Гласные звуки. Выделение гласных первого ряда из слов Гласные 1 и 2

Конспект занятия

Тема . Гласные звуки.

Цель . Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда.

Оборудование . Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет гласный звук.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесений этих звуков: а - рот широко раскрыт; о - губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у - губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы - губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.

III. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков.

Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемешку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву, а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, а, л, э, п, о

IV. Выделение гласных первого ряда из слогов.

а) ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от

б) ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то

V. Итог занятия.

Логопед. Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки.

Созданные мной памятки для учащихся начальной школы, посещающих логопункт облегчат понимание материала по таким темам, как: Анализ звукововго состава слова. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Графическая схема предложения. Проверка слов с безударными гласными в корне. Звуко-слоговая схема слова и другие важные темы, в которых учащиеся допускают много специфических ошибок на письме и в устной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся.

Анализ звукового состава слова. Условные графические обозначения.

Звуки и буквы.

  1. Условные графические обозначения звуков:

- (красный кружок) – гласный звук;

- (синий кружок) – согласный твёрдый звук;

- (зелёный кружок) – согласный мягкий звук.

  1. Знать:

а) Чем отличается звук от буквы? –

звук мы слышим и произносим, он не всегда совпадает с написанием буквы в слове;

букву мы пишем и видим (читаем глазами), её можно потрогать, обвести, срисовать.

б) В русском языке 10 гласных букв (гласные первого ряда – А, О, У, Э, Ы

Гласные второго ряда – Я, Ё, Ю, Е, И),

Буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И являются парными.

21 согласная буква (Б, В, Г, Д, З, Ж, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё две особенные буквы – это Ь и Ъ.

Все звуки русского языка делятся на две группы :

ГЛАСНЫЕ

(их шесть: а о э у ы и)

произносятся свободно, без преграды во рту, можно петь, тянуть.

Гласные образуют слоги .

Гласные Я, Е, Ё, Ю могут обозначать

один звук: (я - [а], е - [э],

ё - [о], ю – [у])

После мягких согласных (белка - [б элка])

И два звука: (я – [йа],

е - [йэ], ё – [йо], ю - [йу]) в начале слова (ёлка - [йолка]),

после гласной (баян - [байан]),

а также после Ъ и Ь (вьюнок - [в йунок], съел - ).

СОГЛАСНЫЕ

(их очень много) –

произносятся с преградой во рту (в виде губ, зубов, языка)

Могут быть твёрдые или мягкие:

твёрдые – перед гласными первого ряда

(А, О, У, Э, Ы), и ещё запомни -

Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые. (Например: л ук – звук л звучит твёрдо, потому что он стоит перед У – гласным первого ряда, ш ина – звук ш всегда звучит твёрдо)

мягкие – перед гласными второго ряда

(Я, Ё, Ю, Е, И и Ь), и ещё запомни –

Й, Ч, Щ - всегда мягкие. (Например: л юк – звук л звучит мягко, потому что стоит перед Ю – гласным второго ряда; ч а щ а - звуки ч и щ будут всегда звучать мягко).

Все остальные согласные, кроме Ш, Ж, Ц, Й, Ч, Щ - могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

Согласные могут быть звонкими или глухими (отличаются работой голосовых связок - при произнесении звонкого согласного голосовые связки работают (вибрируют), а при произнесении глухих – голосовые связки сомкнуты и не вибрируют. Звонкость или глухость - это постоянный (неизменный) признак, т.е. один и тот же звук не может быть и глухим и звонким

Шесть пар звуков различаются по звонкости – глухости и называются парные согласные – Б - П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш. (б очка – п очка, в он – ф он, г ость – к ость, д ом – т ом, з уб – с уп, ж ар – ш ар)

Слово. Предложение.

Графическая схема предложения.

Знать:

1) Графические обозначения: ______________________ . - предложение (длинная полоска)

Слова (короткие полоски)

Слоги (коротенькие полоски)

Звуки.

  1. Слова делятся на части (слоги);
  2. Слоги делятся на звуки. В слоге обязательно есть гласный звук и один или несколько согласных. Есть слоги из одного гласного звука;
  3. слово отличается от слога, звука тем, что имеет значение;
  4. уметь определить, назвать: слово (папа), слог (па), звуки (п, а);
  5. мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов;
  6. уметь сосчитать количество и порядок слов в предложении (включая предлоги и союзы). Например: Таня купила яблоко. 1-е слово – Таня, 2-е – купила, 3-е – яблоко. Заяц бежал по лесу. 1-е слово – Заяц, 2-е – бежал, 3-е – по, 4-е – лесу.
  7. Есть короткие слова (предлоги), которые нужно писать раздельно с другими словами –

На, - под, - к, - из, - над, - из-за, - из-под (некоторые состоят из двух частей) и др. Пред логи соединяют слова в предложении и говорят о расположении предметов в простран стве.

9) При анализе предложения считаем и длинные и короткие слова (предлоги, союзы)

Коля пьёт сок. (3) Коля пьёт сок из стакана. (5).

10) Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка (или другие знаки пре пинания, в зависимости от цели высказывания). Предложение, в отличие от слова или словосочетания, несёт в себе законченную мысль.

Программа списывания готового предложения.

  1. Читаем предложение для того, чтобы запомнить, как оно написано. Цель: списать его без ошибок.
  2. Читаем слова так, как они написаны (орфоэпическое чтение), чтение целого предложения с выявлением его графического оформления в виде большой буквы, знака в конце, наличия знаков препинания: запятых, тире, двоеточия и т. п.
  3. Делим предложения на части для списывания (на слова или сочетания «предлог + слово с ним связанное»). Например: «На полу/ валялась/ шляпа.»

Или делим на словосочетания из двух слов: «Мама налила / в кастрюлю/ горячую во - ду.» Когда усвоили способ деления на слова или словосочетания из двух слов, учимся делить предложения на словосочетания из трёх слов (или четырёх – с предлогом) – «На лесной полянке / стояли четыре волчонка.»

  1. Разделите предложения на удобные вам части (в зависимости от того, сколько слов вы сможете запомнить, чтобы не допустить в них ошибок).
  2. Читаем по слогам ту часть, которую будем списывать, с просматриванием каждой буквы и орфографическим проговариванием (как слово написано по правилам) каждого звука.
  3. Повторяем прочитанную часть «для себя», с концентрированием внимания на чётком проговаривании.
  4. Записываем часть предложения с орфографическим проговариванием, не глядя на образец (можно закрыть его листком), а пользоваться только памятью.
  5. Проверяем написанное предложение по частям, сопровождая орфографическим чтением каждой части в образце и в своей записи. При необходимости дополнительно проверяем знаки препинания.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 – 4 КЛАССОВ

1. Ищем случайные ошибки

«Проверь свою работу»

(Первая проверка)

  1. Не пропустил ли ты букву?
  2. Не добавил ли лишнюю букву?
  3. Не написал ли вместо одной буквы другую?
  4. Правильно ли ты изобразил каждую букву?
  1. Ищем орфографические ошибки

«Проверь свою работу»

(Вторая проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  1. Не словарное ли это слово?
  2. Есть ли в слове орфограммы? Какие?
  3. Обозначь опасные места.
  4. Где возможно, подбери проверочные слова.

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

  1. Проверка предложений

«Проверь свою работу»

(Третья проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с первого:

  1. Не пропустил ли ты слово?
  2. Не написал ли лишнее слово?
  3. Как написаны предлоги и союзы?
  4. Правильно ли слова связаны друг с другом? (проверь окончания)
  5. Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
  6. Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

  1. ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ТЫ ПОСТАРАЛСЯ НАЙТИ ВСЕ ОШИБКИ САМ!

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

СМОТРИ

В КОРЕНЬ грибок - гриб

ОТКУДА СЛОВО В слове морской

Проверка завершена.

ИЗМЕНИ ФОРМУ Для проверки слова гора

СЛОВА Измени форму слова: гора – горы .

Проверка завершена.

ИЩИ ДРУГИХ Для проверки слова удаль

РОДСТВЕННИКОВ удаленький .

Проверка завершена.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто

СМОТРИ выделить корень, и проверка завершена:

В КОРЕНЬ грибок - гриб

ОТКУДА СЛОВО В слове морской корень не является понятным словом, но произош-

ПРОИЗОШЛО? ло оно от слова море .

Проверка завершена.

ИЗМЕНИ ФОРМУ Для проверки слова гора первые два способа не помогают.

СЛОВА Измени форму слова: гора – горы .

Проверка завершена.

ИЩИ ДРУГИХ Для проверки слова удаль предыдущие способы не подходят.

РОДСТВЕННИКОВ Подбираем родственное слово – удаленький .

Проверка завершена.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто

СМОТРИ выделить корень, и проверка завершена:

В КОРЕНЬ грибок - гриб

ОТКУДА СЛОВО В слове морской корень не является понятным словом, но произош-

ПРОИЗОШЛО? ло оно от слова море . Проверка завершена.

ИЗМЕНИ ФОРМУ Для проверки слова гора первые два способа не помогают.

СЛОВА Измени форму слова: гора – горы . Проверка завершена.

ИЩИ ДРУГИХ Для проверки слова удаль предыдущие способы не подходят.

РОДСТВЕННИКОВ Подбираем родственное слово – удаленький .

Проверка завершена

Памятка – рассуждение «Звуко-слоговая схема слова»

Звуко-слоговой анализ слова – это когда в слове определяется последовательность и наличие слогов и звуков в устном плане. В ходе рассуждений рисуется схема слова, где используются графические обозначения: прямоугольник – слово, разделён вертикальными полосками по количеству слогов, где расположены кружки разного цвета – звуки.

Как правильно обозначить звуки и какие звуки бывают?

Звуки бывают 2 видов – согласные и гласные.

Характеристика гласных – ударные и безударные, гласные 1 ряда (А О У Э Ы, гласные 2 ряда (йотированные – Я Ё Ю Е и звук И). Ошибка детей говорить на гласные 2 ряда, что они мягкие – твёрдые и мягкие бывают только согласные!

Характеристики согласных – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Обозначаем звуки:

О – красный кружок - гласные (А О У Э Ы, Я Ё Ю Е И)

А О У Э Ы – указывают на твёрдость впереди стоящего согласного,

Я Ё Ю Е И, Ь – указывают на мягкость впереди стоящего согласного.

О – синий кружок - согласные твёрдые (стоят перед гласными А О У Э Ы или перед другими согласными звуками, всегда твёрдые – Ш Ж Ц)

О – зелёный кружок - согласные мягкие (стоят перед гласными Я Ё Ю Е И и буквой Ь, иногда перед согласными звучат мягко (гво з дь, го с ть), всегда мягкие – Ч Щ Й)

Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков, поэтому кружками не обозначаются.

Правило слогового деления – в каждом слоге есть свой гласный – поэтому – Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Приступаем к рассуждению над словом и схеме:

Это слово СНЕЖИНКА. (в ходе рассуждения рисуем схему)

1) Чтобы определить количество слогов, мы его отхлопаем – СНЕ – ЖИН – КА – 3 слога. Прямоугольник делим на 3 части.

2) первый слог – СНЕ. Он состоит из звуков:

С – согласный, глухой, звучит твёрдо – обозначу синим кружком.

Н – согласный, звонкий, звучит мягко, так как после него звук Е (или он стоит перед Е) – обозначу зелёным кружком.

Е – слышится И, пишем Е (проверить СНЕГ) – гласный (безударный) – обозначу красным кружком.

3) второй слог – ЖИН, состоит из звуков:

Ж – согласный, звонкий, всегда твёрдый – синий кружок.

И – слышится Ы, пишем И после Ш, гласный (ударный) – красный кружок.

Н – согласный, звучит твёрдо – синий кружок.

4) третий слог – КА, состоит из звуков:

К – согласный, глухой, твёрдый, обозначу синим кружком.

А – гласный – обозначу красным кружком.

О О О

О О О

О О

Теперь звуки обозначим буквами и проверим слово
С Н Е Ж И Н К А


Выделение гласных первого ряда из слов

Л.В.Шаповалова

Тема: Выделение гласных первого ряда из слов.

Цель : формировать умение выделять гласные 1 ряда из односложных слов.

Задачи: учить анализировать и дифференцировать полученные знания с помощью выделения необходимой информации и систематизации ее; совершенствовать грамматический строй речи и связную речь;

корригировать слуховое восприятие на основе упражнений в выделении гласных звуков из односложных слов; развивать долговременную память, конкретно – действенное мышление, коммуникативную компетентность;

воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование : предметные картинки, цветные и карандаши, зеркала, тетради, азбуки, песок, синие и красные фишки, цветные полоски, цветик – семицветик, логопедические зеркала, дидактический материал.

План и ход занятия.

І. Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Мы готовы. Стол в порядке.

Начинается урок…

Будем отвечать активно

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

2. Психологический настрой.

Для начала давайте посмотрим, с каким настроенинм вы пришли на занятие. А помогут вам в этом разноцветные лепестки. Выберите лепесток того цвета, который соответствует вашему настроению. Составив цветок, мы сможем понять наше настроение.

Язык красок:

Желтый, оранжевый – веселое, шаловливое, радостное;

Красный – хороше, бодрое настроение;

Зеленый – лень и равнодушие;

Синий – спокойствие;

Фиолетовый – грусть, тревожность;

Черный – печаль.

Дети, у всех разное настроение.

ІІ. Основной этап.

    Артикуляционная гимнастика.

2. Отгадай загадки

На лице гора,

В ней два окна.

о с)

Сапожник, не сапожник

Портной, не портной

В руках ножницы,

А во рту – щетинка

а к)

Я очень вкусный и полезный,

Могу я на столе лежать,

могу и в ротик убежать

ы р)

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь

у к)

Это что же за дразнилка?
Я зову: «Наташка!»
А он кричит: «Ашка!»
Я зову «Сережа»!
А он кричит: «Ежа!»
Я кричу: «Ау!»
А он рычит: «У-у-у!»

( э хо)

В воду глядеть на своё отраженье.

Свесила ветки с обрыва

Нежная, грустная .... (Ива)

(На доске предметные картинки – отгадки).

За правильный ответ ребёнок получает картинку – отгадку.

Назовите свою картинку, выделяя голосом гласный. (Ж – ууууу - к,

н – ооооо - с, р – ааааа - к, с – ыыыыы - р)

3. Сообщение темы и цели занятия.

Вопросы для каждого ребёнка:

Что нужно сделать, чтобы произнести звук [У] ?

Что нужно сделать, чтобы произнести звук [О] ?

Что нужно сделать, чтобы произнести звук [А] ?

Что нужно сделать, чтобы произнести звук [Ы] ?

Покажите артикуляцию каждого звука без голоса.

Докажите, что А, О, У, Ы – гласные.

При произнесении воздушная струя не встречает преград.

Это звуки первого ряда. Как они звучат?

Какая буква здесь лишняя? Почему?

Скажите гласные звуки кратко, отрывисто: А. О. У. Ы. Э.

А теперь протяжно: А ___ О ___ У ___ Э ___ Ы ___

4. Сопоставление звуков с их графическим изображением – работа с алфавитом:

Дети, я буду вам читать стихотворения про гласные 1 ряда, а вы покажите эти буквы на алфавите.

Письмо в воздухе,

На ладошке,

На спине соседа.

А – начало алфавита, тем она и знаменита.

А узнать ее легко, ноги ставит широко.

Буква О всегда стояла круглая, нормальная,

Спать легла, бока помяла. И теперь овальная!

У – улитка на дорожке смело выпустила рожки,

Уходите – ка с пути, не мещайте дом везти.

А бедняжка буква Ы ,

Бродит с палочкой, увы!

Это – Э с открытым ртом

И большущим языком.

5. Игра на внимание.

На какие звуки не было скороговорок?

А – А – А – пропела мама.

А - А – А – пропел малыш.

А – А – А – споем для куклы.

А – А – А – и кукла спит.

Ы – Ы – Ы - тыква, бусы и усы.

Э – Э – Э

Эмма, Эдик шли в кино, покупали эскимо.

6. Письмо гласных букв 1 ряда.

Напишите букву, соответствующую гласному звуку в словах: МАК, СОМ, КОТ, БЫК, ЛУК – индивидуальная работа.

(Дети пишут пальцем буквы: А, О, Ы, У на блюдце с песком)

7. Игра «Хлоп- топ»

О – хлопни в ладоши, У – топни ногой, А – хлопни и топни одновременно.

Картинки: дерево, шкаф, волк, лук, слон, краб стол.

8. Работа с картинным материалом.

(на столе картинки с одним, двумя гласными: дом, мак, кот, лук, книга, часы, гуси и т.д.)

Выберите картинки, в названиях которых слышится один звук гласный.

Произнесите слово, выделяя гласный (протягивая) и назовите его и запишите в тетради.

9. Игровое упражнение «Веселая гимнастика» - на внимание.

Вы внимательно выслушиваете мои указания и точно их выполняете:

Поднять руки вверх;

Правую руку опустить вниз;

Левую руку поставить на пояс;

Руки опустить вниз;

Повернуться направо;

Посмотреть налево.

10. Расширение и уточнение словаря.

На столе у вас лежат предметные картинки, выберите сначала картинки, которые начинаются на звук А, (О,У) работаем в паре.

Обратите внимание, на столе лежит какой – то камень. Кто знает, что это?

На какой звук это слово?

Что такое «уголь», как вы понимаете?

А где добывают уголь?

Мы живём в ДНР и уголь – главное богатство нашей республики. И на нашем флаге есть черный цвет, который символизируют плодородную землю и уголь Донбасса.

Какие еще цвета на флаге ДНР?

Донбасс – наша родина и мы любим ее. Что мы можем пожелать людям Донбасса.

Людям Донбасса небо без тучек,

Людям Донбасса солнышка лучик.

Людям Донбасса мира, добра,

Пусть прекратится эта война!

Назовите гласные в слове «Донбасс». Что они обозначают?

11. Упражнения в уточнении цвета.

Возьмите синие и красные карандаши.

Что мы обозначаем синим Цветом? Красным?

12. Чтение сочетания гласных букв 1 ряда.

Уэо уа оэаы ау аоыэ оау иа уоа

Вы заметили, что здесь есть настоящие слова, назовите их.

13. Работа со схемой слова [Д], [О], [М].

Сколько всего звуков?

Сколько букв в слове?

Сколько гласных звуков?

Где находится гласный?

14. Физминутка. “ДОМ”

ДОМ – дети стоят прямо, руки в замке за спиной;

ДОМИК – дети приседают, руками обхватывают колени, наклоняют голову;

ДОМИЩЕ – подпрыгивают, высоко тянут руки вверх.

Уточняются лексические значения слов: ДОМ, ДОМИК, ДОМИЩЕ.

15. Работа с азбуками.

в) из азбуки составить слово ДОМ

Замените [О] на [Ы]. Прочитайте.

Объяснение лексического значения слова ДЫМ.

Замените [Ы] на [А]. Прочитайте

Запишите в тетрадь. Отметьте гласный красным карандашом.

16. Гимнастика для рук.

Кулачок – ребро – ладонь.

17. Упражнение в составлении предложений.

Ребята, слова, произносимые нами, сами по себе ни о чем не говорят, не рассказывают. Например, слово «дом». Мы можем его произнести много раз, но никогда не узнаем, какой это дом (высокий или низкий, новый или старый), где он стоит (в городе или деревне), кто в нем живет. Для того, чтобы сова стали рассказывать, они должны подружиться друг с другом. Например, «Рабочие построили новый дом». Из дружных слов получилось предложение.

Скажите, что вы узнали о доме?

Кто построил дом?

Какой это дом?

Составьте вы предложения со словом «дом».

(Дом большой и красивый. Дом стоит на берегу реки. В доме живёт дружная семья.)

Предложения тоже могут дружить. Так получается рассказ.

Перескажите рассказ о доме.

Скажите, без гласных получились бы у нас слова? Предложения? Рассказ?

ІІІ. Заключительный этап.

    Итог.

Понравилось вам занятие?

Чем оно вам запомнилось?

А давайте сейчас проверим, какое у вас настроение?

2. Оценка деятельности каждого ученика.

Докучаевская СОШИ №27 МОН ДНР

Выделение гласных первого

ряда из слов.

открытое логопедическое занятие

2 класс

Подготовила: учитель – дефектолог

Л.В.Шаповалова

2017 – 2018 уч. год.

Класс: 2

Цель : закрепление знаний о гласных 2 ряда, их функции мягкости впереди стоящего согласного.

Задачи :

  • закреплять знания о значимости гласных 2 ряда для обозначения мягкости звука.
  • упражнять в нахождении и назывании твердых и мягких согласных в слогах и словах.
  • корректировать работу зрительно- слухового анализатора в упражнениях на определение гласных 2 ряда, стоящих перед ними мягких согласных.
  • развивать мышление, внимание при работе с предложениями и текстом.
  • способствовать формированию связной, выразительной речи.
  • продолжать формировать учебные навыки, навыки самоконтроля.

Материал : таблица звуковых символов гласных 2 ряда (Я - йа, Е - йо, Е - йэ, Ю - йу); таблица с гласными буквами 1 и 2 ряда попарно (А-Я, О-Е, Э-Е, У-Ю, ы-И); карточки со словами (рад - ряд; нос - нес; лук - люк; мыл- мил); песочные часы; знаки “+”, “-”, “галочка”.

На каждого ребенка: тетради в линейку; карточки со слогами, словами, текстом; карандаши (красный, синий, зеленый); “пятерки”.

Ход занятия

“Перекличка” - садится тот, кто назовет себя по имени.

О каких гласных мы говорили на прошлом занятии? (Гласных 1 ряда: А,О,У,Э,ы) Как мы их произносили? (Протягивали и пели) Какие согласные стоят перед этими гласными (Твердые) Вспомните и назовите слоги с гласными 1 ряда.

Учитель-логопед сообщает тему занятия: “Гласные 2 ряда”; цель занятия - закрепление знаний о гласных 2 ряда, их влиянии на стоящий перед ними согласный, об одном из способов смягчения согласных.

Гласные 2 ряда состоят из двух звуков (показывается таблица со звуками). Мы договоримся, что не будем тянуть эти звуки, как маленькие, глупые ослики. Мы будем называть гласные 2 ряда коротко и четко: “Я, Е, Е, Ю”. (Называет учитель-логопед, затем дети.) Какой гласный из 2 ряда можно протянуть и даже пропеть? (Гласный “И”).

Вносится таблица с гласными 1 и 2 ряда. Дети называют гласные 1 ряда, протягивая их, 2 ряда - коротко, четко. Затем учитель-логопед читает стихотворение, дети называют гласные по парам. Еще раз обращается внимание на то, что гласные 2 ряда “Я, Е, Е, Ю” дети называют коротко, четко, не протягивая их.

  • Называем букву “А”, а подружка буква - “Я”,
  • Тянем с вами букву “О”, а подружка буква - “Е”,
  • Спела песню буква “У”, а ответила ей “Ю”,
  • Мы пропели букву “Э”, а в ответ мы слышим “Е”,
  • А с малышкой буквой “ы” тянет песню буква “И”.

Работа в тетрадях. Напомнить детям об осанке при выполнении заданий в тетрадях.

Учитель-логопед показывает карточки со словами, записанными попарно (рад - ряд; нос - нес; лук - люк; мыл - мил), предлагает прослушать два слова на первой карточке; установить их значение; определить характер звучания согласных; уточнить, что для обозначения мягкости согласных используется гласный 2 ряда.

Я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: рад - ряд.

Что такое рад? А что такое ряд? Значит, эти слова отличаются значением.

А еще чем? Как звучат первые согласные? “РАД” (пауза)..... твердо. Назовите звук (“Р”). Запишем это слово. Читайте, что получилось: .......РАД. (Цветом выделяются гласные буквы, твердые, мягкие. Уточняется, что для обозначения гласных используется красный цвет, твердых согласных - синий, мягких согласных - зеленый.)

А теперь нам нужно: “РЯД”. Назовите первый звук (“РЬ”). После “Рь” напишем букву....... “Я”. Запишем это слово. Читайте, что получилось: ....... “РЯД”.

В нашем слове “ряд” гласный 2 ряда “я” служит......... для смягчения звука “Р”.

Аналогично проводится работа с парами слов “нос - нес; лук - люк; мыл - мил”. Дети придумывают предложения с этими словами.

Для чего же служат гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ним).

Существует два способа обозначения мягкости согласных на письме. Первый способ: с помощью гласных второго ряда “я, е, е, ю, и”. Второй - ?........ О нем мы будем говорить на следующих занятиях.

Игровое упражнение “Капитаны”. Дети выполняют движения только в том случае, если учитель-логопед дает команду “Капитаны”. (Например, “Капитаны, хлопнули в ладоши!” - исполняется; “Топнули ногой!” - нет и т.д.)

Задания на карточках.

№ 1 ГА, ГЯ, РО, РЕ, НЯ, НА, ЗЫ, ЛЯ, СИ, ТЮ, ПО, ФЫ, ВЕ, ДЯ, БЮ, МЫ, ШУ, СА, ХИ, ДУ, НЯ, БЕ, РЫ, ПЮ, КО.

№ 2 САНКИ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ

№ 3 Друзья.

Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг он увидел зеленый шарик. На шарике было нарисовано лицо. Коля догадался, что это ребята придумали. Потом пришли Люба, Сережа и Тима. Они принесли книгу с картинками. Коле стало хорошо.

Задание № 1. Чтение слогов, обведение в кружок слогов только с гласными 2 ряда, смягчающими стоящие перед ними согласные.

Речевой материал: га, ГЯ, ро, РЕ, НЯ, на, сы, ЛЯ, СИ, ТЮ, по, фы, ВЕ, ДЯ, БЮ, мы, шу, за, ХИ, со, НЯ, БЕ, ры, ПЮ, кы.

Дети называют слоги с мягкими согласными. Учитель-логопед повторно называет слоги, дети - гласный 2 ряда и мягкий согласный в слоге.

Затем дети ставят знак “+”, если задание понравилось и справились с ним легко; знак “-”, если было трудно или задание не понравилось; “галочка”, если получилось не все, были ошибки.

Устное задание: учитель-логопед называет слова, а дети слоги с гласными 2 ряда и мягкими согласными, стоящими перед ними: РУ-КИ, ГРИ-БЫ, МАР-КИ, ДОС-КА - !, КЛЯК-СА, СТОЛ - !, ТУФ-ЛИ, Ю-ЛА -!, КОС-ТЕР, ДОЖ-ДИ, ЯБ-ЛО-НЯ, ЗЕБ-РА, ЗОН-ТИК, СВЕК-ЛА.

Для развития внимания, мышления, детям даются “провокационные” варианты слов (есть гласный 2 ряда, но нет стоящего перед ним согласного; отсутствуют гласные 2 ряда и мягкие согласные).

После выполнения задания дети ставят на карточках знаки “+”, “-” или галочку.

Задание № 2: записать 5 слов по слогам, обвести красным кружком гласные 2 ряда, подчеркнуть зеленым цветом мягкие согласные, стоящие перед ними.

ПОВЕЛ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ.

После выполнения задания дети ставят знаки “+”, “-” или галочку.

Физкультминутка.

  • 1 вариант: дети выполняют произвольные движения под веселую музыку.
  • 2 вариант: дети выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая слова.

Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп - хлоп!
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора!

Задание № 3. Работа с текстом:

Выразительное чтение текста учителем-логопедом, определение детьми количества предложений, слов в предложениях (обращается внимание на “маленькие” слова – предлоги);

Чтение текста детьми (можно предложить чтение по предложению - “цепочкой”, по выбору читающего ученика учителем-логопедом);

Чтение предложений, предложенных учителем-логопедом или по выбору самих учеников с различной интонацией.

Упражнение на внимание: дети находят в тексте гласные 2 ряда, обводят их кружком красного цвета (можно предложить подчеркнуть зеленым карандашом мягкие согласные, стоящие перед гласными). Учитель использует песочные часы для того, чтоб дети могли контролировать время выполнения задания.

Коля заболел. (2) Он лежал в постели и глядел в окно. (8) Вдруг он увидел зеленый шарик. (5) На шарике было нарисовано лицо. (5) Коля догадался, что это ребята придумали. (6) Потом пришли Люба, Сережа и Тима. (6) Они принесли книгу с картинками. (5) Коле стало хорошо. (3)

После выполнения задания дети обмениваются карточками, проверяют задания друг у друга, затем на своих карточках ставят знаки “+”, “-” или галочку.

Итог занятия.

Для чего нужны гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ними.)

Как мы договорились называть гласные 2 ряда? (Коротко, четко, не протягивая)

Какие задания вам показались трудными? Можете ли вы сказать, что вы сегодня хорошо поработали. Почему?

Дети получают “пятерки” за старание, активную работу на занятии.

После занятия, при проверке выполнения заданий детьми и проставленных ими знаков (“+”, “-”, “галочка”), учитель-логопед анализирует уровень развития навыков контроля и самоконтроля.

Разделы: Начальная школа

  • Активизация внимания детей, подготовка к предстоящему занятию, ориентировка на тему занятия и актуализация соответствующей лексики.
  • Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
  • Коррекция процессов памяти, внимания.
  • Воспитание навыка общения, ответа на вопрос, контроля над собственном поведением.

Оборудование: Таблица с гласными первого и второго ряда; таблица слогов; карточки для самостоятельной работы; цветные карандаши; мяч; доски клейкой лентой (30/ 30) для развития мелкой моторики рук, коробочки с фасолью.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

  1. Развитие мелкой моторики рук.

Ребята перед вами доска с липкой лентой и коробочка с фасолью. Я предлагаю вам выложить на доске елку, солнце, дом. Молодцы, вы прекрасно справились заданием.

  1. Повторение раннего пройденного материала.

Давайте вспомним и произнесем с вами гласные первого и второго ряда. (Обращаем внимание детей на таблицу гласных) .Скажите, пожалуйста, как образуются гласные второго ряда?(йотированный согласный + гласный звук).

Теперь сравните пары гласных: А-Я; О–E; У-Ю; Э-Е; Ы-И. (Выявляем сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию). Ребята, эти гласные называются парными гласными и чтобы не путать их на письме, мы с вами будем учиться их различать.

  1. Сообщение нового материала.

На нашем занятии мы научимся различать парные гласные, и мы узнаем с вами, что гласные второго ряда - волшебные, они делают мягким согласный. Перед вами таблица с прямыми слогами. Давайте прочитаем хором прямые слоги, сочетая М, (Н, С и т.д.), попарно с гласными первого, затем второго ряда.

М А О Э У Ы Н А О Э У Ы
Я E Е Ю И Я E Е Ю И

(При повторном чтении обращаем внимание на изменении звучания согласного от соседства гласных второго ряда).

Ребята, что происходит с согласными, когда после него идет гласный второго ряда?(Согласный становится мягким).

Я предлагаю вам немного поиграть.

  1. Игра «Волшебный мяч».

(Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких и мягких согласных).

Ребята, я буду называть вам твердый вариант и при этом кидаю, мяч, а вы называете мягкий вариант и кидаете мяч обратно мне. (Мяч бросаем по очереди).

  • изолированно.

Б-Б"; В-В"; Г-Г"; Т-Т"; Д-Д" и т.д..

А теперь обратно, вы называете мягкий вариант, а я твердый.

  • Б-Б"; В-В"; Г-Г"; Т-Т"; Д-Д"; и т.д.
  • в слогах (перекидывая мяч).
ДА-ДЯ ДО-ДE ДУ-ДЮ ДЫ-ДИ
  1. Работа в тетради

Диктант слогов.

Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги содержащий мягкий согласный, а в другой твердый.

СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ТЕ, ЛА. (Проверяем в слух).

Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их в слух.

МАЛ- МЯЛ; ЛУК-ЛЮК; МЫЛ-МИЛ; НОС-НEС; ВОЛ-ВEЛ.

Посмотрите, еще раз прочитайте и скажите, одинаково ли они по написанию, по произношению, и по значению? Обратите внимание на первые согласные в этих словах. Какие они, где твердые, а где мягкие. Запишите эти слова в тетрадь и с помощью цветных карандашей отметим мягкий и твердый согласный.(Синим – твердый, красным- мягкий).

МАЛ-МЯЛ; ЛУК- ЛЮК; МЫЛ- МИЛ; НОС- НEС; ВОЛ- ВEЛ.

Молодцы, а теперь немного отдохнем.

  1. Физминутка.

Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь под подвижную музыку немного потанцуем.

Руку правую в перед,
А потом ее назад,
И опять ее в перед,
И немного потрясем.
Мы танцуем буги- вуги
Поворачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.(Тоже самое только с левой рукой).

Вот мы с вами не много отдохнули, а теперь продолжим работу.

  1. Работа по карточкам.

Ребята перед вами лежат карточки с предложениями, где в словах пропущены гласные.Вставьте их и цветными карандашами обведите твердые и мягкие согласные.(мягкий- зеленым, твердый- синим и красным гласный второго ряда).

Цветы у В...ли зав...ли. Л...ся л...бит л...к. Юр... был р...д, что попал в первый р...д. У П...т... ут...т... , а у В...т... кот...т.... Н...жно полить вишн....

Проверяем работу.

(Цветы у Вали завяли. Люся любит лук. Юра был рад, что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити котята. Нужно полить вишню).

  1. Самостоятельная работа.

(Эта работа дается, если дети активно работали на занятии, и осталось время, если нет, то задание дается на дом).

Придумайте по три слова начинающийся на мягкий согласный. Запишите их в тетрадь. Цветным карандашом подчеркните мягкий согласный. (На доске пишутся согласные буквы с которых начинаются слова).

  • М- (пример: мяч, Миша, медведь).
  • Л- (пример: лев, лень, люди).
  • Д- (день, дело, дятел).
  • Т- (тень, тело, Тимофей).

С любым из слов составьте одно предложение.(Пример: Миша играл в мяч).

  1. Итог занятия.

Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный.?

Что мы узнали и чему научились на нашем занятии.

Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были внимательными, активными, вы меня очень порадовали. Большое вам спасибо! Занятие окончилось. До свидание.



Беременность и роды