Зарплаты минкультуры. Небедные люди: Минкульт обнародовал зарплаты руководителей музеев и театров

21:22 — REGNUM Мариинский театр, Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова и Малый театр оказались среди учреждений культуры с наиболее высокооплачиваемыми руководителями. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Министерством культуры РФ о среднемесячных зарплатах руководителей, заместителей и бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий, подведомственных Министерству культуры, за 2016 год.

Среди руководителей учреждений культуры самым высокооплачиваемым, с большим отрывом от своих коллег, стал художественный руководитель, директор Мариинского театра Валерий Гергиев . В среднем в месяц в 2016 году он получал 12 млн 857 тыс. 163 рубля.

На втором месте по заработной плате оказался генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская национальная библиотека» Антон Лихоманов с зарплатой в 1 млн 220 тыс. 171 рубль. Далее следует художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича Юрий Темирканов , чья среднемесячная зарплата, согласно данным министерства, составила более 976,2 тыс. рублей. За ним — генеральный директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина с окладом 964,2 тыс. рублей.

Обращает на себя внимание и средний ежемесячный оклад директора Московского Художественного академического театра им. А. П. Чехова Олега Табакова . Он зарабатывал в 2016 году почти по 936 тыс. рублей в месяц. В числе лидеров гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский с 839 тыс. рублей.

Среди руководителей других известных учреждений можно выделить художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина , который задекларировал 746,7 тыс. рублей в месяц. В свою очередь, руководитель Большого Московского государственного цирка Эдгар Запашный зарабатывал в 2016 году в среднем 499,7 тыс. рублей в месяц.

Среднемесячные зарплаты известных музыкантов Юрия Башмета , руководителя государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Владимира Спивакова , худрука Национального филармонического оркестра России, составили 330 тыс. и 347,5 тыс. рублей соответственно.

Весьма внушительные зарплаты получают и бухгалтеры театров-лидеров: так, главный бухгалтер Мариинского театра Марина Бабушкина задекларировала 632,8 тыс. рублей ежемесячно, а заместитель директора театра по финансам, главный бухгалтер Московского театра им. А. П. Чехова Ирина Сокол — 642,2 тыс. рублей.

На третьем месте с заметным отставанием следует Анна Фуер из Государственного театра наций с 337 тыс. рублей, следом за ней — Лариса Лобанова из Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета со средней зарплатой 327,2 тыс. рублей в месяц.

Наконец, пятерку самых высокооплачиваемых бухгалтеров замыкает Любовь Ступчикова из Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. И. Сац — она зарабатывала 238,4 тыс. рублей в месяц. По подсчетам ИА «Уральский меридиан», средний размер оплаты труда бухгалтеров учреждений культуры, попавших в список Министерства культуры, составляет около 226 тыс. рублей в месяц.

Между тем среди самых низкооплачиваемых театральных худруков оказался руководитель «Сатирикона» Константин Райкин , который получал ежемесячно в среднем по 247,5 тыс. рублей. При этом бухгалтер «Сатирикона» Ирина Мирошникова зарабатывала 92,7 тыс. рублей в месяц.

Отметим, что есть и случай, когда главный бухгалтер получал в 2016 году больше, чем директор учреждения, — такая ситуация сложилась в Екатеринбургском театре оперы и балета. Там директор Андрей Шишкин зарабатывал в среднем по 272,5 тыс. рублей, в то время как бухгалтер Лариса Лобанова получала в 1,2 раза больше — более 327,2 тыс. рублей в месяц

Сотрудники музеев – это хранители исторических ценностей и произведений искусств. Их работа важна для культурного развития новых поколений, но размер зарплаты не отвечает возложенным обязанностям. Многие из них работают на волонтерских началах.

Доходы хранителей истории

Многие люди считают, что сотрудники музеев получаю нищенские оклады, поэтому смотрителями работают одни пенсионерки. От части, это так и есть, но руководство объектов культуры зарабатывает во много раз больше, чем рядовые работники.


Средняя зарплата музейных сотрудников:

  • в Москве – 59100 руб. ($875);
  • в Санкт-Петербурге – 50100 ($745).

В крупных городах работает международный оплачиваемый проект Бьорк.

Музейные служащие работают по договору и получают ежедневный оклад в размере 1000 руб. ($15) .

Доходы зависят от формы собственности учреждения:

  • федерального подчинения – 53,5 тыс. руб. ($793);
  • регионального – 34,6 тыс. ($513);
  • муниципального – 22,6 тыс. ($335).

В Музее истории ГУЛАГа сотрудникам платят 15500 руб . ($230) в месяц + надбавка в размере 13000 ($193) и квартальные премии – около 10 тыс. ($148) . Крупные государственные культурные учреждения содержат штат до 400 человек. В него входят не только руководство и научные сотрудники, но и обслуживающий персонал – технички, сантехники, электрики и т.д.


Средняя зарплата музейных сотрудников по регионам России составляет:

  • Ненецкий АО – 55635 руб. ($826);
  • Московская обл. – 45000 ($668);
  • Иркутская – 36737 ($545);
  • Красноярский край — 26000 ($386);
  • Республика Коми – 18000 ($267).

В таблице показаны доходы директоров известных в стране музеев по сравнению с заработками их подчиненных:

Название музея Зарплата директора Ср. оклад сотрудников
RUB USD RUB USD
Эрмитаж 840000 12465 51200 756
Третьяковская галерея 439000 9546 58700 871
Кижи 330000 4897 43600 647
Русский 273000 4051 42100 625
ГМИИ им. А.С. Пушкина 198000 2938 55000 816
Петергоф 400000 5936 51730 768
Городской скульптуры 130000 1929 20682 307
Рос. академия художеств 80000 1187 15100 230

Средняя зарплата служащих «Исаакиевского Собора » — 72606 руб. ($1077) в месяц. Экскурсовод в этом учреждении получает жалованье до 38000 ($564) .


Смотритель музея зарабатывает:

  • Свердловская обл. – 23000 руб. ($341);
  • Московская – 20000 ($297).

Лаборант, он же младший научный сотрудник, получает 22100 руб. ($326) оклада, ежеквартальную премию в размере до 40 тыс.

В Министерстве Культуры считают, что пришла пора оптимизировать раздутые штаты учреждений культуры. Оставшиеся люди будут получать повышенную оплату труда.

Прибыли на руководящих должностях

В таблице показаны зарплаты музейных сотрудников, занимающих ключевые посты:

Государственный Музей Руководитель Заместитель дир. Глав. бух.
RUB USD RUB USD RUB USD
Литературный 350505 5201 296000 4303 327090 4854
Им. Л.Н.Толстого 147815 2193 220592 3273 172301 2557
Им. А.Бахрушина 325756 4834 223590 3318 213050 3161
«Ясная Поляна» 201430 2989 197260 2927 194500 1886
«Поленово» 125000 1859 65240 968 67140 996
«Моск. Кремль» 964215 14308 753111 11175 566783 8410

Кроме экскурсий и показов, в каждом музее проводится серьезная научно-исследовательская работа. Сотрудники принимают участие в международных конференциях, выставках, знакомятся с новинками в других галереях, делятся собственным опытом.

Карта ИКОМ позволяет им бесплатно посещать культурные учреждения России и других стран.

Они могут продвигаться по карьерной лестнице как ученые и как известные искусствоведы, начиная с лаборанта, по линии: младший научный сотрудник – старший нс – ведущий нс – хранитель – главный хранитель – директор.

Оклады в других странах

Средняя зарплата служащих украинских музеев, архивов и библиотек в 2018 году – 5017 грн ($179) . Директор Одесского художественного музея на своей страничке в Фейсбук опубликовал заметку, что его зарплата на сегодня составляет 4658 грн ($166) , что всего лишь на 1000 ($36) больше, чем получает дворник в штате этого учреждения.


Как минимум четырнадцать театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок.

Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. руб. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев - по 480 тыс. руб., руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин - по 180 тыс. руб., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников - по 345 тыс. руб. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 тыс. в месяц, Надежда Бабкина - 520 тыс. в месяц.

Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб., а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-й долей, за 38,6 млн руб. При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров.

Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.

Все контракты заключены на безальтернативной основе - с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.

ИП Евгений Писарев выступает в спектакле режиссера Евгения Писарева (фото с сайта Театра имени Пушкина)

Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.

Например, спектакль «Зеленая зона» Евгения Марчелли был показан до согласования с Министерством культуры РФ.

Независимый профсоюз актеров театра и кино направил обращение в Роструд и Министерство культуры РФ с просьбой проверить и обосновать зарплаты руководства ведущих российских театров. По мнению представителей организации, некоторые директора и худруки получают необоснованно завышенные зарплаты, которые отличаются от средних окладов артистов в 8–15 раз.

Так, например, худрук петербургского Александринского театра Валерий Фокин получает 8,4 млн рублей в год, худрук Российского молодежного театра Алексей Бородин - 6,4 млн, худрук ярославского Театра драмы имени Федора Волкова Евгений Марчелли - 4,4 млн, директор Театра кукол имени Образцова Ирина Корчевникова - 2,5 млн, директор театра «Сатирикон» Анатолий Полянкин - 5,7 млн.

Кроме того, высокие оклады имеют заместители руководителей и главные бухгалтеры театров. К примеру, главный бухгалтер Мариинского театра Марина Бабушкина зарабатывает больше, чем гендиректор Большого театра Владимир Урин (8 млн рублей в год). Каждый из заместителей директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича получал в 2014 году в среднем 4 млн рублей в год. Заместитель директора по работе со зрителем МХТ имени Чехова Наталья Виноградова получает 6,7 млн рублей в год.

Почему в театрах, которые финансируются государством, руководители получают порядка 600 тыс. рублей в месяц, в то время как простые работники цехов и артисты вынуждены считать копейки до зарплаты? Мы обратились в ведомства за разъяснениями, потому что эта ситуация должна быть отрегулирована, - рассказал председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.

При этом, по информации базы данных trud.com, зарплаты артистов российских театров в среднем составляют около 30 тыс. рублей в месяц. Самые крупные оклады у московских актеров - в среднем 50 тыс. рублей; в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми и Сочи - около 30 тыс. рублей. В Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде и других менее крупных городах зарплаты артистов редко превышают 20 тыс. рублей. При этом зарплаты руководителей театров этих регионов сравнимы с заработком столичных директоров и худруков.

В Министерстве культуры пояснили, что заработная плата руководителя подведомственных учреждений культуры формируется индивидуально, в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты).

Размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения, - сказали в пресс-службе Минкультуры.

Генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова считает, что любой востребованный актер «зарабатывает несравненно больше, нежели главный бухгалтер театра».

Я ни в коей мере не хочу сравнивать актеров и главных бухгалтеров, потому что каждый работает по своему профилю. Но главный бухгалтер в нашем театре - это человек, который отвечает за все финансы, в данный момент несет ответственность за стройку и реконструкцию, отвечает за деньги, которые выделяет Минкультуры на госзадание, за зарплату каждого сотрудника, за правильность расчета. Любой актер в лучшем случае бывает задействован пять раз в месяц. Если это актеры из массовки, то они работают больше, но у них и норма другая. Артистам, которые востребованы, некогда чужие деньги считать, - сказала Михайлова.

Председатель московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Лидия Фомина сказала, что современная система театрального дела провоцирует безответственность.

Очень часто в защиту своих высоких зарплат директора и главбухи говорят о том, что они материально ответственны. Вспомните хотя бы один случай, чтобы кого-то из руководства театров наказали по итогам финансовых проверок. Недавно уволили Алексея Малобродского, директора «Гоголь-центра». В театре многомиллионные долги, о чем публично заявил глава департамента культуры. В чем заключается материальная ответственность бывшего директора? Почему к нему нет никаких вопросов? - интересуется Лидия Фомина.

В мае Министерство культуры опубликовало декларацию о доходах руководителей подведомственных учреждений. Сведения впервые предоставлялись по форме, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». В документе впервые указывались не только доходы руководителей учреждений, но также их замов и главных бухгалтеров.

Рекордсменом по заработкам традиционно стал художественный руководитель - директор Мариинского театра Валерий Гергиев. За прошедший год он заработал из разных источников 339,7 млн рублей. Помимо руководства Мариинским театром, Гергиев возглавляет Лондонский симфонический оркестр (контракт истекает в конце 2015 года). По данным СПАРК, маэстро также является совладельцем центра творческих встреч «Эльба», организующего музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». Кроме того, в собственности дирижера находится 15% акций ООО «Евродон» - компании, специализирующейся на производстве мяса птицы. По примерным оценкам, оборот компании за 2013 год составил около 5 млрд рублей.

Как и в 2013 году, в пятерку лидеров вошли художественный руководитель - директор МХТ имени Чехова Олег Табаков (48,2 млн рублей) и худрук Театра наций Евгений Миронов (43,4 млн рублей). Примечательно, что конкуренцию богатейшим театральным деятелям не может составить первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов: за 2014 год он заработал 36,5 млн рублей.

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин не вошел даже в двадцатку самых богатых управленцев в области культуры. Общий доход Урина составил 7,2 млн рублей.

Из каких составляющих формируется система оплаты труда работников культуры. Руководители каких музеев считаются наиболее высокооплачиваемыми. Какое соотношение между зарплатами рядовых сотрудников и руководителей культурных учреждений. Ответы на эти вопросы в нашей статье

Информация о доходах работников культуры размещается на открытых интернет-источниках, поэтому зарплаты директоров музеев – давно не секрет для каждого любопытствующего.

Главное в статье:

Система оплаты труда в культуре

Система оплаты труда в культуре формируется из трех составляющих: фиксированного оклада, компенсационных и мотивирующих выплат.

Для определения итоговой заработной платы сотрудников рекомендуется применять положения документа, утвержденного по решению Российской трехсторонней комиссии от 22.12.2017 г. – «Единые рекомендации для систем оплаты труда на 2018 год».

Культурные учреждения Российской Федерации при определении системы оплаты труда руководствуются правилами, описанными в Положении Правительства №583 от 05.08.2008 г.

Зарплаты руководителей учреждений культуры

На сайте Минкультуры РФ недавно была опубликована информация о доходах руководящего состава подведомственных культурных учреждений за прошедший год. Кроме данных о заработной плате за год также была представлена информация об имуществе руководителей.

Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра, стал лидером по уровню заработной платы. Его ежемесячный доход составляет около 13 млн. рублей.

К списку наиболее оплачиваемых руководителей в сфере культуры относятся сотрудники «Эрмитажа». Генеральный директор музея Михаил Пиотровский получает зарплату в размере до 1 млн.рублей, а каждый из его 5 заместителей - в районе 500-700 тыс. рублей.

Сотрудники «Госконцерта» отметились наиболее скромными заработками: зарплата руководителя Сергея Бунина едва превышает 30 тыс. рублей, а его заместителя – 20 тыс.рублей.

Сколько зарабатывают директора музеев

Говоря о доходах директоров разных музейных учреждений, они более-менее сопоставимы между собой. Таких ярких контрастов, как в зарплатах театральных руководителей здесь не наблюдается.

Важно отметить, что декларируемые зарплаты руководителей учреждений культуры слегка превышают годовые доходы, или даже соответствуют им.

Среди коллег в музейной сфере выделяются лишь директора музея Кремля Елены Гагариной и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, чьи доходы примерно составляют около 900 тыс.рублей.

В целом же оклады директоров музеев в пределах страны более скромные, и составляют от 100 до 500 тыс.рублей. Кстати, размер зарплаты руководителей не всегда прямо пропорционален известности, престижности или местоположению музеев.

Например, по данным за 2016 год Алексей Левыкин, директор Исторического музея, получал около полумиллиона рублей ежемесячно, а Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи – 436 тыс.рублей. Зарплаты директоров Русского музея и музея-заповедника «КИЖИ» составляли порядка 300 тыс. рублей.

Несколько скромнее доход был у Марины Лошак, директора ГМИИ им. Пушкина. Ее зарплата не превышала 200 тыс.рублей.

Менеджеры известных музеев могут назначать себе зарплату

Важные изменения ожидаются в музейной отрасли в ближайшее время. Дело в том, что 10 мая этого года Дмитрий Медведев издал распоряжение, которое повлияет на формирование заработной платы сотрудников некоторых культурных учреждений.

В соответствии с этим документом, директора известных музеев в скором времени смогут сами определять размер заработной платы.

По информации от Федерального агентства новостей, изменилась заработная плата у сотрудников Русского музей, ГМИИ им.Пушкина, музея-заповедника Кижи и Третьяковской галереи и других культурных учреждениях.

По состоянию на сегодняшний день доходы руководителей и сотрудников определяются в соотношении 1:8. Однако после принятия вышеуказанного положения руководители музеев, вошедших в перечень, смогут увеличивать заработную плату на свое усмотрение.

Для примера рассмотрим соотношение зарплат руководителей известных музеев и их сотрудников:

  1. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова получает 436 тыс.рублей в месяц, остальные работники – до 58 тыс.рублей.
  2. Директор музея-заповедника Кижи Елена Богданова – 330 тыс.рублей, рядовой персонал – 43,5 тыс. рублей.
  3. Руководитель Русского музея Владимир Гусев имеет заработок 272 тыс.рублей, а его сотрудники – чуть более 40 тыс.рублей.
  4. Руководитель ГМИИ им.Пушкина Марина Лошак зарабатывает чуть менее 200 тыс.рублей, а другие работники музея – 55 тыс.рублей.

Изначально перечень музеев был утвержден в 2012 году. В него вошло шесть подведомственных учреждений Министерства культуры РФ.

Материал проверен экспертами Актион Культура



Материнский капитал