Биография л н. Лев Николаевич Толстой

9 сентября 1828 года родился Лев Николаевич Толстой - один из величайших писателей всех времен. Когда Толстой получил всеобщее признание благодаря таким эпическим романам как «Война и мир» и «Анна Каренина», он отказался от многих внешних привилегий своего аристократического происхождения. И теперь внимание Льва Николаевича было сосредоточено на духовных вопросах и моральной философии. Погрузившись в простую жизнь и проповедуя идеи пацифизма, Лев Толстой вдохновил тысячи последователей, в том числе Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга.

ТОЛСТОЙ БЫЛ ПОМЕШАН НА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Частично вдохновленный «13 добродетелями Бенджамина Франклина», как писал Лев Толстой в своем дневнике, он создал, казалось бы, бесконечный список правил, по которым он стремился жить. В то время, как некоторые кажутся довольно понятными даже для современного человека (ложиться спать не позже 22:00 и просыпаться позднее 5:00, не более 2 часов дневного сна, умеренность в еде и никакого сладкого), другие больше походят на извечную борьбу Толстого с его личными демонами. К примеру, ограничить посещение борделей до двух раз в месяц, или самоупреки относительно своей юношеской любви к картам. Начиная со старшего подросткового возраста, Лев Толстой вел «Журнал ежедневных занятий», в котором не только подробно записывал, как он провел день, но и составлял чёткий план на следующий. Более того, с годами он начал составлять длинный список своих моральных неудач. А позже для каждой поездки создавал руководство, четко регулирующее его свободное время в поездке: от прослушивания музыки до игры в карты.

ЖЕНА ПИСАТЕЛЯ ПОМОГЛА ЕМУ ЗАВЕРШИТЬ «ВОЙНУ И МИР»

В 1862 году 34-летний Лев Толстой женился на 18-летней Софии Берс, дочери придворного врача, всего через несколько недель после их знакомства. В этом же году Толстой начал работу над своим эпическим романом «Война и мир» (тогда он еще назывался «1805 год», затем «Все хорошо, что хорошо кончается» и «Три поры»), завершив его первый вариант в 1865 году. Но робота совершенно не вдохновила писателя, и он приступил к переписыванию, и новому переписыванию, а Софья была ответственна за переписывание каждой страницы вручную. Она часто пользовалась увеличительным стеклом, чтобы разобрать всё, написанное Львом Николаевичем на каждом сантиметре бумаги и даже на полях. В течение следующих семи лет она вручную полностью переписывала рукопись восемь раз (а некоторые части и все тридцать). В это же время она родила четверых из их тринадцати детей, управляла их имением и всеми финансовыми вопросами. Кстати, сам Толстой не очень любил «Войну и мир». В переписке с поэтом Афанасием Фетом писатель так отозвался о своей книге: «Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».

ТОЛСТОЙ БЫЛ ОТЛУЧЕН ОТ ЦЕРКВИ

После успешной публикации «Анны Карениной» в 1870-е годы, Лев Толстой начал чувствовать всё большее неудобство в связи со своим аристократическим происхождением и постоянно растущим богатством. Писатель преодолел ряд эмоциональных и духовных кризисов, которые в конечном итоге подорвали его веру в догматы организованной религии. Вся система казалась ему коррумпированной и вступающей в противоречия с его интерпретацией учения Иисуса Христа. Отказ Толстого от религиозных ритуалов и его нападки на роль государства и концепцию права собственности вывели его на путь столкновения с двумя самыми мощными субъектами России. Несмотря на его аристократическое происхождение, царское правительство установило за ним полицейский надзор, а Русская православная церковь отлучила Льва Николаевича в 1901 году.

НАСТАВНИК ГАНДИ

В то время как религиозные и царские лидеры России надеялись уменьшить популярность Толстого, он быстро начал привлекать сторонников к своей новой вере, которая представляла собой смесь пацифизма, христианского анархизма и поощряла моральный и физический аскетизм в образе жизни. Десятки «толстовцев» переехали в имение писателя, чтобы быть ближе к своему духовному лидеру, в то время как тысячи других устраивали колонии не только в Росси, но и по всему миру. Хотя многие из этих общин были недолговечны, некоторые продолжают работать и по сей день. Однако последний факт писателю не нравился: он считал, что истину человек может найти только сам, без посторонней помощи. Помимо этого учение Льва Николаевича вдохновило Махатму Ганди, который создал кооперативную колонию имени Толстого в Южной Африке и вел переписку с писателем, ставя ему в заслугу свою собственную духовную и философскую эволюцию, особенно по отношению к учению Толстого о ненасильственном сопротивлении злу.

БРАК ТОЛСТОГО БЫЛ ОДНИМ ИЗ ХУДШИХ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ИСТОРИИ

Несмотря на первоначальную взаимную симпатию и неоценимую помощь Софии в его работе, брак Толстого был далек от идеала. Всё начало катиться с горы, когда он заставил её прочитать свои дневники, переполненные его прошлыми сексуальными похождениями, за день до свадьбы. И по мере того как разгорался интерес Толстого к духовным вопросам, угасал интерес его к семье. Он оставил на Софью всё бремя работы с его постоянно растущими финансами, в придачу с постоянно колеблющимся настроением писателя. К 1880 году, когда в поместье Толстых жили ученики писателя, а сам Лев Николаевич разгуливал повсюду босиком и в крестьянской одежде, Софья Андреевна, не сдерживавшая своего гнева, потребовала, чтоб он записал на неё свое литературное наследие, чтобы избежать разорения семьи в будущем.

В 82 года глубоко несчастный Лев Толстой устал от всего. Он сбежал из своего поместья посреди ночи вместе с одной из дочерей, намереваясь поселиться на небольшом участке земли, принадлежащей его сестре. Его исчезновение стало сенсацией, и, когда Лев Николаевич появился на железнодорожной станции спустя несколько дней, его уже поджидала толпа газетчиков, зевак и его жена. Серьезно болевший Толстой отказался возвращаться домой. Лев Николаевич Толстой умер 20 ноября 1910 года после недели мучительной болезни.

Родился 26 августа (9 сентября) 1828 в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии, (ныне музей-усадьба в Тульской области) в одном из самых знатных русских дворянских семейств. Дальний предок Льва Николаевича, Петр Алексеевич Толстой – сподвижник Петра Великого, был жестокий, коварный и властолюбивый вельможа, человек большого государственного ума и огромной силы воли. За заслуги перед царем ему был пожалован графский титул. По материнской линии Лев Николаевич относился к древнему роду князей Волконских. Принадлежность к аристократии на протяжении всей жизни во многом определяла поведение и мысли Толстого. В юности и в зрелые годы он много размышлял об особом призвании старого русского дворянства, хранящего идеалы естественности, личной чести, независимости и свободы. На склоне лет его стало тяготить свое привилегированное положение и бытовой уклад, непохожий на быт трудового, простого народа.

Первые годы жизни Толстого прошли в имении родителей Ясная Поляна недалеко от города Тулы. Очень рано, в полуторагодовалом возрасте, он потерял мать Марию Николаевну, женщину эмоциональную и решительную. Толстой знал много семейных рассказов о матери. Образ ее был овеян для него самыми светлыми чувствами. Отец, Николай Ильич, отставной полковник, дружил с декабристами Исленьевым и Колошиным. Он отличался гордостью и независимостью в отношениях с представителями власти. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни. От него он унаследовал увлечение псовой охотой, красоту и азарт которой много лет спустя Толстой выразил на страницах романа Война и мир в описании травли волка гончими старого графа Ростова.

Теплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого и со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Левушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье.

В первой повести Толстого Детство ее герой Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Эти слова мог бы сказать о своем детстве и автор повести.

В 1837 семья Толстого переезжает из Ясной Поляны в Москву. Закончилось безмятежное, радостное детство. Летом этого года неожиданно умирает отец, опекуншей осиротевших детей становится их тетка, сестра отца Александра Ильинична Остен-Сакен. Спустя четыре года она умерла. Толстые перебрались в Казань, где жила другая тетка, Пелагея Ильинична Юшковская.

В Казани прошла юность Толстого. Здесь в 1844 он поступил на философский факультет университета. Учился несистематично, пропускал лекции и в результате не был допущен к переводным экзаменам. Не получив допуска к сдаче экзамена по истории, он в 1845 переходит на другой факультет – юридический. Но и на этом факультете преподавали историю, занятия которой ему казались скучны и неприятны. Вновь начинает пропускать лекции по истории. Предавался со всей страстностью светским увеселениям и кутежам. В это время с презрением относился к людям не светским, не аристократам. Брат Сергей называл его «пустячным малым». Но не только светские увеселения увлекали Толстого. Он много размышлял о судьбах человечества, о месте наук в жизни. Его нелюбовь к истории – не свидетельство ограниченности. Как-то Толстой-студент заметил в разговоре с собеседником: «История... – это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен...». В науках молодой Толстой искал прежде всего практического смысла. Его не интересовали знания, которые не могли быть применены в повседневной жизни. Именно такой, «бесполезной» представляется ему история. Подобный взгляд на науку вообще характерен для многих людей новой эпохи, мировоззрение которых формировалось в 1840-е.

Резкость и независимость суждений Толстого сохранялись на протяжении всей жизни. А отрицание традиционной исторической науки с новой силой проявилось в 1860-е в романе Война и мир .

12 апреля 1847 Толстой, разочарованный в университетском образовании, подал прошение об исключении из университета. Он отправился в Ясную Поляну, надеясь испробовать себя на новом поприще – благоустроить быт своих крепостных крестьян. Действительность разбила его замыслы. Крестьяне не понимали барина, отказывались от его совета и помощи. Толстой в первый раз остро ощутил огромную, непреодолимую пропасть, разделяющую его – помещика, господина – и простой народ. Социальные и культурные преграды между образованным сословием и народом стали одной из постоянных тем художественной прозы и статей Толстого.

Свой первый неудачный опыт хозяйствования он описал спустя несколько лет в рассказе Утро помещика (1856), герой которого Нехлюдов наделен чертами самого Толстого.

Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Петербурге и в Москве. Он подробно анализирует в дневниках свои поступки и переживания, стремится выработать программу поведения, достигнуть успехов в различных науках и сферах жизни, в карьере. Из самоанализа в дневниках вырастает его художественная проза. Толстой в дневниках 1847–1852 тщательно фиксирует различные переживания и мысли в их сложных и противоречивых сцеплениях. Он холодно анализирует проявление эгоистичных настроений в высоких и чистых чувствах, прослеживает движение, перетекание одного эмоционального состояния в другое. Наблюдения над собой чередуются с описаниями внешности, жестов и характера знакомых, с размышлениями о том, как создавать литературное произведение. Толстой ориентируется на опыт психологического анализа писателей-сентименталистов 18 в. Л.Стерна и Ж.-Ж.Руссо , усваивает приемы раскрытия переживаний в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени . В марте 1851 Толстой пишет Историю вчерашнего дня – отрывок, в котором детально описывает свои чувства. Это уже не просто дневниковая запись, а художественное произведение.

В апреле 1851 едет на Кавказ, где шла война между русскими войсками и чеченцами. В январе 1852 поступает на военную службу в артиллерию. Участвует в сражениях и работает над повестью Детство . Детство было напечатано под заглавием История моего детства (это название принадлежало Некрасову) в 9-ом номере журнала «Современник» за 1852 и принесло Толстому большой успех и славу одного из самых талантливых русских писателей. Спустя два года также в 9-ом номере «Современника» появляется продолжение – повесть Отрочество , а в 1-ом номере за 1857 была опубликована повесть Юность , завершившая рассказ о Николае Иртеньеве – герое Детства и Отрочества .

Своеобразие Детства и Отрочества тонко подметил литератор и критик Н. Чернышевский в статье Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого (1856). Он назвал отличительными чертами толстовского таланта «глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственную чистоту нравственного чувства». Три повести Толстого – не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни – детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным внимания, и то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребенка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребенка. Изображение чувств в Детстве , Отрочестве и Юности напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого. Намеченные в дневниках и воплощенные в этих трех повестях принципы изображения внутреннего мира персонажей перешли в романы Война и мир , Анна Каренина и во многие другие более поздние произведения Толстого.

Тема простоты и естественности как высшей ценности жизни и «спор» с «парадным», красивым изображением войны выражена в очерках Севастополь в декабре (1855), Севастополь в мае (1855) и Севастополь в августе 1855 года (1856). В очерках описаны эпизоды героической обороны Севастополя от англо-французских войск в 1855. Толстой сам участвовал в обороне Севастополя и много дней и ночей провел в самом опасном месте – на четвертом бастионе, который нещадно обстреливала вражеская артиллерия.

Севастопольские рассказы Толстого – это не панорамное описание всей многомесячной гигантской битвы за город, а зарисовки нескольких дней из жизни его защитников. Именно в деталях: в изображении будней солдат, матросов, сестер милосердия, офицеров, горожан – Толстой ищет подлинную правду войны.

Ключевой мотив севастопольских рассказов – противоестественность и безумие войны. В очерке Севастополь в декабре Толстой описывает не впечатляющую правильность боя, а страшные сцены страданий раненых в госпитале. Он использует прием контраста, резко сталкивая мир живых и прекрасную природу с миром мертвых – жертв войны. Например, рассказывает о ребенке, собирающем полевые цветы между разлагающимися трупами и трогающем ногой вытянутую руку безголового мертвеца.

Война и мир.

19 ноября 1855 приезжает в Петербург. Его имя уже овеяно славой. На сотрудничество с Толстым надеялись писатели и журналисты разных направлений. Но литературная среда, дух литературных кружков и соперничества оттолкнул Толстого от новых знакомых. Их интересы кажутся ему мелкими и ничтожными, жизнь – суетливой и бессмысленной. Толстой отводил душу в кутежах с цыганами и в безудержной карточной игре. В мае 1856 покинул Петербург и поселился в Ясной Поляне.

Осенью 1859 открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он занимался с детьми историей, давал им темы для сочинений. В 1862 школа была закрыта после полицейского обыска. Причиной стали подозрения властей в том, что студенты, преподававшие в яснополянской школе, занимались антиправительственной деятельностью. Выводы из своей деятельности в яснополянской школе писатель сформулировал в статье со «скандальным» названием: Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? По мысли Толстого, народное искусство и культура не ниже, а скорее выше культуры и искусства, признанных в образованном обществе. Крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Их обучение ценностям «высокой» культуры, полагает Толстой, едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, но учащегося.

В 1862 вступает в брак с дочерью московского врача Софьей Андреевной Берс. Свадьбе предшествовали сомнения Толстого в силе и глубине своего чувства, в способности принести счастье будущей жене и найти самому успокоение и радость в новой, семейной жизни. После свадьбы молодые супруги уезжают в Ясную Поляну. 25 сентября Толстой записывает в дневнике: «Неимоверное счастье». Взаимное непонимание, тяжелые ссоры, отчужденность друг от друга – все это пока в далеком будущем.

В 1863 Толстой публикует повесть Казаки , работать над которой начал еще в середине 1850-х. Повесть, как и многие другие его произведения, автобиографична. В ее основе лежат кавказские воспоминания, прежде всего – история его неразделенной любви к казачке, жившей в Старогладковской станице. Он избирает традиционный для романтической литературы сюжет: любовь охлажденного, разочарованного жизнью героя-беглеца из опостылевшего мира цивилизации к «естественной» и страстной героине. На этот сюжет были написаны поэмы А.С.Пушкина Кавказский пленник и Цыганы . Цыган Толстой перечитывал, работая над Казаками . Но Толстой придает этому сюжету новый смысл. Молодой дворянин Дмитрий Оленин лишь внешне напоминает романтического героя: его усталость от жизни неглубока. Он тянется к естественной простоте, стихийной жизни казаков, но остается им чужд. Интересы, воспитание, социальное положение Оленина отдаляют его от жителей казачьей станицы. Красавица казачка Марьяна предпочитает ему бесшабашного казака Лукашку. Оленин жадно впитывает нехитрые и мудрые мысли старого казака, охотника и бывшего вора дяди Ерошки: счастье, смысл жизни – в упоении всеми ее радостями, в плотских наслаждениях. Но он никогда не сможет стать таким простым, беззаботным, добрым и злым, чистым и циничным одновременно, как дядя Ерошка.

С 1856 по 1863 работал над романом о декабристах. Корни событий 14 декабря 1825 он увидел в событиях Отечественной войны 1812 – времени духовного пробуждения русского народа, единения дворянства и простых людей в борьбе с иноземным врагом. Так возник замысел романа Война и мир . Роман писался и перерабатывался на протяжении 1863–1869 (издан в 1865–1869, в изданиях 1873 и 1886 в текст были внесены некоторые изменения).

Война и мир мало похожа на классический роман. В нем нет традиционного любовного треугольника, любовного или социального конфликта как основы сюжета. Традиционно ключевыми элементами романа – кульминацией или развязкой – в то время, как правило, были дуэль, женитьба или смерть персонажей. Между тем, женитьба одного из главных героев, Пьера Безухова на пустой и безнравственной светской красавице Элен Курагиной мало влияет на последующие события его жизни. Дуэль Пьера с любовником Элен Долоховым не является пружиной действия. Умирает другой любимый толстовский герой, князь Андрей Болконский, а повествование продолжается. Пьер женится на Наташе Ростовой. Но роман заканчивается не описанием их свадьбы, а казалось бы случайной сценой – изображением сна Николеньки, сына князя Андрея. В этом сне соединились в одно лицо два главных героя – князь Андрей и Пьер Безухов, и сон предвещает бедствия Пьера – будущего декабриста. Этот странный, необычный роман имеет открытый финал – будущее семьи Пьера и Наташи неизвестно и лишь смутно угадывается. Не внешние перемены в судьбах героев, а их духовная эволюция, их нравственные поиски составляют подлинное содержание Войны и мира .

Две основные линии Войны и мира – история двух друзей, Пьера Безухова и Андрея Болконского. Их объединяет образ юной графини Наташи Ростовой – невесты князя Андрея, позднее, после его смерти – жены Пьера. Пьер и особенно князь Андрей проходят через увлечение Наполеоном. Князь Андрей мечтает о великой славе. Во время сражения с армией Наполеона при Аустерлице, подхватив падающее знамя, он устремился навстречу врагу, желая увлечь за собой солдат. Внезапно его тяжело ранит. Он падает на землю и видит высоко над собой голубое небо. Это небо для князя Андрея становится символом высшей божественной гармонии и подлинного величия жизни. Он прозревает, освобождается от духовной слепоты: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал это наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский постигает в эту минуту всю ложь наполеоновского величия и его тщеславных устремлений. Образы природы в Войне и мире – символы высшей гармонии, откровение о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, низменности ложной жизни людей (прежде всего – людей высшего света), чуждых духовных стремлений. Возрождение опустошенного князя Андрея, утратившего смысл существования, потерявшего жену, символизирует старый засохший дуб, который весной пускает свежие молодые побеги. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела Пьер Безухов постигает в плену, что главная, неподвластная никому его главная ценность – бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к Пьеру, когда он созерцает ночное звездное небо. Красота бытия воплощена для героев Войны и мира – Пьера и князя Андрея – и в образе истинно поэтичной и душевной Наташи Ростовой. Случайно услышанный лунной ночью в имении Отрадное разговор восторженной Наташи с двоюродной сестрой Соней возвращает счастье молодости и непосредственность чувств князю Андрею.

Черта любимых героев Толстого – способность к духовному росту. И Пьер, и князь Андрей освобождаются от ложных идей благодаря общению с простыми русскими людьми. Для князя Андрея это капитан Тушин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми он познакомился в сражении с Наполеоном при Шенграбене. Пьеру высшую ценность простоты открывают солдаты, которых он видит на Бородинском поле. Солдат Платон Каратаев помогает понять Пьеру, что смысл жизни – в ней самой, в ее простых и естественных радостях, в интуитивном доверии к жизни, в смиренном приятии выпадающих человеку бед и радостей.

Естественность в романе противопоставлена ложной, поверхностной жизни. Проста и естественна Наташа Ростова – юная «графинечка», самозабвенно исполняющая русский народный танец. Просты, чужды актерства и фальши русские солдаты, совершающие подвиги по-будничному, без помыслов о славе. Прост русский полководец Кутузов, олицетворяющий, как и Платон Каратаев, полноту обретенного смысла жизни. К освобождению от мелких и эгоистических чувств движутся и Андрей, и Пьер. Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бесконечную любовь ко всем людям, а затем, накануне кончины, – полную отрешенность от всех земных забот и волнений, высшую умиротворенность. Пьер находит покой и счастье в тихой семейной жизни с Наташей.

Этим персонажам противопоставлен позер Наполеон, увлеченно играющий роль «великого человека». Его напоминают многочисленные «наполеоны» и «наполеончики» – русский император Александр I, сановник Сперанский, фрейлина Анна Шерер, семейство Курагиных, разыгрывающие любовь карьерист Борис Друбецкой и расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Эти персонажи наделены преувеличенным представлением о собственном значении, они внутренне пусты и бесчувственны, испытывают жажду славу, чисто плотскую страсть, заботятся о карьере, любят красиво и много говорить. Но они не знают любви к ближнему, не чувствуют высшего смысла бытия.

В романе уравнены в своем значении исторические сцены и сцены частной, семейной жизни. Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине, военный совет штаба русской армии в Филях и первый бал Наташи Ростовой, охоту старого графа Ростова и разговоры Пьера и Наташи о здоровье детей. «Исторические» главы в Войне и мире чередуются с «семейными». Толстой воспринимает происходящее именно с точки зрения частного, «постороннего» человека, а не с точки зрения полководца или государственного деятеля. Так, Бородинское сражение увидено глазами штатского человека – Пьера Безухова, ничего не смыслящего в военной науке. В представлении Толстого частная, семейная жизнь обыкновенных людей – такое же историческое событие, достойное внимания историка и писателя не меньше, чем переговоры царей и дипломатов или военные победы.

Соединение «семейных» глав с развернутым описанием исторических событий, сопряжение нескольких сюжетных линий, включение в его текст многих десятков персонажей стали чертами, совершенно новыми для современного Толстому романа. Позднейшие исследователи назвали Войну и мир романом-эпопеей.

В историко-философских главах Войны и мира Толстой раскрывает свое понимание смысла и законов истории. По его мнению, исторические события определяются совпадением множества причин, и потому люди не могут понять закономерностей истории. Толстой ожесточенно и язвительно полемизирует с мнением о решающей роли великих людей – царей, полководцев, дипломатов – в истории. Чем выше место человека в обществе и в государстве, тем с большим числом обстоятельств он должен считаться, – замечает он. Подлинно великий человек не вмешивается в таинственный, не постижимый умом ход истории. Он только ощущает сердцем ее законы и стремится содействовать ходу событий. Именно таков в изображении Толстого Кутузов, не заботящийся о военных планах, ведущий себя якобы пассивно и рассеянно накануне решающих сражений. Именно поэтому, убеждает писатель, победитель – Кутузов, а не Наполеон, тщательно разрабатывавший военные планы, но не ощущающий скрытого хода событий, забывший, что нравственная правота в войне 1812 года – на стороне русских. Толстой отвергал историческую науку, считая ее шарлатанством. Он допускал, что движение истории определяется не волей людей, а Провидением, Судьбой.

Анна Каренина.

В 1877 Толстой закончил свой второй роман - Анну Каренину (опубликован в 1876–1877). Его главная героиня, Анна Каренина, – натура тонкая и совестливая, с графом Вронским ее связывает настоящее, сильное чувство. Муж Анны, высокопоставленный чиновник Каренин – кажется бездушен и черств, хотя и способен к высоким, истинно человеческим, добрым чувствам. Толстой создает обстоятельства, казалось бы, оправдывающие Анну. Она открыта и честна, не скрывает своих отношений с Вронским и стремится добиться развода у мужа. И тем не менее Толстой видимо осуждает Анну. Расплатой за измену мужу оказывается самоубийство героини, при этом ее смерть, по замыслу автора, – проявление божественного суда. Недаром эпиграфом к роману Толстой выбрал слова Бога из библейской книги Второзаконие в церковнославянском переводе: «Мне отмщение, и Аз воздам». Кроме того, согласно Толстому, высшего суда заслуживает не только Анна, но и другие совершившие грех персонажи – прежде всего, Вронский. Вина Анны для Толстого – в уклонении от предназначения жены и матери. Связь с Вронским – не только нарушение супружеского долга. Она приводит к разрушению семьи Карениных: их сын Сережа теперь растет без матери, а Анна и ее муж борются друг с другом за сына. Любовь Анны к Вронскому, по мнению Толстого, – это не высокое чувство, в котором над физическим влечением преобладает духовное начало, а слепая и губительная страсть. Ее символ – яростная метель, во время которой происходит объяснение Анны и Вронского. В романе соединены три сюжетные линии – истории трех семей. Они одновременно и похожи, и различны. Анна выбирает любовь, губя семью. Долли, жена ее брата Стивы Облонского, ради счастья и благополучия детей примиряется с изменившим ей мужем. Константин Левин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли, Кити Щербацкой, стремится создать духовный и чистый брак, в котором муж и жена становятся единым, сходно чувствующим и думающим существом. На этом пути его подстерегают искушения и трудности. История женитьбы Левина на Кити, их брака и духовных исканий Левина автобиографична. Она во многом воспроизводит эпизоды женитьбы и семейной жизни Льва Николаевича и Софьи Андреевны.

Отличительная художественная особенность романа – повторы ситуаций и образов, выполняющие роль предсказаний и предвестий. Анна и Вронский знакомятся на железнодорожном вокзале. В момент первой встречи, когда Анна приняла знак внимания со стороны нового знакомого, сцепщика поездов раздавило составом. На железнодорожной станции происходит и объяснение Вронского и Анны. Образ железной дороги соотносится в романе с мотивами страсти, смертельной угрозы, с холодом и бездушным металлом. Смерть Анны и вина Вронского предугаданы в сцене конских скачек, когда Вронский из-за своей неловкости ломает хребет прекрасной кобыле Фру-Фру. Гибель лошади как бы предвещает судьбу Анны. Символичны сны Анны, в которых она видит мужика, работающего с железом. Его образ перекликается с образами железнодорожных служащих и овеян угрозой и смертью.

В Анне Карениной Толстой неоднократно использует прием внутреннего монолога, описания хаотических, произвольно сменяющих друг друга наблюдений, впечатлений от окружающего мира и мыслей героини.

Кризис. Позднее творчество.

Во второй половине 1860-х – в 1870-х Толстой переживает мучительный духовный кризис. В 1869 он отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал выгодно купить. По дороге заночевал в арзамасской гостинице. Заснул, но вдруг в ужасе пробудился: ему представилось, что он сейчас умрет.

Свои чувства Толстой описал в незаконченной повести Записки сумасшедшего , над которой работал в 1885–1886. Страх смерти, ощущение пустоты и бессмыслицы жизни преследовали Толстого на протяжении нескольких лет. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере и в других религиях. Но не получил ни от философов, ни от богословов понятного и близкого ему ответа о смысле жизни. Философия и существующие религии представились Толстому бессодержательными и ненужными. Его неоднократно посещали мысли о самоубийстве.

Кризис был преодолен на рубеже 1870–1880-х. Толстой приходит к признанию внеразумной, интуитивной народной религиозности единственным ответом на вопрос о смысле жизни. В опрощении, в уподоблении себя людям из народа, крестьянам он увидел предназначение и долг дворян, интеллигентов – всех, кто входит в привилегированные сословия. При этом он не принял и не понимал народной веры в чудесное и потустороннее. Новая вера, которой учил Толстой в своих религиозно-философских сочинениях 1880-х и более позднего времени, была прежде всего нравственным учением. Бог для Толстого – это высшее, чистое начало в душе человека, воплощение нравственного принципа. Существующие христианские религии, в частности, православие, Толстой считал извращающими дух и сущность заповедей, вероучения Христа. Он не мог принять внерационального, сверхразумного в богословии (церковных догматов). Упрекал церковь в примирении с насилием или даже в оправдании насилия. По мысли Толстого, любое насилие недопустимо в человеческом обществе. Преодоление зла, победа над ним и осуществление христианского идеала всеобщего братства возможны только благодаря нравственному совершенствованию каждого человека. О преодолении духовного кризиса и о своей новой вере Толстой рассказал в Исповеди (написана в 1879–1882, опубликована в 1884).

Толстой переосмыслил всю свою прожитую жизнь. Он приходит к мысли, что только жизнь простого народа близка к нравственным истинам. В статье Что такое искусство? (1898) он отвергает все в мировой культуре, созданное людьми из господствующих сословий и классов. По мысли Толстого, единственная истинная функция искусства – дать «знание различия между добром и злом», и эту функцию в полной мере исполняет только искусство, созданное простым народом. Бедность и страдания обездоленных мучительно переживались Толстым. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891. Личный труд, прежде всего физический, отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, он считает необходимыми для состоятельных людей. Об этом он написал в публицистическом произведении Так что же нам делать? , над которым работал в 1882–1886. Толстой пришел к мысли о том, что частная собственность на землю противоестественна, что государство, прибегающее к насилию, к жестоким наказаниям, не должно существовать.

В 1908 узнал о казни через повешение в городе Херсоне двенадцати крестьян, которые участвовали в действиях против помещиков и откликнулся на произошедшее статьей Не могу молчать .

Идеи позднего Толстого напоминают социалистическое учение. Но в отличие от социалистов, он был убежденным противником революции. И путь к человеческому счастью видел прежде всего не в социальных и экономических переменах, а в нравственном самосовершенствовании каждого человека. Умеренность желаний, скромная жизнь, чуждая роскоши, освобождение от страстей, ограничение или подавление полового влечения – таковы, согласно Толстому, должны быть нравственные ориентиры.

Позиция позднего Толстого – это позиция пророка, обличителя общественной и государственной неправды, провозглашающего вероучение всечеловеческой братской любви и труда. Толстой-публицист и учитель жизни приобрел огромную известность не только в России, но и во всем мире. Ясная Поляна становится местом паломничества: к Толстому за советом приходят люди из разных сословий, из многих стран. 22 февраля 1901 Синод – высший церковный орган в России того времени – вынес определение об отлучении Толстого от церкви, указав на антиправославный дух толстовского учения. Но отлучение не поколебало исключительного влияния Толстого на русское общество. На юге России его последователи – толстовцы – создали сельскохозяйственные коммуны, жили, совместно обрабатывая землю.

В творчестве позднего Толстого ярко проявились стремление к простоте стиля и прямая назидательность. Он создал многочисленные произведения, написанные в подражание народным легендам и сказкам, в которых выразил свое понимание учения Христа, представления о достойной и праведной жизни и об идеальном обществе.

Извращенность, неправильность жизни людей, устройства общества – основная тема творчества позднего Толстого. В повести Отец Сергий (Толстой работал над ней в 1890-х, опубликована после смерти в 1911) изображается история жизни князя Степана Касатского, становящегося монахом Сергием, человека крайне самолюбивого, приходящего через искушение славой к простой смиренной жизни нищего странника. В повести Крейцерова соната (1887–1889) Толстой представил половую любовь между мужчиной и женщиной низменным, недостойным человека чувством. В пьесе Живой труп (1900, опубликована посмертно, в 1911) в центре внимания автора – ненормальность законов и власти, принуждающих разлюбивших и готовых расстаться друг с другом супругов к продолжению совместной жизни. Главный герой пьесы, Федя Протасов, ощущает пустоту окружающего общества и находит выход в хмельном разгуле. Стремление развязать запутанный узел отношений с оставленной женой Лизой и с любящим ее честным, но ограниченным и не понимающим Протасова Виктором Карениным приводит главного героя к самоубийству.

В рассказе Холстомер (1885, первый вариант – 1864–1865) уродство царящих среди людей отношений обнажено благодаря особому приему: все происходящее изображается в восприятии лошади – мерина Холстомера. Рассказ строится на контрасте: трагическая жизнь мудрого Холстомера – и история бессмысленного существования его прежнего хозяина, развратного и эгоистичного князя Серпуховского.

Прозрение героя, нравственное, духовное преображение на пороге смерти – сюжет повестей Смерть Ивана Ильича (1881–1882, 1884–1886, опубликована в 1886) и Хозяин и работник (1894–1895). Смертельно больной крупный чиновник Иван Ильич убеждается, сколь пуста была его жизнь, в которой он следовал тем же правилам и привычкам, что и другие люди его круга. Повесть строится на контрасте новых представлений Ивана Ильича о жизни и мнений, свойственных его семье и сослуживцам. Герой второй повести, хозяин постоялого двора алчный и чуждый укорам совести Брехунов неожиданно для самого себя спасает ценой жизни своего работника Никиту.

С 1889 по 1899 Толстой работал над своим последним романом - Воскресением . В основе сюжета Воскресения – нравственное возрождение богатого дворянина Дмитрия Ивановича Нехлюдова и проститутки Катюши Масловой, которую Нехлюдов когда-то соблазнил. В Воскресении Толстой отказывается от своего любимого приема – изображения переживаний героев – «диалектики души». Описание сложного движения противоречивых переживаний заменяется прямыми суждениями-оценками Нехлюдовым себя и окружающих людей. Толстой описывает парадоксальную, «перевернутую» ситуацию: Нехлюдов, виновный в нравственном падении Катюши Масловой, оказывается ее юридическим судьей. Он попадает в число присяжных заседателей, которые решают вопрос о виновности Масловой (Маслову подозревают в причастности к отравлению купца-посетителя публичного дома).

Толстой изображает целую галерею персонажей из разных сословий – сановников, уголовных преступников, революционеров. Автор романа выступает в роли безжалостного судьи современного общественного и государственного устройства.

В 1896–1904 Толстой написал повесть Хаджи-Мурат (впервые опубликована посмертно, в 1912). Ее сюжет – история перехода на сторону царя Николая I чеченца Хаджи-Мурата, жаждущего отомстить имаму Шамилю, сражавшемуся с русскими войсками. В отличие от других поздних произведений Толстого, в Хаджи-Мурате отсутствует очевидная авторская мораль. Поэтому не случайно Толстой не хотел издавать эту повесть. Хаджи-Мурат – тип «естественного героя», привлекавший внимание еще молодого Толстого. Жажда свободы – его основная черта. Хаджи-Мурату не чужды отрицательные качества. Но он, при всем своем вероломстве, простодушен и в этом отношению противопоставлен двум властителям-врагам – лицемерным Николаю I и Шамилю. Толстой прибегает к приему изобличения ненормальности, ложной жизни и нравов русского света и двора, изображая их через восприятие Хаджи-Мурата, подмечающего все странное, противоестественное. Повесть построена на приеме смысловой переклички событий. Похожи нравы при дворе Николая I и Шамиля. История Хаджи-Мурата, жертвы обмана русского царя и его окружения, соотнесена с судьбой несчастного русского солдата Авдеева.

С начала 1880-х в отношениях между Толстым и его женой и сыновьями нарастает взаимное отчуждение. Толстой испытывал мучения и стыд из-за богатства, которым обладал. Разлад между учением, призывающим к отказу от богатства, и собственным поведением был для него нестерпимо тяжек. В 1880-х между Толстым и Софьей Андреевной возникает конфликт из-за имущества и доходов от изданий сочинений писателя. 21 мая 1883 он предоставил жене полную доверенность на ведение всех имущественных дел, спустя два года разделил все свое имущество между женой, сыновьями и дочерьми. Он хотел раздать нуждающимся все свое имущество, но его остановила угроза жены объявить его сумасшедшим и учредить над ним опеку. Софья Андреевна отстаивала интересы и благополучие семьи и детей. Толстой предоставил всем издателям право на свободное издание всех своих сочинений, вышедших после 1881 (этот год Толстой считал годом собственного нравственного перелома). Но Софья Андреевна требовала привилегии для себя на издание собрания сочинений мужа. 22 июля 1910 Толстой составил завещание, в котором предоставлял всем издателям право на издание своих произведений – как написанных после 1881, так и более ранних. Новое завещание обострило отношения с женой. Ощущая невозможность сохранения мира в семье и желая в полной мере последовать идеалу опрощения и трудовой жизни, Толстой в пять часов утра 28 октября 1910 вместе со своим доктором Д.П.Маковицким покинул Ясную Поляну. Через несколько дней к ним присоединилась дочь Льва Николаевича Александра Львовна. Толстой намеревался ехать на юг, потом, скорее всего, за границу. Думал начать крестьянствовать.

В шесть часов тридцать пять минут вечера 31 октября поезд, следовавший в Ростов-на-Дону, прибыл на станцию Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Толстой, у которого поднялась температура, был вынужден остановиться в домике начальника станции. Врачи определили воспаление легких. В шесть часов пять минут 7 ноября (20 ноября) 1910 Толстой умер.

Сочинения: Полное собрание сочинений. Юбилейное издание: В 90 т . М., 1928–1958; Указатели к Полному собранию сочинений Л.Н. Толстого . М., 1964;

Л.Н.Толстой. Собрание сочинений: В 22 т . М., 1978–1985.

Андрей Ранчин

Литература:

Леонтьев К.Н. О романах гр. Л.Н. Толстого: Анализ, стиль, веяние . М., 1911 (переизд.: Вопросы литературы), 1988, № 12
Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого . В 3 ч. Сост. В.А. Зелинский. Изд. 2-е. М., 1898–1912
Бирюков П.Н. Биография Льва Николаевича Толстого . Изд. 2-е, доп. и испр. М. – П., 1923
Виноградов В.В. О языке Толстого (50–60-е годы). – Литературное наследство, тт. 35–36. М., 1939
Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1828 по 1855 год . М., 1954
Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: материалы к биографии с 1855 по 1869 год . М., 1957
Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого. 1828–1890. М., 1958
Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: материалы к биографии: 1870 по 1881 год . М., 1963
Шкловский В.Б. Лев Толстой . Изд. 2-е. М., 1967
Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого . – В кн.: Асмус В.Ф. Избранные философские труды , т. 1. М., 1969
Скафтымов А.П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир ». – В кн.: Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972
Камянов В.И. Поэтический мир эпоса: О романе Л. Толстого «Война и мир ». М., 1978
Опульская Л.Д. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии с 1886 по 1892 год . М., 1979
Бочаров С. «Мир » в «Войне и мире ». – В кн.: Бочаров С. О художественных мирах . М., 1985
Эйхенбаум Б.М. О литературе . М., 1987
Лурье Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого . – Русская литература. 1989, № 1
Набоков В.В. Лев Толстой . Пер. с англ. А.Курт. – В кн.: Набоков В.В. Лекции по русской литературе. Пер. с англ. М., 1996
Лесскис. Лев Толстой (1852–1869): Вторая книга цикла «Пушкинский путь в русской литературе ». М., 2000
Толстой: pro et contra. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей . СПб., 2000
Война из-за «Войны и мира »: Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. Сост. И.Н. Сухих. СПб., 2002



Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – русский писатель, публицист, мыслитель, просветитель, являлся членом-корреспондентом при Императорской академии наук. Считается одним из величайших писателей мира. Его произведения многократно экранизировались на мировых киностудиях, а пьесы ставятся на мировых подмостках.

Детские годы

Лев Толстой появился на свет 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне Крапивинского уезда Тульской губернии. Здесь находилось имение его матери, которое она получила по наследству. У рода Толстых были очень разветвлённые дворянские и графские корни. В высшем аристократическом мире всюду имелись родственники будущего писателя. Кого только не было в его родне – бретер-авантюрист и адмирал, канцлер и художник, камер-фрейлина и первая светская красавица, генерал и министр.

Папа Льва, Николай Ильич Толстой, был человеком с хорошим образованием, принимал участие в заграничных походах русских военных против Наполеона, попадал во французский плен, откуда бежал, вышел в отставку подполковником. Когда умер его отец, в наследство достались сплошные долги, и Николай Ильич был вынужден устроиться на чиновничью работу. Чтобы спасти свою расстроенную финансовую составляющую наследства, Николай Толстой сочетался законным браком с княжной Марией Николаевной, которая была уже немолода и родом происходила из Волконских. Несмотря на небольшой расчёт, брак получился очень счастливым. У супругов родилось 5 детей. Братья будущего писателя Коля, Серёжа, Митя и сестра Маша. Лев среди всех был четвёртым.

После того как родилась последняя дочь Мария, у мамы началась «родовая горячка». В 1830 году она умерла. Льву тогда не было ещё и двух лет. А какой замечательной она была рассказчицей. Быть может, отсюда и пошла такая ранняя любовь Толстого к литературе. Пятеро детей остались без матери. Их воспитанием пришлось заниматься дальней родственнице, Т.А. Ергольской.

В 1837 году Толстые уехали в Москву, где обосновались на Плющихе. Старший брат, Николай, собирался поступать в университет. Но совсем скоро и совершенно неожиданно скончался отец семейства Толстых. Его финансовые дела были не закончены, и трём самым маленьким детям пришлось вернуться в Ясную Поляну на воспитание к Ергольской и тётке по отцовской линии, графине Остен-Сакен А. М. Именно здесь прошло всё детство Льва Толстого.

Юные годы писателя

После смерти тётушки Остен-Сакен в 1843 году детвору ждал очередной переезд, на этот раз в Казань под опекунство отцовской сестры П. И. Юшковой. Своё начальное образование Лев Толстой получил на дому, его учителями были добродушный немец Ресельман и французский гувернёр Сен-Тома. Осенью 1844 года, последовав за своими братьями, Лев стал студентом Казанского Императорского университета. Сначала он обучался на факультете восточной словесности, позже перевёлся на юридический, где проучился меньше двух лет. Он понимал, что это совершенно не то занятие, которому хотелось бы посвятить жизнь.

В начале весны 1847 года Лев бросил обучение и поехал в принадлежащую ему по наследству Ясную Поляну. В это же время он приступил к ведению своего знаменитого дневника, переняв эту идею у Бенджамина Франклина, с биографией которого отлично ознакомился в университете. Так же, как и мудрейший американский политик, Толстой ставил себе определенные цели и всеми силами стремился их выполнить, проводил анализ своих неудач и побед, поступков и мыслей. Этот дневник прошёл с писателем через всю его жизнь.

В Ясной Поляне Толстой пытался выстроить новые отношения с крестьянами, а также занялся:

  • изучением английского языка;
  • юриспруденцией;
  • педагогикой;
  • музыкой;
  • благотворительностью.

Осенью 1848 года Толстой поехал в Москву, где планировал подготовиться к кандидатским экзаменам и сдать их. Вместо этого для него открылась совсем иная светская жизнь с её азартом и карточными играми. Зимой 1849 года Лев переехал из Москвы в Петербург, где продолжил вести кутежи и разгульный образ жизни. Весной этого года он начал сдачу экзаменов на кандидата прав, но, передумав идти на последний экзамен, вернулся в Ясную Поляну.

Здесь он продолжал вести почти столичный образ жизни – карты и охота. Тем не менее, в 1849 году Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для детишек крестьян, где иногда преподавал сам, но в основном уроки вёл крепостной Фока Демидович.

Военная служба

В конце 1850 года Толстой начал работу над своим первым произведением – знаменитой трилогии «Детство». В это же время Лев получил предложение от старшего брата Николая, служившего на Кавказе, присоединиться к военной службе. Старший брат был для Льва авторитетом. После смерти родителей он стал писателю самым лучшим и верным другом и наставником. Сначала Лев Николаевич призадумался насчёт службы, но крупный картёжный долг в Москве ускорил принятие решения. Толстой уехал на Кавказ и осенью 1851 года поступил на службу юнкером в артиллерийскую бригаду под Кизляром.

Здесь он продолжил работу над произведением «Детство», которое закончил писать летом 1852 года и решил отослать в самый популярный в то время литературный журнал «Современник». Он подписался инициалами «Л. Н. Т.» и вместе с рукописью приложил маленькое письмо:

«Я с нетерпением буду ждать ваш приговор. Он либо поощрит меня писать дальше, либо заставит всё сжечь».

На тот момент редактором «Современника» был Н. А. Некрасов и литературную ценность рукописи «Детство» он признал сразу же. Произведение было напечатано и имело огромный успех.

Военная жизнь Льва Николаевича была слишком насыщенной:

  • не один раз он подвергался опасности в стычках с горцами, которыми командовал Шамиль;
  • когда началась крымская война, он перевёлся в Дунайскую армию и принимал участие в сражении при Ольтенице;
  • участвовал в осаде Силистрии;
  • в сражении при Чёрной командовал батареей;
  • во время штурма Малахова Кургана попал под бомбардировку;
  • держал оборону Севастополя.

За военную службу Лев Николаевич получил такие награды:

  • орден Святой Анны 4-ой степени «За храбрость»;
  • медаль «В память войны 1853-1856 годов»;
  • медаль «За защиту Севастополя 1854-1855».

Храбрый офицер Лев Толстой имел все шансы на военную карьеру. Но его интересовало лишь писательское дело. Во время службы он не переставал сочинять и отправлять в «Современник» свои рассказы. Опубликованные в 1856 году «Севастопольские рассказы» окончательно утвердили его в роли нового литературного веяния России, и Толстой навсегда оставил военную службу.

Литературная деятельность

Он вернулся в Петербург, где свёл близкие знакомства с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. С. Гончаровым. За время пребывания в Питере он выпустил несколько своих новых произведений:

  • «Метель»,
  • «Юность»,
  • «Севастополь в августе»,
  • «Два гусара».

Но совсем скоро светская жизнь ему опротивела, и Толстой принял решение о путешествии по Европе. Он побывал в Германии, Швейцарии, Англии Франции, Италии. Все увиденные достоинства и недостатки, полученные эмоции он описывал в своих произведениях.

Вернувшись из-за границы в 1862 году, Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс. В его жизни начался самый светлый период, жена стала ему абсолютной помощницей во всех делах, и Толстой спокойно мог заниматься своим любимым делом – сочинением произведений, ставших впоследствии мировыми шедеврами.

Годы работы над произведением Название произведения
1854 «Отрочество»
1856 «Утро помещика»
1858 «Альберт»
1859 «Семейное счастье»
1860-1861 «Декабристы»
1861-1862 «Идиллия»
1863-1869 «Война и мир»
1873-1877 «Анна Каренина»
1884-1903 «Записки сумасшедшего»
1887-1889 «Крейцерова соната»
1889-1899 «Воскресенье»
1896-1904 «Хаджи-Мурат»

Семья, смерть и память

В браке с супругой и любви Лев Николаевич прожил почти 50 лет, у них родилось 13 детей, пятеро из которых умерли ещё маленькими. Потомков Льва Николаевича очень много по всему миру. Один раз в два года они собираются в Ясной Поляне.

В жизни Толстой всегда придерживался своих определённых принципов. Ему хотелось быть как можно ближе к народу. Он очень любил простых людей.

В 1910 году Лев Николаевич покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие, которое соответствовало бы его жизненным взглядам. С ним поехал лишь его доктор. Определённых целей не было. Он ездил в Оптину пустынь, потом в Шамординский монастырь, затем собрался к племяннице в Новочеркасск. Но писателю стало плохо, после перенесённой простуды началось воспаление лёгких.

В Липецкой области на станции Астапово Толстого сняли с поезда, определили в больницу, шестеро врачей пытались спасти его жизнь, но на их предложения Лев Николаевич тихонько ответил: «Бог всё устроит». После целой недели тяжёлых и мучительных задышек писатель умер в доме начальника станции 20 ноября 1910 года в возрасте 82-х лет.

Усадьба в Ясной Поляне вместе с природной красотой, которая её окружает, является музеем-заповедником. Ещё три музея писателя находятся в селе Никольское-Вяземское, в Москве и на станции Астапово. В Москве также есть государственный музей Л. Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении матери Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к багатому и знатному графскому роду. К моменту рождения Льва в семье уже было три старших сына: - Николай (1823-1860), Сергей (1826 -1904) и Дмитрий (1827 - 1856), а в 1830 году родилась младшая сестра Льва Мария.

Спустя несколько лет умерла мать. В автобиографическом «Детстве» Толстого мать Иртеньева умирает, когда мальчику исполняется 10 – 12 лет и он является вполне сознательным. Однако, портрет матери описан писателем исключительно из рассказов его родственников. После смерти матери, осеротевших детей взяла на воспитание дальняя родственница Т. А. Ергольская. Она представлена Соней из «Войны и мира».

В 1837 году семья переехала в Москву, т.к. старшему брату Николаю необходимо было готовиться к поступлению в университет. Но в семье внезапно произошла трагедия – скончался отец, оставив дела в плохом состоянии. Трое младших детей были вынуждены вернуться в Ясную Поляну под воспитание Т. А. Ергольской и тётки отца, графини А. М. Остен-Сакен. Здесь Лев Толстой оставался до 1840 года. В этом году умерла графиня А. М. Остен-Сакен и детей переселили на Казань к сестре отца П. И. Юшковой. Этот период своей жизни Л. Н. Толстой достаточно точно передал в автобиографии «Детство».

Толстой на первом этапе получал образование под руководством грубоватого гувернёра-француза Сен-Тома́. Он изображён неким M-r Жеромомом из «Отрочества». В дальнейшем его заменил добродушный немец Ресельман. Его Лев Николаевич с любовью изобразил в «Детстве» под именем Карла Ивановича.

В 1843 году вслед за братом Толстой поступил в Казанский университет. Там до 1847 года Лев Толстой готовился к поступлению на единственный в россии Восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности. За год учёбы Толстой показал себе как лучшего студента данного курса. Однако, между семьёй поэта с преподавателем российской истории и немецкого, неким Ивановым, существовал конфликт. Это повлекло за собой то, что по результатам года Л. Н. Толстой имел неуспеваемость по соответствующим предметам и должен был заново пройти программу первого курса. Для избежания полного повторения курса поэт переводится на юридический факультет. Но и там проблемы с преподавателем немецкого и русского продолжаються. Вскоре Толстой теряет всякий интерес к учёбе.

Весной 1847 года Лев Николаевич бросает университет и селится в Ясной Поляне. Все чем занимался Толстой в деревне можно узнать, прочитав «Утра помещика», где себя поэт представляет в роли Нехлюдова. Там много времени уходило на кутежи, игры и охоту.

Весной 1851 года, по совету старшего брата Николая, чтоб сократить расходы и расплатиться с долгами, Лев Николаевич уезжает на Кавказ.

Осенью в 1851 году стал юнкером 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром. Вскоре Л.Н. Толстой стал офицером. Когда в конце 1853 года началась Крымская война Лев Николаевич перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице и Силистрии. С ноября 1854 года по август 1855 года участвовал в обороне Севастополя. После штурма 27 августа 1855 года Лев Николаевич Толстой был отправлен в Петербург. Там началась шумная жизнь: попойки, карты и кутежи с цыганами.

В Петербурге Л.Н.Толстой познакомился с сотрудниками журнала «Современник» с Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым, И.А.Гончаровым, Н.Г. Чернышевским.

В начале 1857 Толстой отправляется за границу. В разъездах по Германии, Швейцарии, Англии, Италии, Франции он проводит полтора года. Путешенствие не приносит ему удовольствия. Свое разочарование европейской жизнью он высказал в рассказе «Люцерн». И вернувшись в Россию Лев Николаевич занялся благоустройством школ в Ясной Поляне.

В конце 1850-х Толстой познокомился с Софьей Андреевной Берс 1844 года рождения, дочерью московского доктора из остзейских немцев. Ему было почти 40 лет, а Софье всего лишь 17. Ему казалось, что эта разница слишком велика и рано или поздно Софья полюбит молодого неизжившего себя парня. Эти переживания Льва Николаевича изложены в его первом романе «Семейное счастье».

В сентябре 1862 года Лев Николаевич Толстой всё же женился на 18-летней Софье Андреевне Берс. За 17 лет совместной жизни у них родилось 13 детей. В этот же период были созданы «Война и мир» и «Анна Каренина». В 1861-62 гг. заканчивает свою повесть «Казаки», первое из произведений, в которых великий талант Толстого был признан гениальным.

В начале 70-х Толстой снова проявляет интерес к педагогике, пишет «Азбуку» и «Новую Азбуку», сочиняет басни и рассказы, которые составили четыре «Русские книги для чтения».

Чтобы дать ответ на измучившие его вопросы и сомнения религиозного характера Лев Николаевич начал изучать богословие. В 1891 г. в Женеве писатель пишет и публикует «Исследование догматического богословия», в котором критикует «Православно-догматическое богословие» Булгакова. Он сначал вести беседы со священниками и монархами, читал богославские тракты, изучал древнегреческий и древнееврейский языки. Толстой знакомится с раскольниками, премыкает к крестьянам-сектантам.

В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Лев Николаевич был отлучен от православной церкви. Л. Н. Толстой утратил всякий интерес к жизни, ему надоело наслождаться достигнутым благосостоянием, возникла мысль о самоубийстве. Он увлекается простым физическим трудом, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё соситояние, отказывается от прав литературной собственности.

10 ноября 1910 года Толстой тайно покинул Ясную Поляну, но по дороге сильно заболел. 20 ноября 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги Лев Николаевич Толстой умер.

Быть одним из лучших писателей мировой истории – почетное право, и Лев Николаевич Толстой его заслужил, оставив после себя огромное творческое наследие. Рассказы, повести, романы, которые представлены целой серией томов, по достоинству оценили не только современники писателя, но и потомки. В чем секрет этого гениального автора, который смог уместить в своей жизни и « »?

Вконтакте

Детство писателя

Где родился будущий беллетрист? Мастер пера появился на свет в 1828 году 9 сентября в имении своей матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии . Семья Льва Николаевича Толстого была большой. Отец имел графский титул , а мать была урождённой принцессой Волконской . Когда ему исполнилось два года, умерла мать, а еще через 7 лет — отец.

Лев был четвертым ребенком в дворянской семье, так что не был обделен вниманием родни. Литературный гений никогда не думал о своих утратах с сердечной болью. Напротив, сохранились только теплые воспоминания о детской поре, ведь мать и отец были очень ласковы с ним. В одноименном произведении автор идеализирует свои детские годы и пишет о том, что это было самое чудесное время жизни.

Образование маленький граф получал дома, куда приглашали французских и немецких учителей . По окончании школы Лев свободно владел тремя языками, а также имел обширные познания в разных областях . Кроме того, юноша увлекался музыкальным творчеством, мог подолгу играть произведения любимых композиторов: Шумана, Баха, Шопена и Моцарта.

Юные годы

В 1843 году молодой человек становится студентом Императорского Казанского университета , выбирает факультет восточных языков, однако, позже меняет специальность из-за низкой успеваемости и начинает заниматься юриспруденцией. Окончить курс не удается. Юный граф возвращается в свое имение с тем, чтобы стать настоящим фермером .

Но и здесь его подстерегает неудача: частые разъезды полностью отвлекают хозяина от важных дел поместья. Ведение своего дневника – единственное занятие, которое делалось с потрясающей скрупулёзностью: привычка, которая сохранилась на всю жизнь и стала фундаментом большинства будущих произведений.

Важно! Бездействовать долго горе-студент не стал. Дав уговорить себя брату, пошел служить юнкером на юг, после чего, пробыв в кавказских горах какое-то время, получил перевод в Севастополь. Там с ноября 1854 по август 1855 года юный граф участвовал в .

Раннее творчество

Богатый опыт, приобретенный на полях сражений, а также в эпоху юнкерства, подтолкнул будущего писателя к созданию первых литературных произведений . Еще в годы службы юнкером, обладая большим количеством свободного времени, граф начинает работать над своей первой автобиографической повестью «Детство».

Природная наблюдательность, особое чутье ярко отразились в стиле: автор писал о том, что было близко, понятно не только ему одному. Жизнь и творчество сливаются воедино.

В повести «Детство» каждый мальчик или молодой человек узнал бы себя. Первоначально повесть была рассказом и публиковалась в журнале «Современник» в 1852 году . Примечательно, что уже первый рассказ был великолепно принят критиками, и юного беллетриста сравнили с Тургеневым, Островским и Гончаровым , что уже было настоящим признанием. Все эти мастера слова уже были довольно известны и любимы народом.

Какие произведения написал Лев Толстой в то время?

Молодой граф, почувствовав, что, наконец, нашел свое призвание, продолжает работу. Из-под пера один за другим выходят блестящие рассказы, повести, которые вмиг становятся популярными благодаря самобытности и потрясающему реалистическому подходу к действительности: «Казаки» (1852), «Отрочество» (1854), «Севастопольские рассказы» (1854 – 1855), «Юность» (1857).

В литературный мир стремительно врывается новый писатель Лев Толстой , который поражает воображение читателя детализированными подробностями, не скрывает правду и применяет новую технику письма: второй сборник «Севастопольских рассказов» написан от лица солдат, чтобы еще больше приблизить повествование к читателю. Молодой автор не боится открыто, откровенно писать об ужасах и противоречиях войны. Персонажи — не герои с картин и полотен художников, а простые люди, которые способны совершать настоящие подвиги ради спасения жизней других.

Принадлежать к какому-то ни было литературному течению или быть сторонником конкретной философской школы Лев Николаевич отказался, объявив себя анархистом . Позже мастер слова в ходе религиозного поиска встанет на нужный путь, а пока перед молодым, успешным гением лежал весь мир, и быть одним из многих не хотелось.

Семейное положение

В Россию, где жил и родился, Толстой возвращается после разгульной поездки по Парижу без единого гроша в кармане. Здесь состоялась женитьба на Софье Андреевне Берс , дочери врача. Эта женщина была главной сподвижницей в жизни Толстого, стала ему опорой до самого конца.

Софья выражала готовность быть секретарем, женой, матерью его детей, подругой и даже уборщицей, хотя имение, для которого слуги были обычным делом, всегда содержалось в образцовом порядке.

Графский титул постоянно обязывал домочадцев соблюдать определенный статус. Со временем муж с женой разошлись в религиозных взглядах: Софья не понимала и не принимала попытки любимого человека создать свое философское вероучение и следовать ему.

Внимание! Только старшая дочь писателя Александра поддерживала начинания отца: в 1910 году они вместе совершили паломническую поездку. Другие дети обожали папу, как великолепного рассказчика, хотя и довольно строгого родителя.

По воспоминаниям потомков, отец мог выбранить маленького пакостника, но уже через мгновение посадить к себе на колени, пожалеть, на ходу сочиняя занятную историю. В литературном арсенале знаменитого реалиста есть много детских произведений, рекомендованных к изучению в дошкольном и младшем школьном возрасте – это «Книга для чтения» и «Азбука». В первом произведении собраны рассказы Л.Н. Толстого для 4 класса школы, которая была организована в имении Ясная Поляна.

Сколько детей было у Льва и Софьи? Всего родилось 13 детей , трое из которых умерли во младенчестве.

Зрелость и творческий расцвет писателя

С тридцатидвухлетнего возраста у Толстого начинается работа над его главным произведением – романом-эпопеей Первую часть опубликовали в 1865 году в журнале «Русский вестник», а в 1869 году свет увидела окончательная редакция эпопеи. Большая часть 1860-х годов была посвящена этому монументальному труду, который граф неоднократно переписывал, исправлял, дополнял, а в конце жизни настолько устал от него, что назвал «Войну и мир» — «многословной дребеденью». Роман написан в Ясной Поляне.

Произведение, длиною в четыре тома, получилось, поистине, уникальным. Какие преимущества его отличают? Это прежде всего:

  • историческая правдивость;
  • действие в романе как реалистичных, так и вымышленных персонажей, число которых перевалило за тысячу по подсчетам филологов;
  • вкрапление в канву сюжета трех исторических эссе о законах истории; точность в описании быта и повседневности.

Это основа романа – путь человека, его положение и смысл жизни складывается именно из этих обыденных поступков.

После успеха военно-исторической эпопеи автор начинает работать над романом «Анна Каренина» , взяв за основу многое из своей автобиографии. В частности, отношения Китти и Левина – это частичные воспоминания жизни самого автора с женой Софьей, некая краткая биография писателя, а также отражение канвы реальных событий русско-турецкой войны.

Роман публиковался в 1875 — 1877 году, и почти сразу стал самым обсуждаемым литературным событием того времени. История Анны, написанная с поразительной теплотой, вниманием к женской психологии, произвела фурор. До него только Островский в своих поэмах обращался к женской душе и раскрывал богатый внутренний мир прекрасной половины человечества . Естественно, высокие гонорары за произведение не заставили себя ждать, ведь каждый образованный человек читал «Каренину» Толстого. После выхода этого достаточно светского романа, автор совсем не радовался, а находился в постоянных душевных терзаниях.

Смена мировоззрения и поздние литературные успехи

Многие годы жизни были посвящены поиску смысла жизни , что и привело писателя к православной вере, однако, этот шаг лишь запутывает графа. Лев Николаевич видит в церковной диаспоре коррупцию, полное подчинение личным убеждениям, что не соответствует тому вероучению, которого жаждала его душа.

Внимание! Лев Толстой становится вероотступником и даже издает обличительный журнал «Посредник» (1883), из-за которого его отлучают от церкви и обвиняют в «ереси».

Однако Лев не останавливается на этом и пытается идти по пути очищения, делая достаточно смелые шаги. Например, раздает все свое имущество бедным , чему категорически воспротивилась Софья Андреевна. Муж неохотно переписал на нее все имущество и отдал авторские права на произведения, а поисков своего предназначения все же не бросил.

Данный период творчества характеризуется огромным религиозным подъемом – создаются трактаты и нравственные рассказы. Какие же произведения с религиозным подтекстом написал автор? Среди самых успешных работ в период с 1880 по 1990 годы были:

  • повесть «Смерть Ивана Ильича» (1886), описывающая человека при смерти, который пытается понять и осмыслить свою «пустую» жизнь;
  • повесть «Отец Сергий» (1898), направленная на критику своих же религиозных исканий;
  • роман «Воскресение», повествующий о моральной боли Катюши Масловой и путях ее нравственного очищения.

Завершение жизненного пути

Написав за свою жизнь множество произведений, граф предстал перед современниками и потомками сильным религиозным лидером и духовным наставником, таким, как Махатма Ганди, с которым вел переписку. Жизнь и творчество писателя пронизывает идея о том, что необходимо ежечасно сопротивляться злу всеми силами своей души , при этом демонстрируя смирение и сберегая тысячи жизней. Мастер слова сделался настоящим учителем среди заблудших душ. Устраивались целые паломнические поездки в имение Ясная Поляна, ученики великого Толстого приезжали «познавать себя», часами напролет слушая своего идейного гуру, которым литератор стал на склоне лет.

Автор-наставник принимал каждого, кто приходил с проблемами вопросами и чаяниями души, готов был раздать свои сбережения и приютить странников на любой срок. К сожалению, это повышало градус напряженности в отношениях с женой Софьей и, в конце концов, вылилось в нежелание великого реалиста жить в своем доме . Вместе с дочерью Лев Николаевич отправился в паломничество по России, желая путешествовать инкогнито, но часто это было безрезультатно – их узнавали везде.

Где умер Лев Николаевич? Ноябрь 1910 года стал для писателя роковым: уже будучи больным, он остановился в домике начальника железнодорожной станции, где и умер 20 ноября. Лев Николаевич был настоящим кумиром. Во время похорон этого, поистине, народного писателя, по воспоминаниям современников, люди плакали навзрыд и шли за гробом многотысячной толпой. Людей было так много, словно хоронили царя.

Общества на глубины человеческого подсознания, неосознанные и утонченные мотивы характера, а также на великую роль повседневности, определяющей всю сущность личности.



Материнский капитал