Загадка картины «Мадонна в скалах (Мадонна в гроте) Леонардо да Винчи. Толкование картины мадонна в гроте

Творчество Леонардо да Винчи, и без того, не обделённое всеобщим вниманием, после выхода в прокат фильма «Код да Винчи», породило множество трактовок смысла, сокрытого в мазках краски. С легкой руки Дэна Брауна, «Мадонна в гроте», выставленная в Лувре, стала одной из самых эффектных головоломок, решенных Робертом Лэнгдоном. Однако ее разгадка кардинально отличается от официальной версии, которая звучит следующим образом.

История создания

В мире существуют две работы с таким названием, и обе они написаны рукой Леонардо. Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». Однако если так вышло, что мы с вами не родились под жарким римским солнцем, продолжим называть его по старинке. Полотно, выставленное в Лувре, предположительно написано в 1483 году, но не исключено, что это произошло раньше. В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Принято считать, что второй экземпляр шедевра, выставляемый сейчас в Лондонской Национальной галерее, принадлежит именно кисти старшего из них. Знаменитый художник, лишь уделил внимание написанию ангела и складок одежды, всегда отличающих его неповторимый стиль. Также, достоверно не известно, когда именно создан лондонский вариант полотна, но точно до первого упоминания о нем в 1508 году.

Изображение и способы его толкования

Первым внимание привлекает Дева Мария, преклонившая колени на фоне отвесных каменных сводов. Ладонь ее правой руки лежит на плече маленького мальчика, который по официальной версии являлся Иоанном Крестителем. Слева от Марии в гроте находится ангел, который поддерживает второго младенца – это Иисус, который осеняет знамением первого мальчика. Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии, и синие в лондонской). Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота.

«Сколь ни покажется странным, но на картине художника вопреки привычным канонам именно младенец Иоанн благословлял Иисуса... а Иисус полностью ему подчинялся! Мало того, Мария держала одну руку высоко поднятой над головой младенца Иоанна, и жест этот выглядел угрожающим. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову. И наконец, там присутствовал еще один пугающий образ: находившийся прямо под хищно согнутыми пальцами Марии Уриель словно намеревался ребром ладони отсечь эту невидимую голову, попавшую в когти Девы Марии (Дэн Браун, Код Да Винчи)»

Вот так истолковал картину господин Браун. И поскольку эта тема вызывает очень большой интерес, я решил высказать свое мнение. К сожалению, должен вас сразу огорчить – на самом деле все совсем не так, как сказал Браун, и сейчас я вам все объясню. Дело в том, что Леонардо рисовал эту картину, на основе библейских мифов. А в евангелие от Луки говорится, что Иоанн Креститель родился на полгода раньше Иисуса. Это значит, что он был намного крупней.

А раз так, то персонажи сразу меняются именами – на самом деле, все-таки Иисус благословляет Иоанна, и Мария занесла когти над головой своего сына. Дэн Браун просто перепутал младенцев, но это не все. Ошибившись в одном, он упустил многое другое, очень интересное. Обратите внимание – Иисус сидит ниже Крестителя, и благословляет его снизу вверх. Обычно, тот кто благословляет, должен стоять во весь рост, а благословляемый стоит перед ним на коленях, склонив голову. Благословение должно идти сверху вниз, потому что так принято. Тут все наоборот.

А теперь посмотрите на Иоанна. Обратите внимание, что преклонив колено, он пытается поклонится Иисусу, но у него это не получается. На картине ясно видно, что если он нормально поклонится, то он просто свалится вниз. Это все равно, что если кто-нибудь разложит на полу иконы, а сам залезет на шкаф, и начнет оттуда сверху им поклоняться. Любому ясно, что стоя на шкафу, нормально кланяться вниз не получится – иначе свалишься. Так и Иоанн на картине не может поклониться Иисусу. И все это по одной простой причине – предмет поклонения должен быть выше. Тут опять все не так.

Теперь о когтях Марии. Смотря на картину, трудно отрицать, что ее рука действительно угрожающе зависла над головой Иисуса, и Браун правильно заметил этот момент. Но вот с Уриелем, который по его словам нацелился на шею Иисуса, он снова ошибся. Ясно видно, что рука Уриеля защищает голову Иисуса от когтей Марии. Впрочем, одна голова на плечах Уриелю действительно не нравится. Только это голова не Иисуса, а Иоанна. И Уриель, прикрывая голову Иисуса, своим перстом указывает на шею Иоанна Крестителя, показывая, что ему отрубят голову.

Теперь посмотрите на Марию. Ее лицо – это полное блаженство. Но ее выдают руки. Да, да, именно руки, а не рука. Заметьте, что в хищно изогнутых пальцах правой руки, просматривается явное желание вцепиться в тело Иоанна Крестителя. Тем более что на его защиту архангела не прислали. Еще нужно отметить, что Иисус благословляет Иоанна двумя или тремя пальцами, сложенными в виде крючьев или рогов. Так же примечательно, что место для благословения они выбрали под землей, во мраке.

И в заключенье – эту картину, как и многие другие, у Леонардо заказывала церковь. И поскольку они хорошо платили, он конечно не мог нарисовать Иисусу рога и копыта. Поэтому он работал на грани фола. И не только тут, но и в других своих шедеврах. Знаменитую Тайную Вечерю каждые сто лет покрывали новой краской. Но сейчас добрались до первого слоя, и там действительно нашли женщину. Очень популярна версия, что сам Леонардо перерисовал ее на мужчину, по требованию заказчика,. Но задумка у него была совсем другая.

К сожалению, есть такие люди, которые и деньги возьмут и троянов заложат. Впрочем, обмануть церковь с «Мадонной в Гроте» Да Винчи не удалось. Попы забраковали картину, и ему пришлось нарисовать им новую – «Мадонна в Скалах». Что же до ошибок Брауна – а что если Да Винчи сумел его обмануть? Ведь все проблемы Брауна начались потому, что он перепутал Иисуса с Иоанном. И я думаю – а что если Браун даже представить себе не мог, что у Леонардо, Иоанн будет сидеть выше Иисуса? Может, он просто определил младенцев по почетности их мест? А когда имеешь дело в Леонардо, то ошибиться очень легко. Вот собственно и все.

Две картины рядом:
http://img.photographer.ru/pictures/315/315574.jpg

Рецензии

Обратите внимание руки Марии они не её, а сзади стоящего в мантии-это видно чётко; руки мужские и властные, ещё у неё кожа одного цвета а руки другого цвета. Мантия соединяется с Марией и сквозь её накидку он пытается остановить процесс происходящего, и в правом углу стоит светлый человек с бородой. Обратите внимание на глаз выше головы Марии за человеком в мантии.Над головой Иоанна под мантией Марии видно голову змея смотрящего прямо, его язык видно на волосах Иоанна. Змей и Уриель смотрят в одно и тоже место. Мантия сзади стоящего человека соединена с Марией и потом переходит в бежевый цвет на Марии, и там проходит рука которая как когти орла. Левая рука, якобы Марии, посмотрите она длинная - примерно ниже колена если она встанет.Верх картины как земной шар. Сверху видно каменные пальцы, там где ногти растут - растения, я так думаю, что обвиси под листьями - это безобразное продолжение ногтей, ногти этой руки закрывали проход, проход только был сбоку,там где стоит человек с бородой, но проход разбили, и видно как кто-то выходит из пещеры в очереди и все в мантиях, за этим проходом всё красиво, цветы,свет,и глаз. Мария, по-моему, не в сознании: её одурманил змей, который под правой рукой. Мне кажется,что это проход в мир, который пробило зло, и Иисус благословляет не Иоанна, а будущего воина который будет бороться со злом, которое наступило в мире.

Ни инженерные и архитектурные дела не помешали Леонардо посвящать свои силы серьезным живописным работам, в которых несомненно созревал его стиль и созревал он сам как художник.

Одной из живописных работ на тот период была "Мадонна в гроте". Об этой картине много спорили, говорили что она не принадлежит кисти Леонардо. Сейчас картина находится в Лувре. Мадонна в скалах или Мадонна в гроте была написана в первый период жизни Леонарда в Милане, где-то в середине восьмидесятых годов.

Композиционная идея, хотя и не вполне четкая, совершенно ясна: группа из четырех лиц - Мадонна, ангела и двух младенцев - представляет треугольник. Леонардо стремился облегчить человеческому глазу охват всей картины и придумал треугольную композицию. На заднем плане изображен пейзаж грота.

Его композиционное новшество повлияет на многих художников, таких как Рафаэль, Микеланджело и многих других. Леонардо не писал нечего и своих новшествах первой композиции. Он охотно набрасывает свои мысли о том, как нужно планировать изображение бури, потопа, битвы и прочее, но о композиционных формулах он молчит. Молчит в писаниях, но разверстывает их все более и более убедительнее в картинах.

На картине изображена Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правой рукой младенца Иоана Крестителя, осеняет левою сына, как будто желая соединить обоих - человека и сына Бога в одной любви. Иоан, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. В лице младенца Иисуса, уже видна мудрость. Колено преклоненный ангел, одной рукой поддерживая Иисуса, другой указывает на Иоана, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали между скалами, "властное" солнце сияет сквозь дымку дождя на туманно- голубыми, тонкими и острыми горами, видя необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Глаза еще различают подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется слышно, как медленно капли сырости падают сверху с нависшего сверху с нависшего створа серых слоистых скал. Он изобразил Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.

"Тайная вечерия"

Картина подготавливалась долго и писалась не сразу - несколько месяцев менялся замысел. Весь 1496 год ушел на поиски композиции. Леонардо предоставили одну из стен трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие.

Он искал новые композиционные решения, работал над решением колористических задач и игры светотени, стремился дать образы, жесты, лица, которые раскрывали бы внутреннего человека. Картина является как бы продолжение трапезной. На ней изображен момент, когда Иисус Христос во время вечерни с апостолами говорит им, что один из них его предал. Слова учителя произвели огромное впечатление, и каждый из двенадцати реагировал на них соответственно своему характеру.

Фигуры полны динамики. Смотрящий чувствует ее с первого взгляда, но, когда он разберется в своем впечатлении, он с удивлением заметит, что художник добился такого эффекта средствами чрезвычайно скупыми. В сцене нет суеты, никаких утрированных положений, нет ртов, раскрытых для криков, выпученных глаз, воздетых рук, но движения очень много. Это впечатление достигается композицией картины.

Глубокая комната освещена спереди, со стороны зрителя. Длинный и узкий стол, уставленной посудой покрыт узорчатой скатертью. За столом сидят тринадцать человек, в середине отдельно от других, Христос на фоне открытого, светлого окна. По обе стороны двенадцать апостолов. Христос только что произнес слова о предательстве. На лице его мягкая, покорная печаль. Глаза опущены. Правая рука еще трепещет от сдержанного жеста, левая как-то бессильно, ладонью кверху легла на стол.

Все апостолы разбиты на четыре группы по три человека. Две группы, ближайшие к Христу более сбиты в кучку, в треугольном абрисе, две крайние соединены более свободно, в четырехугольном оформлении.

Впечатление движения создаются этим удивительным делением и игрой лиц, тел и рук в каждой из групп. Свет падает на сцену откуда-то сверху и слева, и все лица освещены за исключением лица Иуды.

Картина огромной силы. В ней Леонардо воплотил все решения многочисленных живописных задач, с упорством он нашел в себе силы довести картину до конца. Правда это было нелегко. Но зато после "Тайной вечерии", слава Леонардо как художника прогремела по всей Италии. "Вечерня" была окончена в феврале 1498 года.

К сожалению величайшее произведение Леонардо ждала плохая участь. Он неудачно экспериментировал с красками и написал фреску не по сырой штукатурке, а по масляной. Но камень из которого сложена стена содержит селитру и обладает свойством выделять влагу, и с годами на фреске стали появляться белесые пятна. Кроме этого с кухней, которая находилась рядом с трапезной испарялась влага и жиры, которые оседали на картину. И еще более усилило все несколькими наводнениями во время которых вода стояла подолгу в трапезной монастыря.

Сейчас картину реставрируют, но полностью восстановить ее будет очень нелегко, если вообще возможно.


(1508 г. - картина Леонардо да Винчи, 1483-1486 г.)

Первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает торжество нового искусства и даёт полное представление об исключительном мастерстве Леонардо. Икона была заказана монахами церкви имени св. Франциска в 1483 году. Мария в центре, сидит высоко, как на троне. Правой рукой обнимает стоящего внизу мальчика лет трех – Иоанна Крестителя. К его груди прислонен длинный тонкий крест. Ладони рук просительно протянуты к другому мальчику – Христу. Мария властным движением простирает левую руку над Христом. Ее кисть с напряженно раскинутыми пальцами спасительно раскрыта над мальчиком и передает ему свою силу, а Христос благословляющим жестом передает духовное руководство людьми Иоанну. Сзади Христа придерживает ангел. – только что рожденная земля: голые скалы, первые растения, чистые воды, еще не заселенные своими обитателями. На картине запечатлен момент рождения материи, природы и момент рождения на этой земле духа.

Этой картине присуща совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, т.е. совокупность четырёх изображённых фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии , ибо даже взгляд ангела, обращённый не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции . Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Наш взгляд уносится в её глубины, в манящие просветы среди тёмных скал, под сенью которых нашли приют фигуры, созданные Леонардо.

Загадка картины.

Название «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») носят два варианта одной и той же картины на религиозный сюжет . На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом, а также Иоанн Креститель и архангел Уриил (Уриель). Композиция имеет форму треугольника, в вершине которого помещена Дева Мария.

Ранняя и более загадочная версия была заказана 25 апреля 1483 года для церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Написанная маслом на доске размером 78 на 48 дюймов, она должна была стать центральной частью триптиха для церкви Непорочного Зачатия. На картине изображено Святое Семейство, нашедшее приют в скальном гроте в египетской пустыне во время бегства от царя Ирода. Здесь происходит встреча Богоматери с юным Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. Хотя этот эпизод не упоминается в Писании, он является частью христианской мифологии.

На картине представлен скальный грот, в центре которого сидит Дева Мария. Возле нее расположились два младенца - Иисус и Иоанн Креститель. Уриил опустился на колени слева от нее, немного позади одного из младенцев. Считается, что ребенок, сидящий справа от Девы Марии, - это Иоанн Креститель. Он сидит перед ней на коленях, сложив руки как будто в религиозном экстазе. Мария при этом правой рукой обнимает его за плечо. С другой стороны от нее - младенец Иисус. Он сидит, скрестив ножки и подняв правую руку, как будто благословляя второго малыша. Над его головой простерла руку Дева Мария и поднял руку с вытянутым вперед пальцем сидящий позади него архангел Уриил.

Поскольку Леонардо сам точно не указал, кто есть кто из двоих младенцев, довольно трудно с абсолютной точностью установить, кто из них Иисус, а кто - Иоанн Креститель. Тем не менее принято считать, что младенец благословляющий - это Иисус, тогда как второй, несомненно, Иоанн. В пользу этого говорит и второй вариант картины , на котором сидящий справа от Девы Марии младенец держит длинный крест из тростника, с каким обычно изображают Иоанна Крестителя. Однако, судя по всему, крест был пририсован позднее каким-то другим живописцем, возможно даже, вопреки воле самого Леонардо.

При объективном взгляде на картину представляется более вероятным, что молящийся младенец - Иисус, а не Иоанн Креститель, поскольку он сидит ближе к Деве Марии и находится под ее материнской защитой. Тогда вполне естественно, что второй ребенок - Иоанн Креститель, поскольку его опекает архангел Уриил. Неудивительно, что эта гипотеза приходится далеко не всем по вкусу, ибо, согласно ей, Иоанн Креститель играет в картине Леонардо более важную роль, чем Иисус. Однако версия эта может быть более символичной, чем представляется с первого взгляда. Например, поведение двух младенцев вполне может отражать традицию тамплиеров, которые относились к Иоанну Крестителю с большим почтением, нежели к Иисусу. Достаточно любопытным представляется и жест Уриила, так же как и положение левой руки Девы Марии. Принс и Пикнетт предполагают, что рука Марии как будто покоится на чьей-то незримой голове, а палец Уриила указывает на невидимую шею этой головы. Из этого можно сделать вывод; Леонардо да Винчи хотел намекнуть, что младенец, находящийся ниже, - Иоанн Креститель, который, как пишется в Библии , был позднее обезглавлен.

Судя по всему, монашеское братство, заказавшее картину, указало художнику на недостаточно ясно выраженный христианский характер творения Леонардо - например, отсутствие Иосифа. В результате «Мадонна в гроте» была передана французскому королю Людовику XII и оказалась в Лувре. Второй вариант картины , написанный маслом, размером 75 на 47 дюймов, сейчас хранится в лондонской Национальной галерее. На этой картине фигуры персонажей немного крупнее, и им подрисованы нимбы . Архангел Уриил не указывает пальцем на младенца справа от Девы Марии, который на этот раз держит крест Иоанна Крестителя. Возникает ощущение, что художник намеренно убрал все следы символизма , дабы избежать нареканий со стороны заказчиков.


Основы композиции
на примере картины
Леонардо да Винчи

«Мадонна в гроте» работы Леонардо да Винчи


Дэн Браун утверждает, что заказ на картину «Мадонна в гроте» поступил от монахинь часовни Непорочного зачатия миланской церкви Сан-Франческо Гранде. На самом деле картину заказали монахи той же церкви. Один из вариантов «Мадонны в гроте» находится в Дувре и считается произведением, созданным исключительно Леонардо. В отношении другого варианта, выставленного в Лондоне, в Национальной галерее, утверждать подобное искусствоведы не решаются, полагая, что великий художник создал его с чьей-то посторонней помощью. Для этого полотна характерна некая «пластичность», что и породило предположение о том, что Леонардо трудился над его созданием не один. Эта картина не только отражает образ Непорочного зачатия, ной свидетельствует о том, что в те далекие времена во Флоренции легенды об Иоанне Крестителе пользовались большой популярностью. На картине изображен эпизод первой встречи младенца Иисуса с Иоанном Крестителем. Оба ребенка избежали устроенного по приказу бесславного Ирода избиения младенцев, и Иоанн оказался под покровительством ангела Уриеля. Фактически Леонардо да Винчи был всю жизнь одержим образом Иоанна Крестителя. На набросках к картине в облике Уриеля заметны явные женские черты, однако на самой картине ангел более напоминает андрогина.

Противоречивое чувство, вызываемое этой картиной, определяется не «ужасом», который внушали ее образы. Иоанн Крестительбыл наставником Иисуса Христа, и в текстах Евангелий имеются некоторые непонятные места, описывающие крещение Иисуса Иоанном. Иоанн Креститель сыграл важную роль в жизни Иисуса. Согласно утверждению автора третьего Евангелия, апостола Луки, они были двоюродными братьями. Будучи потомком Аарона, Иоанн мог претендовать на титул священника-мессии. Иисус, являясь потомком как Аарона, так и Давида, мог претендовать на звание и священника-мессии, и царя-мессии. Таким образом, они оба могут являть собой ответ на молитвы евреев, олицетворяя и духовный и мирской аспекты одного и того же семейства. Помимо всего прочего, дело происходило в годы правления Маккавейской династии - последней монархии Израиля. Все это плохо укладывалось в «план» римско-католической церкви представить Иисуса Сыном Божьим. Он вряд ли мог быть таковым, если воспринимал другого человека как своего учителя.

Иоанн Креститель был пророком, предсказавшим, что явится царственная особа, которая осуществит пророчество о том, что римляне, покорившие Иудею, будут изгнаны с ее земель. Римским властям он показался такой опасной личностью, что его казнили. Остается спорным вопрос о том, действительно ли предсказание это нашло отражение в картине великого художника. Позы, в которых дети находятся относительно друг друга на второй картине, не слишком отличаются от первой. Самое важное в композиции заключается в том, что на первой картине у священных персонажей нет над головами нимбов. Именно по этой причине заказчики-монахи сочли ее неприемлемой, потребовав создания второго варианта живописного полотна.

Существуют и другие различия двух картин. Например, на второй больше голубых тонов. Рука Уриеля, которая, по мнению Дэна Брауна, запечатлена в неком рубящем жесте под скрюченными пальцами Марии, на второй картине более не указывает на святого Иоанна. На первой она могла быть поднята вверх в знак пророчества будущего обезглавливания Иоанна.

Заказ на картину Леонардо получил 25 апреля 1483 года. Работу надлежало выполнить точно в срок, к 8 декабря, празднику Непорочного зачатия. Леонардо, как обычно, в указанный срок не уложился, что привело к двум судебным тяжбам. Вполне вероятно, что художник подарил копию картины королю Франции Людовику XII в благодарность за помощь в разрешении возникших юридических проблем. Это могло привести к тому, что был создан второй вариант картины. Монахи точно оговорили то, что желали бы увидеть на картине:

«Во-первых: Богородица должна быть изображена в центре, ее одежды должны быть из парчи золотистого и ультрамаринового оттенков. Во-вторых: ее юбка должна быть из золотистой парчи поверх ярко-красной, написана маслом, покрыта тонким слоем лака… В-третьих: Бог Отец - его одежды должны быть из парчи золотистого и ультрамаринового оттенков. В-четвертых: ангелы. Их изображения должны быть позолочены. Их одежды в складку очерчены по контуру маслом в манере греческого письма. В-пятых: горы должны быть выписаны маслом в яркой манере…»



Материнский капитал