Кто такой Ермак? Покорение сибири ермаком.

— легендарный казачий атаман, положивший начало освоению необъятных Сибирских земель русскими, является одной из известнейших фигур в истории России. К сожалению, достоверных сведений о дате и месте рождения славного атамана Ермака Тимофеевича нет. Согласно народным преданиям он был родом из деревни, расположенной на Северной Двине. Полное его имя было Ермолай, сокращенное — Ермак. И родился он где-то в 30-40 годах шестнадцатого века. Не известно, по какой причине Ермак покинул северную деревню и оказался на волжских просторах. Здесь он провел не меньше четверти века, возглавлял казачью станицу и вместе с казаками и другими атаманами совершал набеги на ногайские становища. В этих набегах Ермак отличался огромной храбростью, отвагой и смекалкой, со временем он стал знаменитым казачьим атаманом. В Ливонской войне в 1581 году он командовал казачьей сотней.

После перемирия с поляками и литовцами Ермак вместе со своей дружиной двинулась на Яик, где объединились с отрядом казаков под командованием Ивана Кольцо. Согласно некоторых источников, вскоре он получил предложение от уральских купцов Строгановых поступить к ним на службу, дабы охранять от набегов сибирских татар их владения. За прошедшее с 1572 по 1582 годы татары совершили не меньше пяти крупных вторжений, в которых подверглись грабежу, убийствам и насилию русские поселения, расположенные вдоль рек Чусовой, Каме, Сылве. Неоднократно они осаждают небольшие гододки и острожки, а также основную крепость Пермского края — город Чердынь.

Строгановы обеспечили Ермака порохом, свинцом и продовольствием и в сентябре 1582 года казачья флотилия, в которой были в основном легкие суда, двинулась по рекам Чусовой и Серебрянке. Преодолев расстояние в триста километров, двигаясь при этом против течения, казаки добрались до тагильских перевалов. Груз и суда через перевал они перенесли на руках, а затем по руслу рек, бравших свое начало у перевалов добрались до Тагила и дальше до Иртыша, преодолев еще более 1200 километров. Теперь быстрые сибирские реки сами несли легкие казачьи суда. По пути казакам приходилось вступать в бой с татарами и местными племенами, в устье Тобола был разгромлен важный сановник ханства Карачи.

Сибирский хан Кучум стал срочно собирать войско из татар и манси для битвы с казаками, командовал войском племянник Кучума, лучший полководец Маметкул. Согласно некоторых источников отряд Ермака насчитывал 540 казаков, в то же время войско хана Кучума в несколько раз превосходило их по численности. Однако, казаки были намного лучше вооружены. 26 октября 1582 года под Чувышевым мысом состоялось сражение, в результате которого был ранен предводитель татарского войска Маметкул, а хан Кучум со своими людьми обратился в бегство. Ермак с казаками вошел в Сибирь (Кашлык или Искер) — столицу Кучумова ханства. Захваченную добычу Ермак поделил поровну между казаками. Однако, хан не хотел сдаваться и через пять недель против Ермака выступило отборная Сибирская орда под предводительством Алея. 5 декабря 1582 года в битве у озера Абалак, благодаря опыту и таланту выдающегося полководца, казаки Ермака наголову разбили превосходящие в несколько раз силы противника.

Несмотря на победы, Ермак со своими соратниками понимали, что без помощи из России в виде продовольствия, оружия и людей они не смогут удержать Сибирь. На казачьем кругу они приняли решение, имевшее величайшее историческое значение, о присоединении Сибири к государству Российскому. Ермак отправил к царю посла, им был атаман Иван Кольцо. Были отправлены гонцы и к купцам Строгановым. Узнав о взятии Сибири, Иван Грозный богато одарил казаков и осенью 1583 года отправил к Ермаку князя Волховского в качестве сибирского наместника и с ним еще 300 стрельцов. Казаки с нетерпением ждали стрельцов, которые должны были доставить съестные припасы. Однако, почти все припасы были истрачены в пути и с наступлением зимы пришла голодная смерть. От голода погибли стрельцы и почти половина казацкого отряда. Ермак погиб в ночь на 6-е августа 1585 года, когда он с сотней казаков плыли по Иртышу. На спящих казаков напали татары Кучума. Согласно преданиям, Ермак был тяжело ранен и пытался доплыть до стругов, но утонул в Иртыше из-за тяжелой кольчуги. Казакам пришлось ненадолго уступить Сибирь Кучуму, которые через год они вернулись сюда с царскими войсками. Ими был сделан самый важный и трудный шаг в деле освоения Сибири.

Атаман, предводитель похода начала 1580-х годах в Сибирь, положившего начало присоединению Сибирского ханства к Русскому государству.

Час-то Ермак Тимофеевич ото-жде-ст-в-ля-ет-ся с В.Т. Але-ни-ным, уро-жен-цем вот-чин име-ни-тых куп-цов Стро-га-но-вых на реке Чу-со-вая. Бо-лее ос-но-ва-тель-ны вер-сии о том, что он ро-дил-ся близ города Тоть-ма или в селе Бо-рок на реке Се-вер-ная Дви-на. Су-ще-ст-ву-ет так-же вер-сия о его про-ис-хо-ж-де-нии из ста-ни-цы Ка-ча-лин-ской на До-ну. Од-на-ко вви-ду ед-ва ли не по-все-ме-ст-но-го рас-про-стра-не-ния име-ни «Ер-мак» (ко-то-рое нель-зя счи-тать про-зви-щем) точ-но ус-та-но-вить его про-ис-хо-ж-де-ние не уда-ёт-ся. Ино-гда за на-стоя-щее имя Ермака Тимофеевича ис-сле-до-ва-те-ли при-ни-ма-ют дру-гое (Ер-мо-лай, Ер-мил, Ере-мей, Гер-ман, Ти-мо-фей; ка-за-ки про-зва-ли его Ток-мак). Ермака Тимофеевича име-но-ва-ли так-же «По-вол-ским», ско-рее все-го по-то-му, что он воз-глав-лял от-ряд волж-ских ка-за-ков (не ис-клю-че-но, что в Са-мар-ской Лу-ке). В од-ной из позд-них ле-то-пи-сей со-хра-ни-лось опи-са-ние Ермака Тимофеевича - «рос-лый, и вид-ный, и вся-кой муд-ро-сти пре-ис-пол-нен, ши-ро-ко-лиц», с чёр-ны-ми во-ло-са-ми и бо-ро-дой, су-ту-ло-ват и пле-чист. Ка-за-чий от-ряд Ермака Тимофеевича дли-тель-ное вре-мя дей-ст-во-вал про-тив та-тар в По-вол-жье. В 1580 году и 1581 году Ермак Тимофеевич, ви-ди-мо, от-би-вал та-бу-ны ло-ша-дей у но-гай-цев на Вол-ге; по не-ко-то-рым све-де-ни-ям, он за-ни-мал-ся гра-бе-жом цар-ских су-дов, ино-зем-ных по-слов и ку-пе-че-ских ка-ра-ва-нов. Мне-ние об уча-стии Ермака Тимофеевича в по-след-них кам-па-ни-ях Ли-вон-ской вой-ны 1558-1583 годов ма-ло-убе-ди-тель-но: ско-рее все-го, в 1581 году с поль-ско-ли-товскими вой-ска-ми не-по-да-лё-ку от Мо-ги-лё-ва сра-жал-ся дру-гой ата-ман с та-ким же име-нем.

В начале 1580-х годов Стро-га-но-вы, по всей ви-ди-мо-сти, дав-но знав-шие Ермака Тимофеевича, при-гла-си-ли его от-ряд для обо-ро-ны го-род-ков Перм-ско-го края от на-бе-гов та-тар и во-гу-лов. В кон-це ав-гу-ста - на-ча-ле сен-тяб-ря 1582 года вверх по ре-кам Чу-со-вая и Се-реб-рян-ка от-ряд Ермака Тимофеевича на-чал по-ход в Си-бирь. Воз-мож-но, это бы-ло сде-ла-но по за-да-нию Стро-га-но-вых, но не ис-клю-че-но, что по-ход стал соб-ст-вен-ной ини-циа-ти-вой ка-за-ков. От-ряд во-ло-ком пре-одо-лел Урал, про-шёл по ре-кам Ба-ран-ча и Та-гил, а за-тем вниз по Ту-ре и То-бо-лу. Ка-за-чья «дру-жи-на» на-счи-ты-ва-ла 540 человек (с ни-ми так-же шли 300 ли-тов-цев и нем-цев - во-ен-но-плен-ных, слу-жив-ших у Стро-га-но-вых), рас-по-ла-га-ла, в от-ли-чие от про-тив-ни-ка, ог-не-стрель-ным ору-жи-ем (пе-ре-во-зи-лось в основном на ма-нев-рен-ных греб-ных су-дах, поч-ти не-до-ся-гае-мых для татарской кон-ни-цы). Ею пред-во-ди-тель-ст-во-ва-ли, кро-ме Ермака Тимофеевича, так-же ата-ма-ны Иван Коль-цо (Коль-цов), Иван Гро-за, Ни-ки-та Пан, Мат-вей Ме-ще-ряк, Яков Ми-хай-лов, под-чи-няв-шие-ся Ермаку Тимофеевичу. От-ряд Ермака Тимофеевича раз-гро-мил си-лы си-бир-ско-го ха-на Ку-чу-ма в уро-чи-ще Ба-ба-сан и у Ка-ра-уль-но-го Яра, ов-ла-дел улу-са-ми мурз Ка-ра-чи и Ати-ка, а 23 октября (2 ноября) 1582 года в ре-шаю-щем сра-же-нии под Чу-ва-ше-вом в устье реки То-бол, где та-та-ры уст-рои-ли за-се-ку, на-нёс по-ра-же-ние вой-ску Ма-мет-ку-ла (Му-хам-ме-да Ку-ли), пле-мян-ни-ка Ку-чу-ма. 26 октября (5 ноября) всту-пил в хан-скую став-ку Ис-кер (Каш-лык), по-ки-ну-тую Ку-чу-мом и жи-те-ля-ми. В начале де-каб-ря 1582 года, по-сле убий-ст-ва та-та-ра-ми не-сколь-ких ка-за-ков на Аба-ла-ке, Ермак Тимофеевич вновь раз-бил Ма-мет-ку-ла, ко-то-рый вско-ре был взят в плен на реке Ва-гай не-боль-шим от-ря-дом, по-слан-ным ата-ма-ном, и от-прав-лен в Мо-ск-ву. Ут-вер-див-шись в Каш-лы-ке, Ермак Тимофеевич стал при-во-дить к при-ся-ге на вер-ность ца-рю Ива-ну IV Ва-силь-е-ви-чу Гроз-но-му на-се-ле-ние Си-би-ри и взи-мать с не-го дань (ясак) в поль-зу русского го-су-да-ря, к ко-то-ро-му от-пра-вил ка-за-ков с от-пис-кой о за-вое-ва-нии Си-бир-ско-го хан-ст-ва. Пре-да-ния о том, что царь на-гра-дил ата-ма-на дву-мя пан-ци-ря-ми, шу-бой и по-зо-ло-чен-ным куб-ком, при-ка-зал име-но-вать Ермака Тимофеевича си-бир-ским кня-зем, не-дос-то-вер-ны. Ве-ро-ят-но, Ермак Тимофеевич и его спод-виж-ни-ки бы-ли по-жа-ло-ва-ны день-га-ми и сук-на-ми. От-ряд чис-лен-но-стью 300 человек под на-ча-лом князя С.Д. Бол-хов-ско-го, при-слан-ный на по-мощь Ермаку Тимофеевичу для удер-жа-ния за-воё-ван-ных тер-ри-то-рий, поч-ти це-ли-ком по-гиб от го-ло-да в Каш-лы-ке. В 1583 году, во вре-мя по-хо-да по Ир-ты-шу и Оби до На-зим-ско-го го-род-ка, Ермак Тимофеевич под-чи-нил об-шир-ную тер-ри-то-рию, об-ло-жив её яса-ком. По при-го-во-ру Ермака Тимофеевича и его «дру-жи-ны» («то-вар-ст-ва») от-ряд Ива-на Коль-ца (40 человек) был от-прав-лен на по-мощь от-ко-че-вав-ше-му от Ку-чу-ма Ка-ра-че, ко-то-рый ве-ро-лом-но унич-то-жил его и за-тем оса-дил Каш-лык. Ермак Тимофеевич и его со-рат-ни-ки от-стоя-ли го-род, а в хо-де вы-ла-зок ка-за-ков та-та-ры по-нес-ли круп-ные по-те-ри. В 1585 году Ермак Тимофеевич, стре-мив-ший-ся на-ла-дить ус-той-чи-вые тор-го-вые свя-зи с го-су-дар-ст-ва-ми Средней Азии, во гла-ве от-ря-да ка-за-ков дви-нул-ся по Ир-ты-шу на-встре-чу бу-хар-ским куп-цам, ко-то-рых хан Ку-чум не про-пус-кал к Каш-лы-ку. Не встре-тив их, Ермак Тимофеевич от Ат-ба-ша по-вер-нул об-рат-но и за-но-че-вал близ устья реки Ва-гай (по другим дан-ным, в Ва-гай-ской из-лу-чи-не Ир-ты-ша; воз-мож-но, на ост-ро-ве). Но-чью та-та-ры вне-зап-но на-па-ли на спав-ших ка-за-ков, ко-то-рые не вы-ста-ви-ли стра-жи, часть их пе-ре-би-ли, а часть об-ра-ти-ли в бег-ст-во. Сам Ермак Тимофеевич из-за тя-жё-лых дос-пе-хов не смог до-б-рать-ся до от-плы-ваю-ще-го стру-га и уто-нул (не-ко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли счи-та-ют, что он был убит кем-то из та-тар - при-бли-жён-ных ха-на). Уз-нав о ги-бе-ли сво-его пред-во-ди-те-ля, его от-ряд (90 человек) под на-ча-лом го-ло-вы И. Глу-хо-го че-рез Ураль-ские го-ры вер-нул-ся в Перм-ский край. Те-ло Ермака Тимофеевича, най-ден-ное че-рез не-де-лю по-сле его ги-бе-ли, та-та-ры и ос-тя-ки по-хо-ро-ни-ли под со-сной на Баи-шев-ском клад-би-ще у Епан-чин-ских юрт.

Ме-сто по-гре-бе-ния и дос-пе-хи «слав-но-го и ра-то-бор-но-го» ата-ма-на ста-ли пред-ме-том по-кло-не-ния ме-ст-ных жи-те-лей, а сам Ермак Тимофеевич - ге-ро-ем мно-го-численных уст-ных пре-да-ний и ле-то-пис-ных рас-ска-зов (например, в со-ста-ве Еси-пов-ской, Стро-га-нов-ской, Кун-гур-ской, Ре-ме-зов-ской, Че-ре-па-нов-ской ле-то-пи-сей). По-ход Ермака Тимофеевича сы-грал важ-ную роль в рас-про-стра-не-нии пра-во-сла-вия в Си-би-ри. С 1622 года Ермак Тимофеевич и его по-гиб-ших со-рат-ни-ков еже-год-но по-ми-на-ли в то-боль-ском Со-фий-ском со-бо-ре в не-де-лю тор-же-ст-ва пра-во-сла-вия как му-че-ни-ков за ве-ру, ут-вер-див-ших хри-сти-ан-ст-во в Си-би-ри.

Вокруг одного только происхождения Ермака и его имени даже в научной литературе, не говоря уже о фольклоре, сложилось огромное количество версий. Одни историки считали его помором, выходцем с русского Севера, другие - уроженцем Урала, исходившим в молодости реки Каму и Чусовую. Бытует также версия о тюркском происхождении Ермака. Звучное имя легендарного атамана считается производной от Ермолая, Ермила, Еремея, а то и признаётся прозвищем казака, крещённого Василием. Великий русский историк Н. М. Карамзин приводил в своей «Истории государства Российского» описание внешности Ермака: «Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, бороду чёрную, волосы тёмные, кудрявые, глаза светлые, быстрые, зерцало души пылкой, сильной, ума проницательного». Этот портрет точно примиряет любые споры о малой родине Ермака. Он описан поэтично, но ведь и сам Карамзин именовал главу о Сибири поэмой.

Впрочем, где бы ни родился Ермак Тимофеевич и как бы ни выглядел, можно с уверенностью сказать, что поначалу он верховодил казачьей дружиной на Волге, грабил следующие по реке купеческие суда и был тем вполне доволен. Что же произошло потом?

Так встречаются братья

Весной 1581 года в небо потянулся дым от крыш русских поселений в вотчинах купцов Строгановых в Прикамье, разоряемых ногайскими татарами. Немногим позднее там же взбунтовались вогулы, в Поволжье - черемисы, а на исходе лета в Приуралье нагрянул пелымский князь Аблегирим: «князь ратью, а с ним людей семьсот человек, их де слободки на Койве, и на Обве, и на Яйве, и на Чюсовой, и на Сылве деревни все выжгли, и людей и крестьян побили, жон и детей в полон поймали, и лошади и животину отогнали…» . Строгановы извещали об этом Москву в конце года, но к тому времени грозному царю уже было известно о творящихся лиходействах. На рубеже июня - июля 1581 года казаки сожгли столицу Ногайской орды Сарайчик.

Парсуна Ермака Тимофеевича, созданная в XVIII веке. Неизвестный автор портрета изобразил атамана в западной экипировке, что стало основанием для появления версии об участии немцев в Сибирском походе

Тогда же посол Русского царства у ногаев В. И. Пелепелицын собрался в путь-дорогу до Москвы с посланцами князя Уруса, обильной охраной в три сотни наездников и бухарскими купцами. На Волге, близ нынешней Самары, на караван напали и ограбили его лихие казаки: «Иван Кольцо, да Богдан Борбоша, да Микита Пан, да Савва Болдыря с товарыщи…» . Среди имён будущих сподвижников Ермака сам он не упомянут, хотя годом ранее угнал у ногайского мурзы караван в тысячу голов, а весной 1581 года - ещё шестьдесят скакунов. Резвые кони пригодились казакам на западной окраине царства.

Вероятно, Ермак участвовал в сражениях Ливонской войны, будучи не рядовым казаком, а сотником. Важнейшее тому свидетельство - текст письма коменданта Могилёва, направленного в 1581 году Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич - атаман казацкий» .

Лев и единорог на знамени Ермака, бывшем с ним при покорении Сибири

К августу 1581 года станица, которую возглавлял Ермак, по версии историка А. Т. Шашкова, наряду с другими войсками была направлена Иваном IV на Волгу. Они вышли к Сосновому острову, где вольные казаки застигли врасплох русско-ногайское посольство. Там-то и встретились Ермак и его верные соратники по Сибирскому походу. Части ордынцев удалось уйти на Яик. Объединившиеся казаки преследовали их. Атаманы понимали: за налёт на посольский караван царь не погладит по головам, скорее уж головы покатятся с плах. На совете решено было следовать в Приуралье. По Волге казаки добрались до Камы, выше по её течению достигли реки Чусовой, затем Сылвы и здесь схлестнулись с людьми князя вогулов Аблегирима: «Нехто был в Сибири ж пелымский князь Аплыгарым, воевал своими татары Пермь Великую» .

«Семь казаков»

За спиной владыки Пелыма стоял сибирский хан Кучум. Захватив власть над просторами вокруг Иртыша и Тобола ещё в 1563 году, он продолжил было платить ясак московскому царю. Но подавление очагов сопротивления узурпатору в Сибири среди татар, ханты и манси развязало ему руки. Восточные русские окраины занялись огнём.


Фрагменты из «Краткой сибирской летописи» Семёна Ремезова (СПб., 1880). Слева: «Слыша Ермак от многих Чюсовлян про Сибирь яко царь владелец, за Каменем реки текут на двое, в Русь и в Сибирь, с волоку реки Ница, Тагил, Тура пала в Тобол, и по них живут Вогуличи, ездят на оленях…». Справа: «Собрании воини в лето 7086 и 7, с Ермаком с Дону, с Волги и с Еику, из Астрахани, из Казани, ворующе, разбиша государевы казенные суды послов и Бухарцов на усть Волги реки. И слыша посланных от царя с казнью и овии от них разыдошася, другии от многаго числа разбегошася в различные грады и веси».
dlib.rsl.ru

Строгановы били челом Ивану Грозному, испрашивая сперва ратников для защиты, а вскоре - дозволения нанять их самим. Аккурат тогда на Чусовую пожаловал Ермак сотоварищи. Купцы остереглись упоминать их в челобитной: брать на свой кошт государевых разбойников было бы себе дороже. На исходе 1581 года царь Иван дал Строгановым добро не только на наём ратников, но и на ответные меры: « А которые вогуличи на их остроги войною приходят и задоры чинят… И на тех бы вогулич приходили, и над ними промысл я… войною изд осадите, и вперёд им неповадно воровать» . Тогда же на Урал, в Чердынь, прибыл и новый воевода - не кто иной, как В. И. Пелепелицын. Он не забыл пережитого, хотя и не спешил припоминать своих обид людям Ермака. Те зазимовали на Сылве, периодически устраивая вылазки в вогульские улусы. Весна 1582 года вскрыла лёд на реках, а вслед за этим пришла и грамота от царя. Строгановы перекрестились и снарядили посольство к казакам. Приняв приглашение купцов, те 9 мая оставили лагерь на Сылве и пошли вниз, до устья Чусовой. Первоначально соглашение сводилось к походу в Пелым, чтобы отплатить Аблегириму той же монетой. Солепромышленники готовы были снабдить казаков и оружием, и припасами на совесть.

На сборы ушла большая часть лета. В конце августа сибирцы с вогулами сами напали на русские городки, как и год тому назад. Набег возглавлял старший сын хана Кучума Алей. Участвовали в нём и люди пелымского князя. «В это время дружина Ермака, отразившая нападение воинства Алея на Нижнечусовской острог и тем самым выполнившая свои обязательства перед М. Я. Строгановым, переменила свои планы в отношении похода на Пелым», - пишет Шашков. - «Волжские казаки решили ответить ударом на удар. А посему главной их целью стала теперь Сибирь» .

За Камень!

Назвать затеянную экспедицию авантюрой - значит, не сказать ничего. Историки доселе спорят о численности войска Ермака. Минимумом обычно считаются 540 «православных воев», которых нередко «усиливают» тремя сотнями поляков, литовцев и немцев. Строгановы якобы выкупили у царя военнопленных с фронта Ливонской войны, а затем вверили атаману. Основным доводом служит походящая на западноевропейскую экипировка Ермака и его воинов на более поздних изображениях. Правда, по сведениям Семёна Ремезова, такие доспехи и шлемы имелись у всех участников похода, и в первую очередь у его предводителя. Ну а упомянутое число косвенно подкрепляется количеством стругов, на которых Ермак сотоварищи пошли «за Камень»: 27 судов, по 20 воинов на каждом.

Путь был невероятно тяжек. Вверх по Чусовой казаки пошли до реки Серебрянки, из которой струги пришлось тащить посуху волоком целых 25 вёрст (1 верста равна 1,07 км) до реки Баранчи, из неё - в Тагил, затем в Туру, из Туры в Тобол… « Казачьи струги, приспособленные для плавания на морях, шли под парусами, лавируя на многочисленных речных поворотах», - отмечал выдающийся советский историк Р. Г. Скрынников. - «Гребцы, сменяя друг друга, налегали на вёсла» .


Фрагмент из «Краткой сибирской летописи» Семёна Ремезова (СПб., 1880): «Весне же пришедши, яко храбрии казацы видевше и разумевше, что Сибирская страна богата и всем изобилна и живущии люди в ней не воисты, и поплыша вниз по Тагилу майя в 1 день, разбиваше суды по Туре и до перваго князя Епанчи, идеже ныне Епанчин Усениново стоит; и ту собрашася много Агарян и бои починиша по многи дни, яко лука велика, вверх ходу 3 дни, и в той луке биюшеся велми до выезду, и ту казацы одолеша».
dlib.rsl.ru

Начало Сибирского похода Ермака до сих пор нередко датируют осенью 1581 года: с долгой дорогой и зимовкой в горах, ожиданием, пока на Тагиле не вскроется лёд и так далее. При всей сложности пути казаков эту версию следует признать преувеличением. Поход не затянулся на целый год - он проходил, как и начался, споро и решительно. Следование до столицы Кучума сильно замедлилось бы стычками с воинами из покорных ему улусов, но Погодинская летопись не содержит описаний сколь-либо серьёзных боёв. Первым из них стала встреча у Епанчина. Согласно выполненному дьяками Посольского приказа в Москве описанию со слов сподвижника Ермака, « догребли до деревни до Епанчины… и тут у Ермака с тотары с кучюмовыми бой был, а языка татарского не изымаша» . Одному из подданных хана удалось сбежать. Вероятно, он и принёс в Кашлык весть о пришельцах с диковинными луками, что пышут огнём, веют дым и сеют смерть невидимыми стрелами.

Ермак лишился драгоценного эффекта неожиданности, заведомого преимущества в борьбе при сильном превосходстве неприятельских сил. Но ни атаман не отступил от задуманного, ни Кучум не был сильно встревожен: ведь он уже сделал свой ход, бросив Алея с войском на русские городища. Москва вела тяжёлую войну на западе и не могла позволить себе роскоши разбрасываться дружинами на востоке - пожалуй, так рассуждал хан. Тем не менее Кучум поспешил созвать для отпора всех способных держать лук и клинок из сибирских улусов. А вот тот факт, что он призвал хантские и мансийские селения под свои знамёна, сегодня вызывает сомнения у историков. Вскоре паруса казачьих стругов запестрели на глади Тобола. Местом исторической встречи казачьих атаманов стала переправа на Волге, хан же вышел с войском к берегу Иртыша, на Чувашев мыс.

Дата сражения - ещё один предмет спора историков. Она точно не известна доселе, «назначается» различными авторами на разные дни, но большинство и летописцев, и учёных сходятся на 26 октября (5 ноября по новому стилю) 1582 года. Согласно одной из версий, Ермак даже намеренно приурочил сечу ко дню памяти святого Димитрия Солунского. « Русские книжники, скорее всего, пытались придать «Сибирскому взятию» символический смысл», - отмечает историк Я. Г. Солодкин.


Фрагменты из «Краткой сибирской летописи» Семёна Ремезова (СПб., 1880) о бое на Чувашевом мысу. Слева: «Умыслиша ж вси казацы на совершенный удар, и се брань 4-я с Кучюмляны. Кучюму ж стоящу на горе и с сыном его Маметкулом у засеки; егда ж казацы, по воли Божии, изыдоша из города… И разишася вси воедино, и бысть брань велия…». Справа: «Оружия же не бе у Кучюмлян, точию луки и стрелы, копия и сабли. Бе же 2 пушки у Чюваш. Казацы ж умолвиша голк их; они ж бросиша их с горы в Иртыш. Стояще Кучюм на Чювашской горе и видев многое видение своих, зело плакашеся…».
dlib.rsl.ru

Казаков было в десять, а то и в двадцать раз меньше, нежели сибирцев. Однако отступать им было некуда, к тому же у Ермака сотоварищи имелось огнестрельное оружие. В начале битвы, когда казаки подобно морским пехотинцам высаживались на берег со стругов, «огненный бой» не приносил особого вреда противникам, укрывшимся за бревенчатым тыном. Однако, когда племянник хана Маметкул вывел сибирских татар из-за укрытия и бросил в атаку, казаки дали ещё несколько удачных залпов из пищалей. Остяцким и вогульским воинам было довольно и этого. Их князьки принялись уводить людей с поля брани. Уланы Кучума попытались спасти положение отчаянным ударом во главе с Маметкулом, но пуля настигла и его самого. Раненый сибирский военачальник едва не угодил в плен. Войско хана рассеялось. Кучум оставил столицу и бежал. Иногда между битвой и вступлением в Кашлык историки закладывают до двух дней, хотя неясно, зачем казакам было так мешкать. В тот же день атаманы сотоварищи вошли в покинутое сибирское городище.

Легенды о легенде

Последующая история экспедиции Ермака не менее былинна, чем её предыстория и ход до Чувашева мыса. Это определение не случайно: даже известные, считающиеся традиционными события заставляют исследователей спорить до хрипоты. Например, 5 декабря того же 1582 года оправившийся от ранения Маметкул во главе отряда напал на казаков атамана Богдана Брязги, отправившихся рыбачить на озеро Абалак. Те были перебиты. Разгневанный Ермак ринулся в погоню. Была ли то сеча, затмившая Чувашев мыс, или незначительная стычка? Источники дают основание для обеих точек зрения.


«Покорение Сибири Ермаком». Художник Василий Суриков, 1895 год

Далее, знаменитое посольство 1583 года в Москву от казаков, кланяющихся Ивану Грозному в ноги Сибирью. Алексей Толстой в «Князе Серебряном» превосходно описал этот луч света в темнеющем в преддверии Смуты царстве с прибытием ко двору сперва Строгановых, а затем и лихого атамана Ивана Кольцо: «Ц арь протянул к нему руку, а Кольцо поднялся с земли и, чтобы не стать прямо на червлёное подножие престола, бросил на него сперва свою баранью шапку, наступил на неё одною ногою и, низко наклонившись, приложил уста свои к руке Иоанна, который обнял его и поцеловал в голову» . В действительности даже победители Кучума едва ли добрались бы до столицы без подорожной или грамоты на то от государя. Грамота, к слову, была - опальная. В ней Иван Грозный со слов воеводы Пелепелицына обвинял и Строгановых, и казаков: «И то зделалось вашею изменою… Вы вогуличь и вотяков и пелымцев от нашего жалованья отвели, и их задирали и войною на них приходили, да тем задором с Сибирским салтаном ссорили нас, а волжских атаманов, к себе призвав, воров наняли в свои остроги без нашего указу».

Иван Кольцо якобы погиб от рук прислужников советника хана Кучума Карачи, вероломно заманившего атамана и ещё 40 казаков в ловушку. Однако, если посланники Карачи и приезжали в Кашлык, как об этом говорится в труде Семёна Есипова, то должны были буквально столкнуться там с людьми воеводы Семёна Болховского, аккурат прибывшего на подмогу Ермаку. Вдобавок могла ли лихая ватага во главе с опытным атаманом польститься на посулы неприятельского вельможи? Как бы то ни было, случившееся являлось преданием уже для первых летописцев похода.


«Послы Ермаковы – атаман Кольцо с товарищами бьют челом Ивану Грозному Царством Сибирским». Гравюра XIX века

Наконец, дата смерти самого Ермака примерно ясна - она настигла победителя Кучума в августе 1584 года. Обстоятельства же её покрыты туманом неизвестности. Вполне вероятно, что атаман утонул в реке в ходе боя. Однако легенду о гибели Ермака из-за якобы утянувшего его на дно тяжёлого панциря, подаренного Иваном Грозным, следует и оставить в числе легенд.

В заключение хотелось бы вернуться к спорам о малой родине Ермака: пожалуй, они всё же не случайны. Простому казаку суждено было стать без преувеличения национальным героем, олицетворением движения России на восток, «за Камень», к Тихому океану - и первопроходцем на этом пути. Сибирский поход Ермака пришёлся на канун Смуты. Она подкосила государство, но не стёрла проторенной атаманом колеи. В известном смысле две даты - 5 ноября, день взятия Ермаком столицы Сибирского ханства, и 4 ноября, ныне День народного единства, - в российской истории сближает не только календарь.

Литература:

  1. Зуев А. С. Мотивация действий и тактика дружины Ермака в отношении сибирских инородцев // Уральский исторический вестник. 2011. № 3 (23). С. 26-34.
  2. Зуев Ю. А., Кадырбаев А. Ш. Поход Ермака в Сибирь: тюркские мотивы в русской теме // Вестник Евразии. 2000. № 3 (10). С. 38-60.
  3. Скрынников Р. Г. Ермак. М., 2008.
  4. Солодкин Я. Г. «Ермаково взятие» Сибири: дискуссионные проблемы истории и источниковедения. Нижневартовск, 2015.
  5. Солодкин Я. Г. «Ермаково взятие» Сибири: загадки и решения. Нижневартовск, 2010.
  6. Солодкин Я. Г. Остяцкие князья и хан Кучум накануне «Сибирского взятия» (к интерпретации одного летописного известия // Вестник угроведения. 2017. № 1 (28). С. 128-135.
  7. Шашков А. Т. Сибирский поход Ермака: хронология событий 1581-1582 гг. // Известия УрГУ. 1997. № 7. С. 35-50.
Одни называют его потомственным казаком, человеком недюжинной силы и мужества, радетелем за славу земли русской, другие - бесшабашным и удалым разбойником, промышлявшим набегами и грабежом. Если верить народной мудрости, истина всегда находится где-то посередине.

И не то, чтобы «роду безвестного», как писал историк Николай Карамзин, но все очень запутано с происхождением Ермака Тимофеевича. Если верить одним летописям, был он выходцем с берегов Дона, уроженцем казачьей станицы Качалинская. В других источниках местом его рождения называют Урал. Есть также очень интересная версия, согласно которой родословная Ермака восходит к ветви Сибирских князей.
Черн брадою и прекудряв
В одном из рукописных сборников 18 века есть упоминание о происхождении Ермака, причем говорится, что принадлежит оно самому Ермаку Тимофеевичу: «О себе же Ермак известие написал, откуда рождение его…». Итак, отец атамана перебрался из Суздаля, где семья жила «в скудости и бедности», на Урал, в «камские изобильные места», а затем - на земли за Уралом, близ реки Тобол, вытребовав себе разрешение строить крепости на Оби и Иртыше. И уже здесь, за каменным поясом Урала, Тимофей осел, женился и воспитал двух сыновей: Родиона и Василия (Ермак). «Весьма мужествен и разумен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, плоск и плечист», - так описывается внешность Ермака в Ремизовской летописи.
Не все прозрачно и с именем легендарного атамана.
Есть две основные версии относительно имени «Ермак». Сторонники первой считают, что «Ермак» - имя собственное и является производным от Еремея, Ермолая и даже - Германа. Однако другая версия кажется более правдоподобной. Очень часто на Руси имена, а затем и фамилии возникали из прозвищ. Вспомните выражение: «говорящая фамилия», то есть звучная, содержащая в себе меткую характеристику либо нрава человека, либо его деятельности.
В толковом словаре Владимира Даля словом «ермак» назван небольшой жернов для ручных крестьянских мельниц. А если взять за основу, что слово «Ермак» - тюркского происхождения, то возникает следующая аналогия: читаем в татаро-русском словаре - ермак - размытая водой канава, ерма - прорыв, ерту - драть, рвать. Вот вам, пожалуйста, и скрытый смысл, имя, говорящее за человека. Человек - прорыв или человек - прорва. Думается, и то, и другое - справедливо. Никогда не станет народным героем, пассионарием, человек слабый духом, не способный на прорыв. И не возникает никакого сомнения, что именно прорывом в истории государства Российского стало покорение Ермаком Сибири.
«Вождь непорабощенных воинов»
Первые упоминания о военных походах Ермака относятся к 60-м годам 16 века. Вольные казаки в то время участвовали в самых значительных военных событиях. Так, согласно летописям, Ермак со своей дружиной под стенами Москвы воевал против крымского хана Давлет-Гирея. Известно также, что в течение почти двадцати лет защищал он южные границы России от татарских набегов. Вот как описывает черты характера Ермака Тимофеевича А.Н. Радищев в очерке «Слово о Ермаке»: «Ермак, избранный единожды верховным начальником своею собратею, умел над ними удержать свою власть…Чтобы владычествовать над множеством, нужно величие духа или же изящность почитаемого какого-либо качества, Ермак имел первое и многие из тех свойств, которые нужны воинскому вождю, а паче вождю непорабощенных воинов».
Принимал Ермак участие и в Ливонской войне. Безудержно-смелый, он в то же время был прекрасным стратегом и суровым военачальником. Во время военных действий против ливонцев польский комендант города Могилева доносил королю Стефану Баторию, что в русском войске были «Василий Янов - воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич - атаман казацкий».
В то время как основные силы русской армии были сосредоточены у западных рубежей государства, где уже много лет шла Ливонская война, на востоке страны к 1576 г. участились набеги на русские земли сибирского хана Кучума. Перестав платить ежегодную дань пушниной Русскому государству, Кучум пытается вытеснить Строгановых с Западного Урала. В 1577 году купцы Строгановы нанимают Ермака с дружиной для охраны своих владений от набегов. Однако вскоре становится понятно, что, просто обороняясь от посягательств воинственного князя, проблему не решить. Заручившись согласием государя Ивана Грозного, Строгановы приказывают Ермаку создать боевую дружину и выступить в поход против Кучума на Сибирские земли.
Князь Сибирский
Итак, в июне 1579 года (а по другим данным - в сентябре 1581) Ермак отправляется в поход.
Чем руководствовался Ермак? Каким был основной мотив в его стремлении покорить Сибирское царство? И здесь мнения историков расходятся. По одной версии, войско в 540 человек было собрано Ермаком Тимофеевичем по указу Строгановых, причем последние сами обеспечили воинов оружием и провиантом. В других источниках говорится, что и сам царь Иоанн Васильевич был против похода (дескать, не время боевыми силами раскидываться, лучше границы государства оборонять от набегов), да и Строгановы к походу этому отношения не имели. Ермак же, самовольно напав на имение Строгановых, разграбил его и выступил войском в Сибирь. Примечательно, что костяк собранного войска составили казачьи атаманы, до этого занимавшиеся разбоем и грабежом: Иван Кольцо, Матвей Мещеряк, Богдан Брязга и Никита Пан. Они примкнули к Ермаку в надежде, что после победной военной кампании на благо России их не вполне геройское прошлое будет прощено и забыто. Как бы там ни было, значение для России такого события, как покорение Сибири, переоценить сложно. И не важно, укладывается ли этот поход в рамки официальной политики российского государства на тот момент, или в основе его лежали личные мотивы Ермака Тимофеевича, в любом случае - произошло событие огромной исторической важности.
По пути следования к столице Сибирского ханства городу Искеру казачье войско пополнялось, в итоге численность его с 540 возросла до 1650 человек. Проплыв по реке Каме, потом вверх по реке Чусовой и реке Серебрянке, войско Ермака переходит Тагильский перевал и уже по реке Тагил спускается в реку Туру. На берегах Туры происходит первое столкновение казаков с татарами. Ермак захватывает несколько небольших городов и неумолимо приближается к столице Сибирского ханства - Искеру. Хан Кучум, прослышав про победы Ермака, лихорадочно собирает войско, требуя от князей и мурз, чтобы те пришли к стенам Искера со своими отрядами. Надо сказать, что численный перевес был явно на стороне Кучума: ему удалось собрать десятитысячное войско. Но под яростным напором казаков насильно собранные Кучумом войска начали разбегаться. Кроме того, в бою был ранен предводитель татарской конницы Маметкул, что «обезглавило» ханское войско. В итоге в ночь на 26 октября 1582 года Кучум позорно бежит из своей столицы. Взятие Искера стало отправной точкой в истории освоения Сибири: территория нижнего Приобья входит в состав Русского государства, а малые народности (ханты, манси и некоторые татарские улусы) принимают русское подданство.
Не став почивать на лаврах, Ермак стремится закрепить свою победу, и с наступлением весны 1583 года казацкие войска выступают в поход по Иртышу, подчиняя местных князьков. К лету 1583г. земли до устья Иртыша были подчинены. Сибирское ханство распалось. Примерно в это же время Ермак направляет гонцов в Москву с известием о покорении Сибири. Иван Грозный жалует Ермаку титул «Князь Сибирский», прощает осужденных ранее казаков, доблестью своей доказавших преданность государству, кроме того, обещает выслать помощь в 300 стрельцов. Однако обещанной помощи из Москвы Ермаку пришлось ждать два года. Да и помощь, откровенно говоря, была уже не ко времени…
«Праздник мести»
К 1585 году Кучум вновь заявляет о себе. Ему снова удается собрать войско для борьбы с Ермаком. Чтобы выманить казаков из укрепления, Кучум распространяет ложные слухи о том, что татары задержали торговый караван бухарцев, направляющийся к казакам. Последняя зима в Сибири была сложной для войска Ермака Тимофеевича. Запасов продовольствия не хватало, в отряде начался голод. Ермак с отрядом в 150 человек отправляется вверх по Иртышу до устья реки Шиш.
Здесь 6 августа 1585 Кучум вероломно нападает на отряд Ермака у устья р.Вагая (приток Иртыша). Тяжело раненый, Ермак пытается переплыть Вагай, но тяжелая кольчуга - дар царя Ивана Грозного - тянет его ко дну («был одет он царскими панцири, струг же его отплыл от берега и он, не дошед, утопе»). Согласно летописям, тело Ермака было обнаружено татарами и «праздник мести» длился шесть недель (в мертвое тело пускались стрелы). Погребен был Ермак, по преданию, на «Баишевском кладбище под кудрявой сосной».

Светлана Ивченко

09.05.2015 0 10367


Насколько сложно отличить реальную историю от умело рассказанной легенды? Особенно когда обе они касаются абсолютно реального человека. О Ермаке Тимофеевиче , казачьем атамане, жившем в середине — конце XVI века, легенды сочиняли как друзья, так и враги.

Великий воин и покоритель Сибири, сражавшийся и погибший во славу своей страны. Споры идут насчет его имени, количества войск под началом и обстоятельств смерти... Но подвиг его не вызывает сомнений.

Голод и осада

Сибирь, татарский город Кашлык (Искер), 1585 год. Зима была долгой и чудовищно холодной, даже по сибирским меркам. Снега навалило столько, что было сложно пройти пару шагов, не то что охотиться. И ночью и днем беспрестанно дул промозглый ледяной ветер.

Ранее из-за непрекращающихся осенних боев казакам не удалось собрать достаточно припасов. Войско Ермака не привыкло роптать, но еды катастрофически не хватало, а людей и так оставалось не более двух сотен...

Весна не принесла облегчения: снова пришли татары, взяв город в кольцо. Осада грозила растянуться на многие месяцы, обрекая казаков на голодную смерть. Но Ермак оставался Ермаком — как всегда, мудрым и хладнокровным.

Выждав до июня и усыпив бдительность татар, он послал своего ближайшего сподвижника — Матвея Мещеряка—на ночную вылазку. Матвей вместе с двумя десятками воинов пробрались к стану Карачи — татарского полководца—и устроили резню.

Карачи с трудом спасся бегством, но оба его сына погибли, а казаки растворились в ночи также неожиданно, как и пришли.

Осада была снята, да только вопрос провианта оставался столь же острым, как и зимой. Как накормить войско, когда татары могут напасть в любой момент?

И вот в августе пришла долгожданная добрая весть—к Кашлыку приближается богатый торговый караван с припасами для казаков. Надо лишь защитить его от врага...

Что в имени тебе моем?

Доподлинно неизвестно, в какой год родился Ермак. Даты называют разные: 1532, 1534, 1537 и даже 1543 год. Разнятся и слухи о месте его рождения — то это село Борок на Северной Двине, то неизвестный поселок с реки Чусовой, то Качалинская станица на Дону. Оно и понятно, чуть ли не каждый казачий род хотел похвалиться, что именно у них появился на свет легендарный атаман!

Под вопросом стоит даже имя Ермака. Одни историки утверждают, что Ермак — это сокращение от русского имени Ермолай, другие зовут его Ермилом, третьи производят имя от Германа и Еремея. А может, Ермак — это лишь прозвище? И на самом деле атамана звали Василий Тимофеевич Аленин. Откуда взята фамилия, неизвестно — в те времена среди казаков они были не в ходу.

Кстати, о казаках: слово «армак» у них означало «большой», как общий котел для трапезы. Ничего не напоминает? И разумеется, нельзя забывать о врагах Ермака, которые при всей своей к нему ненависти уважали его безмерно. Ирмак на монгольском — «стремительно бьющий ключ», практически гейзер. На татарском ярмак означает «рубить, рассекать». На иранском эрмек—«муж, воин».

И это еще далеко не весь список! Представьте, сколько копий сломали историки, споря между собой и пытаясь раскопать то самое, настоящее имя Ермака или хотя бы его происхождение. Увы, казаки редко вели летописи, а при устном распространении информации что-то теряется, что-то додумывается, что-то меняется до неузнаваемости. Примерно так реальная история и распадается на десятки мифов. Единственное, чего нельзя отрицать, — имя у Ермака оказалось очень удачное.

Вольный казак

В первые десятилетия зрелой жизни, где-то до 1570 года, Ермак Тимофеевич отнюдь не был ангелом. Он был типичным казачьим атаманом, ходившим по вольной Волге со своей дружиной и нападавшим на русские купеческие караваны да татарские и казахские отряды. Наиболее распространенное мнение гласит, что Ермак в молодые годы поступил на службу к знаменитым тогда уральским купцам Строгановым, охраняя товар на Волге и Дону. А затем уже «пошел от работы на разбой», собрал себе малое войско и перешел к вольнице.

Впрочем, спорный период в жизни Ермака длился относительно недолго. Уже в 1571 году он помогал дружине отбивать нападение крымского хана Девлет-Гирея под стенами Москвы, в 1581-м доблестно сражался в Ливонской войне под началом воеводы Дмитрия Хворостинина, командуя казачьей сотней. А уже в 1582 году про бравого атамана вспомнили те самые Строгановы.

Забыв про все прегрешения Ермака, они крайне уважительно попросили его защитить купеческие интересы Руси в Сибири. В те годы Сибирским ханством правил жестокий и бесчестный хан Кучум, свергнувший хана Едигера, который поддерживал более или менее добрые отношения с Русским царством. Кучум же говорил о мире, а на деле постоянно атаковал купеческие караваны и выдвинул свою армию в район Перми.

Ермак согласился с купцами не только ради богатой награды. Татарский хан был правоверным мусульманином и распространял ислам по Сибири и всюду, где мог дотянуться. Для православного казачьего атамана было делом чести бросить вызов Кучуму и победить. Собрав относительно небольшую дружину — около 600 человек, — Ермак Тимофеевич выдвинулся в великий поход на Сибирь.

Гроза Сибирского ханства

Чтобы описать все военные подвиги Ермака, одной статьи будет недостаточно. Тем более что, как и в случае с его местом рождения или именем, многие из них искажены пересказом, другие преуменьшены или приукрашены, почти для каждого события имеются две-три версии. Фактически произошло невероятное — шесть сотен казачьих воинов прошли насквозь громадное Сибирское ханство, раз за разом нанося поражение двадцатикратно превосходящей их армии татар.

Воины Кучума были быстры, но казаки научились быть быстрее. Когда их окружали, они уходили по рекам на небольших мобильных лодках — стругах. Они брали города штурмом и основывали собственные укрепления, затем так же превратившиеся в города.

В каждом бою Ермак использовал новую тактику, уверенно бил врага, и казаки были готовы идти за ним в огонь и в воду. Четыре года шло покорение Сибири. Ермак сломил сопротивление татар и договаривался о мире с местными ханами и царьками, приводя их к подданству Русского царства. Но удача не могла сопровождать атамана вечно...

Слух о купеческом караване, несущем припасы для умирающего от голода войска казаков, оказался ловушкой. Ермак вместе с остатком дружины выдвинулся из Кашлыка вверх по реке Иртыш и попал в засаду Кучума. Казаков атаковали под покровом темноты, и хотя те отбивались как бешеные, татар было слишком много. Из 200 уцелело не более 20 человек. Ермак отходил к стругам последним, прикрывая своих товарищей, — и погиб, упав в речные волны.

Человек-легенда

Легенда гласит, что тело великого атамана, выловленное из реки его врагами, пролежало на воздухе месяц, так и не начав разлагаться. Ермака похоронили с воинскими почестями на кладбище села Баишево, но за оградой, так как он не был мусульманином. Татары настолько уважали павшего врага, что его оружие и броня долгое время считались волшебными. За одну из кольчуг, к примеру, давали семь семей рабов, 50 верблюдов, 500 лошадей, 200 быков и коров, 1000 овец...

Ермак проиграл тот бой, но его дело не умерло вместе с ним. Сибирское ханство не оправилось отудара, нанесенного ему казачьим воинством. Покорение Западной Сибири продолжилось, хан Кучум погиб через десять лет, и его потомки не смогли оказать достойного сопротивления. По всей Сибири основывались поселки и города, ранее враждовавшие местные племена вынуждены были принять подданство Русского царства.

Сказания о Ермаке слагались как при его жизни, так и после смерти. Нет-нет да и находился потомок потомка другого потомка, доподлинно знавший некоего казака из дружины великого атамана и готовый рассказать всю правду. На свой лад, разумеется. И таких примеров — десятки и сотни. Но столь ли важно в данном случае отличить реальность от вымысла? Сам Ермак Тимофеевич наверняка от души бы повеселился, слушая рассказы о себе.

Сергей ЕВТУШЕНКО



Материнский капитал