Обломов и захар отношения. Обломов и Захар

В романе И.А. Гончарова “Обломов” обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства: идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного - мир отвлеченный, идеальный, для другого - материальный и практический. Эти два типа Гончаров описал в Захаре и Обломове.

Захар - слуга Ильи Ильича Обломова. Это человек старой закалки, с трудом вживающийся в новые жизненные условия. Захар - вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь. Он верен не только своему барину, но и всему его роду.

При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро - когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. Обломов теряется перед его твердостью. Захар не лишен недостатков. Гончаров определяет своего персонажа как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар очень верен своему барину: он отдал бы жизнь за Обломова, считая это своим долгом. Захар не показывал не только подобострастия к барину, но даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним,

Сердился на него не шутя, за всякую мелочь.

Илья Ильич Обломов - главный герой романа, молодой человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием

Всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица... мягкость... была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так

Открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки”. Таким мы

Видим Обломова в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром.

В Обломовке ребенок рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая. Понятно, какое действие производится таким положением ребенка на

Все его нравственное и умственное образование. Когда Обломов вырастает, он становится апатичным и бесхарактерным, полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере - чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего хочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Но потому и слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича - “праздность и покой” - является в такой же мере

Вожделенной мечтою и Захара.

Оба они, господин и слуга, - дети Обломовки. Илья Ильич зная такое достоинство Захара, как преданность, привык к ней, сносил терпеливо бесчисленные мелкие недостатки Захара.

Они давно знают друг друга и давно живут вдвоем. Обломов и Захар не могут жить друг без друга, спать; с годами все больше и отчетливее между ними вырисовывается нерасторжимая связь. Два последних представителя Обломовки по-своему свято хранят в душе те “преданья старины глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и

Взаимоотношения.
В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.

Илья Ильич Обломов - человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а

Безразличный... может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам... Вообще

Же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет

Халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но

Приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка - всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий.

Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не

Стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные

Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы.

Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то

Предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем

Спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для

Него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет

Расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего

Он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше

Не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого

Существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству,

Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком.

Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обломовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за

Барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что

Такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова,

К тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи - и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет

Конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды.

Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга

Взаимно дополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара - нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга.

Захар и Илья Ильич Обломов - порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.
В романе “Обломов” И.А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову.

Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе. Захар - слуга Ильи Ильича Обломова, крайне консервативен, носит такой же костюм, что носил в деревне - серый сюртук. “Дом Обломовых, был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею”. Захар представлял собой “пожилого человека, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой... в сером же жилете, с медными пуговицами... и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”. Портрет Захара, изображающий смешную и нелепую внешность, дополняется и особым голосом: герой не говорит, а ворчит, как собака, или хрипит. Голос же, данный Богом, по словам Захара, “он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло”. Этому типу Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный “Слуги старого века”, в котором вспоминает хорошо известных представителей этого сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия.

Литературная родословная Захара идет от пушкинского Савельича (“Капитанская дочка”).

При всей разности характеров первого, развращенного жизнью в Петербурге и патологической ленью своего барина, и второго - вечного дядьки, для которого питомец остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь, сближает их одержимая верность не только своему барину, но и всему его роду. Верность Захара своему барину и всем давно забытым устоям родной Обломовки воплощена ярче всего в эпизоде, когда Обломов наставляет своего слугу привычным и самым действенным способом - прибегая к “жалким словам” и называя Захара “ядовитым человеком”. В минуту раздражения Захар позволил себе сравнить Обломова с другими, которые и с квартиры на квартиру легко переезжают, и за границу отправляются. Это вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую отповедь о невозможности сравнивать его, Обломова, с кем бы то ни было. И это пробирает Захара больше, нежели ругательства: он и сам чувствует, что

Переступил какую-то запретную границу, уподобив своего барина другим людям. Захар

Является пародией на своего барина. У него те же привычки, что и у хозяина, только

Доведенные до абсурда, показанные в смешном, комическом свете. С первых же страниц

Романа Захар не может не вызвать улыбки своей внешностью, своей ленью и неопрятностью. Он чем-то даже напоминает гоголевские типажи: Осипа - слугу

Хлестакова, Селифана и Петрушку из “Мертвых душ”. Но Захар - лишь уродливое отражение образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов упрекает Захара за неряшливость и день, за то, что он не убирает пыли и грязи. Захар возражает, что “чего ее убирать, если она снова наберется”. Полное равнодушие к пыли, сору, грязи отличает этого слугу от других слуг - персонажей отечественной литературы. Захар на этот счет составил

Собственную философию, не позволяющую бороться ни с грязью, ни с тараканами и

Клопами, раз они выдуманы самим Господом. Когда Обломов приводит своему слуге в

Пример живущее напротив семейство настройщика, Захар приводит в ответ следующие аргументы, в которых видна незаурядная наблюдательность: “А где немцы сору возьмут? Вы поглядите-ка, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни... Где им сору взять? У них нет

Этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или

Набрался целый угол корок хлеба за зиму... У них и корка зря не валяется: наделают

Сухариков да с пивом и выпьют”. При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро -

Когда земляк Обломова, жулик Тарантьев просит Илью Ильича дать ему на время фрак,

Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше

Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.

Захар не лишен и недостатков. Гончаров видит его как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. И еще черта, характерная для смешения двух эпох, на которые указал Гончаров: “Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече со зверем в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин. Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул”. С годами все больше и отчетливее вырисовывается нерасторжимая связь между Ильей Ильичом и Захаром - последними представителями Обломовки, являющейся лишь

Прекрасным сном. Они каждый по-своему свято хранят в душе те “преданья старины

Глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения. Они давно

Знали друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова на руках, а

Обломов помнит его “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. “Как Илья

Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без

Помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в

То же время внутренне благоговеть перед ним”. Даже когда Захар женится в середине романа на Анисье, кухарке Обломова, значительно более ловкой, умелой и чистоплотной, он старается по возможности не допускать ее к Илье Ильичу, выполняя сам привычные работы, без которых не мыслит жизни.

После смерти Обломова порвалась связь между Захаром и Обломовым, и жизнь его

Превратилась в ненужное и горькое прозябание. Конец Захара не просто трагичен,

Он страшен. Как метко сказал Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”:

Порвалась цепь великая...

Одним концом по барину,

Другим - по мужику!..

В романе И. А. Гончарова “Обломов” обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства; идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного мир – отвлеченный, идеальный, для другого – материальный и практический. Эти два типа автор описал в Обломове и Захаре.
Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи

Слуги. Сформировался характер “вечного ребенка”, мечтательного, прекраснодушного, но совершенно не приспособленного к практической жизни.
Этот идеал семьи, родную обломовщину Илья Ильич обретает в браке с Агафьей Матвеевной Пшеницыной, мещанкой, в дом которой он переехал с Гороховой улицы. В описании двора Гончаров дает многозначную характеристику тишины и покоя, отмечая, что “кроме лающей собаки, казалось, ни одной живой души не было”. Первой, что замечает Обломов в Агафье, – ее хозяйственность и основательность. В ведении хозяйства она талантлива, но в остальном ничего не смыслит. Чувство Обломова к Пшеницыной было приземленным, к Ольге – возвышенным. Об Ольге он мечтает, на Агафью смотрит, для свадьбы с Ольгой нужно было что-то сделать, а брак с Агафьей складывается сам собою, незаметно. Даже Штольц уже оставил надежду вытащить из этой обломовщины своего друга, увидев “вечный” халат Ильи Ильича. Если Ольга “сняла” халат, то Агафья, залатав, “чтоб дольше прослужил”, вновь облекла в него Обломова. Единственное, что может сделать Штольц, – это позаботиться о сыне Обломова. Таким образом, передавая на воспитание Штольцу маленького Анд-рюшу, Гончаров показывает, за кем будущее.
Неразрывную связь с обломовской средой не может преодолеть и Агафья, которой после смерти Обломова Штольц предлагал жить вместе с сыном. Значение образа Обломова необычайно велико. Его Гончаров противопоставил суетности и бессмысленности петербургской жизни Волковых, Судьбинских, Пенкиных, забывших о человеке и стремящихся удовлетворить свое мелкое тщеславие или меркантильные интересы. Эту петербургскую “обломовщину” не приемлет и Гончаров, устами Обломова выражая протест против осуждения “падших людей”. О сострадании к “падшим” говорит Обломов, в порыве чувств встав с дивана. Не видя смысла в суетной жизни Петербурга, в погоне за призрачными ценностями, ничегонеделание Обломова – своеобразный протест против наступающего рационализма буржуазной эпохи. В эту эпоху Обломов сохранил чистую детскую душу, но “обломовщина” – апатия, лень и отсутствие воли – привела его к гибели духовной и физической.
Захар – слуга Ильи Ильича Обломова. Гончаров определяет своего персонажа как рыцаря “со страхом и с упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обло-мовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар – вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь.
Он безоговорочно верен не только своему барину, но и всему его роду, поскольку так заведено испокон веку: есть господа и есть их слуги. При этом Захар может и ворчать на хозяина, и даже пререкаться с ним, и настоять на своем. Так, извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро. Когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращенье рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.
Можно сказать, что Илья Ильич полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, кто из них более подчиняется власти другого. По крайней мере, чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Потому слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича – “праздность и покой” – является в такой же мере вожделенной мечтой и Захара. Гончаров показывает, что характер и миропонимание и хозяина, и слуги сформировались под влиянием многовековой практики узаконенного барства и рабства. В романе мы не найдем гневных обличений крепостного права, но проблематика произведения связана с анализом того, как именно оно влияет на человека и что из этого получается.

  1. Роман Гончарова “Обыкновенная история” впервые был напечатан в журнале “Современник” в 1847 году. Темой романа была избрана история жизни в Петербурге провинциального барина Александра Адуева, процесс утраты им в большом...
  2. В статье “Лучше позже, чем ни­когда” Гончаров писал: “.если образы типичны, они непременно отражают на себе – крупнее или мельче – и эпоху, в которой живут, оттого они и типичны....
  3. И. А. Гончаров в своем романе исследует человеческую натуру, и если в образах Обломова и Штольца мы найдем как бы две крайности (сердечность, но пассивность и активность в ущерб душе),...
  4. .Но труд упорный ему был тошен. А. С.Пушкин Мне запомнилась картина одного фламандского художника “Страна лентяев”. Там изображены люди, которые лежат под фруктовыми деревьями и ждут, когда плоды упадут им...
  5. Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие “обломовщина” и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя. Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” дал...
  6. Гончаров, как и любой другой писатель, старается быть лояльным по отношению к описываемому, и вследствие этого мы не можем найти конкретных слов, выражающих его авторскую позицию. Но ее можно узнать...
  7. И. А. Гончаров вошел в русскую литературу благодаря своим трем романам, принесшим ему успех и признание: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”. Это наиболее значительные произведения автора Читатели невольно обращали внимание на...
  8. Диван, на котором проводит свое время Обломов, давно стал нарицательным. Как и халат знаменитого лентяя. Образ Обломова -величайшее создание И. А. Гончарова. Но этот тип героя в общем-то не нов...
  9. Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Осудить бездеятельность и оправдать деловитость – такую задачу ставил себе автор в “Обломове”. Образы Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные...
  10. Роман Ивана Александровича Гончарова “Обыкновенная история”, написанный в тысяча восемьсот сорок четвертом – тысяча восемьсот сорок шестом годах, стал значительным событием в русской словесности. “Повесть Гончарова произвела в Питере фурор...
  11. Все мы знаем, что в каждую эпоху есть люди, значительно опережающие свое время по развитию и образу мышления. Сегодня мне хотелось бы порассуждать о том, был ли в романе Гончарова...
  12. В письмах Гончаров подробно рассказывал своим друзьям о своих впечатлениях и наблюдениях, обо всем интересном, что он видел. “Писать письма к приятелям, – признается он одному из друзей, – для...
  13. Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе “Обыкновенная история” противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне время помещиков отмечается завтраком, обедом и ужином (ср. в Евгении Онегине”: “он умер...
  14. Почти все свои литературно-кри­тические статьи Гончаров напи­сал в 70-80-е гг., т. е. тогда, ко­гда три его знаменитых романа были уже созданы. Наступило время осмысления сделанного. И здесь-то Гончаров отступает от...
  15. Иван Александрович Гончаров родился 6 июня 1812 г. в Симбирске (ныне Ульяновск). Симбирск был в то время маленьким губернским городком, быт которого носил еще прочный отпечаток патриархальной старины. Сонные улицы...
  16. Всем известно, что человеку, приехавшему из деревни, очень трудно приспособиться к той обстановке, в которую он попадает. И. А. Гончаров описывает в двух своих романах “Обломов” и “Обыкновенная история” подобные...В романе “Обломов” И. А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа:...
  17. Прасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она; Что наши лучшие желанья, Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой, Как листья осенью гнилой. А. С....

Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова "Обломов"

В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.

Илья Ильич Обломов - человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а безразличный... может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам... Вообще же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка - всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий.

Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные крошки.

Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком.

Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обло-мовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова, к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи - и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды.

Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга взаимодополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара - нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга.

Захар и Илья Ильич Обломов - порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

В любом литературном произведении существует система второстепенных персонажей. Как правило, их роль заключается в том, чтобы подчеркнуть, высветить те ли иные черты главного героя. В художественном мире романа «Обломов» важнейшую функцию выполняет так называемое двойничество. Двойником Ильи Ильича является его слуга, и если главному герою надлежит быть носителем определенных черт национального характера, то и Захар воплощает некоторые качества людей своего сословия.

Это действующее лицо появляется уже в первой главе, наполненной художественными деталями, которые позволяют судить о жизни и быте Обломова. Можно сказать, что и слуга главного героя – одна из таких живых деталей.

Он, казалось бы, почти не участвует в действии, у него очень мало реплик. Между тем Гончаров описывает его облик чрезвычайно подробно: лицо, фигуру, движения, а главное – одежду. Наверное, костюм Захара – в некотором роде средство персонификации: слуга Обломова не может отойти от веками сложившихся привычек подневольного человека. Патриархальная система барства и рабства наложила свой отпечаток и на господина, и на его подданного.

Иногда Захар напоминает читателю пушкинского Савельича, особенно готовностью «умереть, ежели нужно», за своего хозяина. Но, кроме рабской преданности, в Захаре есть другая черта: он, как и гоголевский Селифан, позволяет себе вольности по отношению к барину (кстати, не только в мыслях – в поступках тоже). Это свойство благоприобретенное, его можно считать веянием времени. Дружба между Обломовым и Захаром, безусловно, существует, хотя не такая, как между Гриневым и Савельичем. Некое духовное родство вызвано тем, что нравственная болезнь Ильи Ильича заразила и его преданного спутника. Диагноз поставил Гончаров: обломовщина. Ее симптомы очевидны.

Захар, пожалуй, еще более ленив и инертен, чем его барин, однако он, как и Обломов, прекрасно понимает, сколь губительны последствия страшной русской болезни; именно поэтому он предпринимает попытки как-нибудь излечить горячо любимого барина: иногда он стыдит Илью Ильича, порой жалуется на него Штольцу. Каждый раз его усилия оказываются тщетными, потому что силы воли у Захара с каждым днем остается все меньше, этим он разительно отличается от Савельича.

Плохая черта персонажа гончарского романа – склонность ко лжи. «Дрыхнет… нарезался», – говорит он соседским слугам о своем господине. Обломов обладает различными недостатками, но этот ему чужд. Зачем же Захару понадобилось наговаривать на Илью Ильича? Дело в том, что бывший крепостной усваивает новую традицию, укоренившуюся в его сословии: теперь в моде критиковать господ, в этом издержки свободы, которую не могут использовать во благо такие личности, как Захар.

Однако читатель видит не только пороки – он замечает и достоинства, их Гончаров умело подчеркивает в Захаре. Часто в романе Штольц говорит о «золоте души» Обломова. Есть оно и в слуге барина. За грубой, простоватой внешней оболочкой прячется доброе сердце. Не лишен этот простак и некоторой проницательности: он безошибочного угадывает в Тарантьеве подлеца, Штольца и Ольгу считает искренними друзьями хозяина. Интуитивно он осознает, что именно они могут спасти его барина.

Подчас Захар кажется нам удивительно тупым и упрямым, в других случаях – довольно умным, хитрым и даже ироничным. Так, например, смешон слуга, похваляющийся «важными» приятелями господина. Но эту маленькую слабость прощают ему и читатель, и автор, потому что в словах персонажа звучит горькая ирония: он очень точно подмечает, что важные персоны посещают Илью Ильича не по дружбе, их цель – поесть и выпить за чужой счет.

Между Захаром и Обломовым существует тесная духовная связь. В слуге, будто в кривом зеркале, отражаются как достоинства, так и недостатки барина, и это усиливает душевные муки Обломова. «Пуповина», которой они связаны, не рвется даже после смерти главного героя. Оставшись один, Захар по-настоящему страдает. Он становится одиноким и опустившимся бродягой. Заключительные сцены романа призваны доказать: в России между рабовладельцем и рабом есть связь и родство. Обломов беспомощен без своего верного слуги – Захар не способен реализовать себя ни в чем, кроме данного ему предназначения.

Кольцевая композиция произведения способствует реализации авторского замысла и в отношении главного героя, и в отношении второстепенного персонажа. Образ жизни Захара на Выборгской стороне таков же, как в Обломовке или на Гороховой. Его существование – замкнутый круг. Чтобы изменить в этом хоть что-либо, надо «корчевать лес», как выразился Добролюбов, то есть необходимо изменить саму российскую действительность, породившую определенные человеческие типы.

Творческий метод Гончарова – объективный реализм; писатель избегает категоричных оценок, не считает нужным делать моралистические выводы – он просто показывает явление и его последствия. Талантливый художник слова убежден, что таким способом можно исправить недостатки жизни и людей. И если до сих пор остались в нас черты Обломовых и Захаров, то в этом только наша вина.

Образ Захара анализировал Федор Корнейчук

Роман Гончарова "Обломов" украсил русскую классическую литературу середины XIX века. Имя его центрального персонажа - Ильи Ильича Обломова - стало нарицательным.

Впрочем, на страницах романа вместе с главным героем живут и яркие "типажи людского моря России" начала XIX века. Особую роль в сюжете книги играет своеобразный тандем слуги и барина "Захар - взаимоотношений этих персонажей показалась Гончарову настолько важной, что он написал отдельный очерк. Таких людей, как Захар, писатель называл "слугами старого века". Этот типаж характерен для дворянской среды и ведет свою литературную родословную от Савельевича из пушкинской "Капитанской дочки".

Внешность слуги Захара

Как выглядит Захар в романе это нескладный, неопрятный, лысый, пожилой, но еще крепкий человек с непропорционально большими с проседью бакенбардами. Он, обладая природным здравым смыслом, является "вечным дядькой" для своего барина, которого воспринимает, несмотря на возраст, "дитем малым". Характерен голос Захара - хриплый, лающий. Как он сам объясняет причину случившегося на охоте со старым барином: "Ветер в горло попал".

От Ильи Ильича Обломова он перенял всепобеждающую лень. Слуга одет безвкусно, но не по-сельски: в серый сюртук, серую жилетку с медными пуговицами.

Слуга бдит за интересами хозяина

Захар имеет свои неписаные права. Он, пользуясь ими, вмешивается в разговор барина с гостями, когда понимает, что очередной проходимец пытается его облапошить, ставя негодяя (например, Тарантьева) на место. Нередко прислушивается к тому, что говорит Захар, этого слуги, несмотря на все его очевидные недостатки, может быть выражена одним словом - "преданность".

Для него хозяин - второй после Бога. Эта верность слуг старого закала дорогого стоит. Для него сравнение своего барина "с другими" представляется настоящим святотатством. Однажды у него с досады срываются с уст такие слова, но он сам пресекает свою "запретную" речь, нарушающую, как он понимает, принципы служения. Это случилось после того, как провокационно сказал, что "ядовитый человек" Захар, Обломов.

Характеристика слуги, данная Гончаровым, вместе с тем, несмотря на явную симпатию, обнажает его человеческие недостатки.

Недостатки Захара

Ему свойственны традиционные недостатки господских слуг. Захар нашел отдушину для своей души в пьянстве. Он любит, пока барин после обеда спит, пойти в трактир и напиться в компании с собутыльниками. При этом слуга то нахваливает своего барина, приписывая ему героические качества, то кичится своим влиянием на него. При том при всем он не считает зазорным оставить себе "на выпивку" медные деньги хозяина, хотя по крупному счету Захар, конечно, не ворует. Характерно, что об этом увлечении не догадывается сам Обломов. Образ Захара, слуги ленивого в той же степени, как и его хозяин, стал, несомненно, творческой находкой автора романа.

Однако вернемся к его характеристике. Еще одним недостатком этого оригинального слуги является одно изумительное качество, которое в народе называют образно "иметь две левых руки": все, к чему приложит он свою руку, ломается, бьется, выходит из строя.

Захар - хранитель традиций Обломовки

Конечно же, ценит то, как предан ему Захар, Обломов. Характеристика этой ставшей уже не социальной, а хозяина и его слуги трогает. Она, зародившись в патриархальной Обломовке, где Илья Ильич вначале был шустрым любознательным мальчишкой, а Захар - кудрявым весельчаком, связывала их даже после смерти барина. В одно мгновение после смерти Обломова мир его слуги рухнул. Не представляющий своего уклада жизни без барина и обнищавший Захар, добывая на паперти копейки на жизнь, даже не мыслит вернуться в более сытую Обломовку, где живут его родственники. Далее он для себя видит лишь единственную миссию - ухаживать за могилой Ильи Обломова.

Характерно также, что при жизни помещика, женившись на кухарке Анисье, Захар продолжает прислуживать барину всегда только сам. И это несмотря на нерасторопность: подавая кушать, он роняет столовые приборы, хлеб. В доме из-за его неловкости все тарелки и чашки надколоты, даже стулья повреждены. Анисья бы, конечно, накрывала на стол попроворней. Однако преданный слуга ее не подпускает, ибо это - "его барин".

Преданность господину, доведенная до высших пределов

Автор с умилением и иронией рассказывает нам, какой он, Захар, в романе "Обломов". Если, скажем, надо было бы отдать свою жизнь за Илью Ильича Обломова, своего хозяина, то он и мгновения не раздумывал бы. Ринулся бы на врага, как пес бросается на зверя, защищая охотника. Однако там, где следовало проявить терпение и усидчивость, например при всенощном уходе за болеющим барином, Захар бы не смог исцелять таким образом, а просто уснул.

Роль Захара в романе "Обломов" сводится к тому, что он как бы привносит в жизнь своего барина атмосферу Обломовки, являясь носителем ее устоев. Для него характерен пропитанный ленью и бездельем дух барского имения: полное равнодушие к беспорядку вокруг, нежелание беречь вещи, экономить средства и ремонтировать сломанное. Кроме того, ему несвойственно стремление к рачительному ведению хозяйства. Его распорядок дня включает сон до полудня. Затем - привычное пререкание с барином. Это даже не спор, а своеобразный ежедневный ритуал. Обломов говорит о делах, однако сказанное никогда не реализуется. Тогда к речам своего барина присоединяется Захар и выносит свой вердикт. Он говорит, что все и они не немцы какие-нибудь, чтобы этой ерундой заниматься.

Захар равнодушно относится к тому, что диван для его барина стал и спальней, и кухней, и рабочим кабинетом. Ведь именно лежа на нем Обломов принимает гостей. Более того, проживая в трехкомнатной снимаемой петербуржской квартире, ни барин, ни хозяин двумя комнатами не пользуются вообще. Они равнодушны к расплодившимся вокруг мышам и тараканам. Главное для них - всласть отоспаться, затем плотно пообедать, а далее - опять впасть в дремотное состояние. Это - суть их жизни, перенесенная из Обломовки. Роль Захара в романе "Обломов" - поддерживать эту милую его сердцу атмосферу. Поэтому самому помещику удобно и комфортно со своим старым и преданным слугой. Впрочем, такая горячая преданность Захара оказывает негативное влияние на самого Обломова. Помещик, имеющий в собственности триста душ, не считает нужным трудиться, во всем полагаясь на труд своих крепостных.

Заключение

Тема лишнего человека в русском обществе отнюдь не нова. Ее поднял в "Евгении Онегине" великий Пушкин, талантливо продолжил в "Герое нашего времени" Лермонтов.

В первом случае лишним оказался аристократ, во втором - служивый дворянин. То, что может быть лишним на своей земле ее же владелец-помещик, впервые сказал в романе "Обломов" Гончаров.

Захар как образ в этом произведении выполняет важную миссию. С одной стороны, его фигурально можно назвать отражением своего хозяина (те же лень и безынициативность). А с другой стороны, сопровождающий Обломова всю его жизнь Захар своим слепым обожанием способствовал деформации личности своего барина, превращению его в законченного лентяя и бездельника.



Беременность и роды