той, которую представил Пюви де Шаванн, безжалостно развенчивала его замысел. И это был не единственный саркастический выпад Тулуз-Лотрека: в 1889 году он выставил в авангардистском объединении «Салон ненужного искусства» одну свою работу как ученик «Пюби де Шеваль», игра слов здесь предвещала юмор дадаистов.
Со временем художник теряет интерес к Школе изящных искусств и ко всему, связанному с ней. Но также безразличен он был к экспериментам авангардистов, строя свои картины по абсолютно традиционной схеме и используя традиционную технику, то есть практику переноса на холст подготовительного рисунка углем.
В мастерской Кормона Тулуз-Лотрек погружается в атмосферу жизни монмартрского холма, когда-то бывшего предместьем, но теперь вошедшего в городские пределы, приятного днем и сомнительного ночью, с его жителями — пролетариями, проститутками и искателями приключений. Для многих художников это было идеальное место, где они находились в контакте с природой и где встречались с любопытными представителями человечества. Сам маэстро сопровождал туда учеников во время практики живописи на пленэре, чередуя такие занятия с рисованием натурщиков и копированием картин прошлого в мастерской.
За долгие годы, проведенные с Кормоном (более пяти лет), Тулуз-Лотрек еще больше сдружился с художниками, с которыми он уже встречался, одним из них был Эмиль Бернар (1868-1941). Там же он подружился с Луи Анкетеном (1861-1932), который стал одним из основателей Понт-Авенской школы и перед которым Тулуз- Лотрек преклонялся. Важную роль сыграли отношения с Анри Рашу (1855-1944), Франсуа Гози (1861-1933)- впоследствии его биографом, с Рене Гренье (1858-1925). Также в мастерской Кормона он знакомится с Ван Гогом (1853-1890), еще одним терпеливым учеником Кормона, несмотря на его взрослый возраст. Свидетельством этого знакомства стал портрет голландского художника, созданный Тулуз-Лотреком в технике, сходной с той, в которой работал Ван Гог.
С 1883 года, не достигнув возраста двадцати лет, он начал выставляться на коллективных выставках в провинции — в По, Реймсе, в Бордо, Тулузе. Благодаря отцовским связям он также выставлялся в модных клубах, типа «Кружка Волни», до тех пор, пока его манера не стала казаться шокирующей.

Образ отца
В небольшой композиции маслом, созданной, когда ему было всего шестнадцать лет, Тулуз-Лотрек оставил нам воспоминание об образе отца — Граф де Тулуз- Лотрек правит четверкой лошадей (около! 880, Париж, Музей Пти Пале).

В течение «академического года» Тулуз-Лотрек работал очень дисциплинированно, но также насыщенно он проводил время, посещая семейные поместья летом, где создал большую часть произведений сельской тематики, довольно распространенной в те годы; к ним относится портрет молодого крестьянина Рути.
В последствовавшие за обучением у Кормона годы он открывает для себя новые направления в искусстве. Общение с художниками-антитрадиционалистами, такими как Поль Гоген (1848-1903) или Поль Серюзье, входивший в группу «Наби» (1864-1927), а также сотрудничество с торговцами картинами и галеристами Амбруазом Волларом и Дюран-Рюэлем, у которых выставлялись импрессионисты, ввели художника в мир авангардистов тех лет. И особенно повлияла на Лотрека антикомформистская атмосфера Монмартра.
В 1887 году он получает приглашение выставиться в Брюсселе вместе с группой Двадцати, модернистской по своей направленности; с ними он выставится и в 1890 году. Совместно с Анкетеном, Бернаром и Дени он принял участие в первой выставке художников импрессионистов и символистов; подобные выставки организовывались до 1897 года. В 1889 году он показал в Салоне Независимых Бал в Мулен де ла Галетт (см. с. 52). Общение с представителями группы «Наби» и с художниками, близкими журналу Revue Blanche явилось новым стимулом для творчества Тулуз-Лотрека. И хотя в эти годы не заметно еще явных следов экспериментирования, все же в поисках передачи света и цвета ощущается влияние дивизионизма.
Его рассматривают как мастера, приспособившего технику других художников для собственных экспериментов, так что вначале он был импрессионистом, дивизионистом, потом находился под влиянием Ван Гога, Дега и других. Действительно, подчас (например, в портрете Ван Гога) создается впечатление, что перед нами хамелеонский розыгрыш, но эти случаи единичны.
Японская графика стиля «укиё-э» очаровала его, он познакомился с ней на выставке, организованной в 1887 году Ван Гогом, первооткрывателем этого искусства. Выставка проходила в кабаре «Тамбурин», где на следующий год голландский художник экспонировал свои произведения вместе с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном.
Благодаря Анкетену художник сбизился с такой экстравагантной личностью, как Аристид Брюан, ставший символом пfрижской богемной жизни того времени: он был актером и театральным антрепренером с анархическими пристрастиями и владел кафешантаном «Мирлитон». Именно Брюан, этот символ жизни Монмартра, вдохновил Золя на образ Легре в романе Париж.
Брюан сыграл для художника роль «менеджера», как бы пролагая путь его таланту, связь их была настолько сильна, что певец ставил своим импрессарио условие, чтобы афиши его выступлений делал только Лотрек.
Намеренно непристойные темы песен Брюана, призванные «эпатировать буржуа», нашли отражение в работах художника: жизнь проституток, воров, рабочих, населявших кварталы Монмартра, звучала в песнях Брюана и обретала воплощение в живописи Тулуз-Лотрека.
Певец приобретал его картины и развешивал их на стенах «Мирлитона», а в одноименном журнале художник публиковал, кроме того, литографии с персонажами песен Брюана. В это время Тулуз-Лотрек в основном писал темперой на картоне, что более соответствовало содержанию его работ, чем классическая техника живописи маслом на холсте, созвучная буржуазным портретам.
Когда в 1889 году Шарль Зидлер и Жозеф Оллер открывали Мулен Руж, они поручили Тулуз-Лотреку сделать рекламный плакат, который бы способствовал успеху нового кабаре — это был показатель того, что художник, уловивший сущность ночной жизни квартала, приобрел известность. На плакате с надписью «Мулен Руж. Ля Гулю» изображалась знаменитая танцовщица Луиза Вебер, прозванная «Ля Гулю» (обжорой); она привлекала толпы клиентов своим безудержным танцем «Шаю».
Ночная жизнь квартала, который из-за ее «непристойности» не рекомендовалось посещать, теперь становится частью фольклорной обстановки, привлекательной для определенных кругов и для туристов, любителей приключений.
Коммерческая удача кабаре обернулась финансовой удачей для художника, у которого с того момента появилось огромное количество заказов на изображение актеров, певцов и танцовщиц на рекламных афишах разных заведений. Один пример из многих — знаменитая серия афиш для Жанны Авриль.
Другому своему другу, Эмилю Бернару, Лотрек обязан интересом к миру домов терпимости, ставшему темой его произведений.
С 1892 года, он довольно часто посещает самые знаменитые парижские бордели, как дом на рю де Мулен, где он становится завсегдатаем, исследуя все стороны его жизни: взаимоотношения женщин, самые банальные поступки, обслуживающий персонал.
Но никогда этот интерес не вылился в нездоровое любопытство к отношениям проституток с их клиентами, как не стал и объектом разнузданной эротики; это, скорее, наблюдательность хроникера, лишенная морализаторства или социального подхода, так же как и явного вуайеризма. Начиная с Олимпии Мане, тема проституции и эротики стала популярной, особенно в 1880-е годы, в том числе в литературе — у Мопассана, Гонкуров и Золя. Уже предшественники Дега и других художников сделали проституцию такой же темой искусства, как и любая другая. Но ключ к прочтению картин подобного жанра у Тулуз-Лотрека, скорее, «нейтральный»: веризм XIX века, наблюдения и трактовки натуры, сказавшейся уже в раннем творчестве художника.

Предпоследняя афиша
Для своих последних выступлений Жанна Авриль попросила Тулуз-Лотрека сделать афишу в качестве рекламы этого события. Вполне отвечавшая стилю модерн, она была предпоследним плакатом художника. Певица в элегантном синем платье с красной оборкой двигается покачиваясь, почти танцуя. Рядом — Жанна Авриль (1 899, Брюссель, Музей Икселль). На соседней странице — Жанна Авриль (1 893, Брюссель, Музей Иксель). Афиша, в которой проявляется влияние японской графики, считается одной
из самых знаменитых в творчестве Тулуз-Лотрека.
Созданная для того, чтобы приглашать посетителей в новое кабаре (Divan japonais), афиша Звезды Диван Жапоне (1 892-1 893, Париж, Кабинет эстампов) — рядом — изображает Жанну Авриль и музыкального критика Дюжардена. На заднем плане видны знаменитые черные перчатки певицы Иветт Гильбер. Внизу: на фотографии около 1 887 года снят Тулуз-Лотрек с двумя подружками, когда он пьет вино в беседке из растений в Мулен дела Галетт.

Цирк и графические работы
Цирк — традиционный сюжет народных эстампов — стал темой многих произведений профессионального искусства: достаточно вспомнить картины Дега и Ренуара. Именно Пренсто, учитель, пробудивший в художнике интерес к миру животных, познакомил Лотрека в начале 1880-х годов с цирком Фернандо. Этот знаменитейший цирк известен также под названием цирка Медрано — по имени знаменитого клоуна, который сделался на несколько десятилетий его владельцем.
Изображения цирка остались хотя и краткой, но очень насыщенной главой в творчестве Тулуз-Лотрека. Он создал такие замечательные произведения, как Наездница, а после показа композиций на тему цирка на выставке Двадцати в Брюсселе в 1888 году, ей вновь посвящались работы художника. Существует взаимозависимость между афишами Тулуз-Лотрека и его картинами, выполненными некоторое время спустя: в афише художник видел меру эстетического и, параллельно, в живописи он придавал цветовым пятнам двухмерность графики. Традиционно такой подход объясняют влиянием на него японских гравюр, приведшим к уплощенности форм и отказу от светотени; реже критики истолковывают отсутствие объемной трактовки форм в некоторых произведениях художника как метафору эфемерности существования — будь то цирк или дивы кабаре. Изображения певиц, как например, Иветт Гильбер или Жанны Авриль, зачастую превращались в настоящие карикатуры, вызывающие жалость. Уже такие шедевры художника, как Мулен Руж.Ля Гулю являют всю новизну техники и стиля. Литографии, созданные некоторое время спустя для Брюана, выполнены кистью и разбрызгиванием с широкой свободой расположения цветов. Контакты с группой «Наби» усилили страсть к подобному способу выражения.
С 1897 года графическая деятельность Тулуз-Лотрека развивалась в двух противоположных направлениях: с одной стороны — создание афиш, а с другой — оттиски, то есть коллекционные эстампы для альбомов, новый жанр, которым он занимался, сотрудничая с журналом L’estampe originate. Эти годы ознаменовались тремя важными сериями: Кафе-концерт, посвященная звездам парижских ночей, Vieilles Histoires (Старые истории) — для песенных обложек и, наконец, серия, посвященная театру В 1894 году издается альбом из шестнадцати литографий для уже упомянутой Иветт Гильбер, на обложке которого запечатлены знаменитые черные перчатки певицы, нарисованные всецело в стилистике символизма и модерна. Но безусловным шедевром стала изданная в 1896 году Гюставом Пелле серия Elies (Они), тема которой — мир домов терпимости.

Иронический портрет
В этом фотомонтаже Мориса Гибера (1 892) легко угадывается смысл, характерный для множества ироничных и карикатурных автопортретов художника.

Альбом, по типу созданных японцем Утамаро, состоит из одиннадцати листов, представляющих повседневную жизнь проституток; им предшествовала внимательная и документальная подготовительная работа — эскизы маслом.
Если самыми знаменитыми графическими работами Тулуз- Лотрека являются его плакаты, то его деятельность в качестве иллюстратора, начатая в журналах еще в 1881 году, также принесла ему профессиональный успех. С 1896 года публикуется бесчисленное множество его иллюстраций в газетах и журналах _ предназначенных как для мелкой буржуазии, так и для ее высших слоев буржуазии. Юмористические еженедельники и МНОгие другие издания также прибегали к его услугам. Он иллюстрировал массовые газеты и малотиражные издания, книги стихов и романы (Рассказы из жизни природы Жюля Ренара, автора знаменитого Рыжика). Лотрек обладал прирожденным талантом к карикатуре и сатире.
У поколения художников, к которому он принадлежал, сатира часто имела политическое и социальное проявления, принимая яростно антибуржуазный характер, как у его современников Феликса Валлатона и Анри Габриэля Ибельса; с ним он сотрудничал при создании альбома Кафе-концерт. Но для Тулуз-Лотрека она заключала в себе скорее художественный и культурный смысл, являясь языком глубоко личным, позволявшим ему, лучше чем другие, выразить свою саркастическую отстраненность от общества.
Портреты и последние произведения
Из биографии Тулуз-Лотрека известен следующий эпизод. Как- то, отдыхая на побережье Франции, он решил огородить себя забором, чтобы иметь возможность свободно принимать солнечные ванны, и, чтобы отвлечь от себя любопытных купальщиков, этот забор он расписал непристойными сюжетами. За этим, казалось бы, несущественным сигналом нетерпимости последовали другие симптомы болезни. Ему расхотелось возобновлять работу в новой мастерской. Он отнесся с полным безразличием к картинам и рисункам, оставленным в прежней студии, и они, конечно, были утрачены. Вследствие алкоголизма стали проявляться признаки белой горячки, что в тридцать четыре года сделало его человеком вне общества. Началось хождение по мукам, иными словами, лечение в различных клиниках. Однако во время пребывания в клинике Нейи (1899 год) художник написал прекрасный мужской портрет.
Портрет вообще относится к тем жанрам, где наиболее ярко проявился талант Тулуз-Лотрека. Во времена обучения в мастерской Кормона он написал портреты многих своих коллег (Деннери, Бернара, Ван Гога). В 1898 году он сам назвал свою персональную выставку в Лондоне «Портреты и другие произведения». Даже в сюжетных композициях можно увидеть индивидуальные черты и силуэты знакомых художника. В портрете, по мнению Тулуз-Лотрека, не следует копировать черты лица, нужно стараться передать общий облик. Художник создал целую галерею работ в этом жанре, включая изображения головы, сидящей или стоящей фигуры, поясные портреты, фигуры на фоне пейзажа, фигуры в интерьере или на абстрактном фоне. В основном, тип портрета определяется тем, к какому периоду творческой деятельности Тулуз-Лотрека он относится. В ранних работах модели изображаются на абстрактном фоне, затем фигура включается в окружающую среду, естественную для нее, как например, портрет матери, написанный в Мальроме В своих портретах Тулуз-Лотрек отнюдь не идеализирует перС0Нажи, напротив, он выставляет напоказ карикатурные стороны человека, его физические недостатки или отталкивающие признаки старения. От зрителей, даже таких близких, как двоюродный брат художника Габриэль Тапье де Селеиран, ускользал смысл изображенного, и они упрекали автора в отсутствии «правдивости».
Не случайно лишь малая часть портретов сделана по специальному заказу. Первыми моделями художника были лошади и собаки поместья Альби. Потом ими стали члены семьи, слуги, друзья, знакомые и, наконец, посторонние лица. Бонна, учитель Тулуз-Лотрека, известный своими академическими портретами, первым отметил предрасположенность юноши именно к этому жанру Этапы творчества Тулуз-Лотрека можно, правда, с некоторой натяжкой, классифи­цировать в соответствии с тематикой и техникой. Так, между 1891 и 1898 годами художник выполняет портреты персонажей из театральной жизни Парижа (особенно в графике); некоторые работы 1895-1898 годов свидетельствуют о его личных привязанностях, в частности, портреты Максима Детома или Поля Леклерка. Эти работы написаны не так спонтанно, как предшествующие. Наряду с некоторыми другими их можно отнести к рубрике «последние произведения», поскольку они отличаются сложностью композиции и темным колоритом. Темная палитра обязана поездке Тулуз-Лотрека в Испанию в 1896 году и впечатлению от живописи Гойи и Эль Греко. Она ни коим образом не связана с ухудшением его физического и психического состояния. Упадок здоровья приходится на 1899 год, когда художник был вынужден несколько месяцев провести в клинике Нейи.
Серьезное психическое заболевание, как результат алкоголизма, и сифилис, которым его наградила Рыжая, привели к полному разрушению организма и, в конечном счете, к ранней смерти. Последние годы жизни Тулуз-Лотрек провел в обществе старого друга семьи Поля Вио. В 1899 году, пройдя курс лечения в клинике, Лотрек вместе с Вио путешествует на пароходе и отдыхает на море или на водах. На некоторых полотнах этого времени друг художника изображен в форме матроса и адмирала.

Хронология Тулуз-Лотрек

1868. Анри живет в Альби и Селейране близ Нарбонны, получает уроки верховой езды и латыни.
1872. Семья после окончания франко-прусской войны устраивается в Париже. Анри проявляет интерес к живописи.
Возвращается с матерью в Альби.
1878-79. Вледствие двух переломов тазобедренного сусава обречен постоянно использовать костыли или палку.
1881. По получении аттестата зрелости живет в Париже, где часто посещает злачные места. Становится учеником художника Рене Пренсто.
1883-89. Знакомится смаршаном Танги и живописью Сезанна. Выставляется в Париже.
1891. Выполняет первую афишу для Мулен-Руж.
1893. Приглашен
на выставки в Антверпен и Брюссель.
1894. Знакомится в Лондоне с Оскаром Уайльдом. Становится участником театральной жизни Парижа.
1897-99. Первые симптомы белой горячки.
1900. Переезжает в Бордо. Страдает от временной парализации ног.
1901. В апреле приезжает в Париж. 15 августа — парализован. 9 сентября умирает в возрасте тридцати семи лет.

Франция

1861. В Париже, благодаря Османну, созданы Большие Бульвары.
1863. В Салоне Отверженных Мане выставляет Завтрак на траве.
1868. Умирает Шарль Бодлер.
1870. Начало франкопрусской войны.
1871. Наполеон III разбит под Седаном, умирает в 1873.
1876. Малларме публикует Послеполуденный отдых фавна с иллюстрациями Мане.
1880. Роден получает заказ на Врата Ада.
1882. Седьмая выставка импрессионистов.
1883. Выставка японской гравюры у Жоржа Пти.
1891. Гоген уезжает на Таити.
1892. Военный конфликт между Россией
и Францией.
1894. Президент республики Сади Карно убит анархистом Казерио.
1906. Умирает Сезанн.
1907. Маршан Канвейлер открывает галерею на улице Лафитт
в Париже.
1909. Выставка кубистов в Осеннем салоне.

Италия

1860. «Экспедиция тысячи» Гарибальди.
1862. Умирает Кавур.
1865. На национальной выставке искусств во Флоренции торжествует реализм.
1866. Третья война за независимость: Венский мир. Аннексия Венеции.
1870. Итальянская армия входит в Рим и переносит столицу.
1872. Умирает Джузеппе Мадзини.
1878. Умирает художник Транквилло Кремона.
1879. Кардуччи публикует Ямбы и эподы.
1881. Джованни Верга публикует роман Семья Малаволья.
Принят закон
о расширении избирательного права.
2 июня умирает Джузеппе Гарибальди. Родились Карло Карра и Умберто Боччони.
1891. Папа Лев XIII оглашает энциклику(послание). Первая выставка
в Брере.
1892. Джолитти становится премьер-министром.
1894. Восстание крестьян и шахтеров на Сицилии.
1900. В Бреше убит Умберто I.
1901. Умирает Телемако Синьорини.
1903. Инаугурация Папы Пия X. У власти правительство Джолитти.
1909. Опубликован первый Манифест футуризма.

Прикладные искусства
Рядом — В новом цирке. Клоунесса пяти пластронов (1 892, Филадельфия, Музей искусства).
Тулуз-Лотрек соединяет здесь очарование японского искусства с языком модерна. Картон был использован Луи Комфор Тиффани, изобретателем нового цветного стекла «favrile glass», или американского стекла, для витража В Новом цирке. Папа Хризантема (1 895, Париж, Музей Орсе).

Германия

1862. Бисмарк — канцлер Пруссии.
1866. Пражский мир ставит точку австрийскому влиянию. Создается Конфедерация Северной Германии во главе с Пруссией.
1871. Коронация в Версале Фридриха Вильгельма I.
1875. Создана социал- демократическая партия Германии.
1882. Тройственный союз между Германией, Италией и Австро-Венгрией.
1883. В Берлине родился архитектор Вольтер Гропиус.
1890. Упразднен закон о запрете социалистов. Вильгельм II назначает Бисмарка канцлером.
1892. В Мюнхене создан Сецессион.
1900. Зигмунд Фрейд выпускает книгу Толкование сновидений.
1905. В Дрездене создана группа «Мост».
1907. Создан немецкий Веркбунд, организация художников и ремесленников.

Англия

1862. На Всемирной выставке в Лондоне Европа открывает японское искусство.
1864. Маркс создает в Лондоне Первый интернационал.
1869. Сформировано первое правительство либерала Гладстона.
1871. Гладстон признает
Тред-Юнионы
(профсоюзы).
1875. В Лондоне открываются магазины Артура Либерти, торгующие товарами с Дальнего Востока.
1880. Падение правительства Дизраэли; к власти снова приходит либерал Гладстон.
1884. Третья избирательная реформа предоставляет мужчинам всеобщее избирательное право. Завоевание части побережья Сомали.
1890. Оскар Уайльд пишет Портрет Дориана Грея.
1893. Создана независимая лейбористская партия.
1894. Бердсли иллюстрирует Саломею Уайльда.
1902. Альянс Японии и Англии против России.
1908. Введение восьмичасового рабочего дня на шахтах Англии.

Молодой Рути Фигура в пейзаже

В помещенной ниже картине (Молодой Рути, 1882, Альби, Музей Тулуз-Лотрека) фигура юноши — это как бы предлог и для передачи лирического пейзажа, к которому Лотрек, однако, никогда не обращался как к самостоятельному жанру.
Рисунки
Рядом и внизу — некоторые из подготовительных зарисовок (обе находятся в Альби в Музее Тулуз-Лотрека): Молодой Рути для картины из Альби и Молодой Рути для портрета, помещенного рядом.

Тулуз-Лотрек пишет портрет двадцатилетнего крестьянина на фоне типично деревенского пейзажа. Композиция выполнена энергичным и легким мазком. Как и другие картины на тот же сюжет из музея в Альби, она свидетельствует о творческой активности Тулуз-Лотрека во время его пребывания в поместье Селейран около 1883 года.
То же портретное изображение он повторил в серии из одиннадцати произведений, где данная композиция завершает серию, а началом служил набросок из музея Альби. Преуспев в уроках со своим первым учителем Пренсто, а затем в занятиях с Бонна, Лотрек решил обратиться к «крестьянскому жанру», имеющему давнюю традицию. Особенно большого успеха он добивается в 1880-1882 годах. В этот период Тулуз-Лотрек создает картины на сельскую тему в яркой и светлой палитре, что приближает его к живописи импрессионистов и к лучшим образцам творчества натуралистов таких, как Бастьен-Лепаж или Жюль Бретон.

Графиня де Тулуз-Лотрек

Время графини
Во всех картинах, изображающих любимую мать, Тулуз- Лотрек показывает женщину, подчинившуюся несчастной судьбе, но не лишившуюся внутренней силы и достоинства.
В этих композициях можно наблюдать каждодневную жизнь графини, начиная с раннего утра, когда она выпивала чашку чая (Мать художника за завтраком, 1 881-1 883, Альби, Музей Тулуз- Лотрека), затем она запечатлена задумавшейся в саду (Мать художника в саду, 1884, Сан-Паулу, Музей искусств).

Произведение, подписанное внизу слева анаграммой «H.Treclau», было создано вскоре после обучения в мастерской Кормона, когда все замечания и наставления художников во главе с Сёра, были хорошо усвоены Лотреком. Сёра тогда уже участвовал в восьмой выставке импрессионистов картиной Воскресная прогулка на острове Гранд- Жатт. Тулуз-Лотрек него ближайшие друзья Луи Анкетен и Эмиль Бернар стали экспериментировать в духе дивизионизма.
Адель Тапье де Селейран, мать художника, сидит, погруженная в чтение книги, в гостиной замка Мальроме близ Бордо. Именно в этом поместье, приобретенном графиней в мае 1883 года, скончался Тулуз-Лотрек.
Стремясь к новизне колористического и светового решения, художник уделяет также внимание деталям интерьера, передающим личный характер отношения к портретируемой. Диагональ построения способствует зрительному расширению пространства, освещенного из двух источников света: из окна и его отражения в зеркале.
Так же, как другие изображения этой модели, проникнутые интимным чувством, это полотно говорит о глубоком почтении к матери. Впервые картина была показана на провинциальной выставке в Тулузе. Критика не была единодушна в своем мнении. Позже художник демонстрировал работу на различных выставках, в частности, на выставке группы Двадцати) в Брюсселе (1888).

В цирке Фернандо

Мсье Луайаль и Сюзанна Валадон
Фигура укротителя, известного как месье Луайаль, расположенная на первом плане картины, представлена в зарисовке пером; вверху — поза очень близка к окончательному варианту
фигуры. Название маленького рисунка-6 цирке. Месье Луайаль(Париж, Отдел графического искусства Лувра, около 1 887). Женщина на картине — это Сюзанна Валадон, модель и наездница, которую представил Лотреку художник Федерико Зандоменеги.

Изображение предстает как внезапно схваченный кадр. Особое внимание уделено линии. Нервно очерченные силуэты фигур окрашены в светлые и яркие тона. Единство ясных цветовых пятен и стилизованной линии отражает влияние японской графики. Тонкое использование масляной краски, приближающееся к технике акварели, придает композиции прозрачность, создавая впечатление необычайной свободы и быстроты исполнения. Как бы в подтверждение этого сохранена «авторская правка»: следы карандаша и выступающей через контур краски.
Художник обнаруживает смелость в трактовке цвета и композиции: бело-розовый фон служит основой картины, закругляющееся пространство арены отграничено красным бортиком, который пересекает полотно по диагонали, деля его на две части. Глубокие тона синей и фиолетовой краски уравновешиваются множеством зеленых пятен.
Слева фигура знаменитого укротителя Луайаля; судя по силуэту женской фигуры, позировала Тулуз-Лотреку художница Сюзанна Валадон, которая когда-то и в самом деле была наездницей.
Картина была приобретена владельцами Мулен Руж, где ее увидел Сёра и через несколько лет написал по ее мотивам свой Цирк.

Бал в Мулен де ла Галетт. 1889 Масло, холст, 88,9 х 1013 см Чикаго, Институт искусств

Тулуз-Лотрек показал работу в Салоне Независимых (март 1889 года) и на выставке Двадцати в Брюсселе (1890 год). Через несколько лет Пикассо воздал честь месту и Тулуз-Лотреку, написав свою картину Мулен де ла Галетт.

На холме Монмартра располагался танцзал Мулен де ла Галетт, хозяина которого все звали кумом Дебре. Сюда приходили целыми семьями, чтобы провести воскресный день, потанцевать, а летним вечером прогуляться в саду. В обычные же дни недели в Мулен де ла Галетт крутились весьма подозрительные личности, бывшие зачастую не владах с законом. Художники любили передавать атмосферу этого местечка.
На одноименной картине Ренуара, написанной на тринадцать лет раньше, видим невинную, радостную и «подслащенную» сцену. Тулуз-Лотрек, часто бывавший в этом заведении, был знаком не только с идиллической, но и с черной его стороной. У него превалирует темный тон; персонажи не общаются друг с другом, действие на картине происходит в поздний час зимней ночи; антураж линялый и безысходный. Справа в профиль изображен художник Жозеф Альбер, первый владелец картины.

Представленная тема
Принимая во внимание время исполнения композиции интимность обстановки, в которой представлена полуобнаженная женщина, можно предположить, что сюжет связан с жизнью в доме свиданий. Характерны кадрировка и ракурс изображения.
Вслед за Дега
Между 1 878 и 1 890 годами Эдгар Дега создал множество произведений, изображающих обнаженных женщин за туалетом. Некоторые из них были показаны на восьмой выставке импрессионистов в 1886 году. Внизу - Эдгар Дега. Большая обнаженная (1886-1888).

Жуайан в 1896 году дал картине новое название: За туалетом. Между тем, Тулуз- Лотрек в одном из писем 1890 года упоминает ее как Rousse (Рыжая). Художник не делал для картины никаких предварительных набросков. Композиция здесь, как и во многих его полотнах 1887-1888 годов, выстроена по диагонали сверху вниз. Такое- построение объясняется психологической компенсацией, связанной с маленьким ростом художника. Тем не менее она на пятнадцать лет опережает композиционную структуру, которая будет считаться авангардистской. Единственным, кто к этому времени уже осуществил подобный эксперимент, был Дега. Он проложил путь живописи Тулуз- Лотрека. В данной картине использована техника «peinture a l’essence», изобретенная художником Рафаэлли и затем усвоенная Лотреком. Она состоит в том, что пигменты растворяются в большом количестве живичного скипидара (терпентина).

Женщина, надевающая чулок
Изображенная сцена относится к той главе творчества Тулуз-Лотрека, которая называется «дома терпимости». Художник воспроизводит повседневную жизнь парижских борделей. В середине 1890-х годов в произведениях Лотрека эта тема перемежается с сюжетами из кафешантанов. Многие персонажи его работ знали его по имени — это свидетельство того, что художник бывал там часто.
Усталым, почти обреченным движениям одевающейся женщины противопоставлена фигура слева — с жестким, хищным выражением лица, скорее всего, она хозяйка. Синеватый контур и ее зеленое платье резко контрастирует с обнаженным округлым телом модели.
Картина выполнена в манере «ложной моментальности», что подтверждается множеством предварительных этюдов к ней.
Художник писал женщин, лишенных всяких иллюзий и сострадания. Он запечатлел быт проституток, включая их осмотр врачом. Сюжеты, подобные этим, создали Тулуз-Лотреку славу проклятого, отверженного человека. Это весьма отрицательно отразилось на его репутации.

В салоне на рю де Мулен

Параллельная жизнь
Тулуз-Лотреку нравилось жить в борделях вместе с отверженными обществом созданиями. Долгое время его мастерская и квартира находились по соседству от дома свиданий.
Подготовительный этюд
Благодаря множеству эскизов и подготовительных рисунков (внизу — этюд к Салону на рю де Мулен) Лотрек достигал в своей живописи впечатления спонтанности воплощения замысла.

На картине изображен момент ожидания в салоне самого роскошного в Париже дома свиданий. Фигура в глубине слева — это проститутка Роланда, много раз запечатленная художником. Поза женщины справа — такая же как у проститутки в Осмотра-, это наводит на мысль, что речь идет скорее о медосмотре, чем об ожидании клиентов.

В этом холсте Тулуз-Лотрек применил особую технику, «нечто незаконченное», позволяющее разглядеть следы подготовительного рисунка. Художник создает тот же эффект, как и в картине В цирке Фернандо (см. стр. 50).
Картину предваряет серия эскизов и этюдов, сделанных на месте, хотя конечный результат, скорее, говорит о кропотливой работе в мастерской. Так или иначе, благодаря упомянутой технике, Тулуз-Лотрек смог придать сцене, изображенной на полотне, фотографическую моментальность.

Экзамен на медицинском факультете

Экзамен на медицинском факультете

Одна из последних картин художника написана в год его смерти. В центре композиции на белом листке бумаги, как символ ключевого момента жизни — треугольник, составленный из рук. Руки словно задержались на миг перед тем, как подписать окончательный приговор.
Выполненная в пастозной манере композиция уделяет основное внимание не фигурам персонажей, а противопоставлению цветовых пятен: на общем темном фоне резко выделяются белый листок бумаги, манжеты и воротничок сорочки профессора и насыщенный красный цвет его верхнего одеяния.
Идея создания этой работы пришла двумя годами ранее, после защиты диплома врача двоюродным братом художника. Экзаменационная комиссия состояла из нескольких профессоров, среди них находился и доктор Робер Вюрц, которому Лотрек подарил картину. В 1922 году брат владельца картины Анри Вюрц уступил ее музею Альби.

В знаменитом Мулен Руж
Наиболее знаменитым и посещаемым местом танцев в Париже тогда был Мулен Руж, открытый в 1 889 году.
Рядом — произведение художника, изображающее обучение новых танцовщиц Валентином Ле Дезоссе (Бескостным). Обучение новеньких Валентином Jle Дезоссе (1889-1890, Филадельфия, Музей искусства).

Первый учитель
С 1 878 по 1 882 год художник обучался под руководством Рене Пренсто, живописца, специализировавшегося на изображении животных. Слева — Портрет Пренсто в его мастерской (ок. 1 881), написанный Тулуз-Лотреком.

«Подумать только, будь мои ноги чуть длиннее, я никогда бы не занялся живописью!» – воскликнул однажды Тулуз-Лотрек, словно сам пораженный этим откровением.

О, ему не было равных в мастерстве самоиронии! Ведь именно она одна способна была защитить его от беспримерной жестокости судьбы.

Эпиграфом ко всей жизни Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec, 1864-1901) могли бы послужить строки знаменитой баллады Роберта Рождественского:

«На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький»

Именно – маленький. Ведь это обстоятельство преследовало его, ни на секунду не давая забыть о своей незавидной доле. Но какой была эта жизнь!

У многих людей искусства случался в жизни перелом, за которым следовали либо триумф, либо полное низвержение. У Анри таких переломов было два. И – увы!- в самом что ни на есть буквальном смысле этого слова. Они случились не в пылу жаркой погони за дичью по лесам родового поместья, и не в результате несчастного случая, хотя в каком-то смысле его заболевание было катастрофой. Просто однажды, поднявшись со стула, четырнадцатилетний Анри рухнул, как подкошенный. Тяжелый перелом шейки бедра. Последовали бесконечные визиты докторов, гипс, костыли. И это было лишь первым ударом. Спустя несколько месяцев, упав на прогулке, он сломал вторую ногу. Неотвратимое несчастье затуманило безоблачный горизонт семейства Тулуз-Лотрек-Монфа. Случилось именно то, чего опасалась в свое время графиня Адель Тапье де Сейлеран, выходя замуж за своего кузена, отца мальчика. Незаслуженное наказание за то, чего он не совершал, обрушилось на Анри в столь раннем возрасте. Именно тогда жизнь Маленького Сокровища, как звали его все домашние, совершила крутой поворот и навсегда оказалась отделена от той стези, что прочили ему при рождении.

Веселый и живой от природы мальчик тосковал, заточенный в гипс, словно птица в клетке. И рисовал, рисовал. Это занятие было его утешением и отрадой всегда. Оставалось оно им и теперь, когда окончательно стало ясно: ему не быть достойным продолжателем семейных традиций. Для отца Анри теперь словно не существовало сына, коль скоро тот не мог скакать на лошадях и принимать участия в охоте. А в этом, по глубочайшему убеждению самого графа, и состояло главное занятие истинного аристократа. Всю грусть и тоску, не предназначенные для чужих глаз, Анри поверял бумаге. Рисовал породистых скакунов, их изящные шеи и точеные ноги – все это с совершенно поразительным для его возраста чувством и умением.

Что ему оставалось? В ту пору он все еще оставался Маленьким Сокровищем – подвижным, немного озорным, но живым и чутким мальчиком. Заводил игры и распевал песни, как ни в чем не бывало, и наполнял смехом стены родного поместья. Пусть порой этот смех и напоминал рыдания. В их доме в Боске он вновь и вновь подходил к стене, на которой его кузены делали черточки карандашом, отмечая свой рост, и всякий раз собственные неутешительные результаты удручали его. Домашние прозвали этот злополучный уголок «стеной плача».

Но жалость была тем, чего он всегда избегал. Невозможность принимать участие в забавах других детей и сознание собственного бессилия заставляли его совершенствоваться в рисовании с особым тщанием. Итогом одного лишь 1880 года стало более трехсот рисунков и набросков.

Уже тогда с тоскливой ясностью он осознал отчужденность близких людей. Лишним подтверждением тому был портрет отца верхом на лошади. Запечатленный в любимом кавказском костюме и с соколом на руке, граф выглядит неимоверно далеким и чуждым, а его фигура, занимающая центральную часть полотна, подавляет. Таким и остался отец для художника – недосягаемым, непонятным, поглощенный лишь своими страстями.


Бесплодны и удивительны попытки некоторых исследователей изобразить Лотрека озлобленным коротышкой, похотливым сатиром Паном, охотящимся за прекрасными нимфами. Да, женщины были особой строкой в его биографии. Но говорить о том, что вся живопись Лотрека посвящена красоткам из кабаре, было бы, как минимум, опрометчиво. До знакомства Анри с ночной стороной Парижа он пережил многие годы творческих исканий.

Первым соратником и другом в мире живописи для него стал Пренсто – сам личность весьма неординарная. Тридцатисемилетний художник-анималист прикипел всей душой к нескладному подростку, возможно потому, что сам отлично понимал его – Пренсто был глухонемым. Именно его динамичная, странная манера письма, а кроме того, иррациональная привязанность к Анри вдохновили того для продолжения учебы.



Он поступил учеником в мастерскую Леона Бонна, весьма востребованного и популярного в то время. Академизм и приверженность традициям наставника часто становилась предметом шуток среди его подопечных. Здесь буйный талант Лотрека под давлением сухой манеры Бонна «привял», краски стали более блеклыми, эскизы строже.

И все же среди новообретенных товарищей Анри расцвел. Он прельщал друзей не только гостеприимством, но и своим дружелюбием, готовностью поддержать любую шутку, легкостью на подъем. Молодая натура противилась всему обыденному, выверенному до миллиметра и провозглашенного идеалом. Седьмая выставка импрессионистов, открывшаяся неподалеку от их студии, не сходила с уст учеников Бонна. Именно тогда Лотрек утвердился в мысли, что одной лишь дисциплины и упорства всегда будет недостаточно для того, чтобы вырваться из среды художников, обреченных вечно писать на заказ портреты знатных дам.

После роспуска мастерской Бонна он почувствовал себя на свободе. Это касалось и живописи – написанные летом 1882 года в поместье Селейран работы вновь заиграли красками. Но среди них уже появились те, в которых Лотрек стремился представить в самом неприглядном свете человеческие пороки.

С возвращением в Париж начался еще один из этапов его жизни, явивший миру Лотрека таким, каким его впервые узнала широкая публика. Пришлось выдержать еще один удар – потерю имени. Заботясь о чести семьи, отец настоял на псевдониме. Так на полотнах Анри появилась анаграмма «Трекло». И это в какой-то мере освободило его от груза ответственности, но в то же время больно уязвило самолюбие. Значит, он не мил родным в таком виде? Пускай! Вольная жизнь уже кружила голову. Что до того, что коротышке вроде Лотрека не могло достаться искренней любви какой-нибудь красавицы? Об этом, как и многом другом, он беспечно шутил между двумя рюмками чего-нибудь покрепче с товарищами в очередном кафе. Смеяться над собой прежде, чем сделать это придет в голову кому-то другому, – вот чему научила жизнь Маленькое Сокровище.

Мастерская Кормона, где осел Лотрек, будто специально для творческой молодежи, ее посещавшей, располагалась на одной из улочек, имевших выход к самым оживленным местам начинавшего оживать Монмартра. Здесь с ночи до зари кипела жизнь – и что за жизнь! Пестрое сборище являл собой Монмартр в то время - приют для всех отщепенцев, темных личностей, падших женщин и искателей острых ощущений. Здесь в этом вечном чаду Лотрек нашел свою нишу. И пусть его несуразная фигура все равно выделялась из толпы и была узнаваема, здесь он не чувствовал себя таким покинутым, как в обществе людей своего круга. И вновь периоды лихорадочной работы сменялись кутежом, а иногда и соединялись. Лотрек рисовал с невероятной быстротой там, где заставало вдохновение и на том, что попадалось под руку. На веселой студенческой пирушке в альбоме, обгоревшей спичкой на блокнотном листке в полумраке кабаре. Бьющая ключом жизнь вокруг манила, требовала запечатлеть ее тотчас же, немедленно.

Стремление изображать все недостатки человеческой внешности проникла во многие рисунки 92-93 годов, сделанные в самых знаменитых кабаре Парижа. Разнузданные нравы этих маленьких мирков с их наэлектризованным вожделением воздухом, сальными взглядами кавалеров и беспутством дам перенеслись в плоскость его рисунков, не потеряв ни капли достоверности. Эти изломанные гротескные образы танцовщиц, удивительная палитра и невероятная экспрессия помогли исполнить давнюю мечту Лотрека – он стал узнаваемым, угадываемым с первого взгляда. Скандальная, но все же слава, настигла его.

Хотя сегодня, говоря о Лотреке, большинство вспоминает именно его афиши, в особенности с Жанной Авриль, или, на худой конец, Брюана, певца и по совместительству владельца одного из кабаре. Но между тем даже схожие по сюжету полотна выходили бесконечно разными. Стоит лишь взглянуть на картины того периода – «Начало кадрили в Мулен Руж» (1892), «Две танцующие женщины в Мулен Руж» (1892) и, наконец, «Жанна Авриль, выходящая из Мулен Руж» (1892).

«Начало кадрили в Мулен Руж» (1892), «Две танцующие женщины в Мулен Руж» (1892) и, наконец, «Жанна Авриль, выходящая из Мулен Руж» (1892).

Совершенно очевидно, что даже они отличаются друг от друга буквально всем - от настроения до экспрессивности мазков.

Одно в его живописи оставалось неизменным. Портреты матери, выполненные в любом году, полны самой нежной сыновней любви. И почти везде графиня Адель выглядит всего лишь усталой женщиной, перенесшей немало ударов судьбы. Должно быть, увлечения сына прибавили ей немало седых волос. Она всегда оставалась его ангелом-хранителем, даже понимая, что Анри не дано обрести простого человеческого счастья.



В домыслах о схожести с сатиром все же была крупица правды. Привязчивый и нежный от природы юноша взрослел с сознанием того, что никогда его любовь не будет взаимной. Свою потребность в утешении он топил в вине, искал в друзьях и находил кратковременное утешение в объятьях искушенных жриц любви. Но все это было мучительное «не то». Тогда он рисовал, иногда - ночи напролет. И в этом находил отдушину. Конечно, женщины интересовали его. Рисуя плясуний из кабаре, он отчасти прикасался к обладанию запретным плодом.

И все же… Те, кто по-настоящему близко знал Лотрека замечали порой, какие страдания ему приносит простая невозможность жить нормально. Его увлеченность ночной монмартрской жизнью была продиктована не крайней извращенностью, но отчаянием.

Быть может, он отчаянно нуждался в спасении. Но никто из широкого круга друзей не мог предотвратить неизбежного. Грозным предупреждением стал приступ белой горячки после одного из громких празднеств в доме художника. Период лечения, сопровождавшийся острым раскаянием, был недолгим. Вскоре опять вернулись бессонные ночи с обильными возлияниями и изнурительной работой. Здоровье, до того выдерживавшее самые безумные кутежи, пошатнулось.

Короткая, безумная, полная самых противоречивых явлений жизнь Тулуз-Лотрека могла быть совсем иной. Подумать только, родись он при других обстоятельствах - и мир никогда бы не увидел одного из самых эксцентричных французских живописцев, его уникального видения. Но насмешница-судьба распорядилась иначе. Странный, нескладный, гениальный, он промелькнул по небосводу искусства – и сгорел дотла, стремясь к невозможному.

8 сентября 1901 года он скончался на руках единственной женщины, что по-настоящему любила его всю жизнь – своей матери.



Материнский капитал