Список произведений о материнской любви. «Материнская любовь» - произведение, переворачивающее взгляд на мир

Б ыло когда-то на свете большое и богатоекоролевство, в котором правила прекрасная королева. Она была очень красива, умна и добра, и её подданные жили счастливо. У королевы было пятеро детей - две принцессы и три принца. Первая принцесса любила ткать и слыла замечательной мастерицей, вторая – пела, как соловей, а братья-принцы больше всего любили ловить рыбу.

И вот однажды вечером во дворце случилось несчастье. В комнате королевы раздался страшный грохот, и появился злой колдун – правитель соседнего королевства. Этот колдун давно хотел жениться на королеве и получить её богатства, но та все время отказывала ему. Грохот разбудил всех в замке. Дети прибежали в комнату матери и увидели, что злой колдун схватил её и уносит по воздуху.

Начался большой переполох. Советники королевы решили собрать большую армию и начать войну со страшным колдуном.

Но самый младший брат сказал:

Собирать армию слишком долго.Мы сами должны отправиться в путь и спасти матушку.

Но где искать её? – спросили принцессы.

Вдруг с места поднялся самый старый советник королевы и сказал:

Дорогие дети, обратитесь за советом к своей крёстной. Люди в королевстве говорят, что она добрая фея. Она обязательно поможет вам и даст мудрый совет.

рый совет.

Опечаленные дети отправились на окраину города, где жила крёстная. Она приветливо встретила их и очень огорчилась, узнав об их горе.

Скажи нам, крёстная, где же искать нашу матушку?

Фея налила в чашку родниковой воды, подула на неё и сказала:

Капли воды, солнца лучи, отыщите нашу королеву, где бы она ни была.

Вода в чашке засветилась, и дети увидели свою мать, сидящую у окна в чужом замке.

Фея сказала:

Ищите вашу матушку в далёком царстве, за горами и морями. Колдун наложил на неё заклятье, и она не вспомнит вас. Чтобы заклятье то снять, надо ей свою любовь доказать. Идите и будьте смелыми, лучи солнца укажут вам дорогу.

И вот они двинулись в путь.Солнышко направляло их, пока они не подошли к большому тёмному лесу. Дети остановились на опушке, принцессы боялись войтив лес. Но младший принц сказал:

Помните, что сказала крёстная, и будьте смелыми.

И дети вошли в лес. Долго блуждали они в чаще, но не могли найти дороги. Принцессы горько заплакали. Тогда братья сказали:

Побудьте пока на опушке, а мы поищем дорогу. С вами останется младший брат.

И они ушли.

Братья долго брели по высокой траве и вышли к ручью.

Наловим рыбы, -решили они, - Тогда мы хотя бы не умрём от голода здесь в лесу.

Они достали из подкладок шапок удочки и уселись на берегу ручья.Вдруг у одного из братьев леска задергалась, и он вытащил большую красную рыбу. А другойбрат вытащил синюю рыбу.

Они очень обрадовались и вернулись к сёстрам и брату. Братья развели костер и хотели было зажарить рыбу, как вдругих костер задымился, и из него появиласьужасная ведьма. Она закричала страшным голосом:

Как вы посмели войти ко мне в лес и ловить рыбу из моего ручья?

Старшая принцесса испугалась и проговорила дрожащим голосом:

Простите нас, мы искали нашу матушку и сбились с пути. Прошу вас, помогите.

Ведьма посмотрела на нее и сказала:

Хорошо, я помогу вам выйти из леса. Но за помощь придется заплатить. Твоя сестра поёт, как соловей. Пусть она отдастмне свой голос.

Не хотела младшая сестра расставаться со своим голосом, но любовь к матери была сильнее. Заплакав, она отдала ведьме свой чудесный голос.

Она осталась немой, а ведьма заговорила нежным голоском:

Идите за мной. Я покажу вам дорогу к морю.

Она превратилась в соловья и полетела.

Дети побежали за ней. Шли они, шли, и вот перед ними раскинулось синее море. Дети остановились на берегу, не зная, что делать.

А соловей пропел:

За морем чудесный край лежит, в замке на берегу морском ваша матушка грустит, через море надо переплыть,нужно помощи царя морского попросить.

И птичка исчезла вдали.

Стали братья строить плот: брёвна из лесу таскают, верёвками перевязывают. Строили три дня, на четвертый отплыли. Плывут день, второй – море спокойно. На третий день поднялась на море страшная буря.

Принцессы, как птички, прижались друг к другу на самой середине плота. Братья же в это время пытались удержать плот, чтобы он не перевернулся. Вдруг поднялась высокая волна, и из воды показались две русалки. Они протянули рукик девушкам и сказали печально:

Наш отец, морской царь, страшно разгневан. Подарил он нам покрывала на головы из тонкой и лёгкой, как пух, ткани, расшитые жемчугом, и велел ходить в них только на дне морском. Мы же не послушались его, вынырнули на поверхность моря, и ветер унёс покрывала. Теперь батюшка гневается, поэтому и на море буря.

Тогда старшая сестра сказала:

Я вытку вам покрывала взамен этих, только попросите морского царя успокоить море и помочь нам добраться до берега.

И она поплыла вместе с русалочками к морскому царю. Как узнал морской царь, что появилась в подводном царстве такая мастерица, вмиг успокоил волны. Ей же выдал всё необходимое, и стала старшая сестра работать. Выткала она покрывала, тонкие и лёгкие, как пух, вышила их белым и розовым жемчугом. Поглядел царь на покрывала и сказал:

Хороша мастерица, выткала покрывала ещё лучше прежних. В благодарность за работу дарю тебе вот эту жемчужину. Она поможет развеять злые чары. Отправляйся теперь к своим родным.

Подняли русалочки принцессу на поверхность, и, как только поднялась она на плот, подул лёгкий ветерок и погнал плот к берегу.

Оказались дети в чудесном зелёном краю. Там на берегу моря стоял замок злого колдуна, который похитил их мать.

Подошли дети к воротам замка – ворота открылись. Вошли они в замок и поднялись на самую верхнюю башню. Здесь в маленькой комнате увидели они свою мать. Но она не узнала их, а продолжала грустно глядеть из окнана море.

Милая матушка! - закричали дети и бросились обнимать её. Но она сидела, не шевелясь и не глядя на них.

В этот час загрохотал гром, сверкнула молния – и в комнате появился злой колдун. Все трое братьев бросились на него, но колдун отбросил их прочь одним движением руки.

Тогда старшая сестра снялас шеи цепочку с жемчужиной, которую подарил ей морской царь, подбежала к матери и надела ей на шею. В тот же миг лишился злодей своих колдовских сил, обернулся пауком и уполз в щель.

Подбежали дети к матери,обняли её, и королева очнулась от колдовских чар, обняла и поцеловала своих детей.

Заплакала королева от радости, и упала слеза на лицо младшей дочери. И сейчас же к девочке вернулся голос, и она запела от счастья.

Долог был путь домой, но не труден, потому что были они теперь все вместе.

А когда вернулись они в королевство, народ устроил прекрасный праздник в честь возвращения королевы и её детей.

Скарлетт – самая знаменитая кошка в Америке, да и, пожалуй, во всем мире. О ее героизме, преданности и материнской любви написаны книги, сняты фильмы, и в честь нее учреждена специальная награда Scarlett Award for Animal Heroism. С 1996 года эта награда присуждается животным, отмеченным в героических поступках и самопожертвовании при спасении других животных или людей. Также Скарлетт получила еще при жизни множество наград за храбрость, в частности, от британского Королевского общества против жестокости к животным.

Но суть не в этом. Скарлетт – это не просто кошка. Это мама с большой буквы. Ее отвага, материнская любовь и преданность думаю заставят задуматься каждого.

30 марта 1996 года в заброшенном бруклинском гараже в Нью-Йорке начался пожар. Пожарные прибыли на место достаточно быстро, и во время тушения один из пожарных – Дэвид Джианелли – заметил бездомную кошку, которая раз за разом возвращалась в охваченный пламенем гараж, вытаскивая по одному своих новорожденных котят. Несмотря на ожоги глаз, сильно обгоревшие уши и мордочку, она вынесла из горящего помещения всех своих котят – причем, поскольку кошка могла выносить их только по одному, ей пришлось возвращаться в пылающий, пропитанный густым дымом гараж, пять раз.


У кошки уже были сожжены лапы, повреждены уши, опалена морда и от огня пузырились глаза, однако только после того, как она вытащила из огня последнего, пятого своего котенка, ткнулась мордой в каждого, чтобы убедиться, что все спасены, потеряла сознание.

Один, самый слабый из пяти выживших котят, скончался через месяц после пожара.

Дэвид Джианелли отвез кошку с котятами в ветеринарный госпиталь при Лиге защиты животных Северного берега (North Shore Animal League), где героической матери сразу провели курс интенсивной терапии, поместив в кислородную камеру. Три месяца потребовалось на почти полную реабилитацию Скарлетт (это имя кошке дали в Лиге защиты животных), однако профилактическое лечение требовалось животному всю оставшуюся жизнь (к примеру, специальный крем для глаз ей необходимо было наносить трижды в день).

История о героической кошке вскоре разнеслась по всему миру, звонки с предложением помощи поступали из Японии, Нидерландов и Южной Африки, американцы присылали на ее имя открытки ко Дню матери. В Лигу защиты животных поступило более 7000 заявок от желающих усыновить Скарлетт и ее котят.

Четырех котят парами приняли две семьи из Long Island, а Скарлетт усыновила Керэн Веллен. В своем письме в Лигу госпожа Керэн сообщила, что недавно потеряла свою любимую кошку в автомобильной аварии, и теперь хотела бы принять в дом только такое животное, которое нуждается в постоянном лечении, заботе и специальных условиях.

Получив однажды от ветеринаров Лиги вердикт о том, что надежды на улучшение здоровья нет, Керэн вынуждена была принять очень тяжелое решение. Скарлетт пришлось усыпить. Каждый владелец животного, сталкивавшийся с подобной ситуацией, знает, какое это горькое решение.

Скарлетт счастливо прожила в доме любящей Керэн более 10 лет. В конце жизни – считают, что кошке было уже больше 13 лет, – Скарлетт страдала от разных болезней – почечная недостаточность, шумы в сердце, лимфома и другие недуги.

Тема материнской любви в русской литературе.

«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.)

Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними общими чертами. Их мы и рассмотрим.

Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее – все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества (мы помним, каким был Митрофан), а потому что это её сын.

В «Горе от ума» (1824г.) у Грибоедова мать появляется только в одном эпизоде. Суетливая княгиня Тугоуховская с не менее суетливыми шестью княгинями приехали к Фамусову. Суета эта связана с поисками жениха. Грибоедов рисует сцену их поисков ярко и смешно, и в русской литературе такое изображение матери впоследствии станет популярным, особенно в пьесах Островского. Это и Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтемся», и Огудалова в «Бесприданнице». В этом случае сложно говорить о любви матери к дочке, так как она оттесняется на второй план заботами о замужестве, поэтому мы снова вернемся к теме материнской любви к сыну.

В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

В произведении Гончарова «Обломов» мы сталкиваемся с двумя противоположными по складу характера и образу жизни героями. Обломов ленивый, ничем не занимающийся, не приспобленный к деятельности человек, но, как сам говорит про него лучший друг, «это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало…», сам Штольц необыкновенно деятельный и энергичный человек, он все знает, все умеет, все время чему-то учится, но духовно неразвитый. И Гончаров в главе «Сон Обломова» дает нам ответ на вопрос, как же так вышло. Оказывается, что они воспитывались в разных семьях, и если в воспитании Обломова основное участие принимала мать, для которой в первую очередь важно, чтобы ребенку было хорошо и ничто ему не угрожало, то за воспитание Штольца взялся отец. Немец по происхождению, он в строгой дисциплине держал своего сына, мать Штольца ничем не отличалась от матери Обломова, она также переживала за своего сына и старалась принимть участие в его воспитании, но эту роль взял на себя отец, и мы получили чопорного, но живого Андрея Штольца и ленивого, но душевного Обломова.

Необыкновенно трогательно изображен образ матери и её любовь в романе Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, на протяжении всего романа пытается устроить счастье своего сына, пытается помочь ему, жертвуя ради него даже Дуней. Она любит свою дочь, но сильнее любит Родиона, и просьбу сына никому не верить, чтобы о нем не говорили, она выполняет. Своим сердцем она чувствовала, что сын натворил что-то страшное, но она не упускала возможности, чтобы лишний раз не сказать даже прохожему, что Родион - прекрасный человек, и начинала рассказывать, как он спасал детей из пожара. Веру в сына она не теряла до последнего, и как тяжело давалась ей эта разлука, как страдала она не получая известия о сыне, читала его статью, ничего не понимала и гордилась своим сыном, ведь это его статья, его мысли, и они опубликованы, а это еще один повод, чтобы оправдать сына.

Говоря о материнской любви, хочется сказать и о ее отсутствии. Константин из «Чайки» Чехова пишет пьесы, «ищет новые формы», влюблен в девушку, и она отвечает ему взаимностью, но он страдает от недостатка материнской любви и гадает на мать: «любит, не любит». Он сожалеет, что его мать известная актриса, а не обычная женщина. И с грустью вспоминает свое детство. При этом нельзя сказать, что Константин безразличен матери. Аркадина приходит в ужас и волнуется за сына, когда узнает, что он пытался застрелиться, лично накладывает ему повязку и просит, чтобы он больше так не делал. Эта женщина предпочла карьеру воспитанию сына, а без материнской любви человеку тяжело, чему яркий пример Костя, который в итоге застрелился.

На примере вышеперечисленных произведений, образов и героев мы можем сделать вывод, что мать и материнская любовь в русской литературе - это прежде всего ласка, забота и безотчетная любовь к ребенку, не смотря ни на что. Это тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии, и если этот человек отсутствует, то герой уже не станет гармоничной личностью.

Используемая литература.

1. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».//М., ОГИЗ, 1948.

4. А.Н. Островский. Драматургия.//М., ОЛИМП, 2001.

5. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».//Полн. Собр. соч.: В 10 т. М., Правда, 1981. Т.5.

6. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».//У-Фактория, Ект., 2002.

7. И.А. Гончаров «Обломов».//Собр. соч.: М., Правда, 1952.

8. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».//Худ. Лит., М., 1971.

9. А.П. Чехов «Чайка». Собр. соч.: В 6 т. М., 1955. Т. 1.



Материнский капитал