Некрасов кому на руси жить хорошо. Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов) Жанр и необычная композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Некрасов работал над поэмой более 13 лет. За это время многое изменилось в поэме - от первоначального замысла и до сюжета. Галерея сатирических образов многочисленных господ не была завершена, Некрасов оставил только попа и помещика Оболта-Оболдуева. На первое место поэт поставил народ, сведения о жизни которого Некрасов собирал долгое время. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала поэмой о судьбе народа и его тяжкой доле. Написанная в то время, когда происходила реформа по отмене крепостного права, ничего не принесшая народу, поэма показывает путь к освобождению. Поэтому вопрос о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», разрешается уже не в рамках счастья отдельных людей, а введением понятия всенародного счастья. Это сближает поэму с эпопеей.

Еще одной эпической чертой является то, что в «Кому на Руси жить хорошо» очень много героев. Здесь показаны помещики, поп, крестьяне с их судьбами и представители «холопского звания», цель жизни которых заключается в служении барам. Мы не можем сказать, кто на них является главным героем. Известно, что семеро мужиков отправляются на поиски счастья, но выделить среди них главного героя нельзя. Можно сказать, что эти семеро являются основными персонажами. Ведь каждый из них рассказывает свою историю и становится на какое-то время главным героем, пока его не сменит кто-то другой. Но по большому счету главным героем поэмы выступает весь народ.

Жанровым своеобразием поэмы является смешивание в ней сказочных мотивов и реальных исторических фактов. Вначале говорится, что семь «временнообязанных» отправляются на поиски счастья. Конкретная примета мужиков - временнообязанные - указывает на реальное положение крестьян в 60-е годы XIX века. В поэме показана общая картина жизни крестьян в пореформенное время: разорение, голод, нищета. Названия деревень (Заплатово, Разутово, Знобишино, Неурожайка), уезда (Терпигорев), волости (Пустопорожняя), губернии (Подтянутая) красноречиво свидетельствуют о положении губерний, уездов, волостей и деревень после реформы 1861 года.

В поэме широко используются былины, пословицы, сказки и сказания, песни. Уже в прологе мы встречаем сказочные образы и мотивы: скатерть-самобранка, леший, корявая Дурандиха (ведьма), зайка серенький, хитрая лисица, черт, ворон. В последней главе поэмы появляется много песен: «Голодная», «Барщинная», «Солдатская» и другие.

Произведение Некрасова при жизни автора не было целиком напечатано из-за цензурных запретов. Поэтому до сих пор ведутся споры о расположении частей в поэме. Все части, кроме «Последыш» и «Пир на весь мир», объединяются странствующими крестьянами. Это позволяет свободно переставлять части. В целом поэма состоит из частей и глав, каждая из которых обладает самостоятельным сюжетом и могла бы быть выделена в отдельную повесть или поэму.

Поэма дает ответ не только на поставленный в ее заглавии вопрос, но и показывает неизбежность революционного переустройства мира. Счастье возможно лишь тогда, когда народ сам будет хозяином своей жизни.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" - вершина творч-ва Н. Начав писать ее в 1863 г., он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш” - посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу. Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произвед-ям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков... Первые 2 строчки здесь - зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме очень много народных примет, загадок: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом - Не будешь куковать! Сам ритм поэмы близок к ритму стих. произвед-й рус. фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, к-рые употреб. в фольклоре: уменьшительно-ласкательные - хлебушко, сравнения: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! В хар-ке героев Н. важное место занимает портрет. Хар-р героев раскрывается и ч/з их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. В “Кому на Руси развернута такая картина народной жизни, каких мало в рус. и мировой Л. И поэтому поэма считается вершиной творч-ва, гл. трудом всей жизни Н.

Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" как эпопея крестьянской жизни.

В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1. Интересные погружения в народную стихию(«Мороз, красный нос »);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя. Работа длилась 12 лет: с 1865-1877(умер).Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»- итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу.В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи..Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш”- посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «Сельская ярмарка»- пример многоголосья, подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант.

Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу.Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время - добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:Доля народа,Счастье его,Свет и свобода,Прежде всего! В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. Интересна тема «Грешники и праведники у Некрасова». В центре внимания поэта - кающийся грешник; Сюжет раскаяния “великого грешника” лежит в основе «Легенды о двух великих грешниках» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ещё один пример - Савелий, закопавший живым немца Фогеля; как видно из текста поэмы, он вовсе не считает себя грешным (“клеймёный, да не раб”, - “весело” отвечает он на упрёки сына). Но Савелий не душегуб - он, чувствуя свою вину за смерть Дёмушки, идёт “на покаяние // В Песочный монастырь”.

Способность к раскаянию - важнейшая черта некрасовских героев; очень важен Ермила Гирин, готовый покончить с собой из-за сознания своего греха. Существенно, что ни один помещик (кроме хозяина Якова верного, причитавшего “Грешен я, грешен! Казните меня!”) не способен осознать свой грех и раскаяться.

Место Н.А. Некрасова в русской поэзии II половины XIX века. Традиции и новаторство.

Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. С его именем связаны названия популярнейших журна лов XIX столетия “Современник” и “Отечественные записки” Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина (“Несжатая полоса”, поэма “Мороз, Красный нос”, “Размышления у парадного подъезда”), о трудной и беспросветной жизни городской бедноты (цикл “О погоде”, “Огородник”, “Еду ли ночью по улице темной...”, “Вчерашний день, часу в шестом...”), стихи, посвященные А. Я. Панаевой (“Мы с тобой бестолковые люди...”, “Если, мучимый страстью мятежной...”, “О, письма женщины нам милой...”) и многие другие произведения.

Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой и “несжатую полосу” крестьянина, которому “моченьки нет”. В его произведениях нашли отклик страдания простого человека.

Стихи Некрасова имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.

Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это “трудное и лихое” время его муза заговорила “бойким” языком. Чернышевский о нем писал: “Вы теперь лучшая - можно сказать, единственная прекрасная - надежда нашей литературы”.

Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что “родина”, “земля” - для него всепоглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. “Да, только здесь могу я быть поэтом!” - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься, хотя бы на короткое время, “от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень”. Поэт благоговел перед Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: “Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом...” Из этой пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.

Некрасов болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в “могучую и всесильную” страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье.

Да, не робел - за отчизну любезную

Вынес достаточно русский народ.

Некрасов угадывал великую роль России.

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней...

Поэт посылает проклятие угнетателям народа - “владельцам роскошных палат”.

Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. “Забытая деревня” - это название относится не только к одной деревне, но и ко всей стране, в которой таким “забытым деревням” нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.

Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь.

Иди и гибни безупречно:

Умрешь не даром. Дело прочно,

Когда под ним струится кровь!

О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами (“Коробейники”, романс о разбойнике Кудеяре).

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова.

Типология романов И.С. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Новь»). «Тайный психологизм» писателя.

Тайный психологизм Тургенева

Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».

Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз­давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над рома­ном вел дневник от лица своего героя - Базарова. Таким образом, пи­сатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе те мысли и чувства, которые мог бы переживать и герой. Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рас­сказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать - это все сказать»). Иначе говоря, писатель поста­вил перед собой цель не столько растолковать сущность психологиче­ских состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону.

В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.

Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он ду­мает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам это чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображе­ние рисует ему другой образ - Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти пе­реживания Аркадия - он их просто описывает. Так, например, чита­тели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Арка­дий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.

Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде предположений. Об этом говорят, например, многочисленные автор­ские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе го­воря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадать­ся, что происходит внутри героя.

Также весьма распространенный прием Тургенева при изображе­нии душевного состояния героя - это умолчание. Показывается толь­ко действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так, например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрю­мый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал ге­рой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно дает ему пищу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозмож­но. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравни­тельно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение.

Отмена крепостного права 1861 года вызвала волну противоречий в российском обществе. Н.А. Некрасов тоже откликнулся на споры «за» и «против» реформы своей поэмой «Кому на Руси жить хорошо», рассказывающей о судьбе крестьянства в новой России.

История создания поэмы


Задумывал поэму Некрасов еще в 1850-х гг., когда хотел рассказать обо всем, что ему известно о жизни простого русского нарда – о жизни крестьянства. Основательно работать над произведением поэт начал в 1863 г. Смерть помешала Некрасову закончить поэму, вышло 4 части и пролог.

Долго исследователи творчества писателя не могли определиться, в какой последовательности должны печататься главы поэмы, так как Некрасов не успел обозначить их очередность. К. Чуковский, досконально изучив личные записи автора, допустил такой порядок, какой известен современному читателю.

Жанр произведения

«Кому на Руси жить хорошо» относят к различным жанрам – поэма-путешествие, российская Одиссея, протокол всероссийского крестьянства. Автор дал собственное определение жанру произведения, на мой взгляд, самое точное – поэма-эпопея.

Эпопея отражает бытие целого народа в переломный момент его существования – войты, эпидемии и проч. Некрасов показывает события глазами народа, использует для придания большей выразительности средства народного языка.

Героев в поэме множество, они не скрепляют собой отдельные главы, а логически соединяют сюжет в одно целое.

Проблематика поэмы

Повествование о жизни русского крестьянства охватывает широкий масштаб жизнеописания. Мужики в поисках счастья путешествуют по России в поисках счастья, знакомятся с различными людьми: священником, помещиком, нищими, пьяными балагурами. Празднества, ярмарки, сельские гуляния, тяжесть труда, смерть и появление на свет – ничто не укрылось т взгляда поэта.

Главный герой поэмы не определен. Семеро путешествующих крестьян, Гриша Добросклонов – больше всего выделяется среди остальных героев. Однако основным действующим лицом произведения является народ.

В поэме отражены многочисленные проблемы русского народа. Это и проблематика счастья, проблема пьянства и морального разложения, греховности, свободы, бунта и терпимости, столкновения старого и нового, сложной судьбы русских женщин.

Счастье понимается героями по-разному. Самым важным для автора является воплощение счастья в понимании Гриши Добросклонова. Отсюда вырастает основная идея поэмы – истинное счастье реально только для человека, думающего о благе народном.

Работу над поэмой Некрасов начал в 1863 году, когда был написан «Мороз, Красный нос», и продолжал до самой смерти. Но если поэму «Мороз...» можно сравнить с трагедией, содержанием которой становится гибель человека в героической борьбе с неподвластными ему стихиями, то «Кому на Руси жить хорошо» — это эпопея, где отдельный человек находит смысл и счастье своего существования в единстве с миром людей и миром как Божьим созданием. Некрасова интересует целостный образ народа, и высвеченные в поэме отдельные образы даны как эпизодические, история их жизни лишь на время всплывает на поверхность эпического потока. Поэтому поэму Некрасова можно назвать «народной эпопеей », а ее стихотворная форма подчеркивает родство с народным эпосом. Некрасовский эпос «слеплен» из разных фольклорных жанров: сказки, байки, загадки, пословицы, духовных стихов, трудовых и обрядовых песен, протяжной лирической песни, притчи и т. д.

У эпопеи Некрасова была четкая социальная задача. В этом смысле его произведение вполне злободневно и актуально. В 60—70-е годы начинается движение «хождения в народ», практика «малых дел», когда русская интеллигенция добровольно шла в деревни, организовывала школы и больницы, пыталась перестроить быт и труд крестьян, вывести их на пути просвещения и культуры. В это же время усиливается интерес и к самой крестьянской культуре: собирается и систематизируется русский фольклор (образ такого собирателя — Павлуши Веретенникова — есть в поэме). Но самым верным средством изучить положение народа была статистика, наука, которая в это время получила самое бурное развитие. Кроме того, эти люди: учителя, врачи, статистики, землемеры, агрономы, ученые-фольклористы — оставили нам серию замечательных очерков о жизни и быте пореформенной России. Социологический срез деревенской жизни делает в своей поэме и Некрасов: перед нами проходят почти все типы русского сельского населения, от нищего до помещика. Некрасов пытается увидеть, что же произошло с крестьянской Русью в результате реформы 1861 года, перевернувшей весь привычный уклад жизни. В чем Русь осталась прежней Русью, что безвозвратно ушло, что появилось, что вечно и что преходяще в народной жизни?

Принято считать, что своей поэмой Некрасов отвечает на вопрос, поставленный им в одном из стихотворений: «Народ освобожден, но счастлив ли народ? » На самом деле это вопрос риторический. Понятно, что несчастлив, и тогда поэму писать незачем. Но вопрос, ставший заглавием: «Кому на Руси жить хорошо? » — переводит искания Некрасова из философской и социологической областей в область этическую. Если не народу, то кому все же живется хорошо?

Чтобы ответить на главный вопрос, и отправляются в дорогу «странные» люди, т. е. странствующие, — семеро мужиков. Но эти люди странные и в привычном нам значении. Крестьянин — человек оседлый, привязанный к земле, для которого нет отпусков и выходных, жизнь которого подчиняется только ритму природы. А они пускаются странствовать, да еще когда — в самую страдную пору! Но эта их странность — отражение того переворота, который переживает вся крестьянская Русь. Вся она сдвинулась, стронулась с места, вся она в движении, как весенние потоки, то прозрачные, чистые, то мутные, несущие зимний сор, то спокойные и величавые, то бурливые и непредсказуемые.

Поэтому в основе композиции поэмы лежат мотивы дороги и поиска . Они позволяют пройти по всей Руси и увидеть ее целиком. Но как показать всю Русь? Автор использует прием панорамного изображения, когда образ создастся рядом обобщенных картин, массовых сцен, из которых выхватываются отдельные лица и эпизоды.

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» возник в начале 1860-х годов. Некрасов продолжал работу над поэмой до конца жизни, но так и не успел завершить ее. Поэтому при публикации поэмы возникли серьезные сложности - последовательность глав оставалась неясной, авторский замысел можно было угадать лишь примерно. Исследователи творчества Некрасова остановились на трех основных вариантах расположения глав в поэме. Первый основывался на последовательности времен года в поэме и авторских пометках и предлагал следующий порядок: «Пролог и первая часть» - «Последыш» - «Пир - на весь мир» - «Крестьянка». Второй менял местами главу «Пир - на весь мир» и «Крестьянка». При таком расположении замысел поэмы выглядел более оптимистично - от крепостного права к поминкам «по крепям», от сатирического пафоса к патетическому. В третьем и самом распространенном варианте, - скорее всего, именно он и встретился вам при чтении поэмы («Пролог и первая часть» - «Крестьянка» - «Последыш» - «Пир - на весь мир») - тоже была своя логика. Пир, устроенный по поводу смерти Последыша, плавно переходит в «пир на весь мир»: по содержанию главы «Последыш» и «Пир - на весь мир» связаны очень тесно. В главе «Пир - на весь мир» находится, наконец, и по-настоящему счастливый человек.

Мы будем опираться на третий вариант, просто потому что именно он стал общепринятым при публикации поэмы, но при этом будем помнить, что поэма осталась незаконченной и мы имеем дело с реконструкцией, а не действительным авторским замыслом.

Сам Некрасов называл свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». Эпопея - один из самых древних литературных жанров. Первая и самая знаменитая эпопея, на которую ориентировались все авторы, обращающиеся к этому жанру, «Илиада» Гомера. Гомер дает предельно широкий срез жизни греков в решающий для нации момент, период десятилетней войны греков с троянцами - в переломный момент народ, как и отдельная личность, раскрывается ярче. С простодушием греческого простолюдина Гомер не упускает даже мельчайших деталей жизненного и военного уклада своих героев. Перечисленные признаки стали жанрообразующими, мы без труда найдем их в любой эпопее, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в том числе.

Некрасов старается коснуться всех граней народного бытия, с вниманием относится к самым незначительным подробностям народной жизни; действие поэмы приурочено к кульминационному для русского крестьянства моменту - периоду, наступившему после отмены крепостного права в 1861 году.

Композиционным стержнем эпопеи стало путешествие семи мужиков, позволившее предельно расширить границы художественного пространства поэмы. Семь странников представляют собой как бы одно целое, они плохо отличимы друг от друга; независимо от того, говорят они по очереди или хором, их реплики сливаются. Они только глаза и уши. В отличие от поэмы «Мороз, Красный нос», в «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов старается быть абсолютно незаметным, спрятаться за полог и показать народную точку зрения на происходящее. Иногда, например, в знаменитом отрывке о Белинском и Гоголе, которого мужик пока что не несет с базара, авторский голос все же прорывается наружу, но это одно из немногих исключений.



Беременность и роды