Роль и значение психологии в туризме. Теоретические аспекты изучения психологического обслуживания в турфирме

Психологический туризм (пси-туризм)– это новое и бурно развивающееся направление современного туризма. Появление его обусловлено напряженным ритмом жизни человека, особенно в крупных городах, который постоянно держит в напряжении и не позволяет ни на мгновение расслабиться. Стрессы, спешка, суета, шумы разрушительно воздействуют как на физическое, так и на психическое здоровье каждого из нас. На выходных полностью восстановиться удается не всегда. Остается единственная надежда – отпуск. Как его провести? На море или заняться своим развитием? А почему не совместить то и другое? На помощь тем, кто хочет не просто отдыхать, но и самосовершенствоваться, появился психологический туризм.

Что включает в себя психологический туризм?

Психологический туризм – это специально разработанная технология для восстановления и поддержания психологического здоровья человека в современном мире. Известно, что нервную систему и организм человека в целом переутомляют не только и не столько умственный и физический труд, а и эмоции, получаемые им в течение жизни. Плохое расположение духа, гнев, страх, и другие негативные эмоции лишают человека бодрости, приводят к упадку сил, потере душевного равновесия, депрессии.

Иногда, чтобы освободиться от этого, перезагрузиться, нужно уехать, полностью расслабиться и набраться новых эмоций, новых знаний, приобрести новые навыки, чтобы поставить жизнь на совсем другие рельсы. Сочетание интересного отдыха с приобретением полезных психологических умений и навыков и есть психологический туризм. За этот период человек может как отдохнуть, так и обучиться, к примеру, эффективным коммуникациям, навыкам быстрой релаксации, управлению временем.

Формы психологического туризма

Сегодня есть множество форм психологического туризма.

Это и путешествия в горы с проводником и психологом .

Это поездки на различные курорты, где отдых сопровождается интересными тренингами .

Это эко-туризм , где человек погружается в природу и одновременно учится каким-то психологическим навыкам. Живут обычно на таких программах в палатках и исключительно в чисто природных условиях.

Есть и более цивилизованный туризм: в современных городах с экскурсионной программой и сопровождающей ее тренингом .

Идеальный психологический туризм это:

Объединение отдыха и путешествий по интересным местам с познанием мира души, знакомством со скрытой силой внутри каждого из нас.

Обычно группу людей курирует специалист, который составляет программу медитаций и тренингов, содействующих в достижении состояния гармонии, помогающих полностью расслабиться и избавиться от негатива.

Эффективный психологический туризм складывается из отдыха, обучения, психологической разгрузки, раскрытия своего потенциала и развития.

За короткое время человек может, как хорошо отдохнуть, так и обучиться, к примеру, медитации, коммуникабельности, энергетическому дыханию и т.д.

Как правило, по возвращению домой после правильно подобранного курса, человек ощущает прилив энергии, сил, эмоционально, физически и духовно обновляется, наполняется свежими идеями и готовностью творить и достигать новых целей.

Улучшается атмосфера как в семье, так и на работе, ведь само восприятие жизни меняется, энергетические ресурсы организма восстанавливаются, неэффективные стратегии поведения корректируются.

туристический психологический интерактивный

Элементы психологии в туризме

Психология туризма относится к социальной психологии, точнее, к той ее части, которая изучает взаимоотношения людей во время проведения отдыха, исследует мотивации, связанные с туристскими миграциями и услугами. Можно сказать, что прикладная психология туризма изучает поведение в связи с экономическими, социальными, трудовыми и культурными аспектами туристской деятельности. Одним из важнейших факторов в работе любого туристского агентства является понимание того, чего желают клиенты. Следует понять причину, побудившую их выбрать тот или иной тур, их ожидания от поездки. Иными словами, понять весь спектр мотивов. Наибольшей популярностью пользуется теория мотиваций потребностей человека А. Маслоу. В его трудах «Мотивы и личность» и «Теория мотиваций человека» обоснована пирамида потребностей, в основании которой - наиболее фундаментальные, а на вершине - личностные. Иерархии потребностей излагаются им следующим образом:

  • - все потребности человека можно сгруппировать в пять больших групп в виде пирамиды. После того как одна из потребностей удовлетворяется, другая занимает ее место. Высшие потребности удовлетворить наиболее трудно;
  • - для того чтобы мотивация в удовлетворении той или иной потребности возникла, необходимо удовлетворение потребности, расположенной рангом ниже. Когда возникает потребность, организм автоматически пытается ее удовлетворить, создавая адекватное поведение; Удовлетворение потребностей составляет очень важный фактор и определяет поведение.

Рассмотрим потребности человека по А. Маслоу:

  • 1) физиологические первичные потребности имеют наибольшее значение для человека. Когда эти потребности в значительной мере удовлетворены, основание пирамиды может породить мотивации к удовлетворению потребностей на вышестоящих ступенях;
  • 2) потребности безопасности имеют своей целью поиск защиты против опасности или какой-либо угрозы. Они могут быть физическими (несчастные случаи) или экономическими (экономическая нестабильность или безработица);
  • 3) потребности взаимоотношений, или социальные, становятся важными тогда, когда человек уверен в своем благополучии и безопасности. Для человека становится важным быть воспринятым другими людьми, быть членом какой-либо группы, добиться признания;
  • 4) потребности психологические - уважение или любовь к себе - относятся к статусу общения с другими, стремления к знаниям и успехам. На этой ступени ценностей находятся доверие и признание со стороны других. Удовлетворяя эту потребность, индивидуум стремится к самоутверждению и независимости;
  • 5) потребности самовыражения и развития, связанные с внутренним состоянием человека, находятся на вершине пирамиды. Это потребности создания и реализация собственного «я». Для реализации необходим значительный внутренний потенциал и высокий культурный уровень. Согласно Маслоу, все ступени этой пирамиды необходимо пройти постепенно. Также человек может одновременно находиться одновременно на нескольких ступенях, но это не означает удовлетворения в повседневной жизни потребностей на 100% при переходе на каждую высшую ступень. А. Маслоу считает, что потребности удовлетворяются (в среднем): физиологические - на 80%, безопасности - на 70%, социальные - на 50%, психологические - на 40% и самовыражения - на 100%.
  • - физические мотивации на отдыхе: занятия спортом, оздоровление на пляжах, тренировки, связанные с укреплением здоровья, и т.п. Все эти мотивации имеют общий аспект: сократить усталость и напряженность путем активной физической деятельности и добиться, таким образом, за счет отдыха нового физического состояния.
  • -культурные мотивации можно идентифицировать как желание узнать другие районы страны с иной культурой, историей, архитектурой.
  • -социальные мотивации, или отношения между людьми, включают желание познакомиться с новыми людьми, посещать друзей.
  • -мотивации перемены деятельности или географического места предполагают выйти из рутины, связанной с работой или повседневными занятиями, переход в новую географическую среду.
  • - мотивации статуса и престижа связаны с «я» человека и его персональным развитием. Эти мотивы могут быть связаны, например, с деловыми путешествиями, поездками на конгрессы, учебу. Желание признания, внимания и хорошей репутации очень широко и глубоко может быть удовлетворено через путешествия.
  • -мотивация развлечений связана с желанием веселого времяпровождения (танцы, спортивные развлечения, музыка, прогулки).

Психология туристских потребностей охватывает изучение всех психологических аспектов клиента: его поведения, мотивации, желаний, культурных и других потребностей, основанных на:

  • - мотивации и желаниях туриста;
  • - типологии туристской клиентуры;

Путешественников можно классифицировать по типам, выделенным американским психологом Стенли Плогом:

Психоцентрики (концентрируются на самих себе) и эгоцентрики (экстравертное поведение). Психоцентрики предпочитают: путешествовать семьями в строго определенных местах; активный совместный отдых в знакомых местностях; курорты, где много солнца и хорошее качество отдыха; незначительную активность; места, в которые можно добраться на автомобиле; туристский комфорт с развитой сетью гостиниц, ресторанов, магазинов; домашнюю обстановку (привычную кухню, семейную атмосферу, отсутствие иностранцев); полный пакет очень интенсивных экскурсий.

Эгоцентрики предпочитают активные и разнообразные развлечения; приключения и острые ощущения в жизни; путешествия для удовлетворения любознательности. Наибольшую привлекательность видят в малоосвоенных туристских районах. Стараются максимально использовать авиатранспорт, требовательны к бытовым условиям, хорошему питанию. Для них не обязательна «современность» точнее, следование моде, поскольку их не интересуют раскрученные, «заезженные» курорты и достопримечательности. Они предпочитают знакомиться с новой культурой и общаться с иностранцами. При наличии в программе экскурсий не приемлют строгих графиков и требуют максимальной степени свободы и независимости. Адаптация данной классификации на российской почве - спорный и непростой вопрос. И однозначных ответов мы не сможем дать еще долгое время, поскольку постоянно путешествующая прослойка общества, во-первых, мала, во-вторых, еще находится в состоянии формирования предпочтений.

Понятие «психологический туризм» (пт) сейчас только начало встречаться, и в первую очередь как практическое направление деятельности туристических компаний, некоторых психологических центров и эвант-компаний. его значение трактуется довольно разнообразно, при этом, как правило, не затрагивая концептуальную сторону, не подводя какой-либо основы под этот вид практики, а лишь описывая содержательную сторону.

Понятный по смыслу, термин «психологический туризм» может интерпретироваться как направление туризма, как направление психологической практики, как определенный симбиоз этих двух направлений. при этом остается не раскрытым уникальность и специфика психологического туризма, его методологические основы, механизмы коррекционной работы, место в психологической практике.

В этой статье мы попытаемся операционализировать явление «психологический туризм» как практическое направление группового психологического сопровождения личности и дать некоторую теоретическую основу с позиции интегративного подхода в психологии.

Анализ источников (в основном интернет-ресурсов) позволил выделить несколько трактовок психологического туризма.

На портале консалтинговой компании «эль-консул» (г. барнаул) (http://l-konsul.biz1), дано такое понимание: «психологический туризм - относительно новое направление в области психологических услуг для россии. кто-то рассматривает его как традиционный поход с психологическими техниками, как тренинги у вечернего костра, кто-то - как путешествия по местам силы с экзотическим уклоном, для кого-то психологический туризм - поездка на конференцию по психологии, а для кого-то - просто еще одно модное слово в туристическом бизнесе. основная идея пт - объединить отдых на природе, путешествие по интересным местам и познание мира своей души, знакомство с силой внутри нас. психологический туризм - это путешествие не только по просторам земли, но и по просторам души… психологический туризм - это отдых (70 %) + психологическое сопровождение, разгрузка, перезагрузка, экологичное и желанное изменение в вашей жизни (30 %).»

На сайте психологического центра «возрождение» (http://www.mataeva.ru) идея пт раскрывается следующим образом: «мы выезжаем в новые места не только для того, чтобы получить новые впечатления от путешествия, а ещё и для того, чтобы познать себя… через призму нового места, через соприкосновение с энергиями местности и природными стихиями, чтобы выйти из круга суеты, сделать остановку спокойствия и посмотреть на свою жизнь и свои действия новым взглядом».

«блог о счастье и личной эффективности» м. хайнц дает такую трактовку (http://superhappy.ru): «психологический туризм (пси-туризм)– это новое и бурно развивающееся направление современного туризма. появление его обусловлено напряженным ритмом жизни человека… на помощь тем, кто хочет не просто отдыхать, но и самосовершенствоваться, появился психологический туризм. психологический туризм – это специально разработанная технология для восстановления и поддержания психологического здоровья человека в современном мире… …сочетание интересного отдыха с приобретением полезных психологических умений и навыков и есть психологический туризм».

На портале частного психологического кабинета криченко е. в. (г. ростов-на-дону), (ttp://psyrostov.ru), пт рассматривается как «отдых принципиального иного качества», предполагающий возможность: «получить за короткое время отдых, который останется с вами надолго. наполнить свою жизнь яркими воспоминаниями. научиться полезным приемам отдыха и саморегуляции, которые можно самостоятельно использовать дома… получить новые силы и воодушевиться на реализацию новых планов. пообщаться с интересными людьми и посетить водопады, пещеры, погулять в лесу, подышать свежим воздухом, посмотреть на звездное небо и снежные горы…»

Помимо термина «психологический туризм», в источниках встречаются аналогичные по содержанию понятия: «путешествия по местам силы», «духовный туризм» или «духовные странствия», «пси-туры», «йога-туры», «тренинговые туры», «эко-туризм», «эко-психологический туризм», «тренинги по местам силы», «тренинги – путешествия» и другое. все же основные идеи таких проектов – это совмещение отдыха с использованием ресурсов природы и работы над собой, познания себя, либо обучения. то есть, совмещение (симбиоз) туризма и психологической (либо духовной, либо эзотерической, либо бизнес) информирования и практики. гораздо реже встречаются упоминания об отдыхе или психологической практике другого качества. для нас значимо именно другое новое качество, приобретаемое в интеграции путешествия, отдыха, самоисследования и личностной практики.

Учитывая существующие трактовки и понимание пт, мы предлагаем выделить психологический туризм как научно-обоснованное целостное направление практической психологии в интегративном подходе, основанном на ряде принципиальных позиций:

Интеграция — процесс, с помощью которого части соединяются в целое, когда все составляющие элементы действуют согласованно как единое целое. на уровне личности и группы интеграция формирует ресурсы, отношения, само-регулятивные механизмы.

Интегративный подход предполагает объединение предмета изучения и воздействия, и средств (подходов, методов и технологий). так, Лаврова о.в. утверждает, что один из видов интеграции состоит «во включении психотерапевтического знания в общенаучное путем объединения его с другими науками, исследующими тот же класс феноменов в своей предметной области. к проявлениям интеграции междисциплинарного типа так же следует отнести и тенденции к сближению естественнонаучного и гуманитарного знаний, теоретического и эмпирического знания, медицинских и немедицинских наук в области психотерапевтической практики. другим проявлением процесса интеграции можно считать объединение нескольких психотерапевтических подходов друг с другом на основе общих теоретических предпосылок. это объединение совершается поэтапно от эклектического к интегративному уровню».

Интегративный подход предполагает активное взаимодействие и интеграцию человека с окружающей средой (миром), принимая во внимание его био-психо-социо-духовную природу. так, ф. перлз, развивая направление гештальт-терапии, говорил об организме как о «целом, погруженным в окружающую среду»; интегративная терапия h. petzold в большей степени ориентирована на установление отношений человека с миром; личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия б.д.карвасарского, г.л.исуриной, в.а.ташлыкова, как отечественная интегративная метамодель психотерапии, включает в себя концепцию личности как системы отношений индивида с окружающей средой

Более подробно интегративный подход раскрыт в нашей статье «интегративная концепция в групповом и индивидуальном консультирование».

Концепция психологического туризма нам представляется как интеграция теоретических и практических знаний таких фундаментальных наук, как история, культурология, психология, география, биология, экология, и прикладных областей знания, таких как туризм и психологическая (психотерапевтическая) практика. непосредственно психологическая составляющая концепции базируется на таких направлениях, как психология среды или экологическая психология, духовная и трансперсональная психология, этно-психология и как обобщение высшего уровня – интегративная психология. прикладные специфические психологические направления, активно используемые в психологическом туризме – это ландшафтная психотерапия, анимало-терапия, арт-терапия, интегративные психотехнологии и другие направления, зависящие от специфики содержания психологического туризма.

В не зависимости от формата программы (т.е. маршрута и цели), пт всегда предполагает развивающее взаимодействие человека и окружающей среды. изучением этого взаимодействия с 70-х годов прошлого столетия занимается психология среды (энвайронментальная психология), включающая так же рассмотрение влияния факторов материальной действительности на личность. понятие «окружающая среда» трактуется широко и включает как природные объекты, так и имеющие материальное воплощение социальные образования, созданные самим человеком материальные конструкции, информационные объекты и т. д. это пространственно-географическая, социальная, культурная составляющие, органично включенные в жизнедеятельность и служащей важным фактором регуляции поведения и социального взаимодействия.

психология среды фиксируется на проблемах экологического сознания и мотивации. выявляя закономерности взаимодействия личности и окружающей среды, становится возможным проектировать и изменять окружающую среду таким образом, чтобы она стимулировала социально-приемлемое поведение личности или позволяло бы прогнозировать наиболее вероятные модели ее поведения.

Взаимодействие человека и окружающей среды предполагает интеграцию (через механизмы ассимиляции, интроекции и проекции) био-гео-социо-культурного пространства внешней среды и био-психо-социо-культурного пространства личности. в итоге этой интеграции формируется развивающее пространство, управляемое контекстно-опосредованными психотехнологиями. подробно данная мысль раскрыта в нашей статье «развивающее пространство как практическая концепция интегративной психологии». психологический туризм может основываться только на природном аспекте среды (это так называемые «опен-эир» форматы в полном контакте с природой») или на всем спектре среды: природном, социальном, культурном (это так называемые путешествия по «мировым местам силы» в центры мировой традиции). и в том и в другом случае будет формироваться интегративное развивающее пространство, в котором формируются личностные психологические и групповые социально-психологические ресурсы и отношения человека с миром.

таким образом, психологический туризм – направление практической психологической работы, предполагающее интеграцию социо-культурной (в том числе история, архитектура, искусство, ментальность, традиции, религия) и природной (в том числе ландшафт, флора и фауна, стихии) сред на основе контекстуально-опосредованных психотехнологий, формирующее интегративное развивающее пространство личности и группы.

Психологический туризм предполагает не просто объединение туризма (путешествия, отдыха и познания) с психологической работой через психотехнологии, социально-психологический тренинг, психотерапию и консультирование, но выстраивание целостного контекстного пространства, в котором личностное и групповое развитие обусловлено факторами среды осуществления пт (социо-культурными и природными). такая обусловленность проявляется в формировании программы, тематике и направлении работы, методах и технологиях. так, ведическая индуистская традиция способствует в частности развитию аспектов осознания, а буддистская – толерантности и принятию. в обоих контекстах актуально использование направленных визуализаций, дыхательных практик трансперсональной психологии, телесно-ориентированных релаксационных практик.

Работает и обратная логика: клиентский запрос, личная история, актуальная феноменология и состояние могут обуславливать выбор места, маршрута и среды в целом для психологического туризма.

Некоторые проведенные программы психологического туризма в рамках концепции интегративного развивающего пространства студии интегративных практик психологии и йоги «терра» в 2011-12 гг. (автор и ведущий м. фаерман):

1. Группа личностного развития и интеграции «место силы – освоение: в полном контакте с природой» (формат «опен-эир» в полном контакте с природой, палаточный туризм).

Контекст: «место силы – это не там, где скрыта целительная энергия или тайны предков, а там, где пробуждается твоя ресурсная энергия, и где ты раскрываешь собственные тайны самопознания!»

Психологическая группа личностного развития» «место силы — освоение» – это интенсивные психотехнологии в режиме открытого пространства (природы), активирующие ресурсы, расширяющие поведение, создающие целостность и осознание конфликтов, что, в итоге, приводит к желаемой психологической реальности в области близких отношений, личных свершений, восприятие мира и смыслов жизни, саморегуляции, решения сложных ситуаций,собственных актуальных целей.

Содержание работы: активация пространства, сознания, тела, личности, группы через ритуалы, групповую динамику, тренинг; процесс свободного связанного дыхания в открытом пространстве: полное погружение в 5 контекстных сессия; фоновый индивидуальный тренинг осознания: внутренней тишины, внутреннего света и др.; энергетическая аккумуляция через релаксации, динамические медитации, танцевально-двигательные драмы, огонь; проигрывание жизненных сценариев и значимых ситуаций через психодраму, создание карт реальности; интеграция полученного опыта и аккумулирование эффекта через проговоры, рисуночную рефлексию.

Технологии: дыхательные и телесные практики, энергетический массаж, индивидуальный тренинг, рационализация, психодрама, арт- и танцевально-двигательные техники, духовные ритуалы, настройки, медитация, биосинтез, обсуждение, рефлексия…

2. Группа личностного развития «течение силы: интегративный поток» (формат «опен-эир» в полном контакте с природой, палаточный туризм, сплав на плотах).

Контекст: «в русле личностных изменений». сплав на деревянных плотах по течению р. которосль и стоянки на укромных живописных полянах. психологические практики целостности и ресурсности личности. романтика костра, и палаток.

Изменчивая река и тайные стоянки по берегам насытят психологические практики динамикой, развитием, плавностью течения; романтикой, сказочностью открытой природы. здесь наиболее ярко: осознается прошлое, настоящее и будущее для гармонизации и развития; строится карта личностных изменений – воплощение желаемого; насыщается картина мира – создается полнота жизни; формируются ресурсы: жизненная энергия, вдохновение, озарения, стресс-устойчивость.

3. Группа личностного развития (глубинные психологические практики, гармоничная практика йоги) – «индия — сердце мира: пульсация жизни» (формат «путешествие по мировым местам силы», интеграция психологический группы и практики йоги). со-ведущий, преподаватель йоги алексеева о.

Контекст: уникальное путешествие в мир древней культуры, богатой природы. самопознание. раскрытие. очищение. насыщение энергией. умиротворение. мудрость философии индуизма; чувствование себя в пульсации жизни; развитие личностного потенциала; расширение сознания, поведения, представлений о мире, эмоционального выражения, открытие новых физических возможностей; духовная и телесная свобода; аккумуляция сил на длительное время; а так же экзотика, красота, гармония…

Керала – штат на берегу океана — «страна богов и магии»; концентрация стихий воды, воздуха, огня, земли; родина аюрведы, уникальный природный заповедник с множеством чистых рек и озер («индийская венеция»), дикими песчаными пляжами, рисовыми плантациями и холмистыми джунглями — сердце планеты!

Содержание работы. технологии: свободное холотропное дыхание, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные практики, холистический палсинг, творческие технологии, динамические медитации, релаксация, ритуалы. практиками йоги: крии (очищение), статической и динамической пранаямой (дыхание), асанами (позы), мудрами и бандхами (энергетические жесты и замки), элементами парной йоги, практикой пратьяхары (работа с органами чувств), дхараны (концентрация), дхьяны (медитация).

Уникальность: во-первых, здесь гармонично совмещаются психологическая работа и практика йоги, направленные на возвращение целостной природы человека. во-вторых, наставничество обеспечивается двумя квалифицированными специалистами в области интегративной психологии и классической хатха- йоги. в-третьих, место проведения выбрано не случайно: индийский штат керала имеет все необходимое, чтобы обеспечить естественный богатейший контекст: разнообразие природных ресурсов, «живая» культура и традиция, народная медицина, архитектура, уединение. в-четвертых, психологический и духовный туризм обеспечивает полноту внешней и внутренней жизни, объемное проживание, ощутимые и осознаваемые результаты и впечатления от поездки, что интересно и бывалым путешественникам, и тем, для кого приоритетно личностное и физическое развитие! в-пятых, организационно учтены и аспекты комфорта, и организация быта, и увлекательность, насыщенность пребывания.

В современном туристическом бизнесе появилось новое направление – психологический туризм или как его еще называют, пси-туризм. Появление такого направления, в первую очередь, обусловлено напряженным ритмом жизни современного общества, особенно в больших городах и мегаполисах, который не дает возможности расслабиться, и постоянно держит человека в напряжении.

Суета, шум, спешка, постоянные стрессы разрушительно действуют на психическое и физическое состояние каждого человека. Выходные дни не всегда дают возможность полностью восстановить нормальное состояние организма. Поэтому остается одна надежда на отпуск. Но как правильно провести свой отпуск? Для тех, кто не знает, как правильно провести свой отпуск, на помощь придет психологический туризм, который окажет действенную помощь каждому отдыхающему.

Так что же включает в себя психологический туризм? На сегодняшний день психологический туризм представляет собою специально разработанную технологию для восстановления и поддержки психического здоровья человека в современных условиях. Хорошо известно, что нервную систему человека и его организм в целом переутомляют не столько физический и умственный труд, а сколько эмоции, которые он получает на протяжении своей деятельности. Плохое состояние духа, страх, гнев и ряд других негативных эмоций, которые своим действием лишают человека бодрости, приводят к потере равновесия, упадку сил, потере душевного равновесия и депрессии.

Для того чтобы освободится от такого состояния, необходимо перезагрузится, сменить обстановку, полностью расслабиться, набраться новых эмоций и поставить свою жизнь на новые рельсы. Сочетание интересного отдыха с приобретением новых полезных психологических навыков и умений, как раз будет тем, чем является психологический туризм. За время такого отпуска человек сможет отдохнуть, а также обучиться эффективным коммуникациям, управлению временем, быстрой релаксацией.

Формы психологического туризма

Среди множества форм психологического туризма главными будут следующие виды:

Путешествие в горы с проводником и психологом,
- поездки на различные курорты, где отдых сопровождается тренингом,
- экотуризм , где у человека будет возможность погрузиться в волшебный мир природы. Во время таких программ туристы проживают в палатках и в исключительно чистых природных условиях,
- цивилизированный туризм. Он проводится в современных городах по специальным программах, которые сопровождаются специальным тренингом.

В идеальном варианте психологический туризм это - объединение путешествий и отдыха по новым интересным местам с познанием мира души, знакомство со скрытыми силами, которые скрываются внутри каждого из нас.

В таких турах группу туристов сопровождает квалифицированный специалист, который составляет специальную программу треннигов и медиатаций, и которые будут впоследствии содействовать достижению состояния гармонии, помогают полностью расслабиться, и избавится от негативных влияний.

В комплекс психологического туризма входят отдых, обучение, психологические разгрузки, раскрытие своего внутреннего потенциала и развития.

За довольно короткий срок человек сможет хорошо отдохнуть, а также обучится приемам медитации, коммуникабельности, энергетическому дыханию и многому другому.

После правильно подобранного курса, человек после возвращения домой ощущает прилив сил и энергии. Он полностью обновляется как духовно, так и эмоционально и физически. Все его естество наполняется свежими идеями и готовностью творить и достигать новых рубежей.

После такого отдыха значительно улучшается атмосфера в семье и на работе. А все из-за того, что поменялось само восприятие жизни, восстановились энергетические ресурсы организма, а негативные стратегии поведения поддаются корректировке.

Прилепский Игорь В.

Введение.

Терминология – о чем идет речь

Данная лекция посвящена раскрытию нескольких тем, входящих, как часть, в нечто целое – это целое можно обозначить как «психология туризма», «психология туриста», «туризм и психология» или «психология и туризм». Как ни обозначай тему, важно следующее – говорить мы будем об одном из разделов прикладной психологии, т.е. о психологии в ее частном применении к практике туристской деятельности. Для понимания сути рассматриваемой проблемы сразу необходимо разобраться с терминами, встречающимися в ее названии.

Под туризмом обычно понимают две мало пересекающиеся области – это, во-первых, целенаправленная (или бесцельная) более или менее продолжительная жизнедеятельность человека (либо группы людей) в условиях дикой необустроенной (или практически необустроенной) природы (в лесу, степи, пустынях, горах, пещерах, и т.д.), и, во-вторых, путешествия-экскурсии по городам и весям с целью осмотра рукотворных и нерукотворных достопримечательностей (с проживанием в отелях и гостиницах, питанием в ресторанах-столовых, и так далее). Каждая область имеет свою специфическую психологическую окраску. Данная лекция ориентирована на первую из вышеперечисленных областей.

Психология («психе» - душа, «логос» - наука) – наука о душе. Что здесь имеется в виду под словом «душа»? Любой человек умеет думать, имеет способность чувствовать, может ставить цели и добиваться их достижения – разум, чувства и воля являются разными проявлениями человеческой души. Именно эти проявления в их единстве изучает наука психология. Для интересующихся в приложении к лекции есть краткая справка о состоянии психологии на современном этапе.

Попутно нужно заметить, что каждому из нас присуще, в той или иной степени, нравственное сознание, нравственное чувство (совесть) и нравственная воля. Обычно говорят или о нравственной стороне души, или отдельно выделяют нравственную сторону человека, называя ее «человеческий дух». Изучение проблем, связанных с совестью, как правило, выходит за рамки психологии.

Вывод: в общем случае, говоря о психологии туризма, мы говорим о состоянии души (ума, чувства, воли, нравственной сферы) человека, который или находится в условиях дикой необустроенной природы, или готовится к пребыванию в этих условиях.
^

Важность изучения психологии туризма


Любому туристу известно, что основной проблемой туризма, на решение которой направлено множество усилий, является проблема безопасности этого вида человеческой деятельности. Туристу необходимо вернуться из похода живым и здоровым – это аксиома, с которой вряд-ли кто будет спорить. В обычной практике эта задача решается через физическую и техническую подготовку туриста – для этого существует теоретическое обучение (лекции и др.), разного рода физические и технические тренировки, соревнования. Но если заняться анализом различного рода чрезвычайных происшествий, случившихся в походах, видно, что основной причиной большинства этих событий являются те или иные факторы психологического плана. Есть и другая проблема. Может случиться так, что по тем или иным причинам человек после первого же похода потеряет свое психологическое здоровье – впадет в пессимизм, уныние, отчаяние. Естественно, такая потеря здоровья менее заметна, чем вывих, перелом, обморожение – просто человек больше не появляется в турклубе, его дальнейшая жизнь неизвестна. А если при этом в результате своего глубокого отчаяния человек элементарно сопьется, или решится самовольно расстаться с жизнью, то это будет не менее катастрофично, чем, к примеру, гибель от срыва с веревки.

Таким образом, можно смело заявить – психологическая подготовка туриста является фактором безопасности , и должна занять свое место, став рядом с физической и технической подготовкой. На мой взгляд, каждому туристу необходимо научиться элементарным приемам психологической тренировки, и постоянно заниматься такого вида тренировками (это, кстати, поможет сохранить себя и в обычной повседневной городской жизни).

Пример. В крайней опасности у человека мгновенно развивается эмоциональный стресс страха. Реакция большинства нетренированных людей на сильный страх – сначала впасть в «ступор», когда мышцы каменеют и невозможно двигаться, а затем мгновенно перейти к сильной психологической (мышление лихорадочно ищет выход из ситуации) и двигательной (человек бежит неизвестно куда) активности. Но за время «ступора» ситуация может стать уже неконтролируемой, а активная фаза мешает трезво оценить обстановку – оба варианта чреваты травматизмом или гибелью. Тренировка может помочь развить в себе, к примеру, другую реакцию на страх – трезвую оценку ситуации, и быстрый, но при этом плавный, уход от опасности.

Остается только добавить, что психологической науке в настоящее время выделено такое понятие, как психология безопасности, и начала развиваться соответствующая научная отрасль. Ее задачей является изучение влияния различного рода внутренних и внешних факторов на возникновение нервно-психологических срывов, и способов предотвращения связанных с этим проблем.



Материнский капитал