Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Татарстан — моя республика. Конспект занятия для подготовительной группы«Мы живём в республике Татарстан Мой татарстан беседа для детей

Представление дошкольниками татарской культуры и традиций.

Развлечение на тему «Татарское гостеприимство»

Воспитатели:

Игнатова Татьяна Александровна (первая квалификационная категория);

Клишкина Надежда Борисовна (высшая квалификационная категория).

МАДОУ детский сад №186 города Тюмени

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой татарского народа.

Программные задачи:

Познавательное развитие: Сформировать у детей знания и представления об образе жизни татар, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

Речевое развитие: Закреплять знание детьми татарских пословиц о гостеприимстве, о пользе чая.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с татарскими народными танцами; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту татарских народных танцев, музыки, одежды.

Физическое развитие: Знакомить с народными татарскими играми.

Социально-коммуникативное развитие: Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями татарского народа. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о татарском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Оборудование: стол, накрытый скатертью, самовар, посуда, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер татарской избы; изделия татарской народной кухни (из соленого теста), татарский рушник, чак-чак (по народному татарскому рецепту), полотенце, мыло, ковш с водой, изделия традиционной русской выпечки (из соленого теста (в корзине), отрезы ткани, платочки расписные, шапочка-самовар (атрибут) для ребенка, два подноса, шары из ткани с липкой лентой – 30 штук (для игры).

Место проведения мероприятия: музыкальный зал

Ход мероприятия:

Дети одеты в русские и татарские народные костюмы.

Тихо звучит спокойная татарская мелодия.

Воспитатель в русском костюме: Дорогие ребята, как вам известно, в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции. И это очень хорошо, что мы все такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаем так много нового и полезного для себя.

Ребенок: Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
Ребенок: У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Ребенок: Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Ребенок: Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.

А что же отличает один народ от другого? (ответы детей) Да, вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия.Сегодня мы представляем вашему вниманию малую часть культуры татарского народа.Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве татарского народа слагают легенды. Пригласили нас сегодня в гости в татарскую семью –Альфия-апа (бабушка) и ее внучата. Навестим наших друзей? Татарская семья в самом приходе гостя в дом видит доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Татары издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдами. Гостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю и гость отвечал тем же. Давайте мы с вами соберем подарки для Альфии-апы и ее внучат.

Ребенок: Я возьму полотенце вышитое.

Ребенок: Я - мыло душистое.

Ребенок: А я платочек расписной.

Соседка: Ну а я возьму с собой наших пирожков с пылу, с жару.

Подходят к дому, выходит воспитатель и дети в татарской одежде с чак-чаком на рушнике.


Хозяйка : Исәнмесез, Никитична!Исенмесезбалалар! (дети здороваются).

Соседка : Мир вашему дому! (заходят, вручают угощение, жмут руки, моют руки, вытираются о полотенце).

Хозяйка: Гости это хорошо. «Кто гостей не любить звать, тому радости не знать”- в моем селе так говорят. (говорит своим внукам) Если хочешь, чтобы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив,щедр. От этого добра твоего не убудет, а возможно, его станет больше.

Ребенок в татарском костюме: "Если нет угощения, приласкай гостя словом"

Ребенок в татарском костюме: «Негостеприимный человек – неполноценный»

Ребенок в татарском костюме: "Если угощают, пей даже воду", - учат татарские народные пословицы.

Все рассаживаются вокруг стола, девочки с одной стороны, мальчики с другой. Хозяйка разливает чай из самовара в пиалы, подает гостям.

Хозяйка: По древнему татарскому обычаю в честь гостя мы расстилили праздничную скатерть и на стол выставили лучшие угощения сладкий чак-чак, щербет, и, конечно, душистый чай. Приятного вам чаепития!

Ребенок: Ах, какой самовар,

Из него валит пар.

Мы чаек с тобою пьем,

О здоровье речь ведем.

Ребенок: Нужно мяту заварить,

Про болезни все забыть.

Чай у нас всегда в почете,

Лучшего напитка нет.

Потому что чай вы пьете,

Много, много, много лет.

Хозяйка: Дорогие гости, а теперь посмотрим что вы знаете о чае.Я буду говорить пословицы, а вы должны ее продолжить.

- Чай пьешь – здоровье бережешь

- Пей чай - беды не знай.

- С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет.

- Чай не пьешь – где силу берешь?

- Чай усталость всю снимает, настроение поднимает.

- Чай пить - приятно жить.

В горячий и крепкий чай кроме сахара добавляют молоко или топлёные сливки, или масло. А астраханские татары любят пить чай горячим, добавляя соль, масло и иногда чёрный молотый перец. Вот послушайте, какая история приключилась с мальчиком Маратом.

Шуточная сценка

Входит мальчик Марат в национальном костюме.

Марат .

Исамесез, мои друзья!
К вам пришёл на праздник я.
Зовут меня Марат!
В деревне у Бабая мне каждый очень рад!
Я весёлый, озорной!
И вот история какая приключилась со мной!
Раз купил бабай мой чаю….

Бабай . Должен ты его сварить!

Марат .

Но ведь я совсем не знаю,
Как грузинский чай варить?!

Бабай .

Ты возьми ведро водички,
Всыпь весь чай скорей в горшок…..

Бабай (подносит к губам, морщится, плюёт)

После чая твоего в животе скрутило всё
Поскорее поспеши!
Доктора мне пригласи….

Марат.

Долго думал, удивлялся
Чем я мог не угодить?!
А потом-то догадался
Чай забыл я … посолить!

Хозяйка: На нашем столе сегодня много угощенья татарской народной кухни: это и белиш, эчпочмак, сумса, перемячи, элеш. А давайте поиграем в народную татарскую игру «Самовар»?

Дети берут по тарелочке с одним из татарских угощений и встают в круг. В середине ребенок (самовар).

Игра «Самовар»

Ход игры : Под любую весёлую татарскую мелодию со словами дети идут по кругу. Как слова заканчиваются, «самовар» подходит к тому ребенку, напротив которого он остановился и отгадывает то блюдо, которое у него в руках.

Все дети спрашивают : «Поскорей отгадай, с чем пью чай?»

Ребёнок – «Самовар» указывает рукой и называет национальный пирог или сладкое блюдо. Если отгадает правильно, дети танцуют в паре, если неверно, то выбирают ведущего. Играют 2 раза.

Слова произносятся сначала на татарском, потом на русском языке.

Там, там, тамчы там,

Тамуынны яратам,

Там, там, тамчы там,

Тамуынны яратам.

Самовардан темле итеп,

Чэй эчэрге яратам.

С самовара льется чай

Самовару не мешай

Ох, с самовара льется чай

Ложку с медом мне подай

Дуем, дуем, чай мы пьем

Потом хором все споем….

Хозяйка: Самое вкусное угощенье на нашем столе – сладкий чак-чак. Хотите мы вам расскажем татарскую сказку про чак-чак? А вы поиграйте снами.(дети встают).

Игра с движеньями.

Жили-были дед да баба

На полянке у реки. (руки на поясе, приседания с поворотом)

И любили дед и баба

С медом вкусный чак-чак. (гладят живот)

Баба тесто замесила

И чак-чак она слепила, (месят тесто руками)

В масло его положила

И вот так оставила.(показывают ладошки)

Вышел он румян, пригож

И на солнышко похож. (гладят щечки)

Он хотел погулять,

От деда с бабой убежать, (бегут на месте)

По дорожке покатился,

Да рассыпался…(разводят руки в стороны)

Ой, ребята, рассыпался чак-чак на маленькие кусочки! Давайте поможем деду и бабе, соберем чак-чак?

Проводится игра: выбирают по 5 человек из зрителей и 5 человек из артистов.Под музыку выкладывают чак-чак из шариков в разных формах: бабочка, цветок, горка и т.п.)

Хозяйка: Для гостей дорогих приготовили мы подарок «Татарский танец» (плясовую)

Исполняется татарский танец.



Хозяйка:

Всем спасибо за внимание

В добрый путь и в добрый час!

Соседка. Ждите теперь в гости нас! Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, 304.
    1. Фотографии из архива педагогов: Игнатовой Т. А. и Клишкиной Н.Б.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Программное содержание:
1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.
2. Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.
3. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.
4. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.
Словарная работа: Республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр.
Предшествующая работа.
Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина.
Проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада
Знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны.
В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России.
Подбор тематических стихов.
Организовали выставку книг на тему «История Казани».
Используемая литература:
«Путешествие по столице».
С. Гилязутдинов, А. Гилязутдинова «Казань в легендах».
Т.М. Салтыкова и др. «Казановедение»
Н.А. Кузьменко «Приезжайте к нам в Казань».
Ход занятия
Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку.
- Ребята, в какой стране мы живём?
- Покажите Россию на карте.
- Как называется город, в котором мы живём?
- Покажите его на карте.
- На берегу какой реки стоит наш город?
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
- На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
- Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.
- А вы хотите побывать в Татарстане?
- Как нам это сделать?
- На чём бы вы хотели поехать туда?
- Вот мы и поедем на поезде.
(Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.)
- Вот мы и приехали в столицу Татарстана – город Казань.
Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. А сейчас вот на таком трамвае мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Шаймиев Минтимир Шарипович.
Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.
- Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
- На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
Звучит татарская народная мелодия.
В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.
- Кто вы и откуда?
Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском.
Спросили нас:
- От куда мы?
- Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасём стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
- Как вас зовут? (Рената и Дамир)
- Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.
- А почему оно такое красивое? (Украшено оборками)
- А это что? (Показываю на передник)
- А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка.
Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)
- Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов. Вот женский костюм. Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове женщины носили калфак.
Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой.
- Как назывался головной убор у мужчин?
На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.
Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле. шили одежду и украшали её.
А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын»)
- А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов.
Заканчивался ужин чаепитием. Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы. Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак.
После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.
- Скажите, какие сказки вам понравились больше всего?
- Как называют в татарских сказках богатыря? (Батыр)
- А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит)
- Кто такой бай? (Богатый человек) .
- Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки?
(В давние – давние времена или давным – давно)
- Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза)
- Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)
- Похожи татарские сказки на русские? (Да)
- Правильно. Так же как и в русских в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.
- Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами? (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т.д.)
- А почему? (Живём рядом и дружно).
- Загостились мы, пора возвращаться.
(Дети снова поворачивают стулья, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движение колёс. Садятся лицом к воспитателю.) .
- Вот мы с вами вернулись в Детский сад. Где мы побывали?
- Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы)
- Как называется головной убор у женщин? У мужчин?
- Как называются чашки, из которых татары пьют чай?
- Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан?
(В России, в Поволжье)
- В нашем городе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной город Казань.
А сейчас я предлагаю помыть руки и попробовать татарское блюдо чак-чак.

Крупный и единственный центр арабистики республики Татарстан. Центр арабской культуры «Аль-Хадара». История. Студенты центра. Выезд на природу с развлекательно-образовательной программой. Иордания. Миссия центра. Языковые стажировки студентов в арабские страны. Международное сотрудничество. Находится в здании института востоковедения и международных отношений. Мероприятия. Ознакомление с культурой и национальными блюдами арабских стран.

«Экология Татарстана» - Волжско-Камский заповедник. Недра. Берегите всех зверей внутри природы. Водные ресурсы Татарстана. Техногенное воздействие. Лесные ресурсы Татарстана. Крупнейшие реки Татарстана. Земельные ресурсы. Экология Татарстана. Полезные ископаемые. Степная фауна. Состояние воды. Взаимное проникновение леса и степи. Искусство. Зимняя рыбалка. Природные катастрофы. Животный мир Татарии. Лесной кодекс.

«Волжско-Камский заповедник» - Пресмыкающиеся. Животное. Поползень. Водоёмы заповедника. Заповедник. Клёст. Саралинский участок. Припасы. Чечётка. Рябина. Птенцы клеста. Занесены в Красную книгу Республики Татарстан. Свиристель. Пойменные луга. Температура. Сосна. Типичные обитатели леса. Пестрый дятел. Национальный парк "Нижняя Кама". Сало. Филин. Насекомые. Пихта. Птицы, занесенные в Красную книгу. Листопадное дерево. В каком зимнем лесу теплее.

«Кремль Казани» - Историко-архитектурный и культурный памятник, сочетающий в своём облике мусульманские и православные, татарские и русские мотивы. Казан кирм?не, Qazan kirm?ne) - историческая крепость и сердце Казани. Губернаторский дворец в кремле является резиденцией Президента Татарстана. Территория музея-заповедника составляет 13,45 гектара. Кремль. Казанский кремль (тат. Кремль Казани. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.

«Музеи Татарстана» - Муниципальные музеи Республики Татарстан по объему фондов. Число музейных предметов. Правовой статус муниципальных музеев Республики Татарстан. Характеристика фондов Национального музея Республики Татарстан. Передача монет Каратунского клада в Национальный музей. Соотношение фондов музеев в Приволжском федеральном округе. Координационный центр музеев. Уровень компьютеризации государственных музеев (с учетом филиалов).

«Традиции татар» - Орнаменты. Уважение к старшим. Семейная традиция. Чужих детей не бывает. Традиционное гостеприимство. Семья – хранительница традиций. Семейные традиции у татар. Старшие и младшие. Взаимопомощь. Кто работает, тот и сыт. Традиции татарского дома. Семейные праздники. Отношение к матери. Войдя в дом, татары сразу снимают обувь.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Радищевский детский сад №1»

Сценарий проведения развлечения

«Путешествие в Татарстан».

р.п. Радищево

2016 г.

Задачи:

Образовательные: обогащать знания детей о татарском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту татарского фольклора. Содействовать пониманию национального колорита музыки татарского народа.

Развивающие: способствовать речевому, музыкальному, художественно-эстетическому, нравственному, социальному развитию детей.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к старшим, дружелюбие, чувство гордости за свою республику.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: орнамент, изображения юноши и девушки в национальных костюмах, предметы быта татарского народа, блюда татарской кухни, ширма с детскими рисунками, домик, оформленный в деревенском стиле.

Предварительная работа: беседы с детьми о татарском творчестве, экскурсия в краеведческий музей поселка, разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок, чтение татарских народных сказок, слушание народной музыки, рассматривание картин, предметов быта. Изготовление татарских блюд родителями.

Подготовка воспитателя: изучение литературы о татарском фольклоре. Разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок.

Ход:

Звучит татарская народная мелодия «Каз канаты». В зал входит воспитатель в татарском национальном костюме.

Воспитатель: Исэнмесез, балалар! Здравствуйте, дети!

Посмотрите, как необычно оформлен наш зал. На центральной стене - узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предметах быта. Слева на нас смотрит улыбчивая девушка, одетая в красивый национальный костюм: зеленое платье с оборками, камзол с растительным орнаментом, на голове - калфак, на ногах - ичиги. Справа стоит джигит в нарядном камзоле, На ширме вы видите выставку рисунков детей нашего детского сада, выполненных по мотивам татарских народных сказок, которые вы любите слушать, Какие сказки здесь изображены? Какие ещё татарские народные сказки вы знаете?

(ответы детей) .

Татарстан. Когда произносишь это слово, то сразу представляешь его бескрайние леса, поля с золотой пшеницей, полноводные реки, нефтяные вышки, и, конечно же, красавцы КамАЗы.

Ребенок:

До чего же луга хороши,

Зелены и пригожи леса!

Выйди в круг и со мною спляши

От друзей отставать нам нельзя.

Дети исполняют хоровод «Без биибез».

В нашей республике живет гостеприимный татарский народ, который любит хорошую музыку, зажигательный танец. А какой мелодичный язык у татарского народа!

Ребенок:

Каждым звуком, каждым словом

Дорог мне язык родной

С колыбели мир огромный

Он открыл передо мной.

Ребенок: Не на нем ли мать над зыбкой

Пела песни в тишине

Не на нем ли чудо - сказки

Бабка сказывала мне.

Дети исполняют песню «Туган тель».

Воспитатель: А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадки. А загадки о музыкальных инструментах.

Морщинистый может всю деревню веселить. (гармошка)

В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушаетскачет. (дудочка)

Я знаю что среди вас есть хорошие музыканты, которые хотят исполнить татарскую народную мелодию «Эпипэ».

Группа детей исполняет оркестр «Эпипэ».

Воспитатель:

У кого там хмурый вид,

Кто насупившись сидит?

Собирайся, детвора,

Ждет веселая пара.

Татарская народная игра «Без - без, без идек».

Воспитатель: Посмотрите, дети, какой красивый домик с резными наличниками, красивыми занавесками стоит за забором. Подойдем к нему и узнаем кто в нем живет.

Подходят к домику, стучат в дверь. Из домика выходит дед.

Бабай : Кто там? А это дети - балалар. А я подумал агай пришел.

К нам в татарскую деревню

Из колхоза «Урожай»

Часто ходит русский дядя,

А по имени «агай»

Вместе с ним приходит мальчик,

А по - нашему «малай»

Он два имени имеет,

Как тут хочешь понимай.

У малая имя Коля,

А другое Николай

Хоть он сам не два малая,

А всего один малай.

Воспитатель: Видно, бабай, любишь ты шутить и веселиться.

Бабай: Издавна татарский народ любил сказки, пословицы, поговорки. Но самым интересным и любимым был татарский юмор. Присядем на скамейку, и я вам небылицу расскажу, «Сколько было волков» называется. Балагур рассказывал: видел в лесу семь волков, и оба они были серые. Я взял палку, бросил, он выскочил и кинулся наутек. А вы знаете татарские народные пословицы и поговорки?

Дети:

Без родины милой будешь птицей бескрылой

Добро потеряешь - опять наживешь,

Друга потеряешь - уже не вернешь.

Для лежебок и солнце выходит в срок.

У доброго джигита всякое дело в руках горит.

Бабай:

А сейчас у нас игра

Веселится нам пора

Кто в мешке под громкий смех

Пробежит быстрей всех.

Проводится игра для мальчиков «Бег в мешках».

А теперь проверим быстроту и ловкость девочек-рукодельниц.

Проводится игра «Смотай клубок».

Скороговорки.

Ребенок:

Видно музыка сегодня

Никому скучать не даст.

Все кругом поют и пляшут,

Каждый, кто во что горазд.

Исполняется татарский танец.

Бабай: Спасибо, дорогие дети. Повеселились мы с вами, позабавились. Я гостей так просто не отпущу, угостить вас хочу. Вы любите татарские блюда? Какие блюда готовят ваши мамы, бабушки?

Дети: Белиш, очпочмак, лапшу, губедиючак-чак, баурсак, корт, перемеч.

Бабай: Я хочу угостить вас чакчаком, его бабушка, эби приготовила.

Воспитатель и дети: Спасибо бабай, зур рэхмэт за гостеприимство и за угощение. Желаем тебе крепкого здоровья. А нам пора возвращаться к себе в детский сад. Ребята, попрощаемся с бабаем по-татарски: сау бул, бабай!

Бабай: Сау булыгыз, балалар.

Дети уходят.

Воспитатель: Дорогие ребята. По-моему мы очень хорошо провели время: повеселились, вспомнили татарские народные песни, хороводы, танцы, игры, узнали много нового о татарском народном творчестве.

Ребенок:

Как птицу раннею весной

Влечет к родным местам,

Так всей душой мы любим свой

Свободный Татарстан.


Мингазова Э.Н., воспитатель д/с №54 «Искорка» г.Набережные Челны

Ведущий: Здравствуйте, дети! Исәнмесез балалар!

Сегодня мы празднуем День независимости Татарстана. Каждый год,

30 августа наша Республика празднует свой день рождения. Когда мы говоим о Татарстане, мы говорим о своей родине. Потому что, Татарстан это наша Родина. Мы здесь родились, мы здесь живем. И нам нравится наша Родина, наш Татарстан. Наша Республика богата плодородными землями, реками, лесами. Одни из крупнейших рек Европыэто наши реки: Кама, Волга. На наших землях прекрасно растет пшеница, рожь. Самая большая гордость Татарстана это люди, живущие в республике. И все, кто здесь живет крепко любят свой родной Татарстан, народы живут дружно и мирно.

Ребенок:

Татарстанты край родной

Ты с малых лет всегда со мной

Милый край, лесной, сиреневый, грибной

Для меня поют здесь песни соловьи

И для меня журчат весенние ручьи.

Песня: “Татарстан” муз. Андреева Р. слова Ракыйпова Р.

Ребенок:

Наш Татарстан

Дружбой славится

И жить нам в Татарстане

Очень нравится

Ребенок:

Көмеш суларың, зәңгәр урманың

Якын күңелгә Татарстаным

Синтуган ягым

Синминем Татрстаным!

Ребенок:

Татарстан үз илебез

Безнең газиз җиребез

Шушы газиз җиребезнең

Балалары инде без

Песня: “Кояшлы ил”

Ребенок:

Живут унас в округе

Удмурты и марийцы

Я руский, я татарин

Вместе: Но очень дружны мы.

Ребенок:

Мы в Татарстане родном

Дружно весело живем

По-татарски, и по-русски

Мы танцуем и поем.

Танец: “Разноцветная игра”

Заходит Клоун:

Что за праздник? (ответы детей)

А хорошо ли вы знаете про республику Татарстан, я сейчас вам задам вопросы, кто у вас больше всех знает, ну-ка я проверю.

Как называется наша Республика?

Как называется столица нашей Республики?

Какие реки протекают в нашей Республике?

Какие города вы знаете?

Какой национальный праздник проводится летом?

Какие головные уборы у татар? У мужчин, у женщин?

Какие цвета на флаге Татарстана?

Что нарисовано на гербе Татарстана?

Клоун: как вы много знаете! А играть умеете?

Ведущий: наши дети играют татарскую хороводную игру «Капкалы».

Хороводная игра «Капкалы»

Клоун: какие вы все умные, веселые, а теперь посмотрим какие вы ловкие.

Игры:

  1. Бег в мешках
  2. Прыжки на большом мяче.

Клоун: Молодцы! Как было весело, а сейчас мне пора обратно в цирк, до свидания!

Ведущий: На этом наш праздник закончен. Всем спасибо! Зур рәхмәт!



Материнский капитал