Рисунок на тему красота человека русская красавица. Народный праздничный костюм

Урок изобразительного искуссства проведен по программе Б.М. Неменского в 4 классе.

Цели урока:

  • показать учащимся роль искусства в понимании красоты русской женщины;
  • познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль»;
  • отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию;
  • прививать интерес к русскому народному творчеству;
  • продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;
  • осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, музыка, история);
  • воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование:

  • для учителя - компьютерная презентация, наглядные пособия;
  • для учащихся - заготовки фигурок девушек, акварельные или гуашевые краски.

Зрительный ряд:

Презентация с репродукциями картин М.Врубеля «Царевна-Лебедь», И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Брюллова «Гадающая Светлана», К.Коровина «Северная идиллия», К Маковского «У околицы», «Русская красавица», «Боярыня у окна» и иллюстрации русского народного костюма.

Литературный ряд:

  • А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок).

Музыкальный ряд: запись русских народных песен.

Ход урока «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня с вами на уроке мы продолжим изучение раздела «Истоки родного искусства». Давайте вспомним какие темы мы уже изучили. (Слайд № 1).

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, сложный духовный мир, характер, настроение.

II. Объявление темы.

Тема нашего урока: «Образ русского человека. Женские образы в искусстве» (слайд №2).

III. Целеполагание.

Учитель: Давайте определим цели нашего урока. Что вы хотели бы узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?

VI. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Учитель: У каждого народа свое понимание мужской и женской красоты. Образ мужчины неотделим от труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря.

А каким вам представляется женский образ? В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту.

Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений искусства, литературы. Что мы понимаем под выражением русская красавица?

Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старинных русских деревнях и городах. (Слайд № 3).

Ученик: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.

Ученик: Образ птицы - это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты - птицы счастья.

Ученик: «Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе. (Слайд №4).

Ученик: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.

Ученик: Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки. (Слад № 5).

Ученик: Наши танцы всюду славятся,
Наши танцы как огонь.
Выйдет русская красавица,
Да пройдется под гармонь.
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке сапожки узкие.
Идет красавица, плывет лебедушкой
И все любуются ее красой.

Ученик: Картина Брюллова навеяна поэмой Жуковского «Светлана». Показан эпизод гадания, что являлось частью празднования рождества. Брюллов изобразил Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой взгляд. Художник создал впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей красотой и непосредственностью.

Учитель: Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, прослушали литературные произведения. Каким вам представился образ русской красавицы? Что объединяет все эти образы?

Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие. В каждой картине были отражены национальные традиции русского народа. Люди верили: красота - это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание. (Слайд №6).

Учитель: Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.

Рубаха - основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол. (Слайд №7).

Учитель: Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли - ромбы, треугольники, квадраты с точками.

На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой. Епанечка - это короткая клешеная кофточка без рукавов. (Слайд №8).

Учитель: На юге России вместо сарафана носили понёву - домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами символизирующими землю и воду - ромбы, волнистые линии, птицы. (Слайд №9).

В праздничные дни голову украшали дивным убором - кокошником. Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.

V. Творческая работа.

Учитель: Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ русской красавицы. Что вы должны показать в своей работе? Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.

(Во время работы звучат русские народные песни.)

Учитель: Ребята, ваши работы мы расположим на доске.

  • Что вы видите на доске? (Небольшая полянка возле леса).
  • А что делали девушки на полянке, когда собирались вместе? (Водили хоровод).
  • Как же мы расположим наших девушек? (По кругу).

(Ученики располагают фигурки девушек по кругу на доске).

  • А что делали девушки, когда становились в хоровод? (Пели песни).
  • Давайте и мы с вами споем песню «Во поле береза стояла».

(Исполнение песни с детьми).

VI. Подведение итогов работы.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Добились ли мы поставленных целей? Что вы узнали о русском народном костюме? Молодцы, все сегодня очень хорошо работали. Спасибо всем за урок.

Презентация «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского

на тему « Образ красоты человека (женский образ)».

Учителя изобразительного искусства Гришиной Ирины Владимировны

ГБОУ СОШ № 417 СП прогимназия № 1642

    Класс: 4

    Предмет: изобразительное искусство.

    Тема: Образ красоты человека (женский образ).

    Место урока в системе Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского. 5 урок.

    Тип урока: Урок освоения новых знаний.

    Цели и задачи урока:

- Сформировать представления о понимании красоты женщины в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение

к традициям русского народа.

Закрепить умение изображать портрет человека, закрепить навыки работы с цветом.

- Развивать потребность детей в творчестве .

- Формировать у учащихся художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и имровизацию.

    Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, презентация по теме урока.

    Дидактические средства :

для учителя

изобразительный ряд: рисунки, презентация с работами И.Билибина,

К. Маковского, М.Врубеля

литературный ряд: стихотворения - А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок).

музыкальный ряд: запись русских народных песен.

для обучающегося – Лист А-3, гуашь и кисти.

    Планируемые результаты: сформировать у учащихся представление о народном костюме, о женском головном уборе; уважение к культуре, развить умение работы с художественными материалами при создании портрета русской красавицы.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Сегодня у нас необычный урок - путешествие в прошлое.

Ждет сегодня вас

О русской красавице сказ.

Слайд 1

2. Актуализация знаний

Ребята, какой, по вашему мнению, должна быть «русская красавица»? (ответы детей: красивой, доброй, умной и т.д.)

Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах. Поможет нам настроиться на нужное настроение – народная музыка. (Звучит запись русской народной песни «Девка по саду ходила»)

Слайд 2

Учитель: Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Из какого произведения эти строки?

Ученики: Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Учитель: Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Ученики: Николая Алексеевича Некрасова. «Мороз, Красный нос».

Учитель: Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

Ученики: Их трудолюбие, красота.

3. Постановка проблемы и фиксация новых знаний

Учитель: Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.

Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка?

Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

Ученики: Сарафан, рубаху. В будни - простой, неяркий. В праздники, красивый, яркий. Украшали вышивкой.

Учитель: Ребята, у нас сегодня непростая гостья - Машенька. Она пришла к нам в стилизованном русском костюме. Учитель демонстрирует женский русский народный костюм.

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье золотое,

Лента алая в косе.

Взгляните на Машин костюм. Будто кто-то собрал солнечный свет, цветы с полей и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Особое место в русском костюме всегда отводилось головному убору.

Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, но волосы необходимо было заплетать в одну косу в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Волосы были длинными, и с распущенными волосами не ходили, потому что так неудобно было бы стирать, готовить, шить, работать в поле, ухаживать за скотиной. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу значило оскорбить девушку. На иллюстрации к русской сказке "Василиса Прекрасная" И.Билибин изобразил Василису с длинной косой.

Слайд 3

На рисунке видно, что лоб не закрыт челкой, – считалось, что с закрытым лбом девушка будет чаще болеть. Конец косы девушки украшали накосником. Он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем и т. д. Самый распространенный головной убор девушки – это платок.

Слайд 4

В платке изображена И.Билибиным Аленушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",

Слайд 5

и "Девушка с бураком" – А.Венецианова.

Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, почелки, перевязки, ширинки, кокошники (Н.Аргунов. "Портрет девушки в кокошнике"),

Слайд 6

коруны (М.Врубель. "Царевна Лебедь", В.Васнецов. "Три царевны подземного царства").

Слайд 7

Головные уборы были с открытым верхом, расшитые золотой нитью, а на лоб спускались поднизи ажурного плетения из жемчуга (в виде сетки). Жемчуг добывали в чистых северных реках.

По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях "простоволосой" – это считалось большим грехом. Считалось, что волосы обладают магической силой. Выходя замуж и становясь членом чужого рода, женщина должна была прятать волосы, чтобы не принести несчастья мужу и его родне. Не случайно у И.Билибина Баба Яга изображена с распущенными волосами.

Слайд 8

Во время свадебного обряда подружки прощались с невестой под пение протяжных грустных песен и с плачем расплетали ей девичью косу, а невеста приговаривала: "Прощай, коса, девичья краса, полно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться". Потом волосы невесты переплетали на две височные косы, укладывали короной вокруг головы, а затем плотно закрывали повойником. При этом девушка причитала: "Уж и покрасуйтесь, мои русы волосы, темнота будет вам, да русы волосы, да тягота будет да буйной голове". С этого момента никто из мужчин не мог видеть волос женщины. На Руси существовало выражение "опростоволосить женщину", то есть нанести оскорбление, открыв ее волосы.

Слайд 9

Типичный головной убор замужней женщины – кика и сорока с позатыльней. Основу кички делали из стеганого холста на подкладке, переднюю часть кички – из бересты
или кожи и покрывали дорогой тканью. У А.С. Пушкина в "Сказке о рыбаке и рыбке" у старухи "...парчовая на маковке кичка...". Сверху основы надевали сороку – чехол из дорогой ткани, а сзади прикрепляли позатыльник. Край сороки украшали золотым шитьем, а сзади к ней прикрепляли толстый плетеный шнур, украшенный бисером. Среди деталей сороки есть "крылья" и "хвост", а в орнаментах вышивки встречаются изображения птиц. Вся кика вместе с сорокой могла весить до семи килограммов. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: "кокош" – это петух, он будит солнце, а "кичка" – это утка.

В праздничные дни голову женщин украшал дивный убор – венец или кокошник.

Слайд 10

Кокошник - высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы.

Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой».

4.Прктическая работа

Учитель: Мы с вами уже говорили, что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица?

Правильно – это портрет.

Определение задания и этапов работы:

Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые мате-

риалы. При выполнении работы вам нужно проявить творческую фантазию и умение работать, вам предстоит изобразить портрет русской красавицы в головном уборе. Это будет погрудное изображение. Как лучше расположить лист бумаги для такого рисунка? Правильно, вертикально.

Практическое задание вы будете выполнять без предварительного рисунка карандашом.

1.Сначала надо наметить овал головы, голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты.

2. Потом прямо на лице (без палитры) составить цвет лица (белый, желтый, красный), закрасить лицо и шею, наметить головной убор (сразу красками); пока сохнет лицо, закрасить фон картины, одежду. Черты лица можно рисовать только по высохшей краске. Вспомните как правильно нарисовать глаза, изобразить нос, губы.

3. Портрет необходимо украсить, а для этого очень подходят украшения. Украшение на шее – "сбруя". "Сбруя" – это огромное количество бус, плетенных из бисера шнурков, бисерных воротничков, ошейников, украшений из ниток и монет. Украшения надо рисовать точками и мазками очень быстро, краски брать сразу из баночки, не смешивая.

4. Постарайтесь передать в своём рисунке характер русской красавицы.

(самостоятельная работа детей)

5. Подведение итогов урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель. Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.

При этом подробнее остановитесь на следующих критериях:

Оригинальность идеи;

Эстетика оформления;

Объем работы.

Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.



Урок 5. Тема урока: Красота человека. Образ русского человека.
Цели: изучить и изображения женских образов в картинах русских художников; провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов; провести психологический настрой на занятии; познакомить с терминами «кокошник», «сарафан».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники проанализируют образы на портретах русских художников; повторят специфику выполнения портрета; приобретут знания об изменении идеалов русской красоты; попрактикуются в написании портрета; психологически настроятся на занятия.
Оборудование: принадлежности для рисования, презентация.
Ключевые слова и понятия: портрет, портретист, русский костюм, идиллия.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Повторение пройденного материала
- Что такое жанры в изобразительном искусстве?
- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
- Вы уже занимались рисованием в этом году, к какому жанру можно отнести ваши рисунки?
(Пейзажи.)
- Отгадайте загадку, назовите нужный жанр. Ответ скажите хором.
Здесь развешаны картины.
Сколько хочешь ты глазей –
Стенды вот, а вот витрины.
Нынче ты пришел в музей.
На любой здесь вкус картины.
Что же любит зритель наш?
Роща с красною рябиной –
Это, милый друг,... (пейзаж).
Лес и поле, луг и речка,
Голубые небеса.
Распрекрасные местечки
Смотрим мы по полчаса. И. Агапова
-Что нарисовано на картине в жанре пейзажа?
III. Беседа по теме урока.
- Сегодня вы встретитесь с уже знакомым вам жанром изобразительного искусства. Чтобы вспомнить его, вам придётся отгадать загадку, а ответ сказать хором.
Мы картины очень любим
И на всё дадим ответ:
Вот девчонка в пестрой шубе -
Это, милый друг,... (портрет).
Нарисована здесь мама.
Дед и бабушка за ней.
Мы портреты вставим в рамы
И повесим на стене. И. Агапова
- Что такое портрет?
(Изображение внешнего облика человека, а через него и внутреннего мира этого человека.)
Вы сегодня будете рисовать портреты. Когда вы знакомились с источниками художественного творчества, после природы и жилища человека называли портрет человека, его облик. Сегодня вы приступите к изучению этой темы.
Сегодня, на первом уроке, будете рисовать облик человека, точнее сказать - облик русской крестьянки, русской красавицы.
IV. Работа с учебником. Знакомство с произведениями искусства.
Прежде чем вы приступите к этому интересному виду работы познакомьтесь с некоторыми картинами известных русских художников-портретистов.
Откройте учебники на с. 35, рассмотрите представленные там репродукции картин и прочитайте текст. Прочитайте названия репродукций, которые там размещены. Рассмотрите подробнее первую картину - «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» художника И. Аргунова.
Художник Иван Петрович Аргунов был крепостным, управляющим дворцами графа Шереметева. И. Аргунов был талантлив, талант его заметили, ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц. Главным жанром, в котором он работал, был портрет. Аргунов стремился показать в портретах природную силу и достоинство человека.
Но одной из его лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукция которого размешена в учебнике. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Этот портрет отличается четкостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов.
- Какая деталь русского костюма изображена на голове женщины?
(Праздничный кокошник.)
Поскольку этот кокошник расшит золотыми нитями, можно действительно утверждать, что он праздничный.
- Во что одета женщина?
(В сарафан красного цвета с богатой вышивкой, белую кофточку.)
Кофточка сшита из тонкой дорогой ткани, а сарафан украшен сложной вышивкой, это также позволяет думать, что перед нами женщина, одетая в праздничный наряд. Кроме того, красный цвет материи, из которой сшит сарафан, раньше использовался для праздничной одежды.
- Что еще подтверждает мысль о праздничном наряде?
(У женщины на портрете есть украшения - бусы, нарядные серьги.)
- Что вы можете сказать о выражении ее лица?
(У нее мягкие черты лица, приветливая и чуть заметная улыбка.)
Да, женщина не жеманничает, не кривляется, у нее спокойная поза. Возможно, это говорит о спокойном характере.
- Можно ли по облику этой женщины судить об отношении художника к своей модели?
(Художник передал облик с искренней симпатией, возможно, когда он рисовал эту картину, то любовался этой женщиной.)
Художник И. Аргунов был спокойным, доброжелательным человеком, таким он предстает и на автопортрете, который написал позднее.
Для графа Шереметева И. Аргунов создал проект Останкинского дворца. И вместе со своими сыновьями мастер строил этот дворец. Может быть, те из вас, кто бывал в Москве или Московской области, были в Останкинском дворце на экскурсии. Теперь вы знаете фамилию мастера, который создавал его. Произнесите ее еще раз все вместе хором и запомните.
Вторая картина называется «Северная идиллия», ее автор - художник Константин Алексеевич Коровин. Слово «идиллия» означает согласованность, идеальный образ. И действительно, на своей картине художник передает характер такой идиллии.
- Что изображено на этой картине?
(Пастушок играет на свирели, девушки его заслушались и стоят неподвижно, словно погруженные в звуки тихой музыки.)
Кажется, что и сама природа притихла, заслушавшись незатейливой мелодией.
- Какой пейзаж представлен на картине - южный или северный? (Северный.)
Возможно, перед нами пейзаж белой ночи, которая бывает в середине лета на севере.
- По сходству или по контрасту подобраны цвета в картине? (По контрасту.)
Контраст зеленого и красного цветов - излюбленное в народе сочетание, оно часто встречается в народных костюмах. Яркие фигуры девушек находятся на фоне северного пейзажа. Чтобы объединить все образы в единую композицию, художник изобразил на всей картине россыпи простеньких белых цветов. Цветы украшают траву, кусты, цветы держат в руках и девушки, у одной из них на голове венок из цветов.
Художник К. Коровин рисовал декорации для оперных и театральных постановок. Вот и сейчас можно вообразить, что мы словно присутствуем в театре, на какой-то опере или спектакле. Костюмы девушек и пастушка точно передают детали подлинных народных одеяний северной полосы России.
V. Актуализация знакомого материала
Во многих книгах вы уже встречались с описанием образа девушки или женщины- русской красавицы.
Я напомню вам один знаменитый отрывок-описание царевны Лебеди из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
-Какой, по-вашему, должна быть при этом музыка, рисующая лебедь-птицу? (Прекрасной, величественной, плавной.)
В конце сказки лебедь-птица сбросила свои крылья и стала прекрасной царевной.
Тут она, блестя крылами.
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.
И сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
-Когда будете рисовать свой образ русской красавицы, обязательно вспомните это описание.
А вот описание русской крестьянки, которое создал другой русский поэт - Н. Некрасов. Послушайте отрывок из его стихотворения.
(Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз -Красный нос».)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, -
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнцем осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»
...Красавица, миру на диво.
Румяна, стройна, высока.
Во всякой одежде красива.
Ко всякой работе ловка.
VI. Задание для самостоятельной работы
- Какие детали русского народного костюма можно использовать в вашем рисунке - изображении русской красавицы?
- Как вы будете рисовать такой портрет - с натуры или по воображению?
(По воображению.)
Откройте учебники на с. 38, прочитайте правила, которых необходимо придерживаться при создании портрета. После этого расположите лист бумаги нужным образом и подумайте над композицией портрета.
(Школьники приступают к выполнению задания.)
VII. Физкультминутка
Чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку, которая называется «Стирка белья».
Дружно мы поможем маме,
Мы белье полощем сами.
(Наклоняются вперед и делают широкие жесты руками - «полощут белье».)
И белье нам выжать нужно -
Ну-ка сильно, ну-ка дружно.
(Сжимают пальцы рук с одновременным разведением плеч согнутыми руками.)
Потянулись, наклонились.
Вот как славно потрудились.
(Вытягивают руки вверх, делают наклон вперед и выпрямляются, прогибаясь назад.)
VIII. Продолжение самостоятельной работы
Садитесь на свои места и продолжайте работу.
(Школьники продолжают и завершают рисунки.)
IX. Рефлексия
- Что такое пейзаж?
- Что такое портрет?
- Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке. (Рисование.)
- Какие принадлежности вам понадобились?
- Какие портреты вы рисовали?
- Какие правила надо выполнять при рисовании портрета?
- Какие детали народных костюмов вы использовали в ваших портретах?
- Удалось ли вам передать характеры героинь, которых вы нарисовали?
- Какова была роль каждого из трех братьев-Мастеров в рисовании портретов русских красавиц?
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
X. Творческий момент, сочинение синквейна- Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Портрет».
(Школьники сочиняют синквейн.)
XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
На следующем занятии вы будете шить народный костюм для русской красавицы. Поэтому надо принести разноцветные лоскутки, кусочки тесьмы для отделки и все принадлежности для Шитья. Вы даже можете принести куклу, которую в течение урока превратите в русскую красавицу. Чтобы лучше сохранить поделки, которые вы изготовите, и не измять их, пока будете нести их домой, принесите для них целлофановые пакетики.
К следующему уроку вы можете приготовить домашнее задание. Найдите портрет красавицы и расскажите о нем - кто на нем изображён, чем он вам понравился.
Придумайте рассказ по этому портрету, представьте себя в роли экскурсовода и составьте рассказ по выбранной картине.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Красота человека 4 класс Урок 5

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь


  • Цели: изучить изображения женских образов в картинах русских художников; провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов; провести психологический настрой занятия; познакомить с терминами «кокошник», «сарафан».
  • Вид деятельности: рисование.
  • Планируемые результаты: школьники проанализируют образы на портретах русских художников; повторят специфику выполнения портрета; приобретут знания об изменении идеалов русской красоты; попрактикуются в написании портрета; психологически настроятся на занятия.

  • Портрет – произведение изобразительного искусства содержащее изображение одного или нескольких человек.
  • Портретист – художник, специалист в области портрета.
  • Русский костюм - национальная одежда.
  • Идиллия – небольшое поэтическое произведение изображающее безмятежную жизнь.

  • Что такое жанры в изобразительном искусстве?
  • Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
  • Вы уже занимались рисованием в этом году, к какому жанру можно отнести ваши рисунки? (Пейзажи.)

  • Здесь развешаны картины,
  • Сколько хочешь ты глазей -
  • Стенды вот, а вот витрины.
  • Нынче ты пришел в музей.
  • На любой здесь вкус картины.
  • Что же любит зритель наш?
  • Роща с красною рябиной -
  • Это, милый друг,... .
  • Лес и поле, луг и речка,
  • Голубые небеса,
  • Распрекрасные местечки Смотрим мы по полчаса.
  • И. Агапова

  • Сегодня вы встретитесь с уже знакомым вам жанром изобразительного искусства. Чтобы вспомнить его, вам также придется отгадать загадку.
  • Мы картины очень любим
  • И на все дадим ответ:
  • Вот девчонка в пестрой шубе -
  • Это, милый друг, ...
  • Нарисована здесь мама,
  • Дед и бабушка за ней.
  • Мы портреты вставим в рамы
  • И повесим на стене.
  • И. Агапова

  • Прежде чем вы начнете изучать портреты великих художников России и создавать свои рисунки, давайте настроимся на занятие. Сядьте удобно, откиньтесь на спинки стульев. Сделайте сколько глубоких вдохов и выдохов. Прикройте глаза.
  • Педагог произносит фразы, которые школьники повтор за ним.
  • Мне нравится работать на уроках изобразительного искусства.
  • Я умею различать картины по их жанрам и могу рассказать о них.
  • Мне нравится изучать картины великих художников.
  • Мне нравится заниматься рисованием.
  • Мне нравится заниматься аппликацией и конструированием.
  • Мои руки станут умелыми.
  • Я старательно выполняю все задания.
  • Я стараюсь делать все, что просит педагог, и научусь делать все очень хорошо.
  • Прошу вас глубоко вздохнуть и открыть глаза.


  • Художник Иван Петрович Аргунов был крепостным, управляющим дворцами графа Шереметева.
  • И. Аргунов был талантлив, талант его заметили, ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц. Главным жанром, в котором он работал, был портрет. Аргунов стремился показать в портретах природную силу и достоинство человека.

  • Но одной из его лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукция которая размещена в учебнике. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Этот портрет отличается четкостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов.

  • Вторая картина называется «Северная идиллия», ее автор художник Константин Алексеевич Коровин. Слово идиллия означает согласованность, идеальный образ. И действительно на своей картине художник передает характер такой идиллии.

  • Во многих книгах вы уже встречались с описанием образа девушки или женщины - русской красавицы.
  • Я напомню вам один знаменитый отрывок - описание царевны Лебеди из сказки Пушкина.
  • Тут она, блестя крылами,
  • Полетела над волнами
  • И на берег с высоты
  • Опустилася в кусты.
  • Встрепенулась, отряхнулась
  • И царевной обернулась.
  • И сама-то величава,
  • Выступает, будто пава.
  • Месяц под косой блестит,
  • А во лбу звезда горит.

  • А вот описание русской крестьянки, которое создал другой русский поэт - Н. Некрасов.
  • Есть женщины в русских селеньях
  • С спокойною важностью лиц,
  • С красивою силой в движеньях,
  • С походкой, со взглядом цариц, -
  • Их разве слепой не заметит,
  • А зрячий о них говорит:
  • «Пройдет - словно солнцем осветит!
  • Посмотрит - рублем подарит!»
  • ...Красавица, миру на диво,
  • Румяна, стройна, высока,
  • Во всякой одежде красива,
  • Ко всякой работе ловка.

  • . Начинайте рисунок портрета анфас с овала (он может быть более или менее продолговатым, в зависимости от формы головы), разделенного линией пополам по вертикали. Горизонтальная линия также будет делить овал пополам, проходит она на уровне переносицы и внутреннего угла глаза - слезницы. Пересечение этих линий, образующих так называемую крестовину, будет контрольной точкой, от которой нужно строить остальные части лица. Чтобы соблюсти верные пропорции лица, необходимо определить отношение его ширины к высоте.

  • Намечаем все части лица, Нос по высоте лица укладывается приблизительно три раза и имеют форму призмы.
  • Изображая глаза, нужно помнить о том, что у каждого человека они имеют индивидуальный рисунок. Он определяется величиной глазных яблок и тем, как они расположены в глазничных впадинах. Разрез глаз также различается. Расстояние между глазами равно размеру одного глаза. Исключения зависят от физиологических особенностей человека, к примеру близко или далеко посаженных глаз.
  • Рисуем линию рта. Намечаем уши.

  • Далее намечаем расположение зрачка, ширину открытой части глаза, толщину верхнего и нижнего века. Делаем очертания носа более реалистичными. Рисуя рот, учитывайте то, что его ширина всегда больше ширины основания носа. Намечаем рисунок губ, показываем их характер.
  • Мочки ушей при ненаклоненной голове изображаются чуть выше линии рта, а их верхние точки - немного ниже линии бровей.

  • Прорабатываем все части лица более детально.
  • Определяем теневую сторону лица, тоном помогаем выявить форму. Усиливаем тон в местах, где форма уходит в тень: на скуле, левой части лба, подбородке, верхней губе, левом крыле и внизу носа, на шее. Поверхность лба делится на несколько плоскостей - переднюю, боковые и верхнюю. Ориентиром при этом служат лобные бугры. Следует тоном показать границы этих плоскостей.
  • Детально нужно проработать нос, так как он находится к нам ближе всего и контраст свети и тени на нем будет наиболее явным. На конечном этапе в некоторых местах следует детально проработать волосы, а также сделать выразительные глаза, наметить линию плеч.

  • Что такое пейзаж?
  • Что такое портрет?
  • Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.
  • Какие принадлежности вам понадобились?
  • Какие портреты вы рисовали?
  • Какие правила надо выполнять при рисовании портрет.
  • Какие детали народных костюмов вы использовали в ваш портретах?
  • Удалось ли вам передать характеры героинь, которых вы нарисовали?

  • Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Портрет».

  • проанализировать и обобщить знания детей о красоте человека;
  • познакомить c женским народным костюмом;
  • развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать и анализировать;
  • воспитывать правильное эстетическое восприятие окружающего.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного на предыдущем занятии

– На предыдущем занятии мы говорили с Вами о красоте человека. Давайте вспомним, что мы говорили о женской и мужской красоте.
– Скажите, что мы ещё делали на уроке? (Ответы детей.)

3. Знакомство с женским народным костюмом

– Сегодня мы поговорим с Вами о женском народном костюме. И итогом нашей сегодняшней работы будет костюм, в который мы оденем женскую фигурку.

– Итак, начинаем. Послушайте мой рассказ. Украшением молодой девушки была длинная коса. Недаром говорили: “Коса- девичья краса!” В косу вплетали жемчужные нити, ленты или накосник- кусочек бересты или кожи, обтянутый дорогой тканью. (набор № 2, картинка 3; набор № 1 картинки 5, 7).

Женщины обязательно носили головной убор. Если посмотрим на картинки, не увидим ни одной непокрытой головы. (Набор № 3, картинки 4, 5, 6, 7, 8)

– Как же назывались головные уборы?

Девушки надевали на голову красивые венцы или девичьи повязки.

(Набор № 1, картинки 5, 7).Украшали также их жемчугом и бусинками. Замужние женщины должны были скрывать свои волосы под головным убором. Показаться с непокрытой головой, то есть простоволосой, было неприлично. Отсюда пошло выражение “опростоволоситься”. Что оно обозначало?(это означает попасть в неловкое положение)

– Теперь давайте посмотрим на картинку, которая лежит перед Вами. Внимательно рассмотрите и назовите основные части женской одежды.

  1. венец
  2. гуски
  3. рубаха
  4. душегрея
  5. сарафан.

4. Практическая работа

– На прошлом занятии мы нарисовали лицо нашей кукле. А теперь нам предстоит раскрасить кокошник, сарафан и рубаху.

Я думаю, что и сарафан и рубаха у Вас получатся разные. Но мне бы хотелось, чтобы при раскрашивании Вы использовали обереги. А что же такое обереги? (Конечно же это амулеты и знаки, оберегающие людей.)

На доске :

Используя эти обереги, мы попробуем создать образ русской женщины.

Выполнение работы.

5. Подведение итогов

Оценка работ. Выставка.

– В конце урока хотела подвести итог. Что же носили женщины в то время? И последнее- а какую же обувь носили женщины? Это будет Вашим домашним заданием. И следующий урок мы начнём с этого.

Использованная литература

  1. Неменская Л.А. Каждый народ-художник” учебник по изобразительному искусству. 4 класс.
  2. Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творения российских мастеров.
  3. Дидактический материал + игра “Лото”.
    “Русский традиционный костюм. Сарафанный комплекс”.
    “Русский традиционный костюм”.
    “Русский традиционный костюм. Комплекс с понёвой”.
  4. Видеофильм “Из истории русского костюма”.


Материнский капитал