Связь географии с другими науками 5. Связь методики обучения географии с другими науками

МЕСТО ГЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Связь географии с другими науками изменялася с течением времени. В далеком прошлом географы-путешественники, которые собирали материалы о природе, населении, хозяйстве новых территорий, содействовали этим формированию ботаники, зоологии, геологии, климатологии, этнографии и др. В итоге усилились обратные влияния и возникли геоморфология, биогеография, историческая география и др. В дальнейшем контакты географии с другими науками все больше расширялись.

В наше время в связи с прогрессирующим усложнением системы научного знания и географии в целом, каждая географическая дисциплина отдельно взаимодействуют с большим количеством разнообразных касательных наук. Общее число таких "контактных" дисциплин, наверное, достигает около ста. Поэтому создать своеобразную модель подобной взаимосвязи практически невозможно.

Какими бы не были взгляды географов, они, однако, всегда испытывали влияние методологических установок, которые производятся в смежных науках. Иногда эти влияния были достаточно конкретизированными. В другие периоды казалось, что географы едва улавливают отголосок идей данного времени, работая в относительной академической изоляции.

В целом можно выделить три источника влияний. Первый из них - это естественные науки, где физика выдвинулась на первое место относительно разработки наиболее убедительной парадигмы научного объяснения. Второй - социология и близкие к ней науки, хотя связь с ними менее определена. Третий - история, которая оказала существенное влияние на мышление географов.

Следует подчеркнуть большую мобильность зоны контакта географии, геологии и биологии, связанную с тем, что экологическая ситуация на Земле постоянно изменяется, а методы её изучения совершенствуются. Поэтому можно в будущем ожидать формирования новых направлений научного поиска.

Природа в пределах географической оболочки Земли организована по меньшей мере на трех уровнях одновременно: комплексном, компонентном и элементарном. О первых двух речь шла выше. Последний - уровень организации самых простых объектов (материальных тел и процессов), из которых в конечном итоге формируется не только вещественная энергетическая основа комплексов и компонентов географической оболочки Земли, но и вообще всех материальных объектов нашей планеты в целом, а может и более широкий класс объектов. Понятно, что элементарный уровень организации этих объектов - предмет исследования всех фундаментальных естественных наук, в том числе тех, которые конкретизируют исследуемую ими закономерность относительно специфических условий нашей планеты - геология, геохимия, геофизика, биология и тому подобное.

Физико-географ не безразлично относится к знаниям о материальных объектах природы на элементарном уровне их организации. Связь же физической географии с естественными науками, как справедливо отметил А. Д. Плахотник (1994), пролегает через компонентные физико-географические науки, а именно - их общие направления (общая гидрология, общая геоморфология и др.).

Когда пытаются исследовать один из компонентов природной среды в составе географической оболочки, то знание об этом объекте на элементарном уровне его организации, составляя предмет изучения общего направления соответствующей компонентной физико-географической науки, является неотъемлемой частью физико-географического изучения данного объекта. В то же время имеют место попытки изучать тот же объект на элементарном уровне представителями других естественных наук. В отличие от физико-географа, который проектирует взаимосвязь определенного компонента как бы "от себя", в неразрывной взаимосвязи со всеми другими компонентами географической оболочки, ученый из другой научной отрасли пытается как можно глубже проникнуть в закономерности функционирования и развития объекта природы, который его интересует. Другими словами, он исследует последний не как сам по себе, а "на себя" - во всех взаимосвязанных между собой все более мелких функциях.

География обогащает социальные науки новыми материалами и идеями. Изучение конкретных проявлений взаимодействия общества и природы, как на региональном, так и на глобальном уровне имеет общеметодологическое значение, хотя географам и будет принадлежать главная роль в исследовании. Геометод при этом рассматривается философом Б. М. Кедровим как методологическая роль географии.

Учитывая историческую ретроспективу и актуальные направления развития географической науки, к сказанному выше прибавим следующее. Прежде всего заметим, что в географии всегда первостепенной была проблема взаимодействия методов при изучении Земли и взаимосвязей с другими науками. Между тем границы с касательными дисциплинами в XIX- в начале XX ст. оставались в известной мере размытыми. Во многих странах физико-географы работали на кафедрах геологии и наоборот. Так, знаменитый украинский геолог П. А. Тутковський (см. выше) в свое время объединял кафедру географии и этнографии в Киевском университете. В Германии известные своими капитальными географическими трудами О. Гумбольдт, К. Риттер,

Ф. Рихтгофен прежде всего были высокопрофессиональными геологами, а Ф. Ратцель пришел в географию после разведок почвы в отрасли геологии и биологии. В Англии труды известных геологов А. Е. Трюмена, О. Т. Джонса, Дж. К. Уарлсуорта, А. Вуда существенным образом повлияли на развитие физической географии и геоморфологии.

Геоморфология испытала наибольшее влияние со стороны геологии, а затем и геофизики. Развитию геоморфологии непосредственно содействовали достижения в руслах геологической съемки и картографирования, стратиграфической геологии кайнозоя. Это особенно отразилось в основополагающих трудах известного американского ученого В. М. Девиса, его учении об эрозийных циклах.

Большое значение имело проникновение методов естественных наук в физическую географию на протяжении 50-70-х годов XX ст., которая ощутимо переориентировалась на основательное изучение процессов. Недостаточность достоверной информации о процессах к этому времени была осознана многими учеными. В первую очередь необходимо было получить данные относительно характера и темпов действия процессов, установить взаимосвязь между ними и факторами, которые на них влияют. В конечном итоге, замена идеографического подхода номогетическим создала благоприятные условия для количественного анализа процессов. Многие из ветвей географии уже не могли обойтись без углубленных знаний именно о процессах.



Так, понимание ледниковых форм рельефа типа каров требовало соответствующего выяснения процессов движения льда и ледниковой эрозии, а интерпретация поверхностей выравнивания как результата действия абразии вызывала необходимость изучения характера и темпов развития процессов разрушения берегов.

В почвоведении интерес к процессам почвообразования и динамике почв содействовал возникновению новых представлений. Вместо изучения факторов почвообразования пришел процесуально ориентированный подход к исследованию почвенного профиля, основанный на анализе твердой и жидкостной фаз, миграции и трансформации продуктов почвообразования.

С активным проникновением в физическую географию методов и моделей физики, химии, механики, геологии, геофизики, геохимии возникла необходимость аксиологично четко выделять вклад разных специалистов в процесс проработки сугубо географических проблем. Эта проблема доныне имеет принципиально важное методологическое значение.

Что дало применение методов естественных наук в изучении географических процессов, можно в первую очередь показать на примере геоморфологии, методологический фундамент которой в достаточной степени кардинально трансформировался. В этом контексте внимание привлекает прежде всего труд Г. К. Гимберта о Западе США, в котором он не просто тривиальным образом описал естественные эрозийные процессы, но и выявил систему законов (закономерностей). Ценными являются оригинальные представления Гимберта относительно механики флювиальных процессов, перенесения обломочного материала, которые основываются на результатах модельных исследований.

Большое значение имеет труд американского исследователя Р. А. Бегнольда "Физика песков и пустынных дюн" (1941, 1959), в которой изложена основная закономерность ведущих геоморфологических процессов в пустынных поприщах. Он также оригинально объяснил формирование берегов под воздействием волновых процессов, опираясь на результаты экспериментов в искусственных водоемах.

Немалый вклад в изучение седиментационных и геоморфологичных процессов сделали шведские ученые Ф. Юльстрем и О. Сундборг. Основываясь на лабораторных опытах, они выявили любопытные зависимости между скоростью течения, размерами частиц наноса и процессами эрозии, транспорта и отложения теригенного материала.

Похвальных слов заслуживают ученые геоморфологической школы (научный руководитель А. Н. Стралер) Колумбийского университета, которые смогли целенаправленно применить в геоморфологических исследованиях основные принципы механики жидкостных сред. Это дало возможность обеспечить анализ рельефообразующих процессов как проявлений разных типов сопротивления сдвигу (гравитационному и молекулярному), оценивать широкий спектр напряжений, которые вызывают разнообразные процессы выветривания, эрозии, транспортировки и аккумуляции.

Выход в свет в США книги "Флювиальные процессы в геоморфологии" (1964) по существу знаменовал новый рубеж в развитии учения о геоморфологических процессах. В ней много в чем впервые в центре внимания очутились современные процессы и физико-химические принципы, которые лежат в их познавательной основе и дают возможность раскрывать механизмы и природу своеобразных геоморфологических процессов.

Широкое применение методов других наук в географии, активизация ее взаимодействия с касательными и более отдаленными научными отраслями, использование средств математики и информатики заострили проблему определения специфики географической науки. Между тем смещение ударений именно на исследование процессов выразительно подчеркнуло специфику географического исследования. Ведь реализация многих методов точных наук на метеорологической станции, в почвенном шурфе или на стоковой площадке дает по большей части вот такую точечную информацию. Но задание географа заключается в определении корректного применения полученных результатов на наиболее широком пространственном фоне и даже в глобальном масштабе. На протяжении последних десятилетий появилась реальная возможность осуществлять исследования именно на уровне последнего, поскольку уже собрано достаточно данных о процессах, чтобы выделить определенную пространственную закономерность в рамках отдельных стран и мира в целом. Кроме того, развивается международное сотрудничество с целью заполнения пробелов в обеспечении информацией о течении процессов в прошлом. Существенно расширились также возможности дистанционного наблюдения, что содействует определению глобальных характеристик процессов.

Своеобразная особенность взаимодействия географии с другими науками заключается в следующем. Вплоть до середины XX ст. прослеживалась самая тесная связь географии с историей. Эта связь отразилась, в частности, на многих уровнях преподавания географических дисциплин. В течении последнего времени заметно выросли связи географии с экологическим знанием, все в большей степени внимание концентрируется на взаимодействии общества с окружающей средой.

Среди теорий и идеологем, заимствуемых географией из области других наук, хоть и существенным образом трансформируемых, следует в первую очередь назвать использование биологического подхода к истолкованию географических объектов, в частности уподобление общества или страны единому организму ("органическая" теория общества Ф. Ратцеля). Модель стандартного экономического района, например, коррелирует с моделью строения атома Н. Бора. Некоторые модели разделения территориальной структуры хозяйства основываются на моделях теории строения белка. Среди идей, заимствуемых из физики, можно назвать гравитационную модель, законы распределения тока в электрическом цепи (использованные, например, во время анализа рынков как пространственной экономической системы), законы гидродинамики, использованные при анализе транспортных перевозок. Примером конкретного влияния теории относительности А. Энштейна можно назвать создание в картографии вариавалентных (переменномасштабних) проекций. Последние целенаправленно превращают изображение земной поверхности таким образом, чтобы их площадь была пропорциональной величине какого-то показателя, например численности населения, и при этом, чтоб мера их точности отвечала карте в обычной картографической проекции.

Сегодня сама логика развития географии привела к широкому целенаправленному применению математических методов и вычислительной техники с целью информатизации географического знания . Важными стимулами развития этого процесса стали, в частности, развитие космического землеведения и необходимость географического мониторинга окружающей среды, разветвление международных систем статистических служб и актуальность интеграции демографической, социально-экономической и политической информации. Это, в свою очередь, требует принципиально новых подходов к организации сбора, обработки, анализа и синтеза географической информации.

Современная информатика изучает структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, поиском, переработкой, превращением, распространением и использованием в разнообразных сферах деятельности. Неотъемлемыми составляющими информатики стали целые разделы математики, прежде всего математической статистики. Корреляционный и регрессионный анализы, факторный анализ и распознавание образов, а также немало других направлений математики используются информатикой. По мере внедрения информатики в географию выяснилась ее тесная связь с проблемами автоматизации картографии, обработки космической информации и тому подобное.

Наиболее существенным результатом информатизации географического знания становится постепенная консолидация, а в перспективе и интеграция всех географических дисциплин на базе "информационной" парадигмы. Современные исследования непременно нужно осуществлять на общенаучной базе, что непосредственно связано именно с информатикой, а через нее с математикой, кибернетикой, системным подходом, синергетикой. Базовое значение для интеграции географического знания приобретает создание банков данных и геоинформационных систем. Именно всеобщность принципов построения последних для любой территории может стать новой общей программой для всех географических дисциплин, не деформируя их научное своеобразие, отмены в объектах изучения, методологии как таковой.

Немалый опыт создания геоинформационных систем накоплен в картографии, где выстроены автоматические системы картографирования , основанные на компьютерной технике, что позволяет обрабатывать цифровые множества пространственно распределенных данных и выводить их в виде разнообразных картографических материалов. Важное значение имеет развитие специального картографического программирования и создание специализированных картографических баз данных. Переход от традиционных методик создания тематических атласов к автоматизированным приемам и процедурам - один из ярких примеров последствий проникновения информатики в картографию и географию в целом.

Картографические базы данных стали фундаментом своеобразных географических баз данных, в которых происходит постепенное накопление информации и файлов - от сугубо топографических к файлам по компонентам природной среды - геологической, метеоролого-климатической, гидрологической, глясиологической, почвенной, биотической информации. В географических базах данных, кроме обычных данных, привязанных к точкам координатной сети, можно использовать пространственные данные, которые основываются на обработке видеографической дистанционной информации.

Информатика в ряде случаев вынуждает серьезно корректировать сами методологические основы географического знания . Географические проблемы классификации, таксономии, районирование при решении их на информационной основе требуют переосмысления и последующего усовершенствования методолого-теоретического простора географии.

Новые подходы, связанные с теорией информации, системным подходом и синенергетикой привели к осознанию взаимодействующих географических процессов: пространственной самоорганизации, пространственного управления и самоуправления. В разных соединениях эти базовые процессы можно найти в любом конкретном географическом процессе - миграции населения, землепользовании, размещении производства и тому подобное.

Кстати, развитие информационных средств и методов в географии реально выявило изоляционизм ее "советской парадигмы", извращенность разделения общественной географии на "советскую" и "буржуазную", игнорирование действительно экономических категорий в советской экономической географии, когда на первый план выдвигались процессы централизованного планирования и управления. Рынок и его понятие о равновесии спроса и предложения по существу игнорировались в трудах советских географов. Это приводило к абсолютизации производства. С точки зрения физико-географа, подобное было неестественным: ведь не мог ландшафтовед сосредоточиваться на одном-двух, пусть очень важных, компонентах природы, совсем пренебрегая другими (Ю. Т. Липец, 1991).

В конечном итоге, необходимо подчеркнуть, что география - наука непременно с высоким мировоззренческим потенциалом, тесно связанная со всей системой культуры, в которой она выполняет разнообразные функции. Вся история географии - это история ее взаимосвязей с культурой в целом, наукой, техникой. География много в чем формирует общественное сознание, реализует потребности людей в условиях, необходимых для нормальной жизнедеятельности, для самоутверждения и развития.

Современная география по необходимости должна опираться на императив гуманитарного мышления, поэтому должна постоянно расти ее "эколого-культурная" функция. В этом контексте география тесно взаимодействует с историей культуры, изучая исторические культурные ландшафты, осуществляя анализ естественных и антропогенных процессов, которые разрушают культурные памятники и их окружение.

Особое значение приобретает историческая география как наука о взаимодействии общества и природы в историческом прошлом на конкретной территории. Исследование причинно-следственных связей дает возможность объяснить самобытность культурных традиций в пределах тех или других поприщ, их закономерное постоянство или изменчивость. Очень важным является исследование историко-географических областей - территорий, которые имеют историко-культурную целостность, которая проявляется в своеобразии экономического бытия, типах культовых и бытовых построений, фольклоре и тому подобное.

Одним словом, география и в практическом плане выступает как важный фактор культуры и мировоззрения. Посредством географии закладываются и формируются основы общественного сознания, природопользования, экономики, политики, социологии. Сегодня в мировоззренческом контексте именно география призвана поднять уровень экологического сознания людей. Ведь нехватка фундаментальных экологических знаний и вообще недостаточное их практическое использование привели и продолжают приводить к возникновению экологического кризиса, заострению противоречий и конфликтов между обществом и географической средой его жизнедеятельности.

Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

Современная география связанная со многими науками, например с математикой, ведь приходится делать много вычислений, определять координаты, время в пути, и тому подобное. Также география тесно связанна с геологией, ведь геологи и географы по сути взаимно дополняют друг друга касательно полезных ископаемых. История и география тоже тесно переплетаются, особенно что касается археологических раскопок, например. С химией связана география в плане изучения климата, химического состава разных веществ, почвы, горных пород, вод рек и океанов.

До сих пор география воспринимается многими как наука, которая составляет карты земли и полезных ископаемых. Вот сидит в тиши кабинета, географ, который и город свой не покидал и глубокомысленно водит заскорузлым пальцем по глобусу, ища "белые пятна", а другой рукой поправляя разбитые очки-велосипед. Нет, география сейчас наука, которая все больше и больше становится симбиозом комплекса наук, которые изучают Землю, его недра, народонаселение, распределение производительных сил, ресурсов, оптимальное распределение экономик на поверхности Земли, климатические условия и их зависимость от расположения гор, океанов, ледников и так далее. Скажу больше, сейчас география замахнулась на космические просторы - географы уже изучают Луну и ближайшие планеты. И связь с другими науками у географии двусторонняя.
География и физика с техникой. Географам для изучения земной толщи необходимы современные сложные приборы. Она их получает от технарей-физиков. Представляя им результаты своей работы дает физикам возможность изучить новые явления и усовершенствовать эти приборы.
География и геология. Это географы, совместно с другими науками дают геологам наводку где какие полезные ископаемые следует искать. В ответ, получая результаты деятельности геологов уточняют свои технологии и инструменты. Геофизики изучают не только климат и причины изменения климата, но уже дают долгосрочные прогнозы и пытаются найти способы изменения климата. И делают они это в содружестве с физиками, химиками, геологами и представителями многих других наук. Совместно с биологами и палеобиологами они изучают изменение живого мира в динамике, в движении, пути миграции и причины, влияющие на изменение численности представителей живой природы. Вместе с энергетиками они изучают возможности внедрения альтернативных источников энергии, основанных на природных явлениях вроде приливов, ветров, термальных вод. Вместе с экономистами, историками и социологами экономику, ресурсы и способы их оптимального использования. Проводя аналогии с земной географией географы помогают астрономам составлять карты поверхности ближайших планет. Связей так много, что география стала одной из всеобъемлющих наук.
Ну что, похож современный географ на симпатичного маразматического Паганеля?
Нет, он на острие современной науки и его инструментом является не глобус, а самые современные приборы и технологии

Рекреационная география имеет широкие связи с другими науками, особенно с географической, и в первую очередь с экономической географией, географией населения, физической географией и медицинской географией.

1. Экономическая география рассматривает рекреационную деятельность, туризм, ТРС как элемент хозяйственной системы, как отрасль хозяйства, изучает влияние рекреации на территориальную структуру страны, района. Занимается районированием туризма, обосновывает емкость рекреацион­ных районов с учетом спроса и экономической эффективно­сти, определяет оптимальную степень экстенсивности, и ин­
тенсивности использования территории с точки зрения экономической целесообразности, оптимизирует территориальную организацию обслуживания в рекреационных районах,
разрешает вопросы межотраслевой «конкуренции» в районах
развития туризма.

2. География населения рассматривает влияние рекреационной деятельности на систему расселения. Известно, что туризм является значительным градообразующим фактором современности. География населения изучает рекреационные потоки - своеобразные миграции населения.

3. Физическая география занимается оценкой природных рекреационных ресурсов, определяет устойчивость природных комплексов (ландшафтов) к рекреационным нагрузкам, изу­чает такие важные свойства территориальных ггриродных комплексов, как их рекреационную комфортность и емкость, исходя из социально-экономических нормативов рекреационной деятельности. Кроме того, физическая география разрабатывает вопросы, связанные с охраной природы в связи с развитием рекреации, т. е. вопросы поддержания устойчиво­сти живой природы в условиях массового туризма.

4. Медицинская география , изучает влияние природной среды и региональных условий жизни, труда и отдыха на здоровье населения, а также географическое распростране­ние отдельных болезней. Ей принадлежит большая роль в изучении медико-биологических аспектов рекреационной дея­тельности. Особенно важна ее роль в изучении психо-физиологической комфортности отдыха и туризма, медико-биоло­гической эффективности рекреации в том или ином районе.

Изучением проблем рекреационной деятельности в раз­личных аспектах занимаются многие не географические нау­ки. Рекреационная география пользуется результатами ис­следований социологии, социальной психологии, общей пси­хологии и физиологии человека. В этом плане особенно важ­ны результаты социологических исследований по таким воп­росам, как структура использования свободного времени, объем и структура рекреационных потребностей для разных социальных и возрастных групп людей.

Рекреационная география опирается на результаты ис­следований тех разделов конкретных экономик, которые изучают потребительские ви­ды человеческой деятельности как составную часть всего об­щественного воспроизводства. Важность научного сотрудни­чества с последними обусловлена тем, что в конечном счете экономические возможности общества определяют масштабы и структуру организации рекреационной деятельности, раз­витие ее материально-технической базы, регулируют соотно­шение между рекреационными потребностями и совокупно­стью производимых рекреационных товаров и услуг.

Рекреационная геогра­фия связана с такими научно-прикладными дисципли­нами, как районная планировка, градостроительство, кото­рые в ходе районно-планировочных и градостроительно-проектных работ решают проблемы регионального планирования и организации мест отдыха. Рекреационная география вместе с другими географическими науками вооружает районных планировщиков и проектировщиков комплексом знаний о географической ситуации в конкретном проектируемом рай­оне.

Задачи современной рекреационной географии можно свести к двум главным направлениям. Первое из них - выявление закономерностей территориальной орга­низации рекреационного обслуживания как формирующейся Специфической отрасли народного хозяйства и составляющих ее различных таксономических уровней территориально-си­стемных образований. Второе направление - дальнейшая разработка рекреационной районологии: исследование усло­вий и факторов, закономерностей и признаков районообразования, обоснование таксономической системы рекреационных образований, составление программы характеристики ре­креационных районов, установления существенных призна­ков их типологии.

Разработка методики перехода от эмпирических территориальных закономерностей к нормативам - одна из наиболее перспективных и основных задач рекреационной географии.

Важная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о кон­кретных территориально-рекреационных системах России и зарубежных стран, т.е. удовлет­ворить познавательные запросы потенциальных рекреацион­ных мигрантов.

МБОУСОШ№10

с углубленным изучением предметов

г. Сургут

Внеклассное мероприятие по географии.

«География. Связь с другими науками.»

Берсенёва Елена Борисовна

География. Связь с другими науками.

Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету.

Задачи:

    Повторить, закрепить и расширить знания учащихся.

    Развивать мыслительную деятельность, научить грамотно, формулировать свои мысли, делать выводы из прочитанного и услышанного, пользоваться предметным языком.

    Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

    Развивать умение согласованно работать в коллективе.

Оборудование : мультимедийный проектор, презентация.

Ход мероприятия:

Ведущий.

Географию называют наукой 21 века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, - прогнозирование изменений в природе, сохранение природных ресурсов, проблемы экологии. Именно поэтому от успеха обучения географии, от ее качества во многом зависит наше будущее. В каком направлении будет идти вся мировая наука.

В нашем мероприятии мы постараемся показать связь географии с другими науками. Узнаем, как в других предметах используются географические понятия и явления.

И так мы начинаем.

Отправимся в путь без сомнений и муки

Чтоб тайны освоить великой науки

Ее изучали до нас очень многие,

Но все же она молода, как всегда,

Красавица в мире наук – География.

И начнем с царицы всех наук – МАТЕМАТИКИ,

Роль математики в географии состоит в том, что все исследования опираются на логические выводы. От простого созерцания к абстрактному мышлению. Математические методы анализа и синтеза, установление связей между явлениями помогают открывать законы природы.

Вопросы из области математики.

ФИЗИКА,

Следующая наука, в которой необходимо найти связь с географией – ФИЗИКА.

Физика - это наука, изучающая разнообразные явления природы.Со многими из этих явлений мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга... Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолёт, ни холодильник, ни подъёмный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

Попробуем ответить на вопросы из области физики.

ХИМИЯ.

Химия – наука о веществах и их превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль - всё это примеры веществ. Их сейчас известно очень много - несколько миллионов. У каждого вещества свои свойства. При определённых условиях из одних веществ могут возникать другие. В таких превращениях нет никакого чуда, волшебства. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

Попробуем ответить на вопросы из области химии.

Биология

Биология – наука о жизни. Без живого нельзя представить себе нашу планету. Разнообразные существа - бактерии, простейшие, грибы, растения, животные - заселили океаны и сушу, равнины и горы, почву и даже глубокие, таинственные пещеры. Мы и сами - часть живой природы. Биология отвечает на многие вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются организмы, как они связаны между собой и с неживой природой.

Вопросы из биологии.

Астрономия .

Название этой науки происходит от греческих слов «астрон» - «звезда», «номос» - «закон». Астрономия - это наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. И наверное, каждый, не раз вглядываясь в далёкое, завораживающее звёздное небо, чувствовал себя, всех людей и всю Землю маленькой частичкой огромного, необъятного мира - Вселенной. Астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображение людей новыми открытиями.

Отвечаем на вопросы из области астрономии.

ЛИТЕРАТУРА

Процессы, происходящие в природе, можно изучать, не только используя географические средства обучения, но и литературные знания творчества поэтов и писателей.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Язык природы переводят для нас поэты: живые голоса птиц, шорох леса, шелест сада, шепот ручьев, гул морского прибоя…

Поэзия пытается проникнуть в тот смысл, который природа таит в себе. В русской литературе природа-храм и природа – мастерская не противопоставлены друг другу, молитва и работа – не антиподы. Изображение и воспевание природы в русской поэзии имеет большую историю. Ответим на литературные вопросы.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек сознает связь своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка огромно. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.

Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Алексей Толстой писал: « Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как, значит, и мыслить кое-как.

Свободное владение родным языком – надежная опора каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Как красиво написаны слова о природе в различных произведениях.

Для вас вопросы, связывающие знания русского языка и биологию.

ИСТОРИЯ.

Есть две науки обо всем на свете,

И им подвластна вся огромная Земля.

Своя история у каждого открытия, у каждого материка – история своя.

Науки древние, объединившись,

Придут к тебе на помощь сквозь века.

В одно мгновенье ты увидишь вечность

И небо в чашечке цветка.

И, вечно молоды, стремятся к истине познанья бытия

Науки древние – история и биология!

Вопросы из области истории.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Что связывает такие разные предметы? Конечно латинский язык. Латинские названия имеют животные и растения – латинские буквы лежат в основе немецкого алфавита.

В настоящее время при изучении иностранного языка, кроме владения фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, большое внимание уделяется формированию толерантной личности. Формирование личности в немалой степени зависит от экологической культуры человека, от его отношения к природе. Без знаний этих реалий невозможно воспитать полноценного гражданина своей страны.

А теперь вопросы.

ТЕХНОЛОГИЯ

Образовательная облать « Технология» предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за жилищем, в способах художественной обработке материалов, моделирования и пошива одежды. Даже здесь необходимы знания из географии.

Вопросы по технологии.

МУЗЫКА

На свете много языков, но лишь одному подвластны умы и сердца людей всей Вселенной. Это язык музыки.

Музыка часто в нашем воображении вызывает разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Если, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на все, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом.

Ответим на музыкальные вопросы.

ФИЗКУЛЬТУРА

Дети, как известно, любят играть. И не только маленькие. А вы любите играть? Значит я права. Играя, мы лучше осваиваем различного рода физические, а в какой-то мере и нравственные навыки. Играя, мы учимся жить. Проживая различные роли, изображая животных и птиц, создаются представления о движении.

Кто смотрит на вещи уныло и хмуро,

Пусть примет наш добрый совет-

Получше, надежней дружить

С физкультурой

В ней юности вечной секрет!

Спортивные вопросы.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Несмотря на то, что эпоха великих географических открытий осталась далеко позади, а дальние путешествия под парусом и восхождения на вершины превратились в спорт, географическая наука все еще активно развивается. Однако сегодня ее развитие тесно связано с другими науками, такими как геофизика, информатика, астрономия и политология.

Связь современной географии с другими науками

В XXI веке география утрачивает концептуальное единство, уступая место новым и все более разнообразным направлениям, уделяющим большое внимание взаимодействию человека и окружающей среды, регионализму и работе с большими массивами данных.

Таким образом, можно смело говорить об очевидной связи географии с социологией, информатикой, культурологией и политологией. Процесс все большей дифференциации является закономерным и наблюдается на протяжении всего становления и развития науки о Земле. Однако современная тенденция включает не только дифференциацию географии, но и интеграцию ее с другими науками.

Современные технические средства, такие как спутники, сейсмологические и метеорологические станции, поставляют ученым огромные массивы данных, которые нуждаются в обработке. И здесь на помощь географам приходит современный раздел информатики, специализирующийся на так называемых big data - больших данных.

и урбанистика

На стыке социологии, экономики и экономической географии возникает новое направление, получившее название урбанистики. Эта система знаний имеет своей целью построение наиболее комфортного для проживания городского пространства.

Для этой цели используется многолетний опыт накопленный исследователями в Европе и Америке. И такое городское строительство невозможно без адекватного понимания местных географических условий, что в очередной раз указывает на большое значение связи современной географии с другими науками. Например, делать велодорожки в городах, находящихся за полярным кругом, некоторые исследователи полагают нецелесообразным.

Также урбанистика была бы невозможна без точных данных об уровне экономического и социального развития города, региона и страны в целом. Связь современной географии с другими науками приобретает все большее значение из-за с усилившейся конкуренцией на международном рынке.

Но кроме местных жителей, качественная городская среда имеет значение и для туристов, так как все большее значение в мировой экономике приобретает туризм, на службе которого находится, кроме прочего, и рекреационная география, которая занимается изучением географических, климатических и культурологических особенностей региона, который нуждается в привлечении туристов.

География и экология

Наиболее очевидную связь современной географии с другими науками для 5 класса можно проиллюстрировать примером экологии и географии. Эти две науки постоянно соседствуют на современных научных конференциях.

Учитывая интенсивные изменения климата и все большее внимание, уделяемое мировой общественностью проблеме глобального потепления, не стоит удивляться, что география все чаще соприкасается с экологией, климатологией и социальными науками. Ведь связь современной географии в динамично изменяющемся мире имеет гуманитарное измерение.



Материнский капитал