Краткая биография пришвина михаила для детей всех классов. Пришвин михаил михайлович Творчество пришвина краткое содержание

, СССР

Род деятельности: Годы творчества: Направление:

в художественном творчестве поэтическая география, в дневниках - осмысление происходящего в стране в первой половине ХХ века.

Награды: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Михаи́л Миха́йлович При́швин ( -) - русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.

Биография

Произведения

  • Анчар
  • Белая радуга
  • Белый ожерелок
  • Беляк
  • Болото
  • Вася Веселкин
  • Весна света
  • Верхоплавка
  • Выскочка
  • Гаечки
  • Глоток молока
  • Говорящий грач
  • Голубая стрекоза
  • Гусек
  • Гуси с лиловыми шеями
  • Двойной выстрел
  • Дедушкин валенок
  • Дергач и перепелка
  • Дневники
  • Дорога к другу (дневники)
  • Дрова
  • Дружба
  • Жалейка
  • Журка
  • Зайцы-профессора
  • Звери-кормильцы
  • Зелёный шум
  • Золотой луг
  • Изобретатель
  • Кавказские рассказы
  • Как заяц сапоги съел
  • Как Ромка переходил ручей
  • Как я научил своих собак горох есть
  • Кащеева цепь
  • Кладовая солнца
  • Колобок
  • Королева бобров
  • Куница-медовка
  • Курица на столбах
  • Лесная капель
  • Лесной хозяин
  • Лесные загадки
  • Лимон
  • Лисичкин хлеб
  • Луговка
  • Лягушонок
  • Матрешка в картошке
  • Медведи
  • Медведь
  • Мирская чаша
  • Мои тетрадки
  • Москва-река
  • Моим молодым друзьям
  • Моя родина (Родина)
  • Муравьи
  • На Дальнем Востоке
  • Наш сад
  • Нерль
  • Ночевки зайца
  • О чём шепчутся раки
  • От земли и городов
  • Остров спасения
  • Охота за бабочкой
  • Охота за счастьем
  • Охотничьи собаки
  • Первая стойка
  • Пиковая дама
  • Предательская колбаса
  • Птицы под снегом* Мы с тобой (Дневник любви)
  • Птичий сон
  • Путешествие
  • Путешествие в страну непуганых птиц и зверей
  • Разговор птиц и зверей
  • Ребята и утята
  • Рябчики
  • Серая Сова . - М: Детская литература, 1971.
  • Синий лапоть
  • Смертный пробег
  • Сметливый беляк
  • Соловей (рассказы о ленинградских детях)
  • Соловей-топограф
  • Сочинитель
  • Старухин рай
  • Старый гриб
  • Стремительный русак
  • Таинственный ящик
  • Теплые места
  • Терентий
  • Ужасная встреча
  • Филин
  • Хромка
  • Цветущие травы
  • Школа в кустах
  • Щегол-турлукан
  • Этажи леса

Экранизации

  • - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)

Литература

  • Пришвина В. Д. Наш дом / Худож. В. Павлюк. - Изд. 2-е, перераб. - М .: Молодая гвардия , 1980. - 336, с. - 100 000 экз. (в пер.)

Ссылки

  • Пришвин, Михаил Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
  • Сайт музея-усадьбы М. М. Пришвина в Дунино, посвящённый как творчеству писателя, так и самой усадьбе
  • Могила Пришвина (автор надгробия - С. Т. Конёнков)
  • Константин Паустовский . Михаил Пришвин // «Золотая роза»
  • Чирков В.А. Эссе «Наш…» (2010). Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 13 сентября 2010.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 4 февраля
  • Родившиеся в 1873 году
  • Родившиеся в Орловской губернии
  • Умершие 16 января
  • Умершие в 1954 году
  • Умершие в Москве
  • Публицисты по алфавиту
  • Публицисты СССР
  • Публицисты России
  • Кавалеры ордена «Знак Почёта»
  • Родившиеся в Липецкой области
  • Михаил Пришвин
  • Члены Русского географического общества до 1917 года
  • Персоналии:Переславский район
  • Персоналии:Липецкая область
  • Похороненные на Введенском кладбище
  • Писатели России по алфавиту
  • Русские писатели XX века
  • Детские писатели СССР
  • Писатели-натуралисты
  • Авторы знаменитых дневников
  • Выпускники Лейпцигского университета
  • Писатели России XX века
  • Писатели-анималисты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года. Его родиной была небольшая деревня Хрущево-Лёвшино в Орловской губернии. Родных отца и мать Михаила Пришвина относили к купцам. Папа Михаила успел получить достойное наследие, которое, увы, проиграл, что стало причиной его паралича и скорой смерти. Мама Михаила Михайловича стала вдовой, с воспитанием пятерых маленьких детей, и имением, оставленным под залог. Но, его мать была сильной духом женщиной, поэтому несмотря на такие обстоятельства, дать достойное образование своим детям она все таки смогла.
Самым начальным уровнем образования в жизни Михаила Михайловича стало получение ума разума в школе родной деревне. После нее, он принял решение поступить переводом в гимназию Елецка заново в 1 класс. Находясь там на обучении, ему по нескольку раз приходилось сетовать на повторном году обучения. Спустя 6 лет такой нелегкой учебы, Михаил был отчислен из гимназии за конфликтность, а так же дерзость с преподавателем, хотя особенными знаниями и силой Михаил так же значительно не выделялся. И только спустя 10 лет, Михаил смог продолжить получать диплом, но уже в политехническом институте Риги.
Года студенческой жизни Михаила характеризуются стилем марксизма. Именно в этом возрасте он начинает яростно его пропагандировать, за что расплатиться после попаданием под арест, а так же годом пребывания в тюрьме. А после того, как Михаил выйдет из ряда заключенных, он примет решение об эмиграции за границу.
Кроме того, Михаил имел образование агронома, которое он получил в начале 1900-х годов в Лейпницком институте.
Вновь оказавшись на родине, Михаил женился и стал отцом 3-их малышей. А уже в 1906 году решил забросить свою главную профессию, и выбрал путь работника корреспондента. Его работа была в газетах, где он и стартовал публиковать статьи и рассказы.
Михаил Пришвин любил много путешествовать, гулять по лесам и собирать в маленькие сборники данные фольклора. Все то, что ему удалось собрать – впечатления, эмоции, народные стихи, истории – которые Михаил записывал ежедневно – и стало основой для его писательских творений.
Самой первой изданной его работой стал небольшой рассказ, а после из печати были введены в свет его книги и очерки. В спустя время, в 1912 - 1914 годах, Михаил издал свое первое собрание творений.
1930-е годы для Михаила Михайловича стали годами свершения поездок на Дальний Восток. Довольно часто можно услышать о нем, как о «Певце природы русской» - такую характеристику Михаил получил от популярного на то время Паустовского, поскольку вся его литературная деятельность буквально пропитана особенным трепетным отношением писателя ко всему миру и ко всей природе, а изложение этой красоты заставляет возвращаться к его рассказам вновь и вновь.
Михаил Михайлович скончался на восемьдесят первом году жизни 16 января 1954 года в Москве от рака желудка.
В Сергиев Посаде писателю, 2014 году установили бронзовый памятник, а его праздничное открытие знаменуется 2015 годом, в честь рождения писателя.

Пришвин Михаил Михайлович родился в 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье разорившегося купца. Отец умер вскоре после рождения сына, оставив на руках жены шестерых детей.
Учился сначала в Елецкой гимназии, потом в Тюменском реальном училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Занимался нелегальной политической деятельностью, за что был исключен. В 1898 г. М. Пришвин — студент агрономического отделения Лейпцигского университета. В 1902 г. вернулся в Россию, служил земским агрономом в Луганском и Клинском уездах, и первые печатные труды создал по практической агрономии. Лишь в 1906 г. в журнале «Родник» был опубликован первый рассказ Пришвина «Сашок». Оставив службу, Пришвин пустился собирать фольклор по северным губерниям, даже заходил в Лапландию (территория Финляндии и Норвегии).
Именно о событиях и впечатлениях от путешествия его путевые очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), После этого Пришвин объездил и обошел Центральную Россию, Крым и Казахстан и выпустил несколько книг о флоре и фауне этих территорий.
В 1912—1914 гг. при содействии М. Горького вышло первое собрание сочинений Пришвина. В годы Первой мировой войны (1914—1917). Пришвин был фронтовым корреспондентом газет «Речь» и «Биржевые ведомости».
После 1917 г. жил в Ельце, а в 1922 г. переехал в Талдом, уездный город Тверской губернии. Попытки Пришвина превратить краеведческие и географические очерки в литературный жанр увенчались неоспоримым успехом. В 1923 г. он начал автобиографический роман «Кащеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни.
В 1930-е гг. писатель ездил по всей стране, отыскивая сюжеты для своих книг. Он побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, о чем и написал книги «Дорогие звери» (1931), «Корень жизни» (1933). В 1940 г. сочинил поэму в прозе «Фацелия» — дневниковые записи о странствиях по Центральной России. Умер в 1954 г. в Москве.

http://www.wisdoms.ru

Афоризмы и цитаты Пришвина

Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.

Без юмора живут только глупые.

-…Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна.

Рано или поздно все тайны будут непременно раскрыты. Нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Правда — это значит победа совести в человеке.

Лисичкин хлеб

Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

— Это что за птица? — спросила Зиночка.

— Терентий, — ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.

— Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.

Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

— Заячья…

— А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:

— Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Золотой луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

“Сережа!” — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Утиное купанье

Сел прохожий человек и задумался. Вдруг из дупла высокого дерева вылетает пестрая, белая с черным, утка и выносит на воду из дупляного гнезда одного маленького утеночка.

Эта дупляная утка, гоголь, перетаскала всех своих двенадцать утят на воду, собрала всех тесно возле себя и вдруг — прощайте! — исчезла под водой. Тогда все ее сыночки и дочки тоже вниз под воду — искать мать, и что было так удивительно сидящему на берегу человеку: довольно долго никого из-под воды не показывалось.

Конечно, долго показалось человеку: он судил по себе и свою добрую человеческую душу по-своему как-то переселял в бедных утят в поисках под водой родной матери. У них же самих выходило бодро и весело: в свое утиное время мать показалась и все утята по одному в разных местах. Все увидели, узнали друг друга, мать подала сигнал по-утиному, ребятишки засвистели, все сплылись. А потом, окунув всех еще раз, мать всех перетаскала обратно в дупло.

— Хорошо тут! — вслух сказал человек.

Ребята и утята

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

— Что вы будете делать с утятами? — строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

— Пустим.

— Вот то-то “пустим”! — сказал я очень сердито. — Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

— А вон сидит! — хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

— Живо, — приказал я ребятам, — идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята — пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:

— Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.

— Что вы смеетесь, глупыши? — сказал я ребятам. — Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свиданья”!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

— До свиданья, утята!

Говорящий грач

Расскажу случай, который был со мной в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в то время хранился целый мешок гречневой крупы. Я и питался все время гречневой кашей. Вот, бывало, прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю;

— Кашки хочешь, дурашка?

Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос мой: “Кашки хочешь, дурашка?”, он сказал бы: “Хочу”.

А он только желтый нос откроет и красный язык показывает.

— Ну ладно, — рассердился я и забросил ученье.

К осени случилась со мной беда. Полез я за крупой в сундук, а там нет ничего. Вот как воры обчистили: половинка огурца была на тарелке, и ту унесли. Лег я спать голодный. Всю ночь вертелся. Утром в зеркало посмотрел, лицо все зеленое стало.

“Стук, стук!” — кто-то в окошко.

На подоконнике грач долбит в стекло.

“Вот и мясо!” — явилась у меня мысль.

Открываю окно — и хвать его! А он прыг от меня на дерево. Я в окно за ним к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше и на самую макушку. Я туда не могу; очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:

— Хо-чешь, каш-ки, ду-раш-ка?

// Февраль 12, 2009 // Просмотров: 60 356

русский советский писатель, прозаик, публицист

Михаил Пришвин

Краткая биография

Русский советский писатель, получивший известность в основном благодаря произведениям о природе, рассказам и повестям для детей. Родился Пришвин 4 февраля (23 января по ст. ст.) в Орловской губернии, Елецком уезде, где находилось их фамильное имение Хрущево-Левшино, принадлежавшее некогда деду, успешному купцу.

Отец семейства, Михаил Дмитриевич, получил богатое наследство и ни в чем себе не отказывал. Однажды проиграв в карты, он был вынужден заложить имение и расстаться с конезаводом - нервное потрясение привело его к параличу и смерти. На руках у матери Михаила, Марии Ивановны, осталось пятеро детей и заложенное имение, тем не менее, она смогла исправить ситуацию и обеспечить детям образование. В 1882 г. Михаил - ученик деревенской начальной школы, в 1883 г. его переводят в Елецкую классическую гимназию, однако конфликт с учителем (будущим знаменитым философом В. Розановым) послужил причиной его отчисления.

В 1893 г. Пришвин переехал в Тюмень к родному дяде, крупному промышленнику И. Игнатову, где шесть классов проучился в городском Александровском реальном училище. Бездетный дядя видел в племяннике преемника, но Михаил отказался и в 1893 г. стал студентом химико-экономического отделения Рижского политехникума. За участие в марксистских кружках и революционную деятельность его исключили, и на протяжении 1898-1900 гг. он жил в родном Ельце в статусе высланного.

В 1900 г. Пришвин уезжает в Германию, где до 1902 г. учится в Лейпцигском университете (агрономическое отделение) и возвращается домой с дипломом инженера-землеустроителя. Его трудовая биография началась с должности земского агронома в Клинском и Луганском уездах; работал он и в агитационной лаборатории, в Петровской сельскохозяйственной академии, был секретарем у крупного чиновника в Петербурге. В это время появились в печати его первые труды, посвященные сельскому хозяйству.

Первое литературное произведение - рассказ «Сашок» - было опубликовано в журнале «Родник» в 1906 г., после чего Пришвин уволился со службы и сотрудничал в качестве корреспондента с различными газетами. Будучи человеком живо интересующимся фольклором и этнографией, Пришвин отправился в путешествие в северные губернии, где изучал культуру местных народов, запечатлевал на бумаге их рассказы, перевоплощая их впоследствии в своеобразные путевые очерки, которые вошли в книги «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908). Таким же образом после поездок по Заволжью, по Казахстану и Крыму были написаны очередные произведения. Пришвин становится известной персоной в литературном сообществе, происходит его знакомство и сближение с А. Толстым и М. Горьким, Д. Мережковским. Именно М. Горький помог Михаилу Пришвину на протяжении 1912-1914 гг. публиковать первое собрание сочинений.

Во время Первой мировой войны Пришвин - военный санитар и фронтовой корреспондент ряда периодических изданий. Когда произошла Октябрьская революция 1917 г., Пришвин работает агрономом, учителем, параллельно ведя краеведческую работу. Работал преподавателем он и в Елецкой гимназии, откуда его некогда исключили; учителем и директором в школе Дорогобужского района, был инструктором народного образования. В 20-ых гг. Михаил Михайлович пишет целый ряд детских и охотничьих рассказов, которые затем стали частью книги «Календарь природы», получившей широкую известность. В 1922 г. Пришвин переехал в Тверскую губернию, в город Талдом. 1923-ий был отмечен началом работы над автобиографическим романом «Кощеева цепь»; в нем он поставил точку в последние дни жизни.

Тридцатые годы были наполнены частыми поездками по всему Советскому Союзу, в которых писатель черпал вдохновение и сюжеты для будущих произведений. Пришвин ездил на Дальний Восток, Крайний Север, странствовал по Центральной России. Подавляющее большинство произведений, которые были опубликованы при жизни М.М. Пришвина, являются описанием впечатлений, полученных от общения с родной природой. По словам Паустовского, Пришвин был настоящим «певцом русской природы», он умел рядовые явления описывать необычайно живописно, почти зримо.

Именно благодаря таким произведениям он завоевал любовь читателя, однако сам писатель главной своей работой считал вовсе не их, а дневники. Их он писал, начиная с 1905 г. до конца жизни, их объем превышает в несколько раз восьмитомное, наиболее полное, собрание его сочинений. Частично они были опубликованы в 1980 г., полностью - в 1990 г., и читательская публика увидела Пришвина совершенно с другой стороны - как человека, объективно относившегося к происходящим в его родной стране общественно-политическим процессам. Как и многие другие представители русской интеллигенции, Пришвин поначалу воспринимал революцию как очищающее начало, старт эпохи с новой степенью нравственности, однако впоследствии пришел к выводу о тупиковости такого исторического пути.

Выводы, сделанные им, поражают смелостью и трагизмом. Например, он говорил о том, что большевизм близок к фашизму. В условиях, когда всех и вся принуждали жить и мыслить коллективно, Пришвин упорно защищал личную жизнь человека, его простые радости и переживания. Через все его дневниковые записи лейтмотивом проходят мысли о том, что человек должен учиться жить полной жизнью, обнаруживать в окружающем его мире доброе и светлое, ценить настоящее.

Скончался Михаил Михайлович Пришвин 16 января 1954 г., был похоронен в столице, на Введенском кладбище.

Биография из Википедии

М. М. Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в родовом имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей: Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил.

Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Отец проигрался в карты, ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

В 1882 году Михаила отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии, за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и должен был очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым из гимназии отчислен «за дерзость учителю». Братья Михаила учились успешно и получили образование: старший, Николай, стал акцизным чиновником, Александр и Сергей - врачами. В дальнейшем М. Пришвин, проживая у своего дяди - купца И. И. Игнатова в Тюмени, вполне показал умение учиться. Заканчивал обучение в Тюменском Александровском реальном училище (1893 год). Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, продолжил образование в Рижском политехникуме, где 13 сентября 1893 года вступил в русскую студенческую корпорацию Fraternitas Arctica. За участие в деятельности студенческого марксистского кружка в 1897 году подвергся аресту и заключению. Находясь под следствием, он на год был заключен в одиночную камеру тюрьмы в Митаве. После освобождения уехал за границу.

В 1900-1902 годах учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии: «Картофель в огородной и полевой культуре» и другие.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1907 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае (окрестности Выгозера в Поморье). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки».

В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ. Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908).

Став известным в литературных кругах, сблизился с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Н. Толстым.

Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.

В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

С осени 1917 года до весны 1918 года Пришвин был членом редакции газеты партии эсеров «Воля народа», публиковал в ней антибольшевистские статьи, 2 января 1918 г. был арестован и до 17 января 1918 года находился в тюрьме. Пришвин вступил в полемику с А. Блоком по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти). Спасаясь от повторного ареста, писатель в апреле 1918 года покинул Петроград и в унаследованном от матери небольшом имении под Ельцом занимался крестьянским трудом. Но осенью 1918 года имение было реквизировано по постановлению местного сельского Совета. После этого Пришвин работал библиотекарем в селе Рябинки, а затем учителем географии в бывшей Елецкой гимназии. Летом 1920 года писатель переехал на родину жены в Смоленскую губернию, где под городом Дорогобужем в селе Следово два года работал школьным учителем и одновременно работал в селе Алексино организатором Музея усадебного быта в бывшем имении купца Барышникова.

В 1922 г. Пришвин написал частично автобиографическую повесть «Мирская чаша» (первоначальное название - «Раб обезьяний»), но редактор журнала «Красная новь» А. Воронский отказался ее печатать, откровенно сказав автору о невозможности провести такое сочинение через цензуру. Пришвин послал повесть на рецензию Л. Троцкому, в сопроводительном письме выразив надежду на то, что «советская власть должна иметь мужество дать существование целомудренно-эстетической повести, хотя бы она и колола глаза». Однако Троцкий ответил так: «Признаю за вещью крупные художественные достоинства, но с политической точки зрения она сплошь контрреволюционна». В итоге повесть была напечатана лишь почти через 60 лет.

В конечном итоге Пришвин смирился с новой властью: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых - правое, хотя оно победит ещё очень не скоро.

Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

В 1930-е годы он обучался автоделу на Горьковском автозаводе и приобрел фургон, на котором путешествовал по стране. Ласково называл фургон «Машенька». А в последние годы жизни имел автомобиль «Москвич-401», который установлен в его доме-музее.

В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Соловецкий лагерь (очерк «Соловки») и Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога». В мае-июне 1935 года М. М. Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыл на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» - нетронутый топором лес, и нашёл его. Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там - сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт».

В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками. В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и негативных явлений советской действительности; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

Подробнее по этой теме см. Дневники М. М. Пришвина.

Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни. Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. М. М. Пришвин неоднократно называет себя коммунистом по своему мировоззрению, даже «первым настоящим коммунистом», и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

Художник света

Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата.

В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство ». В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica.

Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира ».

Писатель довёл до автоматизма все приёмы моментальной съёмки, записанные для памяти в дневнике:

надеть пенсне на шнурке - выдвинуть объектив - установить глубину резкости и выдержку («скорост ь») - настроить фокус «движением безымянного пальца » - взвести - сбросить пенсне и нажать спуск - надеть пенсне - записать условия съёмки и т. д.

Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать », называл себя «художником света » и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро ».Работая над циклами «фотозаписей » «Паутинки », «Капли », «Почки », «Весна света » он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит ».

Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры.

В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой », в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность… » Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

Михаи́л Миха́йлович При́швин ( -) - русский писатель, прозаик, публицист. В своём творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Пришвин родился в родовом имении Хрущёво-Лёвшино , которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

    Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожденная Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и денежные средства, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

    Отец проигрался в карты, ему пришлось продать конный завод и заложить имение. Он умер, разбитый параличом. В романе «Кощеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

    Являлся действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества .

    В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса вокруг деревни торфоразработчиками. В 1943 году писатель вернулся в Москву и выпустил в издательстве «Советский писатель» рассказы «Фацелия» и «Лесная капель». В 1945 году М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период 1946-1953 годах.

    Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

    Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

    Тем не менее, и по 8-томному изданию (1982-1986 гг.), где два тома целиком посвящены дневникам писателя, можно получить достаточное впечатление о напряженной духовной работе писателя, его честным мнениям о современной ему жизни, размышления о смерти, о том, что останется после него на земле, о вечной жизни. Интересны и его записи времен войны, когда немцы были под Москвой, там, порой, писатель доходит до полного отчаяния, и говорит в сердцах, что «быстрее бы уж, всё лучше чем эта неопределенность», он записывает ужасные слухи, которые разносят деревенские бабы. Все это есть в этом издании, несмотря на цензуру. Там же есть фразы, где М. М. Пришвин даже называет себя коммунистом по своему мировоззрению, и вполне искренне показывает, что вся его жизнь подвела его к этому пониманию высокого смысла коммунизма.

    Художник света

    Уже первую книгу - «В краю непуганых птиц» - Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1907 году во время похода по Северу с помощью принадлежащего попутчику громоздкого фотоаппарата .

    В 1920-е годы писатель начал серьёзно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить авторский словесный образ авторским же зрительным образом: «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство » . В его дневнике появились записи о заказе в 1929 году в Германии карманного фотоаппарата Leica .

    Пришвин писал: "Светопись, или как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и ещё, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет «сфотографирована» и достанется всем «мои видения реального мира ».

    Писатель довёл до автоматизма все приёмы моментальной съёмки, записанные для памяти в дневнике:

    надеть пенсне на шнурке - выдвинуть объектив - установить глубину резкости и выдержку («скорост ь») - настроить фокус «движением безымянного пальца » - взвести - сбросить пенсне и нажать спуск - надеть пенсне - записать условия съёмки и т. д.

    Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал «фотографически думать », называл себя «художником света » и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит «опять светозарное утро ». Работая над циклами «фотозаписей » «Паутинки », «Капли », «Почки », «Весна света » он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 года: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит ».

    Писатель не ограничивался съёмками на природе. В 1930 году он сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры .

    В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с камерой », в которой фотография должна была играть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявлением: «В виду того, что в настоящее время в общем порядке нельзя получить разрешение на ввоз фотокамеры из Германии, я обращаю Ваше внимание на особенное обстоятельство моей литературной работы в настоящее время и прошу сделать мне исключение в деле получения безвалютной лицензии на получение камеры… На мои фото-работы обратили внимание заграницей, и редакция Die Grüne Post , в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный аппарат Лейка с тремя переменными объективами. В таком аппарате я тем более нуждаюсь, что мой аппарат от усиленной работы пришёл в совершенную негодность… » Разрешение было дано и 1 января 1931 года желанная камера с многочисленными принадлежностями была у Пришвина.

    Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя сохранилось более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино - всё необходимое для домашней фотолаборатории: набор объективов, увеличитель, кюветы для проявителя и закрепителя, рамки для обрезки фотографий.

    Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: «Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком ».

    Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.

    Семья

    Первым браком был женат на смоленской крестьянке Ефросинье Павловне (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал », и Пётр (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году).

    В 1940 году М. М. Пришвин женился во второй раз. Его супругой стала Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). После смерти писателя она работала с его архивами, написала о нём несколько книг , много лет возглавляла музей Пришвина .

    Награды

    • Библиография

      • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-3. СПб.: Знание, 1912-1914
      • Пришвин М. М. Колобок: [По крайнему северу России и Норвегии] / Рисунки А. Могилевского . - М. : Л. Д. Френкель, 1923. - 256 с.
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 1-4. М.: Гослитиздат, 1935-1939
      • Пришвин М. М. Избранные произведения в двух томах. М.: Гослитиздат, 1951-1952
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956
      • Пришвин М. М. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Художественная литература, 1982-1986.

      Экранизации

      • - «Хижина старого Лувена» (фильм не сохранился)
      • - «Ветер странствий »

      Примечания

      1. Печко Л. П. Пришвин М. // Краткая литературная энциклопедия - М. : Советская энциклопедия , 1962. - Т. 9. - С. 23–25.


    Материнский капитал