Святая елена равноапостольная. Святые елены

Не просто образ, изображенный на иконе. Когда я обращаюсь к лику с молитвами, то чувствую необыкновенную энергетику. Она дает мне необычайный заряд сил и энергии, помогает в исполнении самых сокровенных желаний. Я расскажу вам, в чем она помогает и как «работает».

Значение иконы Святой Елены: в чем она помогает

Икона Святой Елены помогает каждому, кто обращается к ней с искренними молитвами. Всякий, кто попросит о помощи, может найти спасение и усилить свою веру. Но при условии, что человек почитает Бога, следует его заповедям и несет свою веру в мир.

На иконе Елены святая изображена с младенцем, ее сыном. Оба персонажа держат в руках религиозный символ христианства - православный крест. В контексте данной иконы он символизирует поддержку и дарует помощь каждому человеку, который готов поддержать христианство, нести веру в Бога в своем сердце и полагаться на божественную волю, несмотря ни на что.

С какими просьбами верующие обращаются к иконе, чтобы получить помощь и божье благословение:

  1. В тяжелой финансовой ситуации, чтобы решить материальные проблемы и настроиться на волну изобилия, благополучия. Также в ситуациях, когда деньги срочно нужны, но нет возможностей, чтобы их получить или заработать (например, при серьезной болезни или при сборе денег на операции).
  2. Чтобы заручиться поддержкой и благословением перед началом какого-то сложного дела. Особенно, если человек не понимает, какое решение ему нужно принять, в каком направлении начать двигаться, совершать действия. Можно попросить в такой ситуации послать знак свыше, который и укажет верный путь.
  3. При застое в карьере, проблемах в бизнесе или на службе. Бывает, что человек прилагает множество усилий, но никакого продвижения в делах нет. В данном случае он может попросить помощи, чтобы его труды достойно вознаграждались.
  4. Политики - это тоже «целевая аудитория» иконы. Они могут просить успеха в своей политической карьере. Но лишь при условии, что цель их работы - улучшить жизнь масс людей к лучшему, усовершенствовать текущую политическую ситуацию. Если они идут в политику ради наживы и своих корыстных целей, о помощи у иконы просить не стоит.
  5. Святая Елена также покровительствует семьям и семейным ценностям. Поэтому к ней обращаются, когда нужна помощь в сохранении любви между супругами, в решении сложных брачных ситуаций.
  6. Молиться можно с просьбами исцелить бесплодие, послать здоровых детей. Также можно попросить о том, чтобы ребенок рос воспитанным, послушным, спокойным, чтобы не конфликтовал со своими родителями.
  7. Считается, что образ Святой Елены также покровительствует сельскому хозяйству, поэтому она помогает всем, кто занимается трудом на земле. Можно просить об увеличении урожая, плодородии, просить избавить от засухи и неблагоприятных климатических условий.
  8. Если человек страдает от какого-то заболевания, он может молиться об исцелении. Но не стоит забывать, что здоровье физического тела неразрывно связано и со здоровьем души, поэтому за ее чистотой следует следить, как и за своей нравственностью.

Текст молитвы, с которой можно обратиться к Святой Елене, следующий:

Посмотрите видео по теме:

Святая Елена в православии

Елена Равноапостольная - это константинопольская царица, которая прославилась тем, что вела активную деятельность по распространению христианства на земле. Благодаря ей удалось найти и сохранить великие иерусалимские святыни, в числе которых - Животворящий крест, Гроб Господень, а также многие другие святые реликвии.

В настоящий момент не удалось найти точных сведений о том, когда была рождена царица Елена. Но некоторые факты об ее жизнеописании историкам удалось найти. Вот несколько их них:

  1. Царица Елена в начале своего духовного пути просто помогала отцу. Она кормила и поила путников, которые останавливались в его трактире посреди долгой дороги. Именно там состоялось ее судьбоносное знакомство с будущим правителем Запада - Максимианом Геркулием. Несмотря на то, что она не отличалась благородным происхождением, он взял ее в жены, влюбившись с первого взгляда.
  2. В будущем равноапостольная царица Елена стала матерью великого правителя и императора Константина. Именно он принес в Римскую империю христианство и сделал его государственной религией.
  3. После восемнадцатилетия сына Елену разлучили с мужем политические распри. Историки полагают, что с этого момента супруги более не виделись. Тем более, что тогдашний император настоял на разводе. Мать смирилась с такой участью и отдала свою жизнь служению сыну.
  4. Сама Елена стала христианкой в достаточно пожилом возрасте - ей на тот момент исполнилось уже 60 лет.
  5. В преклонных годах Елена совершила паломничество в Иерусалим. На протяжении всего своего пути она вела миссионерскую деятельность - занималась благотворительностью, помогала страждущим и исцеляла больных.
  6. Смерть настигла Елену в 80 лет, когда царица скончалась в Палестине, рядом со своим сыном, который долго оплакивал гибель матери.

Елена прославилась тем, что тратила очень много сил и энергии на то, чтобы возродить и сделать известными палестинские святые места. Она жертвовала большие деньги на то, чтобы накормить бедняков и нищих. Сама трудилась, не покладая рук, в самой простой одежде, чтобы помочь всем, кто в этом нуждается.

А самый важный момент, который отмечают в православии - то, что именно Елена нашла Животворящий Крест и прислала его в Рим.

Многое пришлось перенести Елене - и разлуку с мужем, и смерти близких людей, в том числе горячо любимого внука, и множество унижений. Но она с честью выдержала все испытания, сделав огромный вклад в развитие и пропаганду христианства, за что и была причислена к лику святых.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Церковная история знает всего нескольких женщин, которые смогли удостоиться звания «равноапостольная» - это св. Нина, св. Мария Магдалина, мученицы Апфия и Фекла, русская княгиня Ольга, а также Елена, которой удалось много сделать во славу Божию. На иконе святая Елена часто изображается возле Креста Господня, рядом со своим сыном - императором Константином.

Жизнь этой женщины полна непростых решений, сведения о Елене сохранились благодаря многочисленным историкам. Дошли до нашего времени и святыни того времени, связанные с ее именем.


История святой Елены

Скромная Елена была трудолюбива, хотя выросла не в бедности. Ее родной город Дрепан ныне является частью Турции. Она прислуживала путникам. Девушка вышла замуж за Флавия Констанция - будущего императора Рима. Но в то время вряд ли кто-то мог это предположить. Сын Константин у пары родился в 272 г.

В результате политических интриг Елене пришлось оставить своего любимого супруга. Благодаря этому поступку, он вступил в выгодный брак, который позволил ему начать серьезную политическую карьеру. Будучи еще достаточно молодой, Елена перебралась в Германию, где была резиденция ее сына.

Взойдя на престол, сын сделал мать августой - по сути, равной себе императрицей, которая даже выпускала свою монету. Историки подтверждают, что Константин очень уважал Елену и доверял ей. Сделалась христианской она уже в пожилом возрасте (женщине было 60). Несмотря на это, на иконах святая царица Елена часто изображается цветущей молодой женщиной. Сделано это, чтобы символически передать мощь преображения человеческой души, которая не знает возраста.


Значение святого образа

Благодаря царскому положению, сохранились прижизненные портреты святой, которые делались на монетах. В музее хранится статуя, изображающая Елену в несколько идеализированном виде. Но так было принято, поскольку императоры считались потомками богов, и люди должны были их почитать - кто же захочет обожествлять некрасивую немолодую царицу? Скоро, однако, положение изменилось - сам император стал христианином и сделал свою религию официальной.

Иконы святой равноапостольной Елены появились уже спустя несколько столетий после ее кончины. Византийские мастера довольно точно передавали царские одеяния: широкий расшитый ворот, подол, украшенный камнями, поручи, корона. Все это указывает не только на царское положение при жизни, но и высокую честь, которой Господь удостаивает праведников в Царстве вечном.

Редко древними мастерами царица изображалась одна - рядом с ней обычно находится сын - опора, помощник, соратник во всех благих делах. Без единодушия в семье ни одно святое дело невозможно - не в этом ли значение подобной композиции? А дело было сделано великое - Елена нашла Честной Животворящий крест, не имея представления о том, где и как будет искать. Но Господь устраивает все, если у человека есть решимость. Об этом тоже должна напоминать икона святой Елены.

Традиционная композиция иконы:

  • св. Константин стоит слева, св. Елена справа;
  • между ними высокий крест 5 или 8-конечный;
  • на головах у обоих короны;
  • жесты могут быть разными - иногда царица держит в руках гвозди.

Современная иконография отличается большим разнообразием, чаще всего святая изображается одна, в правой руке держит крест - символ страданий, также он напоминает о подвиге царицы. Левая рука может быть открыта, либо направлена ко кресту, напоминая, что каждый в своей жизни должен выполнить определенное дело для Господа - таково богословское значение иконы св. Елены. В 10 в. изображение царственных святых становилось сюжетом для росписей храмов, триптихов, иконостасов.

В России почитание святой началось сразу после принятия христианства. Княгиня Ольга приняла в крещении ее имя. Соборы в Новгороде и Киеве хранят изображения в византийской традиции (святая с сыном у креста). Большое почитание икона св. Елены имела у русских царей - это подчеркивало преемственность власти христианских самодержцев. Особых почестей святые удостоились при царе Алексее Михайловиче.

Редко, но встречались и житийные иконы, включающие клейма:

  • сон императора Константина (видение креста);
  • победа в сражении;
  • крещение св. Константина;
  • поездка св. Елены в Иерусалим;
  • обретение Креста и воскрешение умершего;
  • нахождение гвоздей Христа.

В чем помогает икона св. Елены

Будучи уже старой (даже по современным меркам) царица увидела необычный сон. В нем ей было дано поручение очистить Святую Землю от языческих капищ.

Получив поддержку от императора, женщина тронулась в путь. Результатом грандиозного путешествия стало обретение Креста Господня, также гвоздей, которыми были пробиты Его руки. Храм Гроба Господня основала именно св. Елена. Что мешало ей наслаждаться покойной жизнью в роскоши и почитании? Зачем придавать значение какому-то сну? Царица поступила так по велению совести, голос которой заглушен у многих современных людей.

Значение иконы Святой Елены - напоминать о том, что вера важней преходящей славы, комфорта, иногда даже здравого смысла. Расстояние от Рима до Вечного города - более 2 тыс. км. Легко ли было пожилой женщине преодолеть его, даже с помощью слуг? Как она рассчитывала найти святые места, связанные со Страстями Господа, если с того времени прошло уже 3 столетия? Только молитва и вера могли поддержать в таком сложнейшем деле.

Все возможно с Богом - святая основала множество храмов по всей Святой Земле, раздавала милостыню, кормила голодных, одаривала бедняков. На обратном пути на Кипре ей были основаны монастыри, действующие по сей день. Скончалась св. Елена в преклонном возрасте около 328 г. Интересно, что мощи святой были украдены из Рима и сегодня покоятся во Франции (парижская церковь Сен-Ле-Сен-Жиль). Там можно получить исцеление от телесных недугов.

Сегодняшние христиане верят, что икона святой Елены помогает:

  • в любом трудном начинании;
  • обретении крепкой веры;
  • получении выздоровления от болезней;
  • помощи в политической компании;
  • тем, кто находится на высокой должности.

Поможет молитвами равноапостольная Елена тем, кто возводит новые храмы или борется с ересями. Православная молитва содержит обращение и к царице, и к ее сыну, который тоже был прославлен как святой.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание

Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.

Икона святой Елены - что нужно знать

Преподобная Елена Сербская, королева - моя небесная покровительница. День памяти 12 ноября.

Православная энциклопедия утверждает, что она была католичкой . На всех остальных сайтах более логичное повествование: перед замужеством с сербским королем Стефаном Уроша I Неманичем, прп.Елена приняла православие.

Преподобная Елена происходила из французского королевского рода. Приняв Православие, она вышла замуж за короля Сербии Стефана Уроша I Неманича, родила и воспитала святых благоверных Милутина и Драгутина. Будучи королевой, Елена прославилась своими добрыми делами: примирением междоусобных распрей, призрением сирот, богатыми вкладами в монастыри Святой Земли, Святой Горы, Синая и Сербии. После смерти своего супруга, Елена всю себя посвятила подвигам благочестия: благотворила сиротам, жертвовала на монастыри и строила новые церкви, заботилась о любви и согласии своих сыновей, заботилась о защите и просвещении своего народа. Перед смертью королева Елена в церкви Святителя Николая в Скадре приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Скончалась она 8 февраля 1314 года в своем царском дворе в Брняцах.


Равноапостольная Ольга (в крещении Елена), великая княгиня Российская. День памяти 24 июля.

Праматерью русских святых, которых более 50, называют великую княгиню Ольгу, равноапостольную. Именно она первая на Руси приняла христианство по греческому обряду и способствовала распространению христианской религии на Земле Русской. Древние предания называют Ольгу хитрой, история - мудрой, а Церковь - святой. Удивительна судьба этой поистине великой женщины - любящей жены, мудрой княгини и первой русской христианки. Преподобный Нестор Летописец так именует ее в «Повести временных лет»: «Предтекучая христианской земли, аки денница пред солнцем и аки заря пред светом».

Житие благоверной княгини Ольги в Четьи Минеи .

В миру – Елена Васильевна Мантурова, сестра Михаила Васильевича Мантурова, ближайшего друга и ученика преп. Серафима Саровского. Прп. Елена по обету, данному Пресвятой Богородицы ушла в монастырь, где находилась в послушании у прп. Серафима Саровского. По его благословению она стала начальницей Мельничной обители и про его же благословению умерла за своего брата. Прожила она в обители до 27 лет. Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Провидя момент кончины преподобной духом, батюшка Серафим посылал всех в Дивеево: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу!» В сороковой день по её кончине отец Серафим предсказал, что «со временем её мощи будут почивать открыто в обители».

Родилась в 1874 году. О жизни ее мы знаем совсем мало. Известно, что 17 сентября 1943 года она приняла мученическую кончину, пострадав за Христа от рук богоборческой власти. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года мученица Елена была причислена к лику святых. Ее память так же празднуется 8 февраля в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

в миру Елена Васильевна Асташкина – родилась в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии в 1878 (по некоторым данным 1882) году в крестьянской семье. Семья жила в достатке, но излишеств не знали. С молодых лет Елена искала иноческого подвига и в 1895 году, с благословения родителей, она ушла в монастырь и стала послушницей Покровского Шиханского монастыря в Городищенском уезде Пензенской губернии. Долгое время она жила при монастыре на испытании, проходя разные послушания, и лишь в 1913 году указом Духовной Консистории была определена в число сестер монастыря. Через некоторое время матушка Елена была переведена в Казанский Мокшанский монастырь. После разгона этой обители в 1917 году она вернулась в село, в котором родилась. У нее появился свой дом, и она самостоятельно вела хозяйство, но продолжала иноческое житие и жила в девичестве.
В 1932 году матушка Елена перебралась в село Шадым Ковлкинского района Мордовской АССР. Заветной ее мечтой было, чтобы в храмах возобновилась служба, чтобы в них звучало церковное пение. Она поддерживала дружеские отношения с бывшими насельницами закрытых монастырей, знала многих священников.
В 1937 году монахиню Елену (Асташкину) арестовали и обвинили в том, что она «активная участница контрреволюционной церковно-монархической организации» и в том, что она «проводила пораженческую и антиколхозную агитацию». Виновной себя она не признала, на допросах говорила только о том, что она православная христианка и стремится жить согласно иноческим обетам. 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила монахиню Елену к высшей мере наказания. 10 августа приговор был приведен в исполнение через расстрел. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году монахиня Елена (Асташкина) была причислена к лику святых. Память так же 8 февраля в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

Святая мученица Елена, дочь святого апостола из 70-и Алфея. День памяти 8 июня.
За смелое исповедание веры Христовой она была до смерти побита камнями. На иконе собор Святых Елен изображена второй слева.

Преподобная Елена Московская (Девочкина). День памяти в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых.
(Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина; † 18 ноября 1547) - первая игуменья московского Новодевичьего монастыря, схимница. На иконе собор Святых Елен изображена крайней справа.
О святой сохранилось мало информации .

Святая равноапостольная царица Елена (Флавия Юлия Елена Августа) родилась около 250 года в маленьком посёлке Дрепана в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии). В начале 270-х годов она стала женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей Констанция Хлора, ставшего впоследствии правителем (цезарем) Запада. 27 февраля 272 года в городе Наисс Елена родила сына – Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. Прославилась она своей деятельностью по распространению христианства. В 326 г., уже будучи преклонных лет, она отправилась путешествовать по Святой Земле. Там разрушила она идольские капища, построенные на освященных Христом местах, построив вместо них христианские храмы, открыла много мощей разных святых, и в ходе проведёнными ею раскопками в Иерусалиме были обретены Гроб Господень, Святой Животворящий Крест Христов и другие реликвии Страстей.

Преподобомученица Елена (Коробкова). День памяти 25 мая (7 июня) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Преподобномученица Елена родилась в 1879 года в деревне Малеево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Петра Коробкова, впоследствии служившего приказчиком в английском магазине в Санкт-Петербурге, и в крещении была наречена Елизаветой. Отец умер, когда Елизавете было четырнадцать лет, и она жила в деревне с матерью. К этому времени Елизавета окончила сельскую школу и, когда ей исполнилось двадцать четыре года, поступила в один из монастырей Московской губернии, где находилась до его закрытия во время наступивших при советской власти гонений на Русскую Православную Церковь; здесь она приняла монашеский постриг с именем Елена. После закрытия монастыря она поселилась при Троицкой церкви в городе Сходня Солнечногорского района Московской области, где пела на клиросе и занималась рукоделием, зарабатывая на жизнь шитьем одеял.
В 1937 году стали арестовываться не только священнослужители, но и активные прихожане. Вместе с такой группой прихожан была арестована и монахиня Елена. В справке на арест ей ставилось в вину, что она «распространяет среди верующих церковную литературу, так называемые духовные Троицкие листки… церковно контрреволюционно настроена и до сих пор своей контрреволюционной церковной деятельности не бросает».
Монахиня Елена была арестована 29 октября 1937 года и заключена в камеру при районном отделении НКВД в Солнечногорске. На допросе следователь спросил ее:
– Вы, будучи знакомы с церковниками… и монахинями, друг у друга собирались, обсуждали против советской власти вопросы, вели контрреволюционную деятельность?
– Бывать я бывала у верующих и церковников, – ответила монахиня, – но вопросов против советской власти мы не обсуждали, и контрреволюционной деятельности я не вела.
На этом допросы были закончены, и монахиня Елена была переведена в Таганскую тюрьму в Москве; 15 ноября 1937 году тройка при УНКВД по Московской области приговорила ее к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Монахиня Елена (Коробкова) скончалась в заключении 7 июня 1938 года и была погребена в безвестной могиле.

(“Ипомони” – (греч. Υπομονή) – “терпение”)

Святая Ипомони, в миру Елена Драгаш, супруга Мануила II Палеолога, “Елена Палеолог во Христе Боге августа и императрица Ромейская”, была дочерью Константина Драгаша, одного из многочисленных наследников великого сербского короля Стефана Душана. Таким образом, она происходила из благословенного царского рода. Среди ее предков есть и святые: Стефан Немания, сербский король и ктитор святого монастыря Хиландариу Горы Афон (преподобного Симеона Мироточивого). Константин Драгаш стал правителем современной болгарской части северо-восточной Македонии, области, располагающейся между реками Аксиос и Стримон. Рождение Елены (1450г) датируется годами незадолго после смерти Душана. Ее воспитание, образование и обучение были проникнуты всем тем, что предписывали высокие византийские идеалы, поскольку сербы испытали сильное влияние византийской культуры. Елена в большей степени отождествляла себя именно с византийским национальным самосознанием и культурой. Всеми своими чувствами и существом она тянулась к Византии, августой и императрицей которой ей предстояло стать, несмотря на свое сербское происхождение.

Более того, с молоком матери она впитала традиционную в ее семье твердую православную веру. И эта вера будет направлять, просвещать и вдохновлять святую в ее непростой жизни, полной скорбей и испытаний.

Ц арица Елена, мать Константина Великого, была дочерью содержателя гостиницы. За красивую наружность и высокие душевные качества император Констанций Хлор, будучи еще военачальником, избрал ее себе в супруги. Долго они жили счастливо, но потом политические обстоятельства стали причиной семейного несчастья Елены. Император Диоклетиан и соправитель его - Максимиан Геркул, оставив престол, разделили империю между четырьмя соправителями, которых они желали соединить друг с другом родственными узами. Вследствие этого Констанцию Хлору, одному из новых властителей, несмотря на то, что он уже был женат, предложена была новая супруга, из царского рода - падчерица оставившего царство императора Максимиана.

Из опасения потерять власть Констанций не противился, и Елена была принесена в жертву расчетам политики и удалена от двора. С потерей любимого супруга она должна была разлучиться и с единственным сыном, одиннадцатилетним Константином, взятым ко двору Диоклетиана на Восток. После этого пятнадцать лет провела Елена в глубоком уединении. Несчастие быть лишенной радостей семейных и расположило ее душу к принятию Христова учения, столь отрадного для всех обремененных тяжким горем.

С воцарением сына своего Елена снова является при дворе. Здесь она пользуется императорскими почестями и приобретает влияние на Константина. Не вмешиваясь в политику, Елена всецело посвящает себя добрым делам. Царица проявила себя как усердная покровительница церкви, горячая ревнительница христианской святыни и благодетельница неимущих и страждущих.

Уже в глубокой старости Елена, по просьбе сына своего Константина, отправилась из Рима в Иерусалим, с целью найти святой крест, на котором распят был Господь. С усердием поспешила она на восток и с царской заботливостью обозревала святую землю и другие восточные провинции, города и селения. Трудно было представить себе что-нибудь печальнее и безотраднее, чем страны, дарованные некогда Аврааму и его потомкам как земной рай. В таком жалком состоянии оставило их последнее римское завоевание. На развалинах города Давидова построен был новый город, повсюду украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения. На том самом месте, где прежде находился храм Соломона, теперь возвышался языческий храм; места, освященные рождением и смертью Спасителя, были также осквернены языческими капищами. Блаженная Елена ревностно озаботилась очищением святых мест и приведением их в надлежащее устройство. Бывший в то время в Иерусалиме епископ Макарий принял царицу с подобающей честью и много помогал в ее благочестивой деятельности.

Первым желанием Елены, по прибытии в Иерусалим, было посетить гробницу Спасителя. «Пойдем, - говорила она, - почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но к великому ее удивлению, никто не мог с точностью указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Христос. Мало-помалу и сами христиане перестали посещать гробницу Спасителя, из опасения оказать какое-либо почтение предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Кроме того, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, а также пожаров и опустошений, даже само расположение города сильно изменилось.

Но Елена не отступала перед такими препятствиями. Образованнейшие из христиан и иудеев по просьбе царицы и в ее личном присутствии произвели расследование и поиск места страданий Христа. Рассказывают, большие услуги оказал один иудей, наследовавший от предков тайну о святых местах христианских. Этот иудей и подсказал, где можно найти крест Господень.

Когда место было определено, Елена, во главе работников и воинов, поспешила туда и приказала копать почву. Работа представляла большие затруднения, так как нужно было разрушить немалое количество построек, возвышавшихся на Голгофском холме и его окрестностях. Но Елена имела от Константина повеление не отступать перед препятствиями и не щадить никаких издержек. Наконец, в глубине холма найдены были три деревянных креста, сохранившиеся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что кресты эти были орудиями казни Господа и двух разбойников, с Ним распятых. Но на котором из трех крестов пострадал Христос Спаситель?

В это время, случилось, несли мимо одного человека на погребение. Епископ Макарий, исполненный твердой веры, тотчас велел похоронной процессии остановиться и положить тело умершего около найденных крестов. Тогда все присутствовавшие, царица и сам епископ пали на колени. Макарий, возведя очи к небу, произнес: «Господи, совершивший спасение рода человеческого чрез страдания единородного Сына Своего на кресте и внушивший смиренной рабе Твоей искать священное древо, орудие нашего спасения, - ныне Сам Господи, укажи нам тот крест, который послужил к вечной славе единородного Твоего Сына: подай, милосердый Господи, жизнь сему рабу Твоему, когда его коснется священное и спасительное древо!» После этого начали поочередно возлагать на мертвеца кресты, и как только возложили на него истинный крест Христов, умерший тотчас встал.

Когда Господь засвидетельствовал этим чудом Свой крест, Елена, преисполненная радости и одновременно страха, поспешно приблизилась к священному древу. С чувством глубочайшего благоговения преклонилась она пред святыней. То же сделал весь двор царский, бывший с нею. И всем присутствовавшим хотелось видеть крест Христов, но, вследствие большой тесноты, очень многие не могли подойти к нему; они начали просить, чтобы им дозволено было хоть издалека взглянуть на орудие казни Христа. Тогда епископ Макарий стал на самом высоком месте, воздвиг перед народом честный крест, поднимая и опуская, чтобы всякий мог поклониться ему. Весь народ благоговейно воскликнул: «Господи помилуй!» В память этого события установлено было впоследствии Церковью празднество Воздвижения честного Креста, совершаемое 14 (27) сентября.

Между тем Константин, которого Елена немедленно известила об открытии креста Господня, с неописуемой радостью принял это известие. Император тотчас написал письмо Иерусалимскому епископу, прося его озаботиться устройством церкви на том месте, где найден был животворящий крест, и предоставляя для этого в его распоряжение все сокровища империи. Там вырос храм во имя Воскресения Христа. Кроме того, Елена начала возводить и другие церкви - над пещерой Вифлеемской, где родился Спаситель, на горе Елеонской, откуда Он вознесся на небо, в Гефсимании, где было успение Богородицы. Устроив в разных местах Палестины множество храмов, снабдив их священными принадлежностями и украсив, Елена возвратилась в Константинополь, взяв с собою часть животворящего креста и найденные вместе с крестом гвозди, которыми пригвождено было тело Господа.

Узнав о возвращении матери, Константин немедленно выехал ей навстречу. Свидание их было самое трогательное. Любовь, которую Константин всегда чувствовал к матери своей, казалось, еще более усилилась после описанных событий. Войскам и всем гражданам империи повелено было называть Елену самыми почетными именами, какими принято было тогда именовать только царствующих особ. Ее изображение было выбито на монетах. Но недолго после этого прожила еще Елена.

Почувствовав приближение смерти, она преподала Константину и сыну его, своему внуку Констанцию, советы и благословения: увещевала их управлять народом справедливо, делать добро, не превозноситься, а служить Господу со страхом и трепетом. Царица умерла в возрасте около восьмидесяти лет, на руках сына и внука, окруженная любовью и уважением всех христиан. Погребение ее совершено было с великой пышностью.


Церковь причла царицу Елену к лику святых и наименовала равноапостольною. Празднование ее памяти установлено в один день с чествованием святого Константина 21 мая (3 июня).

Святые покровители носящих имя Елена

Святая равноапостольная царица Елена
День памяти святой равноапостольной царицы Елены совершается дважды в году: 6/19 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста) и 21 мая/3 июня.
Святая царица Елена причислена к лику равноапостольных за ее неоценимые заслуги в открытии в Иерусалиме святых мест, связанных с последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Благодаря ей и ее сыну христианство стало одной из основных религией в мире. К ней прибегают с просьбой о помощи в исцелениях. Когда царица Елена изображается вместе со своим сыном, царем Константином, к ним в молитве обращаются за помощью в делах политики, бизнесмены, руководители различного уровня, а также те, кто испытывает материальные трудности.
Елена Дивеевская (Мантурова), преподобная Святая Елена Дивеевская родилась в 1805 году. Вместе с братом она жила в их родовом имении, которое находилось в селе Нуча Нижегородской губернии. Она была девушкой веселой, любила светские развлечения и мечтала о замужестве.

Ее брат, Михаил Васильевич, был намного старше сестры. Однажды он заболел. Желание излечиться привело его к преподобному Серафиму Саровскому. От старца мужчина вышел здоровым и полным сил. Тем временем, Елена Васильевна, путешествуя, оставалась она без слуг в карете. Вдруг она увидела над собой страшного змея. В испуге она взмолилась и пообещала Богородице уйти в монастырь за свое спасение. Чудовище в тот же момент исчезло. Святая Елена решила выполнить свой обет. За советом семнадцатилетняя девушка обратилась к преподобному Серафиму Саровскому. Но в первый день и все последующие, когда она снова к нему приходила, он ей отвечал, что она замуж выйдет, не надо ей в монастырь. На самом деле старец ее испытывал. Елена Васильевна сильно переменилась за это время, она стала серьезной и вдумчивой. Прошло три года, наконец, святой Серафим сказал ей, что скоро она станет невестой, как он и обещал, но невестой Господа.

Святая Елена стала послушницей в возрасте 20 лет и семь лет прожила в Казанской общине. Преподобный Серафим назначил ее церковницей и ризничей. В монастыре она много работала и молилась. Она всегда помогала людям, но делала это тайно. Брат Елены Васильевны продал имение, купил землю, на которой стали строить храм, но снова заболел. Отец Серафим рассказал об этом святой Елене Дивеевской: «Умереть ему надо, а он нужен для обители, прими послушание, умри ты за него». Так и случилось. Перед кончиной святая рассказала о прекрасном видении. Богородица показала ей обитель Небесного Дивеева, которое было красоты необыкновенной.

Елена, мученица, дочь ап. Алфея


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 26 мая/8 июня.

Елена равноапостольная - см.
Ольга (в крещении Елена) равноапостольная, вел. княгиня Российская

День памяти установлен Православной Церковью 11/24 июля.

Первая русская святая. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом. Стала почитаться как святая во время княжения своего внука Владимира - Крестителя Руси. Почитается как покровительница вдов и новообращенных христиан.

Согласно летописям будущая великая княгиня Ольга родом была из Пскова, принадлежала она к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий. Этот род имел как русские, так и варяжские корни. Хельга, в русском произношении Ольга, стала супругой великого князя Киевского Игоря, сына Рюрика. Игорь - первый русский князь, известный по синхронным византийским и западноевропейским источникам. Был убит древлянами (одно из славянских племен), с которых собирал дань.

После смерти супруга княгиня Ольга была вынуждена взять власть над огромным, еще формирующимся государством, в свои руки. В своем правлении показала себя как человек с непреклонной волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.

Елена Сербская, королева, преподобная Она была королевой, пожалуй, одной из самых добрых королев в истории человечества. Щедрость ее не знала границ. Она помогала беднякам и вдовам. Для девочек-сирот она открыла школу, где они жили и учились. Королева поддерживала и строила храмы и церкви, в том числе прекрасный монастырь Градац на берегу реки Брвеника. Она была благочестивой правительницей и прекрасной матерью. Елена - принцесса Анжуйская, родилась во Франции. Став женой Сербского Короля Уроша Первого, она родила двух сыновей и дала им прекрасное воспитание. Подданные любили не только ее саму, но и ее детей, также признанных впоследствии святыми.

Скончалась Елена Сербская в 1314, перед смертью она приняла иночество. Похоронили ее в обители Градац. После этого прошло три года. Монах увидел королеву во сне, где она повелела поднять из земли свои мощи, что и было сделано. Мощи оказались нетленными.



Материнский капитал