Художник Эгон Шиле: картины, биография. Эгон Шиле: биография и картины с названиями

"Alles ist lebend tot" – живя, все мертво
Эгон Шиле

Эгон Шиле (нем. Egon Schiele, 12 июня 1890, Тульн-на-Дунае - 31 октября 1918, Вена) - австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.

Автопортрет, 1911 год

"Жить – значит прыснуть семенем;
жить – значит выбрасывать семя,
расточать, – для кого? –
для других, бедных, может быть,
для вечных школяров.
Я приносил дары, посылал и дарил глаза.
Выражающий и есть художник.
Живущий – один-единственный"

Э. Шиле "Автопортрет".

Эгона Шиле многие современники рассматривали как наследника Густава Климта, но который умер раньше, чем смог выполнить свое предназначение. Его отец Адольф Шиле работал на австрийской Государственной железной дороге, и отвечал за важную станцию Tully, где его сын и родился в июне 1890.
Так как не имелось никакой соответствующей школы в Tully, Эгон Шиле был отослан в 1901, сначала к Krems, потом в Klosterneuberg в северных предместьях Вены. В 1904 все семейство последовало за ним туда из-за ухудшения здоровья его отца.
Безумие Адольфа Шиле быстро прогрессировало и в следующем году он умер, в возрасте пятидесяти четырех лет.
Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца.


В течении его запоздалой юности, эмоции Шиле были направлены к его младшей сестре Герте, которые не обошлись и без кровосмешения. Когда ему было шестнадцать, и ей было двенадцать, они на поезде ездили в Trieste, где проводили ночи в двухместном номере в гостинице. В другом случае, его отец сломал дверь запертой комнаты, чтобы увидеть, что два его ребенка там делают вместе.


Эгон Шиле «Осеннее солнце и деревья»

В 1906 Эгон Шиле преодолел сопротивление своего опекуна, дяди по матери, и получил место в Школе Изобразительного искусства в Вене, где до этого учился Густав Климт. Там в нем почувствовали проблемного ученика и отправили его в более традиционную Академию искусств.
Шиле должным образом сдал вступительный экзамен и ему было в этот момент шестнадцать лет. В следующем году он разыскал своего идола, Климта, и показал ему некоторые из своих рисунков.
“В них есть талант? Да, Даже слишком много!” - отметил Климт.


Густав Климт любил поощрять более молодых художников, и он сильно помог Эгону Шиле, покупая его рисунки, или предлагая обменять их на некоторых из его собственных, устраивая модели для него и представляя его потенциальным патронам.
Он также представил Шиле в цех ремесел связанных с Сецессионом. Эгон Шиле делал случайные работы для них, он сделал проекты для мужской одежды, для женских ботинок, и рисунки для открыток.


В 1908 он открыл свою первую выставку, в Klosterneuberg.
В 1909 он оставил Академию искусств, после завершения его третьего года. Он нашел квартиру и организовал там студию. В это время предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки, как вспоминал Paris von Guetersloh, молодой художник, который был современник Шиле, что его студия была наводнена ими:

“ Они там спали, укрывались от биений учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось что самостоятельное.”


Уже превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротические. Он, делает это своим доходом снабжая распространителей и коллекционеров порнографии, которых изобиловало в Вене в то время. Шиле был также очарован его собственным телом, и делает огромное количество автопортретов. Но впечатлил он не только самого себя, но и всех с кем входил в контакт.


Автопортрет, 1913 год

Автор Артур Роесслер, один из его защитников и покровителей, описывал его таким образом:
“Даже в присутствии известных людей с экстремальными наклонностями, необычные взгляды Шиле выделились... Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках. Его лицо было загорело, безбородо, и окружалось длинными, темными, непослушными волосами. Его широкий, угловой лоб прорезали горизонтальные линии. Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как если бы вызванный болями, которые заставили его плакать внутри.... Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось.”


В течение этого периода, и впоследствии, Шиле любил производить впечатление чрезвычайной бедности. Но его утверждения, что в это время, он был фактически в тряпках, имеют разногласия не только с тем, что его современники говорят, но и с его оставшимися фотографиями.
Его письма однозначно дают понять, что он страдал от мании преследования - например, он написал в письме от 1910:
“Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами.”


Эгон Шиле «Молодая мать»

В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Уолли Невзила, которая стала жить с ним и послужила моделью для некоторых из его лучших картин. Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью для Климта, и возможно была одна из любовниц старшего живописца.
Шиле и Уолли хотели выйти из клаустрофобии Венской обстановки, и переехали в маленький город Krumau, в котором Шиле имел семейные связи, но были вытеснены неодобрением местных жителей. Они тогда переехали в такой же маленький город Neulengbach, тридцать минут из Вены поездом. Также, как это было в Вене, студия Шиле опять стала сборищем для всех неблагополучных детей окрестности.


Шиле, пишущий обнажённую натуру перед зеркалом, 1910

Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность, и в апреле 1912 он был арестован. Полиция захватила больше чем сотню рисунков, которые они рассмотрели порнографическим, и Шиле был заключен в тюрьму, по обвинению в совращении. На суде обвинения в похищении и совращении были отклонены, но художник был признан виновным в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей.
Поскольку двадцать один день он уже провел в заключении, это было принято во внимание, и он был приговорен только заключению на три дня. Хотя судья счел обязательным для себя лично сжечь один из рисунков Шиле перед собравшейся толпой, он был очень рад так легко отделаться.


Портрет, 1910 год

В то время, как он был в тюрьме, он нарисовал ряд автопортретов, подписанных саможалостливыми фразами:
“я не чувствую себя наказанным; только очищенным”; “ограничить художника - преступление. Это должно убить прорастающую жизнь.”

Neulengbach дело не имело никакого эффекта на его карьеру, и очевидно не отразилось на его характере.
В 1912 он был приглашен показать свои работы на Sonderbund выставке в Кельне, и он познакомился с важным дилером Хансом Гольцем в Мюнхене. Их отношения были постоянной борьбой за цены на картины, Шиле который всегда требовал самые большие гонорары за свои работы.


Тем временем он хвастливо писал матери, в марте 1913:
“Все красивые и благородные качества были объединены во мне..., я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько большой должен быть ваша радость, поэтому вы родили меня.”

Самовлюбленность Шиле, эксгбиционизм и мания преследования могут весь быть обнаружены в эмблеме, которую он нарисовал для его первой индивидуальной выставки в Вене, проходившей в галерее Арно в самом начале 1915, в котором он изобразил себя как Cвятого Себастьяна.


Смерть и девушка, 1915 год

Год 1915 стал поворотным пунктом в жизни Шиле. В этом году он встретил двух девочек среднего возраста, которые жили напротив его студии. Эдит и Адель был дочери слесаря, владельца мастерской. Шиле привязался к им обоим, но в конечном счете остановился на Эдит; к апрелю 1915 он был очень увлечен ею, и Уолли Невзил была довольно равнодушно уволена.


Последняя встреча Шиле к Уолли имела место в их местном кафе Eichberger, где они играл в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором он предложил, чтобы, несмотря на их разделение, они брали отпуск вместе каждое лето - без Эдит. Не удивительно, что Уолли отказалась.
Она присоединилась к Красному Кресту как медсестра и умерла от скарлатины в военной больнице около Раскола в Далмации как раз перед Рождеством 1917.


Агония, 1912, Neue Pinakothek, Munich

Шиле и Эдит стали супругами, несмотря на протесты ее семейства, в июне 1915. Мать Шиле к тому времени уже умерла.
Через четыре дня после свадьбы Шиле был призван в армию. По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Он был передан отделению, транспортирующему Российских военнопленных к и из Вены, и позже стал клерком в тюремном лагере для Российских офицеров в нижней Австрии.


Наконец, в январе 1917, он был переброшен в Вену непосредственно, чтобы работать для “Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области” - склад, который снабжал продовольствием, спиртными напитками, табаком и другими продуктами Австрийскую армию. В стране, где продовольствие все более и более дорожало, это было привилегированное место.


Беременная женщина и смерть, 1911

Армейская служба для Шиле не останавливала роста его популярности – о нем теперь говорили как о ведущем Австрийском художнике молодого поколения, и попросили принять участие на поддержанной правительством выставке в Стокгольме, и Копенгагене намереваясь улучшить образ Австрии в нейтральных Скандинавских странах.


Четыре дерева, 1917

В 1918 он был приглашен быть главным участником на 49-ой выставке Сецессиона. Для этого он нарисовал проект эмблемы, напоминающей Тайную Вечерню, с его собственным портретом вместо Христа.
Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф. Цены за рисунки Шиле росли, и ему предлагали много портретов. Он и Эдит переехали в новый великолепный дом-студию. Но их удовольствия в нем были кратки. 19 октября 1918 Эдит, которая была беременна, заболела гриппом, тогда свирепствовавшим в Европе. 28 октября она умерла.


«Семья»

Умирающий художник Эгон Шиле изобразил трёх жертв испанки себя, свою беременную жену и её нерождённого ребёнка

Шиле, который, кажется никогда не написал ей настоящего любовного письма и который посреди ее болезни написал достаточно холодное письмо её матери, что, вероятно, она не останется жива, был опустошен потерей. Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены.
(с)

"Искусство долго формируется, прежде чем сделаться красивым, и все равно это подлинное, великое искусство, часто более подлинное и великое, чем искусство красивое"
Гете - 1771 год.

Источник - Edward Lucie-Smith, "Lives of the Great 20th-Century Artists"

Шиле в Москве и в Альбертине. Часть 3

В ГМИИ им. А.С. Пушкина 10 октября 2017 года начала работу выставка графических работ Густава Климта (1862-1918) и Эгона Шиле (1890-1918) . На выставке – около 100 листов из собрания музея Альбертина, Вена: 47 работ Густава Климта и 49 - Эгона Шиле.

Иллюстрации : работы, что показывались на выставке Шиле в музее Альбертина: . Произведения, которые с 10 октября 2017 по 14 января 2018 можно увидеть в Пушкинском музее, – обозначены.

Одной из основных тем творчества Эгона Шиле стало человеческое тело. Он пересмотрел взгляды академической живописи, в которых тело выступало в качестве объекта для созерцания. У Шиле человеческое тело - субъект. Одна из самых ярких деталей в портретах и автопортретах Шиле – руки.

За свою жизнь, длившуюся всего 28 лет, Эгон Шиле написал и нарисовал больше автопортретов, чем все известные в истории искусств художники до него. Он часто изображал себя гротескно, иногда со следами распада. Искусствоведы сравнивают его работы с портретом Дориана Грея.


2.

1910. Egon Schiele. Max Kahrer im Profil. Bleistift, schwarze Kreide, Deckfarben, auf braunem Packpapier. 45,9 x 30,4 cm. Inventarnummer 31002. Albertina, Vienna. Photograph: Albertina, Vienna. . Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017

Художник жил в Вене в эпоху зарождения фрейдизма, когда в обществе впервые заговорили о важной роли сексуальности. Шиле исследовал эту тему, в том числе создавая автопортреты. Он объединил ню и автопортрет, которые до него были разными жанрами.

В конце XIX - начале XX века благодаря учителю Фрейда Жан-Мартену Шарко популярной темой в психиатрии и культуре была женская истерия. Истерички становятся персонажами театра: Сара Бернар использовала некоторые их непроизвольные жестикуляции и мимику в своей игре. Образ истерички ложится в основу идеала декадентской женственности. Шиле в какой-то мере соототносит себя с истериками и в своих работах воспроизводит типичные для них жесты рук.

3.

1910. Egon Schiele. The cellist. Black chalk, watercolor on packing paper. 44.7 x 31.2 cm. Inv. no. 31178. Albertina, Vienna.

Эгон Шиле имел множество последователей. Самые яркие из них – Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон.

4.

1910. Egon Schiele. Gerti in front of Ochre-Colored Drapery. Pencil, opaque color on Japanese vellum. 55.1 x 34.7 cm. Inv. no. 27943. Albertina, Vienna.

Густав Климт оценил юного Эгона Шиле и стал практически его крестным отцом в искусстве. Рисовальный стиль Климта стал образцом для молодого Шиле.

5.

1910. Egon Schiele. Eduard Kosmack. Black chalk, watercolor, and opaque white. Albertina. Photos by Hyperallergic

Начиная со второй половины 1909 года Шиле постепенно освобождается от влияния Климта.

6.

1910. Standing Nude Boy. Neue Galerie Graz, Universalmuseum Joanneum, Graz, Austria. Photo by

В 1910 году он окончательно обретает свой собственный оригинальный экспрессивный стиль.

7.

1911. Egon Schiele. Self-portrait with bare navel. Pencil and watercolor on Japanese vellum. 55.6 x 36.4 cm. Inv. no. 33358. Albertina, Vienna.

Многочисленные автопортреты Шиле стали отдельным феноменом в истории искусства.

Художник создает разные образы самого себя, примеряет «маски», разыгрывает роли, гримасничает, изображает себя обнаженным. Как говорят искусствоведы, это всё – символы хрупкости своего «я», распадающегося на несовместимые составляющие.

Шиле придавал большое значение экспрессивным жестам, позам и мимике - своим собственным – в автопортретах и своих персонажей. Язык тела у него придуман и инсценирован им самим; позы моделей не являются естественным проявлением реальных эмоций, а продиктованы художником.

8.

1911. Egon Schiele. Sonnenblumen / Sunflowers. Albertina, Wien

9.

23. April 1912. Egon Schiele. "Den Künstler hemmen ist ein Verbrechen, es heisst keimendes Leben morden!" Bleistift, Pinsel, Aquarell auf Strathmore Japanpapier, grundiert. 48,5 x 31,5 cm. Inventarnummer 31162. Albertina, Vienna. Photograph: Albertina, Vienna.

В наследии Шиле-рисовальщика сохранилось тринадцать акварелей и рисунков, сделанных им во время тюремного заключения весной 1912 года – это практически документальные свидетельства. Из тюремных рисунков на выставке показываются два листа: «Наружная дверь» и «Мой путь пролегает над бездной». Заключение художник пережил как оскорбительное посягательство на свою свободу.

10.


1912. Альбертина. Этикетка . Photo by

Значительная часть работ Шиле на бумаге посвящена женским моделям, чаще всего обнаженным. Подобно Родену и Климту, он рисовал женщин у себя в ателье, наблюдая за их поведением. Для Шиле не было запретов при изображении женщин. Все табу были сняты. Предельная откровенность в трактовке эротических мотивов была возведена в эстетический принцип.

Фигуры в рисунках Шиле вырваны из социального и бытового контекста, помещены в абстрактное поле листа, где отсутствуют какие-либо ориентиры; его персонажи существуют вне времени и пространства.

11.


1912. Egon Schiele. Trieste fishing-boat. Albertina, Vienna

Cам Шиле считал себя в первую очередь живописцем и хотел, чтобы таковым его и воспринимали.

12.

1913. Egon Schiele. Erlösung. Opaque color, pencil on Japanese vellum. 48 x 32 cm. Inv. no. 29764. Albertina, Vienna.

Однако в глазах многих критиков и любителей искусства Шиле-рисовальщик нередко заслоняет Шиле-живописца. Линия и контур играют настолько существенную роль в живописи Шиле, что рисунок может считаться основой его живописных работ. Он оставил около 3000 работ на бумаге - рисунков, акварелей, гуашей.

13.

1913. Egon Schiele (Tulln 1890 - 1918 Wien). "Zwei Männer". Bleistift, Deckfarben auf Strathmore Japanpapier, grundiert. 48 x 31,5 cm. Inventarnummer 30340r. Albertina, Vienna. Photograph: Albertina, Vienna.

В отличие от Климта, снискавшего славу и богатство при жизни, к Шиле настоящее признание как на родине, так и в мире пришло спустя почти полвека после смерти.

14.

1913. Female Torso whith Green Drapery. Albertina. Этикетка . Photo by

Возрождению интереса к его творчеству способствовали известный искусствовед Отто Бенеш, чей отец был покровителем Шиле, и Рудольф Леопольд, австрийский врач и коллекционер, основатель Leopold Museum в Вене. Леопольду удалось собрать выдающееся собрание работ Шиле, ставшее основой постоянной экспозиции Музея Леопольда. В 1950-е года Шиле продавали за бесценок.

15.

1914. Seated Seminude. Pencil and gouache. Albertina. Про этот рисунок . Photo by

Сейчас узнаваемую нервическую графику Шиле можно встретить на любой международной ярмарке искусства со стартовой ценой в €20–30 тыс., а живописные работы остаются предметом настоящей охоты коллекционеров и музеев.

16.

1914. Egon Schiele. Frauenakt mit grüner Haube / Female nude with green cap /in a Green Bonnet. Albertina Wien. Вид рисунка, если его повернуть горизонтально

В последний раз его значимое полотно появлялось на торгах в 2003 году. Тогда городской музей Линца в ходе реституции вернул наследникам полотно с пейзажем Крумау, а те не преминули тут же выставить его на аукцион: Sotheby’s тогда выручил $20,3 млн.

В Альбертине Работы Климта и Шиле появились еще при жизни художников.

18.

1914. Обнаженная, стоящая на коленях. Графитный карандаш на японской бумаге / 1914. Knilling Nude Girli. Albertina. Этикетка . Photo by . На выставке в ГМИИ – есть

За сто лет количество рисунков Климта в собрании музея достигло 170, а Шиле - 140 и около 40 листов поступило в Альбертину на долговременное хранение.

19.

1914. Woman"s Head. Pencil and watercolor. Albertina. Photo by

Виталий Александрович Мишин, куратор выставки в Пушкинском:

«Думаю, для многих российских зрителей эта выставка станет открытием новых эстетических горизонтов.

20.

1914. Egon Schiele. Seated Female Nude, Back View, with Red Skirt. Albertina, Vienna.

Она расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве.

21.

1914. Эгон Шиле. Натурщица в красном. Графитный карандаш и гуашь на японской бумаге. Albertina, Wien bzw The Albertina Museum, Vienna. . На выставке в ГМИИ – есть, на баннере московской выставки

В нашей стране, в силу разных исторических обстоятельств, гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены “около 1900 года”.

22.

1915. Эгон Шиле. Сидящая пара. Графитный карандаш, акварель и гуашь на бумаге. Альбертина, Вена / Egon Schiele Seated Couple, 1915 Pencil, brush, watercolour, laminated on cardboard Albertina, Vienna. , Google Art. На выставке в ГМИИ – есть

Это относится и к рисунку, несмотря на то, что и Густав Климт и Эгон Шиле давно признаны одними из самых выдающихся рисовальщиков в истории искусства.

23.


1915. Автопортрет. Карандаш. Музей Леопольда, Вена / Leopold Museum, Wien. Photo by

Но чтобы оценить чисто графическую прелесть и мощную энергетику этих произведений, их надо увидеть своими глазами: репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам этих великих австрийских мастеров.

24.

1917. Эдит Шиле, жена художника / 1917. Egon Schiele. Edith Schile. Black chalk and gouache. Albertina, Wien

Экспозиция в залах ГМИИ, основанная на богатейшем собрании Альбертины, предоставит нам такую редкую возможность, позволит глубже понять эволюцию творчества обоих мастеров, художественный метод и неповторимый эстетический мир каждого из них».

25.

1917. Egon Schiele. Sonnenblumen. Bleistift , Aquarell, Deckfarben auf Japanpapier. 45,8 x 29,8 cm. Inventarnummer 31123. Albertina, Vienna. Photograph: Albertina, Vienna.

26.

1918. Альберт Парис Гютерсло , австрийский художник и писатель. Черный мел / Albert Paris Gütersloh. Black chalk. Albertina. Текст . Photo by . На выставке в ГМИИ этого рисунка нет, но есть литография по нему: отпечаток 1919 года

Исследователь творчества Шиле Алессандр Комини в своих новаторских открытиях и книгах доказывает, что Шиле ни много ни мало «переопределил» развитие жанра портрета.

27.

1918. Egon Schiele. Maria Steiner. Black chalk. Albertina. Photo by

Видео с английскими субтитрами к выставке Шиле в музее Альбертина, Вена: Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017 .

28.

© Albertina, Vienna”. Egon Schiele (EN).

29.

© Albertina, Vienna”. Egon Schiele | Self-Portrait mit Peacock Waistcoat.

30.

© Albertina, Vienna”. Egon Schiele | The Nude.

Кураторы проекта в ГМИИ: Виталий Мишин, ведущий научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина и Кристоф Мецгер, Музей Альбертина, Вена. Рекомендованный возраст посетителей 18+

Источники для текста:
Информация о выставке на сайте ГМИИ
Ретроспектива Эгона Шиле открывается в Вене . Олег Краснов. ArtAndHouses, 06.02.2017
Что нужно знать об Эгоне Шиле? Исследуя человеческое тело . Buro 24/7 Украина. Мария Глазунова. Совместный проект с Freywille. 24.02.2016. (Примерно то же самое говорится в про Шиле, прочитанной в «Гараже» 19 августа 2015)
Эгон Шиле с коллегами. Что могут рассказать автопортреты . Элизабет Клегг. The Art Newspaper Russia, №34, июнь 2015 (Про книгу: Egon Schiele: Portraits / Alessandra Comini, ed., with Christian Bauer, Lori Felton, Jane Kallir, Diethard Leopold, Ernst Ploil and Renée Price. Neue Galerie New York and Prestel Verlag. 296 с. £40, €59, $65 (твердая обложка). На английском языке. [Amazon , Bookdepository.com ])

Начало темы:
Часть 1:

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

В 1918 году, когда Первая мировая война близилась к завершению, над Европой нависла новая угроза - эпидемия испанского гриппа. От нее скончался Эгон Шиле, а за девять месяцев до этого, от пневмонии, его учитель Густав Климт.

Два мастера творили в одном городе и в одно время, но в разных направлениях. Один обращался к нежности и красоте женского тела, другой - к эстетике безобразного и теме одиночества. Но каждый из них бросил вызов консервативному обществу и оставил след в мировой истории живописи.

Вместе с ГМИИ им. А.С. Пушкина, который организовал выставку 96 работ Климта и Шиле, ТАСС рассказывает о взаимоотношениях двух мастеров, их стилях и рисунках.

КЛИМТ: ПРИЗНАНИЕ И ПУТЬ К СЕЦЕССИОНУ

Климт родился в 1862 году в предместье Вены, в семье гравера по золоту Эрнста Климта. У него было два брата, впоследствии также ставших художниками, и четыре сестры. С юных лет он очутился в строгих рамках академизма: свое первое и единственное художественное образование Климт получил в венской Художественно-ремесленной школе (Kunstgewerbeschule).

Ранние его работы не имели ничего общего с такими его картинами, как "Юдифь с головой Олоферна" или "Поцелуй". Тем не менее его талант и усердие сделали его знаменитым уже в 26-летнем возрасте - в 1888 году император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I вручил художнику Золотой крест за оформление придворного Бургтеатра на Рингштрассе в Вене.

Спустя шесть лет Климт получил заказ на написание трех "факультетских картин" для украшения главного здания государственного Венского университета: "Философия", "Медицина" и "Юриспруденция".

Эти работы, не сохранившиеся до наших дней, ознаменовали переход Климта от академизма к модерну. Правда, вызвали они большой скандал: публика сочла их откровенно эротичными, если не порнографическими, а университет отказался от размещения картин в своих стенах.

Во время работы над ними Климт основал "Венский Сецессион" - объединение художников Вены, принимавшего единомышленников, творивших как в рамках так и за рамками традиционных направлений.

"Лежащая обнаженная" Густава Климта

"Климт основывает его, потому что видит необходимость в создании альтернативной организации художников, чтобы приобщить венскую публику к достижениям новейшего австрийского искусства", - поясняет Елена Коротких, научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

ШИЛЕ: ЮНОСТЬ И ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ

Также, как и Климт, молодой Эгон Шиле отправился в Kunstgewerbeschule. Там он показал свои рисунки и его отправили в венскую Академию изобразительных искусств.

С самого детства Шиле противопоставлял себя обществу, начиная с собственного класса в школе.

"Несколько раз он менял школу, оказываясь аутсайдером. Успешен был в основном на физкультуре и в рисовании", - отмечает Коротких.

В 1909 году он бросил учебу, так и не получив полноценного академического образования.

Правда, ценность неофициального художественного образования Шиле выше, чем академического - его опекал и протежировал сам Густав Климт.

Познакомились они в 1907 году. Тогда Шиле было всего 17 лет, а Климт уже приобрел всемирную известность. В том же году он начал работу над картиной "Поцелуй". Это был пик "золотого периода".

Именно благодаря Климту картины Шиле оказались в 1908 году на выставке в Клостернойбурге, а в 1909-м - на международной художественной выставке в Вене.

Климт передавал Шиле свои знания и направлял его. Но юный художник имел свое, особое видение мира и красоты, свою технику. Да и жизнь его складывалась совсем по-другому.

Рисунки Эгона Шиле: "Художник Макс Оппенгеймер" (1910), "Лежащая обнаженная с поджатыми ногами" (1918), "Натурщица в красном" (1914)

ЭРОТИКА И СВОБОДА

Из коллекции венского музея Альбертина в ГМИИ им. А.С. Пушкина было привезено 47 работ Климта и 49 - Шиле. Чтобы отобразить их взаимосвязь, рисунки, относящиеся к разным периодам, были расположены вперемешку.

Взаимосвязь рисунков - прямое следствие отношений учителя и ученика. По мнению Елены Коротких, Климт передал Шиле две основные идеи.

Первая - более откровенная трактовка эротики.

"Климт был заинтересован исследованием женской сексуальности, раскрыл ее и, в некотором роде, первым принял на себя удар. Шиле и [Оскар] Кокошка последовали по его стопам", - рассказывает Коротких.

Подход к самой эротике у Климта и Шиле в то же время был абсолютно разным. Климт к эротике относится с большой нежностью.

"Женская натура у него очень привлекательная, Климту важна физическая красота", - говорит научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В центре внимания Шиле - эстетика безобразного. В этом смысле Климт и Шиле - полные противоположности.

Вторая идея заключается в том, что художник не обязан ничего объяснять и может делать что хочет и как хочет. Такой подход был очень полезен для Шиле как для экспрессиониста. И он воспользовался им сполна.

ОДИНОЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ С ЗАКОНОМ

В работах Шиле, в отличие от Климта, помимо противопоставления постоянно присутствует мотив одиночества. Многие рисунки художника не имеют какого-либо фона, они оторваны от окружающей среды.

Художник демонстрирует отрыв от гравитации, от реальности. Мотив потерянного ребенка, который присутствовал с самого начала, мотив оторванности для него имеет первостепенное значение. Зритель не знает, что происходит вокруг объекта, выбранного художником.

В 1912 году Шиле отсидел чуть более трех недель в тюрьме. Суд признал художника виновным в том, что его рисунки порнографического содержания оказались доступными 12-летней девочке, появившейся на пороге его дома и попросившей о помощи.

Шиле и его постоянная спутница Валли Нойциль (бывшая натурщица Густава Климта) оставили ее на ночь, потом взяли девочку с собой в Вену (она рассказала, что ее бабушка жила в столице). Тем временем отец девочки обратился в полицию. Когда правоохранители пришли в дом художника, у него были обнаружены десятки рисунков эротического содержания.

Шиле посадили в изолятор за распространение порнографии и совращение малолетних. Но, к счастью, обвинения в совращении и похищении на суде были отклонены.

"Возможно, тогда Шиле понял, что может столкнуться с серьезными последствиями. Он привык противостоять всем в художественном плане, но не ожидал такого поворота дела", - говорит Елена Коротких.

Рисунки Эгона Шиле

РИСУНКИ, НО НЕ ЖИВОПИСЬ

Среди представленных на выставке в Москве работ почти все 96 - рисунки. Несмотря на то, что Густав Климт сейчас более известен миру как живописец, его талант рисовальщика столь же огромен. По мнению писателя Марианы Бизанц-Праккен, при жизни Климта его работы на бумаге выставлялись "нередко лишь в качестве декоративного дополнения к его живописи", а сейчас ценятся намного выше.

Что касается Шиле, то художник сам преподносил свои рисунки в качестве самостоятельных произведений искусства.

Как отмечает директор венского музея Альбертина Клаус Альбрехт Шредер, работы на бумаге были менее доступны для широкой аудитории, что гарантировало художникам свободу выбора сюжетов и их трактовки.

Рисунки Климта и - особенно - Шиле неспроста вызывали критику и непонимание публики начала XX века. Рекомендованный возраст для посещения выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина - 18+ или на усмотрение родителей.

Рисунки Климта и Шиле в России в таком объеме никогда раньше не выставлялись. Как полагает куратор выставки Виталий Мишин, "репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам этих великих австрийских мастеров".

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

Репродукции картин предоставлены ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В материале использованы фотографии: The Albertina Museum, Vienna, Фотохроника ТАСС (Роман Канащук, Сергей Бобылев), Александр Авилов/АГН "Москва", adoc-photos/Corbis via Getty Images.

Скандальная жизнь и творчество до сих пор делают представителей австрийского модерна и экспрессионизма персонажами эротических романов и фильмов

До 14 января 2018 года в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина будет проходить выставка произведений главных представителей австрийского модерна и экспрессионизма- Густава КЛИМТА и Эгона ШИЛЕ. Оба художника оставили яркий след в истории живописи. Бурная личная жизнь и новаторство довели одного до тюрьмы, работы другого от уничтожения спас ГИТЛЕР. Странно об этом писать, но благодаря фюреру мы и сегодня можем любоваться «Золотой Аделью» и «Поцелуем». О жизни и творчестве Щиле и Климта мы беседуем с кандидатом искусствоведения Евгением ГОРЧАКОВЫМ.

— Евгений Вадимович, вижу у вас на холодильнике магнитик с изображением картины Климта. В Праге я встречал на каждом шагу вазы, тарелки, пепельницы с такими репродукциями.

Да, некоторые работы Густава Климта стали в наши дни суперпопулярными и в цене не уступают самым прославленным шедеврам других художников. Тот же «Портрет Адель Блох-Бауэр» в 2006 году на аукционе в Нью-Йорке был продан за $135 миллионов. Не зря его еще называют «Золотая Адель». А коллекцию Рудольфа и Элизабет Леопольдов , ядро которой составляют произведения Эгона Шиле и Климта, правительство Австрии выкупило в конце 90-х годов XX века за 160 миллионов евро. После чего построило для собрания специальное здание. Кстати, совсем не переплатило — оценивалось собрание в 574 миллиона евро.

Выходит, несмотря на скандальность жизни и творчества, оба живописца сегодня признаны во всем мире?

— Ну, по достоинству оба были оценены еще при жизни. Имели много заказов, в том числе от государства, в 1888 году Климт получил Золотой крест за заслуги в искусстве из рук самого императора Франца-Иосифа . Эротические рисунки Шиле шли у коллекционеров нарасхват. Хотя из-за них у художника возникли серьезные неприятности. В 1910 году у живописца развилась, можно сказать, мания преследования. Он писал знакомому: «Как здесь отвратительно! Все мне завидуют и сговариваются против меня. А некогда хвалившие меня коллеги смотрят злорадными взглядами». Что говорить, скандальная репутация испортила Эгону много крови.

— И свела в могилу в 28 лет.

— Не совсем так — умер Шиле от испанки, так в 1918 году называли грипп. Кстати, он лишь на три дня пережил беременную жену.

— Удивительно, как Шиле смог за столь короткую жизнь написать такое множество произведений. Работал как проклятый?

— Творческое наследие Эгона — более 300 картин и несколько тысяч рисунков. Богатое собрание осталось и от Климта. К сожалению, некоторые работы были утрачены в годы Второй мировой войны. В 1894 — 1900 годах Густав написал три картины для украшения потолка актового зала Венского университета. Профессора не приняли их, обвинив автора в непристойности. Тогда произведения выкупил богатый коллекционер Август Ледерер . Во время аншлюса Австрии они были конфискованы нацистами и помещены в горный замок. Перед отступлением фашисты его подожгли, и картины сгорели.

— Чудо, что в те страшные времена не уничтожили другие работы Климта, ведь он был евреем.

Как ни удивительно, в спасении картин сыграл роль Гитлер. В юности будущий фюрер пробовал себя в изобразительном искусстве. В Вене он показал свои рисунки Климту, который считался тогда лучшим художником Австрии. Мэтр поощрил начинающего автора, найдя в нем несомненный талант. Похвалой Адольф весьма гордился. Позже он отплатил добром на добро, отдав приказ сохранить картины Климта.

Посмотреть работы Эгона Шиле можно .

— Вы упомянули жену Шиле. Это была его единственная любовь?

— В юности художник вел в Вене богемный образ жизни. Один из его знакомых вспоминал: «Его студия была наводнена девочками. Они укрывались там от полиции или плохих родителей, ночевали… Он любил их рисовать». Прямо скажем, не только рисовать. Эгон испытывал сексуальный интерес ко многим юным созданиям. Несколько раньше, когда ему было 16, он вступил в связь с 12-летней сестрой Гертой. Они вдвоем заперлись на четыре дня в номере отеля в Триесте. Опекуну даже пришлось ломать дверь.

— И как на такое смотрели родители?

— Отец, начальник железнодорожной станции, к тому времени умер от сифилиса. Его Эгон ненавидел, а вот мать обожал. Фрейдистские мотивы можно наблюдать во многих произведениях Шиле.

Интимные отношения с юной сестрой, разумеется, не могли иметь продолжения…

— Первая большая любовь Шиле тоже была несовершеннолетней. Он познакомился с 17-летней натурщицей Климта — Валли Нойзиль , и она, так сказать, перешла из рук в руки.

Из Вены пара уехала в провинцию, где в 1912 году разразился скандал. Художника обвинили в похищении и развращении несовершеннолетней и посадили в тюрьму. До суда Шиле пробыл за решеткой 21 день и еще три дня, согласно приговору. Хорошо, что тяжкие обвинения были сняты, осталось только распространение порнографии. Художник рисовал без утайки обнаженную натуру, и посчитали, что такие портреты могли в его мастерской видеть дети. Надо понимать, что в то время непристойным считалось даже такое изображение женщины, где взгляд художника направлен на нее снизу.

Валли он оставил в 1915 году ради женитьбы на Эдит Хармс .

— Влюбился или позарился на приданое?

— Невеста — дочь слесаря, деньгами там и не пахло… Интересно, что Валли он предлагал раз в год отдыхать вместе с его семьей. Но она отказалась. Впрочем, жить ей оставалось совсем недолго: в 1917 году она умерла от скарлатины.

Скандальный шлейф тянется за творчеством Шиле и поныне или его работы сейчас безоговорочно считаются произведениями высокого искусства?

— Часто выставки художника имеют ограничение 18+, как и нынешняя в Пушкинском. Так поступают во многих музеях с живописью и скульптурой откровенно эротического характера. В частности, в Археологическом музее Неаполя натуралистическая мозаика древних римлян собрана в специальном зале, где при входе висит уведомление. Но считать, такие произведения порнографией — избави бог. Однако периодически делаются попытки получить дивиденды на «непристойности» Шиле. Вот и свой роман современный английский писатель Люис Крофтс предпочел назвать «Порнограф из Вены», а фильм с участием кинозвезды Джейн Биркин и вовсе вышел с прямолинейным заголовком «Эгон Шиле — скандал». Да что говорить. Помню в Гамбурге зашел в театр на постановку пьесы о Шиле. Оказалось, что одетыми были только зрители в зале, а художник голых натурщиц почти не рисовал — ему просто было не до того…

Прежде всего – женщины

Полагаю, старший товарищ Шиле — Климт вел не такую бурную жизнь?

— «Я не святоша и не создан для брака», — без обиняков заявил Густав женщине, которую действительно любил всю свою жизнь. И при этом изменял Эмилии Флеге он направо и налево. Существует даже устойчивое предание, что у Климта было около 40 внебрачных детей от случайных связей. Известный австрийский кинооператор и режиссер Густав Учицки уверяет, дескать, он один из этих отпрысков. Сколько детей на самом деле наплодил Густав, доподлинно неизвестно, но то, что их было немало, неоспоримый факт.

«Прежде всего в жизни и творчестве меня интересуют женщины», — признавался Климт. Лица мужчин на картинах он предпочитал, в лучшем случае, изображать повернутыми в сторону.

— Итак, Густав остался холостяком…

— Более того, многие исследователи, и я среди них, считают, что отношения Климта и Флеге с начала 1890-х, когда они познакомились, и до смерти художника в 1918 году оставались, скорее, платоническими, чем сексуальными. Ей, дочери фабриканта, художник помог открыть Дом моделей, обеспечил богатой клиентурой и изысканными рисунками платьев. Ей он завещал свои произведения, которые находились в его собственности.

Посмотреть работы Густава Климта можно .

— Потомки Эмилии наверняка богатейшие люди.

— Где там! После прихода в 1933 году к власти в Германии нацистов и захвата Австрии множество картин было конфисковано у законных владельцев и рассеялось по белу свету. В наши дни наследникам приходится добиваться возврата утраченного через суд. Пять полотен, в том числе «Портрет Эмили Блох-Бауэр» были возвращены Марии Альтман . Ее роль в фильме 2015 года «Женщина в золотом» сыграла Хелен Миррен . Роль самого Климта в одноименной ленте 2006 года сыграл Джон Малкович .

Кстати, с Эмили Блох-Бауэр у Густава случился роман. Ее супруг, богатый фабрикант, заказал ему портрет жены, который художник писал… четыре года, чтобы иметь легальную возможность иметь близость с красавицей. В конце концов муж обо все догадался.

— В чем, по-вашему, секрет популярности творчества Климта?

Для него секс, кровь и смерть были неразделимы. А эти вещи людей интересуют всегда. Манят и загадочность, символизм многих произведений. Так и хочется разгадать шифр художника. Скажем, на знаменитой картине «Поцелуй» на одежде героини изображены спирали, круги и овалы. Это — символы женских гениталий. А вот прямоугольники на одежде — фаллические символы. При этом Климт — эстет, его живопись — сплав декоративного в ар-нуво и традиций византийской мозаики. А вот Эгон Шиле разрушает идеал красоты, он бунтарь, натурализмом он добивается потрясающей выразительности и эмоциональности. То, что считалось неэстетичным, отталкивающим, он ввел в сферу искусства. А новаторство в творчестве всегда ценилось наравне с мастерством и талантом.

Выставка Шиле в Альбертине. Скоро в Москве. Часть 1

Эгон Шиле (1890-1918). Портрет рыжей девочки. 1910. Альбертина, Вена / Egon Schiele. 1910. Half-Length Portrat of a Red-Haired Girl / Brustbild eines rothaarigen Mädchens. Bleistift, Aquarell, Deckfarben, Deckweiß auf braunem Packpapier. 24 x 31,5 cm. Photograph: Albertina, Vienna.

В Вене в музее Альбертина с 22 февраля по 18 июня 2017 года проходила масштабная выставка Эгона Шиле. Бо́льшая часть работ - из собственных фондов музея, обладающего одной из самых значительных в мире коллекций графики.

Часть произведений Шиле из собрания Альбертины на три месяца перемещается в Москву. С 10.10.2017 по 14.01.2018 в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пройдет выставка Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена) . Рекомендованный возраст посетителей 18+. В Москву предоставляется около 100 работ двух художников. К слову, в начале 2017 года объявлялось, что будет 120 рисунков.

В преддверии московского события - некоторые произведения, что показывались на выставке Шиле в музее Альбертина: .

А также: краткая справка о художнике, про Шиле, его время и среду, .


2.

1911. Эгон Шиле. Автопортрет с павлиньим жилетом. Фрагмент. Гуашь, акварель и карандаш. 51,5 х 34,5 см. Частная коллекция / Egon Schiele. Self-portrait with peacock waistcoat /Selbstporträt mit Pfauenweste. Standing 1911. Gouache, watercolour and crayon. 51.5 x 34.5 cm. Private collection Sammlung Ernst Ploil.

Кратко об Эгоне Шиле

За короткое время с 1906 по 1909 г., во время учебы в Венской академии художеств, Шиле быстро прошел через несколько творческих периодов. Он начинал с академичности, затем перешел к декоративному ар нуво а-ля Климт, а затем к радикальной экспрессии.

К 1910 г. Шиле обладал собственным неповторимым стилем. Доминирующей тематикой его работ были обнаженная натура и портрет.

5.

21 апреля 1912. Рисунок сделан во время тюремного заключения / 21. April 1912. Egon Schiele. «The Door to the Open» / Die Tür in das Offene. Bleistift, Aquarell auf Strathmore Japanpapier, grundiert. 48,3 x 32 cm. Signatur: "EGON / SCHIELE / 21.IV.12". Inventarnummer 31160. Albertina. Photograph: Albertina, Vienna.

В 1912 Шиле был ненадолго заключен в тюрьму по обвинению в нарушении приличий и «распространении порнографических рисунков». Несколько произведений мастера сожгли.

Его искусство вызывало раздражение во многих слоях общества, однако были у него и преданные почитатели, благодаря которым организовывались выставки и продавались работы - чаще в Германии, чем в Австрии.

6.


Вечерние туфли Эдит Шиле, жены художника. Выставка Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017 . Wiener Werkstätte. Edith Schiele’s evening shoes, 1912. Wiener Werkstätte, print design: “Osterglocken” (1910/12). Albertina, Vienna. Photo by . Каталожный вариант - без лент-шнурков

Незадолго до смерти к нему пришло мировое признание. Художник умер через три дня после своей беременной жены в 1918 году во время эпидемии гриппа-испанки.

Подробнее о художнике: в сорокаминутном рассказе Ирины Кулик - .

7.

1914. Anton Josef Trčka. Egon Schiele Posing. Отпечаток на выставке: Gelatin silver print. Albertina, Vienna. Здесь: via

О Шиле, его времени и среде

Статья искусствоведа Аркадия Ипполитова «Эгон Шиле жил в Вене», опубликованная в 1994 году в «Коммерсанте».

« Вена начала века была странным феноменом европейской культуры. Сочетание унылых блестящих парадов и приемов императорского двора с роскошью буржуазного комфорта знаменитых венских миллионеров создавало в городе атмосферу застойного озера. В жестких рамках бюрократической габсбургской системы расцвела манящая и пугающая культура Вены, превратившейся в начале века, наряду с Парижем, Лондоном и Берлином, в одну из столиц стиля модерн.

8.

1918. Egon Schiele. Secession 49. Exhibition. Color lithograph on wove paper. 48.3 x 63.5 cm (image). Изображение: Google Art : экземпляр Museum of Fine Arts, Houston; на выставке был такой же постер из Албертины. via

Венский вариант этого стиля, сецессион, получивший свое название благодаря зданию, специально построенному в Вене для выставок современного искусства, стал наряду с арт нуво, югендстилем и стилем либерти именем нарицательным для того, что в России обычно называется модерном.

9.


1910. Egon Schiele. Field landscape (Kreuzberg near Krumau) / Felderlandschaft (Kreuzberg bei Krumau). Schwarze Kreide, Aquarell, Deckfarben auf braunem Packpapier. 30,7 x 44,5 cm. Inventarnummer 26668. Albertina Wien.

Самым крупным событием эпохи сецессиона, определившим всю культуру ХХ века, оказалось, однако, не какое-либо явление художественной жизни, а творчество гения психоанализа Зигмунда Фрейда. Сам Фрейд не очень-то жаловал современных ему художников и никак не соотносился впрямую с художественными процессами, но появление школы психоанализа именно в Вене глубоко симптоматично.

10.


1914. Старые дома в Крумау /Чески-Крумлове / 1914. Egon Schiele. Old Houses in Český Krumlov /Krumau . Brush, body color, pencil on Japan paper. Albertina, Vienna. Google Art . via . Original (4601 x 3087)

Вена была городом, наиболее располагающим к неврозам и фобиям как из-за мертвящего регламента габсбургского абсурда, так и из-за удушливой элегантности фешенебельных особняков оппозиционной буржуазии. Венский публицист начала века Карл Краус назвал Вену "тюремной камерой, где каждый может вопить сколько хочет".

11.

1910. Полуобнаженная девушка, откинувшаяся назад (полулежащая). Альбертина, Вена. Этикетка . Photo by

Обладая внешне добропорядочным и сытым фасадом, Вена была идеальным городом психопатов. Распространены были ранние самоубийства, причем и среди психоаналитиков. В 23 года покончил с собой гениальный Отто Вейнингер, написавший знаменитую книгу "Пол и характер", самоубийством кончили один из самых блестящих учеников Фрейда Виктор Тауск и лучший поэт сецессиона Георг Тракль.

12.

1910. Черноволосая обнаженная девочка. Альбертина, Вена / 1910. Egon Schiele. Schwarzhaariger Mädchenakt / Black-haired nude girl. Albertina Wien. Этикетка . Photo by . Вариант изображения из каталога музея

Перманентная венская истеричность определила искусство Эгона Шиле, одного из самых ярких австрийских художников начала века. Жизнь самого Шиле дает возможность бесконечных фрейдистских толкований. Его отец умер от сифилиса, когда Эгону было пятнадцать лет, и мальчик вырос в исключительно женском окружении.

13.

1911. Egon Schiele. Junger Mädchenakt im ockerfarbigen Tuch / Young nude girl in ochre cloth. Albertina Wien. Photo by . Изображение по клику: Albertina. Этикетка

Всю жизнь он был тесно связан со своей сестрой, которая часто позировала ему обнаженной. Он считался вундеркиндом, но был абсолютно неспособен к учебе в нормальной школе. Когда профессора Венской школы прикладных искусств впервые увидели рисунки Шиле, они отказались поверить, что их мог сделать шестнадцатилетний юноша, но потом художник почти не получил официального признания. Оказавшись в Вене после провинциального Клостернойбурга, где он провел детство, Шиле попал в самую гущу интеллектуальной жизни столицы.

14.

1914. Egon Schiele. Selbstbildnis in gelber Weste / Self-Portrait in Yellow Vest. Albertina Wien.

Своим формированием как художник Шиле, современник Фрейда и Шенберга, был обязан венскому сецессиону. Аура Вены начала века была проникнута истеричной красотой, красотой демонических женщин Густава Климта, одного из самых декоративных художников этого периода.

15.

1910. Эгон Шиле. Авторопртет со спины. Альбертина. Этикетка . Photo by

Эта же красота стала навязчивой манией Эгона Шиле. Но чувственность в искусстве Шиле превращается в болезненность. Необычайная нервность каждого мазка художника передается зрителю, и созерцание его картин мучительно.

16.

1910. Egon Schiele. Nude Self Portrait. Black chalk, brush, watercolour, bodycolour, opaque white, on brown packing paper. Albertina, Vienna.

Главная тема творчества художника — автопортреты. Их очень много, они очень различны и не похожи друг на друга и часто не похожи на самого Эгона Шиле. Автопортрет для него был не зеркалом, фиксирующим внешнее отражение, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания.

17.

1910. Эгон Шиле. Стоящий обнаженный (автопортрет). Карандаш, акварель, белая темпера. 55,8 х 36,7 см. Альбертина, Вена / 1910. Egon Schiele. Grimassierendes Aktbildnis / Nude Self-Portrait, Grimacing. Bleistift, Kohle, Pinsel, Deckfarben mit proteinhaltigen Bindemitteln, Deckweiß auf Packpapier. 55,8 x 36,7 cm. Albertina, Vienna. Albertina Sammlungen Online . Albertina Wien www.albertina.at . Вариант цветопередачи : Google Art

Шиле-художник соотносится с Шиле-моделью как психоаналитик с пациентом, болезненно и скрупулезно изучая каждую черточку того, что составляет неуловимый образ нашего Я.

18.


1916. Egon Schiele. Aktselbstbildnis / Nude self-portrait. Albertina Wien.

В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен — очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже сейчас, как, например, серия "автопортретов мастурбатора".

19.

1913. «Борец» (боец) / «Fighter» / «Kämpfer». Карандаш и гуашь. Частная коллекция. Photo by

Психоаналитическая автопортретность его творчества выразилась не только в тематике, но и в художественном языке Шиле. Очень тонкие, острые графические линии его рисунков вызывают реакцию почти болезненную.

20.

1913. Egon Schiele. Erich Lederer as a Boy / Knabenbildnis Erich Lederer. Bleistift, Aquarell, Deckfarben, auf Japanpapier, grundiert. 47,9 x 32 cm. Inventarnummer 31120. Albertina Sammlungen Online . Текст на выставке . Photo by .

Его живопись также графична, контур необычайно жесток. Шиле всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же поражает и привлекает взгляд. Между его живописью и зрителем устанавливаются те же отношения психоаналитика и пациента, что установил художник со своим собственным изображением.

21.


1915. Egon Schiele. Female Lovers. Gouache and pencil. Albertina, Vienna. Google Art Project , via . Original (4561 x 3053)

В результате все произведения Шиле — его портреты мужчин, детей и женщин, его акты, пейзажи и городские виды — кажутся автопортретами. В этой живописи, столь откровенно садомазохистской, рождается новый идеал красоты ХХ века, красоты уродливого.

22.


1914. Egon Schiele. Girl with green stockings. Gouache on kraft paper. 31,5 x 43,5 cm. Peter Infeld Private Foundation , Vienna. Photo by . Текст

С обретением новой красоты, в корне отличающейся от красоты сецессиона своей субъективностью, Эгон Шиле становится одним из столпов искусства нашего времени, наряду с немецкими экспрессионистами и Оскаром Кокошкой.

23.


1914. Two Reclining Nude Girls. Pencil on brown paper. 31 x 46.5 cm. Peter Infeld Private Foundation, Vienna. Photo by

Не случайно, что пик популярности Эгона Шиле падает на 1960-е. В это время расцвета абстрактного экспрессионизма в Америке и повального увлечения психоанализом состоялась огромная выставка 1965 года в музее Гугенхайма в Вашингтоне. Интерес к Шиле стимулировался также пристальным вниманием к эпохе, ставшей питательной средой фашизма.

24.

1910. Sitting nude girl with a shirt over her head. Albertina, Vienna. Photo by

В книге, где фиксировались оценки поступавших в Венскую академию, имя Шиле, получившего "удовлетворительно" за свои рисунки, соседствует с именем Адольфа Гитлера, получившего "неудовлетворительно".

25.

1910. Female Nude with Green Pillow. Neue Galerie Graz, Universalmuseum Joanneum , Graz, Austria Photo by

Параллельность гуманистического искусства Шиле, культивирующего слабость и незащищенность, и фашизма с его волевой жестокостью необычайно показательна для Вены начала века.

26.

1914. Egon Schiele. Sitzender weiblicher Akt mit aufgestützten Ellbogen / Seated Female Nude, Elbows Resting on Right Knee. Albertina Wien.



Материнский капитал