Кто снял 17 мгновений весны. Где снимали "17 мгновений весны": места съемок, история создания фильма

Легендарный 12-серийный художественный телевизионный фильм режиссёра Татьяны Лиозновой был снят по одноименному роману писателя Юлиана Семенова . Когда шёл фильм, улицы были пустыми — народ занимал места перед телевизором заранее, каждую серию ждали, потом обсуждали на кухнях.

Действие военной драмы происходит незадолго до того, как Германия капитулировала во Второй мировой войне — с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой — советский разведчик Максим Максимович Исаев , он же штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц — получает важное задание. Ему нужно выяснить, кто именно из руководителей Рейха ведёт переговоры о перемирии Германии с США и Великобританией.

Режиссёр Татьяна Лиознова посвятила фильму несколько лет своей жизни. И народ это оценил: после «17 мгновений весны» режиссёру Татьяне Лиозновой пришло 12 мешков писем от зрителей и она все прочитала...

«Она большая мастерица, фанатично преданная своей профессии режиссера. — Рассказал „АиФ“ Леонид Куравлёв , сыгравший оберштурмбанфюрера СС Курта Айсмана. — Лиознова многому научила всех тех, кто с ней соприкасался. Татьяна Михайловна любила очень жесткую дисциплину. Это чувствуется на экране, кстати сказать. Ведь картина „17 мгновений весны“ — мужская картина, она не женская. Когда Лиознова входила в павильон, то наступала тишина — тишина не сказать, что мертвая, но тишина творческая. Пришла хозяйка заниматься творчеством и все знали, что она с каждого, от первого члена киногруппы до последнего члена киногруппы, потребует полной отдачи. Дисциплина — один из важных инструментов, который принёс успех картине».

Работа Лиозновой была проделана невероятная уже на стадии подготовки. Особенно тяжело давался выбор актёра для главной роли. «Штирлицами» могли стать Иннокентий Смоктуновский , Олег Стриженов , Юрий Соломин . Но главным претендентом был Арчил Гомиашвили , с которым, по слухам, у Татьяны Лиозновой тогда был роман. Как потом говорила Лиознова в интервью, в лице Штирлица она хотела видеть нечто антипатичное. Но все претенденты были заняты в других кинопроектах, а Тихонов был свободен. Сейчас уже даже трудно представить кого-то другого в роли Штирлица.

Интересное, что изначально Леониду Броневому предложили роль... Гитлера! (Кстати, на фюрера пробовался и все тот же Куравлев.)

Когда Леонид Броневой идёт по улице, вслед ему всегда разносится: «Смотри, смотри, Мюллер». Как говорит Леонид Сергеевич, ему иногда даже обидно: им сыграно огромное количество ролей в кино (более 120) и в театре, а для народа он навсегда Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». Хотя, рассуждает актёр, с другой стороны, здорово, что у него есть роль — «визитная» карточка.

















Когда Броневой пришёл на фотопробы на роль Гитлера, оказалось, что в гриме он действительно невероятно похож на фюрера. Но супруга артиста категорически была против, чтобы муж играл лидера Третьего рейха и сказала, что согласна только на то, чтобы он сыграл группенфюрера СС Генриха Мюллера. Конечно, как говорит сам артист, не только «протест» жены повлиял на его отказ от роли Адольфа Гитлера. На самом деле личность фюрера по сценарию выписана совсем не так тонко, как Мюллера.

В «17 мгновениях весны» лидер фашистов — вечно орущий персонаж, почти карикатура. А вот роль Мюллера стала интересной актерской задачей. Броневой погрузился с головой в работу. И за полгода до начала съемок «Семнадцати мгновений весны» Леонид Сергеевич выучил не только роль Мюллера, но и роль Штирлица.

Помогла в этом Броневому жена. Виктория Валентиновна читала монолог Тихонова, а Броневой — свой. Учили слова они ночами, т.к. днем жена Броневого была на работе. Поэтому, как рассказывал потом Леонид Сергеевич, супруга его очень вымоталась за время подготовки в фильму. Но, как сказал Леонид Броневой в интервью «АиФ», ему нужно было досконально знать монологи Штирлица, чтобы «точно отреагировать, выбрать правильную интонацию, жест». Кстати, решении актёрской задачи Броневому помог даже... тесный мундир. Именно из-за неудобства костюма появился знаменитый нервный тик Мюллера. Броневому сшили мундир на два размера меньше, чем нужно, и актёру постоянно резало шею.

«Поэтому я постоянно дергался и двигал головой», — говорит Броневой. — В итоге режиссёр Татьяна Лиознова не выдержала: «Что с вами?» — «Мне трёт мундир». — «Я не об этом. А почему бы нам не сделать это краской в тех местах, где Мюллер нервничает?» И Лиознова эти моменты в картине нашла.

Кстати, реальный Генрих Мюллер был высоким худым брюнетом с носом с горбинкой. Как сказал Броневой, если бы он узнал об этом до съёмок, то отказался бы от роли.

А вот Олег Табаков , наоборот, оказался невероятно похож на бригаденфюрера СС Вальтера Шелленберга. После выхода фильма на экраны Олегу Павловичу написала из Германии племянница Шелленберга, она говорила, что они всей семьёй с удовольствием каждый раз пересматривают фильм, т.к. родне приятно ещё раз увидеть «дядю Вальтера».

Легендарный сериал «17 мгновений весны» настолько полюбился зрителям, что персонажи картины стали жить собственной жизнью: народ сочинил огромное количество анекдотов про сладкую парочку «Штирлиц-Мюллер».

« Стой, кто идёт?!

— Дождь, сказал Штирлиц и забарабанил пальцами по стеклу».

«Штирлиц как-то решил разыграть Мюллера на 1 апреля. „Мюллер, а вы знаете, что я — русский разведчик?“ — „Не знаю!“, — в свою очередь, разыграл Мюллер Штирлица».

По признанию Леонида Броневого, его самые любимые анекдоты — тоже именно про Штирлица и Мюллера. Некоторые можно считать даже признанием в народной любви к актёрам, говорит Леонид Сергеевич. Например, «Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. „Броневой“, — подумал Штирлиц».

11 августа 1973 года на телеэкраны вышел многосерийный фильм, который приковал к экранам миллионы жителей разных из разных уголков необъятного В честь 45-летия культовой картины «Семнадцать мгновений весны» сайт расскажет интересные факты о ее съемках.

«Семнадцать мгновений весны» отмечает 45-летний юбилей

Для того, чтобы кинолента «Семнадцать мгновений весны» стала культовой и легендарной, хватило всего нескольких дней. Фильм был снят по сюжету романа Юлиана Семёнова и впервые транслировался в СССР с 11 августа 1973 года.

В основу сюжета романа положены реальные события Второй мировой войны, когда немецкие представители пытались договориться с представителями западных разведок о заключении сепаратного мира. Операция получила название «Санрайз».

Интересные факты о фильме режиссера Татьяны Лиозновой

У Штирлица могло бы быть другое лицо

Роль Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны» сыграл всем известный советский актер Вячеслав Тихонов. Но, оказывается, роль главного героя картины мог исполнить совсем другой актер.

Автор сценария, например, видел в этой роли Арчила Гомиашвили, а другие члены съемочной команды предлагали кандидатуру Олега Стриженова. Свободным от работы в тот момент оказался именно Тихонов. После первых же проб легендарного актера утвердили, и съёмочный процесс начался.

Штирлиц - выдумка автора романа

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица

На самом деле такого персонажа в реальной жизни никогда не существовало. Поговаривают, что характер главного героя взят из жизни немца, который в годы Второй мировой войны работал на советскую разведку. Судьба Вилли Лемана, который добровольно работал с советскими спецслужбами, сложилась очень трагично, но режиссер картины Татьяна Лиознова не стала «убивать» своего героя, предоставив возможность придумать концовку каждому телезрителю.

Жена Штирлица была придумана в последний момент

Как это часто бывает, сюжет фильма, судьбы главных героев и другие моменты придумывались уже в процессе съемок. Так было и с женой Штирлица. Супругу Исаева предложил добавить в сценарий Вячеслав Тихонов. Эту роль сыграла актриса Элеонора Шашкова.

Элеонора Шашкова в роли супруги Исаева

Мюллер тоже долго был «без лица»

Шефа гестапо изначально должен был сыграть известный на то время актер Всеволод Санаев. Однако, он отказался от предложения из-за своих убеждений.

«Я секретарь парторганизации «Мосфильма», фашистов не играю!» - заявил звезда режиссеру фильма «Семнадцать мгновений весны».

Так на съемочную площадку попал начинающий киноактер Леонид Броневой. Образ Мюллера у него получился запоминающимся и очень колоритным.

Леонид Броневой в роли Мюллера

Авторы фильма обидели Иосифа Кобзона

Музыкальное сопровождение играет в любом фильме очень важную роль. «Семнадцать мгновений весны» - не стал исключением. Музыку для картины написал советский и российский композитор Микаэл Таривердиев. Всего было создано 12 песен, но пригодились только две.

Легендарную «Не думай о минутах свысока» исполнил певец Иосиф Кобзон. Но режиссер фильма не только просила артиста максимально изменить свой голос, чтобы он стал неузнаваемым, так еще и фамилию Иосифа Давыдовича в титрах не указали. Естественно, Кобзона это обидело.

Почему фильм был черно-белым?

Многих поклонников картины «Семнадцать мгновений весны» этот вопрос очень интересовал, ведь в 1970-е уже полным ходом снимались цветные фильмы. Все дело в том, что такова была задумка режиссера.

Татьяна Лиознова намеренно добивалась сходства с документальной лентой, поэтому в фильме использовано немало материалов с военными хрониками, которые никак не могли быть цветными.

Настоящий шедевр!

По данным Гостелерадио, премьеру «Семнадцати мгновений весны» посмотрели более 200 миллионов зрителей. На протяжении двенадцати вечеров улицы городов СССР резко пустели, снижалось потребление воды, падал даже уровень преступности - все люди были прикованы к экранам.

И, несмотря на присутствие неточностей и киноляпов в фильме (как же без них!), «Семнадцать мгновений весны» всегда был и продолжает считаться бессмертным шедевром советского кинематографа.

Возможно, вам также будет интересно узнать, что на данный момент идут съемки продолжения еще одной культовой киносаги О том, когда состоится премьера, и кто сыграет в новом фильме главные роли, рассказала в своем Инстаграме актриса Светлана Дружинина.

сайт решил раскрыть подробности съёмок знаменитого фильма.

В 1969 году роман Юлиана Семёнова ещё даже не вышел отдельной книгой, но сценарий «Семнадцать мгновений весны» был уже утверждён и подобран режиссёр.



Режиссер Татьяна Лиознова боролась за право снимать фильм так усердно, что Семёнову пришлось отозвать сценарий из «Ленфильма».



Актёров для своей картины она подбирала с невероятной точностью — образ должен был совпасть на все 100%. Лиознова, не соглашаясь ни с кем.


Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей русскую радистку Кэт, была Ирина Алферова.

На роль жены Штирлица пробовались и ленинградская певица Мария Пахоменко, и Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи, влюбленной в главного героя. Ну, а женой советского разведчика было суждено стать актрисе Театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, которую привели на площадку за день до съемок.

В фильме могла появиться и Фаина Раневская, но Семенов не откликнулся на просьбу Лиозновой и отказался сцену с участием старой немки. Режиссер сразу решила, что в процессе съемок все сделает по-своему. Когда Лиознова и Семенов пришли к Раневской домой и показали ей сценарий, Фаина Георгиевна, прочтя его, ужаснулась. «Это что за идиотство? — воскликнула она. — Разве это можно сыграть?» И наотрез отказалась.

В фильме могла появиться и великая Фаина Раневская

Несколько кандидатур было и на роль Гитлера, на которого пробовались два Леонида: Броневой и Куравлев. Однако их фотопробы режиссера не удовлетворили, и они были утверждены на другие роли: Броневой сыграл Мюллера, Куравлёв — Айсмана. А Гитлером стал немецкий актер Фриц Диц, который еще с эпопеи «Освобождение» навечно прописался в этой роли.





Съёмки «Семнадцати мгновений весны» проходили и за границей, и в разных частях СССР. Сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, на самом деле снимали в Грузии. Застенки гестапо обнаружили в Бутырской тюрьме. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде. А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. Помимо натурных съёмок в фильме также использовано большое количество военной документальной хроники.


Съёмки проходили и за границей, и в разных частях СССР

Музыкальные композиции «Песня о далёкой Родине» и «Мгновения» на стихи Роберта Рождественского стали бесспорным украшением картины. Однако подобрать подходящего исполнителя для них оказалось непросто.


Для записи песен приглашались: Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Валентина Толкунова. В итоге сошлись на Иосифе Кобзоне. Однако режиссёр потребовала, чтобы он спел так, будто «в фильме и близко нет Кобзона». Певец расстроился, но всё же сделал то, о чём его просили. Вот только в титры его имя не попало, так как они были сделаны раньше, чем утвердили исполнителя.




На роль Штирлица пробовались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Арчил Гомиашвили. Кандидатуру последнего, прославившегося как Остап Бендер в «12 стульях», отстаивал автор романа Юлиан Семенов. Стриженов оказался занят, а Смоктуновского не устроило, что съемки могли растянуться на два года. На роль Мюллера рассматривался Всеволод Санаев. Но отказался: «Играть фашиста не буду!» Долго искали Гитлера. Пробовался Леонид Куравлев. Неубедительно. Взяли немца, а ему дали роль одноглазого эсэсовца Айсмана. Как нам рассказал Куравлев, он был не прочь сыграть фюрера: «Но неудача! Что ж, даже гениальные артисты терпят неудачи. Лиознова всегда имела собственное мнение». Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей радистку Кэт, была Ирина Алферова, но она в тот момент была за границей.


На роль Штирлица пробовались Смоктуновский, Стриженов и Гомиашвили


«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом

«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком. Более того: на съемки было потрачено столько средств, что Лиозновой не хватало денег, чтобы завершить фильм. Еще бы, ведь съемки длились два года в разных городах и странах.



Один из самых романтических эпизодов картины — встреча полковника Исаева с супругой в кафе Elefant в Германии. Хотя сцены свидания в кафе в романе Семенова не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, многим нашим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными.

Мы проделали некоторую работу по поискам мест съемки этого популярного сериала. В прошлом году у меня в ЖЖ была серия "Места боевой славы штандартенфюрера фон Штирлица в Риге", по разным причинам незавершенная, но теперь решили несколько расширить формат повествования и переделать старые посты. ipaat обеспечивает кадры из фильма, я отслеживаю места съемок в наши дни, и рассказываю о них. Просьба всех, кого интересует данная тематика, отметиться здесь в комментах. Также очень нужен человек, который хорошо знаком с видами настоящего Берлина, чтобы помочь идентифицировать несколько видов - есть ли среди вас такой?

В этой части приведу несколько цитат и ссылок на ресурсы о съемках вообще - где они происходили, и реальных прототипах героев, в следующих планируем подробно останавливаться на каждом месте в отдельности.

СЪЁМКИ В ГДР: ДУРОВА НЕ ОТПУСТИЛИ, А ТИХОНОВА ЕДВА НЕ АРЕСТОВАЛИ

Лев Дуров в роли Клауса
Съемки фильма начались в марте 1971 года с экспедиции в ГДР. Там предстояло отснять все натурные эпизоды Штирлица в Берлине, а также убийство им гестаповского провокатора Клауса. Однако последний эпизод снять на немецкой земле не удастся, поскольку наши власти категорически отказались отпускать даже в дружественную для СССР державу актера Льва Дурова. Причина: плохое поведение актера на выездной комиссии. Что это такое? В соответствии с положением, которое существовало тогда, каждый гражданин СССР, выезжающий за границу, должен был сначала пройти через фильтр выездной комиссии. В нее обычно входили наиболее рьяные слуги партии, которые в каждом отъезжающем видели в худшем случае потенциального изменника родины, в лучшем - болвана. Вот и Дурова они встретили соответствующим образом. Например, с ходу спросили: «Опишите нам, как выглядит флаг Советского Союза». Услышав такой вопрос, актер ответил на него сообразно обстановке: «Он выглядит очень просто: черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг «веселый Роджер». Что тут началось! Женщины завизжали, мужчины замахали руками: да как вы смеете! да как вам не стыдно!

Однако опрос продолжился, но ни к чему хорошему это привести уже не могло. Некая дама спросила: «Назовите столицы союзных республик». Дуров, не моргнув глазом, перечислил: «Калинин, Тамбов, Магнитогорск, Тула, Малаховка». Больше его ни о чем не спрашивали и из списков отъезжающих вычеркнули. Конечно, Дуров здорово подвел всю съемочную группу, но иначе он поступить просто не мог - не хотел выглядеть еще большим идиотом в глазах идиотов. К счастью, Лиознова найдет выход из этой ситуации: убийство Клауса Штирлицем снимут чуть позже в подмосковном лесу. А за Дуровым после этого инцидента прочно закрепилось прозвище, которым он очень гордился - «главный бандит республики».

Мерседес Штирлица
В ГДР киношники взяли почти весь свой реквизит, в который входил и автомобиль Штирлица марки «Мерседес» (из гаража студии имени Горького). Однако немецкие умельцы, осмотревшие этот «мерс» времен войны, заявили, что работать он вряд ли сможет: состояние, мол, отвратительное. Наши над этим заявлением только посмеялись. Но в первый же съемочный день «мерс» на самом деле заглох. Выручил группу звукооператор Леонард Бухов, который разыскал своего еще фронтового приятеля Гюнтера Клибенштайна, который коллекционировал старые автомобили. Из его коллекции и был взят напрокат автомобиль для Штирлица в очень даже прекрасном состоянии.

Были на немецкой земле и другие курьезные случаи. Например, однажды едва не арестовали Вячеслава Тихонова. Он решил прошествовать от гостиницы до съемочной площадки (благо это было недалеко) в форме штандартенфюрера СС, за что был немедленно задержан берлинцами. Те сочли его за приверженца фашизма и уже собирались препроводить в полицейский участок. К счастью, этот шум услышали члены съемочной группы, примчались к месту скандала и отбили артиста у берлинцев.

Ф. Раззаков. Главы из книги "Наше любимое кино. Интриги за кадром" Алгоритм 2004
http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?id=1004

Цитаты о местах съемки (друг от друга цитаты из разных источников отделены картинками):

Ты знаешь наверняка, читатель, что популярнейший советский телефильм "17 мгновений весны" по повести Юлиана Семенова снимался в том числе и в Риге. Действие его по сценарию начинается где-то в эти же дни марта, но ровно 60 лет назад, и совсем в другой стране - не в Латвии, а в нацистской Германии.

Третий рейх уже вовсю дымит развалинами городов и заводов, но фашизм все еще сопротивляется. В своей ставке еще беснуется Гитлер. А в предместье Берлина все довольно спокойно, лишь весенний ветер колышет над аккуратным коттеджным поселком голые пока ветви деревьев. Там в своем особнячке тихо живет штандартенфюрер Штирлиц, он же господин Бользен, он же советский разведчик полковник Исаев.

О сериале режиссера Т. Лиозновой очень много сказано, написано и показано. Есть большие публикации прессы, есть целый цикл телепередач Л. Парфенова. О сценарии, актерах, съемках… Зайдем с другого конца - оттолкнемся, как говорится, от местной фактуры. В Риге ее достаточно. Навскидку - церковь пастора Шлага, бернская Блюменштрассе с проваленной явкой, берлинский Музей природы, откуда Штирлиц наблюдал за машиной Бормана, да и само место работы полковника-штандартенфюрера - Управление имперской безопасности Рейха - РСХА - имеется. Все это совершенно реальные рижские пейзажи. Прогуляемся с вами по нашему милому городу - киношному Берлину.
http://rus.delfi.lv/news/press/mklat/article.php?id=10775133

Съемки картины проходили в разных частях СССР и за границей. Неразрушенный Берлин снимали в столице ГДР, точнее в ее восточном секторе. Швейцарскую границу пастор Шлаг переходил на съемках в Грузии. А явка советского разведчика в Берне на Цветочной улице была "провалена" в Риге, где ее до сих пор показывают как одно из самых достопримечательных мест столицы Латвии. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, снимали в Ленинграде. А убийство подлеца Клауса (невыездного тогда актера Льва Дурова) произошло в подмосковном лесу.
http://dimakozlov.ru/17.htm

Примечание: не зоологический музей, а музей природы. Судя по всему, в Ленинграде снимались интерьеры. А внешний облик здания - в Риге.

А профессор Плейшнер. За несколько часов до провала Евстигнеев начинает идти в Майнсе (правильно: Мейсене) в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. И все это не скрывается от зрителя. Ведь главное - не единство места.
http://www.mirdvd.by/catalog/dvd/1145.html

Зачем кинорежиссеры едут в Берлин на съемки фильма о Лондоне?

Авторам фильмов приходится выдавать одни города и страны за другие по разным причинам. Получается обман во благо зрителя. Без географических фальсификаций съемки зрелищного фильма могут оказаться невыполнимой задачей.

Часто режиссеры не могут найти места для съемок фильма (как принято говорить в кинопроизводстве - натуру) там, где это предусмотрено сценарием фильма. Унылый пейзаж или изменения в архитектуре вынуждают режиссера снимать нужные для фильма виды в другом месте.

Западная Европа в Прибалтике
Советские кинематографисты успешно снимали кино о Западной Европе на рижской улице Яуниела. На ее четной стороне Игорь Масленников снимал Бейкер-стрит. Нечетную сторону Татьяна Лиознова выдала за Цветочную улицу Берна в фильме "Семнадцать мгновений весны".
http://www.dopinfo.ru/y/film/

Почти всё лето группа ударными темпами работала в павильонах, после чего в начале осени отправилась в Ригу, чтобы снять Цветочную улицу и другие эпизоды.
После Риги съёмки вновь вернулись в павильон, где снимали эпизоды из 1-6-й серий. Поздней осенью на студии были сданы первые три серии фильма. А в начале следующего года вновь отправились в путь - на этот раз в Тбилиси, чтобы в горах под городом Боржоми снять эпизод перехода пастора Шлага через Альпы.
http://www.levdurov.ru/show_arhive.php?id=1008

Прообраз Штирлица был латышом?

От себя добавлю, что не знаю, был ли Штирлиц латышом, но вот Эрвин, муж радистки Кэт, должен был им по идее быть. У Юлиана Семенова в книге его имя в миру - Эрвин Берцис! И имя и фамилия звучат вполне по-латышски.

«17 мгновений весны» - просто выходные данные фильма (режиссер, актеры): http://7682.ru/cinema_home/170.html

Прикольные flash-мультфильмы, пародия на сериал "Семнадцать мгновений весны" по мотивам народных анекдотов (у меня они идут без звука, но он там должен быть)
Штирлиц..html



Беременность и роды