Расход топлива разных самолетов. Авиационное топливо: чем заправляют самолеты

Топливный бак – это емкость, в которой хранится жидкое топливо, он размещается непосредственно на борту самолета. От топливных баков идут топливные провода к силовой установке, что и обеспечивает ее питание горючим. Также на борту самолета могут размещаться баки для снабжения горючим отопительных систем.

Турбовинтовые и турбореактивные двигатели самолетов в своей работе используют авиационный керосин с дополнительными присадками. Легкомоторная авиация, оснащенная поршневыми силовыми установками, в качестве горючего использует бензин с высоким октановым числом.

Топливный бак в крыле самолета

В современном самолетостроении используют кессон-баки, они имеют вид герметичных плоскостей. В основном они устанавливаются в крыльях, стабилизаторе и киле. Это мягкие баки, изготовленные из резиновых материалов, это позволяет сохранить их целостность при перегрузках и ударах. Кроме того, подобный материал очень надежен и эффективно занимает отведенное пространство.

Иногда используют баки-отсеки, которые выполняют как роль топливной емкости, так и роль силового элемента. Чтобы предотвратить проливание топлива из кессон-баков, на истребителях используют губчатый наполнитель по типу поролона.

Большие авиалайнеры, которые предназначены для дальних перелетов, имеют несколько топливных баков, которые дополнительно оснащаются насосами. Все топливные баки соединяются между собой системой топливных проводов, которые позволяют использовать топливо из любого бака или производить его перекачку. Перекачка топлива из одного бака в другой возможна благодаря осуществлению более эффективной центровки летательного аппарата. Топливо из расходных баков перекачивается в запасные соответственно с разработанной программы расхода горючего в полете.

Топливные баки изготовленные из стандартных алюминиевых канистр

Нужно отметить, что сам процесс заправки топлива в баки самолета происходит также в соответствии с планом центровки. Горючее подается в баки аппарата под давлением из специального заправщика через горловину, после чего оно распределяется между баками.

Каждый топливный бак в самолете имеет так называемую горловину слива, через которую можно слить все топливо. После каждой заправки проводится открытие данной горловины, что позволяет слить осевший на дне бака конденсат или воду. Естественно, в баке не должно быть никаких примесей, иначе это может послужить причиной отказа двигателя и аварии.

Также самолеты имеют системы аварийного сброса топлива прямо в воздухе. Данная система необходима при выполнении аварийных посадок, непосредственно после взлета, поскольку допустимая масса посадки летательного аппарата значительно меньше, нежели взлетная масса.

Топливный бак в лонжероне

Боевые самолеты, которым необходимо выполнять боевые операции на большом удалении от базы, могут оснащаться дополнительными баками подвесного типа. Они имеют обтекаемую форму для улучшения общей аэродинамики и подвешиваются к фюзеляжу или крылу самолета. После выработки всего горючего они сбрасываются. Также подобные устройства применяются для перегонки самолетов на другие аэродромы дислокации, они, как правило, установлены в середине корпуса.

Подвесные топливные баки

Безопасность топливных баков

Боевые самолеты и некоторые пассажирские машины используют нейтральный газ для заполнения баков, который подается по мере расходования горючего. В качестве газа используют углекислоту или азот. Это позволяет предотвратить пожар на борту или взрыв топливного бака из-за механических повреждений. Подобную схему заполнения газами топливного бака использовали еще во Второй мировой войне, только в качестве газа использовали охлажденный выхлоп из коллектора двигателя.

Достаточно частый вопрос, который задают люди и в интернете и, по мере возможностей, в реальной жизни – на каком топливе летают самолеты? В этой статье мы, не углубляясь в тонкости, а просто для общего развития, рассмотрим, чем заправляют самолеты.

Бочки с авиатопливом

Для начала нужно иметь представление, за счет чего вообще самолет поднимается в воздух и преодолевает огромные расстояния. Это происходит благодаря реактивной тяге . Если не углубляться в законы физики, то это сила отдачи струи газа, которая обеспечивает движение двигателя и объектов, которые к нему прилагаются. В нашем случае этим объектом выступает самолет с пассажирами. Газовая струя вытекает из сопла турбореактивного двигателя. Она отталкивается от воздуха и задает самолету движение с определенной скоростью. Чем сильнее отдача газа, тем большую скорость набирает авиалайнер.

Турбореактивный двигатель имеет следующие основные части:

  1. Компрессор. Турбины компрессора захватывают воздух, необходимый для реакций окисления.
  2. Камера сгорания. Сюда подается авиационное топливо и здесь же происходит его сгорание, которое сопровождается выделением большого количества тепловой энергии.
  3. Турбина. Сюда выводится горячий газ и направляется лопастями турбины в сопло турбореактивного двигателя.
  4. Реактивное сопло (выходное устройство)

В реактивном сопле проходит процесс получения реактивной тяги, за счет чего самолет разгоняется. Остановимся детальнее на том, каким топливом заправляют самолеты.

Перевозка авиатоплива по железной дороге

Авиационное топливо

Топливо для самолетов бывает двух видов – авиационный бензин и реактивное топливо (авиакеросин).

Авиабензины применяются для поршневых двигателей или же в качестве растворителя для технического обслуживания авиалайнеров. Такое горючее не сильно отличается от обычного автомобильного бензина, хотя имеет некоторые особенности, связанные со спецификой его применения.

Существует два вида авиационного бензина, которые отличаются некоторыми характеристиками, и одной из них является октановое число. Так как техника на поршневых двигателях все же сдает позиции, авиационный бензин также используется значительно реже.

Самым популярным топливом для авиалайнеров является авиационный керосин, который также называют реактивным топливом. Используется для аппаратов с турбореактивным двигателем.

Авиакеросин представляет собой дизельное топливо, полученное в ходе глубокой переработки нефти. Согласно с правилами эффективного использования турбореактивных двигателей, авиационный керосин должен быть максимально очищен от ароматических углеводородов и других примесей.

Авиационный керосин производится на нефтеперерабатывающих заводах. Согласно ГОСТу, выделяются авиакеросины для дозвуковой и сверхзвуковой авиации. Вы спросите, в чем же разница? Дело в том, что сверхзвуковой режим полета предполагает сильный разогрев топлива. И, если топливо мелкофракционное, оно начинает испаряться.

Сверхзвуковая авиация нуждается в «тяжелом» составе. К такому топливу относятся авиационные керосины Т-6 и Т-8В.

Для дозвуковой авиации подходит и мелкофракционное топливо. Однако чем больший процент топлива составляют легкие бензиновые фракции, тем на меньшую высоту полета оно рассчитано. К такому вида керосинов можно отнести керосин Т-2.

Керосин Т-1 является достаточно стабильным топливом, соответствующим международным стандартам качества. Авиационный керосин ТС-1 не совсем соответствует данным нормам за счет высокого процента серы в составе.

Мы рассмотрели, на чем летают самолеты. Теперь стоит уделить внимание не только авиатопливу, но и специальным добавкам, которые улучшают его качество.

Заправка самолета

Спецприсадки для авиационного топлива

К ним относятся следующие:

  1. Антистатическая присадка. Увеличивает электропроводность топлива и минимизирует накопление статического электричества, которое, в свою очередь, может привести к взрыву топливного бака.
  2. Противоизносная присадка. Необходима для увеличения срока эксплуатации автоматических механизмов в топливном отделе двигателя.
  3. Антиокислительная присадка. Понижает уровень окислительных процессов в топливе, за счет чего препятствует возникновению образованию смол.
  4. Антиводокристаллизационная присадка. Если в топливе присутствует хотя бы минимальный процент воды, на высоте в несколько километров она кристаллизуется. А мелкие кусочки льда могут сильно повредить двигатель, вплоть до его полного отказа. Присадка предотвращает подобные инциденты.

Мы рассмотрели, каким топливом заправляют самолеты, но еще не упомянули, как заправляют самолеты.

Чтобы в кратчайшие сроки обслужить сотни бортов, ежедневно вылетающих из аэропорта, нужно решить тысячи вопросов. Одна из важнейших задач - обеспечить все самолёты топливом. Топливозаправочный комплекс - огромный механизм, который действует слаженно и бесперебойно.

Давайте посмотрим, что происходит с топливом с того момента, когда оно попадает на территорию аэропорта до заправки в топливные баки самолёта.


2. В аэропорт топливо попадает двумя путями: по железной дороге или по трубопроводу.

3. По железной дороге топливо приходит с разных заводов, расположенных по всей стране. Выбор поставщиков зависит от цен и текущей конъюнктуры. В настоящее время большая часть топлива поступает по железной дороге.

4. Одновременно в Домодедово могут сливаться 22 цистерны.

5. Интересная деталь: страховочный трос для сотрудников, которые принимают топливо.

6. Всё топливо проходит обязательный приёмный контроль.

7. Возможность полёта обеспечивается на земле.

8. Из железнодорожных цистерн топливо перекачивается вот в такие резервуары. Объём этой огромной бочки - 5000 м³.

9. Правильно бочка называется «резервуар вертикальный стальной». Немного технических подробностей:

10. Вот так выглядит резервуар с крыши соседнего резервуара.

11. TankRadar - прибор для контроля параметров топлива в резервуаре.

12. Можно оценить уровень топлива, температуру и другие параметры.

13. Недалеко от резервуаров с топливом расположены резервуары с водой. Резервуары казематного типа располагаются под землей. Про них говорят: «Пусть они никогда не будут использованы по назначению».

14. Для того, чтобы гонять топливо между ёмкостями нужны мощные насосы.

15. Это второй путь, по которому топливо попадает в аэропорт - трубопровод, идущий от Володарской нефтебазы. Эта нефтебаза связана нефтепродуктопроводами со всеми аэропортами Московского авиаузла. Под этим навесом расположены приборы учета, на основе их показаний осуществляются расчеты между компаниями.

В гражданской авиации используются два вида топлива: ТС-1 и РТ. ТС-1 - топливо самолётное, РТ - топливо для реактивных двигателей. Отличий между ними мало, по сути это авиационный керосин.

16. На каждом этапе качество и параметры топлива тщательно контролируются. Есть несколько ступеней контроля, самый строгий осуществляется в лаборатории. Здесь знают о топливе всё.

17. Топливо проходит полный анализ по 12 показателям. Помимо этого осуществляется контроль и других жидкостей. Например, «И-М» — противоводокристаллизационная присадка к топливу и НГЖ-5У — гидравлическое масло, используемое, например, в шасси ВС.

18. Для каждой проверки установлена своя аппаратура. Какие-то приборы внешне выглядят не очень эффектно, но их задача, конечно, не в этом.

19. Сотрудница лаборатории за работой.

20. Результаты каждого анализа заносятся в журналы, помимо этого некоторые пробы опечатываются и хранятся определенный срок. Это требования авиационной безопасности.

21. До этого последний раз столько пробирок я видел только в институте на кафедре физхимии.

22. При нас провели некоторые исследования. Сейчас исследуется температура вспышки топлива в закрытом тигле.

23. Результаты выдаются на дисплее.

24. Здесь исследуется плотность и состав топлива по фракциям.

25. Опечатывание проб.

26. После того как топливо прошло всесторонний анализ, получило подтверждение качества в лаборатории, его можно перекачивать на центральную заправочную станцию, расположенную на аэродроме. Именно отсюда топливо подаётся к самолётам.

27. На входе установлено множество фильтров, которые задерживают механические примеси и воду.

28. Проводится дополнительный контроль, для этого сливают топливо из нижней части ёмкостей.

29. Все физико-химические параметры проверены в лаборатории, наличие воды и примесей можно выявить при визуальном контроле. Топливо абсолютно чистое.

30. Использованные фильтры грубой и тонкой очистки. Система фильтров способна задерживать частицы примесей размером 1 микрон, это почти в 100 раз меньше толщины человеческого волоса.

31. Машинное отделение. Насосы работают в автоматическом режиме.

32. Общий вид на ЦЗС.

33. На ЦЗС расположено шесть резервуаров объемом 5000 м³ и несколько резервуаров поменьше.

34. Тут же хранятся запасы и присадки к топливу.

35. В баки самолёта топливо может попадать из топливозаправщиков или из вот таких гидрантных колонок, расположенных по всему аэродрому. Всего таких колонок 61, мы как раз у контрольной, с номером 61.

36. В Домодедово есть топливозаправщики с разной ёмкостью, максимальная ёмкость используемых топливозаправщиков - 60 м³, как в железнодорожной цистерне.

37. Чтобы полностью заполнить топливом резервуар топливозаправщика нужно примерно 40 минут. Быстрее - нельзя, есть стандарты, ограничивающие максимальную скорость подачи топлива.

38. В среднем узкофюзеляжные реактивные самолёты берут порядка 20 тонн топлива, Boeing-747 может нести 200 тонн, а гигант - почти 300.

39. С крыши резервуаров открываются интересные виды аэропорта.

40. Вся суть репортажа в одной фотографии.

41. Не заправишь - не полетит.

42. Немного о том, как происходит заливка топлива. Во-первых, во-вторых и в-третьих: техника безопасности. Всё должно быть заземлено, все инструкции и регламенты расписаны максимально подробно.

43. ЦЗС похожа на обычную автозаправочную станцию, только машины здесь гораздо больше.

44. Колонка. На ней отпускается топливо.

45. После заливки топлива очередной контроль.

46. Керосин прозрачен как слеза, примеси и вода отсутствуют.

47. Теперь топливозаправщик может ехать к воздушному судну.

48. В Домодедово работают три оператора, авиакомпании могут выбирать тех, кто предложит лучшие условия и цены.

49. В свою очередь, операторы могут хранить топливо в общих резервуарах или арендовать резервуар отдельно для себя.

50. Заправка самолётов осуществляется через люки, расположенные в крыле.

51. Для заправки самолётов из гидрантных колонок используются вот такие передвижные заправочные агрегаты.

52. Заправка происходит из люков, расположенных на местах стоянок самолётов, таким образом огромным топливозаправщикам не требуется маневрировать среди самолетов, всё топливо подаётся по трубам.

53. За процессом заправки наблюдает мальчик, ожидающий своего рейса.

54. Совсем скоро самолёт заправят, а пассажиры пройдут паспортный контроль и полетят по своим делам.

Выражаю благодарность сотрудникам пресс-службы и топливозаправочного комплекса аэропорта Домодедово за возможность понаблюдать за работой аэропорта изнутри.

Еще несколько репортажей о спецтехнике аэропорта:

Как обещала, сегодня показываю и рассказываю про то, как заправляют самолеты на примере "Роснефти" в аэропорту Внуково.

Топливо поступает на приемный склад ГСМ двумя способами:

Железнодорожным транспортом.
Все начинается с терминала железной дороги, куда приходят составы с авиационным керосином, который доставляется из ближайших к Внуково нефтеперерабатывающих заводов в Рязани и заводов Самарской группы и ЯНОС (Ярославль);

По кольцевому трубопроводу напрямую с НПЗ.

2.

3. Из цистерн и по трубопроводу топливо перекачивается вот в эти огромные 5-тысячные (м3) резервуары.

4. Вид с самолета на ТЗК Роснефти и аэропорта Внуково. Внизу тысячные резервуары, пятитысячники остались за двигателем.

5. В каждом таком резервуаре максимально находится 4,25 тысяч литров авиационного керосина. Внизу трубная обвязка - она служит для приема и выдачи авиатоплива.

6. На крыше 5-тысячного резервуара размещен логотип Внуково.

7. По трубопроводу авиакеросин попадает в расходные емкости.

8. Переезжаем на предперонный пункт налива, где в бело-красных полосатых пунктах налива происходит непосредственная заправка керосина в топливозаправщики.

9. Шланг присоединяется к штуцеру топливозаправщика.

В ТЗК процедура происходит следующим образом. Через специальный кран сливается около 10 литров керосина и в чистую банку берется проба для более детального анализа.

11. Сначала происходит визуальный контроль - керосин раскручивается в банке по спирали до образования воронки и осматривается на предмет пузырьков или осадка.

12. Второй этап проходит с помощью специального приспособления (ПОЗ-Т).
ПОЗ-Т два раза промывается керосином, а затем проводится тест. Использованный керосин потом сливается в подземный резервуар.

13. Внутрь ПОЗ-Т устанавливаются специальные индикаторы (ИКТ), через которые протягивается авиакеросин на протяжении 8-10 секунд.
Если в керосине содержится вода или механические примеси, на индикаторе выступят три пятна. При наличии механических примесей появятся 3 черных пятна, при наличии воды - три синих пятна.

14. Всё чисто, пора заправлять самолёт!

15. Во Внуково "Роснефть" заправляет авиакомпании "Трансаэро", "Россия", "Турецкие авиалинии", "Нордвингз", "Якутия", "ЮТэйр", Lufthansa, Fly Dubai, Hainan Airlines, Air Arabia, а также Федеральных потребителей.

16. Мне повезло, в съемочное утро заправляли Боинг-747 "Трансаэро".

17. Такой большой самолет могут одновременно обслуживать сразу два заправщика.

18. Топливозаправщик, в зависимости от размера цистерны, может вместить 60 тысяч литров.

19. С другой стороны еще один.

20. Это новый заправщик - за кабиной у него подъемная платформа, чтобы удобно подбираться к крылу для подсоединения топливного шланга.

21. На заправщиках установлены по 2 независимых наконечника нижней заправки, так быстрее будет идти процесс...

22. Фюзеляжный Пульт Контроля и Управления Заправкой
Из показаний: тумблер задачи количества топлива, тумблер включения/отключения автоматического режима заправки, а также органы управления клапанами в случае ручной заправки.

23. Заправочный модуль топливозаправщика.

24. Заправка 747-го длится около часа, самолет берёт на борт до 241140 литров керосина и, чтобы полностью его заправить, понадобится 6 заправщиков.

25. Дальность с максимальной нагрузкой 14200 км. Почти до Мельбурна (14400), Буэнос-Айреса 13500, Сантьяго (Чили) 14100. Практически весь мир - за исключением западного берега Австралии.

26. Оператор заправочной станции контролирует подъезд и отъезд топливозаправщика, помогает машине правильно встать под крыло, контролирует перепады на фильтр-элементах, управляет насосной установкой, а также осуществляет контроль качества топлива.

27. Пока заправляют 747-й, проедемся по аэропорту и посмотрим, где еще "кормят" самолеты.

28. Вот нашли Боинг-737 и это снова "Трансаэро".

29 Здесь крыло пониже и шланг подсоединяют с помощью стремянки.

30. Что самое интересное - информация о том, сколько топлива в какой самолет залить теперь происходит не на бумаге, а через современные средства связи.

31. В нашем случае это специально обученный телефон с программой, на который диспетчер отправляет все данные о количестве топлива для конкретного самолета.

32. А работнику остается только контролировать показания датчиков.

33. Вот например устройство, на которое нужно нажимать каждые полторы минуты для безопасности.

34. Это дифманометр. Он служит индикатором перепада давления. Если значение отклоняется от нормы - фильтры нужно менять.

35. Суперджет "Газпрома" закончили заправлять, жаль, мы не успели. Его обычно заправляют 16 минут.

36. "Роснефть" является одним из лидеров на рынке авиационного топлива РФ. Реализацией авиатоплива, производимого на 9 НПЗ "Роснефти", занимается специализированное дочернее общество Компании - ООО "РН-Аэро".

37. С 2008 года предприятие осуществляет реализацию авиационного топлива, а также оказывает полный комплекс услуг по поставке авиационного керосина и организации заправки воздушных судов в аэропортах России и зарубежья.

38. Сеть присутствия ООО "РН-Аэро" по заправке воздушных судов на территории РФ увеличилась до 29 аэропортов, включая 13 собственных ТЗК.

39. Заправщики с узнаваемым логотипом компании можно увидеть в столичных аэропортах Внуково и Шереметьево...

40. ...аэропортах Екатеринбурга, Владивостока, Ростова-на-Дону, Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика, Абакана, Красноярска, Иркутска.

Вот такая красота.

Какое используется топливо для самолетов? Чем, можно сказать, кормят эти летающие машины? Как его выбрать? В первую очередь, любое самолетное топливо должно быть качественным. От этого напрямую зависит работа самолета. Что касается видов топлива, их существует несколько.

Один из них - бензин для самолетов. Он имеет мало общего с автомобильным бензином. К нему применимы абсолютно иные требования и стандарты. Причина этого проста: от плохого бензина машина просто может не завестись. А вот самолет, скорее всего, упадет.

Существует ряд марок авиационного бензина. Одна из самых распространенных из них-Б-92/Б-91. Основная часть реактивных и пассажирских самолетов отправляется в полеты на керосине. Его существует несколько видов, но мы на них останавливаться не будем.

Ответы на самые типичные вопросы

Поршневые самолеты (те, у которых наличествует пропеллер) летают на авиационном бензине. Автомобиль на нем, теоретически поедет, но не так быстро, как хотелось бы. На чем летают реактивные самолеты, уже было сказано. Как быстро может поехать автомобиль на таком топливе? Со скоростью 0 км /ч, то есть не поедет вообще. Есть только одно исключение - если прикрутить двигатель от реактивного самолета к автомобилю. Такое возможно на самом деле, подобный эксперимент уже проводился. Автор и исполнитель данного эксперимента получил премию Дарвина. Но это, конечно, скорее исключение, чем правило.

Как получают бензин?

Это топливо получают из сырой нефти. Нефть - это известная основной части людей черная жидкость, которая добывается из земных недр. Что содержится в этой жидкости? В нефти содержатся углеводороды, атомы углерода соединяется в цепочки разного размера и длины. В результате этих соединений образуются различные вещества.

Почему основная часть самолетов летает на керосине?

Почему для заправки большинства самолетов используют керосин? Этому существует опять же несколько причин:

Более низкая цена. Он намного дешевле бензина. Керосин имеет свойство гореть плавно, если можно так сказать про этот процесс.

Что нам важно в автомобилях? И неважно, грузовые они или легковые. Важно, чтобы была возможность резкого переключения двигателя, скоростей. А на что рассчитан самолет? Чтобы достаточно медленно его запустить, и длительное время поддерживать движение турбин на заданной заранее скорости. Разумеется, если речь идет о пассажирских самолетах. Если говорить о легкомоторной авиации, то она преимущественно предназначается для перевозки действительно огромных грузов. Для этого вида авиации подходит бензин. Он отлично подойдет для того типа турбин, которые применяются в легкомоторной авиации. Самый главный вопрос - у кого купить топливо для самолетов? От его качества так много зависит… Лучшим вариантом будет покупка этого топлива у нас. Мы за качество отвечаем.



Беременность и роды