Притча о слепых (картина). Брейгель, питер старший притча о слепых Кто написал картину о прозревший слепой

Резюме.

Мф. 15:14 «оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Эти слова Христовы призывают, прежде всего, к большой осторожности в выборе духовного руководителя. Верующему, ищущему наставника в своей жизни, прежде всего, необходимо убедиться, что этот человек нравственно безукоризнен и учит не от себя, а по святым отцам; не заражен властолюбием и не требует себе подчинения; разумный, не раздражительный и нестяжательный.

Святые отцы исключительно большое внимание придают этому вопросу, поскольку от выбора духовного руководителя во многом зависит спасение или гибель христианина. Они призывают верующего быть здесь крайне неспешным и осторожным. Прп. Петр Дамаскин делился своим печальным опытом: «Много я получил вреда от неопытных советников ».

И вот что пишет об этом прп. Иоанн Лествичник : «Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели ».А прп. Кассиан Римлянин предупреждает: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесно­му возрасту и сединам. Многие, увлекшись на­ружным видом старости и высказав свои по­мышления, вместо врачевства получили вред от неопытности слышащих » (Цит. по: Игн. Брнч. Т.1,491).

Свт. Игнатий делает вывод уже́ применительно к нашей эпохе: «Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас !» (Игн. Брнч. Т.1, с. 274). И советует: «Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его - и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники - великая редкость ». «Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и бра­тиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увле­кайся советом по первоначальному действию его на тебя !» (Игн. Брнч. Т.V,77).

Отвечая на вопрос, можно ли разлучаться с неудачным духовником, свт. Игнатий приводит слова одного из самых авторитетных древних наставников: «Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным » (Игн. Брнч. Т.V,74).


«Слепые» - одна из самых знаковых картин Питера Брейгеля Старшего. Считается, что она основана на одной из библейских притч, которая гласит: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму» . Как и практически во всех остальных полотнах художника, в этой тоже скрыта аллегория, а какая именно – разберем далее в статье.


Картина «Слепые» была написана в 1568 году. На ней изображена вереница слепых людей, которые уверенно шагают по дороге прямиком в яму. Первые уже упали, и остальных ждет та же участь. В основе сюжета заложена библейская притча, в которой говорится: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Смысл притчи, как всегда, читается между строк. Слепые – это не те, у кого отсутствует зрение, а те, кто следует за кем-то, слепо ему веруя.


Стоит отметить, что идея написания картины пришла в голову художнику неспроста. В те времена его родная страна Нидерланды попала в зависимость от испанцев во главе с герцогом Альба. Под предлогом борьбы с еретиками было уничтожено бесчисленное количество простых людей. Несогласных с новым режимом быстро ликвидировали, а остальные стали слепо подчиняться новым властям.


Если обратить внимание на лица слепых на картине, то все они намеренно искажены. И это не потому, что автор предвзято относился к увечным. Каждый из действующих лиц олицетворяет собой пороки человечества – жадность, злобу, жестокость, лживость, лицемерие, похоть. Именно они застилают глаза человеку и направляют его в «ямы» духовной безнравственности.

Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.
В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.

Картина посвящена словам Христа в библейской притче о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью:
"Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?".

Конечно же, при этом Иисус имел в виду слепоту духовную. Как напоминание об этом Брейгель изображает в глубине картины церковь - единственное место, где слепые могут получить исцеление.
Но чтобы переступить церковный порог, нужно быть зрячим или воспользоваться помощью зрячего; ни то ни другое не доступно персонажам Брейгеля.

Пережитые события, происходящие с его страной, словно заставили Брейгеля вспомнить кальвинистское учение о трагической слепоте всего человечества, не ведающего своей судьбы и покорного воле предначертанного зрелища.

Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя медлено и осторожно они идут друг за другом, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг.

Внезапно вожак оступается и падает, и вслед за ним падет
"Взгляд" его пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

Судорожно ищет внезапно исчезнувшую опору опору, уже качаясь и теряя равновесие

Пока идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу.

Но чем дальше тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. Потому, что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому, что падение это неизбежно. Мгновение как бы остановилось. Скорее всего они что-то спрашивают.

Их лица, выражающие ужас и недоумение, уродливы и страшны. На них отражены все пороки человеческого общества: злоба, жадность, хитрость, лживость, лицемерие.

Брейгель старается избежать нарочитого драматизма: его персонажам, скорее всего, не угрожает гибель - овраг неглубок. Весь ужас происходящего сконцентрирован не в сюжете, а именно в образах: в неторопливом, след в след, движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных, но лишенных какой-либо тени мысли и жизни.

Словно обгоняя слепцов, взгляд зрителя перескакивает с одной фигуры на другую, улавливает страшное в своей последовательности изменение выражений их лиц от тупого и животно-плотоядного последнего слепого до все более алчных, все более хитрых и злобных.

Осуждая человечество за суету и порочность, художник противопоставляет ему
Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Мир природы вечен, в нем все справедливо и закономерно. Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Эта картина - последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля. Не была ли картина "Слепые" своеобразным прощанием художника с людьми?

Нет. Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая. по отзывам современников, "была самым лучшим из созданных им произведений". Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас, известно только название: "Торжество правды"

Многие, хотя бы краем уха, слышали, что был такой голландский художник Брейгель. Но на самом деле была целая художественная династия. Её основателя Питера Брейгеля именуют Мужицким, а продолжателей - его детей - Питера и Яна - называют Адским и Бархатным.

Отец одним из первых в мире обратился к народной теме и раскрыл ее наиболее ярко. Наблюдая происходящее будто с высоты птичьего полета и разделяя композицию на отдельные эпизоды, он показал безумие мира. Его полотна напоминают прямо-таки броуновское движение.

В числе самых странных работ, созданных с использованием такого приема, является картина «Нидерландские пословицы» . На ней - почти 100 сцен, лихо высмеивающих лицемерие, жадность, тщеславие и многие другие пороки.

Всё полотно довольно небольшое - всего 117х164 сантиметров, но чтобы рассмотреть всё понадобится много времени. Тем более, что там ещё есть и броские подписи. Это напоминает современные книги-гляделки, комиксы и виммельбухи, которые очень нравятся не только детям.

Порой миниатюры сложно расшифровать, некоторые сценки многозначны, какие-то выражения просто исчезли из языка... Хотя несомненно, что его современникам всё там было предельно ясно и, говоря нынешним языком, по приколу.

Большинство же составляющих понятно и нам сейчас. Эти пословицы используются до сих пор почти по всему миру. Ведь пороки, увы, остаются и даже часто усиливаются...

Есть на полотне совсем маленькие фигурки, например, трое людей с длинными палками, бредущих у берега моря на заднем плане. Пословица, изображенная на этой сценке, взята из Евангелия от Матфея.

Фарисеи считали, что человек бессилен перед лицом рока. Иисус Христос сказал про них: «...всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их, они - слепые вожди слепых ; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Известную притчу часто включали в различные собрания назидательных историй, популярных в ту эпоху. Произошедшая он неё пословица обличала глупость и незнание, которые приводят к плачевным результатам.

К сожалению, глупость человеческая неискоренима и вечна, а слепые и калеки тогда постоянно ходили по дорогам, просили милостыню по всем городам, деревням и прочим весям.

В связи с популярностью и узнаваемостью сюжета через девять лет Питер Брейгель Старший создал на ту же тему было полноценное полотно, ставшее, пожалуй, самым наиболее известным и значительным его творений - «Притча о слепых» или просто - «Слепые».

К сожалению, оригинал дошел до нас далеко не лучшем виде, но зато существует сразу несколько более поздних копий, позволяющих понять первоначальный замысел художника.

На картине - шесть слепых, опираясь на посохи и держась друг за друга, гуськом спускаются вниз. Движутся они слева направо по нисходящей. Именно это направление движения становится важным ключом к пониманию смысла.

Обращает на себя внимание также находящаяся по центру невдалеке устремленная в небо церковь. Она противопоставляется слепцам. «Притча о слепых» - диагноз Брейгеля Старшего духовному состоянию общества.

Первый из слепых оступился и уже упал в воду - в нелепой позе он выглядит совершенно беспомощно. Второй, запнувшись, тоже летит вниз следом за ним, увлекая за собой третьего, который все больше наклоняется вперед.

Все остальные, идущие цепочкой за поводырем, пока даже совершенно ничего не подозревают о случившемся, но они уже также неизбежно обречены . Это - просто дело нескольких секунд... В данном случае.

При следовании же за уже давно павшими духовными слепцами, душевное падение последователей может растянуться на годы и даже на всю жизнь, но оно также неизбежно.

Жестокое отношение к слепым в Нидерландах в то время характеризуется потехой, когда слепым выдавали крепкие палки, с помощью которых они должны были до смерти забить поросенка. Часто они ошибались, осыпая ударами друг друга, что вызывало у публики неимоверное веселье.

Драматизм подчеркивается достоверностью деталей: игрой на лютне, которую нес упавший поводырь, они зарабатывали себе на жизнь. Изображения слепых также очень реалистичны. Об этом свидетельствуют авторитетные офтальмологи.

Например, французский доктор Антуан Торрильон пишет: «У одного... роговица затянута белой плёнкой, что могло явиться следствием лейкомы; у другого, задравшего голову к небу, - явные признаки атрофии глазного яблока, что происходит, когда при запущенной глаукоме повреждается глазной нерв».

Он ехидно рассказывает, как воспринимали ухудшение зрения нидерландские медики XVI века: считалось, что человек хуже видел из-за "ядовитых паров, подымавшихся из желудка и оседавших в мозгу", поэтому надо было, "освежив дыхание гвоздикой или сладким укропом, подуть в глаз страждущему..."

Человек, невидящие глаза которого обращены на зрителя, скорее всего, ранее был зряч, но потом потерял зрение в драке или был наказан за преступление (за воровство могли отрубить кисть руки и/ или выколоть глаза).

В целом же, запечатленное на картине растянутое падение слепых, представляет собой не только наглядный пример глупости, но и общую душевно-духовную слепоту мира. Эту работу сравнивают с пляской смерти. Ведь на полотне - бренность и хрупкость человеческой жизни.

Катерина Маслова

Слепой ведет слепого

Слепой ведет слепого
Из Библии. Новый Завет (Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 14), слова Иисуса Христа: «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Иносказательно: о плохих руководителях, вождях и покорной им невежественной толпе, которые стоят друг друга (ирон., презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Слепой ведет слепого" в других словарях:

    - (тот и другой не знает, куда бредет) Слепой слепому (зрячему) не указчик. Слепой (иноск.) ослепленный безрассудством, страстью Ср. Cæcus monstrat viam. Ср. Ut si caecus iter monstrare velit. Если б слепой хотел показать дорогу. Horat. Ep. 1, 17,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Слепой. Слепой Жанр детектив / боевик Создатель Андрей Воронин Елена Караваешникова В главных ролях Сергей Маховиков Мария Порошина … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (Brueghel, Pieter) (ок. 1525 1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком биографом Карелом ван Мандером, является главным источником… … Энциклопедия Кольера

    Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Ис.42:19 Иер.5:31 Лук.6:39 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем… Блаженны миротворцы… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ПРЯМАЯ КИШКА - ПРЯМАЯ КИШКА. Содержание: I. Анатомия..................... 590 II. Методы исследования заднего прохода и п. к. 5 98 III. Патология П. к.................. 599 I. Анатомия. Прямая кишка (rectum) представляет собой конечный отдел кишечника; она… …

    КИШЕЧНИК - КИШЕЧНИК. Сравнительно анатомические данные. Кишечник (enteron) представляет собой б. или м. длинную трубку, начинающуюся ротовым отверстием на переднем конце тела (обычно с брюшной стороны) и кончающуюся у большинства животных особым, анальным… … Большая медицинская энциклопедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Возвращение в Панджруд , Волос Андрей , Длинна дорога от Бухары до Панджруда, особенно если идти по ней предстоит слепому старику. Счастье, что его ведет мальчик-поводырь - где найти лучшего провожатого? Шаг за шагом преодолевают… Категория: Современная отечественная проза Издатель: ОГИ ,
  • Дети подземелья. Слепой музыкант , Короленко Владимир Галактионович , В книгу вошли два хрестоматийных произведения В. Г. Короленко. `Дети подземелья` - повесть о неожиданной дружбе сына судьи и бездомного мальчишки. Недолгие, но очень искренние отношения не… Категория: Для детей Серия: Книги на все времена Издатель: Энас-книга , Производитель:


Беременность и роды