Список писателей школьной программы. Что читали советские школьники

Алена Бальцева | 18.01.2016 | 20348

Алена Бальцева 18.01.2016 20348


Если в вашей семье есть школьник , это прекрасный повод заново перечитать с ним самые лучшие книги, включенные в программу по литературе. Можем поспорить, что многие произведения откроются вам с неожиданной стороны и станут поводом для откровенных разговоров на важные темы.

Все знают, что в романе «Отцы и дети» Тургенев затрагивает тему конфликта поколений, но это произведение гораздо глубже. Здесь не только история отношений эксцентричного сына и пожилых родителей, которые не чают в нем души и одновременно побаиваются его. Эта небольшая книга – о конфликте мировоззрений, человеческих ценностях, смысле жизни.

Возможно, перечитывая «Отцов и детей» вместе с ребенком, вы узнаете там друг друга. Чем не отличная возможность вызвать чадо на открытое обсуждение и поучиться на чужих ошибках, пусть и литературных?

Запрещенный цензурой роман, написанный за тюремной решеткой, который вызвал настоящую бурю в Российской империи и за ее пределами, – кажется, этого достаточно, чтобы заинтриговать подростка, не так ли?

Во многом это философское произведение Николая Чернышевского является ответом на «Отцов и детей» Тургенева. В «Записках из подполья» его идеи оспаривал Федор Достоевский. А Ленин и Маяковский, к примеру, восхищались им.

Так какая же загадка кроется в этой книге? Возможно ли то новое общество, о котором писал Чернышевский? Попробуйте разобраться в этом вместе.

«Тварь я дрожащая или право имею?» – этот вопрос мучил не только Раскольникова, но в определенные моменты жизни встает и перед каждым из нас. Допустимо ли зло во благо? Имеет ли преступник шанс на искупление и прощение? Ответы на все это подросток должен найти в первую очередь вместе с родителями. Прочтите вместе «Преступление и наказание».

Признайтесь честно: а вы в школе осилили все четыре тома «Войны и мира», не пропуская ни строчки про войну? Если вы ответили утвердительно, вашей выдержке можно только позавидовать!

На самом деле, у эпического романа Толстого лишь два недостатка, которые отпугивают школьников, – это обилие цитат на французском и внушительный объем. Все остальное – сплошь достоинства: увлекательный сюжет (любовь – для девочек, война – для мальчиков), динамичное повествование, яркие персонажи.

Помогите ребенку рассмотреть всю прелесть этого произведения. А чтобы чтение шло веселее, добавьте элемент соревнования: кто быстрее закончит первый том? А второй? А как насчет прочесть всю книгу до конца? Вы не пожалеете, что решились перечитать великое произведение.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», «Но я другому отдана и буду век ему верна» – список крылатых фраз из этой поэмы можно продолжать до бесконечности. Недаром Пушкин считал это произведение одной из самых значимых работ собственного сочинения.

В этой книге – история первой безответной любви романтичной девочки, история праздной жизни молодого денди, история верности и самоотречения. Все это в красках предстанет перед вашими глазами, если вы устроите семейные чтения по ролям этого шедевра русской литературы.

Истерически смешная пьеса Фонвизина о семействе Простаковых завовевала моментальный успех в день своей премьеры в конце XVIII века и продолжает смешить читателей в начале XXI. Говорят, сам Григорий Потемкин похвалил Фонвизина следующими словами: «Умри, Денис, лучше не напишешь» .

Почему же это пьеса попала в разряд бессмертных? Как минимум благодаря двум цитатам:

  • «Не хочу учиться – хочу жениться!
  • «Вот злонравия достойные плоды».

Как максимум – благодаря колкой сатире, обличающей невежество. Еще одна блестящая история о взаимоотношениях родителей и детей.

Цитируя Грибоедова, «счастливые часов не наблюдают». Особенно, когда держат в руках «Горе от ума», ведь читать его – сплошное удовольствие. Как и прочил произведению Пушкин, едва ли не половина стихов перешла в разряд пословиц.

Эта блестящая трагикомедия лишь поверхностно затрагивает любовную тему, обличая подхалимство и чинопочитание. Важные вопросы для каждого человека, будь ему 15 лет или 40.

Самый известный роман Гоголя – эталонный образец русской ироничной прозы, своеобразная «Одиссея», описывающая путешествие предприимчивого помещика Чичикова по российской провинции, энциклопедия архетипов.

Чтобы научиться распознавать в жизни плюшкиных, маниловых, коробочек, стоит прочесть «Мертвые души» еще в юности. А чтобы не «потерять сноровку» – перечитать в зрелом возрасте.

Сюжет этого ироничного, остроумного романа до неприличия прост: по большей части главный герой лежит на диване в старом халате, изредка отвлекаясь на попытки устроить личную жизнь. Несмотря на это, «Обломов» читается легко и с интересом.

К сожалению, «обломовщина» поражает не только ленивых холостяков чуть за 30, но и солидных отцов семейства уже за 40, а зарождается – в умах избалованных чад младше 18. В целях профилактики этого острого заболевания – читать Гончарова всей семьей!

В отличие от Ильи Ильича Обломова, герои чеховских пьес ведут довольно активную деятельность, а результат все тот же – нерешительность и душевные терзания, которые в итоге ни к чему хорошему не приводят. Вырубать сад или не вырубать? Сдавать землю в аренду или нет?

Действительно, а как поступили бы вы на месте главной героини пьесы Раневской? Хорошая тема для семейного обсуждения.

Орест Кипренский, «Бедная Лиза»

Этот драматичный роман – хороший повод обсудить с подростком этику отношений с противоположным полом, поговорить о мужской порядочности и девичьей чести. История бедной Лизы, покончившей с собой из-за предательства соблазнившего ее молодого человека, к сожалению, слишком часто повторяется в реальной жизни в различных вариациях, чтобы считать ее лишь литературной выдумкой.

Эпическое произведение, главный герой которого – классический «плохой парень», скептик и фаталист Печорин. «Герой нашего времени» вдохновлен романтическими произведениями Вальтера Скотта и лорда Байрона, а также «Евгением Онегиным» Пушкина.

Угрюмый главный герой покажется во многом близким подростку, да и повидавшему виды взрослому – тоже.

Пополнить словарный запас лаконичными фразочками Эллы Щукиной, научиться просить милостыню на нескольких европейских языках, получить мастер-класс по превращению шкурки сомнительного качества в мех шанхайского барса, узнать 400 относительно честных способа отъема денег? Запросто!

В то время как школьник, скорее всего, увидит в романе талантливого писательского дуэта лишь искрометную юмористическую историю, его родители оценят тонкую иронию авторов.

Еще одно произведение, буквально разошедшееся на цитаты. Перечитайте гениальную сатиру Михаила Булгакова, чтобы напомнить себе и объяснить ребенку, что «разруха не в клозетах, а в головах».

В последнее время споров вокруг того, какие книги должны входить в обязательный школьный курс – хоть отбавляй. Но сама программа уже которое десятилетие остается неизменной, какие бы страсти в обществе ни накалялись. Вопрос, какие книги могут разбудить в школьнике интерес к чтению, мы задали нескольким преподавателям литературы в школах культурной столицы. Учителя не только рассказали, какие произведения, по их мнению, забыли включить в школьную программу, но и объяснили, почему.

1. «Дело, которому ты служишь», Юрий Герман

Нужно любить то, что делаешь, и всегда оставаться человеком – два «кита», на которых стоит книга. События в романе происходят в предвоенное время. В центре сюжета – рядовые советские граждане. Огромный плюс - повествование лишено наивности, которой часто грешат произведения с явным моральным посылом. Нотаций и нравоучений автор избегает, а написана книга очень легко. Вполне подойдет для ребенка лет 12.

2. «Тополиная рубашка», «Мальчик со шпагой», Владислав Крапивин

Еще один современный автор, который пишет повести для детей лет 12-13. Впрочем, многие взрослые тоже с интересом читают книги Крапивина, узнавая в его персонажах самих себя. Автор так переплетает реальность и вымысел так, что трудно отличить одно от другого. А атмосфера в книгах такая, что чудесам, происходящим с героями, очень хочется верить.

3. «Хоббит, или Туда и обратно», Дж. Р. Р. Толкиен

Сказка, которая покорила мир, была популярна задолго до экранизации. Эту книгу с удовольствием читают и шестиклассники, и взрослые. Приключения забавного хоббита, который вдруг оказывается не просто вовлечен в события невероятной важности, а занимает в них центральное место. Великолепный образец классического фэнтези.

4. «Колодец и маятник», Эдгар По

Чаще преподаватели включают в программу старомодный детектив «Золотой Жук». Но, на наш взгляд, «Колодец и маятник» гораздо интереснее, хоть действие в книге не выходит за стены мрачного колодца. Герою рассказа очень легко сопереживать – безнадежность, которой проникнуты его мысли, равнодушным не оставит. Кроме того, «Колодец» просто переполнен символами, которые очень интересно расшифровывать.

5. «Благие знамения», Терри Пратчетт

Совершенно потрясающий автор, чьи книги можно читать запоем, одну за другой. А потом снова возвращаться к первой. А все потому, что у Пратчетта – великолепный юмор и очень своеобразный взгляд на, казалось бы, вполне обыденные вещи. «Благие знамения» написана в соавторстве с Нилом Гейманом , автором, который и по отдельности достоин внимания. В книге необычно обыгрываются образы из Библии и вечное противостояние Тьмы и Света.

6. «Град обреченный», «Пикник на обочине», Борис и Аркадий Стругацкие

Творчество братьев-писателей не одно поколение режиссеров вдохновило на съемки. Но многие и тех, кто смотрел «Трудно быть богом» или «Обитаемый остров», «Гадкие лебеди» или «Дни затмения» уверены: лучше это все читать. Почему-то визуализировать миры Стругацких во всей их полноте просто невозможно. «Град обреченный» и «Пикник на обочине» - это две разные грани таланта Стругацких. Первый – философский, с атмосферой мрачной безнадежности. Второй написан в совершенно другом стиле. «Пикник на обочине» был издан в 20 странах, получил несколько наград как лучший фантастический роман, на его основе Тарковский снял своего «Сталкера», были поставлены спектакли и созданы компьютерные игры. Так что фанатам «S.T.A.L.K.E.R.» читать это нужно обязательно.

7. «Короли и капуста», О’Генри

Книга очень легкая, несмотря на то, что описывает вроде бы серьезные, хоть и вымышленные, события. О’Генри – прекрасный сатирик, в этом все и дело. Он, кстати, первым делом предупреждает читателя, что в этой книге вы ничего не найдете ни о королях, ни о капусте.

8. «12 стульев», Илья Ильф и Евгений Петров

Фильмы о самом обаятельном аферисте всех времен и народов все наверняка видели. Но только прочитав книги, можно наконец-то для себя решить, кто же лучший Остап Бендер : Андрей Миронов , Арчил Гомиашвили , Сергей Юрский или Олег Меньшиков . Американский вариант с Роном Муди мы даже обсуждать не будем.

9. «О дивный новый мир», Олдос Хаксли

Классическая антиутопия, где общество строго поделено на классы и каждый отвечает своему предназначению, заложенному еще на этапе создания. Именно создания, ведь людей здесь выращивают в пробирках, а слова «мать» и «отец» считаются неприличными.

10. «Мы», Евгений Замятин

Второй возможный сценарий развития общества – коммунистический. Все на виду, никаких секретов, личных связей и симпатий. Даже имен у людей нет – только порядковые номера.

11. 1984, Джордж Оруэлл

Пожалуй, самая реалистичная антиутопия. Никакой фантастики, только жесткий тоталитаризм. За каждым следят. Доверять нельзя никому. История переписывается. И жестокая правда о том, во что может превратиться запуганный и униженный человек.

12. «Наши», Сергей Довлатов

Сборник из 12 рассказов осилит даже тот, кто безнадежно поражен синдромом клипового мышления. Все рассказы – не просто о реальных людях, а о родственниках самого Довлатова . Поэтому все произведения получились теплыми и душевными, с добрым, и в то же время острым юмором, присущим автору.

13. «Криминальное чтиво», Квентин Тарантино

Сценарий культового фильма режиссер издал в виде книги. Описывать сюжет – значит испортить удовольствие и от чтения, и от просмотра. Если, конечно, есть еще люди, которые не смотрели Pulp Fiction.

14. «Омон Ра», Виктор Пелевин

За такой выбор любой учитель литературы немедленно стукнет по голове увесистым томом «Войны и мира». Но мы уверены – современных авторов читать нужно. Тем более, если они так здорово пишут, как Пелевин . А после «Омона » можно и за «Чапаева и пустоту» взяться – крутейшая фантасмагория, которая вывернет ваше сознание наизнанку.

15. «Бойцовский клуб», Чак Паланик

Помимо лихо закрученного сюжета в книге американского автора украинского происхождения есть и безусловная художественная ценность. Есть, что обсудить, и о чем поспорить. Так что, даже если вы видели кино с Бредом Питтом и Эдвардом Нортоном, - читайте. Может, даже с режиссером поспорите.

16. «Кысь», Татьяна Толстая

Книга читается как забавная сказка. Но концовка оставляет смутное ощущение недоумения. Чтобы разобраться, приходится возвращаться к отдельным фрагментам, чтобы решить, что же стало с главным героем. Ну или опять же обсудить с кем-нибудь. Ведь это же прекрасно, когда есть тема для разговора – не пустого трепа, а именно беседы. Опять же, Татьяна Никитична прекрасно пишет.

17. «Заводной апельсин», Энтони Берджесс

Что у человека в голове? Никто не знает. А если и получится заглянуть в чужие мысли, иногда становится тошно, а то и страшно. Берджесс препарирует человеческую психику виртуозно. Он раскладывает по полочкам вещи, которые, казалось бы, в одной личности ужиться не могут: любовь к музыке и безусловную жестокость, патологическую склонность к насилию и самопожертвование. Книги оставляют настолько глубокое впечатление, что не сразу получается набраться духу, чтобы их перечитать. Даже если очень хочется.

18. «Смерть – дело одинокое», Рэй Бредбери

«Вино из одуванчиков» Брэдбери даже входит в список книг, рекомендуемых к прочтению в школе. Но наш выбор пал на детектив, который стал квинтэссенций лучших традиций жанра. Автор посвятил книгу признанным мастерам классического детектива – Рэймонду Чандлеру и Дэшилу Хэммету, Россу Макдональду и Джеймсу Кейну . С первых страниц Брэдбери создает невероятную атмосферу в лучших традициях нуара.

19. «Записки о Шерлоке Холмсе», Артур Конан Дойль

Английского детектива так полюбили читатели, что когда Дойль «убил» своего персонажа в книге «Последнее дело Холмса », жители Лондона вышли на митинг протеста. И заставили автора вернуть Шерлока к жизни. Что тот и сделал – виртуозно.

20. «Зеленая миля», Стивен Кинг

Скажете, жестокая книга? Нет, нисколько не более жестокая, чем «Донские рассказы» Шолохова . И вполне может вскоре стать классикой от короля ужасов.

21. «Перед восходом солнца», Михаил Зощенко

В школе принято больше внимания уделять Зощенко как сатирику. И мало кто знает, что его жизнерадостное восприятие мира было искусственным. Внушая себе солнечный взгляд на мир, Зощенко пытался справиться с детскими страхами – как он считал, начитавшись Фрейда , именно они были виновны в его меланхолии и страхе перед жизнью. Все это есть в его автобиографии.

22. «Лабиринты Ехо», Макс Фрай

Под мужским псевдонимом скрывается дуэт Светланы Мартынчик и Игоря Степина . Их «Лабиринты» - это целая серия повестей. Макс Фрай умудрился построить очень гармоничный мир. В поступках героев всегда есть логика. А еще повести просто нашпигованы отсылками к самым разным мифологиям. Чтобы понять, о чем речь, хочется изучить еще и древние легенды. И это круто.

23. «Норвежский лес», Харуки Мураками

Да, не самая однозначная книга японского писателя. Но мы осмелимся все-таки порекомендовать ее старшеклассникам. Главный герой «Леса» не только переживает все подростковые страсти и метания, но и анализирует их. А заодно дает понять, что в сокровенных желаниях нет ничего плохого. Возможно, книга поможет некоторым молодым людям получше разобраться и в самих себе.

24. «Молот ведьм», Генрих Крамер и Якоб Шпренгер

Авторы трактата – не писатели. Они монахи-доминиканцы. С присущим им аскетизмом монахи описывают работу инквизиции в конце XV века. Жутко становится от того, как обыденно они пишут о страшных вещах. И от того, насколько далеко готовы люди зайти в своем невежестве.

25. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», Хантер Томпсон

Создатель гонзо-журналистики написал поистине культовую книгу. Если мните себя хоть сколько-нибудь творческими людьми, читать ее надо обязательно.

26. «У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич

Эту книгу на одном дыхании прочитать не получится. В ней нет ни слова вымысла. «У войны не женское лицо» - это рассказы женщин, прошедших сквозь все ужасы кровавых боев . Им было, пожалуй, еще сложнее, чем мужчинам. Ведь весь военный быт был совершенно не рассчитан на присутствие женщин на фронте. И, поверьте, - уже на 10-й странице вы будете рыдать в голос.

27. «Три товарища», Эрих Мария Ремарк

Многослойный роман о любви, о фронтовой дружбе и искалеченных войной судьбах. Ведь даже если ты вернулся домой невредимым, стереть из памяти увиденное не получится. Так и будешь жить с воспоминаниями о том, как на твоих глазах умирали товарищи. А дома – тоже не сахар: голод, безработица и безденежье. Но это не значит, что ничего светлого не осталось.

28. «Колыбель для кошки», «Бойня №5, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут

Первый роман – фантастика. Гениальный ученый и крайне скверный семьянин изобрел некое вещество, способное разом заморозить всю воду на Земле. Воннегут в этой книге очень изящно и бескомпромиссно уничтожил жизнь на планете. «Бойня №5» - о войне. Воннегут знал, о чем писал, ведь он сам побывал на фронте и попал в плен. Свою историю он излагает самыми простыми словами и без всякого надрыва. Возможно, поэтому они воспринимаются как рассказ близкого друга.

29. «Девять принцев Амбера», Роберт Желязны

Произведение давно стало классикой. Кому-то нравится, кому-то нет. Но прочитать стоит хотя бы для расширения кругозора.

30. Стихи и рассказы, Даниил Хармс

Вот уж поистине неординарное мышление. Короткие, даже коротюсенькие рассказы, но при этом – абсолютно законченные. Хоть и абсурдные. Зато можно растаскивать на цитаты. Во всяком случае, про падающих старушек точно все слышали.

31. «Луна и грош», Сомерсет Моэм

Внезапно овладевшая обычным биржевым маклером страсть к искусству, ради которой он бросил семью, жил в нищете, которая поглощала его целиком, без остатка – главный герой потерял всякую способность к настоящим человеческим чувствам. И только последней своей работой художник изгнал демона, завладевшего его душой. Теперь он бессмертен.

32. «Уловка 22», Джозеф Хеллер

Читать этот роман русскому человеку странно. Совершенно невозможно представить, чтобы события, которые происходят с солдатами во время Второй Мировой в этой книге, происходили с советскими бойцами. И в то же время рассказ выглядит не просто достоверным, а каким-то… ощущательным. Будто кино смотришь.

33. «О мышах и людях», «Консервный ряд», Джон Стейнбек

«О мышах и людях» - классический роман Стейнбека. Прочитать его, конечно стоит. Он, безусловно, хорош. Но еще посоветуем серию романов об обитателях Монтерея: «Квартал Тортилья-Флэт», «Консервный ряд». Они не такие грустные, как «О мышах». И очень человечные. Особенно «Консервный ряд» - одна только композиция чего стоит. Главы основного повествования перемежаются главами с рассказами о побочных персонажах романа, среди которых есть даже толстый суслик. Чистое удовольствие.

1 16 000

Отставленная было за ненадобностью во второй ряд, с появлением «президентского» сочинения литература вернулась в шеренгу самых важных предметов в российской школе. Но родителей и учеников по-прежнему волнует вопрос, насколько наше образование в этой сфере способно конкурировать с зарубежным.

Посмотрим, как и какие произведения изучают учащиеся зарубежных школ. В каждый список мы включили 10 главных авторов школьной программы.

Франция

Разделения на два разных предмета, «Французский язык» и «Французская литература», для школьников не существует. На уроках словесности юные французы практически не уделяют внимания сюжетам, образам, развитию характеров персонажей в произведениях. Главное - стиль! А идеальным считается стиль авторов до XIX века. Школьники часто выполняют задания написать отрывок на заданную тему в стиле Мольера (Расина, Корнеля и т.п.). Серьёзно изучаются древнегреческие и древнеримские авторы.

В обязательной программе

  1. Кретьен де Труа. «Ланцелот».
  2. Жан Батист Мольер. «Скупой».
  3. Пьер Корнель. «Сид».
  4. Педро Кальдерон. «Жизнь есть сон».
  5. Виктор Гюго. «Отверженные».
  6. Эмиль Золя. «Жерминаль».
  7. Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари».
  8. Оноре де Бальзак. «Человеческая комедия».
  9. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  10. Альбер Камю. «Падение».

США

Как таковой единой школьной программы по литературе в США нет. На уроках английского языка читают и обсуждают те произведения, которые выбирает учитель. Главные критерии выбора: художественная ценность текста, увлекательное содержание, возможность вынести из него нравственные уроки. Сегодня принято включать в список изучаемых произведений больше книг о войне, холокосте, об истории США и демократических ценностях.

В обязательной программе

  1. Теодор Драйзер. «Американская трагедия», «Финансист».
  2. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость».
  3. Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ».
  4. Джозеф Конрад. «Сердце тьмы».
  5. Джордж Оруэлл. «Скотный двор».
  6. Терри Пратчетт. «Плоский мир».
  7. Эдит Уортон. «Эпоха невинности».
  8. Герман Мелвилл. «Моби Дик».
  9. Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона».
  10. Эдгар По. Стихотворения и поэмы.

Великобритания

Англичане читают в школе то, что принято считать классикой английской литературы. Форму изучения больших тем каждый класс часто выбирает голосованием. Например, «Английская литература XIX века» - тема, которую ученики могут захотеть проходить в форме дискуссии, написания рефератов, индивидуальных занятий, подготовки групповых проектов и так далее. Некоторые программные произведения знакомы российским выпускникам с детства, а имена многих авторов так или иначе на слуху благодаря частым упоминаниям.

В обязательной программе

  1. Дж. Чосер. «Кентерберийские рассказы».
  2. К. Марло. «Трагическая история доктора Фауста».
  3. Д. Дефо. «Робинзон Крузо».
  4. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера», «Письма суконщика».
  5. С. Ричардсон. «Кларисса, или История молодой леди», «Памела, или Вознаграждённая добродетель».
  6. Г. Филдинг. «История Тома Джонса, найдёныша».
  7. Чарльз Диккенс. «Приключения Оливера Твиста», «Домби и сын».
  8. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия».
  9. Джордж Элиот. «Мельница на Флоссе».
  10. С. Кольридж. «Старый моряк».

Германия

В разных типах школ литературу проходят по-разному. В обычных школах проходят в основном произведения немецких авторов. В стране много гимназий с гуманитарным уклоном, где подробно изучают произведения от античных авторов до самых современных. В некоторых учебных заведениях курс литературы разделён по темам, поднятым в произведениях. Например, «Право и справедливость», «Родина и чужбина», «Наука и ответственность» и другие. Так, драма Ф. Шиллера «Разбойники» относится к теме «Право и справедливость», его же «Мария Стюарт» изучается в разделе «Конфликт человека и истории», а «Коварство и любовь» закономерно попадает в раздел «Любовные истории».

В обязательной программе

  1. Готхольд Эфраим Лессинг. «Натан Мудрый».
  2. Фридрих Шиллер. «Разбойники», «Мария Стюарт», «Коварство и любовь».
  3. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания юного Вертера».
  4. Генрих Гейне. «Путешествие по Гарцу».
  5. Томас Манн. «Будденброки», «Волшебная гора».
  6. Генрих фон Кляйст. «Маркиза д"О».
  7. Фридрих Дюрренматт. «Визит старой дамы», «Физики».
  8. Амадей Гофман. «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра».
  9. Эдуард Мёрике. «Художник Нольтен», «Моцарт на пути в Прагу».
  10. Георг Бюхнер. «Смерть Дантона».

Япония

В старших классах японских школ литературу изучают более или менее подробно, в зависимости от выбранного направления, учебники по литературе используются тоже самые разные - единого стандарта нет. Так же, как в России, Германии и Великобритании, основное внимание уделяется изучению отечественной литературы. Наибольший интерес для японцев - в том числе и японских школьников - представляют те произведения, где можно наблюдать и анализировать процесс становления характера героя.

  1. Мурасаки Сикибу. «Повесть о Гэндзи».
  2. Сэй-Сёнагон. «Записки у изголовья».
  3. Хигути Итиё. «Сверстники».
  4. Юкио Мисима. «Золотой храм».
  5. Кобо Абэ. «Женщина в песках».
  6. Сосэки Нацумэ. «Сердце».
  7. Рюноскэ Акутагава. «Расёмон».
  8. Огай Мори. «Танцовщица».
  9. Харуки Мураками. «Охота на овец».
  10. Сики Масаока. Стихи.

Это читают все

Конечно, отечественная литература всегда стоит на первом месте. Но есть произведения мировой литературы, которые входят в продвинутый школьный курс для старшеклассников практически всех стран . Итак, «всемирная десятка»:

  1. Гомер. «Илиада», «Одиссея».
  2. Уильям Шекспир. «Гамлет», «Ромео и Джульетта».
  3. Харпер Ли. «Убить пересмешника».
  4. Уильям Голдинг. «Повелитель мух».
  5. Чарльз Диккенс. «Большие надежды».
  6. Мэри Шелли. «Франкенштейн».
  7. Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст».
  8. Франц Кафка. «Превращение».
  9. Лев Толстой. «Анна Каренина».
  10. Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание».

Ни в одной из рассмотренных стран не придаётся большого значения главному принципу, по которому изучается литература в старших классах российских школ, - историко-художественному методу: классицизм, романтизм, реализм и т.д. Между тем именно такой подход ближе всего к научному взгляду на литературу - его можно считать преимуществом нашей системы образования.

Он требует системных теоретических знаний. И если школьные учителя вынуждены жертвовать уроками литературы, готовя выпускников к ЕГЭ, то хороший репетитор может восполнить пробелы и сформировать в сознании ученика стройную картину всей истории литературного процесса. Ведь именно такое знание предмета потребуется при вступительных испытаниях по литературе в престижные вузы.

Роман даёт обширную картину социально-политической жизни России конца XIX века. Русская интеллигенция - одна из главных исторических проблем нашей страны. Проблем в том смысле, что этот социальный слой никогда не мог найти себя, определиться с собственными идеалами. Интеллигенты, либералы, террористы - после прочтения романа у вас не останется вопросов, почему в Российской империи эти понятия для многих были синонимичными.

2. «Дядя Ваня», Антон Чехов

Горький после просмотра театральной постановки «Дяди Вани» писал Чехову: «„Дядя Ваня“ и „Чайка“ - новый род драматического искусства […]. Другие драмы не отвлекают человека от реальности до философских обобщений - ваши делают это». Что уж говорить, пьесы Чехова действительно самые сильные в русской литературе.

«Дядя Ваня» ни в чём не уступает «Вишнёвому саду» или «Трём сёстрам». Но министерство образования почему-то исключило пьесу из числа обязательных к прочтению книг, что сказалось на её сегодняшней популярности. Если решите ознакомиться, то имейте в виду, что произведение это тяжёлое и повествование в нём идёт в несвойственном Чехову серьёзном тоне.

3. «Красный смех», Леонид Андреев

«Красный смех» если и упоминается на уроках литературы, то лишь мельком. Основное внимание уделяется другой повести автора - «Иуде Искариоту». А ведь «Красный смех» - это настолько стилистически выверенное произведение, что мурашки бегут по коже не от описываемых ужасов войны, а от звучного насыщенного слога.

Так о войне не писал никто. Так вообще больше никто не писал. Если вы хотите чётко и ясно узнать, что значит слово «стиль» в литературе, читайте Андреева.

4. «Голова профессора Доуэля», Александр Беляев

Творчество Беляева носит развлекательный характер. Поэтому, наверное, его произведения не попали в школьные учебники. Однако умение развлекать, сохраняя отличный художественный стиль, тоже многого стоит. Пусть Беляев сейчас оценивается как классик беллетристики, но не всегда же нам читать, чтобы раздумывать о проблемах мира, верно? «Голова профессора Доуэля» - увлекательнейший для своего времени эксперимент фантастической литературы.

5. Собрание сочинений, Даниил Хармс

Хармс - проказник и сорвиголова советской литературы. Его абсурдистская проза лишена явного нравоучительного посыла, именно поэтому школьники так и получают аттестаты, ничего не узнав о самом оригинальном советском писателе. Выделить центральное произведение Хармса довольно сложно, поэтому рекомендуем читать первое, что под руку попадётся. Вот, например, целый рассказ «Новая анатомия»:

У одной маленькой девочки на носу выросли две голубые ленты. Случай особенно редкий, ибо на одной ленте было написано «Марс», а на другой - «Юпитер».

Этот роман не нуждается в представлении. Фразы Остапа Бендера давно разобраны на цитаты и стали крылатыми. Даже если вам по каким-то причинам не довелось прочитать легендарный роман о великом комбинаторе, наверняка вы видели одну из его многочисленных экранизаций. Однако это тот случай, когда ни одно из киновоплощений не сравнится с литературным оригиналом. Ведь это как шанхайские барсы по сравнению с мексиканскими тушканами. Бесконечно лучше.

7. «Живые и мёртвые», Константин Симонов

Трилогия Константина Симонова посвящена Великой Отечественной войне. Основана она на личном опыте автора, и, возможно, именно поэтому получилась столь вдохновенной и искренней. Это хроника событий 1941–1945 годов, поданная через призму взгляда участников войны. Произведение фундаментальное, масштабное, со множеством глубоко прописанных образов, сильных диалогов и сюжетных линий. «Война и мир» XX века.

Странно, почему советские фантасты-классики до сих пор не включены в школьную программу. Почти каждая их книга философична и поднимает широкий спектр тем. «Пикник на обочине», пожалуй, самое известное произведение авторов. Серия книг «Сталкер» берёт своё начало именно здесь. «Зона», ещё до того как стать популярным местом произведений литературных эпигонов, была введена Стругацкими как глубочайшая метафора. Метафора, которая обобщает всю деятельность человека и наделяет её универсальным смыслом стремления к счастью.

9. «Лезвие бритвы», Иван Ефремов

«Лезвие бритвы» - роман, в котором Ефремов выразил всё своё мировоззрение. Поэтому он столь многогранен и затрагивает огромное количество разных тем: науку, философию, мистику, любовь, йогу. Писатель провёл такую сложную работу по синтезу материалистических, метафизических и мистических учений, что его книгу можно рассматривать не только как художественное произведение, но и как своеобразный философский трактат. Неудивительно, что после написания романа Ефремов обрёл статус духовного гуру.

10. Романы, Владимир Набоков

Почему в школьной программе нет «Лолиты», мы понять можем. Но почему другим произведениям автора вроде «Защиты Лужина» или «Приглашения на казнь» уделяется так мало времени - загадка. Набоков открыл совершенно новое измерение русского языка - такое, которое было неведомо ни Пушкину, ни Толстому. Его слова звучат, пахнут, ощущаются кожей и языком. Это синестетическое пиршество звуков и красок, где поднимаются не самые традиционные для русской литературы темы вроде отношений автора и его творения, иллюзорности мира.

11. «Generation „П“», Виктор Пелевин

«Generation „П“» - это библия девяностых. Что такое новая Россия, каковы ценности зарождающегося мира, где их истоки и в чём смысл медиа - Пелевин, безусловно, копает куда глубже уровня увеселительного рассказа о приключениях талантливого пиарщика Вавилена Татарского. Извечная проблема «Кому на Руси жить хорошо?» трансформируется в «Что такое Русь? Что такое хорошо? И что, в конце концов, значит жить?».

Идейно произведение Пелевина несколько устарело: на дворе уже другие реалии. Однако его подход к объяснению явлений, совмещающий постмодернистские идеи и метафизику индийской и иранской философии, совершенно уникален. Открытый Пелевиным метод анализа социальных явлений наделяет его творение вневременным значением.

12. «Борис Пастернак», Дмитрий Быков

Произведений этого писателя не найти в школьной программе по одной простой причине: они ещё не успели туда попасть. Дмитрий Быков - один из виднейших представителей современной литературы. Это писатель классической школы с хорошим чувством языка и стремлением к обширному раскрытию образов персонажей.

«Борис Пастернак» - биографическая работа, однако благодаря литературному таланту Быкова читается она как художественное произведение и даёт фактурное понимание жизненного пути Пастернака.

А какие книги, которые остались за пределами школьной программы, запомнились вам?

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Основные художественные произведения для обязательного чтения по предмету «литература» в общеобразовательной средней школе 5 класс Русская литература: Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» Жуковский В. "Спящая царевна", «Кубок» Пушкин А. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Погорельский А. «Черная курица или подземные жители» Гоголь Н. В. «Заколдованное место» Тургенев И.С. «Муму» Толстой Л.Н. «Кавказский пленник» Чехов А.П. «Хирургия» Короленко В.Г. «В дурном обществе» Бажов П.П. «Медной горы хозяйка» Паустовский К.Г. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы» Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев» Платонов А.П. «Никита» Астафьев В.П. «Васюткино озеро» Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» Ким Ю.Ч. «Рыба-кит» Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна) Андерсен Г.-Х. "Снежная королева" Стивенсон Р.Л. «Вересковый мед» Гауф В. "Карлик Нос" Дефо Д. "Жизнь и приключения Робинзона Крузо " Твен М. "Приключения Тома Сойера"

2 6 класс Русская литература XIX века Пушкин А. "Повести Белкина" «Дубровский» Тургенев И.С. «Бежин луг»(из «Записок охотника») Некрасов Н. А. «Железная дорога» Лесков Н.С. «Левша» Чехов А.П. «Толстый и тонкий» Куприн А.И. «Чудесный доктор» Грин А.С. «Алые паруса» Платонов А.П. «Неизвестный цветок» Симонов К.М. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой» Распутин В.Г. «Уроки французского» Искандер Ф.А. «Тринадцатый подвиг Геракла» Поэзия Блок А.А. «Летний вече», «О, как безумно за окном» Есенин С.А. «Мелколесье. Степь и дали» Ахматова А.А. «Перед весной бывают дни такие» Рубцов Н.М. «Звезда полей» Гомер. «Иллиада» и «Одиссея» Шиллер И.Ф. «Перчатка» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

3 7 класс Русская литература XIX века Пушкин А. "Медный всадник", «Песнь о вещем Олеге» Лермонтов М.Ю «Песня про царя Ивана Васильевича» Гоголь Н. "Тарас Бульба" Тургенев И. "Бирюк", Стихотворения в прозе Некрасов Н.А. «Русские женщины». Стихи Салтыков-Щедрин М. Сказки Толстой Л. "Детство" Чехов А. «Хамелеон», «Злоумышленник» и другие рассказы Русская литература XX века Горький М. "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Детство" Зощенко М. "Беда" Андреев Л.Н. «Кусака» Абрамов Ф.А. «О чем плачут лошади» Носов Е.И. «Кукла» Поэзия Твардовский А.Т. «Снега потемнеют синие», «На дне моей жизни» Есенин С.А. «Топи да болота» Заболоцкий Н.А. «Я воспитан природой суровой» Рубцов Н.М. «Тихая моя Родина» Роберт Бёрнс «Честная бедность» О.Генри. «Дары волхвов» Рэй Дуглас Брэдбери «Каникулы»

4 8 класс Из русской литературы 18 века Фонвизин Д.И. «Недоросль» Из русской литературы 19 века Крылов И.А. «Обоз» Пушкин А. "Капитанская дочка" Стихи. Лермонтов М.Ю. «Мцыри» Гоголь Н. "Ревизор", «Шинель» Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города» (отрывок) Лесков Н.С. «Старый гений» Толстой Л. "После бала» Чехов А.П. «О любви» Из русской литературы 20 века Бунин И.А. «Кавказ» Куприн А.И. «Куст сирени Шекспир У. «Ромео и Джульетта». Сонеты Мольер Ж.Б. «Мещанин во дворянстве» Скотт В. «Айвенго» Шелли М. "Франкенштейн, или Современный Прометей" Ямамото С. "Диалог о песне"

5 9 класс Русская литература "Слово о полку Игореве" Ломоносов М.В. «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны 1747 г.» Державин «Памятник» Карамзин Н. "Бедная Лиза" Жуковский В. А. «Светлана» Грибоедов А. "Горе от ума" Пушкин А. "Евгений Онегин", стихи Лермонтов М. "Герой нашего времени", стихи Гоголь Н. "Мертвые души" Достоевский Ф. М. «Белые ночи» Чехов А. «Тоска», "Медведь" Бунин И.А. «Темные Аллеи» и другие рассказы Есенин С.А. «Отговорила роща золотая», «Письмо к женщине» и другие стихи Булгаков М.А. «Собачье сердце» Шолохов М.А. «Судьба человека» Солженицын А.И. «Матренин двор» Поэзия XX века: Ахматова А. Блок А. Маяковский В.В. Есенин С. Цветаева М. Заболоцкий Н.А. Пастернак Б.Л. Твардовский А.Т. Шекспир У. Сонеты

6 10 класс Русская литература Тургенев И.С. «Записки охотника», «Постоялый двор», роман «Отцы и дети» Чернышевский Н.Г. «Что делать?» Гончаров И.А. «Обломов», «Обрыв» Островский А.Н. «Гроза» Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо». Стихи Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города», «Господа Головлевы». Сказки Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Толстой Л.Н. «Война и мир», «Детство», «Отрочество», «Юность», Севастопольские рассказы Лесков Н. С. «Леди Макбет Мценского уезда» Чехов А.П. «Вишневый сад», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». Рассказы Поэзия Тютчев Ф.И. Фет А.А. Некрасов Н.А. Стендаль Ф. «Красное и черное» Диккенс «Домби и сын» Бальзак О. «Человеческая комедия» Мопассан Г. «Ожерелье» Бернард Шоу «Пигмалион»

7 11 класс Проза конца 19-нач. 20 века Бунин И. Стихотворения, рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Солнечный удар", сб. "Темные аллеи" (2-Зрассказа) Куприн А. "Олеся", "Гранатовый браслет" и др. Аверченко А. Рассказы (2-3) Зощенко М. Рассказы (2-3) Поэзия "серебряного" века Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся Литература 20-х годов Горький М. "На дне", "Старуха Изергиль" Блок А. Цикл стихотворений, напр., "Стихи о Прекрасной Даме", Поэма "Двенадцать" Есенин С. Стихотворения разных лет Маяковский В. Стихотворения, поэма "Облако в штанах" Литература х годов Булгаков М. "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита" Платонов А. Рассказы (2-3) Цветаева М.И. Стихи Толстой А.Н. "Петр I" (обзорное изучение) Ахматова А. Поэма "Реквием", стихотворения по выбору учащихся Пастернак Б. Стихи из романа "Доктор Живаго" и др. Шолохов М. "Тихий Дон", «Донские рассказы» по выбору учащихся Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет Некрасов В. "В окопах Сталинграда" или Воробьев К. "Убиты под Москвой" Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., "Сотников" Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др. Литература годов Солженицын А. "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор" Твардовский А. Обзор творчества. «Василий Теркин» Распутин В. «Живи и помни», "Прощание с Матерой" "Деревенская" проза: В. Астафьев, В.Шукшин (по2-з рассказа) Драматургия: Вампилов А. "Старший сын" Литература русского зарубежья: Набоков В. Рассказы, напр., "Машенька" или Шмелев Н. "Лето господне" Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.


Список литературы по всем направлению итогового (выпускного) сочинения 2016-2017 Направление Произведения А.П. Чехов, пьеса «Вишнёвый сад»; А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин»;

Список литературы на лето для 10-го класса (базовый уровень) Пушкин А.С. Гоголь Н.В. Гончаров И.А. Островский А.Н. Тургенев И.С. Некрасов Н.А. Салтыков-Щедрин М.Е. Тютчев Ф.И. Фет А.Ф. Толстой Л.Н. Достоевский

Список произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-11 классах 5 класс 1. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне». 2. Ш. Перро «Спящая красавица». 3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Гадкий утенок»,

5 класс - Мифы Древней Греции (О сотворении мира, о Зевсе, о Геракле) - Русские народные сказки Крылов И.А. Жуковский В. А. Лермонтов М.Ю. Гоголь Н.В. Некрасов Н.А. Тургенев И.С. Короленко В.Г. Толстой

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Помочь абитуриенту сориентироваться в наиболее сложных вопросах, предлагаемых в тестах по литературе. 2. Нацелить на выявление навыков по умению анализировать художественный текст эпического

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» (МГИК) ПРИНЯТО На заседании

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина _Литература Темы методических разработок (лекции и практические занятия) 1. Лекция Введение. Развитие русской литературы и культуры в первой

1. Цель и задачи реализации программы Целью изучения литературы как важнейшего из учебных предметов в системе полного (общего) образования является развитие всех видов речевой деятельности в их единстве

5-е классы Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель») Загадки, частушки, поговорки, песни. Из древнерусской литературы. «Подвиг

Частное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (РИЗП) Рассмотрено и СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный институт искусств» Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических наук ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ

Наименование Тип носителя Художественная литература 1 Андреев Л. Повести и рассказы АК 2 Астафьев В. Где-то гремит война АК 3 Бродский И. Избранное АК 4 Булгаков М. Мастер и Маргарита АК 5 Булгаков М.

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова Факультет журналистики СОГЛАСОВАНО Руководитель организации заказчика И.О. Фамилия (подпись) 20 г. (по необходимости) УТВЕРЖДАЮ Руководитель

Пояснительная записка по литературе заочный класс Рабочая программа по литературе в 0, разработана в соответствии с ФК ГОС 004 года; учебным планом образовательной организации; Примерной Программой среднего(полного)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 8 Предмет: литература Учебная программа: государственная УМК: Под редакцией В.Я. Коровиной - М: Просвещение, 2010 Количество часов в неделю: 2 Общее количество

КАНИКУЛЫ-2014 ВНИМАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ! Предлагаем вам список художественной литературы для чтения в летний период: ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ Список книг для летнего чтения 5 класс Название

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2019 году 1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и композиция произведения.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (УСТНО) ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА АКТЁРСКИЙ И РЕЖИССЁРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ (очная, заочная форма обучения) Данная программа составлена на основе «Обязательного минимума

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Щетиновская средняя общеобразовательная школа» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области УТВЕРЖДАЮ Директор школы Жукова Т.Б. Приказ

Книги на лето 2 класс 1 Э Успенский «Крокодил Гена и его друзья» 2 Волшебные сказки 3 Н Носов «Приключение Незнайки и его друзей» 4 Дж Родари «Приключение Чиполлино» 5 Мифы, легенды, предания 6 Сказки

Дата урока (номер учебной недели) Календарно - тематическое планирование Предмет литература Класс 8 Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля Введение - ч. Кол-во часов неделя Литература

Отборочный этап. Задания 10-11 классы Тур 1 Вариант первый Владимир Ленский персонаж: поэмы «Мцыри» рассказа «Студент» стихотворения «Железная дорога» романа в стихах «Евгений Онегин» В каких стихотворениях,

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь 03.12.2018 836 Билеты для проведения экзамена в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы среднего образования по учебному

Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 а классе на 2008-2009 учебный год. Планирование ориентировано на работу по учебному комплекту под редакцией В.П. Журавлева. 102 часа. (базовая программа)

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Список литературы для летнего чтения в 5 классе И. С. Тургенев «Му-му» Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» А. П. Чехов «Хирургия» И. А. Куприн «Чудесный доктор» А. Платонов «Никита» П. Бажов «Каменный цветок»

Список книг для чтения летом при переходе в 5 класс 1. А. С.Пушкин "Руслан и Людмила" 2. И. Крылов "Басни" 3. Г.Х. Андерсен "Снежная королева" 4. М. Зощенко, рассказы 5. Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"

10-11 классы Тур 1 В каких произведениях русской литературы первой половины XX века соединяются черты реализма и романтизма? Какого художественного эффекта добиваются с помощью такого соединения их авторы?

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 класс Даты Кол-во Тема урока Плановая Фактическая п/п часов дата дата 1 Шедевры русской литературы 1 06.09 2 Истоки и начало древнерусской литературы.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Кирпичный» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

Список литературы для учащихся 5 класса Русские народные сказки «Царевна-лягушкая» «Иван крестьянский сын» Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна» Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мёртвой царевне

Направления итогового сочинения 2015 2016 учебный год 1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Список литературы для будущих пятиклассников Сказки: «Царевна-лягушка», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; Древнерусская литература: «Подвиг отрока-киевлянина и

Допуск к ЕГЭ: итоговое сочинение по литературе 2015 Директор ГБОУ Гимназия 1542 Сахарова Светлана Николаевна «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо

Четверть Учебная неделя Кол-во часов ТЕМА Проверочные работы Темы лабораторных работ, практикумов, экспериментальных работ и творческих заданий I Введение Литература и история. 2 Устное народное творчество.

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Порядок прохождения общеобразовательных экзаменов направление подготовки 52.03.05 «Театроведение» Русский язык, литература (сертификаты ЕГЭ) По вышеназванным общеобразовательным предметам Институт принимает

Билет 1 1. Былины как произведения устного народного творчества. Общая характеристика былин. Былина «Илья Муромец и Соловейразбойник». Выразительное чтение отрывка, предложенного 2. А. С. Пушкин «К Чаадаеву».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 5 КЛАССА 1. Русские народные сказки 2. И. А. Крылов «Басни» 3. А. С. Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и семи богатырях» 4. В.А. Жуковский «Спящая царевна» 5. Антоний Погорельский

Тематическое планирование. Литература класс. 02ч. урока Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Кол-во часов

Готовимся к экзаменам Проблема 1. Проблема роли книги в человека Примеры 1. А.С. Пушкин Евгений Онегин Ф.М. Достоевский Преступление и Майк Гелприн «Свеча горела» 2. Проблема роли книги в формировании

Пособие содержит подробное планирование уроков литературы в 7 классе общеобразовательных учреждений, занимающихся по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. Рассматриваются все этапы урока: проверка домшнего

БИЛЕТЫ для переводной аттестации по литературе 5 класс: Билет 1. 1. Что такое фольклор? Расскажите о жанрах детского фольклора. Приведите примеры (наизусть). 2. Докажите, что произведение А. Погорельского

Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 5 класса на 2018 2019 учебный год Заочная форма обучения Планирование составлено на основе программы по литературе в 5-11 классах

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Краевое государственное бюджетное Профессиональное образовательное учреждение «Вяземский лесхоз-техникум им. Н. В. Усенко» КГБ ПОУ ВЛХТ УТВЕРЖДАЮ: зам.

Тур 1 Регистрационный тест 1. «Война и мир» Л.Н. Толстого это а) роман б) поэма в) историческая хроника г) то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось 2. Действие пьесы М.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе 68 часов Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2018 году Билет 1 1. Понятие «онегинская строфа» (количество стихов,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Библиотека ГБОУ гимназии 57 Санкт-Петербурга им. принцессы Е.М. Ольденбургской. Электронные образовательные ресурсы. п/п 23.0.2004 4 География. Решение экз. задач 2 23.0.2004 5 Физика. Решение экз. задач

Список литературы для чтения на лето 5 класс. «Русские народные сказки». Русская летопись. Повесть временных лет. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». М.В. Ломоносов «Случились два астронома

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ 5 11 КЛАССЫ Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы. 5 класс 1. : 2. Русские народные сказки: "Василиса

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС Колич Даты Тема урока ество Плановая Фактическ п/п часов дата ая дата 1 Шедевры русской литературы 1 04.09 2 Истоки и начало древнерусской литературы.

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ на 2017-2018 год 1. «Верность и измена» -Л. Н. Толстой «Война и мир» -Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» -А.С. Пушкин «Капитанская

Список литературы для чтения 5 класс Устное народное творчество Малые жанры фольклора. Детский фольклор(колыбельные, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Русские народные сказки. «Царевна-лягушка»,

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет» Программа вступительного экзамена по литературе

Аннотация к рабочей программе по литературе. 9 класс. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность

Министерство образования и науки РФ Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М.И. Платова ЛИТЕРАТУРА Методические

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 36.02.01 Ветеринария Наименование дисциплины: БД.01 Русский язык и литература Цели и задачи учебной дисциплины: В результате освоения учебной

Примерный список литературы для 5-9 классов Астафьев В. Пастух и пастушка. Васюткино озеро Афанасьев А. Народные русские сказки (по Ахматова А. Стихотворения Бажов П. Малахитовая шкатулка. Медной горы

Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы» по литературе 2016/2017 г. Заключительный этап Сочинение Общие критерии оценки работ Тематический. Тема должна быть понята верно и раскрыта глубоко и полно

Пояснительная записка 1. За основу рабочей программы по литературе взята авторская программа по литературе для 5-11 классов. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев и др. /Москва, Просвещение, 2009. Учебник:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.П.



Материнский капитал