Жалок или страшен молчалин. Сочинение на тему "смешон или страшен молчалин" в комедии грибоедова "горе от ума" Чем страшен молчалин

Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» представляет собой личность очень хитрую. Он идет навстречу тем людям, знакомство с которыми для него выгодно. Он тайно встречается с дочерью своего начальника, чтобы выгодно на ней жениться. Он флиртует с ее служанкой ради собственного удовольствия. При Фамусове он ведет себя очень скромно, чтобы не потерять покровительство этого влиятельного человека. Благодаря помощи Фамусова он получил чин и дворянство. Своими собственными заслугами он никогда бы не смог этого добиться. Он смешон тем, что он глуп.

Страшен он тем, что очень хитер и расчетлив. Пока ему это выгодно он работает у Фамусова и крутит роман с его дочерью. Но я уверена, как только ему попадется кто-то более влиятельный, он тут же уйдет от Фамусова и Софьи. Он слишком расчетлив, чтобы быть на службе у Фамусова все время. Как только он почувствует, что здесь он больше ничего не добьется, он забросит их.

В жизни такие расчетливые люди очень страшны. Они идут по головам ради своей цели. Они легко переступают через тех, кто до этого помогал им.

Поэтому Молчалин и смешон и страшен одновременно.

Комедия «Горе от ума» написана Грибоедовым в период всплеска революционного движения в России, за три года до восстания декабристов. В ней автор стремился показать отсталость и порочность светского общества, его низменные интересы и консервативные взгляды. Одним из представителей этого общества является Молчалин.
Неприметный с виду, он, тем не менее, играет в комедии значительную роль. Необходимо выяснить, на что способен такой человек, как Молчалин, является ли он посмешищем или представляет из себя реальную уфозу человеческому обществу.
Несмотря на комический внешний облик, кажущуюся безобидность, такой человек, как Молчалин, страшен по своей сути.
С самого начала пьесы Молчалин предстает перед читателем как жалкий, трусливый человек. Таким видит его и Чацкий, презирая и жалея. «Жалчайшее созданье!» - восклицает он. В поведении Молчалина по отношению к Фамусову видна подобострастность и униженность. При помощи этих качеств Молчалину удается успешно вывернуться из неприятной ситуации (когда его застают рано утром с Софьей). Ничего, кроме усмешки, не может вызвать эпизод, в котором Молчалин падает с лошади. Он, словно девушка, падает в обморок, потом ходит с перевязанной рукой, на что Лиза справедливо замечает: «...если б не к лицу, не нужно перевязки».
Нет сомнения, что основные черты Молчалина - это отсутствие ума и серость. Но, обладая столь неприглядными качествами, Молчалин не так безобиден, как кажется. Отсутствие здравого живого ума заменяется наличием житейской сметки, изворотливости и хитрости. Внешне он скромен, тих и незаметен, «враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело». Своим поведением он вводит в заблуждение Софью: «...уступчив, скромен, тих, в лице не пяти беспокойства, и на душе проступков никаких». Чацкий тоже сперва видит в Молчалине человека, который «услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках и не богат словами», и тем самым Чацкий его недооценивает. Скромность и застенчивость лишь маска, под которой скрывается истинное лицо Молчалина, а именно: холодный расчет, жестко поставленные цели и способность на любое зло ради их достижения. В ход идег все: лесть, подхалимство, любовная связь.
У Молчалина нет ни денег, ни знатного происхождения, он взят в дом Фамусова из милости. Но цель его жизни - добиться «степеней известных», достичь чинов, богатства и славы, пусть даже ценой собственного унижения и несчастий других. У Молчалина нет морали, нет принципов, нет собственного мнения. По его понятиям, чтобы быть в милости, необходимо «зависеть от других», а также «не должно сметь свое суждение иметь». Нельзя даже сказать, что Молчалин поступается убеждениями. У него нет убеждений. Ради того, чтобы приблизиться к Фамусову, Молчалин разыгрывает любовь к Софье, используя девушку в качестве орудия доя достижения своих целей. Здесь проявляется двуличие Молчалина. Он изображает пылкую любовь и преданность Софье лишь «по должности», а к Лизе пристает от скуки, вследствие своей распущенности. Молчалин преуспел, выполняя завещание своего отца «угождать всем людям без изъ- ятья». Он становится любовником Софьи в угодность ей, за то, что она дочь влиятельного человека. На самом же деле Молчалин никого не любит, кроме себя. Он обращает на человека внимание лишь в том случае, если этот человек способен принести какую-нибудь выгоду. Подобное потребительское отношение к людям, к жизни было нормой в фамусовском обществе. К сожалению, такие люди, как Молчалин, существовали не только в прошлом веке, они существуют сейчас, будут существовать и в будущем. Не привлекая к себе внимания, множество молчалиных живет среди нас. И это страшно, когда такие люди благополучно устраиваются и процветают. Незначительные с виду, они основа, без которой общество, подобное фа- мусовскому, не могло бы существовать.
О таком человеке, как Молчалин, говорят: «Он умеет жить». Имея два таланта - «умеренность и аккуратность», он знает, как выгодно поставить себя в обществе:
- Там моську вовремя погладит.
Тут в пору карточку вотрет.
Как правило, такие люди действительно «блаженствуют на свете», что нельзя сказать о людях честных и порядочных.
Таким образом, можно прийти к выводу, что Молчалин страшен, как страшен человек, способный на любую низость, подлость, предательство, как человек, истинное лицо которого скрыто под маской лжи и покорности. Недаром на примере Молчалина Грибоедов наглядно иллюстрирует порочность и лживость фамусовского общества.

Хитрость - это гибрид глупости
с развитым житейским чутьём.
В. Борисов.

Комедия «Горе от ума» была написана в начале XIX века. Замысел произведения возник у Грибоедова в ту эпоху, когда в России началось зарождение тайных политических обществ. Сам писатель, как известно, был сторонником декабристов, и в «Горе от ума» он изобразил столкновение человека передовых взглядов с реакционной массой дворянства.
Главный герой комедии – Чацкий – противопоставлен «фамусовскому обществу». Одним из самых ярких представителей этого общества является Молчалин – ровесник Чацкого, «тихоня», стремящийся, однако, во что бы то ни стало «выйти в люди».
На первый взгляд, Алексей Степанович Молчалин достоин лишь презрения и жалости, настолько он кажется ничтожным. Однако в финале произведения мы видим, что он одерживает моральную победу над благородным и пылким героем. Так смешон или страшен Молчалин?
На мой взгляд, создавая характер этого героя, Грибоедов стремился показать влияние чиновничьей морали на характер и поведение человека. Молчалин - секретарь Фамусова, «состоит» в его департаменте и «числится по архивам». С детства Алексея Степановича учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Именно поэтому он пресмыкается перед своим благодетелем Фамусовым и всеми членами его семьи. Но, кроме этого, Молчалин возводит в культ каждое слово, сказанное местными московскими «авторитетами» - княгиней Марьей Алексеевной, старухой Хлестовой и прочими.
Во многом благодаря этому герой имеет уже чин асессора, «три награжденья» и продолжает идти к «степеням известным». «Умеренность и аккуратность» - вот спутники этого персонажа. Ему недоступны, в отличие от Чацкого, прогрессивные, новаторские идеи, он не стремится к духовному и умственному развитию. У Молчалина другие идеалы, которые он всеми силами воплощает в жизнь.
Так, Алексей Степанович считает своим долгом угождать начальнику и его домочадцам – всеми возможными способами. Не зря ведь Грибоедов вводит в комедию сцену в спальне Софьи - Молчалин готов на все «в угодность дочери такого человека». Но он трус и не решается «пойти дальше», а лишь прислуживает Софье, как собачонка. Но – и это очень важно – герой не понимает, что поступает по отношению в Софье глубоко непорядочно. Мы помним, что девушка искренне влюблена в Алексея Степановича, а тот лишь притворяется, стараясь угодить дочери начальника.
Размышляя над образом Молчалина, на ум часто приходят слова Сергея Довлатова: «Рожденный ползать - летать не хочет». Они хорошо характеризуют жизненную позицию этого персонажа. Зачем стремиться к высоким идеалам, если всё решается гораздо проще? Молчалин помнит, что «…чтобы чины добыть, есть многие каналы»:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет...
Алексей Степанович следует заветам, завещанным ему его отцом: «угождать всем людям без изъятья». Вот он и старается - льстит всем, кто может быть полезным, считает, что «в его года не должно сметь свои суждения иметь». Но с теми, от кого нельзя получить выгоду, Молчалин уже не столь покладист. Так, со служанкой Лизой он повеса, забывающий о робости и воспитанности:
Помада есть для губ, и для других причин
С духами скляночки: резеда и жасмин.
Лиза игнорирует фамусовского секретаря, он ей несимпатичен, она и Софью предостерегает от любви к секретарю отца. В конце концов, дочь Фамусова убеждается в низости своего возлюбленного и просит его покинуть дом до зари. Однако в глазах самого Фамусова Молчалин до конца остаётся безупречным. И, видимо, расскажи Софья обо всем отцу, он не поверил бы ей. В этом и заключается, кроме всего прочего, сила молчалиных – их нельзя разоблачить!
Поначалу кажется, что суть характера этого героя заключается в его «безупречном» лицемерии. Но на самом деле Молчалин… искренен! Его потому и невозможно разоблачить, что разоблачать-то нечего. Он ничтожен, но не хитрит, не интригует, он просто живет по отцовским заветам.
Юноши грибоедовской эпохи, с которых автор писал своего героя, искренне полагали важным не иметь своего мнения ни о чем, ни в коем случае никому не противоречить, быть со всеми в добрых отношениях. Они искренне верили, что их долг - молчать, слушать и слушаться. Что самое удивительное и страшное, «молчалины блаженствуют на свете»! В 1833 году К. А. Полевой писал: «... осмотритесь: вы окружены молчалиными».
Этот «жалкий» герой к финалу комедии проявляет свое истинное – страшное - лицо. Однако, на мой взгляд, трагедия заключается не в том, что Молчалин плох, а в том, что таких, как он, - много. И именно они, эти ничтожные людишки, выдвигаются государством на первый план, именно их глупая, мелкая, подлая и пустая смиренность ценится больше подлинного ума и таланта. Страшен не Молчалин, а молчалины. Они заражают и разлагают общество, но они же были рождены этим обществом. Значит, чтобы избавиться от молчалиных, нужно перевоспитывать не их, а себя, переоценивать собственные ценности, и тогда быть молчалиным станет не нужно и позорно.

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

А. С. Грибоедов

Великий русский поет Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведени-ем «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до кон-ца». И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани.

Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза... Все они по-своему интересны. Но самым интри-гующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество как Молчалин.

Вспомним о происхождении нашего героя. Отец Софьи нашел его в какой-то кон-торе в Твери. Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим «угождать всем людям без изъятья»: хозяину, начальнику, его слуге, и даже собаке дворника, «чтоб ласкова была». Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена. И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым. Благодаря его покровительству он переведен в Москву, получил чин асессора. Живя в доме Фамусова, Молчалин смог втереться в доверие даже к Татьяне Юрьевне, перед которой трепетал сам Фамусов, и к знаменитому Фоме Фомичу. Последний при трех министрах служил в Петербурге, а затем был переведен в Москву, где и зажил в свое удовольствие. Именно так зажил, как мечталось зажить когда-нибудь Молчалину: «награжденья брать и весело пожить».

Пользуясь покровительством Фамусова, Молчалин, однако, не способен чувство-вать благодарность за благодеяния. За спиной своего благодетеля он пытается, и не-безуспешно, соблазнить его дочь, хотя и не испытывает к ней никаких нежных чувств. Чем же объясняется интерес Алексея Степановича к Софье? Думаю тем, что Молча-лину, несмотря на всю его изворотливость, нелегко добывать чины. При богатой неве-сте его дела пойдут лучше. И чтобы завоевать благосклонность Софьи, он пытается быть этаким «мужем-мальчиком, мужем-слугой», уступчивым, скромным и тихим. Молчалин — идеальный вариант мужа, которым можно легко управлять.

Что представляет собой Молчалин? Страшен он или жалок? Полагаю, скорее стра-шен, чем жалок. Даже его знаменитый талант — «умеренность и аккуратность», не-сет в себе угрозу. Если подумать, то ни в умеренности, ни в аккуратности ничего пре-досудительного нет. Все дело в том, как эти «таланты» выглядят на фоне общего поведения героя. Анализируя поступки Молчалина, понимаешь насколько непрост и опасен этот человек. Опасен в том смысле, что выражает многие типичные черты сво-его поколения — Молчалины никогда не переведутся в обществе. Живучесть их со-стоит в том, что они всегда найдут для себя почву. В Молчалине не сразу разгадались его отвратительные качества. Он может быть незаметным и потихоньку, вкрадчиво, плести свои сети. Материал с сайта

В финале, правда, Грибоедов расправляется со своим героем и тот получает по заслугам. Уличенный Софьей во лжи и измене, он не в состоянии уладить конфликт. Утрачена любовь обманутой им Софьи. Не исключено, что Софья расскажет Фамусо-ву правду, и тогда под угрозой окажется так удачно начатая карьера Молчалина.

В жизни очень часто негодяи, подобные Молчалину, безнаказанно ломают чужие судьбы. Этим они и страшны.

Я думаю, заслуга Грибоедова в том, что он предостерегает нас от молчалиных, учит разбираться в людях. Хочется верить, что финальная сцена комедии поможет кому-то избежать такого глубокого разочарования, которое пришлось пережить глав-ной героине комедии «Горе от ума».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • жалок или страшен молчалин в комедии горе от ума
  • сколько лет молчалин жил в доме фамусова
  • сочинение на тему жалок или страшен молчалин?
  • смешон или страшен молчалин?
  • горе от ума жалок или страшен молчалин сочинение

В начале XIX века Грибоедовым была написана комедия, которая открыла новый этап в истории русской литературы. Все персонажи «Горе от ума» имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Особой находкой русского драматурга стало создание образа Молчалина. Этот герой сочетает в себе все отрицательные качества социально-психологического типа, который и сегодня весьма распространен в России. Смешон или страшен Молчалин?

Рабское угодничество

Подобный тип персонажа стал довольно распространенным в русской литературе. Но впервые с ним читатели и театральные зрители познакомились именно благодаря комедии Грибоедова. Писатель смог обобщать все то, что наблюдал в обществе. С его легкой руки в литературную критику вошли такие понятия, как «фамусовщина», «молчалинство». Они не близки по значению, но в комедии «Горе от ума» связаны друг с другом.

Молчалин - человек маленький. Но в отличие от пушкинского типа он не смиряется со своим социальным положением и готов идти на все, дабы подняться в обществе. Отец прививал ему рабское угодничество как средство, с помощью которого можно добиться своей цели. Смешон или страшен Молчалин? Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, кажется очевидным. Секретарь Фамусова может вызвать лишь презрение и иронию. Именно так его воспринимает читатель. Смешным и жалким он предстал в глазах и главного героя комедии. Но нет однозначного ответа на вопрос: «Смешон или страшен Молчалин?» Сочинение, посвященное персонажам Грибоедова, требует более глубокого прочтения произведения. Потому как лишь после размышлений и некоторого анализа приходит в голову, что не так уж безобиден этот герой.

Карьеризм

Смешон или страшен Молчалин? Сочинение Грибоедова - это не просто комедия, в которой автор талантливо высмеял пороки московского общества. В нем также писатель поднял вопрос о том, какие чувства вызывает человек, стремящийся к карьерному взлету. Ошибкой Чацкого стало заблуждение относительно секретаря Фамусова. Молчалин - человек «бессловесный», но способен добиться «степеней известных». В его стремлении сделать карьеру нет ничего предосудительного, если бы не полное равнодушие ко всему, что происходит вокруг.

Один из критиков заметил, что Молчалин, решив однажды сделать карьеру, пошел по пути, с которого уж никогда не свернет. Даже если будет умирать его мать, любимая женщина позовет на помощь, а весь мир станет ему плевать в лицо, он не отступит. Вопрос о том, смешон или страшен Молчалин, исходя из этой точки зрения, предполагает однозначный ответ. Циничных карьеристов следует опасаться. Их угоднические манеры - не повод для иронии. Ведь если такому Молчалину удастся обмануть окружающих, рано или поздно он покажет свое истинное лицо. И лик его будет страшен.

Подлость

Чацкому противопоставлен фамусовский мир. Нельзя сказать, что Молчалин является частью общества своего наставника. Он пока лишь стремится им стать. Но противостояние главного героя и секретаря Фамусова особенно бросается в глаза потому как люди эти принадлежат к одной возрастной категории. Но каждый из них выбрал свой путь в этом мире. Один стал бунтарем и правдоискателем. Другой предпочел отмаливаться и выжидать удачного момента, когда ему удастся всё-таки получить то, о чем он так долго мечтает. Смешон или страшен Молчалин? Может ли змея, которая притаилась и в любой момент готова укусить, вызвать смех? Ответ на эти вопросы очевиден. Их поможет раскрыть сочинение на тему «Смешон или страшен Молчалин».

Лакейство

Молчалин не осознает, как можно, будучи мелким чиновником, иметь свою точку зрения. Его лакейство и желание угодить принимают порою комические формы. Но готов расхваливать гладкую шерстку собаки знатной дамы, играть роль влюбленного перед Софьей, осуждать и критиковать Чацкого. Сочинение на тему «Смешон или страшен Молчалин» - это анализ персонажа, сопоставление его с другими героями, а также размышление о том, кем смог бы стать подобный человек, если бы его обман не был вовремя обнаружен.

Жалчайшее создание

Как уже было сказано, Чацкий при первой встрече с Молчалиным крайне заблуждался. В его глазах этот человек был ничтожеством и жалким созданием. Такое отношение к молчалиным было характерно для грибоедовского времени. Популярным стал тип молодого передового дворянина, который, располагая высокими идеалами и блестящим образованием, сможет когда-нибудь изменить русское общество. Противопоставлением такому типажу служил старый аристократический мир. Молчалины находились в тени. И в этом заключалась опасность, на которую указывает автор комедии «Горе от ума». Смешон или страшен Молчалин? Ответ на этот вопрос ясен, стоит лишь немного пофантазировать. Что бы было, если бы секретарю удалось добиться руки Софьи, попасть в круг Фамусова? Наверняка общество, которое было столь неприятно Чацкому, в конечном счете оказалось бы не таким опасным, как этот молчаливый, исключительно льстивый молодой человек.

Неуязвимость

Созданный им самим образ смиренника умиляет Софью. Начитавшись французских романов, она готова верить в его чистые помыслы и высокие чувства между людьми, принадлежащими к разным социальным мирам. Но маска мгновенно слетает с Молчалина, лишь только перед ним появляется человек, которые ниже по статусу. Истинное лицо этого персонажа можно видеть в тех действиях, где он общается с Лизой. О том, что собой представляет секретарь Фамусова, становится ясно и из его разговоров с Чацким. В глазах Молчалина главный герой - неудачник, а значит, он достоин лишь презрения.

Не стоит полагать, что разоблачение Молчалина приведет к тому, что он исчезнет с общественной сцены. Покинуть ее может только «сумасшедший» Чацкий. «Смешон или страшен Молчалин?» - сочинение-рассуждение, которое требует понимания исторической роли героев Грибоедова. На первый взгляд - неудачливый карьерист. В действительности - чрезвычайно неуязвимый подлец. Рано или поздно он добьется своей цели. И, возможно, страшен не так Молчалин, как то время, в котором комфортно себя чувствуют льстецы и карьеристы, и в котором правду принимают за безумие.



Материнский капитал