Основы фотокомпозиции. Основы композиции

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов - это диагональная композиция.

Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.

Композиция в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей.

Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Она объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).

Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч.

Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.

Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

    Обращение внимания на отдельный предмет как доминанту всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

    Видение в целом, без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного - это единый ансамбль.

Построение.

Основные правила

Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждой вещи и вносит ясность, простоту и силу воздействия.

Начинайте с поиска цвета фона, он должен быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов. Не забывайте о свете, правильном и выразительном освещении предметов.

Из предметов ничего не должно быть лишнего. Остерегайтесь пестроты. В композиции целесообразно иметь не более четырех основных цветов. Компоновку начинайте с того, что очертите прямоугольник, определяющий формат будущего рисунка, например, стены с прилегающими предметами. Сделайте в карандаше первоначальный набросок предметов. Определите масштаб изображаемых предметов. Определите окончательное соотношение цветов в композиции.

Дата публикации: 30.12.2013

В этой статье мы познакомимся с азами композиции и построения кадра. Несколько простых приемов сделают наши фотографии красивее и понятнее. Все кадры приведенные тут сняты на камерофон Nokia Lumia 1020.


Формат кадра

Форматом кадра называют соотношение его сторон, кроме того различают вертикальную или горизонтальную ориентацию кадра. Выбрать подходящий вам формат можно в настройках, прямо во время съемки, или после, во время кадрирования.

Некоторые из распространенных форматов кадра:

1:1 Квадрат или “один к одному”

3:2 Классический формат кадра 35мм пленки или “три к двум”

2:3 Вертикальная ориентация того же формата

4:5 Классический, более основательный формат “четыре к пяти” - в таком формате делали стеклянные фото-пластины, форматные и некоторые средне-форматные камеры

16:9 Молодой и динамичный широкоэкранный формат, известный нам по кино и видео, а теперь встречающийся и в фотографии

Это далеко не все существующие форматы, но основные из них. Кстати, зачастую разумно кадрировать работы не в произвольном формате, а в одном из выше описанных - людям привычны эти соотношения сторон, да и серии фотографий смотрятся гораздо лучше, если размеры кадров не скачут от фото к фото.

Какой формат выбрать для конкретного кадра или всей съемки?

Квадрат хорош для спокойных, завершенных, гармоничных сюжетов. В том числе для натюрмортов или портретов людей в соответствующем настроении:

А вот для сравнения исходный, полный кадр из которого квадрат был кадрирован:

Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 160, F2.2, 1/45 с

Вертикальные кадры хорошо передают неустойчивое равновесие, некое намеренье или возможность падения, движения, перемен:

Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/110 с

Если вам надо снять высокое здание или канатаходца, который балансирует на веревке - вертикальный кадр лучшее решение. А вот пример, когда опасная и истерическая личность образа так и просит вертикального, неустойчивого кадра.

Более традиционный и винтажный формат 4:5 отлично подходит для классического портрета, намекая на исторические аналоговые корни фотографии. Приведу в пример кадры с камерофона Nokia Lumia 1020, стилизованные под аналоговую съемку и печать в программе Snapseed:

Горизонтальные форматы хороши для пейзажей, сцен с большим числом героев. Когда есть что показать на фоне - будь то интерьер, виды города или природы.

Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.2, 1/9 с

Отлично подходят они и для явного движения, динамики в портрете. Даже широкоэкранный формат 16:9 смотрится оправданно в такой ситуации.

Не бойтесь экспериментировать с форматами и ориентацией кадра - перемена окна может сделать мир за ним новее и интереснее:-)

Модель и фон

Отношения модели и фона - вопрос непростой и очень важный. Самое первое что нужно освоить - отделение модели от фона. На плоской поверхности картинки мир немного не такой как в реальности - торчащий из головы модели или “приклеенный” к ней сбоку заметный предмет (линия, горизонт, яркое пятно на фоне) может испортить верное ощущение пространства и отобрать удовольствие у зрителя.

Хорошо когда модель заметно светлее или темнее фона - это называется “тональное разделение”

Если быть кратким - внимательно следите за фоном - он должен обрамлять модель , крутиться вокруг нее, но не конфликтовать с ней.

Lumia 1020 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.2, 1/2100 с

Не оставляйте во время съемки без внимания заметных объектов и линий на фоне, которые уж точно бросятся в глаза вашим зрителям в результате, а используйте их в свою пользу - создавая композицию, баланс, концентрируя внимание на модели и ее состоянии.

Точка зрения

Пробуйте необычные ракурсы, положения камеры и точки зрения - они сделают ваши снимки интереснее и покажут зрителю привычные вещи с новой стороны.

Каждый из нас не раз встречал фотоснимки, которые поражали своей красотой и оригинальностью: от них невозможно оторвать свой взгляд, они имеют богатую историю создания и проработанные до мелочей детали. Кажется, что для того, чтобы создать такое произведение искусства, необходимо приобрести хорошую камеру и начать снимать, но на самом деле, этого вовсе недостаточно.

Львиная доля успеха фотографии зависит от того, насколько хорошо мастер проработал композиционные детали и особенности своей работы. Иногда в этом моменте можно следовать общепринятым правилам, которые известны каждому художнику, но часто профессионалы своего дела отступают от них, используя необыкновенные приемы, за счет которых фотоснимок становится поистине гениальным.

Действительно, композиция является основным способом сделать фотографию прекрасной или же наоборот - испортить в ней все. Ни одна, даже самая продвинутая техника, не сделает за вас работу по поиску подходящей композиции кадра - этому делу нужно кропотливо учиться, экспериментировать и не переставать искать ракурсы и варианты построения кадра. В статье мы расскажем о ряде композиционных приемов, которые помогут сделать снимок оригинальнее и профессиональнее.

Правило третей

Популярное композиционное правило “Закон третей” предполагает деление кадра на шесть равномерно распределенных линий, три из которых горизонтальные, а три вертикальные. Именно этот закон говорит нам о том, что не стоит пытаться разместить фотографируемые объект точно в центре - это собьет зрителя с толку, ведь он не поймет, какая половина снимка является главной. Точки, которые образуются на пересечении линий - это узлы внимания. Именно на них стоит размещать предметы и людей, акцентируя на них внимание. Также для этой цели можно использовать сами линии, точнее выбрать одну из них.



Симметрия и асимметрия в снимке

Иногда центрирование композиции, состоящей из мелких упорядоченных линий, может быть специальной задумкой - тогда композиция “по центру”, о которой мы говорили выше, будет оправдана. Часто такие фото содержат в себе изображение мостов и лестниц. Тогда лучше отойти от правила третей и расположить объект с точкой акцента на центральной части - вы подчеркнете стройную геометрию, зададите определенный ритм и создадите идеально выверенный снимок.

Асимметрия - очень популярный и “работающий” прием в фотографии. Его можно встретить в работах различного типа: городских, природных пейзажах, портретах, натюрмортах. Суть метода состоит в том, чтобы грамотно поместить предмет в узле внимания, но при этом приглушить другие детали кадра.



Расфокусировка

Для того, чтобы зрителю было проще расставить акценты по смыслу в фотографии, можно использовать чередование фокуса и расфокуса изображения. Любой предмет, который требует максимум внимания в кадре, должен быть четко виден, а все остальное - размыто. Это может быть портрет, снимок автомобиля, мчащегося по дороге, лошадь в прыжке и многое другое.

Иногда композиция требует обратного эффекта - когда резкость оказывается позади. Особенно выразительно получаются кадры с размытым силуэтом человека, расположенным на фоне красивой улицы или водоема. Фотограф предлагает увидеть зрителю не только то, что видит он сам, через объектив, но и картинку глазами модели съемки.

Фото, заключенное в рамку

Рамка может быть не только в виде деревянного обрамления фотографии, но и внутри самого снимка. Такой художественный прием придает глубину и выразительность. Рамкой могут стать своды и арки красивых зданий, старинные колонны, даже окна и двери, а также природные “помощники”: ветви деревьев, лоза и прочее.

Стоит отметить, что элементы на заднем плане следует расположить по правилу третей.

Выбирайте выгодный ракурс, который емко охватит рамку, задаст ей нужную симметрию. В случае с пейзажной съемкой рамка сильно облегчает композицию, придавая ей художественную изюминку.

Создание линий

Как привести зрителя к смысловому акценту фотографии? С помощью линий, которые понятно укажут направление, в котором следует двигаться. Любые вещи, обладающие стройной геометрической формой, подойдут в этом деле: дороги, стены зданий, лестницы и мосты.

Если вы видите перед собой много горизонтальных линий, и все они в совокупности составляют интересную композицию, сделайте их основой фотографии, а в самой верхней трети расположите что-то одно - объект, который будет увенчивать композицию.

Работа с треугольниками и диагоналями

Геометрия в построении снимка задает ему динамику, делает более глубоким, позволяет воплотить креативные художественные задумки. Принцип прост: фотограф ловит в кадр объекты, расположенные лучевым способом - композиция дробится на треугольники, охватывающие всю структуру фотографии. Идеально совмещать мелкие и крупные предметы: слева, справа, в верхней и нижней части. Главное - избегать кучности по центру и задавать снимку нестандартную симметрию.

Структура

В съемке зданий, интересных архитектурных строений, площадей, скверов, старинных улочек важно отразить атмосферу места, выделить ее особенность. Один из приемов, придающих снимку особенное настроение и эстетику - акцент на текстурах, их выделение, а также повторяющиеся мелкие элементы, которые помогут сделать композицию интереснее.

Особенно хорошо и удачно применяются эти приемы на необычных дорожных покрытиях: каменная тропинка, брусчатка на дороге, необычный орнамент плитки, который хочется зафиксировать.

Четность и нечетность в фотографии

Один из законов фотодела гласит: в кадре должно быть нечетное количество объектов. Это объясняется тем, что зрителю проще воспринимать снимок с заданным композиционным акцентом. Если вы увидите перед собой троих людей, внимание автоматически сконцентрируется на центральной фигуре. Следуя этой логике, два предмета или человека в кадре путают зрителя. Но если вы снимаете фото с живым сюжетом, где в центре кадра оказываются два собеседника - то от правила можно отступить. Постарайтесь ярко отобразить жесты людей, их эмоции и мимику, элементы артикуляции - тогда снимок будет интересно подолгу разглядывать.

Заполнение кадра

Основа приема заполнения - крупный план, который лишен фона. Лицо человека, голова животного или любой другой объект, например, здание с красивой архитектурой - все, что достойно внимания и способно увлечь деталями, может стать центром композиции кадра. Достаточно лишь немного неба вверху и по краям, нижней горизонтальной линии - и вот снимок грамотно заполнен. Прием особенно хорош в портретной фотографии, где важно сделать акцент на глазах.

Добавляем в кадр воздуха

Красивый объект на фоне неба, одиноко стоящее дерево на пустыре, маяк, окруженный водой, человек посреди пейзажа - такой минималистичный подход создании композиции и масса свободного пространства делают снимок “легче”, позволяя зрителю проще воспринять информацию и интерпретировать ее. Создавая снимки со свободным пространством и воздухом, вы даете своим работам больше “дышать”.



Акцентируем внимание на взгляде

Если говорить о съемке портретов, то самое важное, что следует знать о их композиции - не забывайте про глаза. Только так, расставив на них основные акценты, вы передадите все эмоции и мысли человека, его историю и текущее состояние. Не забываем про правила третей: располагайте линию глаз в верхней части кадра. Кстати, прием действует не только на людях, но и на животных.



Эксперименты с ракурсами

Большинство случаев съемки человека подразумевает ракурс на уровне глаз модели, в положении стоя. Такой прием стандартен и применяется многими мастерами - так вы наиболее правильно и натурально покажете пропорции фигуры модели. Но стоит помнить, что изменение симметричности линий и игра с ракурсами может сделать фотографию оригинальной и необычной - именно в таких случаях очень часто удается передать задумку, заложенную в проект.

Так, например, фотографируя собаку в прыжке с нижней точки, вы зрительно увеличиваете расстояние между землей и ее лапами, создавая смысловую выразительность. Для пейзажей с большим количеством интересных объектов не бойтесь снимать сверху. Очень важно менять расположение камеры, чтобы найти что-то свое, наиболее подходящее.

Работа с цветом

Цвет также играет роль в работе над композицией. С помощью цветов и их грамотного сочетания вы отразите настроение кадра и все эмоции. Изучать колористику фотографу необходимо, но на первых порах можно пользоваться специальной цветовой таблицей, которую применяют в работе дизайнеры, художники и другие творческие люди. Умение комбинировать оттенки и создавать целостную картинку - важный навык, который выведет ваше мастерство на новый уровень.

Создания движения и выбор направления

Любое движение воспринимается человеком слева направо - так уж мы устроены. Когда вы снимаете, помните об этой детали и используйте ее в работе. Например, автомобиль мчится по дороге, а велосипед - по лесной тропинке, человек занимается бегом, а его собака пытается догнать улетающую палку - каждое движение с динамикой стоит направить в правую сторону.

Очень важно не забывать оставлять впереди пустое пространство, которое поможет лучше понять всю динамику композиции, и то, куда держит путь герой снимка. Грамотно выбранное и выстроенное направление движение способно творить чудеса с динамикой фотографии.

Баланс

Если перед вами городская улочка с красивым фонарным столбом, расположите его по правилу третей и включите в кадр второстепенные элементы - они должны быть на отдалении:к примеру, с другой стороны дороги. Этот прием сбалансирует снимок, структурно уравновесит его. При этом фонарный столб будет по-прежнему доминировать, но в композиции появится органика, она станет художественно интересной. Избегайте одиночных силуэтов, которые режут фотографию на части.

Противопоставление в кадре

Это один из самых выразительных приемов, задающий снимку уникальную атмосферу и отражающий две стороны реальности. Старое и новое, черное и белое, веселое и грустное, дети и старики, динамика и статика - контрасты всегда выигрышны, и имеют свою философскую идею.

Используйте вышеперечисленные композиционные приемы в своей фото-практике, и вы обязательно найдете из них свои - те, что придатут вашим работам изюминку и оригинальность. Не бойтесь смотреть на мир через объектив с разных точек, экспериментировать с перспективой и пропорциями, фокусом и расфокусом - только так вы сделаете свое творчество неповторимым.

Местами некорректно и примеры странны (некоторые:),
но в целом забавный материал.
.
Более полный список композиционных приёмов. Буду рад замечаниям:)
.
1. Композиция как сочинение, соединение, составление. Диалог композиционных элементов.
2. Целостность.
3. Многоплановость.
4. Полицентровость.
5. Насыщенность.
6. Мгновенность.
7. Выразительность.
8. Простота.
9. Гармоничность.
10. Единство композиции.
11. СКЦ (сюжетно-композиционный центр).
12. Studium и Punctum. Пунктум как точка инициации смыслового центра.
13. Проблема большого и малого. Контраст величин. Деформация масштаба.
14. Главная и второстепенная роль в сюжете.
15. Динамика фотографического кадра.
16. Усиление перспективной глубины пространства фотографии с помощью линейной перспективы. Направляющие линии и линейная перспектива.
17. Усиление глубины пространства фотографии с помощью воздушной перспективы.
18. Усиление глубины пространства фотографии с помощью цветовой перспективы.
19. Параллельные линии в композиции. Предотвращение параллелей на краях изобразительного поля.
20. Чувственное и рассудочное в композиции.
21. Правило трёх третей, золотое сечение, числа Фибоначчи.
22. Простая фигура как базовый скелет композиции.
23. ЭЕР (эффект естественной рамки). Усиление целостности композиции с помощью контура по периметру фотографического изображения.
24. Геометрические и сюжетные активные точки композиции.
25. Неожиданные комбинации.
26. Контраст форм и геометрических структур.
27. Контраст силуэтов.
28. Контраст света и тени (тональный контраст).
29. Контраст теплых и холодных тонов.
30. Контраст комплементарных (дополнительных) цветов.
31. Цветовой диссонанс, контраст диссонирующих цветов.
32. Контраст плавных и ломаных линий.
33. Контраст трёхмерных и двумерных элементов, объёма и плоскости.
34. Контраст близкого и далёкого.
35. Контраст подвижных и неподвижных деталей композиции.
36. Логические, смысловые контрасты.
37. Функциональный контраст первостепенных и второстепенных деталей композиции.
38. Контраст состояний, положений.
39. Контраст характеров, эмоций, психологические контрасты.
40. Сюжетные контрасты, образующие причинно-следственную связь.
41. Контраст сцены и мизансцены.
42. Оверлэппинг (overlapping). Усиление целостности композиции вследствие перекрывания объектов.
43. Временной контраст (совмещение на одной фотографии проявлений того, что уже произошло, что происходит, и что будет происходить).
44. Контрасты стиля.
45. Контрасты символов.
46. Отражения и повторы.
47. Симметрия или явная асимметрия композиции.
48. Рифма и ритм.
49. Движение в кадре. Проводка как средство выделения главного объекта или СКЦ.
50. Манипулирование символами и знаками.
51. Печатный текст в рамках или за рамкой фотографии, несущий изобразительную нагрузку.
52. Фабула и концепция фотографии.
53. Фотоизображение (фотография или серия фотографий), подразумевающее временнóе повествование, метафорический рассказ, “фотоистория”.
54. Соотнесение СКЦ и свободного места. Соотношение объект и пустота. Работа с пустотой. Окружение, обрамление СКЦ, главного объекта композиции.
55. Идейный ключ, смысловая полярность фотографии.
56. Аполлоническая гармония и дионисийский катарсис.
57. Двусмысленность и многозначность сюжета. Юмор и ирония.
58. Натюрморт, крупный план, макро - как средство фотографической выразительности.
59. Шарм, гламур, нечто очаровывающее.
60. Романтика, эротика и секс.
61. Использование знаменитостей в сюжете.
62. Использование эффекта déjà vu («уже виденное»).
63. Принцип чёт-нечет, инь-ян в целостной, слитной и гармоничной композиции.
64. Совокупное и комплексное применение всех законов и правил композиции для поиска оптимального композиционного решения по принципу тезис – антитезис - синтез. Фотография как искусство спонтанной ловли уникального нерукотворного гармонического мгновения.



Материнский капитал