Лев николаевич толстой - биография, информация, личная жизнь. Биография льва толстого кратко самое главное и творчество Биография л н

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

Ему было близко всё человечество. Но любил он, непобедимой любовью, свою Россию. Её душу понимал он, как никто, красоту её природы изображал с совершенством непостижимым.

В.Я.Брюсов

По рождению и воспитанию Лев Николаевич Толстой принадлежал к «высшей помещичьей знати России». Его отец, граф Н.И.Толстой, был участником Отечественной войны 1812 года, мать – урождённая княгиня Волконская. Его предки были в родстве с Пушкиными, Трубецкими, Голицыными.

Семейные предания, рассказы родных и близких о событиях 1812 и 1825 годов, жизнь в родовой усадьбе оказали на Толстого огромное влияние и оставили заметный след в его творчестве.

«Без своей Ясной Поляны, писал Толстой,-я трудно могу себе представить Россию и своё отношение к ней» Ясная Поляна была его колыбелью. Здесь проходила жизнь семьи, друзей и близких, здесь он видел, как живёт народ, здесь познакомился с народными песнями, сказками, легендами, былинами.

Первым произведением Толстого, появившемся в печати, была повесть «Детство», которую высоко оценил Н.Некрасов и напечатал в «Современнике». За «Детством» последовали повесть «Отрочество». «Юность», составившие трилогию. В главном герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора, протекает в дворянской усадьбе. Он умён, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего исправит сомого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с её тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным.

Автор «Детства» и «Отрочества» проявил себя глубоким и тонким мастером, психологом, критика отмечала его исключительную способность передавать тайные, сокровенные мысли и чувства человека. В «Юности» показаны студенческие годы героя трилогии, его первый разлад с барской средой и стремление сблизиться со студентами, вышедшими из среды, близкой к народу.

Впоследствии Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем 20 начальных школ в окрестных деревнях, написал статьи по вопросам педогогики, создал «Книги для чтения», составил «Азбуку». Писатель обижался, что эта огромная работа была не замечена. «Меня, писал он, хвалили за всё, что я написал, но об одном, точно хорошем и полезном, что я сделал, об Азбуке и этих книжках, не сказано в печати ни единого ругательного слова… Но пусть попробует кто-нибудь такие же рассказы, то увидит, как трудно даются эти достоинства, состоящие только в том, чтобы было просто, ясно, не было бы ничего лишнего и фальшивого».

Многие из рассказов для детей Толстого состоят всего из нескольких строк. А он их переделывал десятки раз, добиваясь предельной простоты и ясности. В течение всей своей жизни ихзучал произведения усного народного творчества – песни, сказки, былины, легенды, был уверен, что в «песни, сказки, былины – всё простое – будут читать, пока будет русский язык».

Появление романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других произведений Л.Н.Толстого вызвало многочисленное количество отзывов, книг, статей. Известный русский критик В.В.Стасов писал: «Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой ещё никогда не брала русская литература…» Имя Толстого ещё при жизни писателя приобрело всемирную известность. В наше время Толстой занимает одно из первых мест среди писателей всей стран и народов по числу переводов его произведений на иностранные языки. Своей жизнью и творчеством Толстой связал и соединил «два века» русской литературы. М.Горький сказал «Не зная Толстогонельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

9 сентября 1828 года родился Лев Николаевич Толстой - один из величайших писателей всех времен. Когда Толстой получил всеобщее признание благодаря таким эпическим романам как «Война и мир» и «Анна Каренина», он отказался от многих внешних привилегий своего аристократического происхождения. И теперь внимание Льва Николаевича было сосредоточено на духовных вопросах и моральной философии. Погрузившись в простую жизнь и проповедуя идеи пацифизма, Лев Толстой вдохновил тысячи последователей, в том числе Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга.

ТОЛСТОЙ БЫЛ ПОМЕШАН НА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Частично вдохновленный «13 добродетелями Бенджамина Франклина», как писал Лев Толстой в своем дневнике, он создал, казалось бы, бесконечный список правил, по которым он стремился жить. В то время, как некоторые кажутся довольно понятными даже для современного человека (ложиться спать не позже 22:00 и просыпаться позднее 5:00, не более 2 часов дневного сна, умеренность в еде и никакого сладкого), другие больше походят на извечную борьбу Толстого с его личными демонами. К примеру, ограничить посещение борделей до двух раз в месяц, или самоупреки относительно своей юношеской любви к картам. Начиная со старшего подросткового возраста, Лев Толстой вел «Журнал ежедневных занятий», в котором не только подробно записывал, как он провел день, но и составлял чёткий план на следующий. Более того, с годами он начал составлять длинный список своих моральных неудач. А позже для каждой поездки создавал руководство, четко регулирующее его свободное время в поездке: от прослушивания музыки до игры в карты.

ЖЕНА ПИСАТЕЛЯ ПОМОГЛА ЕМУ ЗАВЕРШИТЬ «ВОЙНУ И МИР»

В 1862 году 34-летний Лев Толстой женился на 18-летней Софии Берс, дочери придворного врача, всего через несколько недель после их знакомства. В этом же году Толстой начал работу над своим эпическим романом «Война и мир» (тогда он еще назывался «1805 год», затем «Все хорошо, что хорошо кончается» и «Три поры»), завершив его первый вариант в 1865 году. Но робота совершенно не вдохновила писателя, и он приступил к переписыванию, и новому переписыванию, а Софья была ответственна за переписывание каждой страницы вручную. Она часто пользовалась увеличительным стеклом, чтобы разобрать всё, написанное Львом Николаевичем на каждом сантиметре бумаги и даже на полях. В течение следующих семи лет она вручную полностью переписывала рукопись восемь раз (а некоторые части и все тридцать). В это же время она родила четверых из их тринадцати детей, управляла их имением и всеми финансовыми вопросами. Кстати, сам Толстой не очень любил «Войну и мир». В переписке с поэтом Афанасием Фетом писатель так отозвался о своей книге: «Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».

ТОЛСТОЙ БЫЛ ОТЛУЧЕН ОТ ЦЕРКВИ

После успешной публикации «Анны Карениной» в 1870-е годы, Лев Толстой начал чувствовать всё большее неудобство в связи со своим аристократическим происхождением и постоянно растущим богатством. Писатель преодолел ряд эмоциональных и духовных кризисов, которые в конечном итоге подорвали его веру в догматы организованной религии. Вся система казалась ему коррумпированной и вступающей в противоречия с его интерпретацией учения Иисуса Христа. Отказ Толстого от религиозных ритуалов и его нападки на роль государства и концепцию права собственности вывели его на путь столкновения с двумя самыми мощными субъектами России. Несмотря на его аристократическое происхождение, царское правительство установило за ним полицейский надзор, а Русская православная церковь отлучила Льва Николаевича в 1901 году.

НАСТАВНИК ГАНДИ

В то время как религиозные и царские лидеры России надеялись уменьшить популярность Толстого, он быстро начал привлекать сторонников к своей новой вере, которая представляла собой смесь пацифизма, христианского анархизма и поощряла моральный и физический аскетизм в образе жизни. Десятки «толстовцев» переехали в имение писателя, чтобы быть ближе к своему духовному лидеру, в то время как тысячи других устраивали колонии не только в Росси, но и по всему миру. Хотя многие из этих общин были недолговечны, некоторые продолжают работать и по сей день. Однако последний факт писателю не нравился: он считал, что истину человек может найти только сам, без посторонней помощи. Помимо этого учение Льва Николаевича вдохновило Махатму Ганди, который создал кооперативную колонию имени Толстого в Южной Африке и вел переписку с писателем, ставя ему в заслугу свою собственную духовную и философскую эволюцию, особенно по отношению к учению Толстого о ненасильственном сопротивлении злу.

БРАК ТОЛСТОГО БЫЛ ОДНИМ ИЗ ХУДШИХ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ИСТОРИИ

Несмотря на первоначальную взаимную симпатию и неоценимую помощь Софии в его работе, брак Толстого был далек от идеала. Всё начало катиться с горы, когда он заставил её прочитать свои дневники, переполненные его прошлыми сексуальными похождениями, за день до свадьбы. И по мере того как разгорался интерес Толстого к духовным вопросам, угасал интерес его к семье. Он оставил на Софью всё бремя работы с его постоянно растущими финансами, в придачу с постоянно колеблющимся настроением писателя. К 1880 году, когда в поместье Толстых жили ученики писателя, а сам Лев Николаевич разгуливал повсюду босиком и в крестьянской одежде, Софья Андреевна, не сдерживавшая своего гнева, потребовала, чтоб он записал на неё свое литературное наследие, чтобы избежать разорения семьи в будущем.

В 82 года глубоко несчастный Лев Толстой устал от всего. Он сбежал из своего поместья посреди ночи вместе с одной из дочерей, намереваясь поселиться на небольшом участке земли, принадлежащей его сестре. Его исчезновение стало сенсацией, и, когда Лев Николаевич появился на железнодорожной станции спустя несколько дней, его уже поджидала толпа газетчиков, зевак и его жена. Серьезно болевший Толстой отказался возвращаться домой. Лев Николаевич Толстой умер 20 ноября 1910 года после недели мучительной болезни.

Роль и место в литературе

Лев Николаевич Толстой – гигант русской и мировой литераторы. Его имя знакомо каждому образованному человеку во многих странах. Он работал в различных сферах: публицистика, просветительство, философия, религия. Благодаря своим заслугам, был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Происхождение и ранние годы

Лев Толстой появился на свет 9 сентября 1828 года в России, в Тульской губернии. Его семья происходила из рода дворян. Будущий писатель являлся представителем графской ветви рода Толстых, которая началась с петровского сподвижника П.А. Толстого. Среди родственников Льва было много аристократической знати. Интересно то, что А.К. Толстой приходился Льву Толстому троюродным братом, а с А. Пушкиным Льва Толстого сближал общий предок – адмирал И. Головин, который помогал Петру I создать национальный флот.

Лев был уже четвертым ребенком у родителей. Его отца звали Николай Ильич Толстой. Он был человеком образованным, придерживался убеждений, которые не позволяли служить при Николе I. Но чтобы не оказаться в долговой яме, Николай согласился на чиновничью службу. Также чтобы поправить материальное положение, он заключает выгодный брак с княгиней Марией Николаевной Волконской. Однако семейная жизнь их сложилась удачно, возможно, отчасти потому, что Николай Ильич придерживался принципа: жить независимой жизнью с семейными радостями. К сожалению, Толстой рано потерял родителей. Он воспитывался опекунами вместе с братьями и сестрами. С особой теплотой будущий писатель относился к сестре отца – Пелагее Юшковой. Он называл ее своей доброй тетушкой.

Хотя Лев в детстве пережил много потерь, позже автор вспоминал ранние годы, как лучшие, в своих работах.

Образование

Первое образование Толстой получил, обучаясь дома с нанятыми учителями, среди которых были немцы и французы.

В 1843 Лев поступает в Императорский Казанский университет, где учился некоторое время на факультете восточных языков. Но из-за неуспеваемости он перешел на более легкий факультет – юридический. Однако и тут Толстой не преуспел, поэтому в 1847 он покидает учебное заведение.

После неудач в учебе Толстой едет в родовое имение и пытается заняться фермерством. И опять ничего не выходит. Зато череда неудач приучила его вести дневник, и эта привычка потом ему пригодится в литературной деятельности.

По совету брата Лев идет в армию и становится юнкером. В 1854 году его отправляют в Севастополь, где он становится участником Крымской войны.

Творчество

Во времена службы юнкером Толстой начал много писать, так как было немало свободного времени. Он работал над первой своей автобиографической историей «Детство». В 1852 году автор отправляет произведение в журнал «Современник», где его публикуют. Первая публикация принесла Толстому первые хвалебные отзывы.

Толстой умел писать при любых обстоятельствах, даже во время участия в Крымской войне. Увиденное на войне стало темой для многих его произведений.

Из-за своего упрямого характера Толстой так и не присоединился ни к одной философской школе и шел исключительно своим путем в литературе.

Главные произведения

«Война и мир» — первый широко известный роман автора. Над ним он работал, когда уже жил в имении Ясная Поляна с женой и детьми. Отрывок романа был напечатан в «Русском вестнике» в 1865 году. В 1869 году Толстой завершил свое произведение. Роман вызвал множество дискуссий, но однозначно принес автору успех. Главной идеей Толстого было показать зависимость судьбы человека от его повседневной жизни.

В 1873 году Лев Толстой пишет роман «Анна Каренина». Автор включает в роман историческое событие – русско-турецкую войну и автобиографические моменты (герой Левин будто списан с самого Толстого). Произведение публиковалось по частям с 1873 по 1877 год. Роман «Анна Каренина» принес Толстому признание и высокие гонорары.

Последние годы

В последние 30 лет жизни Лев Толстой позиционировал себя как духовного и религиозного лидера. Он пропагандировал ненасильственный способ противостояния злу, что было похоже на идеи Махатма Ганди.

В 1910 году Толстой вместе с дочерью отправился в паломничество. Однако это негативно сказалось на его здоровье и в том же году его не стало.

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты из жизни писателя

  • Кроме серьезных произведений, Л. Толстой создал «Азбуку» для детей.
  • Свой титанический труд «Война и мир» автор иногда сгоряча называл «многословной дребеденью».
  • Толстой имел родовой титул графа.
  • Лев Толстой пытался добиться успеха в светской жизни, любил играть в карты.
  • Писатель остро раскритиковал творчество Шекспира.

Музей Льва Толстого

Государственный музей Л.Н. Толстого - литературный музей, основанный в 1911 году членами Толстовского общества.

на тему: "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого"


Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической семье. По отцу он принадлежал к старинному роду, насчитывавшему шестьсот лет и давшему России знаменитых политических и государственных деятелей, а по матери - к роду Волконских, также прославившихся в служении Отечеству. Отец Толстого, Николай Ильич, семнадцатилетним юношей в 1812 г. определился в военную службу и воевал с Наполеоном. Он вышел в отставку после Отечественной войны и женился на Марии Николаевне Волконской. Быт Ясной Поляны был окутан многочисленными семейными преданиями и легендами, которыми богаты истории обоих родов. Эти предания впоследствии найдут место в произведениях Толстого, особенно в романе-эпопее "Война и мир". У Льва Толстого было три брата - Николай, Сергей, Дмитрий, а также сестра Мария. Девушке было только два года, когда умерла мать, а в 1837 г. скончался и Николай Ильич, и дети осиротели. В 1841 г. их взяла к себе родная сестра отца, Пелагея Ильинична Юшкова, жившая в Казани.

В 1844 г. Толстой поступает на факультет восточных языков Казанского университета, но к занятиям относился несерьезно и провалил экзамены за первый курс. Благодаря протекции тетушки был переведен на юридический факультет, но вскоре оставил университет и уехал в Ясную Поляну. Там он со страстью читает сочинения Руссо и приходит к идее исправления мира через нравственное самосовершенствование каждого человека. Воодушевленный этой идеей, он заводит дневник, где анализирует отрицательные стороны своего характера. Это явилось началом той душевной работы, которой Толстой будет заниматься всю жизнь. Он считает, что осмысление собственных слабостей и недостатков ведет к их преодолению, освобождению от них.

Летом 1851 г. жизнь Толстого круто меняется. В отпуск с офицерской службы приезжает старший брат Николай и берет Льва с собой на Кавказ. В казачьей станице Старогладковской Толстой впервые столкнулся с миром вольных казаков, никогда не знавших крепостного права. Эта вольница обворожила Толстого, он испытывал желание оставить все и зажить такой же простой и естественной жизнью, как и казаки. Впоследствии он напишет повесть "Казаки" (1863), в которой поведает о том, как трудно человеку цивилизации вернуться в патриархальную простоту, да и само противопоставление естественного, природного уклада жизни простых людей цивилизации, заимствованное у Руссо, пройдет практически через все произведения Толстого.

На Кавказе Толстой начинает работать над художественной автобиографией и пишет повесть "Детство", которую отправляет в Петербург в самый популярный тогда журнал "Современник", где она была восторженно встречена самим Некрасовым и напечатана в 1852 г. "Детство" явилось первой частью задуманной тетралогии "Четыре эпохи развития". Осуществлены были еще две части - повести "Отрочество" и "Юность", а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе "Утро помещика". Повесть "Отрочество" была напечатана в 1854 г., а "Юность" - в 1857 г. Имя Толстого стало в один ряд с именами лучших русских писателей того времени. В своей трилогии Толстой отобразил новый художественный взгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека, оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с его незамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттого способным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этот детский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытом взрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлинным открытием и принес Толстому славу художника-психолога. Толстой делал предметом своего психологического исследования не сформировавшийся характер героя, а сложнейшее соединение в душе человека различных временных срезов, отражающих этапы формирования его личности и создающих неповторимый облик каждого человека. Присутствующий в душе взрослого детский опыт может служить для него порой безошибочным критерием в выборе точного поведения и даже способствовать самосовершенствованию человека. Детская душа имеет дорогое для Толстого свойство восстанавливать гармонию с окружающим миром в силу своей чистоты и непосредственности, но взрослый мир затуманивает детское мироощущение и гасит эту способность, приводя тем самым человека к разладу с миром и самим собой. Этот разлад особенно болезненно сказывается в отрочестве, самом сложном периоде развития личности. Утратившая непосредственную чистоту нравственного чувства душа отрока становится открытой лишь для восприятия отрицательных сторон жизни и дурных эмоций. Потеряв доверие к миру, человек сосредоточивается на самом себе, и поэтому рвутся его душевные связи с окружающим.

Но и в этих обстоятельствах нравственное чувство не угасает в человеке совсем. Пробуждению души способствует возникновение дружбы и способность к ней. Юность, с точки зрения Толстого, подобна весне с ее пробуждением, и поэтому у человека рождается желание восстановить утраченные связи с миром, ощущение единения с ним. Но это отнюдь не безоблачный путь. Напротив, идя по нему, человек вынужден преодолевать разнообразные препятствия, прежде всего связанные с душевными противоречиями.

В 1853 г. началась русско-турецкая война, а в 1854 г. Толстого по его просьбе переводят в действующую армию. Находясь в осажденном Севастополе, Толстой наблюдает за поведением простых солдат и матросов и убеждается в колоссальной духовной силе народа, в его высоких патриотических чувствах. Толстой пытается взглянуть на события глазами простого солдата. Приобретенный в это время опыт дал ему большой материал для романа-эпопеи "Война и мир", кроме того, им были написаны три рассказа, в которых отразился его эстетический и этический идеал: "Севастополь в декабре месяце", "Севастополь в мае", "Севастополь в августе 1855 года" (1855, 1856). В финале рассказа "Севастополь в мае" Толстой формулирует свое художественное кредо: "Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда".

В конце 1855 г. Толстой приехал в Петербург, будучи уже известным писателем. Его творческая манера сложилась в произведениях 50-х гг. "Особенность таланта графа Толстого, - писал Н.Г. Чернышевский, - состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином". Толстой стремился показать процесс зарождения чувства или мысли, их видоизменения в результате сцеплений с другими чувствами и мыслями, весь сложный путь их становления и оформления. При этом он постоянно подчеркивает неточность и приблизительность любых конечных определений. Такое изображение душевной жизни обусловливало и новое понимание характера. Тончайший психологический анализ приводит Толстого к мысли, что человек - значительно более сложное явление, чем это представляется на первый взгляд, и что он всегда таит в себе возможности духовного обновления. Эта способность к обновлению и саморазвитию всегда находится в центре внимания Толстого-художника. В движении человека к нравственной высоте, а не в изменениях социальных или политических систем видел он возможности развития и обновления мира. Способность человека к нравственному самосовершенствованию, по мысли Толстого, и есть жизнь, а задача литературы - научить "полюблять жизнь", как писал он в одном из писем.

Роман-эпопея "Война и мир" (1863-1869). В начале 60-х гг. Толстой задумывает роман о декабристе, который возвращается после амнистии из Сибири в обновленную реформой 1861 г. Россию. Замысел постепенно расширяется. Толстой писал: "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам... В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным... Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама... Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов".

Погружаясь в историю, Толстой все более приближался к современности. Он искал в историческом прошлом России момент, аналогичный тому, что переживала страна после 1861 г. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалое единение всего народа, которое было так необходимо в пореформенную эпоху - эпоху ломки жизненных устоев. Художественным исследованием этого единения и путей его достижения и занят Толстой в "Войне и мире". История становилась инструментом, с помощью которого исследовалась современность. Работа над романом продолжалась шесть лет, и в процессе ее временные рамки произведения ограничились 1812-1824 гг.

Напечатанная по частям в "Русском вестнике" книга имела огромный успех. Сразу стало очевидно, что произведение не укладывается в привычные формы жанра. Традиционный роман с его сюжетной линией, основывающейся на судьбе героя, не мог вместить в себя жизнь всей страны, к чему стремился Толстой. Необходимо было преодолеть главное разграничение, казавшееся вечным и незыблемым, - разграничение частной и исторической жизни. Толстой показывает, что жизнь людей едина и протекает по общим законам в любой сфере, будь то сфера семейная или государственная, частная или историческая. Повседневная жизнь людей опутана целой сетью условностей, которые подчиняют себе человека, вынуждая его руководствоваться в своих поступках не принципами или чувствами, а общепринятыми нормами; человек зависим от этих условностей, которые заслоняют и даже подменяют собой абсолютные и подлинные ценности жизни. Самой главной ценностью, с точки зрения Толстого, является общечеловеческая связь, подтачиваемая в современном мире враждой между людьми.

Столь же необычной, как и жанр произведения, была композиция. Отсутствие единой сюжетной линии вынуждало Толстого искать новые приемы скрепления колоссального здания эпопеи в единое целое. Он изменил роль эпизода. В традиционном романе эпизод представлял собой одно из звеньев в цепи событий, объединенных причинно-следственными связями; будучи итогом предшествующих событий, он одновременно становился предпосылкой последующих. Сохраняя эту роль эпизода в автономных сюжетных линиях своего романа, Толстой наделял его новым свойством. Эпизоды в "Войне и мире" скреплялись не только сюжетной, причинно-следственной связью, но и вступали в особую связь, которую сам Толстой, говоря о романе "Анна Каренина", назвал связью "сцеплений". Именно из бесконечных сцеплений состоит художественная ткань "Войны и мира". Она скрепляет воедино эпизоды не только из разных частей, но даже из разных томов, эпизоды, в которых принимают участие совершенно разные действующие лица (например, эпизод из первого тома, в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома - о встрече парламентера Александра I генерала Балашова с маршалом Мюратом). И таких эпизодов, объединенных не сюжетной, а иной связью, связью "сцеплений", в "Войне и мире" громадное количество, что обеспечивает произведению с несколькими сотнями действующих лиц и многими, совершенно автономными сюжетными линиями художественное единство и целостность.

Кроме того, Толстой помимо обычных персонажей, представляющих собой полноценные реалистические характеры, создал образы двух персонажей, которые, также будучи реалистическими характерами, несут на себе особую нагрузку, становясь почти символическими образами. Это образы Кутузова и Наполеона, олицетворяющие два противоположных начала жизни - начало объединяющее и начало разъединяющее. И к этим образам в той или иной степени тяготеют практически все персонажи "Войны и мира", разделенные тем самым на людей "войны" и людей "мира". Таким образом, "Война" и "мир" у Толстого - это два универсальных состояния человеческого бытия, жизни общества.

Наполеон, по мысли Толстого, воплощает в себе сущность современной цивилизации, выражающуюся в культе личной инициативы и сильной личности. Именно этот культ и вносит в современную жизнь разобщенность и всеобщую враждебность. Ему противостоит у Толстого начало, воплощенное в образе Кутузова, человека, отрешившегося от всего личного, не преследующего никакой личной цели и в силу этого умеющего угадывать историческую необходимость и своей деятельностью способствующего ходу истории, в то время как Наполеону только кажется, что это он управляет историческим процессом. Но история развивается по своим собственным законам, независимо от воли людей.

Кутузов у Толстого олицетворяет начало народное, народ же представляет собой духовную целостность, опоэтизированную автором "Войны и мира". Эта целостность возникает только на основе культурных преданий и традиций. Утрата их превращает народ в злобную и агрессивную толпу, единство которой держится не на общем начале, а на начале индивидуалистическом. Такую толпу представляет собой наполеоновская армия, идущая на Россию, а также люди, растерзавшие Верещагина, которого Растопчин обрекает на гибель.

Общество, в котором восторжествовало начало "войны", распадается, теряет единство, его представители живут эгоистическими интересами. Именно таким изображает Толстой высшее общество Петербурга, воплощением сущности которого является семейство Курагиных. Всеобщий хаос мучителен для героев романа. Ситуация "мира", напротив, вносит в жизнь осмысленность и единство, приводя личный интерес в согласие с интересом всеобщим. Такая ситуация и возникает в России в 1812 г.

Это всеобщее единение окажется искомым для Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их жизненные пути свидетельствуют о поисках преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни. Тем не менее это не снимает важнейших различий между ними.

В начале жизни князь Андрей, найдя кумира в Наполеоне, обособляет себя от других людей. Его мечта о славе героя соответствует духу русской культуры XVIII в., когда герой мыслился непременно на пьедестале. Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который произойдет на Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнутся в ходе военных действий с реальной жизнью и бытом войны, и Андрею откроется героическое начало в невзрачном капитане Тушине. Замкнувшегося в ограниченном семейном мире Болконского из состояния душевной апатии выведет Пьер Безухов, который посетит своего друга в счастливую для себя пору жизни. Пьер в зените своего увлечения масонскими идеями уверен, что нашел смысл жизни. Его воодушевление передастся и Андрею, который вновь почувствует вкус к активной деятельности (символичны две встречи князя Андрея со старым дубом по пути в Отрадное и обратно). Однако и новая жизнь Андрея, протекающая в высших сферах государственной бюрократии, искусственна. Это откроется Андрею благодаря встрече с Наташей Ростовой на балу. Наташа как бы приближает князя к земной жизни, но Толстой сразу же дает читателю почувствовать, что они не предназначены друг для друга, что простое счастье не для Болконского.

Поворотным окажется в жизни и Наташи, и Андрея Болконского 1812 год. Во время Отечественной войны князь почувствует и поймет законность существования интересов других людей. Это понимание проявится в его видении причин успеха в войне, который, как он считает, определяют не численность войска и его расположение, не количество пушек, а то чувство, которое будет в каждом солдате. Так изменятся представления Андрея Болконского о движущих силах истории. Но полностью воспринять миропонимание простых солдат князь Андрей все же не в силах. В момент смертельного ранения он испытывает страстный порыв жизнелюбия. Знаменательно, что на Аустерлицком поле символом всеобщего единения для него становится небо, а на Бородинском - земля. Но земля так и не далась Андрею. Восторжествовало небо с его всеобщей любовью, а не земля, которая проявилась в конкретной любви к Наташе.

В жизненных исканиях Пьера Безухова также поворотным моментом станет 1812 год. Но Пьер в своем стремлении жить общей жизнью перешагнет тот рубеж, на котором остановился князь Андрей. Солдаты примут его в свою семью, и он почувствует себя одним из них. Духовное перерождение Пьера довершают плен и знакомство с Платоном Каратаевым. В Каратаеве Пьера покорит любовь к миру без малейшей примеси эгоистического чувства. Каратаев станет для Толстого символом "мирных" свойств русского крестьянского характера, олицетворением простоты и правды. Общение с ним даст Пьеру более глубокое понимание смысла жизни, основанной на любви к Богу, который и есть жизнь, а жизнь есть Бог.

Пройдя через лишения плена и восприняв каратаевский взгляд на мир, Пьер делает вывод, что несчастья на земле происходят не от недостатка, а от избытка, в том числе подавляющего преобладания интеллектуального начала в современной цивилизации, в результате чего человек утрачивает непосредственность в восприятии земного существования.

Обновляющее влияние на интеллектуальных героев "Войны и мира" оказывает Наташа Ростова. Наташа никогда не задумывается над смыслом жизни и не пытается постичь его рационалистическим путем. Для нее этот смысл скрыт в самом процессе жизни и не существует вне его. В ее образе воплощены лучшие свойства женской натуры, гармония духовного и телесного. Нравственное чувство Наташи естественно, а не отвлеченно, она обладает даром интуиции. Живость и непосредственность Наташи, ее интуитивное понимание подлинных ценностей жизни привлекает к ней людей. Графинечка Наташа обладает истинно русской душой, что помогает ей естественно чувствовать себя в самых разных ситуациях (вспомним ее русскую пляску в доме дядюшки и желание помочь раненым в Бородинском сражении, передавшееся всем Ростовым).

Вместе с тем непосредственность Наташи таит в себе опасность и может толкнуть ее на необдуманные поступки. Свободная от внешних условностей, она оказывается способна преступить нравственные границы - в этом причина ее сближения с Курагиным. Пагубен как избыток интеллекта, приглушающий в человеке непосредственное чувство жизни, так и стихийная жизненная сила, не контролируемая разумом. В союзе Наташи и Пьера Толстой пытается найти гармоничное сочетание этих качеств.

Эпилог "Войны и мира" представляет собой соединение под крышей лысогорского дома в одной семье разрозненных прежде начал, олицетворенных в семьях Ростовых, Болконских и Безуховых. Эпилог звучит как гимн семье, являющейся, по Толстому, высшей формой единения между людьми.

Роман "Война и мир" стал ответом Толстого на сложившуюся в пореформенной России культурно-духовную ситуацию, требовавшую, как и в 1812 г., единения всех сил народа для преодоления того кризиса, в котором оказалась страна.

Исследованию утраты духовных связей между членами семьи и, как следствие этого, распаду самой семьи посвящен роман "Анна Каренина", над которым Толстой работал в 1873- 1877 гг. Две сюжетные линии лежат в основе этого произведения: история распавшейся семьи Анны Карениной и родившейся семьи Константина Левина. Брак Анны с духовно чуждым ей сановником Карениным построен не на основе любви и неизбежно обречен на крушение. Толстой осуждает общественную мораль, прощающую супружеские измены, но не прощающую свободную и искреннюю любовь. Драматична жизнь семьи без любви, но не менее драматичен и распад семьи.

Распад семьи Карениных, который, по мысли Толстого, знаменует собой духовный кризис современной цивилизации, распад духовных ценностей, а также драматизм любви Анны к Вронскому показаны на фоне отношений Кити Щербацкой и Левина, построенных на основе духовного единения. Константин Левин является героем автобиографическим. Для него первооснова жизни - земледельческий труд, которому он предан. Спасение от лжи современной цивилизации он видит в нравственном перерождении человечества.

Свои взгляды на основы современного общественно-государственного строя России и критику этого строя Толстой изложил в ряде философско-религиозных работ 80-90-х гг.: "Исповедь", "Так что же нам делать?", "Царство Божие внутри нас", "В чем моя вера?" и др. В этих работах он подверг сокрушительной критике все официальные социальные институты, включая церковь. Он создал собственное религиозно-этическое учение, нашедшее последователей, которых называли "толстовцами". Они покидали города, организовывали земледельческие колонии и занимались распространением толстовского учения. Последователи Толстого появились во многих странах.

В 1899 г. был опубликован роман "Воскресение" - одно из крупнейших произведений мировой реалистической литературы, отразившее широчайшую социально-нравственную проблематику. Через образ князя Нехлюдова, порвавшего со своим классом, автор показывает конфликт двух миров - имущих и неимущих, поднимает тему моральной ответственности человека за свои поступки. История духовного падения Нехлюдова, связанного с отказом от чувства стыда и превращением человека в обезличенное, грубое и эгоистичное существо, а также его медленного и мучительного "воскресения", т.е. обретения подлинно человеческой сущности, составляет сюжетную основу романа. Чувство вины перед Катюшей Масловой постепенно перерастает у Нехлюдова в чувство вины перед обездоленным и страдающим народом, стыд за себя - в стыд за всех людей своего круга. Собственная вина представляется ему частью общей вины всего дворянского сословия. Толстой выступает за неизбежность коренного преобразования всей русской жизни, но преобразование это он видит только ненасильственным.

Гений Л.Н. Толстого - художника и мыслителя отразил жизненные процессы всемирной важности во всей их сложности и противоречивости. И сам он не был сторонним их наблюдателем, стремясь соединить собственное учение с образом жизни. Переживаемая им духовная драма побудила его на закате дней тайно покинуть Ясную Поляну. В дороге он заболел воспалением легких и скончался. Смерть Толстого стала событием, потрясшим не только Россию, но и весь мир.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лев Толстой - известнейший русский писатель, на весь мир прославившийся своими произведениями.

Краткая биография

Родился в 1828 году в Тульской губернии в дворянской семье. Детство провёл в имении Ясная поляна, где получил начальное домашнее образование. У него было трое братьев и сестра. Воспитывали его опекуны, так в раннем детстве при рождении сестры умерла мать, а позже, в 1840 году, отец, из-за чего вся семья переехала к родственникам в Казань. Там он учился в Казанском университете на двух факультетах, но решил бросить учёбу и вернуться в родные места.

Два года Толстой провёл в армии на Кавказе. Храбро участвовал в нескольких сражениях и даже удостоился ордена за оборону Севастополя. У него могла бы выйти хорошая военная карьера, но он написал несколько песен, высмеивающих военное командование, в результате чего ему пришлось уйти из армии.

В конце 50х годов Лев Николаевич отправляется путешествовать по Европе и возвращается в России после отмены крепостного права. Ещё во время своих путешествий он был разочарован европейским образом жизни, так как увидел очень большой контраст между богатыми и бедными. Именно поэтому, вернувшись в Россию, он был рад тому, что крестьяне теперь поднялись.

Женился, в браке родилось 13 детей, 5 из которых умерли ещё в детстве. Его жена, Софья, помогала своему мужу, переписывая аккуратным почерком все творения своего супруга.

Он открыл несколько школ, в которых всё обставил по своему желанию. Сам составлял школьную программу - вернее, отсутствие таковой. Дисциплина для него не играла ключевой роли, он хотел, чтобы дети сами тянулись к знанием, поэтому основной задачей учителя являлось заинтересовать учеников, чтобы те хотели учиться.

Его отлучили от церкви за то, что Толстой выдвигал свои теории о том, какой же должна быть церковь. Всего за месяц до своей смерти он решил тайно уехать из родного имения. В результате поездки сильно заболел и умер 7 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной поляне у овраге, где он любил играть в детстве со своими братьями.

Литературный вклад

Писать Лев Николаевич начал ещё во времена учёбы в Университете - в основном это были домашние задания по сравнению различных литературных произведений. Считается, что именно из-за литературы он и бросил учёбу - он хотел посвящать чтению всё свободное время.

В армии работал над своими «Севастопольскими рассказами», а также, как уже было сказано, сочинял песни для своих сослуживцев. По возвращении из армии принимал участие в литературном кружке в Петербурге, откуда и отправился в Европу. Он хорошо замечал особенности людей и старался отразить это в своих произведениях.

Толстой написал множество самых разных произведений, но всемирную славу получил благодаря двум романам - «Война и мир» и «Анна Каренина», в которых с большой точностью отразил жизнь людей тех времён.

Вклад этого великого писателя в мировую культуру громадный - именно благодаря ему многие люди узнали о России. Его произведения издаются и по сей день, по ним ставят спектакли и снимают фильмы.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя



Материнский капитал