Орфоэпия. Орфоэпические нормы Фипи орфоэпический словарь

Среди 27 заданий КИМа по русскому языку в 2019 году традиционно будут и вопросы по орфоэпии, поэтому на этапе подготовки важно выучить все слова, входящие в орфоэпический минимум ЕГЭ, составленный ФИПИ.

Орфоэпия – раздел русского языка, изучающий нормы и правила произношения слов и расстановки ударения.

Орфоэпические нормы в устной речи

Соблюдение орфоэпических норм – важный параметр оценки устной речи, ведь неправильное произношение слов и неверное ударение режут слух окружающих и характеризуют говорящего, как человека неграмотного и необразованного.

Среди миллионов слов, звучание которых у каждого на слуху, есть небольшая группа, запоминание которых для многих людей является проблематичным.

Стоит заметить, что нормы орфоэпии не являются чем-то статичным. С течением времени произношение некоторых слов меняется под влиянием самых различных факторов. Все современные нормы собраны в орфоэпический словарь, но для успешной сдачи в 2019 году ЕГЭ по русскому языку выпускникам 11-х классов будет достаточно хорошо знать орфоэпический минимум, в который вошли около 300 слов.

Структура КИМа 2019 года

ЕГЭ по русскому языку длится 3,5 часа (210 минут).

Билет 2019 года по русскому языку будет включать в себя 27 заданий, 5 из которых будут направлены на проверку того, как выпускник владеет языковыми нормами устной речи. Среди этих заданий ЕГЭ 2019 года обязательно попадутся вопросы на расстановку ударения в словах, входящих в орфоэпический минимум.

Все задания билета будут разделены на уровни сложности следующим образом:

Таким образом, за правильное выполнение 27 заданий экзаменуемый сможет набрать 58 первичных баллов.

Список слов для заданий по орфоэпии

Специально для учащихся 11-х классов, проходящих этап подготовки к ЕГЭ 2019 года, в ФИПИ составили орфоэпический минимум – мини-словарик, в котором указаны все ударные гласные в сложных для запоминания словах.

Предлагаем вашему вниманию такой словарик с удобным разделением слов по алфавиту и указанием правильного ударения.

Итак, вы установили проблему (отсутствие важного образовательного документа), и у нас есть ее решение. Чтобы купить новый аттестат за 11 класс, необходимо:

  • Сообщить свои личные данные и указать информацию для заполнения аттестата. Для передачи данных сведений вы можете воспользоваться адресом нашей электронной почты или заполнить форму на сайте. Если вы не уверены в правильности заполнения заявки, то обратитесь за помощью к оператору горячей линии. Наши консультанты будут рады вам помочь в любое время.
  • Дождаться подтверждения статуса заявки. Убедитесь, что в вашем аттестате за 11 класс будет именно та информация, которая вам нужна. Сообщите оператору время, в которое вам было бы удобно получить заказ, и адрес для курьерской доставки по Москве.
  • Проверьте готовый аттестат за 11 класс (убедитесь в правильности бланка, личных данных и т.д.) и оплатите заказ.

Цена документа складывается из стоимости подготовительных работ и примененных типографских технологий. Доставка в пределах города осуществляется бесплатно с курьером компании. Предоплату вносить не нужно: убедитесь, что аттестат вам подходит, и только потом передайте курьеру полную сумму.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Отрочество

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка в слове «принЯл».

Запомним два ряда слов сразу. Это слова группы «принять» и «начать».

Нам нужно начАть изучать ударенья. Я нАчал. Мама началА. Мы вместе нАчали, ура! И мы наЧАВшие теперь.

Нам нужно бы принЯть решенье. Я прИнял. Мама принялА. Мы вместе прИняли, ура! И мы приНЯВшие теперь.

Люблю я эти ЧАВ и НЯВ: все формы- с ударением. Как ни крути - наЧАВ, приНЯВ, приНЯВший - просто наслаждение!

Ответ: принял.

Ответ: принял

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Правило: Задание 4. Постановка ударения

ОР-ФО-ЭПИ-ЧЕ-СКИЕ НОРМЫ (по-ста-нов-ка уда-ре-ния) про-ве-ря-ют-ся в за-да-нии 4.

От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся вы-пи-сать одно из четырёх слов, в ко-то-ром не-вер-но вы-де-ле-но уда-ре-ние - удар-ная глас-ная обо-зна-че-на боль-шой бук-вой. В ответ впи-сы-ва-ет-ся слово без из-ме-не-ний, без вы-де-ле-ний боль-ши-ми бук-ва-ми. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на букву Ё: если слово с ошиб-кой со-дер-жа-ло эту букву, её нужно пи-сать и в от-ве-те. На-при-мер, из четырёх слов:

запЁртый

пер-вое имеет не-вер-но вы-де-лен-ное уда-ре-ние. Вы-пи-сы-ва-ем это слово в ответ без из-ме-не-ния, с бук-вой Ё. Об-ра-ща-ем вни-ма-ние на то, что во-прос о воз-мож-ном на-пи-са-нии Е вме-сто Ё ре-ша-ет-ся про-сто: перед каж-дым эк-за-ме-ну-е-мым на эк-за-ме-не будет бланк, в ко-то-ром ука-за-ны ВСЕ раз-решённые буквы и знаки. На дан-ный мо-мент вре-ме-ни в об-раз-цах блан-ках буква Ё есть.

Для тре-ни-ров-ки в от-ра-бот-ке на-вы-ка по-ста-нов-ки уда-ре-ния РЕ-ШУ-ЕГЭ пред-ла-га-ет как слова из Ор-фо-эпи-че-ско-го ми-ни-му-ма ФИПИ (2019 год), так и слова, не во-шед-шие или вы-шед-шие из него.

В за-да-ния с по-вы-шен-ным уров-нем слож-но-сти на-ря-ду со сло-ва-ми с явно оши-боч-ным уда-ре-ни-ем вклю-че-ны слова, име-ю-щие два ва-ри-ан-та уда-ре-ния.

Ор-фо-эпи-че-ский слов-ник ФИПИ 2019

Важ-ной сто-ро-ной ор-фо-эпии яв-ля-ет-ся уда-ре-ние, то есть зву-ко-вое вы-де-ле-ние од-но-го из сло-гов слова. Уда-ре-ние на пись-ме обыч-но не обо-зна-ча-ет-ся, хотя в от-дель-ных слу-ча-ях (при обу-че-нии рус-ско-му языку не-рус-ских) его при-ня-то ста-вить.

От-ли-чи-тель-ные осо-бен-но-сти рус-ско-го уда-ре-ния - его раз-но-мест-ность и по-движ-ность.Раз-но-мест-ность за-клю-ча-ет-ся в том, что уда-ре-ние в рус-ском языке может быть на любом слоге слова (книга, под-пись - на пер-вом слоге; фо-нарь, под-по-лье - на вто-ром; ура-ган, ор-фо-эпия - на тре-тьем и т. д.). В одних сло-вах уда-ре-ние фик-си-ро-ва-но на опре-делённом слоге и не пе-ре-дви-га-ет-ся при об-ра-зо-ва-нии грам-ма-ти-че-ских форм, в дру-гих - ме-ня-ет своё место (срав-ни-те: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕ-нам и сте-нАм). По-след-ний при-мер де-мон-стри-ру-ет по-движ-ность рус-ско-го уда-ре-ния. В этом и со-сто-ит объ-ек-тив-ная труд-ность усво-е-ния ак-цент-ных норм. «Од-на-ко, - как спра-вед-ли-во от-ме-ча-ет К.С. Гор-ба-че-вич, - если раз-но-мест-ность и по-движ-ность рус-ско-го уда-ре-ния и со-зда-ют не-ко-то-рые труд-но-сти при его усво-е-нии, то зато эти не-удоб-ства пол-но-стью ис-ку-па-ют-ся воз-мож-но-стью раз-ли-чать с по-мо-щью места уда-ре-ния смысл слов (мУка - мукА, трУ-сит - тру-сИт, по-грУ-жен-ный на плат-фор-му - по-гружЁнный в воду) и даже функ-ци-о-наль-но-сти-ли-сти-че-скую за-креплённость ак-цент-ных ва-ри-ан-тов (лав-рО-вый лист, но в бо-та-ни-ке: се-мей-ство лАв-ро-вых).

Осо-бен-но важ-ной в этом плане пред-став-ля-ет-ся роль уда-ре-ния как спо-со-ба вы-ра-же-ния грам-ма-ти-че-ских зна-че-ний и пре-одо-ле-ния омо-ни-мии сло-во-форм». Как уста-нов-ле-но учёными, боль-шая часть слов рус-ско-го языка (около 96%) от-ли-ча-ет-ся фик-си-ро-ван-ным уда-ре-ни-ем. Од-на-ко остав-ши-е-ся 4% и яв-ля-ют-ся наи-бо-лее упо-тре-би-тель-ны-ми сло-ва-ми, со-став-ля-ю-щи-ми ба-зис-ную, ча-стот-ную лек-си-ку языка.

При-ведём не-ко-то-рые пра-ви-ла ор-фо-эпии в об-ла-сти уда-ре-ния, ко-то-рые по-мо-гут пре-ду-пре-дить со-от-вет-ству-ю-щие ошиб-ки.

Имена су-ще-стви-тель-ные

аэро-пОр-ты, не-по-движн. уда-ре-ние на 4-ом слоге

бАнты, не-по-движн. уда-ре-ние на 1-ом слоге.

бО-ро-ду, вин.п., толь-ко в этой форме ед. ч. уда-ре-ние на 1-ом слоге

бух-гАл-те-ров, род. п. мн. ч., не-по-движ-ное уда-ре-ние на 2-ом слоге

ве-ро-ис-по-вЕ-да-ние, от веру ис-по-вЕ-дать

граж-дАн-ство

де-ше-вИз-на

дис-пан-сЕр, слово при-шло из англ. яз. через по-сред-ство франц.яз., где удар. все-гда на по-след-нем слоге

до-го-ворЁнность

до-ку-мЕнт

жа-лю-зИ, из франц. яз., где удар. все-гда на по-след-нем слоге

знА-чи-мость, от прил. знА-чи-мый

Иксы, им. п. мн. ч., не-по-движн. уда-ре-ние

ка-та-лОг

мо-но-лОг

не-кро-лОг

квар-тАл, из нем. яз., где уда-ре-ние на 2-ом слоге

ки-ло-мЕтр, в одном ряду со сло-ва-ми

сан-ти-мЕтр, де-ци-мЕтр, мил-ли-мЕтр…

кО-ну-сы, кО-ну-сов, не-по-движ. уда-ре-ние на 1-м слоге во всех па-де-жах в ед. и мн. ч.

крАны, не-по-движн. уда-ре-ние на 1-ом слоге

кре-мЕнь, крем-нЯ, удар. во всех фор-мах на по-след-нем слоге, как и в слове огОнь

лЕк-то-ры, лЕк-то-ров, см. слово бант(ы)

мЕст-но-стей, род. п. мн. ч., в одном ряду со сло-во-фор-мой пО-че-стей, чЕ-лю-стей…, но но-во-стЕй

му-со-ро-про-вОд, в одном ряду со сло-ва-ми га-зо-про-вОд, неф-те-про-вОд, во-до-про-вОд

на-мЕ-ре-ние

не-кро-лОг, см. ка-та-лОг

нЕ-на-висть

нО-во-сти, но-во-стЕй, но: см. мЕст-но-стей

нО-готь, нОгтя, не-по-движн. уда-ре-ние во всех фор-мах ед. ч. От-ро-че-ство, от Отрок - под-ро-сток

пар-тЕр, из франц. яз., где удар. все-гда на по-след-нем слоге

порт-фЕль

пО-руч-ни

при-дА-ное

при-зЫв, в одном ряду со сло-ва-ми позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на пуб-ли-ка-цию)

си-рО-ты, им. п. мн. ч., уда-ре-ние во всех фор-мах мн. ч. толь-ко на 2-ом слоге

срЕд-ства, им. п. мн. ч.

созЫв, см. при-зЫв

сто-лЯр, в одном ряду со сло-ва-ми малЯр, доЯр, шко-лЯр…

та-мОж-ня

тОрты, тОр-тов

це-пОч-ка

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со сло-ва-ми киоскЁр, кон-тролЁр…

экс-пЕрт, из франц. яз., где уда-ре-ние все-гда на по-след-нем слоге

Имена при-ла-га-тель-ные

У пол-ных форм имён при-ла-га-тель-ных воз-мож-но толь-ко не-по-движ-ное уда-ре-ние на ос-но-ве или на окон-ча-нии. Ва-ри-а-тив-ность этих двух типов у одних и тех же сло-во-форм объ-яс-ня-ет-ся, как пра-ви-ло, праг-ма-ти-че-ским фак-то-ром, свя-зан-ным с раз-гра-ни-че-ни-ем ма-ло-упо-тре-би-тель-ных или книж-ных при-ла-га-тель-ных и при-ла-га-тель-ных ча-стот-ных, сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ных или даже сни-жен-ных. В самом деле, ма-ло-упо-тре-би-тель-ные и книж-ные слова чаще имеют уда-ре-ние на ос-но-ве, а ча-стот-ные, сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ные или сни-жен-ные - на окон-ча-нии.

Сте-пень осво-ен-но-сти слова про-яв-ля-ет-ся в ва-ри-ан-тах места уда-ре-ния: круж-кО-вый и круж-ко-вОй, за-пАс-ный и за-пас-нОй, око-ло-зЕм-ный и око-ло-зем-нОй, мИ-ну-со-вый и ми-ну-со-вОй, очИст-ный и очист-нОй. По-доб-ные слова не вклю-ча-ют-ся в за-да-ния ЕГЭ, так как оба ва-ри-ан-та счи-та-ют-ся пра-виль-ны-ми.

И всё же выбор места уда-ре-ния вы-зы-ва-ет за-труд-не-ния чаще всего в крат-ких фор-мах при-ла-га-тель-ных. Между тем есть до-воль-но по-сле-до-ва-тель-ная норма, со-глас-но ко-то-рой удар-ный слог пол-ной формы ряда упо-тре-би-тель-ных при-ла-га-тель-ных остаётся удар-ным и в крат-кой форме: кра-сИ-вый - кра-сИв - кра-сИ-ва - кра-сИ-во - кра-сИ-вы; не-мЫс-ли-мый - не-мЫс-лим - не-мЫс-ли-ма - не-мЫс-ли-мо - не-мЫс-ли-мы и т. п.

Ко-ли-че-ство при-ла-га-тель-ных с по-движ-ным уда-ре-ни-ем в рус-ском языке не-ве-ли-ко, но они часто ис-поль-зу-ют-ся в речи, и по-это-му нормы уда-ре-ния в них нуж-да-ют-ся в ком-мен-та-ри-ях.

Уда-ре-ние не-ред-ко па-да-ет на ос-но-ву в форме мно-же-ствен-но-го числа, а также в един-ствен-ном числе в муж-ском и сред-нем роде и на окон-ча-ние в форме жен-ско-го рода: прА-вый - прав -прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОй-ный - стрО-ен - стрОй-но - стрОй-ны - строй-нА.

По-доб-ные при-ла-га-тель-ные, как пра-ви-ло, имеют од-но-слож-ные ос-но-вы без суф-фик-сов либо с про-стей-ши-ми суф-фик-са-ми (-к-, -н-). Од-на-ко так или иначе воз-ни-ка-ет не-об-хо-ди-мость об-ра-ще-ния к ор-фо-эпи-че-ско-му сло-ва-рю, так как ряд слов «вы-би-ва-ет-ся» из ука-зан-ной нормы. Можно, на-при-мер, го-во-рить: длИн-ны и длин-нЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Сле-ду-ет также ска-зать и о про-из-но-ше-нии при-ла-га-тель-ных в срав-ни-тель-ной сте-пе-ни. Су-ще-ству-ет такая норма: если уда-ре-ние в крат-кой форме жен-ско-го рода па-да-ет на окон-ча-ние, то в срав-ни-тель-ной сте-пе-ни оно будет на суф-фик-се ее: силь-нА - силь-нЕе, боль-нА - боль-нЕе, живА - живЕе, строй-нА - строй-нЕе, правА - пра-вЕе; если же уда-ре-ние в жен-ском роде стоит на ос-но-ве, то в срав-ни-тель-ной сте-пе-ни оно и со-хра-ня-ет-ся на ос-но-ве: кра-сИ-ва - кра-сИ-вее, пе-чАль-на - пе-чАль-нее, про-тИв-на - про-тИв-нее. То же ка-са-ет-ся и формы пре-вос-ход-ной сте-пе-ни.

Гла-го-лы

Одна из наи-бо-лее на-пряжённых точек уда-ре-ния в упо-тре-би-тель-ных гла-го-лах - это формы про-шед-ше-го вре-ме-ни. Уда-ре-ние в про-шед-шем вре-ме-ни обыч-но па-да-ет на тот же слог, что и в ин-фи-ни-ти-ве: си-дЕть - си-дЕ-ла, сто-нАть - сто-нА-ла, прЯ-тать - прЯ-та-ла, на-чи-нАть - на-чи-нА-ла. Вме-сте с тем груп-па упо-тре-би-тель-ных гла-го-лов (около 300) под-чи-ня-ет-ся дру-го-му пра-ви-лу: уда-ре-ние в форме жен-ско-го рода пе-ре-хо-дит на окон-ча-ние, а в осталь-ных фор-мах остаётся на ос-но-ве. Это гла-го-лы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Ре-ко-мен-ду-ет-ся го-во-рить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать - ждал - ждАло - ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли - лилА. Так же про-из-но-сят-ся и про-из-вод-ные гла-го-лы (про-жить, за-брать, до-пить, про-лить и т. п.).

Ис-клю-че-ние со-став-ля-ют слова с при-став-кой вы-, ко-то-рая при-ни-ма-ет уда-ре-ние на себя: вЫ-жить - вЫ-жи-ла, вЫ-лить - вЫ-ли-ла, вЫ-звать - вЫ-зва-ла.

У гла-го-лов класть, красть, слать, по-слать уда-ре-ние в форме жен-ско-го рода про-шед-ше-го вре-ме-ни остаётся на ос-но-ве: слАла, по-слА-ла, стлА-ла.

И ещё одна за-ко-но-мер-ность. До-воль-но часто в воз-врат-ных гла-го-лах (в срав-не-нии с не-воз-врат-ны-ми) уда-ре-ние в форме про-шед-ше-го вре-ме-ни пе-ре-хо-дит на окон-ча-ние: на-чАть-ся - на-чал-сЯ, на-ча-лАсь, на-ча-лОсь, на-ча-лИсь; при-нЯть-ся - при-нял-сЯ, при-ня-лАсь, при-ня-лОсь, при-ня-лИсь.

О про-из-но-ше-нии гла-го-ла зво-нить в спря-га-е-мой форме. Ор-фо-эпи-че-ские сло-ва-ри по-след-не-го вре-ме-ни со-вер-шен-но обос-но-ван-но про-дол-жа-ют ре-ко-мен-до-вать уда-ре-ние на окон-ча-нии: зво-нИшь, зво-нИт, зво-нИм, зво-нИ-те, зво-нЯт. Эта

тра-ди-ция опи-ра-ет-ся на клас-си-че-скую ли-те-ра-ту-ру (пре-жде всего по-э-зию), ре-че-вую прак-ти-ку ав-то-ри-тет-ных но-си-те-лей языка.

ба-ло-вАть, в одном ряду со сло-ва-ми

ба-ло-вАть-ся, из-ба-ло-вАть, раз-ба-ло-вАть…,но:бА-ло-вень судь-бы

брать-бралА

брАть-ся-бра-лАсь

взять-взялА

взЯть-ся-взя-лАсь

вклю-чИть-вклю-чИшь,

вклю-чИт, вклю-чИм

влИть-ся-вли-лАсь

во-рвАть-ся-во-рва-лАсь

вос-при-нЯть-вос-при-ня-лА

вос-со-здать-вос-со-зда-лА

вру-чИть-вру-чИт

гнать-гналА

гнАть-ся-гна-лАсь

до-брАть-до-бра-лА

до-брАть-ся-до-бра-лАсь

до-ждАть-ся-до-жда-лАсь

до-зво-нИть-ся-до-зво-нИт-ся,

до-зво-нЯт-ся

до-зИ-ро-вать

ждать-ждалА

жИть-ся-жи-лОсь

за-кУ-по-рить

за-нЯть-зАнял, за-ня-лА,

зА-ня-ло, зА-ня-ли

за-пе-рЕть-за-пер-лА

за-пе-рЕть-ся-за-пер-лАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

зво-нИть-зво-нИшь, зво-нИт,

ис-чЕр-пать

клАсть-клАла

крАсть-ся - крА-лась

лгать-лгалА

лить-лилА

лИть-ся-ли-лАсь

на-врАть-на-вра-лА

на-де-лИть-на-де-лИт

на-до-рвАть-ся-на-до-рва-лАсь

на-звАть-ся-на-зва-лАсь

на-кре-нИть-ся-на-кре-нИт-ся

на-лИть-на-ли-лА

на-рвАть-на-рва-лА

на-со-рИть-на-со-рИт

на-чАть-нАчал, на-ча-лА, нА-ча-ли

об-зво-нИть-об-зво-нИт

об-лег-чИть-об-лег-чИт

об-лИть-ся-об-ли-лАсь

об-нЯть-ся-об-ня-лАсь

обо-гнАть-обо-гна-лА

обо-дрАть-обо-дра-лА

обод-рИть

обод-рИть-ся-обод-рИшь-ся

обост-рИть

одол-жИть-одол-жИт

озлО-бить

окру-жИть-окру-жИт

оплом-би-ро-вАть, в одном ряду со сло-ва-ми

фор-ми-ро-вАть, нор-ми-ро-вАть, сор-ти-ро-вАть,

пре-ми-ро-вАть…

опОш-лить

освЕ-до-мить-ся-освЕ-до-мишь-ся

от-бЫть-от-бы-лА

от-дАть-от-да-лА

от-кУ-по-рить-от-кУ-по-рил

ото-звАть-ото-зва-лА

ото-звАть-ся-ото-зва-лАсь

пе-ре-зво-нИть - пе-ре-зво-нИт

пе-ре-лИть-пе-ре-ли-лА

пло-до-но-сИть

по-вто-рИть-по-вто-рИт

по-звАть-по-зва-лА

по-зво-нИть-по-зво-нИшь-по-зво-нИт

по-лИть-по-ли-лА

по-ло-жИть-по-ло-жИл

по-нЯть-по-ня-лА

по-слАть-по-слА-ла

при-бЫть-прИ-был-при-бы-лА-прИ-бы-ло

при-нЯть-прИ-нял-прИ-ня-ли-при-ня-лА

при-нУ-дить

рвать-рвалА

свер-лИть-свер-лИшь-свер-лИт

снять-снялА

со-здАть-со-зда-лА

со-рвАть-со-рва-лА

со-рИть-сорИт

убрАть-убра-лА

убыст-рИть

углу-бИть

укре-пИть-укре-пИт

ще-мИть-щемИт, за-ще-мИт

Уда-ре-ние в при-ча-сти-ях и де-е-при-ча-сти-ях

Наи-бо-лее ча-стые ко-ле-ба-ния уда-ре-ния фик-си-ру-ют-ся при про-из-но-ше-нии крат-ких стра-да-тель-ных при-ча-стий. Если уда-ре-ние в пол-ной форме на-хо-дит-ся на суф-фик-се -ЁНН-, то оно остаётся на нём толь-ко в форме муж-ско-го рода, в осталь-ных фор-мах пе-ре-хо-дит на окон-ча-ние: про-ведЁнный - про-ведЁн, про-ве-де-нА, про-ве-де-нЫ, про-ве-де-нО; завезЁнный - завезЁн, за-ве-зе-нА, за-ве-зе-нЫ, за-ве-зе-нО. Од-на-ко но-си-те-лям языка ино-гда труд-но пра-виль-но вы-брать место уда-ре-ния и в пол-ной форме. Го-во-рят: «за-вЕ-зен-ный» вме-сто завезЁнный, «пе-ре-вЕ-ден-ный» вме-сто пе-ре-ведЁнный и т. д. В таких слу-ча-ях стоит чаще об-ра-щать-ся к сло-ва-рю, по-сте-пен-но от-ра-ба-ты-вая пра-виль-ное про-из-но-ше-ние.

Не-сколь-ко за-ме-ча-ний о про-из-но-ше-нии пол-ных при-ча-стий с суф-фик-сом -Т-. Если суф-фик-сы не-опре-делённой формы о-, -ну- имеют на себе уда-ре-ние, то в при-ча-сти-ях оно пе-рейдёт на один слог вперёд: по-лОть - пО-ло-тый, ко-лОть - кО-ло-тый, со-гнУть - сО-гну-тый, за-вер-нУть - завЁрну-тый.

Стра-да-тель-ные при-ча-стия от гла-го-лов лить и пить (с суф-фик-сом -т-) от-ли-ча-ют-ся не-ста-биль-ным уда-ре-ни-ем. Можно го-во-рить: прО-ли-тый и про-лИ-тый, прО-лит и про-лИт, про-ли-тА (толь-ко!), прО-ли-то и про-лИ-то, прО-ли-ты и про-лИ-ты; дО-пи-тый и до-пИ-тый, дОпит и допИт, до-пи-тА и до-пИ-та, дО-пи-то и до-пИ-то, дО-пи-ты и до-пИ-ты.

При-ча-стия

ба-лО-ван-ный

включённый-включЁн, см. низ-ведЁнный

довезЁнный

зА-гну-тый

зА-ня-тый-за-ня-тА

зА-пер-тый-за-пер-тА

заселЁнный-за-се-ле-нА

из-ба-лО-ван-ный, см. ба-лО-ван-ный

кор-мЯ-щий

кро-во-то-чА-щий

мо-лЯ-щий

на-жИв-ший

нА-жи-тый-на-жи-тА

на-лИв-ший-на-ли-тА

на-нЯв-ший-ся

на-чАв-ший

нА-ча-тый

низ-ведЁнный-низ-ведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-обод-ре-нА

обострЁнный

от-ключённый

опре-делЁнный-опре-делЁн

от-ключЁнный

по-вторЁнный

поделЁнный

по-нЯв-ший

прИ-ня-тый

при-ручЁнный

про-жИв-ший

снЯ-тый-снятА

Де-е-при-ча-стия

Де-е-при-ча-стия часто имеют уда-ре-ние на том же слоге, что и в не-опре-делённой форме со-от-вет-ству-ю-ще-го гла-го-ла: вло-жИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, ис-чЕр-пав (НЕЛЬ-ЗЯ: ис-чер-пАв), начАв, под-нЯв, пожИв, полИв, по-ло-жИв, понЯв, пре-дАв, пред-при-нЯв, при-бЫв, при-нЯв, про-дАв, про-клЯв, про-лИв, про-нЯв, про-пИв, со-здАв.

ба-лУ-ясь

за-кУ-по-рив

на-чАв-шись

под-нЯв

Уда-ре-ние в на-ре-чи-ях

Уда-ре-ние в на-ре-чи-ях в ос-нов-ном сле-ду-ет изу-чать путём за-по-ми-на-ния и об-ра-ще-ния к ор-фо-эпи-че-ско-му сло-ва-рю.

вО-вре-мя

дО-вер-ху

до-нЕль-зя

за-вИд-но, в зна-че-нии ска-зу-е-мо-го

зА-го-дя, раз-го-вор-ное

зА-свет-ло

зА-тем-но

кра-сИ-вее, прил.и нареч. в сравн.ст.

на-дОл-го

А.П. Чехов когда-то великолепно сказал: «По сути, для интеллигентного человека плохо говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать». И с этим нельзя не согласиться. Говорить человек учится с первых дней своей жизни: сначала он вычленяет из обшей какофонии окружающих звуков свое имя, затем – слова, которые произносятся чаще всего. Позже ребенок начинает воспроизводить слова, повторяя их в точности так, как слышит от близких людей.

Но, к сожалению, не всё то, чему мы учимся от окружающих, соответствует нормам родного языка! Помочь разобраться в правилах произношения призвана наука орфоэпия (греческое orthós - «правильный» и épos - «слово»), одним из разделов которой является изучение расстановки ударений в русской речи.

Слова с ударениями, которые нужно запомнить

Загляните в орфоэпический словарь, и вы с удивлением обнаружите, как много ошибок допускаем все мы в своей повседневной речи! Тут и там мы ежедневно слышим уродливые: «пО няла», «взЯ ла», «снЯ ла».



ТортА х или тО ртах

А, ведь, стоит всего лишь запомнить одно простое правило: В глаголах женского рода в форме прошедшего времени ударным становится окончание –а . Запомните и получайте удовольствие от правильного произношения таких слов как: понялА , снялА , взялА , вралА , лгалА , ждалА , гналА , воспринялА , позвалА .

Исключений, которые необходимо запомнить, не так уж много: стА ла, слА ла, крА ла, клА ла и все слова, имеющие приставку вы- (вЫ пить – вЫ пила, вЫ нуть — вЫ нула).

Еще одной ловушкой стало употребление существительных во множественном числе. Здесь ошибка подстерегает нас еще на этапе образования множественного числа. Почему-то многие превращают слово «договО р» в «договорА », а «профессор» и «доктор» превращаются в чудовищные «профессорА » и «докторА ». На самом деле, всё «проще пареной репы »:

  1. Большинство существительных мужского рода во множественном числе приобретают окончание –ы.
  2. Окончание –ы всегда безударно!

Запомнили? Теперь у вас не должно возникнуть проблем с такими словами как: аэропО рт – аэропО рты, профЕ ссор – профЕ ссоры, дО ктор – дО кторы, бант – бА нты, шарф – шА рфы, договО р – договО ры, лифт – лИ фты, торт – тО рты, бухгА лтер – бухгА лтеры

Мы все гордимся тем, что русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира. Но проникновение в речь иностранных слов – явление неизбежное и вполне закономерное. Мало кто знает о том, что в истинном русском языке отсутствуют слова, начинающиеся на букву «А «.

Большинство слов, начинающихся с первой литеры алфавИ та, имеет греческое происхождение, а некоторые пришли к нам из тюркского (например: арбуз, аршин, аргамак). Мода на использование французского языка среди представителей высших сословий, которая началась во времена правления императрицы Елизаветы Петровны и закончилась в период наполеоновских войн, обогатила нашу речь огромным количеством галлицизмов.

Нынешнее поколение наблюдает как русский язык активно обогащается словами, имеющими англоязычное происхождение. Слова-пришельцы, поселившиеся в наших словарях, в большинстве своём сохраняют ударения на привычном месте.

Так для французских заимствований характерно ударение, падающее на последний слог, для латинских – на предпоследний. Правильность ударений в словах иностранного происхождения лучше всего проверять по словарям, но те слова, которые плотно вошли в наш обиход, необходимо запомнить: алфавИ т, апострО ф, дефИ с, жалюзИ, каталО г, некролО г, квартА л, партЕ р, эспЕ рт, фетИ ш, фО рзац, факсИ миле.

Также следует запомнить нормы постановки ударения в следующих прилагательных: кУ хонный, слИ вовый, грУ шевый, украИ нский, мозаИ чный, оптО вый, давнИ шний.

Самые популярные слова с ударениями на олимпиадах

Изучение правильности постановки ударений может стать увлекательным занятием. Зачастую, одного знания правил русского языка оказывается недостаточно. Многие ударения нужно только запомнить, обращаясь к специальным орфоэпическим словарям.

При подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ обычно предлагается к изучению до 500 самых распространенных словоформ, которые могут вызвать затруднения с правильной постановкой ударений, но их количество этим не ограничивается. Изучение норм ударения – процесс трудоёмкий, но результат может превзойти все ожидания: наша речь не будет пестрить неграмотными «взЯ ла», «прО центы», «договорА », а значит нам не будет стыдно перед классиками русской словесности.

Составлен на основе списка паронимов от ФИПИ. Содержит не только паронимические пары, но и значения каждого паронима. Идеален для подготовки, незаменим при решении тестов.

Список паронимов от ФИПИ

Слова даны без лексических значений. Список носит ознакомительный характер.

Иногда при подготовке к экзамену практика важнее знаний. Задание на паронимы в ЕГЭ по русскому языку - тот самый случай. Каким бы блестящим ни было мышление, невозможно исправить одно слово на другое, если ученик не сталкивался с ними ранее. Чтобы добиться успеха, нужно много тренироваться, решая тесты и просто периодически читая список паронимов, которые могут попасться на экзамене.

Словарь паронимов строится на основе списка паронимов (второй файл), опубликованного ФИПИ. Данный список является исчерпывающим. Это значит, что слова, не занесенные в него, точно не встретятся на экзамене. Мы предлагаем использовать первый файл. В нем приведены те же самые слова, но уже с лексическими значениями. Их можно распечатать или сохранить себе на компьютер, чтобы периодически перечитывать. Словарь паронимов не нужно заучивать: чтения и решения тестовых заданий вполне достаточно.



Беременность и роды