Морфологические нормы употребления местоимений. I

Употребление форм местоимений, глаголов.

Синонимичными являются различные формы местоимений:

1. Синонимичными могут оказаться личные местоимения: я и мы . Так в научном стиле вместо местоимения я употребляется местоимение мы . (Мы проанализировали несколько подобных случаев…) В современных научных текстах чаще всего используют монолог, ведущийся от третьего лица. (Автор статьи рассматривает вопросы…).

2. Синонимичны притяжательные местоимения свой – мой, свой – твой, наш, ваш, если определяется принадлежность предмета субъекту действия. В разговорной речи предпочтительнее форма “ свой” . Нередко местоимение “свой” оказывается лишним в высказывании (Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”…)

3. Синонимичны определительные местоимения каждый – всякий – любой в значении “один предмет из ряда ему подобных” (каждый (любой, всякий) знает таблицу умножения) Эти местоимения различаются стилистически: местоимение всякий имеет разговорный оттенок, а каждый и любой – общеупотребительные варианты.

4. Синонимичны и определительные местоимения сам и самый , хотя в современных текстах все чаще местоимение сам употребляется вместо самый. Но местоимение самый и сегодня употребляется в официально – деловом и публицистическом стилях (…мы отражаем самую эпоху, самое время, вызывающее к жизни такой характер) .

При употреблении местоимений могут возникать речевые ошибки.

Чаще всего ошибки связаны с нарушением соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, в результате высказывание становится двусмысленным (мальчик был определен в летний лагерь, скоро он уезжает) . По правилу личное местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа.

Не следует заменять личным местоимением 3–го лица множ. числа существительное, имеющее собирательное значение (студенчество, молодежь, народ). При замене используется форма личного местоимения 3 лица ед. числа.

При использовании возвратного местоимения себя и возвратно – притяжательного местоимения свой нужно помнить правило: возвратное местоимение относится к слову, называющему производителя действия. (Мать попросила дочь отнести покупку к себе.) Для устранения возможной двусмысленности используются синонимичные замены:

- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе.

- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней.

В разговорной речи, в диалектах встречаются ошибки в употреблении с предлогами личных местоимений 3 лица ед. и множ. числа. Если эти местоимения употребляются в косвенных падежах и стоят после предлога, к местоимениям обычно прибавляется “Н” (вокруг него, с ней, против них ). Не добавляется “Н ”, когда местоимение стоит:

1. После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом: вопреки, согласно, навстречу, подобно, соответственно, благодаря.

2. После предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного (в отношении, при помощи, за исключением, со стороны).

3. После сравнительной степени прилагательного или наречия.

Ошибка может быть связана с немотивированным дублированием подлежащего – существительного личным местоимением 3 лица (Вера, она была опять счастлива) .

Надо различать употребление и написание сочетаний не кто иной как, (не что иное как) и никто иной (ничто иное). В сочетаниях не кто иной, как (не что иное, как) возможна перестановка слов: не иной кто, как (Это был не кто иной, как наш пропавший Егоров) Сочетания никто иной (ничто иное) не допускают подобной перестановки, они употребляются в предложениях с отрицанием (Никто иной не мог себе это позволить). Таким же образом различают сочетания не кто другой, как и никто другой .

Употребление местоимений в речи

Местоимения не обладают самостоятельным лексическим значением, их значение конкретизируется лишь в тексте. Употребляются они обычно после имен, заменяя их и принимая их значение. Так:

Личные местоимения он, она, они заменяют собой существительные и обозначают лицо или предмет;

Определительные местоимения весь, всякий, самый, любой, каждый, а также указательные такой, этот, тот, сей заменяют собой прилагательные и обозначают признак;

Местоимение столько, сколько употребляются вместо числительных и указывают на количество.

Стилистические возможности местоимений раскрываются в их синонимическом использовании: я знаю цену вашим обещаниям – знаем мы цену вашим обещаниям (разг.); о чем ты думаешь? – о чем мы думаем? (разг.)

Местоимение мы обычно указывает на группу лиц. В научной же и публичной речи оно приобретает несколько иные функции и называется авторским мы. В научном сообщении или в статье оно равнозначно местоимению я , но вносит в речь оттенок скромности и подчеркивает объективность изложения. В публичную речь авторское мы вносит оттенок соучастия со служащими.

Стилистическими вариантами являются формы местоимений 3-голица у нее – у ней, к ним – к им, от него – от его, возле них – возле их и др. Первые варианты являются нормой литературной речи, вторые имеют просторечный характер.

Определенные трудности вызывает выбор одного из местоимений всякий, каждый, любой, т. к. они близки по значению выделяют предмет из ряда однородных. Во многих случаях они взаимозаменяемые: каждый знает таблицу умножения – всякий знает таблицу умножения – любой знает таблицу умножения , однако в отдельных случаях эта замена невозможна.

Попробуйте, например, в устойчивом словосочетании "ходят тут всякие" вместо слова всякие поставить каждые или любые . Не получается. В словосочетании "на каждом шагу" вместо слов на каждом невозможно вставить на любом или на всяком . Точно также невозможна замена в словосочетаниях “всякий раз”, “любой ценой”. Смысловая разница чувствуется и между словосочетаниями “в любом случае” и “во всяком случае”. Значит, каждое из них имеет такие оттенки значения, которые в отдельных случаях не позволяют замену одного слова другим.

Всякий самый разнообразный; всевозможный, всяческий; какой-либо, какой бы то ни было: Всякие книги. Отсутствие всяких желаний. Без всякого сомнения.

Каждый один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков: Каждый из них расписался в получении денег. Каждые пять дней. Каждый день. Слушать каждого.

ВЫ. Местоимение вы как вежливое обращение к одному лицу местоимения требует употребления относящегося к нему прилагательного в единственном числе и в роде, который зависит от поля обозначаемого местоимением лица. Например, Вы не знаете какой вы ! Пётр Иванович, вы замечательный , умный, всё понимающий ! Использование прилагательных во множественном числе – нарушение нормы, признак низкой речевой культуры. Например, Пётр Иванович, вы такие замечательные !

КАКОЙ, КОТОРЫЙ. Среди вопросительных местоимений в употреблении различаются местоимения какой, который. Местоимение какой связано с определением признака предмета , а местоимение который с местом предмета в ряду других предметов. Какие огурцы – огородные или парниковые? Который день мы его ждём, а он всё не едет.

Местоимение который употребляется только со словами, обозначающими отрезки времени.

Местоимение какой употребляется также в значении местоимения который (т.е. определяет место предмета, явления в ряду подобных). На каком этаже вы живёте? В каком вагоне ты едешь?

При вопросе о годе рождения из двух предложно-падежных конструкций с местоимением какой : В каком году (ты, он) родился? И

С какого (ты, он) года? – нормативной признаётся первая (в каком …), а вторая (с какого …) распространена в просторечии, ненормативна.

КТО, КОТОРЫЙ. Среди относительных местоимений есть синонимическая пара кто-который.

Если придаточное предложение относится к сочетанию указательного местоимения тот (та, то, те) с существительным в главном предложении, то в качестве союзного слова употребляется чаще всего местоимение который . Это то лекарство, которое необходимо тебе. Иванов именно тот человек, который справится с поставленной задачей.

Если придаточная часть относится к указательному местоимению без определяемого существительног о в главном предложении, то в придаточном предложении в современной речи употребляется местоимение кто в соответствующем падеже. Он тот, кому мы верим. Он остался с теми, кто решил продолжить поиски пропавших.



МЫ. Местоимение мы может выступать синонимом местоимения я . такое употребление обусловлено желанием автора не подчёркивать своего «я». Оно называется «мы скромности» или «мы авторское», встречается в статьях, монографиях*, докладах научного характера. Например, Изучая этот вопрос, мы пришли к таким выводам… Если над «вопросом» работала группа исследователей, тогда мы употребляется в своём основном значении.

ИХ. Как известно, притяжательные местоимения: мой, твой, его, её, наш, ваш, свой, их, ихний ненормативная форма , относится к просторечию.

ОН, ОНА, ОНИ. По правилам речевого этикета в присутствии человека, о котором идёт речь, не рекомендуется говорить о нём в третьем лице, т.е. употреблять местоимения он, она, они . Так поступать невежливо по отношению к присутствующим.

Норма не допускает использования местоимения они, когда речь идёт об одном человеке. Например, Алексей Николаевич дома? – Их нет, они будут вечером. Такое использование личного местоимения они (его называют «лакейским») является устаревшим, в современной литературной речи не употребляется, встречается лишь в просторечии.

Личные местоимения. По общему правилу, личное местоимение относится к ближайшему из предыдущих существительных. Нередко может возникать неясность: Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась. Эту селёдку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала. Неточное употребление личных местоимений может вызвать нежелательный комический эффект.

Личные местоимение третьего лица (он, она, оно, они ) в падежных формах могут иметь два варианта: с н в начале слова и без н. В современном русском языке указанный звук добавляется , если местоимение стоит после любого простого предлога (без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, по, под, перед, при, про, с, у, через ), а также после наречных предлогов, управляющих Р.п. (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади ).

ОНЫЙ. Местоимение о ный – «тот, тот самый, вышеупомянутый» - в современной речи практически не употребляется. Устойчивое сочетание во время оно (очень давно) имеет шутливо-иронический характер.

САМА. Определительное местоимение сама в винительном падеже имеет два варианта: саму, самоё . Форма саму – норма общелитературного употребления. Вы её саму об этом спросите .

Форма самоё – нормативная, но в современной литературной речи малоупотребительна, встречается очень редко в книжной речи. Данное явление помогает понять самоё сущность происходящих в живых организмах процессов.

СВОЙ. Нередко возвратно-притяжательное местоимение свой оказывается лишним. Пушкин в своём произведении «Капитанская дочка» показал … (как будто можно что-то показать не в своём произведении!).

СЕБЯ. Возвратное местоимение себя относится к производителю действия. Но в речевой практике возникают затруднения при употреблении местоимения себя в случаях, когда предложение содержит два или несколько слов, с каждым из которых это местоимение может соотноситься. Начальник приказал секретарю отнести книги к себе (к начальнику или к секретарю?). В подобных случаях следует перестроить предложение таким образом, чтобы местоимение себя ясно соотносилось со словом, обозначающим производителя действия. Например: Начальник приказал секретарше, чтобы она отнесла эти папки к себе. Местоимение она указывает на то, что производитель действия – секретарше . Если бы начальник приказал, чтобы папки были у него, предложение получило бы такой вид: Начальник приказал секретарше, чтобы она отнесла папки к нему .

СЕБЯ. Ещё несколько слов об этом местоимении. Какая форма предпочтительнее: представлять собой или представлять из себя ? Безусловно, первая. Вторая форма представляет собой разговорный вариант.

СЕЙ, СИЕ, СИЯ, СИИ. Эти указательные местоимения употребляются при стилизации под старинную речь (манерность речи), а также иронически. Сия теория весьма оригинальна. Эти местоимения сохраняются в живой речи благодаря таким устойчивым сочетаниям разговорного характера: до сих пор, на сей раз, по сей день, сию минуту , а также благодаря сложившимся в официально-деловом стиле сочетаниям сего года, с получением сего . Местоимение сей поддерживается, конечно, и такими широко употребительными словами, как сегодня, сегодняшний.

Я. Местоимение я не принято использовать:

1. При выражении благодарности, просьбы извинения и т.п.: благодарю вас; прошу понять меня правильно; думаю, что…

2. В некоторых жанрах официально-делового стиля (в личных заявлениях, в докладных и объяснительных записках), а также в устной официальной речи: прошу предоставить мне отпуск; считаю нужным подчеркнуть; приказываю; прошу слова и т.п.

ОСТОРОЖНО: ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ!

Имена числительные делятся на:

количественные : один, два, пять, десять простые ; пятнадцать, шестьдесят, восемьдесят сложные ; двадцать семь, триста двадцать три, две тысячи девяносто восемь составные ;

порядковые : первый, пятнадцатый, две тысячи триста третий ;

дробные : две пятых, три четвёртых, ноль целых и пять десятых ;

собирательные : двое, трое, семеро, десятеро .

Цели урока:

образовательная: знать правила употребления местоимений в речи, разряды местоимений, правила их правописания, формировать умение анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать в собственной речи,

воспитательная: прививать интерес к изучению родного слова, воспитывать бережное отношение к родному слову, приобщение к нормам речевого этикета,

развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности.

Оборудование урока : учебник 6 класса под ред. Е.А.Быстровой, презентация.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение изученного.

Мы продолжаем изучать часть речи, которая нескромно заявляет:

Я о себе такого мненья:

Огромна роль местоименья!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

Мы познакомились со всеми разрядами местоимений, их морфологическими признаками. Проверим, как усвоен материал.

А) Пред вами лингвистическая сказка . Внимательно прочитайте её, подчеркните фактические ошибки, допущенные сказочником.

1. На планете Лингвистика есть небольшая Страна Местоимений. Её жители указывают на предметы, признаки, количество, действия , но не называют их.

2. Местоимения живут семьями: Личные, Вопросительные, Относительные, Качественные, Притяжательные, Неопределенные, Отрицательные, Указательные, Определительные. Возвратное местоимение Себя проживает в гордом одиночестве.

3. Между некоторыми семьями особенно тесное родство. Потомками Вопросительных местоимений кто? что? какой? чей? каков? сколько? который? являются Неопределенные, Отрицательные и Притяжательные местоимения.

4. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Лишь капризное Возвратное местоимение себя и Неопределенные местоимения не"кого, не"чего не пожелали иметь форму именительного падежа. А самые ленивые Неопределенные местоимения не"кто и не"что вовсе решили не изменяться.

5. Указательные, Притяжательные и Определительные местоимения состоят в тесном родстве с жителями соседней Страны Прилагательных и так же, как Прилагательные, они все дружно изменяются по падежам, родам и числам.

6. Местоимения всегда готовы прийти на помощь, они охотно становятся в предложение, заменяя самостоятельные части речи, выполняя все синтаксические функции, кроме сказуемого.

Б) Проверим орфографическое «здоровье».

Найди третье лишнее:

1.н..какой, н..чей, н..кого позвать

2 .(кое)кто , о чем(либо), сколько(то)

4.встретились у _их, о _её успехах , пришёл к _ему.

*Самооценка по ключу на экране

III. Слово учителя.

Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж просты эти маленькие словечки – местоимения.

Послушайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов.

    Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г. Солганик)

    Местоимения удобны… Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А. Реформатский)

    Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Местоимения создают намречевое удобство, так как экономят время и пространство.

(В. Иванов, 3. Потиха.Д. Розенталъ)

IV.Определение темы, целей урока.

Какая мысль объединяет эти высказывания?

Сформулируйте тему урока. (Употребление местоимений в речи)

Постановка целей урока:

определить……

научиться………

Запишите в тетрадях: число, кл. работа, тема

V. Практическая часть.

Начинаем наблюдение за «поведением» местоимений в речи, чтобы понять правила, по которым они живут,…

1. Послушайте стих-е А.Барто «Сильное кино» (наизусть читает ученик)

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

Вы поняли, о чем был фильм? Почему? Когда уместно употребление местоимений?

2. Обратимся к тексту. Как ведут себя «запасные игроки на поле»? (задание по группам)

    Задание А.

Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… И народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть духовно той высоты, на которую зовёт его его язык. (И.Ильин) – рус. философ, писатель…

- Докажите, что перед вами текст. Его основная мысль?

- Как соединяются предложения в тексте?

Какие языковые средства использованы для связи предложений?

- Выпишите все местоимения. (нам, это, наш, в нем, все, вся, этот, сам, той, которую, его (лич.), его (лич.=прит.)

    Задание Б.

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное. Качество состоит в том, что по своему звучанию язык настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.

-Устраните повторы в тексте. Прочитайте высказывание писателя К.Г.Паустовского.

-Какие местоимения нельзя заменить «знаменательными словами»?

- Выпишите все местоимения. (нашего, оно, в том, своему, он, в себе, всех)

ВЫВОД:

    местоимения служат для связи предложений в тексте;

    помогают избежать повторов;

    «создают речевое удобство».

3.Итак, без местоимений нам не обойтись, но, употребляя их, надо быть осторожными.

Обращаемся к учебнику § 10, стр. 45.

Упр. 57 Прочитайте самостоятельно отрывок из книги «Говорите правильно» Е. Язовицкого. Сформулируйте правило употребления личных местоимений в речи .

...Личные местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говорящий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться. Вот несколько таких ошибок: 1) «Возвратившись из экспедиции, капитан привёз с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях» {капитан или медведь!). 2) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились всё выше и выше» {волны или скалы!).

Стилистическая небрежность и двусмысленность в этих предложениях есть результат забвения известного правила о том, что личное местоимение 3-го лица заменяет ближайшее к нему местоимение.

-Что случается при нарушении правила?

-Учитывая это правило, исправьте предложения на слайде.

В комнате, возле печки, стояла девушка. Она была жарко натоплена.

Вчера перед школьниками гостеприимно раскрылись двери школы. Окрепшие за лето, они с новыми силами взялись за учёбу.

4 . Не только двусмысленность может возникнуть при неправильном употреблении местоимений. Некоторые мест. сразу выкажут в вас человека неграмотного, необразованного.

Предлагаю вам превратиться в корректоров и исправить грамматические ошибки, связанные с употр. мест. УПР. 65

1.Ты уже выучил твои уроки?

2.Напишите свою собственную автобиографию.

3.Чё с ими разговаривать?

4.Я осуждаю ихний образ жизни.

5. Не уезжайте! Я буду скучать по вам!

6. Не знаю, чего мне сейчас делать?

*Запишите 3 предложения (по вариантам)

5.Знаете ли вы, об употреблении в речи каких местоимений нужно помнить, чтобы не прослыть невежливым?

Сценка - миниатюра

-Ирина Николаевна, в последнее время Ваш Петя стал хуже учиться. Примите, пожалуйста, меры.

-Вера Ивановна, Петя исправится! Вот увидите! Петя, пообещай Вере Ивановне, что ты исправишься.

-Что толку обещать?! Она всегда мной недовольна...

-Кто из участников диалога не знает правил речевого этикета ?

*СМ. значение слова ЭТИКЕТ (обращение к словарю)

Прочитайте рубрику « Говорим правильно» на стр. 46 и исправьте Петю.

Употребление местоимений он (она), тот (та), этот (эта) для указания на присутствующих вместо имён собственных придаёт речи презрительный, пренебрежительный тон, что не соответствует нормам речевого этикета.

6. Правила речевого этикета касаются также употребления местоимений ты, твой – Вы, Ваш.

Индивидуальное сообщение (из истории употребления ты-Вы)

Были на Руси времена, когда друг к другу обращались только на ТЫ. В 18 веке пришла мода говорить друг другу ВЫ. «Вы» закрепилось, прежде всего, среди образованных дворян даже в кругу семьи. Так подчеркивалось уважение к собеседнику.

До этого «ты» само по себе этикетного значения не имело. Но в сравнении с «вы» оно приобрело значение близости. А в общении людей неблизких стало выражать социальное неравенство, обращение сверху вниз. «Ты» говорили простолюдинам, слугам.

В современном языке (см. таблицу)

- по отношению к хорошо знакомому человеку;

В неофициальной обстановке;

При дружеских отношениях;

По отношению к равному или младшему

По отношению к незнакомому, мало знакомому человеку;

В официальной обстановке;

При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку;

По отношении к равному и старшему (по возрасту, положению)

При этом необходимо помнить следующие грамматические нормы

Вы + глагол во мн.ч. (Вы выглядите…)

Вы + прилагательное в ед. ч (Вы расстроенная)

Вы + краткое прил. во мн. ч. (Вы правы)

СМ. с большой буквы

7. Задание. Составьте текст поздравительной открытки с 8 Марта любимой учительнице с добрыми пожеланиями. Помните, поздравительная открытка - это приятный и своеобразный знак внимания. С помощью открытки человек выражает свои чувства: уважение, любовь, благодарность. Поэтому очень важно правильно подобрать слова, чтобы они звучали оригинально, искренне и …грамотно!

(раздать заготовленные открытки)

Уважаем.. ______ !

Желаем ____ _________________________ .

Вы очень _____________________________ .

Мы хотим, чтобы ___ _________________.

С уважением _________________ .

*Чтение и обсуждение поздравлений.

8.Восстановите текст с помощью местоимений.

Дан во владение ___ богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли ___ обращаемся с ___ языком так, как ___ ___ заслуживает? По отношению ___ человека к ___ языку можно совершенно точно судить не только о ___ культурном уровне, но и о ___ гражданской ценности (К. Паустовский)

(самый, нам, мы, этим, он, того, каждого, своему, его, его)

Нам (лич.) дан во владение самый (опр.) богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.Всегда ли мы (лич.) обращаемся с этим (указ.) языком так, как он (лич.) того (указ.) заслуживает?

По отношению каждого (опр.) человека к своему (притяж.) языку можно судить не только о его (лич.=прит.) культурном уровне, но и о его (лич.=прит.) гражданской ценности.

*Самопроверка по экрану.

Какова основная мысль текста? К чему призывает нас писатель?

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Чему научились на уроке?

Что показалось сложным?

Что особенно понравилось, запомнилось?

Оценки за урок.

VII. Домашнее задание



Материнский капитал