Куда делась надпись ленин на мавзолее. Мавзолей Ленина – усыпальница рядом с Кремлевской стеной

Мавзолей монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в городе Галикарнас (ныне в Турции; середина IV века до нашей эры). Это… … Энциклопедия ньюсмейкеров

На Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ). Памятник усыпальница В. И. Ленина (см. ЛЕНИН Владимир Ильич) до сих пор хранит хрустальный саркофаг с забальзамированным телом. Первый деревянный вариант Мавзолея, представлявший собой куб, увенчанный… … Энциклопедический словарь

Мавзолей В. И. Ленина - памятник усыпальница у Кремлевской стены на Красной площади Москвы, в траурном зале которого установлен саркофаг с бальзамированным телом основателя советского социалистического государства в России Владимира Ильича Ульянова Ленина.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Мавзолей Владимира Ильича Ленина - Мавзолей В. И. Ленина монумент, сооружение у Кремлевской стены на Красной площади Москвы, в траурном зале которого установлен саркофаг с бальзамированным телом основателя советского социалистического государства в России Владимира Ильича… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Мавзолей В. И. Ленина. Москва, Красная площадь. Габронорит, гранит, лабрадор, лабрадорит, мрамор, порфир. 1929—1930. Архитектор А. В. Щусев. мавзолей В. И. Ленина в Москве, памятник усыпальница у Кремлёвской стены на Красной площади, в… … Художественная энциклопедия

Мавзолей В. И. Ленина, памятник усыпальница у Кремлёвской стены на Красной площади Москвы, в траурном зале которого установлен саркофаг с бальзамированным телом Владимира Ильича Ленина. Во время торжеств (демонстраций, митингов, военных парадов и … Большая советская энциклопедия

В Москве, памятник усыпальница у Кремлёвской стены на Красной площади, в траурном зале которого установлен саркофаг с телом В. И. Ленина. Во время народных торжеств мавзолей служит правительственной трибуной. 27 января 1924 архитектор А.… … Художественная энциклопедия

Мавзолей - Ленина, Москва. МАВЗОЛЕЙ (латинское mausoleum, от греческого Mausoleion), монументальное погребальное сооружение, включающее камеру, где помещались останки умершего. Называется по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (середина 4 в. до… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (лат. mausoleum). Великолепный надгробный памятник Мавзола, царя карийского, поставленный его женою. Теперь означает вообще великолепный надгробный памятник. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАВЗОЛЕЙ … Словарь иностранных слов русского языка

- (вьетн. Lăng Chủ tịch Hồ Chí Minh) усыпальница первого президента Север … Википедия

Книги

  • Мавзолей Ленина , С. Хан-Магомедов. В книге изложена история сооружения Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади в Москве, строительство и модификация которого велись более 20 лет начиная с 1924 года. Детально рассмотрены все…
  • Мавзолей Ленина , Алексей Абрамов. Рассказ об истории создания Мавзолея Владимира Ильича Ленина…

Мавзолей В.И. Ленина - памятник-усыпальница, расположенный на Красной площади в городе Москве у Кремлевской стены.

После смерти вождя пролетариата в 1924 году у рабочих и простых членов партии большевиков возникла идея тело Ленина не хоронить, а сохранить для будущих потомков. Предложение озвучил «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. Против выступил, по-крайней мере в открытую, только Лев Троцкий.

Что бы сегодня не говорили, но в сам замысел были заложены элементы христианской культуры и религии. Кроме этого, традиция бальзамировать своих правителей относит нас к временам расцвета Древнего Египта, а облик сооружения напоминает вавилонские зиккураты (культовое сооружение, выполненное с уступом).

Фото 1. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в городе Москве

Строительство и история мавзолея Ленина

Прежде чем получить свой современный облик, мавзолей Ленина несколько раз перестраивался. Причем, неизменным автором или одним из участников всех проектов сооружения был известный архитектор Алексей Викторович Щусев.

Первая деревянная постройка рядом с созданным на этом месте некрополем для захоронения видных деятелей партии, имевшая незамысловатую форму куба с установленной сверху трехступенчатой пирамидой, появилась здесь ко дню похорон Владимира Ильича Ленина в январе 1924, и простояла вплоть до весны этого же года.

Второй по времени деревянный Мавзолей отличался от первого проекта лишь добавлением к прежнему ступенчатому объему трибун, установленных с двух сторон сооружения. Саркофаг для тела вождя, который простоял здесь в неизменном виде вплоть до окончания Отечественной войны, разработал архитектор Константин Степанович Мельников.

В период с 1929 по 1930 годы, при участии архитектора А.В. Щусева и группы авторов, завершили строительство ныне существующего Мавзолея Ленина. В основу проекта были заложены лаконичные формы предыдущего строения.

Постройку выполнили из железобетона, часть стен подняли из кирпича, облицевав гранитом, а также малиновым кварцитом, мрамором и лабрадором. Во внутренних помещениях появились оформленный архитектором Игнатием Нивинским траурный зал с саркофагом и вестибюль.

В 1930 году рядом с Мавзолеем, по обе стороны от него, пристроили гостевые трибуны, проект которых разработал архитектор И.А. Француз.

В июле 1941 года, из-за угрозы бомбежек и захвата столицы, тело вождя эвакуировали в Тюмень, и вернули обратно лишь к апрелю 1945 года.

В этом же году была возведена центральная трибуна Мавзолея Ленина и по-новому оформлены внутренние интерьеры. Заменили и саркофаг, который из-за неудачно спроектированных наклонов стекол давал ненужные блики. Проект разработали архитекторы Алексей Щусев и Борис Яковлев.

После смерти И.В. Сталина его тело перенесли в мавзолей, который стал называться «Мавзолеем В.И. Ленина и И.В. Сталина». Прежде чем была найдена 60-тонная плита из лабрадоритового монолита, на фронтоне имена вождей были начертаны краской поверх закрашенной, выбитой в граните, надписи «Ленин». Новая плита с именами «Ленин» и «Сталин» была установлена в 1958 году (после выноса из Мавзолея тела Иосифа Виссарионовича, в 1961 году прежнюю плиту вернули на место).

В 1973 году прежний саркофаг заменили новым - пуленепробиваемым. Проект разработали конструктор Н.А. Мызин и известный скульптор Николай Томский.

Ленин в мавзолее: видео

Последняя реконструкция Мавзолея Ленина на Красной площади была проведена в 2013 году. Для укрепления фундамента пришлось пробурить вокруг монолитной плиты, на которой и стоит сооружение, порядка 350 шурфов, в которые под давлением закачали бетон. Со временем разберут и пристройку с тыльной части, в которой находится лифт, предназначавшийся для подъема на трибуны высшего руководства СССР времен Л.И. Брежнева.

Стоит отметить, что пост №1, который сегодня несет вахту у Могилы Неизвестного солдата, до октября 1993 года находился именно здесь.

Мавзолей Ленина на Красной площади до сих пор является достаточно посещаемым местом, куда приходят многочисленные туристы и почитатели идей пролетарского вождя.

Режим работы Мавзолея Ленина и как добраться

Режим работы Мавзолея составляет лишь 3 часа в день, кроме понедельника и пятницы, с 10 часов утра и до 13.00. Посещение совершенно бесплатно и оплатить нужно будет лишь ячейку в камере хранения, если там вы оставите не разрешенные к проносу вещи.

Что такое мавзолей Ленина? Это облицованное гранитом и отделанное мрамором железобетонное сооружение у подножья Кремлёвской стены. В годы советской власти оно выполняло функции усыпальницы, памятника и трибуны. В настоящее время это только усыпальница и памятник канувшей в небытие диктатуры трудящихся. В мавзолее покоится тело Ленина – вождя мирового пролетариата и основателя первого в мире государства рабочих и крестьян.

Но Ленин лежит не один на Красной площади. Рядом располагаются братские могилы красноармейцев, видных деятелей международного рабочего движения и 12 отдельных захоронений руководителей Советского государства. Помимо этого, в Кремлёвской стене возле Сенатской башни отведено место под урны с прахом выдающихся людей. Всё это вместе является некрополем и памятью об уникальном историческом периоде Российской державы.

История мавзолея Ленина

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) умер 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут по московскому времени. Уже через 4 часа после того, как остановилось сердце пламенного борца за свободу народа, в Кремле началось совещание по организации похорон Ленина. Председательствовал на нём Ф. Э. Дзержинский. Было принято решение захоронить останки вождя у Кремлёвской стены 26 января 1924 года. Однако желающих проститься с главой советского государства было огромное количество, поэтому похороны перенесли на 27 января.

Как только печальная весть облетела страну, в Москву валом пошли письма и телеграммы от рабочих, крестьян, красноармейцев. Все эти сообщения содержали только одну просьбу – сохранить тело Ленина для потомков. Опять было собрано совещание под председательством Дзержинского. На нём поставили вопрос – сохранять или не сохранять тело вождя мирового пролетариата?

Дзержинский, Молотов, Красин высказались за то, чтобы тело сохранить и показывать его сколько возможно. Против выступили Ворошилов и родные Владимира Ильича. Они настаивали на предании тела земле. Но с учётом многочисленных просьб трудящихся было принято решение о сохранении останков главы рабоче-крестьянского государства.

24 января Дзержинский поручил архитектору Щусеву Алексею Викторовичу построить траурный павильон. В тот же день был готов эскиз первого мавзолея Ленина и начались работы по его строительству. Работы велись трое суток беспрерывно, и 27 января было готово деревянное строение, имевшее форму куба. В него из Колонного зала Дома Союзов перенесли гроб с телом вождя.

Первый мавзолей Ленина простоял 3 месяца после смерти вождя, пока не начали строить второй мавзолей

Первичное бальзамирование сделал сразу же после смерти Ульянова профессор Абрикосов Алексей Иванович. Он ввёл в кровеносные сосуды умершего формалин с добавлением хлористого цинка. Таким образом, тело сохранилось нетленным на 6 дней. Затем провели ещё одно бальзамирование с сохранением тела на 40 дней. За это время была разработана абсолютно новая методика бальзамирования. Данную работу правительственная комиссия поручила харьковскому патологоанатому Воробьёву Владимиру Петровичу и московскому биохимику Збарскому Борису Ильичу.

Эти специалисты разработали уникальный раствор на базе глицерина, хлорхинина и ацетата калия. Само бальзамирование длилось с марта по июль 1924 года. Когда правительственная комиссия, возглавляемая Дзержинским, пришла принимать работу, то убедилась, что были сохранены вес покойного, цвет, гибкость конечностей, упругость кожи, а процесс разложения остановился.

Однако бальзамирование представляло собой только часть работы. Большое значение имел и саркофаг, так как с его помощью должен был поддерживаться нужный микроклимат. Его изготовление поручили архитектору Мельникову Константину Степановичу. Тот привлёк себе в помощь специалистов электротехнического института. Стеклянную конструкцию сделали за 7 дней, а готова та была 22 февраля 1924 года.

Таким образом, все вопросы, связанные с сохранением нетленных останков вождя мирового пролетариата, советские специалисты решили. Теперь пришло время заняться внешним обустройством усыпальницы. Первый деревянный мавзолей Ленина выглядел слишком просто на величественном фоне Красной площади. Поэтому архитектору Щусеву поручили спроектировать новый мавзолей с более значимым внешним видом.

Второй мавзолей Ленина сделали из дуба, на Красной площади он простоял до середины 1929 года

Новое строение было похоже на египетскую пирамиду фараона Джосера и на пирамиды майя. Сделали его из дуба, а открыли для посетителей 1 августа 1924 года. Он сменил первый мавзолей, простоявший 3 месяца. Второй мавзолей оставался на Красной площади до середины 1929 года, когда созрело решение о строительстве третьего мавзолея Ленина. Партия бросила клич на создание лучшего проекта. В этом конкурсе приняло участие 170 проектов, но победил проект опять же архитектора Щусева.

В этот раз усыпальницу сделали из железобетона и облицевали гранитом. Самые значимые места строения отделали мрамором. Длина третьего мавзолея составила 24 метра, высота 12 метров, а площадь траурного зала 100 кв. метров. Открыли для посетителей третий и последний мавзолей Ленина 1 августа 1930 года. И после этого почти 60 лет в к саркофагу с телом вождя мирового пролетариата нескончаемым потоком шли люди. Возле главного входа был организован почётный караул, но самым красивым зрелищем была смена караула. Посмотреть на неё стекалось огромное количество граждан.

В советские годы Красная площадь и находящаяся на ней усыпальница стали главным местом проведения парадов и праздников. На трибуну мавзолея поднималось 15 человек. Это были руководители Советского государства рабочих и крестьян. Люди внимательно следили за теми, кто стоял на трибуне. В конце 20-х годов с неё исчезли Троцкий, Зиновьев и Каменев. В 30-е годы пропали Рыков и Бухарин. В ноябре 1953 года на трибуну мавзолея последний раз поднялся Берия, а в 1955 году Маленков. Дольше всех, почти 40 лет, на трибуне простоял Анастас Микоян.

В 30-е годы Красную площадь реконструировали. Булыжник заменили брусчаткой, трамвайные пути убрали, снесли строения на Васильевском спуске, а памятник Минину и Пожарскому передвинули. Руководил всеми этими работами Лазарь Каганович. В его задачу входило максимально освободить площадь от всего мешающего, чтобы проводить на ней парады и празднества.

С началом Великой Отечественной войны возник вопрос, касающийся безопасности бальзамированного тела Ленина. В обстановке абсолютной секретности саркофаг с гробом 3 июля 1941 года погрузили в спец поезд и вывезли в Тюмень. В поезде находились только сотрудники НКГБ. Даже машинистами были офицеры гос. безопасности. Из специалистов саркофаг сопровождал профессор Збарский с несколькими помощниками.

В Тюмени останки вождя были помещены в здание училища на ул. Республики 7. Пробыли они там вплоть до марта 1945 года. Помимо тела в Тюмень также увезли мозг, сердце Ильича и пулю, которой его ранили. Почти 4 года эвакуации никак не сказались на бальзамированных останках, так как Збарский с помощниками тщательно следили за ними.

В годы советской власти к мавзолею Ленина шёл нескончаемый поток людей

А вот что касается мавзолея Ленина и Красной площади, то в годы войны их заставили фанерными щитами, имитирующими крыши домов. Руководил всеми этими работами архитектор Иофан Борис Михайлович. Мавзолей он вообще превратил в 2-этажный особняк с мезонинами. В таком виде главная усыпальница страны простояла долгие месяцы. Маскировка была снята 7 ноября 1941 года, когда на Красной площади состоялся 25-минутный парад. Начался он в 9 часов, а к 10 часам центр столицы опять закрыли фанерными щитами. Для посещения мавзолей Ленина открыли после окончания войны 12 сентября 1945 года.

В 1953 году в усыпальницу положили тело Сталина. Каменный блок, на котором красовалось имя ЛЕНИН, убрали и заменили блоком ЛЕНИН и СТАЛИН. Таким образом, в мавзолее оказалось два бальзамированных тела. Но после знаменитого XX съезда партии, когда Хрущёв развенчал культ личности Сталина, возник вопрос о целесообразности пребывания останоков Иосифа Виссарионовича в главной усыпальнице страны. 30 октября 1961 года тело Сталина из мавзолея вынесли, а на место нового блока с двумя именами поставили старый блок, который дальновидный комендант мавзолея Машков сохранил в целости и сохранности.

Заключение

По сей день мавзолей Ленина стоит на Красной площади. Он потерял свою прежнюю значимость, но продолжает вызывать большой интерес у людей. Тело основателя первого государства рабочих и крестьян находится под постоянным наблюдением специалистов. На нём нет никаких следов разложения, а поэтому бальзамированные останки могут пролежать в центре Москвы ещё очень долго. Однако трудно предсказать дальнейшую судьбу как мавзолея, так и тела.

Всё больше появляется граждан, считающих, что тело Владимира Ильича необходимо предать земле или кремировать. Только в этом случае его душа сможет найти упокоение. А сейчас она парит рядом с усыпальницей и испытывает страшные муки. Так проявим великодушие, не свойственное большевикам, и похороним Ульянова по христианскому обычаю. Пусть покоится с миром, а не в пуленепробиваемом саркофаге под охраной и неустанным наблюдением специалистов. Это противоестественно как для живых, так и для мёртвых.

Первый деревянный вариант Мавзолея не имел трибуны. Её необходимость появилась лишь в связи с большим наплывом посетителей и произнесением траурных речей. Поэтому следующие проекты Мавзолея уже предусматривали её наличие.

В дальнейшем Мавзолей использовался как трибуна, на которой появлялись деятели Политбюро и советского правительства,военачальники, а также почётные гости во время различного рода торжеств на Красной площади (прежде всего шествия 1 мая и парада 7 ноября, а с 1965 и парада 9 мая).

Было предусмотрено и специальное помещение, куда лица, находящиеся на трибуне, заходили выпить и закусить. С Мавзолея к участникам парадов обычно обращался с речью Министр обороны СССР. Западные «кремленологи» делали выводы о влиянии определённых лиц в Политбюро ЦК КПСС и строили прогнозы на будущее по расположению фигур на трибуне Мавзолея во время официальных мероприятий.

Москва является единственным городом России в котором точкой отсчёта дорожных расстояний является не здание главного почтамта города, а Мавзолей Ленина. Московский почтамт расположен чуть менее чем в двух километрах от Мавзолея, на Мясницкой улице.

19 марта 1934 года Митрофан Михайлович Никитин пытался выстрелить в забальзамированное тело вождя. Ему помешали быстро среагировавшая охрана и посетители. Никитин на месте застрелился. При нём было обнаружено письмо протестного содержания в адрес партии и правительств.

5 ноября 1957 года А. Н. Романов, житель Москвы без определённых занятий, бросил в Мавзолей бутылку с чернилами. Саркофаги с телами Ленина и Сталина не пострадали.

20 марта 1959 года один из посетителей бросил в саркофаг молоток и разбил стекло. Тела В. И. Ленина и И. В. Сталина не пострадали.

14 июля 1960 года житель г. Фрунзе К. Н. Минибаев вспрыгнул на барьер и ударом ноги разбил стекло саркофага. Осколки повредили кожу забальзамированного тела В. И. Ленина. Из-за восстановительных работ Мавзолей был закрыт до 15 августа. Минибаев на следствии показал, что с 1949 года вынашивал намерение разрушить гроб с телом Ленина, и 13 июля 1960 года специально для этого прилетел в Москву.

9 сентября 1961 года Л. А. Смирнова, проходя мимо саркофага, плюнула в него и затем бросила в саркофаг камень, завёрнутый в носовой платок, сопроводив свои действия ругательствами. Стекло саркофага было разбито, но тело Ленина не пострадало.

24 апреля 1962 года житель г. Павловский Посад пенсионер А. А. Лютиков также бросил камень в саркофаг. Тело Ленина не пострадало. Впоследствии выяснилось, что Лютиков в предшествующие два года писал антисоветские письма в центральные газеты и в посольства западных стран.

В сентябре 1967 года житель Каунаса по фамилии Крысанов взорвал начинённый взрывчаткой пояс около входа в Мавзолей. Террорист и ещё несколько человек погибли, Мавзолей не пострадал.

Мавзолей Владимира Ильича Ленина - это уникальный архитектурный объект, памятник русского авангарда. В течение многих лет мавзолей был одним из символов советского государства и теперь считается классикой советской архитектуры. Также сооружение - памятник ЮНЕСКО как часть ансамбля Красной площади.

История сооружения

Мавзолей - древнейший тип монументального сооружения у всех народов и во всех странах. Это гробницы царей и иной племенной знати, как и курганы кочевых народов и так далее. Все они, например пирамиды Древнего Египта или мавзолей Августа в Риме, перестроенный в Средние века в замок Св. Ангела, - сверхмассивные сооружения. Главное отличие Мавзолея Ленина заключается в том, что он не гигантское сооружение, призванное затмить Кремль и загромоздить Красную площадь, а сравнительно небольшой объект, тактично вписанный в архитектурный контекст. Пожалуй, нельзя найти никакого аналога - все прочие, такие как мавзолей Димитрова в Софии, мавзолей Ким Ир Сена в Пхеньяне, Пантеон в Париже, Тадж-Махал или даже Храм Христа Спасителя, задуманный как кенотаф участников войны 1812 года, доминируют на тех площадях, где они расположены. Современный проект памятника князю Владимиру продолжает эту традицию доминирования, против чего возразили деятели культуры не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мавзолей на Красной площади

Для большевиков было естественно все пропагандирующие советскую власть объекты размещать на Красной площади, у стен Кремля. Начиная с 1917–1918 годов у кремлевской стены хоронили революционеров и политических деятелей, но их могилы были маловыразительны. Только мемориальная доска-барельеф скульптора Коненкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов» была внушительных размеров - ее установили на Сенатской башне Кремля в 1918 году. Мемориальную доску демонтировали после строительства мавзолея, и сейчас она хранится в музее-мастерской скульптора.


Вождь мирового пролетариата скончался 21 января 1924 года, и его соратники решили сохранить тело для потомков. Для этого был выбран мавзолей как наиболее адекватная архитектурная форма. Мавзолей Ленина должен был отличаться от рядовых захоронений на площади и быть более капитальным и представительным - над находившимися рядом могилами впоследствии создали гостевые бетонные трибуны и посадили голубые ели.

Архитектурные проекты

Алексей Викторович Щусев ко времени строительства мавзолея был руководителем Архитектурной мастерской Моссовета. Архитектор Жолтовский, его коллега, отошел от руководства мастерской, хотя сначала он и Щусев занимали равные позиции. Щусев также возглавил проектирование первого советского генерального плана «Новая Москва» (1918–1923 гг.), строил Казанский вокзал - его стройка была крупнейшая в городе. Имя Щусева было на слуху. Алексей Викторович был видный деятель Московского архитектурного общества - организации не идеологического характера, а чисто профессионального.

Поэтому в объявленном конкурсе на создание проекта мавзолея правительственная комиссия отдала предпочтение Щусеву, хотя заявки подавали и другие известные архитекторы, встречались даже любительские проекты.

Примечательно, что в свое время историки архитектуры ломали копья на тему непосредственного авторства Мавзолея Ленина. Поскольку в мастерской Щусева работало много молодых и талантливых сотрудников (едва ли не все московские зодчие начинали с этой мастерской свой путь, как Константин Мельников, к примеру), то один из эскизов И. А. Француза оказался больше иных похож на окончательный вариант этого проекта. Об этом написал историк архитектуры Селим Хан-Магомедов, что вызвало скандал в профессиональной среде. Конечно, проект Щусева оригинален, в этом нет сомнений - сегодня стали доступны первоначальные щусевские эскизы мавзолея, из которых ясно, насколько многочисленны были его варианты, причем гораздо более сходные с европейскими аналогами.

Первоначально Щусев выполнил проект временного мавзолея - на все подготовительные работы отводилось три с половиной дня, и это был простой куб из дерева. Сам Щусев пишет о внутреннем устройстве сооружения: «Планировка мавзолея была мной рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивающий беспрерывный пропуск значительных масс посетителей. Входя, посетители спускались по лестнице, ведущей в центральный зал с гробом Владимира Ильича, и, обойдя его, поднимались по другой лестнице, ведущей к выходу. Зал был декорирован материей по рисункам художника И. И. Нивинского. Зал был декорирован материей с черными полосами, на потолке материя собрана складками к центру, где находилось изображение серпа и молота».


В мае 1924 года мавзолей был перестроен в капитальное деревянное сооружение из дуба с металлическими крепежными элементами. Он был устроен так, как описал его архитектор. Брат архитектора, Павел Щусев, рассказал о наружных деталях второго мавзолея: «В поисках нужной формы он использовал монументальные типы старинных, окованных гвоздями дверей, ларцов, древних моделей зданий». Для предохранения мавзолея от дождя и снега стены были покрыты масляным лаком медно-коричневого цвета, а крыша - листовой медью.


Интерьер и вид снаружи

Третий вариант сооружения формировался в эскизах Щусева постепенно. Это капитальная постройка - невысокий ступенчатый объем. Наружная отделка выполнена монументально - из красного полированного гранита со строгими черными линиями из габбро и лабрадорита. Согласно директивам властей, мавзолей должен был строиться исключительно из советских материалов: красный гранит добывался на Украине, красный порфир - в Карелии. В отличие от брутальных зданий из железобетона, откровенно выведенного на фасады, это декоративное и элегантное сооружение. При всем при том оно лишено ретроспективных деталей.

Интерьер отличается строгими, крупными формами геометрического декора. Примечательно, что гроб Ленина был помещен в особый, треугольной формы стеклянный саркофаг. Его выполнил другой известный архитектор - Константин Мельников, создав уникальный саркофаг в виде кристалла (после войны этот саркофаг заменили иным).

Не имея буквальных аналогов, мавзолей стилистически сходен с произведениями ар-деко, развивавшегося в Европе в то время. Сам термин возник только в 1966 году - сначала по отношению к парижской выставке 1925 года, где звездами были Робер Малле-Стевенс, Ле Корбюзье и Константин Мельников, и до сих пор к отечественной архитектуре применяется выборочно, когда говорят о первых линиях метро, выставочных павильонах и пр. Но если взглянуть на мавзолей, то налицо черты европейского ар-деко: крупные квадры черного и красного камня снаружи, условный орнамент фриза с красными знаменами на черном фоне внутри.

Мавзолей не совсем симметричен, что придает ему живописность при всей строгости пропорций. Сохранился щусевский эскиз еще более асимметричной формы - мастер любил применять асимметрию в своих композициях. В многочисленных набросках встречается даже вариант с колумбарием или обыгрывается мотив пятиконечной звезды, которая также характерна для стиля ар-деко.


Часто форму мавзолея связывают с ассиро-вавилонскими зиккуратами, аргументируя это ступенчатой композицией мавзолея. Но зиккуратами были башни, имевшие более высокий пирамидальный силуэт. В таком случае Мавзолей Ленина больше похож на пирамиду Джосера в Египте - она также многоступенчатая. Идея сравнения щусевского мавзолея с зиккуратами несостоятельна, но, к сожалению, популярна, хотя мастер сделал своеобразную форму, подходящую только для здания такого масштаба. Детали мавзолея крупны, чем и подчеркивают его компактность, а не грандиозность.

Идеология места

Кроме ритуальных и мемориальных функций мавзолей выполнял и идеологические задачи. Монументальные здания должны были способствовать пропаганде: к третьему варианту в проекте появляется трибуна, на которой государственные деятели принимали парады. Щусев предполагал большее количество внутренних помещений мавзолея, но в окончательный проект вошел только вестибюль и траурный зал с саркофагом.

О связи с религиозными представлениями, характерными для всех цивилизаций, написал филолог-славист Моймир Грыгар. Еще в 1970-х годах он сравнил отношение к религии Малевича и Щусева - двух столпов русского авангарда. Щусев до революции служил архитектором Священного Синода и был верующим человеком.

Смысл статьи Грыгара, посвященной мавзолею, заключается в том, что большевикам необходимо было заменить традиционную религию на новую, коммунистическую - для этого подходил культ Ленина, который позже трансформировался в сталинский культ (Сталин после смерти, к слову, тоже был забальзамирован и длительное время находился в мавзолее).

Разумеется, в формально-пластическом отношении Мавзолей Ленина не похож на храмы. Это новаторская композиция в духе достижений авангарда, который Щусев хорошо знал, как и историю. Причем в новой стилистике он работал успешно (например, другой его проект - здание Наркомзема). Но и храмов Щусев спроектировал множество, причем блестяще.

Мемориальный характер сооружения и сам саркофаг Ленина отсылают нас к религиозным формам. Это православная и общая христианская традиция поклонения мощам, заключения их в саркофаги и раки. В каком-то смысле мумии фараонов тоже являются мощами. Поэтому при всем архитектурном новаторстве история Мавзолея Ленина уходит в глубь веков.



Беременность и роды