Количественные числительные могут обозначать только целые числа. Имя числительное

Целые числительные — это числительные, обозначающие целые числа и обычно сочетающиеся со счетными существительными (три, сорок пять, пятьсот и т.п.).

Целые числительные изменяются по падежам, имея, как правило, окончания какого-то одного числа — единственного (как семь, двад-цать, сорок, пятьдесят) или множественного (как четыре, двести, восемьсот). Числительное два изменяется не только по падежам, но и по родам: форма два может сочетаться с существительными мужского и среднего рода (два стола, два окна), а если существительное жен-ского рода, то данное числительное ставится в форме две (две парты). Числительное один изменяется по падежам, родам и числам.

Склонение целых числительных представлено несколькими типами:

  • два, три, четыре относят к смешанному склонению, отмечая при этом, что у этих числительных имеются некоторые особые флексии;
  • числительные от пяти до двадцати, тридцать и все, заканчи-вающиеся на -десят, склоняются по субстантивному III склонению;
  • числительные двести, триста, четыреста и все на -сот склоня-ются по субстантивному I склонению;
  • числительные сорок, девяносто, сто имеют по две падежные формы: именительный падеж, совпадающий с винительным, и одну форму для всех остальных падежей (сорока, девяноста, ста).

В словосочетаниях с именами существительными числительные ведут себя следующим образом:

  • числительное один согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
  • в именительном падеже (и в совпадающем с ним винительном при неодушевленных существительных) именно числительное оказывает-ся главным словом, требуя от существительного формы родительного падежа — либо единственного числа (при словах три, четыре), либо множественного числа (начиная с пяти);
  • особый случай наблюдается с числительным два, где в имени-тельном падеже (и в совпадающем с ним винительном при неодушев-ленных существительных) мы имеем дело с взаимным подчинением одного слова другому, т.к. числительное требует от существительного формы родительного падежа единственного числа, а существительное, в свою очередь, управляет грамматическим родом числительного (два мальчика, но две девочки);
  • в других падежах существительное оказывается главным словом, требуя от числительного согласования в падеже;
  • числительные тысяча, миллион, миллиард, триллион в словосо-четаниях ведут себя как существительные.

Дробные числительные — это числительные, обозначающие дробные числа. Они обычно состоят из двух частей: первая часть, называющая числитель дроби, представляет собой количественное числительное, вторая часть, называющая знаменатель, — чаще всего порядковое числительное (одна пятая, две восьмых), но может быть и существительное типа треть, четверть (одна треть, три четвер-ти). Иногда этот разряд слов понимается достаточно широко — как любое название для дробных чисел, и тогда в качестве дробных чис-лительных могут также рассматривать и целые словосочетания, напри-мер: пять с половиной, три целых две десятых. К дробным числитель-ным относятся также слова полтора/полторы, полтораста.

Данная группа числительных имеет падежные формы. При их склонении изменяются обе части: одна вторая, одной второй, одну вторую и т.д.; три седьмых, трех седьмых, трем седьмым, тремя седь-мыми и т.д. Числительное полтора имеет также форму женского рода полторы и одну форму для косвенных падежей — полутора.

Существительное, сочетающееся с дробным числительным, ста-вится в форме родительного падежа: две третьих круга, шесть деся-тых участка.

Порядковые числительные — это числительные, называющие порядковый номер предмета при счете (восьмой, двадцать пятый, две тысячи десятый). Формально почти все порядковые числительные (кроме первый и второй) образованы от соответствующих количе-ственных числительных: шесть -> шестой, тридцать -> тридцатый, сорок -> сороковой и т.д.

В академической традиции, в отличие от школьных учебников, порядковые числительные часто рассматриваются как разновидность относительных прилагательных, поскольку они обозначают признак предмета, выражающий отношение к числу. И по своим синтаксиче-ским свойствам этот разряд числительных совпадает с прилагатель-ными: порядковые числительные обычно являются определениями или именной частью сказуемого и согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Количественные числительные — это числительные, называю-щие абстрактные числа или количество предметов и отвечающие на во-прос сколько? В некоторых контекстах количественные числительные могут обозначать порядковое место предмета при счете: вагон десять, место двенадцать; дом двадцать два, квартира пять.

В ряде работ предлагается выделять два типа количественных чис-лительных — определенно-количественные (два, десять, сто и др.) и неопределенно-количественные (столько, сколько, несколько, мно-го, немного, мало, немало). Вторая группа слов в школьной традиции обычно трактуется как местоимения. Эти слова обладают признаками обеих частей речи, т.к. у них есть значение количества (как у числи-тельных), но они это количество конкретно не называют, а лишь указы-вают на него (подобно местоимениям). Количественные числительные подразделяются на целые, дробные и собирательные.

Простые числительные — это однокомпонентные числительные, представляющие собой одно слово. Они могут быть как непроизводны-ми (три, сорок, сто), так и производными (шестнадцать, двадцатый).

Сложные числительные — это числительные, имеющие в своем составе более одного корня (шестьдесят, семьсот, двухсоттысяч-ный). В некоторых работах их рассматривают как разновидность про-стых числительных.

При склонении сложных числительных от пятидесяти до восьми-десяти, а также от двухсот до девятисот изменяются обе части: семь-десят, семидесяти, семьюдесятью и т.п.; четыреста, четырехсот, четыремстам, четырьмястами и т.п.

Составные числительные — это многокомпонентные числитель-ные, состоящие из нескольких слов, каждое из которых является про-стым или сложным числительным (сорок восемь, три десятых, двести пятьдесят третий).

В составных количественных числительных склоняются все слова, их образующие: триста двадцать два, трехсот двадцати двух, трем-стам двадцати двум и т.д.; три восьмых, трех восьмых, трем восьмым и т.д. В составных порядковых числительных склоняется только по-следнее слово: триста двадцать второй, триста двадцать второго, триста двадцать второму и т.д. Материал с сайта

Собирательные числительные — это числительные, обозначаю-щие количество предметов в их совокупности, как единое целое. В от-личие от других разрядов количественных числительных, собиратель-ных слов насчитывается немного. Наиболее употребительные — это двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; иногда к этому разряду относят местоименное слово оба/обе. Числительные данного разряда не могут быть названиями чисел, и они не используются при счете.

Особенностью собирательных числительных является их употребле-ние скорее в разговорной, чем в литературной речи, а также их ограни-ченная сочетаемость. Собирательные числительные могут сочетаться:

  • с названиями лиц мужского пола или с существительными обще-го рода (двое старшеклассников, трое работяг), с существительными женского рода встречается только слово обе;
  • со словами лица (в значении ‘люди’), люди, дети, ребята, людишки, детишки, ребятишки (четверо детишек, трое подозрительных лиц);
  • с названиями детенышей (трое котят);
  • с существительными, имеющими только множественное число, — pluralia tantum (двое суток, трое очков);
  • с существительными, называющими парные предметы (двое сапог);
  • с личными местоимениями (нас было семеро).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • числительныечетыреста простое или сложное
  • числительное порядковое сочинение
  • на каком основании различаются целые, дробные и собирательные количественные числительные
  • просклонять порядковое числительное 874-й по падежам
  • собирательное числительное в названия сказок

Числа в повседневной жизни играют важную роль, с их помощью люди определяют количество предметов, отсчитывают время, определяют массу, стоимость и порядок при счете. Слова, которые можно обозначить на письме, записав буквами и цифрами, называют именами числительными. Другое определение звучит так: числительные - слова, обозначающие порядковый номер предмета или количество.

Грамматические признаки числительного

Все лексемы, обозначающие целые и дробные числа, а также количество людей, животных или предметов, являлются особой группой слов, состав которой полностью сформирован и не меняется.

Такие единицы являются одной из важных, или, как еще говорят, знаменательных частей речи и могут иметь несколько обозначений:

Понятие числа как такового: пять, десять, пятнадцать и так далее;

Количество определенных предметов: две машины, шесть домов;

Совокупное значение нескольких предметов, которые сосчитали.

Соответственно, и вопросы к ним звучат так: какой по счету? который? сколько? В зависимости от значения и вопроса, на который отвечает имя числительное, их делят на несколько видов (об этом мы поговорим чуть позже).

Например: Тридцать (подлежащее) делится на десять. Шестью шесть - тридцать шесть (именная часть сказуемого). Говоря о месте числительных в предложении, нужно отметить, что они могут быть как главными, так и второстепенными членами. Еще одна особенность заключается в том, что имя числительное как часть речи является не пополняемой группой слов. Все формы, употребляемые в устной и письменной речи, образуются исключительно от названия цифр. В синтаксической конструкции числительное как часть речи может быть как в составе главного, так и частью второстепенного члена предложения.

Обратите внимание! Числительное, обозначающее количество, и существительное, связанное с ним, всегда выступают как один неразделимый член предложения. Например: Мы гуляли до шести утра. Занятия в бассейне начинаются в пять часов. Девочки собрали двадцать пять ромашек.

Виды числительных

Далее следует выделить начальную форму разбираемого слова, к какому разряду оно относится (порядковое или количественное числительное), структуру (простое или составное) и особенности его склонения по падежам.

Следующий шаг - определение непостоянных признаков. Это падеж, род и число, если таковые можно распознать.

В заключение разбора описывают синтаксическую функцию слова в предложении, с какой частью речи оно связано и согласуется ли с ним. И хотя такой разбор имени числительного вряд ли кому-нибудь пригодится в жизни (разве что будущим филологам), но для правильного употребления слов в речи и на письме уметь его производить просто необходимо.

В русском языке часть речи, обозначающая число предметов, количество или порядок, называют числительным. В данной статье подробно описаны особенности числительных, их структура, склонение по падежам, значение и основные проблемы. Для лучшего усвоения материала приведены наглядные примеры.

Числительное в русском языке

Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы который? сколько? и обозначает число предметов, порядок или количество называется числительным

Примеры: пятый , восьмой , семнадцать , двадцать пять .

Обозначать количество могут разные части речи, но записать с помощью цифр можно только эту часть речи (Пятёрка лошадей - пять (5) лошадей).

История возникновения системы числительных уходит в далёкое прошлое формирования праиндоевропейского языка, где использовалась десятинная система исчисления.

Проблематика числительных

В русском языке современности, по мнению учёных-лингвистов, нет чёткого понятия, какие словесные формы относить к данной части речи. Дело в том, что по своему происхождению все они относятся к разным основам. Условно все точки зрения можно разделить на две основные группы - изучение форм в широком или узком понимании.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

При узком рассмотрении и изучении данной части речи дробные и порядковые разряды исключаются, как отдельный вид. В широком изучении к видам числительных относят:

  • три группы, обозначающие количество (дробные, собирательные, целые);
  • порядковые;
  • слова неопределённо-количественные (мало, много, сколько).

Нет однозначного мнения по поводу форм, обозначающих порядок при счёте. Ряд учёных (Виноградов, Тихонов, Пешковский и др.) относят их к относительным прилагательным, так как они имеют такие же категории. В предложении они выступают определением. Другие же учёные (Гвоздев, Шахматов и прочие) относят такие слова к отдельному разряду числительных.

Проблема существует и в отношении словесных форм миллион, тысяча, миллиард и т.д., они имеют признаки, не только числительных, но и существительных.

Структура данной части речи

По составу различают такие виды:

  • Простые числительные состоят из одной основы и описывают только одну цифру (четыре, восемь, один).
  • Сложные – описывают две цифры, которые соединяются в одно слово (двенадцать, пятнадцать, шестьдесят ).
  • Составные – состоят из нескольких слов, которые пишутся раздельно (одна тысяча восемьдесят восемь).

Для чего нужны числительные?

    Для обозначения (называния) чисел - десять, сорок пять, девятнадцать;

    Для указания предметного количества - пять котят, четыре яблока;

    Для определения счётного порядка - седьмой, второй, двадцать первый.

В предложении они могут выступать в качестве любого члена.

Склонение по падежам

Имя числительное как часть речи имеет категорию падежа, а слова, обозначающие счётный порядок изменяются по числам и родам. Склонение по падежам имеет различные виды в зависимости от типа числительного. «Русская грамматика» от 1990 года указывает на существование двух разновидностей - субстантивные и адъективные.

Субстантивные:

  • от пяти до десяти и на -дцать, -десят (шесть, семнадцать, пятьдесят);
  • числительные на -сто (двести, шестьсот и пр.);
  • сорок, девяносто, сто, полтораста, полтора .

Адъективные склоняются как прилагательные и имеют две разновидности:

  • Слова два, три, четыре;
  • Слова оба, обе и неопределённо-количественные (мало, много, немного и др.).

При изменении падежных окончаний возникают сложности при образовании форм слов и их употреблении в устной речи. Нормой литературного языка является изменение всех частей сложных и составных форм (пятьюстами семьюдесятью двумя рублями). Для порядковых числительных составной формы существует правило, которое предусматривает изменение в таких словах только последней части по принципу прилагательного (тысяча девятьсот шестьдесят первый год - в тысяча девятьсот шестьдесят первом году. )

Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства и нарушения эмоционально-волевой сферы.

В процессе урока применяется презентация из 11 слайдов, карточки, таблица, разнообразные задания. На уроке используется диалогический метод проблемного обучения. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.

Цели урока: Обучающие: сформировать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; вырабатывать умение отличать числительные от других частей речи; различать порядковые и количественные имена числительные; сформировать умение находить числительные в тексте. Коррекционные: развитие мыслительной активности; коррекция внимания; коррекция и развитие связной устной и письменной речи; коррекция познавательной деятельности; развитие навыка контроля и самоконтроля. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к учебному труду.

Тип урока: изучение нового учебного материала. Вид урока: урок-беседа. Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом; компьютер, мультимедийная доска, презентация: “Имя числительное”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку.

II. Знакомство с новой темой.

Откройте тетради и запишите дату.

Сформулировать тему урока вам поможет мой рассказ.

Слово учителя.

Все мы каждый день сталкиваемся с огромным количеством различных чисел: смотрим на часы; каждый автобус, троллейбус, трамвай имеют свой номер; в школе решаем примеры и задачи, считаем предметы и т.п.

Вы видите на экране цифры первого десятка, от которых образованы все остальные числа. (Слайд №2). (Приложение1).

Все эти числа можно записать словами. (записываем на доске и в тетрадь).

Как вы думаете, к какой части речи относятся все эти слова? (слайд №3).

Запишем тему урока: “ Имя числительное как часть речи”. Сегодня на уроке мы познакомимся с самостоятельной частью речи именем числительным, научимся отличать имена числительные от других частей речи и определять разряды имён числительных. Итак, за работу!

III. Изучение нового материала.

(Слайд№4). Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы какой? сколько?

Какой признак помогает отличить имена числительные от других частей речи? (Имена числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв).

  1. (Слайд №5). Речевая разминка. Вопрос учителя – ответ ученика с использованием имён числительных.
  2. Например: Сколько собак на фотографии? На фотографии две собаки? Какая матрёшка самая маленькая? Первая матрёшка самая маленькая? и т.д.

  3. (Слайд №6). Прочитайте пословицы. Найдите имена числительные. Аргументируйте свой ответ.
  4. (Слайд №7,8). Работа в парах. Запишите предложения, используя имена числительные.
  5. Словарное слово – пьедестал.

  6. Для того, чтобы научиться отличать имена числительные от других частей речи, выполним задание. Прочитайте слова с числовым значением. Определите часть речи. Аргументируйте ответ. (У учащихся сигнальные карточки: названия частей речи). Имя существительное: двойник, пятак.
  7. Имя прилагательное: пятиэтажный, восьмидневный.

    Глагол: утроить, удесятерить.

    Имя числительное: шестнадцать, четыре.

  8. Независимо от выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Проблемная ситуация, направленная на поиск новых знаний и их систематизацию. Разряды имён числительных по значению.

– На какие вопросы отвечают имена числительные? – Что обозначают имена числительные?

Карточка №1.

Школьники посадили девять (…………) яблонь, пятнадцать (…………..) вишен и семь (………….) кустов смородины.

Сорок (…………) делится на пять (на ………..).

Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый (…………) день.

Мы живём в двадцать первом (………….) веке.

– Прочитайте предложения. Найдите имена числительные. Докажите (поставьте вопрос).

Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание, сильный ученик выполняет задание на доске. Коллективная проверка.

Учащиеся по репродуктивному вопросу называют название разряда.

– Какие имена числительные обозначают количество предметов и число?

– Какие имена числительные обозначают порядок предметов при счёте?.

– Вывод: “По значению имена числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые”. (Слайд № 9).

– Учащимся предлагается определить разряд у имён числительных в данных предложениях.

Итог: “Чем отличаются количественные имена числительные от порядковых?”

Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом. (Текст у каждого учащегося). – Задание: прочитайте текст, найдите имена числительные, устно поставьте вопрос и определить разряд имён числительных по значению.

Деловой человек поднял голову.

– Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за всё время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьёзный. Третий раз… Вот он!

Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Коллективная проверка с подробным комментированим. (слайд №10).

– Активные учащиеся оцениваются, так как достаточно насыщенный этап урока позволяет проявить себя в изучении новой темы.

V. Итог урока.

В начале урока мы поставили с вами цели. Давайте проверим, смогли ли мы их реализовать.

Блиц-опрос:

1. Какую часть речь мы сегодня изучали? Дайте определение имени числительного.

2. На какие разряды делятся имена числительные по значению?

3. На какой вопрос отвечают количественные имена числительные?

4. Что обозначают количественные имена числительные?

5. На какие вопросы отвечают порядковые имена числительные?

6. Что обозначают порядковые имена числительные?

7. Определи разряд: тридцать, шестой, двадцать седьмой, семидневный(ловушка-активизация мыслительной деятельности), восемьсот.

Для учащихся с ЗПР я читаю вопросы с паузами и предлагаю им про себя отвечать, пользуясь таблицей (слайд №9), далее отвечаем вслух (таблица закрывается).

VI. Оценки за работу на уроке.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

Первый пьедестал. Оцени свою работу. 1 место – отлично; 2 место – хорошо; 3 место – могу лучше.

Второй пьедестал. Моё настроение. 1 место – стало лучше; 2 место – не изменилось; 3 место – стало хуже.

Лекция: Самостоятельные части речи. Имя числительное

Имя числительное

Имя числительное (Ч.) - часть речи, означающая число, количество и порядок предметов.

NB! Количество могут означать и другие части речи. В отличие от них числительные могут быть записаны не только словами, но и цифрами: семь (или 7) шахматистов (числ.) – большая семёрка (сущ.).

Имена Ч.

Примеры

    Отвечают на вопросы сколько? какой? который?

Апельсинов (сколько?) три.

Купюра (какая?) пятитысячная.

Месяц (который?) четвёртый.

Пятеро (сколько?) подростков.

    Начальной формой является форма И.п.

Около четырёх платформ – нач. ф. – четыре платформы.

    По значению делят на ко­ли­че­ствен­ные (сколько?) и порядковые (который? какой?)

Двадцать три (сколько?) розы – количественное.

Сто шестой (который?) дом – порядковое.

    Количественные склоняются только по падежам, не имеют рода (кроме один и два ) и числа (кроме один ).

Шесть дней (И.п.),

нет шести дней (Р.п.),

вспоминаю о шести днях (П.п.).

Две девушки – И.п., ж.р.

Одни сани – И.п., мн.ч.

    Ко­ли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ных с точки зре­ния зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ских свойств делят на:

- целые числа (употребляют с сущ., которые считаются, нельзя сказать четыре мёда );

- дроб­ные числа;

- со­би­ра­тель­ные числа (двое, трое, чет­ве­ро, пя­те­ро, ше­сте­ро, се­ме­ро, вось­ме­ро, де­вя­те­ро, де­ся­те­ро, оба/обе ).

Тысяча роз, семь машин, пятьдесят три дня – целые .

Шесть седьмых пирога, полтора дня, две третьих капитала – дроб­ные .

Восьмеро медвежат, трое фигуристов, трое ножниц - со­би­ра­тель­ные .

    Порядковые меняются, как и прилагательные, по падежам и числам и в ед.ч. по родам.

Шестой – шестого – шестому – шестой (шестого) – шестым – (о) шестом.

    По составу делят на простые (одно слово – один корень), сложные (одно слово – два корня), составные (несколько слов).

Три, сто, седьмой – простые .

Триста, шестьдесят, семисотый – сложные .

Триста шесть, шестьдесят восьмой, восемьсот тридцать девять – составные .

    Зачастую становятся любым членом предложения.

Тридцать делится на десять (тридцать – подлежащее).

Дважды четыре – восемь (восемь – сказуемое).

NB! Слитно пишутся числительные, оканчивающиеся на «-тысячный», «-миллионный», «-миллиардный» и т.д.: пятитысячная (купюра), пятьсотдвадцатимиллионный (бюджет).

NB! "Пол­то­ра" имеет две формы: м. и ж. р. (пол­то­ра года, пол­то­ры секунды), дроб­ные чис­ли­тель­ные, в со­став ко­то­рых вхо­дят чис­литель­ные один и два , все­гда ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в форме ж. р. Одна девятая круга, две четвёртых книги.

Склонение числительных


Падеж

Единственное число

Множественное число

Мужской род

Средний род

Женский род

один (неодуш.)
одного (одуш.)

одни (неодуш.)
одних (одуш.)

одной(-ою)

(об) одном

(об) одной

(об) одних

Падеж

2

3, 4

Мужской род

Средний род

Женский род

три, четыре

трех, четырех

трём, четырём

два (неодуш.)
двух (одуш.)

две (неодуш.)
двух (одуш.)

три, четыре (неодуш.)
трёх, четырёх (одуш.)

тремя, четырьмя

(о) трёх, четырёх

NB! Количественные числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения:

Падежи 5, 30

И., В. – пять, тридцать

Р., Д., П. – пяти , тридцати

Т. – пятью , тридцатью

NB! Числительные сорок, девяносто, сто, полтораста имеют только две формы:

NB! У числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста склоняются обе части. Перечислим их в таблице:

Падеж

50-80

200-400

500-900

пятьдесят

пяти десяти

двух сот

пяти сот

пяти десяти

двум стам

пяти стам

пятьдесят

пятью десятью

двумя стами

пятью стами

о пяти десяти

о двух стах

о пяти стах

NB! В составных числительных склоняется по падежам каждое слово.

3638
И.п. три тысячи шестьсот тридцать восемь
Р.п. трёх тысяч шести сот тридцати восьми
Д.п. трём тысячам шести стам тридцати восьми
В.п. три тысячи шестьсот тридцать восемь
Т.п. тремя тысячами шестью стами тридцатью восемью
П.п. о трёх тысячах шестистах тридцати восьми

NB! Порядковые числительные изменяются по числам и родам. Это следует учитывать при их склонении по падежам. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Окончание формируется по тому же принципу, что у относительных прилагательных.

1

10

средний род

мужской род

женский род

средний

мужской

женский

десятого

десятого

десятому

десятому

о десятом

о десятом

о десятой

NB! 2325-й
И.п. две тысячи триста двадцать пятый
Р.п. две тысячи триста двадцать пятого
...
П.п. о две тысячи триста двадцать пятом

NB! Собирательные числительные склоняются подобно прилагательным мн.ч. Окончание в В.п. зависит от одушевлённости/неодушевлённости объекта.

Падеж

двое

четверо

сколько

четверых

скольких

четверым

скольким

двое (неодуш.)
двоих (одуш.)

четверо (неодуш.)
четверых (одуш)

сколько (неодуш.)
скольких (одуш.)

четверыми

сколькими

о четверых

о скольких

NB! «Оба» и «обе» изменяются по-другому.

Падеж

Мужской и средний род

Женский род

оба (неодуш.), обоих (одуш.)

обе (неодуш.), обеих (одуш.)

NB! Дробное числительное состоит из двух частей: числитель дроби (количественное числительное, обозначающее целое число) и знаменатель дроби (порядковое числительное). Если числитель заканчивается на цифру «один», то вместо неё используется «одна». Цифра «два» заменяется на «две». Сравните: одна пятая, две пятых, три пятых, четыре пятых.

Изменяются по падежам обе части в соответствии со склонением количественных и порядковых числительных. Знаменатель склоняется как порядковое числительное во множественном числе: к трем пятым (д.п.), с двумя пятыми (тв.п.). Или как порядковое числительное в единственном числе женского рода, если числитель оканчивается на 1: к одной пятой, вижу двадцать одну тридцать седьмую. При обозначении количества существительное при дробном числительном употребляется в родительном падеже: от одной восьмой торта, к трём седьмым площади треугольника.

NB! "Полтора" склоняется по особому правилу.

Склонение смешанных чисел

Смешанное число - число из целой части и обыкновенной дроби.

В качестве целой части выступает количественное числительное. Для отделения целой части от дроби используется слово «целых » или «целая ». Примеры смешанных чисел : 3,1/2 или три целых одна вторая; 1,23 или одна целая две третьих.

При склонении смешанных чисел целая часть склоняется по правилам склонения количественных числительных. Если целая часть заканчивается на цифру «один », то вместо неё используется «одна ». Цифра «два » заменяется на «две ». Сравните: 101 – сто одна целая, 102 – сто две целых, 105 – сто пять целых. Дробная часть склоняется по правилам склонения дробных числительных, которые описаны выше.

Как пишется НЕ с числительными? С именами числительными отрицание не пишется раздельно. К примеру, не первый муж, не четыре рубля, здесь не нулевой меридиан.

Как правильно писать: нуль или ноль? Допускается употребление обеих форм. Прилагательное зачастую образуется от формы нуль: нулевой километр, нулевое настроение.


Морфологический разбор имени числительного

I. Определите часть речи, что означает.

II. Укажите, какими морфологическими признаками обладает:
1. Начальная форма (И.п.).
2. Постоянные признаки:
а) простое или составное,
б) количественное или порядковое,
в) разряд (для количественных).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).

III. Укажите, какова синтаксическая функция.





Беременность и роды