Мышление. Мышление как познавательный процесс

    Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб., 2008.

    Психология мышления /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова – 2-е изд., переаб. и доп. –М.. 2008.

    Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

    Денисова О.П. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.П. Денисова. - М. : Флинта: МПСИ, 2007.

1. Мышление.

Мышление - опосредованное отражение действительности и всегда осуществляется с помощью слова, речи, оно невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обоб­щения и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опи­раясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышле­ния находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего позволяет объединить эти объекты в различные системы знания, тем самым для человека оказывается доступным обобщенное отражение окружающей действительности.

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения.

Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существен­ные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Суждение - это отражение связей между предметами и яв­лениями действительности или между их свойствами и призна­ками.

Умозаключение - вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах.

Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) и 2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров и т.д. (т.е. от частных суждений) к общему положению (общему суждению).

Дедукция - это умозаключение, идущее от общего положения (суждения) к частному случаю.

В психологии различают следующие виды мыслительных опера­ций: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, кон­кретизацию, классификацию и систематизацию.

Суть операции анализа состоит в разложении целого на состав­ные части. Синтез прямо противоположен анализу. Способствует соединению расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существен­ных связей.

Операция сравнения заключается в сопоставлении вещей, яв­лений, их свойств и выявлении общности или различий между ними.

Операция абстракции состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное.

Обобщение сводится к объединению многих предметов явле­ний по какому-то общему признаку.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления.

Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений.

Систематизация - это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке.

В зависимости от характера познавательной деятельности чело­века в психологии различают мышление наглядно-действенное, наглядно- образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление проявляется непосредствен­но в процессе деятельности человека.

Наглядно-образное мышление протекает на основе образов, представле­ний, которые человек воспринимал и усвоил раньше.

Словесно-логическое , абстрактное мышление осуществляется на осно­ве понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.

Мышление связано не только с познавательными психически­ми процессам, но и с волей, чувствами, другими психическими феноменами. Воля влияет на процесс мышления, стимулирует его активность, движение. Ведь каждому известно, что для решения сложной задачи приходится прилагать большие усилия воли.

Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами, которые нередко именуются качествами ума или ин­теллектуальными качествами человека. Это глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и не­которые другие.

Глубокий ум за внешней стороной явлений позволяет увидеть связи, отношения и, стало быть, проникнуть в сущность.

Гибкий ум способен вскрывать противоречия в том или ином явлении, процессе. Гибкость ума проявляется прежде всего в уме­нии творчески использовать свои знания, положения тех или иных инструкций и даже распоряжений.

Широкий ум может заметить и постоянно держать под своим контролем большое количество связей между предметами и явле­ниями.

Быстрота мысли - это способность человека в короткий срок принимать правильные и обоснованные решения. Это качество сложное. Подлинная быстрота мысли обязательно предполагает и глубину, и гибкость, и широту ума, способность подробно ана­лизировать и умело обобщать множество данных.

Целеустремленность мышления означает способность концент­рировать мысль на определенной цели, не отвлекаясь и не пре­кращая поиска решения.

Самостоятельность мышления - это способность принимать решение и действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, не поддаваясь посторонним влияниям.


Наличие у высших животных элементов разума в настоящее время не вызывает сомнения ни у кого из ученых. Интеллектуальное поведение представляет собой вершину психического развития животных. Вместе с тем, как отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений сложных форм поведения с их врожденными и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения. Оно дает наибольший приспособительный эффект и способствует выживанию особей и продолжению рода при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания. В то же время интеллект даже самых высших животных находится, несомненно, на более низкой ступени развития, чем интеллект человека, поэтому более корректным будет называть его элементарным мышлением, или зачатками мышления. Биологическое изучение данной проблемы прошло длинный путь, к ней неизменно возвращались все крупнейшие ученые. Об истории изучения элементарного мышления животных уже говорилось в первых разделах настоящего пособия, поэтому в данной главе мы лишь постараемся систематизировать результаты его экспериментального изучения.

Определение мышления и интеллекта человека

Прежде чем говорить об элементарном мышлении животных, необходимо уточнить, как психологи определяют мышление и интеллект человека. В настоящее время в психологии существует несколько определений этих сложнейших явлений, однако, поскольку данная проблема выходит за рамки нашего учебного курса, мы ограничимся самыми общими сведениями.

Согласно точке зрения А.Р. Лурия, "акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения - привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного".

Мышление представляет собой самую сложную форму психической деятельности человека, вершину ее эволюционного развития. Очень важным аппаратом мышления человека, существенно усложняющим его структуру, является речь, которая позволяет кодировать информацию с помощью абстрактных символов.

Термин "интеллект" используется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида, от ощущения и восприятия до мышления и воображения, в более узком смысле интеллект - это собственно мышление.

В процессе познания человеком действительности психологи отмечают три основные функции интеллекта:

Способность к обучению;

Оперирование символами;

Способность к активному овладению закономерностями окружающей среды.

Психологи выделяют следующие формы мышления человека:

● наглядно-действенное, базирующееся на непосредственном восприятии предметов в процессе действий с ними;

● образное, опирающееся на представления и образы;

● индуктивное, опирающееся на логический вывод "от частного к общему" (построение аналогий);

● дедуктивное, опирающееся на логический вывод "от общего к частному" или "от частного к частному", сделанный в соответствии с правилами логики;

● абстрактно-логическое, или вербальное, мышление, представляющее собой наиболее сложную форму.

Вербальное мышление человека неразрывно связано с речью. Именно благодаря речи, т.е. второй сигнальной системе, мышление человека становится обобщенным и опосредованным.

Принято считать, что процесс мышления осуществляется с помощью следующих мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования. Результатом процесса мышления у человека являются понятия, суждения и умозаключения.

Мышление человека и рассудочная деятельность животных

Как утверждают ведущие российские психологи, критериями наличия у животных зачатков мышления могут быть следующие признаки:

"экстренное появление ответа в отсутствии готового решения" (Лурия);

"познавательное выделение объективных условий, существенных для действия" (Рубинштейн);

"обобщенный, опосредованный характер отражения действительности; отыскание и открытие существенно нового" (Брушлинский);

"наличие и выполнение промежуточных целей" (Леонтьев).

Мышление человека имеет целый ряд синонимов, как то: "разум", "интеллект", "рассудок" и т.п. Однако при употреблении этих терминов для описания мышления животных необходимо иметь в виду, что, как бы сложно ни было их поведение, речь может идти лишь об элементах и зачатках соответствующих мыслительных функций человека.

Наиболее корректным является предложенный Л.В. Крушинским термин рассудочная деятельность. Он позволяет избежать отождествления мыслительных процессов у животных и человека. Наиболее характерное свойство рассудочной деятельности животных - их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.

Рассудочная деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма адаптивного поведения может осуществляться при первой встрече организма с необычной ситуацией, создавшейся в среде его обитания. В том, что животное сразу, без специального обучения, может принять решение к адекватному выполнению поведенческого акта, и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности как приспособительного механизма в многообразных, постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Рассудочная деятельность позволяет рассматривать приспособительные функции организма не только в качестве саморегулирующихся, но и самоселекционирующихся систем. Под этим подразумевается способность организма производить адекватный выбор биологически наиболее адекватных форм поведения в новых ситуациях. По определению Л.В. Крушинского, рассудочная деятельность - это выполнение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации. Этот уникальный способ приспособления организма в среде возможен у животных с хорошо развитой нервной системой.



Мышление - ϶ᴛᴏ сложный психический процесс, в котором обобщенно и опосредованно отражаются предметы и явления окружающего мира.

Мышление в чистом виде, как совершенно независимый, самодостаточный психический процесс, реально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и т.п. Мышление выступает как высший процесс , объединяющий всю деятельность человека.

Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в, казалось бы, разных ситуациях – важнейшее отличительное свойство мышления (развитие мышления в детей – найди лишний предмет, к какому классу предмет относится, найди отличия в рисунках и т.д.)

Итак, мышление отличается от других познавательных процессов тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности . При этом опирается на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом.

Мыслительные операции;

Формы мышления;

Виды мышления.

Мыслительные операции (процессы):

· Анализ – мысленное расчленение целого на части, свойства;

· Синтез – мысленное объединœение частей в единое целое;

· Сравнение – основа познания; нахождение сходства и различия между предметами;

· Обобщение – нахождение в любых предметах и явлениях общего и объединœение их по общим и существенным признакам;

· Конкретизация – движение мысли от общего к частному;

· Абстракция – (на базе анализа) уход от конкретного предмета к его символу.

Формы мышления:

· Понятие – передача конкретных свойств того или иного предмета или явления;

· Суждение – что-то утверждается или что-то отрицается (предложение)

· Умозаключение – когда из 2-х 3-х суждений мы получаем следующее суждение, как вывод ;

· Аналогия – умозаключение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ делается на базе каких-то сходных черт ʼʼпо аналогииʼʼ.

Виды мышления:

По уровню развития:

· Наглядно-действенное

· Наглядно-образное

· Абстрактно-логическое

По характеру решаемых задач:

· Теоретическое- направлено на объяснение явлений действительности;

· Практическое – направлено на преобразование действительности

По степени новизны и оригинальности:

· Репродуктивное (воспроизводящее)

· Продуктивное (творческое) или креативное.

Интеллект - ϶ᴛᴏ совокупность всœех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи .

Интеллектуальная активность - ϶ᴛᴏ специфически человеческий способ приспосабливаться (адаптироваться) к условиям своего существования. По определœению американского психолога Векслера, создавшего в 1939 году первую систему измерения интеллекта взрослого человека, интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Что определяет развитие интеллекта:

1. генетическая обусловленность – влияние наследственной информации.

2. физическое и психическое состояние матери во время беременности (питание, здоровье).

3. хромосомные аномалии (болезнь Дауна).

4. экологические условия (прием лекарственных средств, употребление наркотиков и т.п.)

Оценки интеллекта.

Чтобы осуществить более или менее целостное и, следовательно, точное измерение интеллекта͵ обычно используют два ʼʼсубтестаʼʼ:

- вербальный – где предлагаются задачи, требующие действий с использованием слов,

- невербальный задания, не связанные со словами, речью.

Общий показатель складывается из их суммы..

Наибольшей популярностью пользуется так называемый ʼʼкоэффициент интеллектуальностиʼʼ, сокращенно называемый IQ (тест Айзенка ). Этот тест связан с представлением об умственном возрасте, и в начале века использовался для того, чтобы было можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. В дальнейшем на базе на базе расчетов соотношения умственного и хронологического (реального) возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности. Среднее значение его соответствует 100 баллам (от 84 до 116 – норма ) , а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие – к 200. Основная масса людей считается людьми со средним интеллектом. Самый высокий интеллект оказался у людей, чей профессиональный опыт близок к методам мыслительных операций – научных работников, химиков, математиков, педагогов и студентов.

Тесты для определœения уровня интеллекта (общих способностей) – (кроме теста IQ) матрицы Равенна, Вербальный и невербальный интеллект Д.Векслера, методика Амтхауэра, ШТУР и др.

Мышление и интеллект - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мышление и интеллект" 2017, 2018.

Тема: «Мышление. Интеллект. Воображение. Речь».

Мышление - психический процесс отражения наиболее существенных предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Источник мыслительной деятельности людей является реальная жизнь, практика. Труд, учение, игра – любые виды деятельности требуют решения мыслительных задач.

Мыслительные операции:

  1. Анализ – мысленное разделение целого на части или свойства;
  2. Синтез – мысленное объединение частей и свойств предмета или явления в единое целое;
  3. Сравнение – мысленное сопоставление предметов или явлений и нахождение сходств и различий между ними;
  4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;
  5. Абстракция – мысленное выделение существенных или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений.

Мыслить абстрактно – значит уметь кокой-то момент, сторону, черту или свойство распознаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.

Виды мышления:

  1. Предметно–действенное мышление – вид мышления, которое осуществляется только при наличии предметов и непосредственном действии с ними.
  2. Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представление (образы ранее воспринятых предметов и явлений), а так же оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план).
  3. Абстрактно-логическое мышление – опирается за абстрактные понятия и логические действия с ними.

Основные формы абстрактного мышления:

  1. Понятие – фора мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словами.
  2. Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания.
  3. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение).

Умозаключение – это опосредованное, выводное знание.

Интеллект

« Интеллект – это глобальное способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Воображение

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идей.

Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Речь

Речь человека является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты).

Речь, как и все высшие психические функции человека, являются продуктом длительного культурно-исторического процесса.

Речь – это язык в действии. Язык – это система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.

Речь имеет три функции:

  1. Сигнификативную (обозначение);
  2. Обобщение;
  3. Коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств);

Сигнификативная функция – отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения связано, таким образом, на единстве обозначения предметов или явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем , что и слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков.

Функция коммуникации , т.е. передачи информации.

Если первые две функции речи могут быть рассмотрены, как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:

  1. Информационную;
  2. Выразительную;
  3. Волеизлиятельную;

Интеллект –«ум», то есть свойство человека, способность ставить и решать задачи.

Мышление – «обдумывание» - процесс., то есть выходящее за пределы непосредственно данного.

Интеллект – способность у мышлению. Мышление – процесс реализации интеллекта.

Мышление – вид познания, но в отличие от восприятия, опосредованное, то есть выходящее за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заключение о другом.

Не просто создание умственной модели внешних условий (восприятие), но установить ненаблюдаемые отношения объектов и вывести другую модель – вот задача мышления.

Каждый из психических процессов по-своему снимает ограничения условий внешней среды на формирование адекватной внутренней картины внешнего мира. Формирование вторичных образов (представлений) и памяти – позволяет человеку представлять не только «лица» вещей, но и их спины. Становится возможным прошлое и будущее – то есть свободное перемещение по временной шкале. Мышление позволяет снять все ограничения во времени и пространстве.

21.Виды мышления: наглядно-действенное, допонятийное. Еще один вид – понятийное мышление рассматривается в следующей лекции.

Наглядно-действенное свойственно и животным. Обезьяны в экспериментах Келера не могли достать подвешенный к потолку банан, пока Султан не догадался использовать ящик, который был в помещении, но его необходимо было перевернуть и использовать как подставку, позволяющую дотянуться до банана.

Дети Пиаже на уровне сенсомоторного интеллекта – у них развивается наглядно действенное мышление.

В 1980-х годах американским психологам супругам Гарднерам удалось обучить шимпанзе языку глухонемых (не могут говорить в связи с ограничениями артикуляторного аппарата и фонематического слуха). Обезьяны конструировали фразы из нескольких слов, некоторые даже употребляли слова в переносном смысле, например, слово «грязный» - для человека, не выполняющего их желания. Но по уровню развития шимпанзе не преаосходят 3-5 летнего ребенка.

Допонятийное мышление .

Суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете, относятся к наглядной действительности. Часто это суждения по сходству или различию. Самая ранняя форма доказательства – пример. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм , то есть отсутствует способность к свободному переносу начала координат, децентрации по отношению к собственному «я». Другие свойства –синкретизм (тенденция связывать все со всем, оперировать единичными случаями),трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее, смешение существенных и несущественных свойств), несогласованность объема и содержания. Пример. На карточках представлены следующие предметы: 2 камня, 3 ведра, 7 собак и 2 лошади. Вопрос: чего больше живых существ или физических тел? Ответ: живых существ.

Нечувствительность к противоречиям.

Живое солнце?– да. Почему? – Оно двигается.

Смешение отношений естественной причинности с отношением намерения человека и его реализации.

Опрошенные Пиаже дети считали, что реки вырыты людьми, а из образовавшейся при этом земли возникли горы.

Отсутствие представлений о сохранении количества : судят о количестве вещества по одному параметру, высоте жидкости в сосуде, не учитывают объем. Шарик из теста на глазах ребенка превращают в лепешку и кладут на стол. Вопрос: где больше теста? – В лепешке. Осознание тождественности изменяющего объекта приобретается постепенно.

Заметные, легко воспринимаемые свойства, кажутся более важными, чем существенные.

Большие вещи всегда тяжелые, маленькие – легкие. Отсюда недоступность такого фундаментального физического понятия как масса.



Материнский капитал