Что такое синестезия, и почему синий цвет может пахнуть малиной.

Понятие «синестезия » в психологии происходит от греческого слова synaisthesis и определяется как одновременное восприятие или способность человека при раздражении одного из органов чувств испытывать ощущения, свойственные другому . Иначе говоря, вследствие распространения процессов возбуждения в кору полушарий головного мозга (иррадиации) синестетик (тот, кому свойственно явление синестезии) может не только слышать звуки, но и видеть их, не только ощущать какой-либо предмет, но и чувствовать его вкус.

Какая бывает синестезия

По характеру возникающих дополнительных ощущений синестезия делится на несколько видов — слуховую, зрительную, вкусовую и прочие (в том числе комбинированные — когда у одного человека наблюдается несколько сочетаний чувств). Наиболее распространенной разновидностью феномена выступает цветной слух , при котором два чувства сливаются в единое целое. Человек, обладающий аудиальной цветовой синестезией, во время прослушивания музыкальных композиций ассоциирует слышимые звуки с какими-либо оттенками цветовой палитры. Также достаточно часто встречается вкусовое зрение или вкусовая реакция на слова .

При этом для каждого синестезия индивидуальна и разнородна. Один и тот же звук для разных людей окрашен в разные цвета или представляется различными образами. То же самое относится и о фактурной или цветовой ассоциации с буквами, словами или цифрами. Каждый человек воспринимает их в разных цветах: для одного буква А сиреневая, для другого — красная, для третьего — зеленая.

Интересно то, что при всем разнообразии синестетических вариаций, буква О у большей части людей ассоциируется с белым цветом.

Еще одна особенность — синестезия может распространяться не на всю массу информации , поступающую от данного органа чувств, а только от части. Например, какие-то слова будут вызывать цветные или вкусовые реакции, а какие-то нет.

Изучение синестезии

Как психический феномен синестезия известна в науке и медицине уже несколько столетий. Среди знаменитых людей синестетиками были композиторы А. Скрябин, различавший цвет и даже вкус музыкальных нот, и Н. Римский-Корсаков, обладавший цветным слухом на звуковысотность. У поэта Артюра Рембо гласные звуки окрашивались разными цветами, а художник В. Кандинский мог слышать звуки красок.

До сих пор не существует единого мнения, объясняющего происхождение синестезии . По одной из версий, ее развитие начинается в младенчестве. В мозгу у новорожденных импульсы, исходящие от органов чувств, смешаны, но со временем, в результате отмирания нейронов, образующих так называемые синаптические мостики, начинается их разделение. У синестетиков же этот процесс не происходит, поэтому в течение всей своей жизни они остаются «счастливыми младенцами».

Интересно, что «соединение» разных органов чувств и использование их в необычных контекстах — один из принципов нейробики — зарядки для мозга, которая не дает мозгам застояться. Конечно, нейробические упражнения не включают «видение» цифр или «слушание» цветов, зато в их рамках можно одеться с закрытыми глазами или нюхать духи под музыку.

Изображение может звучать, музыка - быть изображением. Чёрные буквы могут обладать цветом, а цифры - выстроиться в замысловатый узор. Каждый день недели и каждый месяц может быть окрашен в свой цвет, каждое прикосновение - вызывать определённую эмоцию.

Это не просто фантазии или поэтические метафоры, а примеры синестезии, одного из самых необычных неврологических феноменов. В буквальном переводе с греческого «синестезия» - слияние чувств. Обычно нам кажется, что зрение, вкус, обоняние, осязание и слух - совершенно разные и отдельные способы воспринимать реальность окружающего мира. Мы не путаем запах бекона с буквой «у» и не говорим о ягодах цвета субботы. Но есть люди, чувственный мир которых не вписывается в это представление. Более того, есть основания считать, что все мы является такими людьми, а синестезия лежит в самой основе человеческого языка и мышления.

Несколько дней назад шотландка Лиза де Брюн (Lisa DeBruine) опубликовала в Twitter анимационную картинку, которая быстро разошлась по интернету. Три высоковольтных вышки ЛЭП играют в скакалку: две раскачивают провода, а третья прыгает, сотрясая экран при каждом своём приземлении. Картинка не сопровождается аудиозаписью, но при просмотре анимации многие слышат глухой звук, который раздаётся от удара вышки о землю. Откуда берётся этот звук, если «на самом деле» мы его не слышим?

Дело в том, что восприятие, как говорил философ Гастон Башляр, это не столько картина, сколько история. Мы слышим и видим то, что привыкли видеть и слышать: мозг дополняет наше реальное восприятие (например, прыгающие вышки) уже известными знаниями (например, звуком падения). Это один из главных признаков синестезии: чувства не изолированы друг от друга, а сливаются в единство, порождаемое нашим мозгом.

У большинства из нас синестезия проявляется в скрытой и сдержанной форме. Но для некоторых людей мир благодаря этой особенности выглядит совершенно необычным образом.

Ягоды цвета субботы

Когда композитор Ференц Лист стал капельместером в Веймаре, он удивил музыкантов оркестра необычным подходом к аранжировке. «О, пожалуйста, господа, чуть больше синего! Этого требует эта тональность! Здесь насыщенный фиолетовый, не нужно уходить в розовый!» Сначала музыканты думали, что он шутит. Но Лист обладал не эксцентричным чувством юмора, а одной из разновидностей синестезии, при которой музыка не только звучит, но и видится в определённом цвете.

Писатель Жак Люссейран, которого вспоминает Оливер Сакс в своей книге «Музыкофилия» , потерял зрение в возрасте семи лет. После этого музыка приобрела для него новые характеристики. К этому времени он уже начал играть на виолончели, но звуки стали для него настолько насыщенными, что ему пришлось отказаться от мысли стать музыкантом.

Жак Люссейран

писатель, герой французского Сопротивления, синестет

На концертах оркестр превращался в живописца. Он заливал меня всеми цветами радуги. Если вступала скрипка соло, я начинал видеть золотистый огонь с таким ярким красным оттенком, какого я никогда не видел ни на одном реальном предмете. Когда наступал черёд гобоя, меня окутывал зелёный цвет. Он был такой холодный, что я начинал явственно чувствовать дыхание ночи.

Для Василия Кандинского, который пытался передать в своих картинах синестетическое слияние звука и цвета, «красная киноварь звучит как туба, оранжевый - как средней величины церковный колокол». Он писал: «Цвет - это клавиатура, глаза - это молоточки, а душа - пианино со множеством струн». Его «Импрессия III» , написанная после посещения концерта Шёнберга, жёлтыми широкими мазками изображает саму материю звука, которая затопляет зал.

Один из самых распространённых видов синестезии - графемно-цветовая, при которой отдельные буквы окрашиваются в различные цвета. Пожалуй, самый известный её обладатель - Владимир Набоков. Сам язык его творчества синестетичен, построен на созвучиях, необычных метафорах, обыгрывании звучания слов. В одном из интервью он отвечает на вопрос о том, в какие цвета окрашены его собственные инициалы:

Владимир Набоков

писатель, энтомолог, синестет

«V» - бледного, прозрачно-розового оттенка; кажется, на техническом языке это называется кварцевым розовым. А «N», в свою очередь, серовато-желтого цвета овсяных хлопьев.

Человек, который обладает этим видом синестезии, несомненно, знает, что перед ним находятся чёрные, а не желтовато-серые или розовые буквы. «Реальный» цвет существует как бы отдельно от «воображаемого», а не сливается с ним. Так, если человек видит перед собой синюю «М», которая в его сознании выглядит розовой, она не станет для него фиолетовой из-за эффекта наложения. Цвета не смешиваются, будто в акварели, а воспринимаются одновременно друг с другом.

Поэтому синестезия так отличается, к примеру, от дальтонизма. Дальтоник в силу генетической мутации обладает неполным набором рецепторов-колбочек. Поэтому он путает зелёный с красным или синий с жёлтым: цвета не доходят от нервных волокон к зрительной коре, поэтому мир для дальтоника теряет определённые тона. Синестезия - совсем другое дело.

У двух отдельных людей синестетические ассоциации очень редко совпадают. В семье Набоковых, где у каждого была графемно-цветовая синестезия, не было ни малейшего согласия в том, каким цветом обладает каждая отдельная буква алфавита.

Но по какой причине тогда возникает синестезия? Давно было замечено, что одной из причин является наследственность: одна и та же способность к «слиянию чувств» часто передаётся из поколения в поколение. Но если синестезия приобретает разные формы, то не менее важное значение должны иметь индивидуальные детские впечатления.

Магнитные буквы и младенец Руссо

Долгое время учёные не могли понять не только причины синестезии, но и то, существует ли она вообще. Способность видеть звуки или слышать цвета приписывалась сумасшествию или обострённому воображению. Одним из первых (в 1883 г.) на синестезию обратил внимание Фрэнсис Гальтон , который был не только двоюродным братом Чарльза Дарвина, но и выдающимся исследователем. В начале XX века психологи испытывали большой интерес к синестезии, но затем наступило долгое затишье. Это явление нельзя было описать существующими научными методами, поэтому о ней предпочли забыть, отнеся её в одну рубрику с гаданием и телекинезом.

Интерес к синестезии возродился только в 1990-е годы. Были придуманы специальные тесты , которые позволяют отличать синестетов от людей с обычным восприятием. С помощью аппаратов фМРТ учёные исследовали взаимосвязь между мозгом и синестезией. Если бы нам удалось уложить Ференца Листа в томограф и включить музыку, мы бы увидели, как активируется его зрительная кора, будто он и в самом деле видит перед собой цветные вихри и взрывы, а не просто их себе представляет.

В 2015 году один из главных исследователей синестезии Дэвид Иглмен организовал исследование , которое должно было установить, есть ли что-то общее за разными её проявлениями. Для этого он провёл тестирование среди 6 588 человек, которые прошли графемно-цветовой тест с положительным результатом. Их попросили раскрасить английский алфавит так, как они его видят, предложив на выбор 12 тонов, чтобы можно было суммировать сведения. В получившемся огромном массиве данных учёные стали искать закономерности.

Выяснилось, что значительное большинство людей видят отдельные буквы в определённом цвете: А - красная, D - зеленая, E - синяя. Вот единственное разумное объяснение, которое удалось найти исследователям: подавляющее большинство участников стали жертвами магнитиков от компании «Fisher Price» , предназначенных для обучения детей алфавиту. Эти наборы впервые появились в 1971 году и миллионными тиражами продавались в течение 19 лет. Годы и возраст участников совпали. Совпали и цвета букв: красные A , зелёная D , синяя E и так далее. Но это лишь забавное наблюдение, которое ничего не говорит о самих истоках синестезии. это предположение: оказывается, в младенчестве все люди являются синестетами.

Мозг ребёнка бурно развивается и образует избыточное количество связей. Со временем эти связи прерываются, ощущения растекаются в отдельные ручейки, между которыми перетянуты только слабые мостики. В трёхмесячном возрасте мы все - синестеты. Спустя пять месяцев большинство, судя по всему, теряет эти способности. Но у некоторых, благодаря небольшим генетическим аномалиям, они сохраняются, и приобретают свою форму в более позднем возрасте. Здесь и вступают в силу цветные буквы на холодильнике и другие детские ассоциации. Эти ассоциации индивидуальны, поэтому и синестезия у двух разных людей может проявляться по-разному. Но основа детского опыта сохраняется даже у тех, кто перестал быть синестетом.

В 2001 году нейрофизиолог Вилейанур Рамачандран впервые предположил , что в основе человеческого языка и устоявшихся метафор лежит синестезия: именно поэтому мы говорим об «остром сыре», «крепком кофе» или «кричащих цветах». Само появление языка подтверждает человеческую склонность к синестезии. Задумайтесь на минуту, и вы поймёте, что называть «кошкой» пушистое мяукающее существо или пытаться выразить свои чувства при помощи слов - не менее странно, чем считать ноту «ля» - синей, а субботу - малиновой.

Наши чувства не отделены друг от друга. Само разделение на чувства, мысли и ощущения - это научная абстракция. Синестезия - наше общее прошлое и настоящее, которое позволяет об этом напомнить.

Времена, когда уникальность или неординарность человека вызывали порицания у общества давно в прошлом. Левшей больше не учат писать правой рукой, как 50 лет назад, а любые особенности людей вызывают интерес у ученых. То, что раньше считали отклонением и пытались уничтожить, стали активно изучать, извлекая из этого пользу.

Что такое синестезия?

Некоторые люди владеют возможностью ассоциировать, к примеру, музыкальные мелодии с реальными образами, производить в голове настройку цвета на звуки. Такой феномен встречается у композиторов, а людей таких называют синестетами. Синестезия – это уникальнейший синдром, который заключается в том, что некоторые органы чувств одновременно начали работать, реагируя на определенный раздражитель.

Синестезия в психологии

Синестеты - это не обязательно талантливые люди, но в своем большинстве это уникумы, которые одарены . В медицине синестезия определяет людей, которые обладают возможностью четко связывать любые предметы или образное восприятие сразу несколькими органами чувств. Синестезия - это в психологии неразгаданные вопросы и загадки, подтверждённые опытами и тестами.

Синестезия - признаки

Многие люди живут с синестезией и даже не подозревают об этом. Им невдомёк, что остальные не видят буквы оранжевыми или синими, при слове футбол во рту не появляется привкус яблока, и им не понять, как можно не слышать музыку цветами. У них синестезия проявляется в проецирующих или ассоциативных способностях.

  • Проецирующие способности проявляются в смешанных ощущениях. Это когда нота «ля» может быть фиолетового цвета, а желтый цвет меть вкус банана.
  • Ассоциативные способности относятся к бессознательным, это когда простым вещам приписываются дополнительные качества. Не лето – это жара, а лето – это танго, а цифра 192 – розовая.

Виды синестезии

Синестезия варьируется среди любых чувств, чаще среди двух. Логическая комбинация может быть любой:

  1. Графемно-цветовая синестезия - такие люди видят ассоциации связанные с буквами или цифрами в цветовых или фактурных образах.
  2. Хроместезия (фонопсия) . Этот вид синестезии преобразовывает звуки в цвета. Фотизмы, наоборот, цвета наделяют особыми звуками.
  3. Кинестетико-слуховая – это возможность слышать звук там, где его нет. Например, при вспышке.
  4. Синестезия локализации последовательностей выражается в способности видеть числа в пространстве в виде точек.
  5. Акустико-тактильная – это когда человек чувствует в разных частях тела определенные звуки. Является самым распространенным видом.
  6. При порядковой лингвистической персонификации числительные, календарные даты или просто месяца, дни недели, буквы алфавита вызывают ассоциации с личностями.
  7. Эмпатия прикосновений – это синестезия зеркального прикосновения. При этой очень редкой форме синестезии синестет чувствует то же, что и человек, за которым он наблюдает.
  8. Лексико-гастическая или вкусовая синестезия – это вкусовые образы. К примеру, у слова «теннис» может быть клубничный вкус.
  9. Ольфакторно-звуковая позволяет уловить шелест запахов.
  10. Есть и другие мало изученные формы синестезии: аурическая, эмоционально-цветовая, ольфакторно-цветовая, эмоционально-цветовая , но они мало изучены наукой.

Как развить синестезию?

Самый простой способ для развития синестезии - попытаться вызывать несвойственные образы и ассоциации к определенному предмету. Если волнует вопрос, можно ли развить синестезию, то ответ положительный. Для этого случая разработан целый ряд упражнений.

  1. Стоит попробовать думать по-другому, представить знаменитых людей в другой профессии. Допустим Лермонтова сочиняющего музыку, или Баха в роли художника.
  2. Совершать дыхательную гимнастку и делать упражнения для глаз.
  3. Тренироваться на запахах, вдыхая сильные ароматы.
  4. Трогать с завязанными глазами различные предметы.
  5. Читать меню и описание блюд, это обострит вкусовое восприятие.
  6. Стараться видеть глубже, даже тишина наполнена многообразием различных звуков.

Книги про синестезию

Ученые в разные времена выдвигали множество теорий, которые бы объяснили феномен синестезии. Одни списывают это на болезнь или особенности психики, другие предполагают, что в головном мозге смешиваются нервные импульсы. Синестезия и в наши дни остается неразгаданной загадкой, ее особенности описаны в различной литературе.

  1. «Дар», автор Владимир Набоков . Синестезия описана, как романтический идеал.
  2. «Целый мир», автор Джулия Гласс , описывает синестезию, в которой есть черта патологии.
  3. «Звук Синего цвета» автора Холли Пейн расскажет о романтической патологии, которая превышает ежедневный потенциал.
  4. «Живопись Рубина во вторник», автор Джейн Ярдли . В этой книге синестезия описана с точки зрения баланса.
  5. В книге «Пространство формы манго», автор Венди Масс расскажет о синестезии, как виде .
  6. «Ультрафолетовый», автор Р.Дж. Андерсон и «Каждый Не Одинокое Число» автор Эвелин Кригер – это молодая научная фантастика.

Синестезия у известных людей

  1. Освещали явление синестезии Верлен, Бодлер, Рембо, из русских авторов это были Цветаева, Пастернак, Бальмонт. Наблюдался феномен синестезии у Римского-Корсакова, Скрябина, у певицы из Норвегии Иды Марии.
  2. Дмитрий Набоков унаследовал синестезию от матери или отца. Сам Владимир Набоков не раз освещал этот феномен в своих произведениях.
  3. Дэниел Таммет знает 11 языков и способен в уме вычислить сложные математические задачи.
  4. Журналист Соломон Шерешевский - обладатель феноменальнейшей памяти.

Синестезия (от греч. synáisthesis — чувство, одновременное ощущение, антоним понятию «анестезия» — отсутствие каких-либо ощущений) — особенность человеческого восприятия, характеризующаяся тем, что ответная реакция органов чувств на раздражитель сопровождается другими, дополнительными ощущениями или образами. Один из примеров проявления — звуковые ассоциации при восприятии какого-либо цвета. Это явление встречается не так уж и редко, вот только зачастую одна и та же тональность у разных людей может вызывать совершенно разные цветовые представления.

По характеру появляющихся дополнительных ощущений выделяют следующие виды синестезии:

  • зрительная (фотизмы);
  • слуховая (фонизмы);
  • вкусовая;
  • осязательная и прочее

Синестезия может возникать как избирательно, т.е. только на определенные впечатления, так и распространяться почти на все ощущения органов чувств. Наиболее актуальным исследование этого феномена стало на рубеже ХIХ и ХХ столетий. В то время этим феноменом заинтересовались не только психологи и медики, но и люди искусства. Тогда явление синестезии заставило музыканта А.Скрябина задуматься о «синтетическом искусстве», где каждой музыкальной тональности соответствовал бы какой-либо определенный цвет (симфоническая поэма «Прометей», 1910). В то же время французскими символистами (Артюр Рембо, Поль Верлен, Шарль Бодлер) были созданы знаменитые сонеты, посвященные звукам и цветам. К «синестетикам» можно отнести многих писателей, поэтов и художников, хотя на первый взгляд они кажутся очень разными: В.Кандинского и Л.Толстого, М.Цветаеву и М. Горького, В.Набокова и К.Бальмонта, Б.Пастернака и А.Вознесенского.

«Синестетические» ассоциации иногда могут быть очень непредсказуемыми и фантастическими, а иногда даже «сверхъестественными». Так люди, на первый взгляд ничем не отличающиеся от остальных, порой категорично утверждают, что у отдельных слов, букв и чисел есть свои врожденные цвета, причем зачастую даже многие годы не способны изменить у них это мнение.

В 1996 году Саймон Барон-Коэн вместе с другими сотрудниками Кембриджского университета выяснили, что примерно один человек из двух тысяч имеет подобные «жесткие» ассоциации, и скорее всего это может передаваться генетически, по наследству. Однако другие данные утверждают, что такими особенностями обладает 1 человек из 25 тысяч. Кстати, женщин-синестетиков намного больше, чем мужчин: в США в 3 раза, а в Англии — в 8 раз. Такие люди в большинстве своем левши, либо одинаково хорошо владеют как правой, так и левой руками. Синестетики не особо сильны в математике, зачастую рассеяны и хуже остальных ориентируются в пространстве.

Новое исследование Мегана Стивена из Оксфордского университета доказало, что хотя роль генов при синестезии остается ведущей, это явление никак не может определяться только генетикой. Стивен и ее коллеги обследовали 6 человек-синестетиков, ослепших в зрелом возрасте и выяснили, что у троих из них такие способности появились уже после того, как они полностью ослепли. Так, один из них после потери зрения стал считать все дни, месяцы, буквы и звуки «окрашенными» в определенные цвета, а другой стал при звуках и запахах видеть перед собой различные образы.

Барон-Коэн согласен с тем, что на формирование этого явления влияют не только гены, но и обстановка, окружающая среда. Вот только он считает, что нужно еще научиться отличать истинную от ложной. Так, например, не стоит считать синестезией цветовые пациента, ослепшего за 5 дней, ведь они напоминают это явление лишь внешне.



Материнский капитал